Сознание и бессознательное сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа - это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.

Первая теория о бессознательном

Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.

З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.

Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.

Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т.к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.

Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие "подсознание".

Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.

Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.

З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.

Бессознательное носит сексуальный характер.

Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.

Бессознательное по З. Фрейду

З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:

"Оно" или "Id" - уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.

"Я" или "Ego" – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.

"Сверх-Я" или "Super-Ego" – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.

"Сверх-Я" – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает "Я".

"Я" выступает в качестве посредника между внешним миром и "Оно", задача "Я" сделать так, чтобы "Оно" было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям "Оно". Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований "Сверх Я", иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний "Оно".

Для демонстрации взаимоотношений между "Я" и "Оно", учёный взял образ всадника на лошади, где "Я" – всадник, а "Оно" – лошадь. Если человек "Я" здоров, то он способен подчинить себе "Оно", управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями "Оно" и указаниями "Сверх-Я" приобретают непреодолимый характер, то "Оно" уходит из-под контроля "Я", это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.

Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между "Оно" и "Сверх-Я", а сознательное "Я" может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением "Сверх-Я" до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.

Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между "Оно" и "Сверх-Я". В качестве инструмента для данного компромисса человек использует "Я". Таким образом, содержание "Оно" постепенно переходит в содержание "Я".

Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.

Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие "Эдипов комплекс".

С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение. Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.

Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.

Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына. Не выдержав тяжести греха, царица Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип в отчаянии ослепил себя.

З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.

Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.

Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца. Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.

Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.

З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.

В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие "сексуальное влечение" на "либидо".

Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.

Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях "Эроса" и "Танатос". Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.

Нужна ваша помощь, пожалуйста, мне нужно написать сочинение-рассуждение (Esse) на тему: "Бессознательное в жизни человека". Объем - не такой большой нужен, главное содержание. Просто вообще без понятия что это и как эссе, ни разу не приходилось даже писать, да и тема не ахти, не очень мне так ясна. Заранее спасибо.

ахах ничего проще и придумать нельзя)
писать за других глупо, так что я поясню вам, что это такое
человеком управляют 2 феномена, бессознательное и сознательное, сознательное-это ваше мышление, медленное, к примеру вас спросят-2х2?, если вы не знаете математику, вы будете думать сами-такс 2 умножаем на 2 получаем 4. Но когда вы идёте, вы не думаете, на сколько сантиметров поднять ногу, куда опустить и под каким наклоном, с какой скоростью, если бы этим управляла сознательная часть разума мозг бы не выдержал расчётов, сознательная часть управляет логическим мышлением, дидукцией, а бессознательная всем остальным, я бы порекомендовал прочесть вам 1 хорошую книгу, на этот счёт, тут ооочень много аспектов и в соченении всего не выразишь. "думай медленно решай быстро" она называется. В общем бессознательная часть управляет всем тем над чем вы не задумываетесь, дышите, едите, спите, двигаетесь, к тому же многие сознательные вещи со временем переходят в бессознательную часть, к примеру у профи, лучше приведу пример на играх, вы играете за героя и вначале вам надо думать какой скилл на какой кнопке нажать и что он делает, но со временем вы будете жать на автопилоте, так же гонщики вначале задумываются куда повернуть и на сколько зажать газ, что бы не опракинуло при заносе, но потом они делают это на автопилоте, то бишь бессознательно, так же бессознательное управляет чувствами, бессознательное -это всё, над чем ты не задумываешься, нужно подробнее или вы не хотите думать? если не будете думать и понимать то что делаете, будете деградировать ( просто предуприждаю, не хочу обидеть) вам рассказать подробнее или поищете простой способ без напрягания мозгов?

вячеслав конаков Мудрец (11274) рад помочь, если что, обращайтесь за дополнительной информацией, я прочёл 600 страниц материала на эту тему, книгу учёного который посвятил этому добрых 40 лет изучения)

Вся жизнь людей бессознательна, сознательная жизнь может лишь осознать эту бессознательность и отсутствие осознающего субъекта, а так же логическое противоречие заключённое в данном состоянии вещей.

Бессознательно в жизни человека может быть все в жизни, что он делает.

Например задумывались вы о том, что вы едите и какой образ жизни ведёте?

Правильный ли он, к чему он приведёт?

Есть ли в вашей жизни смысл и цели?

А если есть, ваши ли это цели? Действительно ли вы этого хотите?

Многие люди даже не задумываются над тем кто они есть? Просто живут себе, избегая страхов и надеясь на счастье в будущем.

А в будущем ещё есть смерть. Человек потеряет все и себя.
Тогда что выберешь ты жить в иллюзия или принимая реальность такой какая она есть.?

Гост

ГОСТ

Общая характеристика сознания и бессознательного

Сознание является особым состоянием человека, в котором он имеет возможность одновременного восприятия окружающей действительности и самого себя как отдельного индивида и личности.

При этом человек отдает себе полный отчет в имеющихся у него мыслях, намерениях и проявлениях поведения.

Основное содержание деятельности сознания человека заключается в следующих действиях:

  • эмоциональной оценке окружающей действительности,
  • обеспечении процесса осуществления целенаправленной деятельности;
  • предварительном мысленном построении оптимально организованных и мотивированных действий;
  • прогнозировании возможных последствий осуществления деятельности;
  • способности человека к самоанализу и адекватному восприятию событий, происходящих в окружающей его реальности.

Таким образом сознание является идеальной психической формой деятельности человека, которая ориентирована на активное и целенаправленное отражение и преобразование окружающей действительности.

Говоря о наличии у человека сознательной психической деятельности нельзя забывать о существовании бессознательной сферы психики.

Бессознательное является совокупностью имеющихся у человека психических явлений, действий и состояний, которые лежат вне сферы проявления человеческого разума. Они безотчетны и не поддаются контролю со стороны сознательной стороны психики человека. Примерами бессознательных процессов являются сновидения, гипнотическое состояние, невменяемые состояния человека.

Таким образом, все что находится не в фокусе сознания человека в данный конкретный момент, но может найти свое проявление в сознании с помощью памяти, можно отнести к бессознательным процессам.

Готовые работы на аналогичную тему

Также примером проявления бессознательных процессов могут выступать автоматизмы, которые получили свое развитие с помощью сознания, но в результате длительных тренировок и многократных повторений приобрели бессознательный характер и вышли из-под контроля сознания.

Такими автоматизмами являются, например, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки спортсменов, автоматизированные навыки совершения определенных трудовых операций.

Структуры бессознательного могут различаться в зависимости от степени их близости к сознанию.

Выделяется также особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включены те психические явления, которые связанны с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Процессы бессознательного могут направлять деятельность и поведение человека и тем самым определенным образом воздействовать на сознание.

Исследования бессознательных процессов в психологии

Основные идеи в развитии теории бессознательного были выдвинут Зигмундом Фрейдом, который не только теоретически описал особенности данного явления, но и смог придать этим представлениям практический характер.

Данная теория позволила Фрейду лечить людей от многих психических заболеваний. Созданное им учение называют психоанализом, и оно является актуальным и на современном этапе развития психологии и психотерапии.

С помощью анализа процессов, происходящих в психике человека Фрейд избавлял его от неврозов. Этот процесс состоит из нескольких этапов:

  • сначала обнаруживается бессознательное;
  • затем, при готовности пациента, бессознательное переводится в сознание.
  • болезненные установки, скрывающиеся в бессознательном, исчезают и таким образом исчезает и источник болезненных неврозов.

Следует отметить то невозможно избавить человека от проявления бессознательного, в связи с тем, что человек является существом не только сознательным, но и бессознательным. Сторонники учения Фрейда придерживаются точки зрения о том, что именно бессознательное доминирует в психике человека.

Защитная функция бессознательного

Проявления бессознательного в жизни человека имеет множество функций, основной среди которых является защитная функция. В чем же ее значение и особенности проявления. Рассмотрим это вопрос более подробно.

Психофизиология бессознательного имеет для человека огромное значение, именно оно помогает сознанию человека защититься от перегрузок. В процессе вытеснения сильных и ограничивающих переживаний, травмирующих психику человека, бессознательное защищает человека от возможного психологического перенапряжения и нервных срывов.

Безусловно, освобождение от них важно для полноценной самореализации, но в определенные моменты их блокировка бывает полезна.

Еще одной стороной защиты сознания с помощью проявлений бессознательного заключается в освобождении от постоянного контроля за осуществлением повседневных действий, которые с помощью бессознательного превращаются в автоматизмы и не требуют от человека активного включения сознания.

В процессе перемещения в область бессознательного ту информацию и действия, которые могут обходиться без активного участия сознания, человек позволяет своему мозгу и сознанию обратить больше внимания и сконцентрироваться на решении более важных и интересных задач.

Однако стоит понимать, что в любом процессе необходим баланс: полностью подавлять и вытеснять неприятные воспоминания и ощущения не целесообразно, так как они все равно найдут выход наружу в виде травмирующих ощущений неосознаваемой тревоги и беспокойства. Но и постоянно держать все процессы, происходящие в психики в области сознания также чревато постоянным напряжением и угрозой возникновения стресса и депрессии.

Сознание и бессознательное одинаково важны для нас, они существуют в гармонии и нельзя принижать или преувеличивать значение ни одного из них.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительнос­ти. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возник­новению мозга, центральной нервной системы, психики жи­вотного, а затем и психики человека.

Качественно новым этапом развития психики явилось воз­никновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, созда­вавшиеся человеком предметы культуры и возникшие на опре­деленном уровне развития человека знаковые системы.

Важнейшим условием возникновения и развития челове­ческого сознания явилась совместная продуктивная опосре­дованная речью орудийная деятельность людей.

Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодей­ствия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.

В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положе­ние вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется спо­собность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.

Второе направление связано с развитием мышления и назы­вается понятийным. Это направление отражает тесную взаи­мосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.

Структура сознания включает в себя совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объектное отно­шение, а также возможность целеполагающей деятельности.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния че­ловека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказы­вает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме со­знания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение чело­века, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У че­ловека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и. т.п.

Наибольший интерес для философии представляет личност­ное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое про­явление в различных его непроизвольных действиях и психи­ческих явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имея, обещаний, на­мерений, событий, фактов и.т.п.); это могут быть фантазии, меч­ты, грезы или сновидения.

Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то, не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному собы­тию или факту.

Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бес­сознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизнен­ных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют по­ведением человека. Однако роль их в этом управлении различ­на. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

- когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного реше­ния;

- когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротив­ление (физическое или психологическое);

- когда человеку нужно осознать, что он находится в слож­ной конфликтной ситуации, и найти из этой, ситуации оп­тимальный выход;

- когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного ос­тается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находят­ся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Всё они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от орга­нов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессозна­тельного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходь­ба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и. т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем; от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в фило­софской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мыс­ли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознатель­ного под воздействием усвоенных норм морали (так называе­мой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

Читайте также: