Женское лицо войны сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

У войны не женское лицо

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Да! Горела и кружилась планета. Мы в этой войне потеряли миллионы жизней, о которых помним и молимся. Здесь были все: дети, женщины, старики и мужчины, способные держать оружие, готовые на все, лишь бы защитить свой край, своих близких. Война. Всего-то пять букв: в-о-й-н-а, а как много они говорят. Огонь, горе, муки, смерть. Вот что такое война.

Под ружье было поставлено основное взрослое население великой страны. Это хлеборобы и строители, ученые и культурные деятели. Те, кто мог много сделать для процветания страны, но долг звал. И встал на защиту Отечества и стар и мал.

Плечом к плечу на полях сражений стояли мужчины и женщины, чей долг был хранить очаг, родить и растить детей. Но они вынуждены были убивать. И быть убитыми. Как это мучительно больно! Женщина и война – это противоестественно, но это было так. Они убивали, чтобы спасти детей, матерей, жизнь своим близким.

А девушки? Какие они? Что собой представляют? Что знают о жизни? Все девчонки разные, со своей непростой судьбой.

Рита Осянина – молодая мать, рано вышедшая замуж за лейтенанта, родившая сына и овдовевшая в первые дни войны. Молчалива. Строга. Никогда не улыбается. Ее задача – отомстить за мужа. Отправив сына к больной матери, которая жила недалеко, идет на фронт. Душа её разрывается между долгом и любовью к маленькому сыночку, к которому она тайком бегает по ночам. Это она, возвращаясь из самоволки, почти наткнулась на немцев.

Сонечка Гурвич. Любительница поэзии Александра Блока. Такая же мечтательница. И на фронте не расстается с томиком стихов. Очень переживает за жизнь родителей, оставшихся в оккупации. Они евреи. И не знала Соня, что их уже нет в живых. Беспокоилась за своего друга, такого же мечтателя, сражавшегося на другом фронте. Мечтала о счастье, думала о жизни после войны. А встретилась с безжалостным убийцей, всадивший в девичье сердце нож по самую рукоятку.Фашист пришел на чужую землю убивать. Ему никого не жалко.

А в это время Лиза Бричкина тонет в болоте. Очень уж она торопилась, хотела помощь привести, но оступилась. Что же видела она в своей короткой жизни кроме труда, леса, больной матери? Ничего. Очень хотела учиться, уехать в город, узнать новую жизнь. Но и ее мечты разрушила война. Мне понравилась Лиза своей хозяйственностью, домовитостью, высоким чувством долга и ответственности. А если бы не война? Какой бы стала? Скольких бы деток родила? Но не успела. И хочется о ней сказать словами песни Стрелкова:

Стала я ивою, стала я травушкой,

Клюквой в чужих туесах…

А как хотелось и мне стать журавушкой,

С милым летать в небесах.

Быть ему самой любимою женщиной,

Деток родить золотых…

Только война породнила с Карельщиной –

Нет меня больше в живых.

Очень жаль! Вечная ей память!

Сколько девушек – столько и судеб. Все разные. Но их объединяет одно: девичьи жизни изуродовала, сломала война. Зенитчицы, получив приказ не пропустить врага к железной дороге, ценой собственной жизни его выполнили. Погибли все. Погибли по-геройски. А пошли-то они на разведку, не зная численности врага, почти безоружные. Задачу выполнили. Врага остановили. Какой ценой! Как хотели жить! Как по - разному погибали. О каждой хочется слагать песни.

Женька! Какой зажигательный огонь! Вот она рисуется перед врагом, изображая лесоповальную бригаду. А сама дрожит вся изнутри, но марку держит. Вот уводит немцев от раненной Риты Осяниной. Кричит, ругается, смеется, поет и стреляет во врага. Она знает, что погибнет, но спасает подругу. Вот это героизм, мужество, благородство. Смерть напрасна? Конечно, нет. Но очень-очень жаль Женечку.

А Рита? Лежит раненая, понимая, что не выживет. Стреляет себе в висок. Это слабость? Нет! Тысячу раз нет! О чем она думала перед тем, как поднести пистолет к виску? Конечно, о сыночке, судьбу которого вручила Федоту Евграфовичу Васкову.

Ничего не сказали о старшине, а он ведь герой. Как мог, защищал девчат. Учил спасаться от немецких пуль. Но война есть война. Перевес в численности и умении у врага был. И все же Федот сумел победить извергов один. Вот он русский скромный мужик, воин, защитник. Он отомстил за своих девчат. Как он кричал немцам в момент их пленения! И плакал от горя. Довел старшина пленных до своих. И только потом позволил себе потерять сознание. Долг выполнен. И слово, данное Рите, тоже сдержал. Вырастил ее сына, выучил и привез на могилу матери и девчат. Поставил памятник. И теперь все знают, что в этом тихом месте тоже шла война и гибли люди.

Читая повесть, молодое поколение будет узнавать о страшной войне, которой они не знали. Будут больше ценить мир, который подарили им прадеды и деды.

Об образе женщины можно говорить бесконечно. Добрая, заботливая, гордая, мужественная… Облик женщины представляется в виде хранительницы очага, старательной труженицы, любящей жены и матери, защитницы собственных детей. Сколько любви подарено женским сердцем, сколько, добрых слов сказано её устами, сколько жизней спасено женскими руками, сколько подвигов совершено её мужественным характером. Женщина-мать, женщина-труженица, женщина-воин…

Когда гитлеровские полчища без объявления войны вторглись на советскую землю, весь многонациональный народ сплоченно поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. В первые же дни войны была объявлена всенародная мобилизация. В военкоматах образовывались длинные очереди добровольцев, которым не была безразлична дальнейшая судьба страны.

На фронт уходили мужчины, женщины, безусые юноши, молоденькие девушки.

Война вошла в жизнь каждого человека, внеся тревоги и волнения, заботы и горести, ожидания скорейшей победы над врагом.

Советская женщина с малыми ребятишками на руках, порой без хлеба и крова, ежедневно преодолевая все преграды и испытания, работая не покладая рук в цехах и на полях, ковала победу в тылу.

Незабываем подвиг отважной женщины-воина, сражавшейся наравне с крепкими мужчинами. Они совершали подвиг. Они погибали, но не сдавались. Сознание своего долга перед страной, семьей заглушала чувство страха, и боль, и мысль о смерти. Всё делалось ради жизни на земле.

Многие из них за героизм, проявленный в борьбе с фашистами, получали самую высокую награду — звание Героя Советского Союза. Одним из ярких примеров отваги женщины-воина является Людмила Михайловна Павличенко, советский снайпер, на счету которой свыше трёхсот уничтоженных солдат и офицеров вражеской армии. Ей не было равных.

Не забудется беспримерный подвиг юной партизанки Зины Портновой. За диверсию в столовой, где она отравила сотни немецких солдат, участие в подпольной организации и убийство трёх фашистов во время допроса, девушка была жестоко наказана. Бессмертный подвиг Ленинградской комсомолки является ни с чем не сравнимым примером доблести для нынешнего поколения.

Образ женщины является своеобразным эталоном человеческих достоинств. Во все времена она была и остается незаурядной личностью. Всё самое дорогое на свете связано с именем женщины, потому что с ней связано само понятие жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война беспощадна ко всему живому. Женщина, как и мужчина на войне играет не последнюю роль. Особенно бесценны в этот период женщины-врачи или женщины-медсестры. В этот момент на ее хрупкие плечи ложится тяжелая ноша, большая ответственность за человеческие жизни.

В нашей истории есть немало великих женщин, которые помогали в разведке, были снайперами или служили в кавалерии. Безусловно, женщине во многом сложнее переносить тяготы и лишения во время войны. Ведь им, наравне с мужчинами приходиться участвовать в боевых действиях, по ночам рыть окопы, стрелять по вражеским танкам и тайком пробираться ближе к противнику, чтобы узнать как можно больше о его намерениях.

Чаще всего женщина идет работать медицинской сестрой или присматривать за детьми. Многие женщины шьют, готовят или день и ночь трудятся в полях, чтобы собрать хоть какой-нибудь урожай, чтобы прокормить своих детей. Женщины-врачи трудятся день и ночь, спасая раненных в боях солдат, дарят им надежду на выздоровление и счастливую жизнь.

Почему женщина идет воевать наравне с мужчинами? Просто потому, что женщина – это, в первую очередь мать. А мать, как коршун защищает своих детей, свой дом, а значит, свое государство. На самом деле, за маской хрупкости и нежности, в женщинах скрывается большая сила и воля. Женщина, оберегая то, что ей действительно дорого становится, словно разъяренная тигрица, бесстрашной и сильной перед лицом опасности.

Многие женщины в период Второй мировой войны совершали настоящие подвиги, ценой своей собственной жизни шли в бой, расстреливали немцев, помогали солдатам вырваться из плена или подбивали вражеские танки. Женщины никогда не показывали свою слабость, они вместе с мужчинами терпели голод, боль и мерзли, сидя в окопах.

Молодые, даже совсем юные, женщины брали в руки пулеметы, автоматы и винтовки и шли, не оглядываясь назад и не думая о страхе на врага. Были и женщины, которые отправлялись на войну отомстить врагу за то, что он отнял у них самое дорогое – детей, мужей или родителей.

Женщинам бывает очень трудно, но они каждый раз доказывают то, что способны быть сильными, смелыми и настоящими защитниками своей Родины и близких людей. Ими гордятся, о них вспоминают, ими восхищаются, и каждый раз благодарят за помощь, доброту и силу духа, которые не покидают их в самых тяжелейших жизненных ситуациях.

Также читают:

Картинка к сочинению Женщина на войне

Популярные сегодня темы

Несмотря на то, что творение описывает вполне реальные исторические события, история его создания до сих пор полностью не изучена. Основной предпосылкой для написания считается тот факт

Среди ярких образов, нарисованных писателем в данном произведении, невозможно обойти вниманием образ Маши Мироновой, дочери Белогорского коменданта.

Свита Воланда представляет собой коллектив, прислуживающий своему хозяину. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла — это мистические существа, обладающие магическими и шутовскими способностями.

Если говорить о том, почему существование нынешнего поколения интересное, нельзя не отметить значимость компьютера и книг. Ни о каком противостоянии тут речи идти не может. Каждый из них информирует нас о событиях прошлых и нынешних лет

…Да разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла.

Война… Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной. Холодные и безжалостные глаза смотрели стволами ору­дий на бойцов, идущих в атаку, страшными кровавыми ранами – на медсестер, санитарок, хирургов, смотрели на изнемогавших го­лодных рабочих у станков, неся горе и смерть.

Грубые ее руки вы­рывали жертвы из каждого дома, каждой семьи. “У войны – не женское лицо…” Да, не женское, но

доле женщины в годы войны не позавидуешь. Женщина, нежная, прекрасная, самой природой созданная для любви, для выполнения великой миссии матери, женщина, соединившая в себе “и богатство, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь”, была вынуждена взять в руки оружие! Девушки, вчерашние школьницы, на хрупких плечиках своих сре­ди разрывов снарядов выносили из боя раненых бойцов.

Девочки сутками простаивали у станков и не разгибали спины на колхоз­ных полях. Не могли, не имели права “инженеры человеческих душ” пройти мимо этих событий. Все наши известные писатели коснулись в своем творчестве темы войны,

но лучшие из созданных произведений принадлежат писателям-фронтовикам, не понаслыш­ке знающим о войне.

…Ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Тема войны действительно близка поэтессе, волнует ее. Она го­ворит: “Пишу об этом потому, что не могу не писать. Память серд­ца…” А как хотелось бы забыть!

Взрывы, дымный ветер,

Слезы поседевших матерей…

Отвечает сердце мне сурово:

“Нет, об этом позабыть нельзя”.

В 1941 году добровольно ушла Ю. Друнина на фронт и до конца войны служила батальонным санинструктором. Какие тяжелые ис­пытания она прошла, но привыкнуть к ужасам, ранам, смерти женщине не дано.

Я столько раз видела рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Нет памятника “неизвестной санитарке” или “неизвестной мед­сестре”, памятника той, которая не только видела смерть и увечья, но ценой собственной жизни спасала раненых. Нет памятника, но осталась память. Воспеть, возвеличить своих подруг в стихах стре­миться Ю. Друнина, еще раз напомнить о них, об их чудовищно трудной, но бесконечно прекрасной судьбе. “Женщина дает жизнь, женщина и жизнь – Синонимы”.

Но Родина была в опасности, и женщина встала в ряды ее защитников.

Какие удивительные лица Военкоматы видели тогда! Все шли и шли они – Из средней школы, С филфаков, Из МЭИ и из МАИ – Цвет юности, Элита комсомола, Тургеневские девушки мои.

Именно о таких, молодых, красивых девушках рассказывает Борис Васильев в своей замечательной повести “А зори здесь ти­хие…”. Лишь один эпизод, одно незначительное в масштабах этой необъяснимой войны столкновение с врагом в тылу нашей армии. А как отразился на нем весь ужас, вся несовместимость женской доли в эти страшные годы с самим понятием “женщина”! Пять дев­чонок, руководимых старшиной Васковым, ценой своих жизней предотвратили крупную диверсию, выведя из строя специально подготовленную группу из шестнадцати фашистских солдат.

Ни эти девчата, ни десятки, сотни тысяч других не думали о себе, по­мнили только о судьбе народа, своей Родины. Запоминается, На­всегда остается в сердцах образ Жени Комельковой. “.”Так Глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет”. А особенно ей, “высокой, рыжей, белокожей”, с прекрасны­ми “зелеными, круглыми, как блюдца, глазами”, ей, у которой вся жизнь впереди. “…Она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны”, защищая Риту Осянину, Васкова, саму жизнь на земле, забывая о том, что она по­гибнет.

Так поступали все женщины: ради жизни других, ради Ро­дины дрались до последнего патрона.

Женщина “грозной годины” вынуждена была не только воевать на фронте, убивать врага своими руками, она, именно она, ковала победу в тылу.

В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один. Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну.

Это стихотворение, написанное в 1945 году М. Исаковским, тес­но связано с судьбой героини повести Виталия Закруткина “Матерь человеческая”. Образ женщины-труженицы, женщины бесконеч­ной доброты и необъятного сердца создает автор. Фашисты сломали всю ее жизнь.

Сожжен дом, повешены муж и сын, погибли или уг­наны на чужбину подруги и соседи, но Мария находит в себе силы жить ради будущего ребенка, ради людей, ради победы. Работает она не покладая рук за всю третью бригаду колхоза имени В. И. Ленина, успевает везде. Четыре месяца живет она одна, рабо­тает одна, но не ожесточилась Мария, не потеряла человечности и доброты.

Сколько заботы и внимания уделяет она детям-ленинград­цам, спасшимся из разбитого эшелона. Она с такой сердечностью ухаживает за ребятами, что они называют ее мамой. “Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время – люди воздадут им должное… И тогда не выдуманной мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный мо­нумент, а ей, женщине – труженице земли”, стойко перенесшей все тяготы войны.

Мне часто было страшно и тоскливо, Меня томил войны кровавый путь, Я не мечтала даже стать счастливой, Мне одного хотелось: отдохнуть.

В этих строках поэтесса Ольга Берггольц передает чувства жен­щин всей страны, а прежде всего, конечно, свои и своих сограж­дан-ленинградок. Девятьсот томительных дней и ночей ожидания прорыва блокады города:

И день за днем лицо мое темнело, Седины появились на висках.

Но они не просто ждали.

Я рвы на ближайших подступах копала,

Сколачивала жесткие гробы

И малым детям раны бинтовала…

Мало, ох как мало из трех миллионов этих мужественных лю­дей сумело выжить в нечеловеческих условиях блокады. Этого не вытравишь из памяти живых.

И не проходят даром эти дни, Неистребим священный их осадок, Сама печаль, сама война глядит Познавшими глазами ленинградок.

Глаза войны… В них отразились смерть, кровь, ужас, мучения, нечеловеческий труд. “Война – преступление против всего живого, против самой природы” – это главная мысль повести Чингиза Айтматова “Материнское поле”. Ведут разговор старая Толгонай и поле, на котором проработала всю свою жизнь, где встретила и по­любила будущего мужа. Погибли в годы войны муж и трое сыно­вей.

Никакими словами не описать горе этой женщины. Родным и самым близким стало для нее теперь поле. С ним она делится свои­ми сокровенными думами. И поле признается, что страдает от вой-

Ны, Тоскует по крестьянским рукам, оплакивает детей своих – хлеборобов. Затянулись раны Толгонай пленкой времени, но не за­жили, болят. Хочется ей сказать всем людям, что человек рожден для счастья, для мирного труда. “Могут люди, должны люди пре­градить путь Войне”.

Издавна считается, что война – сугубо мужское дело. И “пусть женщина женщиной будет”. Но как могли “мать, и жена, и сест­ра” усидеть дома, когда сыновья, мужья, братья уходили и не воз­вращались. Белорусская писательница С. Алексиевич создала доку­ментальную повесть “У войны – не женское лицо”, записав воспо­минания женщин, прошедших войну.

Собранные рассказы рисуют облик войны, обвиняют фашизм в том, что “…женщине пришлось стать Солдатом”, В том, что “женщина убивала”. Давно отгремели бои, смолкли канонады, не стихает военная напряженность. Новая война может убить жизнь на земле, и этого нельзя допустить. “Женщины Особенно остро ощущают ужас угрозы атомной войны, стремясь сделать все, чтобы отвести от нынешнего и грядущих по­колений опасность Катастрофы”. “У Войны – не женское лицо”… У нее лицо смерти, поэтому женщины всего мира отдают все свои силы борьбе за мир, задавая себе вопрос:

Много ли ты сделала, скажи, Для того, чтоб вновь не раскололось Небо над ребячьей головой, Чтоб не превратился горна голос В нарастающий сирены вой?

Женщины, как никто другой, понимают: человечеству ничто не должно угрожать, потому что самое священное право людей – это право на жизнь.

Читайте также: