Сочинение знаки препинания в сложном предложении

Обновлено: 02.07.2024

Запятая служит для выделения и разделения частей, выделения одного или нескольких элементов и расстановки интонаций. При чтении запятую можно понимать как небольшую паузу. Она ориентирует человека и направляет.

Зачем нужны запятые в тексте

В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.

При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.

Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?

У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.

Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.

Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).

Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.

Зачем нужны запятые при письменном общении

Таким образом, запятые помогают разделить целое на части, помочь выделить один или несколько элементов и смысловые части определенной интонацией.

Описание слайда: Исходный текст (1)Пятый день несло непроглядной вьюгой. (2)В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. (3)И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. (4)И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. (5)Что сделать, чем помочь? (6)Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… (7)Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: -(8) Ну что, барыня, как? (9)Не полегчало? — (10)Куда там, Нефедушка! (11)Верно, и не выживет! (12)Все какие-то красные лапти просит… — (13)Лапти? (14)Что за лапти такие? — (15)А господь его знает. (16) Бредит, весь огнем горит. — (17)Мотнул шапкой, задумался. (18)Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло…(19) И вдруг твердо: — (20)Значит, надо добывать. (21)Значит, душа желает. (22)Надо добывать. — (23)Как добывать? — (24)В Новоселки идти. (25)В лавку. (26)Покрасить фуксином нехитрое дело. — (27)Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! (28)Где ж в такой ужас дойти! (29)Еще подумал. — (30)Нет, пойду. (31)Ничего, пойду. (32)Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.(33) Она будет мне в зад, пыль-то… (34)И, притворив дверь, ушел. (35)А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. (36)Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. (37) Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. (38)Обыденкой в такую погоду не вернешься. (39)Надо ждать завтра не раньше обеда. (40)Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. (41)Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. (42)Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. (43)Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. (44)Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. (45) А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — (46)Мамочка, дай! (47)Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! (48)И мать кидалась на колени и била себя в грудь: (49)- Господи, помоги! (50)Господи, защити! (51)И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. (52)Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. (53)Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. (54)Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — (55)Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… (56)За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. И.А.Бунин. Лапти

Обращения

Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.

Здравствуйте, дорогой Лев!

До свидания, Лидия Борисовна.

Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?

К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок — и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:

Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич!)

Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)

Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)

Ох уж эти междометия

Главное – смысл

Обособленное определение

Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.

Под обособленным определением подразумевается прежде всего причастный оборот. Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:

Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Исключение: объединяющее слово

Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, подчинительным союзом), то запятая между этими частями предложения не ставится:

Когда пришла весна и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.

Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.

Это слово может быть не только в самом начале предложения:

Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака в художественной речи в периоде (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части – повышение и понижение) между его частями:
(Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела) , – [так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку] .
Внутри частей периода, если оно значительно распространено, ставится точка с запятой.
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения:
[Жизнь его, начавшаяся громадной церковной папертью.. . и голосом мамы] , (в котором тысячу раз блестел кремнистый путь и звезда говорила со звездой) , –
[эта жизнь с каждым своим часом наполнялась новым, все новым значением] .
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение целого на две части:
(Делал ли что-нибудь для этого Штольц) , (что делал ) ,( как делал) , – [ мы этого не знаем ].
(Кто виноват из них) , (кто прав) , – [ судить не нам ].
При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные и местоименно- определительные (реже условные) , стоящие впереди главного, могут отделяться от него не запятой, а тире:
(Созвал ли он их ) ,( пришли ли они сами) –[ Нежданов так и не узнал] …
В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие; это встречается тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить а именно) :
[ С каждым днем становилась все более очевидной та ??мысль] ,( которую нам не раз высказывали сами американцы) : ( что газета в США – это еще не общественное мнение) ,( что простые американцы не хотят войны) .
Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри их имеются запятые, то между такими придаточными предложениями вместо запятой ставится точка с запятой:
[Не потерплю ] ,( чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал ) ;( чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек ) ;( чтобы двухутренный цветок увял еще полураскрытый ) .
Если перед подчинительным союзом стоит отрицание, то придаточное предложение от главного не отделяется запятой.
[ Он стал выяснять ] (не что произошло ) ,( а кто это сделал ).
Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного.
[Мы тронулись] ,( когда взошло солнце) .
[В те времена ,( когда я был малышом ) , наш маленький двор казался мне огромной загадочной страной] .
Между придаточными предложениями с п о с л е д о в а т е л ь н ы м и п а р а л л е л ь н ы м, подчинением запятая ставится на общих правилах:
Он достиг последнего лестничного марша и увидел ] , ( что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки ) , ( на которую выходила его дверь) .
( Еcли завтра увидите его ) , [ то попросите его] , ( чтобы он ко мне заехал на минутку) .
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.
[Слышно было] ,( как в саду шагал садовник) и ( как скрипела его тачка) .
Запятая не ставится перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало, ..
[ Переночевали (где придется) и пошли ] (куда глаза глядят) .
Запятая не ставится перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:
Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

Сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких простых. Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые. Знаки препинания в сложноподчинённом (СПП) и сложносочинённом (ССП) предложениях подчиняются правилам пунктуации русского языка.

Выясним, когда и какие знаки препиная нужно ставить в СПП и ССП.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Сложноподчинённое предложение — вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную.

Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли.

ЗАПЯТАЯ в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного. Кто испытал наслаждения творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится, если:

Сравните: Он не сказал, куда ушёл.

В предложениях с составными союзами потому что, оттого что, благодаря тому что, из-за того что, в связи с тем что, тем более что, для того чтобы, с тех пор как, перед тем как, после того как, по мере того как, прежде чем, подобно тому как, так же как, несмотря на то что и т. п. запятая ставится один раз: перед союзом или перед его второй частью в зависимости от смысла и интонации; обычно эти союзы не расчленяются, если придаточное предложение стоит перед главным.

Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору вокруг. И собаки притихли оттого, что никто посторонний не тревожил их покоя. Казалось, его энергии хватит для того, чтобы разбудить тундру и расплавить вечную мерзлоту Заполярья. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. Прежде чем я остановился в этом берёзовом леску, я со своей собакой прошёл через рощу.

Не разделяются на две части союзы между тем как, тогда как, словно как, так как (в придаточных предложениях причины), так что (в предложениях со значением следствия).
Туман у Монэ был окрашен в багровый цвет, тогда как из хрестоматии было известно, что цвет тумана серый. Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и поднять с земли.

Между двумя и более придаточными предложениями запятая ставится, если они:

а) однородны и не связаны сочинительным союзом Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод.
б) однородны и соединены повторяющимися сочинительными союзами, в том числе и ли … или (пунктуация такая же, как и при однородных членах предложения) И долго все присутствующие оставались в недоумении, не зная, действительно ли они видели эти необыкновенные глаза, или это была просто мечта.
в) связаны по способу последовательного подчинения В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы, как подмазка необходима для колёс, чтобы они ехали.

ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложноподчинённом предложении

Точка с запятой ставится, если придаточные предложения значительно распространены, имеют внутри себя запятые и между ними нет сочинительных союзов.

О чём же думал он? О том, что был он беден; что трудом он должен был себе доставить и независимость, и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег…

ТИРЕ в сложноподчинённом предложении

Тире ставится для смыслового выделения придаточных предложений, стоящих перед главным, если:

Кто виноват из них, кто прав — судить не нам.

Как ни старались люди… изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю… как ни счищали всякую пробивавшуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе.

ДВОЕТОЧИЕ в сложноподчинённом предложении

Двоеточие ставится, если главное предложение требует разъяснения (перед союзом делается пауза и можно вставить а именно).

Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и… понял то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём…

Знаки препинания в сложных предложениях

Таким образом, сложноподчинённые предложения – это сложные предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Сложносочинённое предложение — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

ЗАПЯТАЯ в сложносочинённом предложении

В сложносочинённом предложении его части соединяются союзами и, да (= и или но), а, но, однако, зато, а то, не то, или, либо, также, тоже и др. Перед ними или между повторяющимися союзами (ни … ни; ли … ли; то … то; не то … не то и др.) ставится запятая. Прекрасен мудрый путь зерна, и солнца вечный свет прекрасен. Внизу за рекой тянулись луга, а по взгорью подымался лес. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.

Не ставится запятая перед союзом и, если он соединяет:

  • два вопросительных предложения. Кто это такие и что им надобно?
  • два побудительных предложения. Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках!
  • два восклицательных предложения. Как красиво в этих местах и как хорошо здесь отдыхать!
  • два назывных предложения. Чужие скалы и мокрый снег, летевший навстречу машине.

Не ставится запятая перед союзами и, да (= и), или, либо, если простые предложения имеют:

  • общее вводное слово. По-видимому, он был в большом затруднении и в его собачьей душе совершалась какая-то борьба.
  • общий второстепенный член. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. НО: У гуся и крылья растопырены, и клюв раскрыт. (повторяющиеся союзы)
  • общее придаточное предложение. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой.
  • общее поясняемое предложение, связанное бессоюзной связью с остальной частью сложного предложения. Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому.

ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложносочинённом предложении

Точка с запятой ставится перед союзами но, однако, всё же, тем не менее (реже перед и, да = и), если хотя бы одна часть сложного предложения значительно распространена или имеет в своём составе запятые.

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…

ТИРЕ в сложносочинённом предложении

Тире ставится (чаще перед союзом и, реже перед а, но), если необходимо показать быструю смену событий, следствие или противопоставление. Немножко счастья — и человек сразу же становится лучше, добрее. Как будто надо было радоваться — но радости не было.

Знаки препинания в сложных предложениях

Таким образом, сложносочинённые предложения (ССП) – это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

(1) В дверь позвонили. (2) Из прихожей донеслись оживленные голоса и смех. (3) Появились гости. (4) Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5) Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6) Семен Петрович поднял меня с места и представил гостям:

– (7) Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

(8) Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущен и, кажется, покраснел. (9) Гости заулыбались,

с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора. (10) Он хлопнул меня по плечу:

– (11) Да, молодежь нынче любопытная. (12) С ней надо говорить, надо общаться!

(13) Одна интересная дама повернулась ко мне:

– (14) Вот скажите мне, Ваня. (15) У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16) У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17) Придет из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.

– (18) Это у них называется “балдеет”, – радостно сообщил один из гостей.

– (20) А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – все дело в избалованности. (21) Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.

– (22) О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23) Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24) Глупо!

– (25) Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26) Он хотел что-то добавить, но замешкался.

(27) Семен Петрович решил переменить тему:

– (28) Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споет?

– (29) Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.

(30) Семен Петрович повернулся к Кате, не замечая ее угрюмого взгляда:

– (31) Катюша, давай-ка “Соловья” алябьевского…

– (32) 3начит, “Соловья”? – спросила Катя. (33) Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34) Катя запела тоненьким голоском:

– (35) Соловей мой, соловей,

Чтоб ты сдохнул, Бармалей.

– (36) Что? – растерянно пробормотала мама.

(37) Катя перестала играть и повернула к нам разгоряченное лицо:

– (38) Я этого “Соловья” с пяти лет пою. (39) К нам гости – тут я со своим “Соловьем”! (40) Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы.

(41) Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.

(По К. Шахназарову)

В одном из выступлений известного российского ученого А. Т. Григоряна прозвучала следующая фраза: “В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями”. Я полностью согласен с этим высказыванием и в своей устной и письменной речи довольно часто знаки препинания использую именно с этим назначением.

Знаки препинания служат для того, чтобы помочь писателю более ясно и точно выразить свои чувства и мысли, а читателю помочь понять эти мысли и чувства. Знаки препинания в зависимости от некоторых факторов могут выполнять выделительную и разделительную функцию.

Примером разделительной функции знаков препинания в представленном нам тексте может служить бессоюзное сложное предложение (4), в котором мы видим перечисление действий, разделенное запятыми. В бессоюзном сложном предложении (5) данного текста точка с запятой также выполняет разделительную функцию, однако в данном случае разделяются не однородные члены предложения, а два простых предложения, соединенных в одно сложное.

Что касается выделительной функции знаков препинания, в данном тексте ее можно найти в предложениях (9) и (16). А вот в построении сложного предложения (33) из контрольного текста главную выделительную роль играет тире.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в сложных бессоюзных предложениях различные знаки препинания используются для того, чтобы каждый из них указывал на особые смысловые отношения между частями предложения. Такое употребление позволяет украсить нашу речь красивыми языковыми оборотами и при этом оставить ее максимально доступной для понимания.

Читайте также: