Некрасов в полном разгаре страда деревенская сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра.

Тема материнства звучит в таких стихотворениях Некрасова, как “Родина”, “Внимая ужасам войны. ”, “Орина, мать солдатская”, “Мать”; теме страдания женщины посвящены стихотворения “Тройка”, “Крестьянка”, “Еду ли ночью по улице тёмной. ”, поэма “Мороз, Красный нос” и другие произведения Некрасова.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение); одновременно для автора женщина, возможно, ассоциируется вообще с женским началом в природе.

Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия. В следующих нескольких строках поэт определяет главную тему стихотворения – страдания русской женщины, причём делает это в очень пафосной манере: “. всевыносящего русского племени многострадальная мать!” Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками “с” и “щ”, ударение на последнем, ключевом слове “мать” создают впечатление поэтического взлёта.

За ним следует описание пейзажа, как это часто бывает у Некрасова, не привлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в предыдущих строках (“всевыносящего”, “многострадальная”), напряжение сохраняются: “зной нестерпимый”, “солнце нещадно палит”.

Далее автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”. Само звучание этих слов действует подавляюще.

Вся следующая сцена – как, порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит к заплакавшему ребёнку – пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких и пафосных мы видим такие просторечные слова, как “баба”, “косуля”, “ноженька”. Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясь из сил, а её ребёнок (несмотря на всё это) недоедает или, как в данном случае, в такую жару лежит “у соседней полосыньки”, не однажды встречается в творчестве Некрасова. Достаточно вспомнить песню “Солёная” из “Пира на весь мир” (кстати, “слёзы солёные” есть и в этом стихотворении: “вкусны ли, милая, слёзы солёные. ”).

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? “Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Вместо “бедной бабы” вновь появляется “мать”, и последние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлётом с ударением на последнем, ключевом слове “мать”. В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова).

В последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образ русской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой “канут. всё равно”.

Стихотворение “В полном разгаре. ” написано в 1862 году, то есть уже после крестьянской реформы, и в нём можно увидеть иллюстрацию к вопросу, который будет поставлен Некрасовым в стихотворении “Элегия”: “Народ освобождён, но счастлив ли народ?” Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.

Теперь немного о форме стихотворения. Оно состоит из семи трёхстиший и двух четверостиший. Таким образом, вступление с сюжетной частью отделяются по построению от концовки. Стихотворение написано дактилем с его характерной интонацией причитания (один из излюбленных некрасовских размеров). Первые две рифмующиеся строки трёхстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом. Создаётся впечатление, что каждое трёхстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей. Часто последнее слово трёхстишия сопровождается восклицательным знаком, дополнительно усиливающим акцент. В конце некоторых строк стоит многоточие. Не всё, что чувствуется и думается, высказано до конца в этих строках. “Мало слов, да горя реченька” – Некрасов будто предлагает читателю самому прочувствовать до конца всю горечь ситуации.

В стихотворении заметно характерное для Некрасова стремление к прозаизации. Она выражается в сюжетности, рифмующихся глаголах (“палит”–“жужжит”, “выбивается”–“колыхается”, “унимать”–”качать”), выборе трёхсложного размера, смешении пафосных и просторечных слов (оно, кстати, создаёт особое ощущение надрыва). Повторы (“Доля ты! – русская долюшка женская!”, “Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ”), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы (“долюшка”, “косуля”, “ноженька”, “полосынька”, “растрепался”, “косыньки”), интонация причитания привносят в это произведение Некрасова фольклорные черты.

В стихотворении нет призыва к бунту, скорее в нём чувствуется безысходность (“канут. всё равно”). И с этой безысходностью автор справляется так, как это принято среди простого народа и в народном творчестве. Горестный надрыв переходит в ласку, в тихие (“солёные”) слёзы. Автор искренне сопереживает страданиям русской женщины. “Вкусны ли, милая, слёзы солёные // С кислым кваском пополам. ” – какой горечью, нежностью и каким сочувствием наполнены эти строки.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская…” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, ее возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать.

С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принес ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра…

Тема материнства звучит

в таких стихотворениях Некрасова, как “Родина”, “Внимая ужасам войны…”, “Орина, мать солдатская”, “Мать”; теме страдания женщины посвящены стихотворения “Тройка”, “Крестьянка”, “Еду ли ночью по улице темной…”, поэма “Мороз, Красный нос” и другие произведения Некрасова.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская…” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так

много, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение); одновременно для автора женщина, возможно, ассоциируется вообще с женским началом в природе.

Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия. В следующих нескольких строках поэт определяет главную тему стихотворения – страдания русской женщины, причем делает это в очень пафосной манере: “…всевыносящего русского племени многострадальная мать!” Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками “с” и “щ”, ударение на последнем, ключевом слове “мать” создают впечатление поэтического взлета.

За ним следует описание пейзажа, как это часто бывает у Некрасова, не привлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в предыдущих строках (“всевыносящего”, “многострадальная”), напряжение сохраняются: “зной нестерпимый”, “солнце нещадно палит”.

Далее автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее ее со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”. Само звучание этих слов действует подавляюще.

Вся следующая сцена – как, порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит к заплакавшему ребенку – пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких и пафосных мы видим такие просторечные слова, как “баба”, “косуля”, “ноженька”. Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясь из сил, а ее ребенок (несмотря на все это) недоедает или, как в данном случае, в такую жару лежит “у соседней полосыньки”, не однажды встречается в творчестве Некрасова.

Достаточно вспомнить песню “Соленая” из “Пира на весь мир” (кстати, “слезы соленые” есть и в этом стихотворении: “вкусны ли, милая, слезы соленые…”).

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? “Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Вместо “бедной бабы” вновь появляется “мать”, и последние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлетом с ударением на последнем, ключевом слове “мать”. В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноименное стихотворение Некрасова).

В последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образ русской женщины, все слезы и пот, все страдания и труды которой “канут… все равно”.

Стихотворение “В полном разгаре…” написано в 1862 году, то есть уже после крестьянской реформы, и в нем можно увидеть иллюстрацию к вопросу, который будет поставлен Некрасовым в стихотворении “Элегия”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.

Теперь немного о форме стихотворения. Оно состоит из семи трехстиший и двух четверостиший. Таким образом, вступление с сюжетной частью отделяются по построению от концовки. Стихотворение написано дактилем с его характерной интонацией причитания (один из излюбленных некрасовских размеров).

Первые две рифмующиеся строки трехстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом. Создается впечатление, что каждое трехстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей. Часто последнее слово трехстишия сопровождается восклицательным знаком, дополнительно усиливающим акцент.

В конце некоторых строк стоит многоточие. Не все, что чувствуется и думается, высказано до конца в этих строках. “Мало слов, да горя реченька” – Некрасов будто предлагает читателю самому прочувствовать до конца всю горечь ситуации.

В стихотворении заметно характерное для Некрасова стремление к прозаизации. Она выражается в сюжетности, рифмующихся глаголах (“палит”-“жужжит”, “выбивается”-“колыхается”, “унимать”-“качать”), выборе трехсложного размера, смешении пафосных и просторечных слов (оно, кстати, создает особое ощущение надрыва). Повторы (“Доля ты! – русская долюшка женская!”, “Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ”), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы (“долюшка”, “косуля”, “ноженька”, “полосынька”, “растрепался”, “косыньки”), интонация причитания привносят в это произведение Некрасова фольклорные черты.

В стихотворении нет призыва к бунту, скорее в нем чувствуется безысходность (“канут… все равно”). И с этой безысходностью автор справляется так, как это принято среди простого народа и в народном творчестве. Горестный надрыв переходит в ласку, в тихие (“соленые”) слезы.

Автор искренне сопереживает страданиям русской женщины. “Вкусны ли, милая, слезы соленые // С кислым кваском пополам. ” – какой горечью, нежностью и каким сочувствием наполнены эти строки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе Анализ стихотворения Н.А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе Анализ стихотворения Н.А.

Цели: проверить уровень знания и понимания учениками стихотворения Н.А. Некра.

Н.А. Некрасов (1821-1877) Николай Алексеевич Некрасов — «любимейший русский п.

В полном разгаре страда деревенская. В полном разгаре страда деревенская.

В полном разгаре страда деревенская. В полном разгаре страда деревенская. Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная - Солнце нещадно палит. Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит! Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую - Некогда кровь унимать! Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда - растрепалися косыньки, - Надо ребенка качать! Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать. Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они - всё равно! Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям. Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам. 1862

Объясните смысл названия стихотворения Стихотворение Некрасова “В полном разг.

Объясните смысл названия стихотворения Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне.

Какова тема стихотворения? Тема стихотворения – страдания русской женщины. «Н.

Какое ощущение вызывает описание пейзажа? Описание пейзажа, как это часто быв.

Кто является главной героиней стихотворения? Автор постепенно переходит от со.

Найдите в стихотворении сцену, созвучную данной иллюстрации, опишите её.

Найдите в стихотворении сцену, созвучную данной иллюстрации, опишите её.

Данной иллюстрации соответствует сцена: крестьянка, порезавшись косой, не усп.

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? Что это – прославл.

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? Что это – прославление выносливости или скрытое осуждение терпения и покорности?

«Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, //.

Можно ли сказать, что в последних двух четверостишиях изображён собирательный.

Поговорим о форме стихотворения. Каким стихотворным размером оно написано? Ст.

Поговорим о форме стихотворения. Каким стихотворным размером оно написано? Стихотворение состоит из семи трёхстиший и двух четверостиший. Таким образом, вступление с сюжетной частью отделяются по построению от концовки. Стихотворение написано дактилем с его характерной интонацией причитания (один из излюбленных некрасовских размеров). Первые две рифмующиеся строки трёхстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом. Создаётся впечатление, что каждое трёхстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей.

С помощью каких средств автор передал искреннее сострадание русской женщине.

Домашнее задание Написать сочинение по теме «Восприятие, истолкование, оценка.

Некрасов описывает бытовую картину крестьянского труда, от которой у читателей наворачиваются на глазах слёзы. Произведение начинается с повествования о деревенской страде, которая в полном разгаре. Деревенская страда – это период начала изнурительной физической работы для всех крестьян. Такую многочасовую работу, да ещё под открытым жарким солнцем, можно сравнить с мучением.

Изображённые в стихотворении события происходят в самый разгар лета. Страда всегда была для крестьянских тружеников временем страданий, болезней и тягот, ведь на работу в поле выходили все, включая беременных баб и малолетних детей.

Лирический герой повествует о женщине: она невероятно устала. Помимо жаркого солнца, бедняжку донимают многочисленные насекомые. В какой-то момент крестьянка ранит ногу, из раны хлещет кровь, но у несчастной женщины так много работы, что даже некогда наложить повязку. Неожиданно до труженицы доносится громкий детский плач – это рыдает её ребёнок, оставленный рядом с полем. Женщина, бросив работу, спешит успокоить его. Всё происходящее настолько мрачно и ужасно, что невозможно понять: на глазах у измученной крестьянки пот от тяжёлой работы, или слёзы от непосильной жизни.

История создания

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру философской лирики: в нём автор размышляет о нелёгкой судьбе русских крестьянок, вся жизнь которых подчинена рождению детей, непосильной физической работе и прочим невзгодам.

Поэтический размер – дактиль с чередованием трёх- и четырёхстопных строк. Это придаёт произведению особое сходство с народной песней-причитанием.

Композиция

Стихотворение состоит из девяти строф. С композиционной точки зрения его можно разделить на три части:

  1. Первая часть – описание тяжёлой женской доли на Руси, беспросветности женской судьбы.
  2. Вторая часть является основной. В ней лирический герой показывает, почему женская доля крестьянки, работающей в поле в разгар страды, является настолько тяжёлой. Причины заключаются: в непосильном труде, в палящем солнце, в жалящих насекомых, в плачущем ребёнке, в кровавой ране на ноге… Прерваться, чтобы обработать раненую ногу и хоть немного отдохнуть, крестьянка не может: она обязана выполнить норматив, чтобы заработать. Лишь только плачущий младенец, возможно от голода, заставляет несчастную женщину на мгновение оторваться от косьбы.
  3. Третья часть – описывает непродолжительный отдых крестьянки. Но, повествуя об отдыхе, лирический герой демонстрирует читателям удручающую картину: мать настолько отупела от усталости и жары, что не может заставить себя спеть песню своему ребёнку. Она лишь плачет, и лирический герой рыдает вместе с ней.

Образы и символы

В стихотворении автор создал несколько ярких смысловых образов:

Темы и настроение

Основная тема произведения – тяжёлые условия, в которых вынуждена жить и работать крестьянка. Данная тема особенно близка Некрасову, наблюдавшему с детских лет за жестокостью родного отца в отношении крепостных мужиков и их жён. Крестьянкам приходилось намного тяжелее, чем их мужьям, ведь на попечении женщин находились не только дети, но и многочисленные домашние хлопоты. Произведение передаёт читателям настроение безысходности, страха и отчаяния. Читая его, проникаешься искренним сочувствием к несчастной крестьянке, плачешь вместе с ней.

Основная идея

Основная идея стихотворения заключается в следующем утверждении: нельзя женщине быть настолько безропотной и всепрощающей, чтобы позволять так издеваться над собой и своим ребёнком. Женщины должны объединиться и громко заявить о своих правах.

Средства выразительности

При написании данного произведения Некрасов использует множество тропов, помогающих ярче проиллюстрировать степень страданий работающей в страду крестьянки. Автор использует:

Читайте также: