Сочинение жизнь клетки одноклеточного организма 5 класс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Клетка – это основная структурная и функциональная единица всех живых организмов. Клетки существуют в природе как самостоятельные одноклеточные организмы ( бактерии, простейшие др.) или образуют ткани и органы многоклеточных растений, грибов и животных организмов.

В 1665 году английский ученый Роберт Гук, рассматривая через увеличительный прибор тонкий срез коры пробкового дуба, заметил большое количество ячеек. Эти ячейки он назвал клетками. Позднее установили, что клетки пробки мертвые и Р. Гук видел только их оболочки. В живых растительных клетках под оболочкой содержится вязкое вещество — цитоплазма, а в нем находятся более плотное ядро, вакуоли — пузырьки с клеточным соком и др.

Основным структурным компонентом всего живого является клетка. Существует огромное количество организмов, у которых все функции живого выполняет одна клетка. Эта клетка и является живым организмом.

В 1675 году голландец Антони ван Левенгук усовершенствовал микроскоп. Рассматривая с его помощью капли воды, взятой из бочки, которая долго стояла на дворе, он обнаружил мельчайших животных. Они были настолько мелки, что могли свободно проходить через ушко тонкой швейной иглы.

hello_html_m6fc7854e.jpg

В последующие годы ученые разных стран открыли множество видов мельчайших организмов. Однако только через 200 лет после их открытия было установлено, что тело большинства таких организмов состоит из одной клетки, способной реагировать на различные внешние раздражители (свет, температуру, химические вещества, механические воздействия), питаться, дышать, расти и развиваться, размножаться. После этого все живые организмы были разделены на две группы — одноклеточные и многоклеточные.

Физиологически клетка одноклеточных организмов – это целостный организм, которому свойственны все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и пр.

Размеры одноклеточных организмов микроскопически малы. Их тело состоит из одной клетки. Но у них уже есть органеллы движения, выделения и пищеварения. У многих есть светочувствительный орган. Они могут обитать в воде, почве, в других живых организмах. Существует гипотеза, что жизнь на нашу планету была занесена из космоса в виде одноклеточных организмов метеоритами.

Одноклеточные организмы различны по величине, строению, движению, питанию и другим признакам. Тело одноклеточных может иметь постоянную (инфузория-туфелька, жгутиковые) или непостоянную форму (амебы).

Основные компоненты тела простейших — ядро и цитоплазма .

Почти все простейшие способны активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи ложноножек , жгутиков (эвглена зеленая) или ресничек (инфузории).

Большинство простейших питаются бактериями и гниющими органическими веществами. Пища после заглатывания переваривается в пищеварительных вакуолях .

Функцию выделения у простейших выполняют сократительные вакуоли , или специальные отверстия — порошица (у инфузории). Простейшие обитают в пресных водоемах, морях и почве. Почвенные простейшие — это представители амеб, жгутиковых и инфузорий, которые играют важную роль в почвообразовательном процессе.

Размножение простейших происходит путем деления клетки на две (бесполое); у многих наблюдается половой процесс. В жизненном цикле у большинства простейших чередуются бесполое и половое размножение.

Паразитов, вызывающих опасные заболевания у человека и животных, насчитывается среди простейших более 3 000 видов. Наиболее известные из них — малярийный плазмодий , поселяющийся в крови человека и вызывающий заболевание малярию; дизентерийная амеба , обитающая в толстом кишечнике человека, в случае ее проникновения в стенки кишечника вызывает заболевание дизентерию: трипаносома — возбудитель сонной болезни и др.

В природе простейшие участвуют в круговороте веществ, выполняют санитарную роль; в цепях питания составляют одно из первых звеньев, являясь пищей для многих животных, в частности рыб; принимают участие в образовании геологических пород, и по их раковинам определяют возраст отдельных геологических пород.

Большинство же видов организмов — многоклеточные. Их тела состоят из огромного количества клеток, различающихся по строению и значению в организме.

К многоклеточным организмам принадлежат те организмы, тело которых состоит из многих клеток и их производных (например – межклеточного вещества). Характерной особенностью многоклеточных организмов является качественная неравноценность клеток, их дифференциация и объединение в комплексы различной сложности – ткани, органы, физиологические системы органов. Для многоклеточных организмов свойственно индивидуальное развитие (онтогенез).

У большинства многоклеточных организмов клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют ткани. Например, плотно сомкнутые клетки, расположенные на границе с внешней средой, образуют покровные ткани. Такие ткани выполняют в основном защитные функции. Разные ткани в многоклеточном организме образуют разные органы — части тела, имеющие определенное строение и выполняющие свойственные им функции.

Загрузить презентацию (662 кБ)

Все живые организмы по количеству клеток делятся: на одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным организмам относятся: уникальные и невидимые невооруженным глазом бактерии и простейшие.

Бактерии микроскопические одноклеточные организмы размером от 0,2 до 10 мкм. Тело бактерий состоит из одной клетки. В клетки бактерий нет ядра. Среди бактерий встречаются подвижные и неподвижные формы. Передвигаются с помощью одного или нескольких жгутиков. Клетки разнообразны по форме: шаровидные, палочковидные, извитые, в форме: спирали, запятой.

Бактерии встречаются повсеместно, населяя все среды обитания. Наибольшее количество их находится в почве на глубине до 3 км. Обнаружены в пресной и соленой воде, на ледниках и в горячих источниках. Их много в воздухе, в организмах животных и растений. Не является и исключением и организм человека.

Бактерии своеобразные санитары нашей планеты. Они разрушают сложные органические вещества трупов животных и растений, тем самым способствуют образованию перегноя. Превращают перегной в минеральные вещества. Усваивают азот из воздуха и обогащают им почву. Бактерии используют в промышленности: химической(для получения спиртов, кислот), в медицинской (для получения гормонов, антибиотиков, витаминов и ферментов), пищевой (для получения кисломолочных продуктов, квашения овощей, изготовления вина).

Все простейшие состоят из одной клетки (и просто устроены), но эта клетка целый организм, ведущий самостоятельное существование.

Инфузория туфелька (микроскопическое животное, ее тело по форме напоминает туфлю) – имеет удлиненное тело длиной 0,1-0,3 мм. Она плавает с помощью ресничек покрывающих ее тело, тупым концом вперед. Питается бактериями.

Эвглена зеленая – тело вытянутое, длиной около 0,05 мм. Передвигается с помощью жгутика. Питается как растение на свету, и как животное в темноте.

Амебу можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном (с загрязненной водой).

Инфузория туфелька – обитатель водоемов с загрязненной водой.

Эвглена зеленая – живет в прудах, загрязненных гниющими листьями, в лужах.

Инфузория туфелька – очищает водоемы от бактерий.

После гибели простейших образуются известковые отложения (например, мел) корм для других животных. Простейшие возбудители различных болезней, среди которых немало опасных, приводящих больных к смерти.

Система понятий

Учебно-воспитательные задачи:

  1. познакомить учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением;
  2. продолжить формировать коммуникативные умения, работа в паре (группе);
  3. продолжить формировать умения: сравнивать, обобщать, делать выводы при выполнении заданий (направленных на закрепление нового материала).

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: продуктивный (поисковый), с применением ИКТ.

Методы и методические приемы

Ход урока

I. Организация класса (3 мин.)

II. Домашнее задание (1-2 мин.)

с. 113-114 прочитать (строение одноклеточных животных)

III. Актуализация знаний (5-10 мин.)

(Актуализация знаний начинается с демонстрации рисунка Царства живой природы).

Посмотрите, внимательно на рисунок, к каким царствам относятся организмы, показанные на рисунке? (презентация 16 слайд 1), (к бактериям, грибам, животным, растениям).



Рис. 1 Царства живой природы

Сколько царств живой природы? (4) (вопрос задается, для того чтобы привести знания в систему и прийти к схеме, слайд 2)

Из чего состоят все живые организмы? (из клеток)

На сколько и на какие группы можно разделить все живые организмы? (слайд 3), (в зависимости от количества клеток)

*ученики могут не назвать представителей одноклеточных (** скорее всего не назовут простейших т. к. – еще не знакомы с ними).

IV. Ход урока (20-25 мин.)

Тема: Одноклеточные организмы

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Предположения учащихся, учитель направляет, корректирует).

Цель: Знакомство со строением одноклеточных организмов

Таблица 1: Одноклеточные животные (слайды 7, 8)

Название одноклеточных (название: простейших; бактерий) Местообитание (где живут?) Питание (кем или чем питаются?) Строение, размеры тела (в мм) Значение (польза, вред)
Бактерии везде (почва, воздух, вода и т.д.) большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами маленьких размеров; клетки не имеют ядра санитары, повышают плодородие почвы, используются в пищевой промышленности, для получения лекарств
Простейшие:
Амеба в прудах бактериями, водорослями, другими простейшими 0,1-0,5, студенистый комочек корм для других животных, возбудитель заболеваний человека и животных
Инфузория туфелька в водоемах бактериями 0,1-0,3; похожа на туфлю, тело покрыто ресничками корм для других животных, очищает водоемы от бактерий
Простейшие:
Эвглена зеленая в прудах, лужах Питается как растение на свету, и как животное в темноте 0,05, тело вытянутой формы, со жгутиком корм для других животных

(После обсуждения возвращаемся к цели, выполнили ее?)

(Ученики формулируют выводы о том так то же такие одноклеточные организмы?, слайд 9)

За знания об удивительных свойствах клеток мы обязаны английскому ученому Роберту Гуку, который их обнаружил на срезе бутылочной пробки из дуба.

Все живое на земле состоят из клеток, которые в свою очередь подразделяются на одноклеточные и многоклеточные. Если у многоклеточных организмов клетки различные и специализированные, то одноклеточные организмы состоят из одного или небольшого количества типов клеток.

Основными составляющими частями клетки являются:

По степени строения и функционирования на живых организмах клетки условно делятся на:

  • Прокариоты, клетки в которых отсутствует ядро и ядерная оболочка;
  • Эукариоты, клетки с настоящим ядром, в котором ДНК заключена ядре в виде хромосом.

Структуру, строение клетки можно увидеть только с помощью специальных увеличительных приборов, например микроскопа. Клетка есть носитель генетической информации, которая способна расти, размножаться и реагировать на внешнюю среду.
Таким образом, все живое, что нас окружает, имеет клеточную структуру, который размножается и взаимодействует с аналогичными организмами, каждый из которых представляет индивидуальную систему функционирования и жизнедеятельности организма в целом.

5 класс по биологии

Живые клетки

Живые клетки

Тамплиеры - это религиозные рыцари под покровительством церкви, и папы римского в частности. Орден Тамплиеров был основан в 1119 году на территории, так называемой Святой земли, ныне эта земля является частью государства Израиль.

Россия одна из самых больших и богатейших стран Европы, имеющая свою многовековую историю и культуру. Самым сердцем России принято считать Золотое кольцо. Это плеяда старинных крупнейших исторических городов. Среди таких городов следует отметить

Такая религия, как ислам зародилась в государстве под названием Аравия. Данное государство принадлежит арабам. Город под названием Мекка стал центром страны еще до возникновения уже известной религии. Мекка давно являлась центром торговли

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

В клетке имеется цитоплазма в которой находятся органоиды и включения. Органоиды выполняют различные функции. Лизосомы производят расщепление органоидов в клетке. Митохондрии отвечают за синтез АТФ. Эндоплазматическая сеть синтезирует белки и липиды. В ядре содержится вся генетическая информация. Аппарат Гольджи отвечает за созревание белков. Из клеток состоят ткани и органы. Клетка -это структурная единица живого

Ответ

+

1 У многоклеточных животных каждая группа клеток выполняет свою определенную функцию. но у одноклеточных - всего лишь одна клетка, которой приходиться выполнять все функции организма самой. поэтому в одноклеточном организме, в его одной клетке содержатся различные органоиды, выполняющие различные функции. Утверждение "Одна клетка - целый организм" - верно.

3 Ложноножки - амеба, реснички - инфузория, жгутики - эвглена зеленая и бактерии. Выживеи эвглена зеленая, так как в ее клетке имеются хлоропласты и она к фотосинтезу. никакой ошибки нет - у инфузории клеточный рот переходит в клеточную глотку. Главная пища инфузорий - бактерии.

6 Амеба образуя псевдоподии захватывает пищу (фагоцитоз) и из этого места захвата, в котором пища, образуется пищеварительная вакуоль. после того как все полезные вещества из этой пищи истратятся, вакуоль исчезает. Эвглена питается как путем фотосинтеза. так и другими живыми организмами. органоиды пищеварения - хлоропласты и пищеварительные вакуоли. У инфузории туфельки пищеварение происходит так - сначала пища попадает в рот, потом в глотку, а на конце глотки - в пищеварительную вакуоль.

7 У инфузории туфельки выделени происходит благодаря сократительным вакуолям (жидкие остатки) и порошицам (твердые остатки). А у амебы выделение происходит через всю поверхность тела или в любом месте так как форма тела непостоянна. У евглены - сократительная вакуоль.

Одноклеточные размножаются путем деления клетки. Главные части клетки - ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.

Мембрана отделяет содержимое клетки от внешней среды, обеспечивает целостность и создает обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

Клеточная стенка в основном выполняет защитную функцию, а также и транспортную.

Ядро содержит генетическую информацию и выполняет функцию размножения, но у инфузории туфельки - два ядра, одно (маленькое) выполняет функцию размножения, а большое - функцию головного мозга.

11 Они образуют цисту - это защитная оболочка, она может сохраняться в течении 10 лет

Раздражимость - это чувствовать реагировать на различные воздействия среды. Если они не будут реагировать на неблагоприятные условия - они погибнут.

13 Состоят из одной, более сожно устроенной чем в многоклетчном организме клетки.

В основном все одноклеточные паразиты - трихомонады. Она вызывает трихомониаз

колит, энтероколит, холецистит, поражениям печени и других органов, кариес и пародонтоз.

15 В очистке сточных вод принимают участие некоторые виды инфузорий. морские простейшие образовывают осадочные горные породы, а известники играют важную роль в практичеком применениии человеком. Так как некоторые виды простейших живут тольв чистой воде, а другие - могут выжить и в грязной, то они служат показателем загрязненности воды. Но самое главное - они служат пищей для многих животных, а это косвенно связано и с самим человеком.

Читайте также: