Мой любимый поэт серебряного века андрей белый сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус. Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира Соловьева ).
В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая из четырех его "симфоний" - "Северная" или "Героическая".
Писатель впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого своего рода символом.
Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возврата" борется тема жизнеутверждения.
Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца - зловещий "глаз", уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки "металлической раскаленности". Первый поэтический сборник Белого "Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого поклонения :
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение "Солнце" посвящено К.Бальмонту - автору книги "Будем как Солнце". Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия .
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела "Золото в лазури". В будущее , которое - согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :
- "прежнего счастья"
- "старины" :
Старина, в пламенеющий час обуявшая нас мировым ,
старина, окружившая нас,
водопадом летит голубым.
"Вечный зов"

С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится .
"Успокоение"
Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в следующем разделе "Просветы" :
b Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти ?
"Жизнь"
"Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

Следующий его сборник -"Урна"(1909). Этот сборник посвящен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели.
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
Уйду,сокрытый мглой ночной,
В ночное ,в ледяное поле.
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки.
"Ссора"
"Урна" - последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. )
В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пишет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех им написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию.
В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая меня.
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня !
"Родине"
Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.
В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
"Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается "путь нисхождения".
В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества. Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
Последние годы жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой "орнаментальной прозы".

Серебряный век особенен тем, что именно в этот период начинается расцвет лирики после долго затишья. Стоит отметить, что произведения этого века разнообразны, отличаются особенной музыкальностью. Стихотворения Серебряного века являются богатейшей палитрой разнообразных звуков, среди которых не найти ничего лишнего.

Одним из самых ярких представителей того времени стал поэт Андрей Белый ( настоящее имя Борис Николаевич Бугаев). Стихи этого автора необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, “идеально выражает символ”,

она идет от самого сердца поэта, помогает ему полнее отразить впечатление об окружающем мире. Посредством своих работ А. Белый изображал субъективное восприятие нашего мира, передавая их благодаря многозвучным словам и предложениям.

Отметим, что на ранних стадиях творческого пути поэта, наблюдается поиск новых форм и эксперименты различного рода. Первоначально он создает четыре поэтических симфонии. Первая из четырех – “Северная” или “Героическая”. Позднее А. Белый признавался, что сам не знает, почему данные произведения были названы им симфониями.

Для него симфония была символом

Первое творческое достижение в виде выпуска сборника под названием”Золото в лазури” в 1904 году. Главным лейтмотивом сборника является солнце – предмет языческого поклонения.
Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
В золотую ослепительность
Читатель сразу замечает, что в сборнике Белый занимается преобразованием древнегреческих мифов в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения – поколения рубежа столетий.

После этого наступает новая пора в творчестве А. Белого в 1905 году, когда поэт влюбляется в жену Блока – Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. К сожалению, любовь стала несчастной, что подтолкнуло писателя на создание множество прекрасных стихотворений. Из-за “любовного треугольника” поэт болезненно переживает разрыв со своей возлюбленной, страдает и уезжает из Петербурга за границу.

В его поэзии этого периода звучат крестьянские мотивы, большое влияние оказывает на А. Белого Творчество Некрасова. Именно этому писателю белый посвящает свой очередной сборник “Пепел”.

Отметим, что стихотворения в этом сборнике тщательно отобраны и расположены в определенном порядке. Идея и мотив “Пепла” точнее всего сформулирована самим поэтом: “Пепел – Книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”.

“От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы… Там Смерть протрубила вдали Влеса, города и деревни…”

Пространство следующего “круга” – “Деревни” – имеет более четкие контуры, оно уже насыщено предметами. Но эти предметы также ужасны – красный высунутый Язык висельника, стаи мух, кровь:

“Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, – В грудь, в живот и в бок.”

В следующем разделе – “Город” пространство еще конкретнее. Это “пир во время чумы”, происходящий в Москве. Теперь все события происходят не на открытом пространстве, а в замкнутом помещении, в квартире.

Живущие здесь люди богаты, беспечны, они ничего не видят вокруг себя, и только один поэт – арлекин, знает об ужасе за окнами.

В разделе “Безумие” звучат мотивы жертвенности и страдания. Здесь и венок из “колючей крапивы”, и “бегущая в чела кровавая струя”. Лишь в последнем стихотворении раздела, названного “Друзьям”, слабо забрезжит надежда и просветление.

Надежда укрепляется в последнем разделе “Просветы”.

Это самый трагический сборник А. Белого, созданный под влиянием личной трагедии и тяжелого состояния души поэта.

В дальнейшем А. Белый издает сборник стихов “Урна” и “Путевые заметки” – самое светлое Произведение из всего написанного. Душевная рана поэта зажила. В 1916 году А. Белый возвращается в Россию, он переживает самое трагическое для страны время.

Самое знаменитое Стихотворение Белого “Родина” написано в Августе 1917 года. В нем звучит отношение поэта ко всему происходящему. В поэме “Первое свидание” звучат мотивы сожаления о сгоревшем в стихии революции, Мире, о молодости и о гибнущей культуре России.

Эта поэма – вершина творчества поэта.

А. Белый умер в 1934 году, и эта смерть была осознана его современниками как завершение целой эпохи в поэзии. Очевидно, что поэтическое творчество А Белого – наследие настоящего русского классика, к сожалению, до сих пор недостаточно изученное и не до конца понятое.

Николай
Степанович Гумилев жил и творил в тот период русской жизни, когда наконец после
долгого затишья наступил момент подлинного расцвета поэзии, который носит
название серебряного века. Еще в гимназические годы Николай Гумилев проявляет
интерес к поэзии французских поэтов парнасцев и символистов. В 1905 году он
выпускает свой первый сборник “Путь конквистадоров”, в котором дерзко
уподобляет себя завоевателям новых земель, потому что считает поэзию
завоеванием, цель которого — наполнить “сокровищницу поэзии золотыми слитками и
алмазными диадемами”. За свою короткую жизнь (1886—1921) поэт успевает
выпустить такие прекрасные поэтические’ сборники, как “Романтические цветы”,
“Жемчуга”, “Колчан”, “Огненный столп”, которые действительно стали
“бриллиантами” в сокровищнице русской поэзии. Н. С. Гумилев не только творит,
он пытается стать одним из организаторов литературной жизни России. Из его
литературных вечеров рождается объединение поэтической молодежи “Цех поэтов”, в
недрах которого вызревает акмеизм — поэтическое направление, с которым связаны
имена Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Кроме того, Н. С. Гумилев был тонким
литературным критиком, теоретиком стиха.
Поэзия Николая
Гумилева в разные периоды его творческой жизни неодинакова. Поэт начинает с
юношеского желания изменить мир, подобно Будде или Христу. Иногда он
категорически отрицает символизм, а иногда бывает настолько близок к нему, что
трудно догадаться, что какое-то стихотворение принадлежит ему. Здесь
вспоминаются слова А. Блока, поэта высоко ценимого Н. Гумилевым: “Писатель —
растение многолетнее… душа писателя расширяется периодами, а творение его —
только внешние результаты подземного роста души”. Так, ранний Гумилев тяготел к
поэзии старших символистов — К. Д. Бальмонта и В. Я. Брюсова, увлекался
романтикой Р. Киплинга и в то же время обращался к зарубежным классикам — В.
Шекспиру, Ф. Вийону, Т. Готье. Позже он отходит от романтической декоративности
экзотической лирики и пышной яркости образов и обращается к более четкой и
строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Он
был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и
ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. Он не
приемлет в творчества того, что позже назовет литературной “неврастенией”.
Талант, чистое вдохновение должны были, по его пониманию, обладать совершенным
аппаратом стихосложения, и он упорно и сурово учил молодых мастерству. Н. С.
Гумилев является сторонником строгой и четкой поэтической формы, хотя
подчеркивает, что внимание к форме не самоцель, а лишь свидетельство связи
поэта с многовековой поэтической традицией- Стихотворения акмеистического
периода, составившие сборник “Седьмое небо”, подтверждают такой трезвый,
аналитический, научный подход Н. С. Гумилева к явлениям поэзии. Основные
положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”.
“Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (от греческого
слова, обозначающего: “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Главным
их достижением Николай Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”,
вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущением
собственного незнания”. Поэт старается привлечь внимание читателей не только к
миру внешних явлений, но и к области более глубоких пластов человеческого
бытия.
Обладая
безусловным даром предвидения, Гумилев-критик намечает в своих работах пути
развития отечественной поэзии, и мы сегодня можем убедиться, как точен и
прозорлив был он в своих оценках. Свое понимание поэзии он выразил в самом
начале своей программной статьи “Анатомия стихотворения”, открывающей сборник
“Письма о русской поэзии”. “Среди многочисленных формул, определяющих существо
поэзии, выделяются две, — писал Н. Гумилев, — предложенные поэтами же,
задумывающимися над тайнами своего ремесла. Они гласят: “Поэзия есть лучшие
слова в лучшем порядке” и “Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не
нуждается в переделке”. Обе эти формулы основаны на особенно ярком ощущении
законов, по которым слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто
“учитывает все законы, управляющие комплексом взятых им слов”. Именно это
положение и лежит в основе той громадной работы, которую после революции
проводил Н. С. Гумилев с молодыми поэтами, настойчиво обучая их технике стиха,
тайнам того ремесла, без которого, по его мнению, настоящая поэзия невозможна.
Н. С. Гумилев хотел написать теорию поэзии, этой книге не суждено было
родиться, и отношение его к “святому ремеслу” поэзии сконцентрировано в
нескольких статьях и рецензиях, составивших “Письма о русской поэзии”.
Но с годами
поэзия Николая Гумилева несколько меняется, хотя основа остается прочной. В
сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки блоковской,
опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Эта тенденция
продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, но в
стихотворениях “Огненного столпа” Николай Гумилев как бы протянул руку
отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружается в
мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается с
реальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным. Это уже
новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительно отличается
от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекрасной ясности” и
конкретности. Н. С. Гумилев подходит к пониманию единства и взаимосвязи всех
пластов человеческой культуры, в том числе поэзии и общественной деятельности.
В знаменитом стихотворении “Слово” Николай Гумилев выражает свое итоговое
понимание высокого назначения поэзии и поэтического слова: Но забыли мы, что
осиянно Только слово средь земных тревог, Что в Евангелии от Иоанна Сказано,
что слово это — Бог.

Список
литературы

Отличительные особенности творчества этого времени

Серебряный век не связывается с расцветом культуры, как, например, в европейской истории эпоха Ренессанса. Нет, для литературы русской это столетие может считаться наоборот, закатом, так как ушли в прошлое декаденство, а в строках, написанных поэтами, налицо прослеживалась ностальгия по ушедшим временам, неспособность найти себя в новом мире после того, как самодержавие Российской империи сменилось на так называемую власть народа. К самым известным поэтам серебряного века относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, К. Бальмонт, А. Блок.

Мой любимый поэт серебряного века

Николай Степанович Гумилев жил и творил в тот период русской жизни, когда наконец после долгого затишья наступил момент подлинного расцвета поэзии, который носит название серебряного века. Еще в гимназические годы Николай Гумилев проявляет интерес к поэзии французских поэтов парнасцев и символистов. В 1905 году он выпускает свой первый сборник “Путь конквистадоров”, в котором дерзко уподобляет себя завоевателям новых земель, потому что считает поэзию завоеванием, цель которого — наполнить “сокровищницу поэзии золотыми слитками и алмазными диадемами”. За свою короткую жизнь (1886—1921) поэт успевает выпустить такие прекрасные поэтические’ сборники, как “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Колчан”, “Огненный столп”, которые действительно стали “бриллиантами” в сокровищнице русской поэзии. Н. С. Гумилев не только творит, он пытается стать одним из организаторов литературной жизни России. Из его литературных вечеров рождается объединение поэтической молодежи “Цех поэтов”, в недрах которого вызревает акмеизм — поэтическое направление, с которым связаны имена Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Кроме того, Н. С. Гумилев был тонким литературным критиком, теоретиком стиха.
Поэзия Николая Гумилева в разные периоды его творческой жизни неодинакова. Поэт начинает с юношеского желания изменить мир, подобно Будде или Христу. Иногда он категорически отрицает символизм, а иногда бывает настолько близок к нему, что трудно догадаться, что какое-то стихотворение принадлежит ему. Здесь вспоминаются слова А. Блока, поэта высоко ценимого Н. Гумилевым: “Писатель — растение многолетнее… душа писателя расширяется периодами, а творение его — только внешние результаты подземного роста души”. Так, ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов — К. Д. Бальмонта и В. Я. Брюсова, увлекался романтикой Р. Киплинга и в то же время обращался к зарубежным классикам — В. Шекспиру, Ф. Вийону, Т. Готье. Позже он отходит от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов и обращается к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. Он не приемлет в творчества того, что позже назовет литературной “неврастенией”. Талант, чистое вдохновение должны были, по его пониманию, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно и сурово учил молодых мастерству. Н. С. Гумилев является сторонником строгой и четкой поэтической формы, хотя подчеркивает, что внимание к форме не самоцель, а лишь свидетельство связи поэта с многовековой поэтической традицией— Стихотворения акмеистического периода, составившие сборник “Седьмое небо”, подтверждают такой трезвый, аналитический, научный подход Н. С. Гумилева к явлениям поэзии. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”. “Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (от греческого слова, обозначающего: “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Главным их достижением Николай Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”, вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущением собственного незнания”. Поэт старается привлечь внимание читателей не только к миру внешних явлений, но и к области более глубоких пластов человеческого бытия.
Обладая безусловным даром предвидения, Гумилев-критик намечает в своих работах пути развития отечественной поэзии, и мы сегодня можем убедиться, как точен и прозорлив был он в своих оценках. Свое понимание поэзии он выразил в самом начале своей программной статьи “Анатомия стихотворения”, открывающей сборник “Письма о русской поэзии”. “Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две, — писал Н. Гумилев, — предложенные поэтами же, задумывающимися над тайнами своего ремесла. Они гласят: “Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке” и “Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке”. Обе эти формулы основаны на особенно ярком ощущении законов, по которым слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто “учитывает все законы, управляющие комплексом взятых им слов”. Именно это положение и лежит в основе той громадной работы, которую после революции проводил Н. С. Гумилев с молодыми поэтами, настойчиво обучая их технике стиха, тайнам того ремесла, без которого, по его мнению, настоящая поэзия невозможна. Н. С. Гумилев хотел написать теорию поэзии, этой книге не суждено было родиться, и отношение его к “святому ремеслу” поэзии сконцентрировано в нескольких статьях и рецензиях, составивших “Письма о русской поэзии”.
Но с годами поэзия Николая Гумилева несколько меняется, хотя основа остается прочной. В сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки блоковской, опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Эта тенденция продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, но в стихотворениях “Огненного столпа” Николай Гумилев как бы протянул руку отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружается в мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается с реальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным. Это уже новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительно отличается от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекрасной ясности” и конкретности. Н. С. Гумилев подходит к пониманию единства и взаимосвязи всех пластов человеческой культуры, в том числе поэзии и общественной деятельности. В знаменитом стихотворении “Слово” Николай Гумилев выражает свое итоговое понимание высокого назначения поэзии и поэтического слова:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
Что в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это — Бог.

Николай Степанович Гумилев жил и творил в тот период русской жизни, когда наконец после долгого затишья наступил момент подлинного расцвета поэзии, который носит название серебряного века. Еще в гимназические годы Николай Гумилев проявляет интерес к поэзии французских поэтов парнасцев и символистов. В 1905 году он выпускает свой первый сборник “Путь конквистадоров”, в котором дерзко уподобляет себя завоевателям новых земель, потому что считает поэзию завоеванием, цель которого — наполнить “сокровищницу поэзии золотыми слитками и алмазными диадемами”. За свою короткую жизнь (1886—1921) поэт успевает выпустить такие прекрасные поэтические’ сборники, как “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Колчан”, “Огненный столп”, которые действительно стали “бриллиантами” в сокровищнице русской поэзии. Н. С. Гумилев не только творит, он пытается стать одним из организаторов литературной жизни России. Из его литературных вечеров рождается объединение поэтической молодежи “Цех поэтов”, в недрах которого вызревает акмеизм — поэтическое направление, с которым связаны имена Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Кроме того, Н. С. Гумилев был тонким литературным критиком, теоретиком стиха.
Поэзия Николая Гумилева в разные периоды его творческой жизни неодинакова. Поэт начинает с юношеского желания изменить мир, подобно Будде или Христу. Иногда он категорически отрицает символизм, а иногда бывает настолько близок к нему, что трудно догадаться, что какое-то стихотворение принадлежит ему. Здесь вспоминаются слова А. Блока, поэта высоко ценимого Н. Гумилевым: “Писатель — растение многолетнее… душа писателя расширяется периодами, а творение его — только внешние результаты подземного роста души”. Так, ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов — К. Д. Бальмонта и В. Я. Брюсова, увлекался романтикой Р. Киплинга и в то же время обращался к зарубежным классикам — В. Шекспиру, Ф. Вийону, Т. Готье. Позже он отходит от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов и обращается к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. Он не приемлет в творчества того, что позже назовет литературной “неврастенией”. Талант, чистое вдохновение должны были, по его пониманию, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно и сурово учил молодых мастерству. Н. С. Гумилев является сторонником строгой и четкой поэтической формы, хотя подчеркивает, что внимание к форме не самоцель, а лишь свидетельство связи поэта с многовековой поэтической традицией- Стихотворения акмеистического периода, составившие сборник “Седьмое небо”, подтверждают такой трезвый, аналитический, научный подход Н. С. Гумилева к явлениям поэзии. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”. “Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (от греческого слова, обозначающего: “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Главным их достижением Николай Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”, вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущением собственного незнания”. Поэт старается привлечь внимание читателей не только к миру внешних явлений, но и к области более глубоких пластов человеческого бытия.
Обладая безусловным даром предвидения, Гумилев-критик намечает в своих работах пути развития отечественной поэзии, и мы сегодня можем убедиться, как точен и прозорлив был он в своих оценках. Свое понимание поэзии он выразил в самом начале своей программной статьи “Анатомия стихотворения”, открывающей сборник “Письма о русской поэзии”. “Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две, — писал Н. Гумилев, — предложенные поэтами же, задумывающимися над тайнами своего ремесла. Они гласят: “Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке” и “Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке”. Обе эти формулы основаны на особенно ярком ощущении законов, по которым слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто “учитывает все законы, управляющие комплексом взятых им слов”. Именно это положение и лежит в основе той громадной работы, которую после революции проводил Н. С. Гумилев с молодыми поэтами, настойчиво обучая их технике стиха, тайнам того ремесла, без которого, по его мнению, настоящая поэзия невозможна. Н. С. Гумилев хотел написать теорию поэзии, этой книге не суждено было родиться, и отношение его к “святому ремеслу” поэзии сконцентрировано в нескольких статьях и рецензиях, составивших “Письма о русской поэзии”.
Но с годами поэзия Николая Гумилева несколько меняется, хотя основа остается прочной. В сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки блоковской, опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Эта тенденция продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, но в стихотворениях “Огненного столпа” Николай Гумилев как бы протянул руку отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружается в мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается с реальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным. Это уже новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительно отличается от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекрасной ясности” и конкретности. Н. С. Гумилев подходит к пониманию единства и взаимосвязи всех пластов человеческой культуры, в том числе поэзии и общественной деятельности. В знаменитом стихотворении “Слово” Николай Гумилев выражает свое итоговое понимание высокого назначения поэзии и поэтического слова: Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, Что в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это — Бог.

Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус. Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира Соловьева ).
В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая из четырех его "симфоний" - "Северная" или "Героическая".
Писатель впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого своего рода символом.
Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возврата" борется тема жизнеутверждения.
Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца - зловещий "глаз", уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки "металлической раскаленности". Первый поэтический сборник Белого "Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого поклонения :
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение "Солнце" посвящено К.Бальмонту - автору книги "Будем как Солнце". Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия .
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела "Золото в лазури". В будущее , которое - согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :
- "прежнего счастья"
- "старины" :
Старина, в пламенеющий час обуявшая нас мировым ,
старина, окружившая нас,
водопадом летит голубым.
"Вечный зов"

С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится .
"Успокоение"
Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в следующем разделе "Просветы" :
b Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти ?
"Жизнь"
"Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

Следующий его сборник -"Урна"(1909). Этот сборник посвящен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели.
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
Уйду,сокрытый мглой ночной,
В ночное ,в ледяное поле.
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки.
"Ссора"
"Урна" - последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. )
В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пишет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех им написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию.
В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая меня.
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня !
"Родине"
Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.
В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
"Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается "путь нисхождения".
В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества. Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
Последние годы жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой "орнаментальной прозы".

Читайте также: