Музей панорама бородинская битва сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Памятник героизма русского народа –

ученика 4-Г класса

Памятник героизма русского народа –

Отечественная война 1812 года - одна из ярчайших страниц в истории России. Освободительный ее характер, героизм солдат, патриотический подъем всех слоев общества сплотили русский народ, дали мощный толчок общественному и гражданскому сознанию. Война 1812 года нашла свое отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства. Один из памятников героизма русского народа - музей-панорама "Бородинская битва" в Москве, являющийся достопримечательностью столицы, ее гордостью. Подлинные документы и оружие той эпохи, личные вещи участников войны и произведения художников, собранные в стенах музея, рассказывают о героической странице в жизни России.

Перед входом в панораму стоит памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову. Здание музея легко узнать по круглому второму этажу, в котором и находится та самая панорама Бородинской битвы.

hello_html_9d42b37.jpg

При входе всех посетителей встречают вот такие фигуры. Видимо, представители разных сословий того времени.

hello_html_212ae3c8.jpg

hello_html_m5cfd2ab9.jpg

Изображение Наполеона и всей его родни.

В музее много картин с изображениями событий из войны 1812 года. Здесь написана реальная жизнь, реальные сражения, реальные события, произошедшие в истории нашей страны. Было интересно всё это увидеть.

hello_html_m40af754.jpg

Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г. Когда летучие отряды казаков атамана Платова заманили полки французской армии в ловушку.

hello_html_m4482b9ca.jpg

Подвиг солдат Раевского под Салтановкой.

На картине описан тот момент, когда французские войска заняли Могилев, преградив 2-й армии путь к соединению с армией Барклая де Толли. Багратион отправил к городу 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Раевского. Генерал лично возглавил одну из атак, взяв с собой своих сыновей, которым было по 10 и 16 лет, воодушевлял собственным примером солдат под сильным картечным огнем.

hello_html_14fc5c2e.jpg

Сражение за Смоленск.

hello_html_79909895.jpg

Светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский.

К августу 1812 г. назревает необходимость в главнокомандующем российской армией, который должен был объединить все силы и дать генеральное сражение, и кроме этого устранить трения внутри командного состава между Багратионом и Барклаем-де-Толли. Первый выступал за активные действия армии, второй проводил линию на отступление. И по этому поводу между ними постоянно проходили столкновения.

hello_html_m668d1774.jpg

hello_html_m632a124.jpg

Изображение М.И. Кутузова, вышитое человеческими волосами.

hello_html_m22a80a72.jpg

Почему именно Кутузов был удостоен чести возглавить армию, рассказывает эта витрина. Кутузов был одним из самых опытных полководцев того времени, он участвовал в войнах против Турции и при Екатерине и при Александре I. На эти войны в витрине указывают атаган – оружие турецких янычар и крест за взятие Измаила – крепости, считавшейся неприступной. Кутузов воевал под командованием П.А. Румянцева и А.В. Суворова., был хорошо образован. Он окончил артиллерийскую дворянскую инженерную школу. На его ученые занятия указывает в этой витрине бюро и чертежный набор. Они переданы музею потомками великого полководца. Принято считать, что Кутузов лично ими пользовался.

hello_html_m23e3a2f.jpg

Так называемая Малая Галерея – группа копий с портретов военной галереи, находящейся в Эрмитаже в С.-Петербурге.

hello_html_m2d09a16b.jpg

Один из офицеров

hello_html_m1c848179.jpg

Дуэльный набор пистолетов.

hello_html_284f3333.jpg

hello_html_5ef41ce4.jpg

Стенд посвящен родам войск российской и французской армии того времени. Слева показаны солдаты нашей армии, а справа – французской.

hello_html_m13f32f9f.jpg

Пехотинец, вооруженный ружьем. Конструкция ружья была практически такая же, как и у французов.

hello_html_3b8cbcb4.jpg

Кирасир - конный солдат, одет в кирасу и каску с плюмажем, вооружен палашом. Кирасиры были ударной частью армии, сюда отбирали самых физически крепких мужчин.

hello_html_32194775.jpg

Кираса и каска кирасира русский войск.

hello_html_3bbc2f9d.jpg

Последний солдат (слева) представляет артиллерию, вооружен саблей.

Такие же рода войск были и у французской армии, с похожим вооружением и обмундированием.

hello_html_17caffc9.jpg

Пехотинец французской армии 1812 г. (на переднем плане).

hello_html_m1fd5a8c.jpg

Кирасир французской армии 1812 г.

hello_html_2541c0d6.jpg

Артиллерист французской армии 1812 г.

hello_html_7d69867a.jpg

hello_html_5c9537c0.jpg

Оружие французской армии.

hello_html_m428282dd.jpg

Подлинные каска и кираса французских солдат.

hello_html_m1fd8e6d6.jpg

Орден Почетного легиона – главная награда французской армии.

Панорама представляет собой картину, длиной 115 м., высотой 15 м. Эта картина была написана к 100-летию Бородинской битвы в 1912 г. Работа заняла 11 месяцев. Вторая часть панорамы – передний предметный план, органично соединенный с картиной. На фотографиях ниже бывает даже трудно отличить, где есть что. Освещение в зале создает эффект солнечного света. Очень похоже на яркий день, в который произошла эта битва.

hello_html_56b2bb52.jpg

Мы находимся на Бородинском поле, на левом фланге российской армии, в деревне Семеновское. Сейчас около 10:30 утра, с начала сражения прошло примерно 4.5 часа.

hello_html_207ccb1d.jpg

Вся панорама разделена на 4 сектора, показывающих, что происходило в тот момент на Бородинском поле.

hello_html_m1e6519d1.jpg

hello_html_m1c15fb65.jpg

hello_html_m152be31d.jpg

hello_html_647200d7.jpg

hello_html_m245654ce.jpg

hello_html_m436b4a21.jpg

hello_html_458be74c.jpg

hello_html_m4bab95c9.jpg

hello_html_1afc915f.jpg

hello_html_583a2d55.jpg

hello_html_m20dd8957.jpg

Итоги Бородинской битвы неоднозначны. Хотя Наполеон занял поле после битвы, а русские войска отступили к Москве, главную свою задачу он не выполнил – русская армия не была уничтожена. Пока существует армия, война продолжается. Наполеон хотел ещё в самом начале войны уничтожить российскую армию, но у него это не получилось. На Бородинском поле он также в этом не преуспел, потери были огромные и с той и с другой стороны. Таким образом, война продолжалась.

В последнем зале музея картинная галерея. Здесь на картинах в основном показаны события, произошедшие уже после сражения на Бородинском поле.

hello_html_2a7c12fb.jpg

hello_html_m750c54e1.jpg

Русская армия и жители оставляют Москву.

hello_html_233fb4fc.jpg

Вступление французской армии в Москву 14 сентября 1812 г. Наполеон на Поклонной горе ждал, когда ему вынесут символические ключи от города, и был очень удивлен, когда этого не произошло. На картине хорошо видно, какой высоты была Поклонная гора в то время, и какой вид с неё открывался на Москву.

hello_html_m626a4470.jpg

Проекция горящей Москвы со звуковым оформлением.

Перед отступлением русских войск, по указанию генерал-губернатора Москвы или мэра по-нашему, город был подожжен.

hello_html_m209eded6.jpg

Изображение горящей Москвы.

Наполеон, находясь в Москве, 3 раза посылал письма Александру I с предложением мира, но ответа так и не дождался.

hello_html_66d908bd.jpg

Наполеон уходит из Москвы. Припасы заканчиваются, местное крестьянское население отказывается снабжать его армию, уничтожают продовольствие, урожаи стоят не собранными, и он решает двинуться к Смоленску по неразоренным войной территориям - через Калугу, чтобы пополнить запасы провианта. Но дорогу на Калугу ему преграждает российская армия. В результате сражения Наполеон вынужден отступить и двигаться той же дорогой, какой его армия наступала на Москву. Т.е. опять же без провианта.

hello_html_m609049e5.jpg

hello_html_7d2498bb.jpg

На картине видно, в каком состоянии возвращалась некогда великая армия. На снегу лежит тело человека, сундук с выпавшей из него драгоценной посудой, награбленным в Москве добром, которое уже никому не нужно. От войска остались жалкие крохи.

Маслова Светлана Борисовна

Первый этаж музея. Портреты. Картины. Картины.

Далее моё внимание привлекает портрет М. И. Кутузова. Он смотрит добрым усталым взглядом. Удивительно, но повязки на лице нет. Просто прикрыт один глаз. Оказывается, он никогда не носил чёрную повязку. Именно он, Кутузов, принял 29 августа 1812 года командование русской армией. А 7 сентября в 120 километрах от Москвы на Бородинском поле было дано сражение, ставшее центральным событием всей войны. Я представляю, как Кутузов принимает правильное решение: оставить Москву. Вижу, как она горит. А представить это ярче помогают огромные картины с подсветкой. Вижу, как французская армия вынуждена отступать, оставив сожжённый город.

А вот на стене портреты полководцев, их 38. У каждого из них своя роль в сражениях, своя судьба. Среди них герой Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевский. В начале войны он был назначен командиром 7-го пехотного корпуса.

Перехожу в следующий зал. В нем представлены награды, различные документы, карты сражений, оружие, фигуры русских и французских солдат в форме.

Мне безумно понравилось в музее. Он полностью посвящён Бородинской битве и войне 1812 года. Здесь все напоминает о героизме нашего народа. Здесь погружаешься в атмосферу сражений. Здесь все напоминает о войне…

Любопытно, как автору удалось детально воссоздать атмосферу боя, все его мельчайшие нюансы. Но не только пыл сражения изображен на шедевре. Художник сумел передать весь трагизм происходящего. Взгляните только на пылающие избы и руины, коней, топчущих несжатый хлеб. А кроме того он с величайшей точностью расставил по местам ключевые фигуры. На нескошенном ржаном поле, где идет бой, сразу же за атакующими кирасирами видна фигура Барклая де Толли. Он возглавляет группу высших офицеров позади рвущихся в атаку кирасиров.

На заднем плане просматриваются деревенские избы Горок и группа людей. Это штаб Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, и он сам, наблюдающий за сражением. Неподалеку от деревни расположились резервные войска — Семеновский, Преображенский и Измайловский полки.

Вот фигурка Наполеона на белом коне у Шевардинского редута на берегу Каменки, в окружении четырех телохранителей. А вдалеке видны белые палатки полевого госпиталя и повозка, увозящая смертельно раненого в бою генерала Багратиона.

Франц Рубо — великий русский художник-баталист французского происхождения. Он появился на свет в семье эмигранта-книготорговца. С юных лет Рубо интересовала батальная живопись. Еще во времена учебы в Мюнхене он ежегодно приезжал на родину и путешествовал по местам сражений. Итогом этих поездок были кипы этюдов, которые и становились основой для будущих картин.

В начале 1900-х в России принялись готовиться к празднованию векового юбилея Отечественной войны. В 1909 художник получил предложение, исходившее от самого императора, о создании шедевра к этому празднику. Правда, речь шла еще не о панораме, а только об эскизах, которые должны были получить одобрение Николая II.

Первоначально Рубо задумал изобразить бой за батарею Раевского во время контратаки Ермолова и Кутайсова. Увы, царь отклонил эскиз. Художнику было рекомендовано написать атаки наполеоновских кавалеристов — в дело вмешалась политика и расширение Антанты. Художник был страшно недоволен этим советом, но с честью выполнил работу. В 1912-м, осенью панорама впервые предстала перед зрителями в круглом зале павильона, который специально был построен на Чистопрудном бульваре.

Еще после посещения панорамы обороны Севастополя мне захотелось увидеть Бородинскую панораму в Москве и сравнить два полотна. Кроме того, на майские праздники нам удалось побывать на Бородинском поле - месте грандиозного сражения, и даже постоять на высоте Рубо, с которой художник писал окружающий ландшафт для своей знаменитой картины. Наконец, удалось дойти и до музея Бородинская панорама.


Здание Бородинской панорамы

Взрослый входной билет стоит 200 рублей, экскурсия в составе группы 300 рублей, за 450 рублей кроме панорамы можно осмотреть с экскурсией еще и Кутузовскую избу. За 100 рублей можно взять аудиогид, что я и сделала. В целом аудиогид повторяет информацию, написанную у каждого экспоната с некоторыми дополнениями.

Уже в холле нас встречают фигуры представителей разных сословий России, которые стоят на фоне пейзажа Москвы начала XIX века. Несмотря на то, что наша страна в то время постоянно с кем-то воевала, эти бои проходили где-то далеко на границах, и жители Москвы узнавали о них только из сводок в газетах. Приход наполеоновской армии на наши земли стал настоящим потрясением для всего народа, в том числе и для москвичей.


Бородинская панорама. В холле музея.

Перед первым залом можно увидеть орудие времен войны 1812 г. Итак, начинаем осмотр.


Бородинская панорама. Орудие

Сначала мы видим экспонаты, рассказывающие о расстановке сил в Европе в начале XIX века. Здесь же висит портрет императора Александра I, который в самом начале своего правления считался вполне миролюбивым, заключил союзы с Великобританией, Австрией и другими мировыми державами.


Портрет Александра первого

В следующем зале мы видим портреты знаменитых генералов П.И. Багратиона и М.Б. Барклая-де-Толли, которые в начале войны командовали первой и второй русской армией.


Портреты генералов П.И. Багратиона и М.Б. Барклая-де-Толли



Следующая витрина посвящена главнокомандующему нашей армией М.И. Кутузову. Здесь собраны личные вещи полководца, его изображения и документы. После нескольких поражений русской армии летом 1812 г., Александр I, для поднятия духа солдат, назначил главнокомандующим М.И. Голенищева-Кутузова, который уже неоднократно проявил себя на полях сражений в русско-турецкой войне, отличился при осаде Очакова и взятии Измаила, и был уважаем абсолютно всеми слоями населения.


Далее мы видим портреты генералов-участников Бородинского сражения. В отдельной витрине выставлены фигуры, одетые в форму французских и русских солдат войны 1812 г.


фигуры, одетые в форму французских и русских солдат войны 1812 г

На интерактивной карте каждый желающий может ознакомиться с ходом сражения на Бородинском поле.

Наконец мы поднимаемся на второй этаж, где находится полотно Ф.А. Рубо, созданное к столетней годовщине битвы.


Перед нами разворачиваются события, произошедшие 26 августа (по старому стилю) 1812 г. у деревни Семеновское в 10-30 утра. Уже несколько часов идет бой. Картина разделена на четыре сектора, и о каждом можно почитать информацию в специальном интерактивном терминале. Огром-ные потери в Бородинском сражении сильно ослабили русские и французские войска. Русским пришлось отступать к Москве, но французы так и не смогли завоевать желанной победы и разгромить русскую армию. Однако мы потеряли в тот день примерно 43 тыс.человек. В зале под панорамой можно ознакомиться с нашими потерями поименно.








Говорят, что распоряжение поджечь Москву отдал Ф.В. Ростопчин, который занимал в то время пост московского губернатора. Заключить мир с Александром I так и не удалось, запасы продовольствия были на исходе, а пополнить их было негде, и французская армия решает отступать через Калугу, которую они еще не успели разорить. Однако именно здесь расположилась русская армия и преградила путь неприятелю. Пришлось Наполеону уходить той же дорогой, по которой он пришел. В итоге, когда-то великая армия была почти полностью уничтожена на территории Российской империи. На всем пути отступления ее преследовали партизанские отряды, холод и голод.

Мы видим в следующем зале портреты знаменитого Дениса Давыдова, В. Орлова-Денисова и многих других генералов, руководивших разгромом наполеоновской армии.


Генералы Бородинского сражения

В отдельной витрине представлены русские партизаны. На местах крестьяне также организовывали свои отряды борьбы с отступающими французами.

Мы видим портрет Василисы Кожиной, возглавившей сопротивление французским мародерам в одном из уездов Смоленской Губернии.


Портреты Курина и Кожиной


карикатуры на французских солдат


карикатуры на французских солдат

В конце концов, военные действия переместились на территории других государств, и для нас это главное. В музее очень ярко получается представить, как сплотился в тяжелое время народ от самых высших слоев общества, до беднейших крестьян, и смог вместе прогнать врага с нашей земли. Помимо основной экспозиции панорамы можно посетить еще восстановленную Кутузовскую избу, однако когда я закончила осмотр, она, к сожалению, уже была закрыта.

Возможно, Вам также будет интересно почитать отзыв о самостоятельном путешествии на Бородинское пол е, посещении Спасо-Бородинского монастыря , и посещении музея Раевского на Бородинском поле .

Читайте также: