Сочинение животные в рассказах куприна

Обновлено: 04.07.2024

Воспитание чувства бережного отношения человека к природе в произведениях Александра Ивановича Куприна. Рассмотрение разнообразия мира животных в рассказах автора. Отображение своеобычных нравов и характеров, основных привычек и верности собак человеку.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 22.12.2014
Размер файла 3,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Изучение биографии русского писателя А.И. Куприна. Литературоведческие и критические статьи, посвященные творчеству автора. Эволюция любовного чувства в повестях, влияние его на раскрытие характеров героев и значения художественной детали в текстах.

курсовая работа [61,0 K], добавлен 27.06.2015

Детство и годы взросления Александра Ивановича Куприна. Развитие военной темы в творчестве. Начало творческого пути. Разочарование в службе. Формирование литературного дарования писателя. Повести о любви. Тяжелое время эмиграции. Возвращение на родину.

презентация [999,6 K], добавлен 04.02.2014

Начало литературной деятельности Александра Куприна в кадетском корпусе. Первый рассказ "Последний дебют". Отражение в повести "Поединок" службы в 46-ом пехотном Днепровском полку. Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый браслет".

презентация [2,0 M], добавлен 26.01.2014

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна о крымских рыбаках "Листригоны" и повести "Поединок". Элементы романтизма в повести "Суламифь" и рассказе "Олеся". Теория и методика целостного анализа рассказа Куприна "Гранатовый браслет" на уроке в 11 классе.

реферат [30,0 K], добавлен 13.10.2014

Рассмотрение основных положений концепции "естественной личности" в повести А.И. Куприна. Своеобразие реализма художественного стиля писателя, состоявшего в противостоянии реального и идеального миров. Роль романтической составляющей в произведении.

Рассказ “Ю-ю” авторства Куприна - маленькая история, написанная в 1927 году. Это произведение о преданности животных к человеку. Писатель с трепетом и уважением относится к братьям нашим меньшим, посвятил им множество книг. Писал он о собаках (“Белый пудель”), о кошках (“Ю-ю”), о лошадях (“Изумруд”), о слонах (“Слон”, “Слоновая прогулка”).

“Ю-ю” раскрывает в себе проблему незнания зверей, отсутствия у человека интереса к ним. Люди плохо чувствуют и понимают животных, а животные наоборот - тоньше и чутче.

Главной героиней рассказа является домашняя кошка с интересным именем Ю-ю. Свою кличку она получила после того, как маленький мальчик свистнул от удивления, увидев её. Кошка была очень красивой и умной. Имела тёмно-каштановый окрас, длинную шерсть и усы, хвост, похожий на ламповый ёрш.

Писатель приводит много примеров её разумности и сообразительности: она легкими движениями лап или мордочки могла открывать двери, реагировала на события, которые происходили вокруг. Например, умела определять по походке людей: заслышав шаги мальчишки, обращающегося с ней неправильно, то кошка сразу пряталась зимой под диван, а летом ретировалась через открытые окна на улицу, и, напротив, слыша приближение членов семьи - выбегала встречать домочадцев в прихожую.

Особенно трогательным было поведение Ю-ю во время того, когда тяжело заболел её маленьких хозяин Коля. Кошка постоянно “дежурила” около двери в комнату мальчика, как будто чувствуя его недуг, и отлучалась оттуда только поесть или на короткую прогулку. А когда Николая отправили в санаторий Ю-ю искренне недоумевала из-за его отсутствия. Её сообразительность и широта восприятия проявлялась ещё в том, что кошка узнала голос мальчика в телефонной трубке и садилась рядом, чтобы пообщаться. Но Коля растерялся и не смог ничего сказать кошке, думая, что она понимает только кошачий язык.

Рассказчик не только восторгался поведением и характером Ю-ю, но и приводил некоторые примеры разумных поступков других животных. Он учил девочку Нику не верить особям, говорящим что-то дурное о животных, ведь они не понимают их, а порой питомцы ведут себя более человечно, чем люди. Автор опроверг многие доводы таких людей. А, в частности, глупость гусей, которые на самом деле очень умные птицы, ответственно относящиеся к своему потомству и сородичам.

В произведении “Ю-ю” Куприн учит нас быть чуткими и заботливыми в отношении к животным. Призывает любить и беречь всё живое вокруг, не слушать предрассудки необразованных людей о них. И тогда наши маленькие друзья будут к нам относиться с теплотой и симпатией и станут отличными спутниками по жизни.

Сочинение по произведению ЮЮ

В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину и в целом проявляет довольно сознательное и любопытное поведение.

Например, Куприн описывает, как ведет себя осел, и называет этого животного совсем не глупым, а трудолюбивым и разумным. Когда осел не может нести груз и человек неразумно положил больше чем нужно поклажи, осел встает и никуда не двигается как бы его не били и толкали. Иногда люди не понимают и продолжают бить, а осел стоит, и тут возникает вопрос, кто является действительно глупым, возможно человек, который не понимает своей ошибки, а не осел?

Помимо этого описывается лошадь, которая может позаботиться о младенце. Если маленький ребенок уползает в кусты, то лошадь может осторожно взять его за ворот и вернуть обратно к шатру.

Главная героиня – красивая каштановая кошка Ю-ю обладает высокой преданностью своему хозяину. Когда маленький Коля заболевает, то Ю-ю остается поблизости от его двери и проявляет настойчивость, никуда не уходит, остается там, хотя могут наступить на хвост или задеть шерсть. Кошка даже различает его голос по телефону и подходит, как бы поговорить.

Таким образом, Куприн рисует перед нами картину преданности, поведения доброго и разумного животного. Такое поведение довольно простое, но оно вполне может быть примером. Кошка не выдумывает для себя странных и идеалов и фантазий подобно людям, она просто обожает своего хозяина и беспокоится о нем.

После прочтения этого рассказа остается положительное настроение и много приятных эмоций. Хочется завести себе домашнего питомца, который смог бы разделить подобные чувства взаимной приязни и близости отношений.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Ю-ю

Популярные сегодня темы

Мне кажется, слова определяют довольно много в нашей жизни и действительно слова легко представить как пространство, в котором мы обитаем. Пространство может быть разным и во многом каждый человек сам его обустраивает.

В рассказе Антона Павловича Чехова Иван Великопольский показан самым обычным бедным студентом. Ему всего лишь 22 года, поэтому становится вполне понятен тот образ мыслей, который присущ данному персонажу.

Том Сойер – мальчик, который живет в захудалом американском городке с громким названием Санкт-Петербург. Ему лет десять-двенадцать, не больше. Родителей у него нет. Воспитывает Тома его тетка по матери,

О.Н. Михайлов

Известный русский писатель Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) родился в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец Александра Ивановича умер вскоре после его рождения, а мать вместе с маленьким Сашей переехала в Москву. В шесть лет Александр попал в приют для детей, потом в кадетский корпус, затем в юнкерское училище.

Писательский талант Александра Куприна проявился в творчестве для взрослых и для детей. В детской литературе широко известны его рассказы о животных, их характере и повадках. В доме прозаика жили семнадцать собак, несколько кошек, козлёнок и обезьянка. Все герои его рассказов – и дворовый пёс Барбос, и комнатная Мулька, и кошка Ю-ю, и белый пудель, и слон – существовали на самом деле. Трогательные и добрые истории о братьях наших меньших с особым интересом и сочувствием воспринимаются детьми. Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из литераторов так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку.

Вклад его в русскую литературу огромен, он и ныне остаётся одним из самых популярных детских писателей в мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Мир животных куприна.docx

Мир животных

А. И. Куприна

Учительница н\кл

МКОУ СОШ № 2 г. Алагира

Чельдиева М.К.

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.

Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Поэтому я рекомендую для изучения в школе все эти грустные и смешные истории о животных, которые с особым интересом и сочувствием воспринимаются учениками. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…

1. Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.

2. Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.

3. Развитие способностей детей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.

Оборудование урока

1. Портрет А.И. Куприна.

2. Выставка книг.

3. Иллюстрации к произведениям писателя.

4. Электронная презентация.

Предварительная подготовка

1.Чтение рассказов Куприна о животных.

3. Составление электронной презентации.

1.Вступительное слово учителя

– Почему именно эта мелодия прозвучала? (Ответы детей)

– У Александра Ивановича Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу. И сегодня на уроке мы поговорим о своеобразии рассказов А.И. Куприна, посвящённых миру животных.

Многие рассказы А. И. Куприна посвящены изображению животных (в основном – домашних).

Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:

Сам Куприн —писатель
С нами был приятель .

Его рассказы о животных, рассыпанные по разным изданиям, действительно, могли бы составить целую книгу.

3. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми

Беседа по вопросам:

– Расскажите о первой встрече повествователя с Завирайкой. (Ответы детей)

– Какие ведущие черты его характера уже намечены? (Ответная реакция на доброту, твёрдость, доверчивость, проницательность)

– Какие эпитеты использованы автором при описании внешности собаки? («Блестяще – чёрный, с густо – рыжими подпалинами, широкогрудый и т.д.)

6. Подведение итогов

– Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром.Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме:

учитель начальных классов Ярукина Ольга Васильевна

  1. Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.
  2. Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.
  3. Развитие способностей детей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.

Тексты рассказов на каждой парте.

Портрет А.И. Куприна.

Иллюстрации к произведениям писателя.

Чтение рассказов А.И. Куприна о животных.

Подбор иллюстраций к рассказам Куприна.

1. Вступительное слово учителя

2. Выступление учащихся (добавленное учителем)

Александр Иванович Куприн (1870–1938) был большим любителем животных. Он относился к ним с пониманием и уважением. У него самого были кошки, собаки-сенбернары, лошади. В молодости он ездил по России с бродячим цирком, хорошо знал цирковой мир, в том числе повадки четвероногих артистов.

Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…

Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:

Сам Куприн — писатель

С нами был приятель.

3. Работа с текстом.

Название рассказа содержит и цель – описать кошку с такой экзотической кличкой: не Машка, не Белка, а Ю-Ю. Давайте поучимся мастерству описания у великолепного художника слова!

1-й отрывок. «Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом. И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу города и предмет зависти любителей.

-Как мы озаглавим эту часть?

- форму тела: пушистый комок

-повадки : лакал, жмурясь и мурлыча, ловил, катался, играя бумажкой – подвижный, неугомонный;

-окраску: чёрно-рыже-белый комок

Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост, как ламповый ёрш.

-Как мы озаглавим эту часть?

-Чем закончился первый отрывок, в котором котёнок противопоставлен взрослой кошке?

И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

План описания Ю-Ю.

  1. Общий вид : большая, стройная, гордая, первая красавица.
  2. Окраска: тёмно-каштановая, с огненными пятнами на груди.
  3. Особые приметы: на груди пышная белая манишка.
  4. Мордочка: усы в четверть аршина (аршин – около метра, т.е. усы очень длинные, выразительные),глаза, нос.
  5. Шерсть: длинная и вся лоснится, т.е. блестящая, гладкая, здоровая.
  6. Лапки: в широких штанишках.
  7. Хвост: как ламповый ёрш (ламповый ёрш – это пушистая круглая щётка, которую используют для чистки керосиновых ламп, т.е. хвост очень пушистый).

- Хотелось бы вам иметь такую красавицу дома?

- Почему мы представляем Ю-Ю как живую?

Благодаря выразительному письму Куприна.

-Назовите все приёмы художественного языка Куприна в этом описании.

  1. большая, стройная, тёмно-каштановая, длинная – просто прилагательные, рисующие физические свойства кошки;
  2. гордая осанка , огненные пятна, т.е . яркие, горящие , пышная манишка – эпитеты;
  3. метафоры: пятно от грудки до шеи – манишка, т.е. белый воротник; шерсть на задних лапах – широкие штанишки ;
  4. сравнение: хвост – ламповый ёрш (форма, пушистость, округлость).

Ты заметь, милая Ника: живем мы рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем. Просто - не интересуемся. Возьмем, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой - своя особенная душа, свои привычки, свой характер. То же у кошек. То же у лошадей. И у птиц. Совсем как у людей. (То есть животные – совсем как люди? Правильно?)

И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных. (Почему?) Тебе скажут: осел глуп. Когда человеку хотят намекнуть, что он недалек умом, упрям и ленив, - его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел - животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил и вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: "Этого я не могу. Делай со мной что хочешь". И можно бить его сколько угодно - он не тронется с места. Желал бы я знать, кто в этом случае глупее и упрямее: осел или человек? (То есть, люди обвиняют животных в собственных грехах). Лошадь - совсем другое дело. Она нетерпелива, нервна и обидчива. Она сделает даже то, что превышает ее силы, и тут же подохнет от усердия.

Говорят еще: глуп, как гусь. А умнее этой птицы нет на свете. (И как об этом можно догадаться?) Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору - гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор - сейчас же гусиный переполох: "Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?"

А какие они. Ника, не жуй бумагу. Выплюнь. А какие они славные отцы и матери, если бы ты знала! (И какие?) Птенцов высиживают поочередно - то самка, то самец. Гусь даже добросовестнее гусыни. Если она в свой досужный час заговорится через меру с соседками у водопойного корыта, - по женскому обыкновению, - господин гусь выйдет, возьмет ее клювом за затылок и вежливо потащит домой, ко гнезду, к материнским обязанностям. Вот как-с! (Почти как люди)

А за гусем - гусенята, желто-зеленые, как пушок на цветущем вербном барашке. (Вот кого он защищает) Жмутся друг к дружке и пищат. Шеи у них голенькие, на ногах они не тверды - не веришь тому, что вырастут и станут, как папаша. Маменька - сзади. Ну ее просто описать невозможно - такое вся она блаженство, такое торжество! "Пусть весь мир смотрит и удивляется, какой у меня замечательный муж и какие великолепные дети. Я хоть и мать и жена, но должна сказать правду: лучше на свете не сыщешь". И уж переваливается с боку на бок, уж переваливается. И вся семья гусиная - точь-в-точь как добрая немецкая фамилия на праздничной прогулке. (Опять прямое сравнение с людьми).

И отметь еще одно, Ника: реже всего попадают под автомобили гуси и собачки таксы, похожие на крокодилов, а кто из них на вид неуклюжее, - трудно даже решить. (Не верь тому, что кажется на первый взгляд)

Или, возьмем, лошадь. Что про нее говорят? Лошадь глупа. У нее только красота, способность к быстрому бегу да память мест. А так - дура дурой, кроме того еще, что близорука, капризна, мнительна и непривязчива к человеку. Но этот вздор говорят люди, которые держат лошадь в темных конюшнях, которые не знают радости воспитать ее с жеребячьего возраста, которые никогда не чувствовали, как лошадь благодарна тому, кто ее моет, чистит, водит коваться, поит и задает корм. (То есть, люди, не знающие лошадей?) У такого человека на уме только одно: сесть на лошадь верхом и бояться, как бы она его не лягнула, не куснула, не сбросила. В голову ему не придет освежить лошади рот, воспользоваться в пути более мягкой дорожкой, вовремя попоить умеренно, покрыть попонкой или своим пальто на стоянке. За что же лошадь будет его уважать , спрашиваю я тебя? (То есть, приписывают животным дурные человеческие чувства, а сами ведут себя с ними не по-человечески)

А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого, - конечно, если только она в хороших, понимающих руках. (Значительное условие)

У арабов - лучшие, какие только ни на есть, лошади. Но там лошадь - член семьи. (И в чем это может выражаться?) Там на нее, как на самую верную няньку, оставляют малых детей. Уж будь спокойна, Ника, такая лошадь и скорпиона раздавит копытом, и дикого зверя залягает. А если чумазый ребятенок уползет на четвереньках куда-нибудь в колючие кусты, где змеи, лошадь возьмет его нежненько за ворот рубашонки или за штанишки и оттащит к шатру: "Не лазай, дурачок, куда не следует".

И умирают иногда лошади в тоске по хозяину, и плачут настоящими слезами.

Бывали у меня с Ю - ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам. Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол.

Поворочается немного на столе, помнётся, облюбовывая место, сядет рядышком со мною у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.

-Как назовём третью часть?

-Чем отличается этот отрывок от предыдущего?

Там портрет статичный, неподвижный, в этом описании даны повадки Ю-ю, её характер.

-Какая часть речи вытеснила обилие прилагательных?

-Каков характер Ю-ю в повадках?

Мягкий упругий толчок, вскочила …поворочалась, помялась, облюбовывая место, села рядышком , превратилась в пушистый горбатый комок; превратилась вмаленькое изваяние, скульптуру: четыре лапки подобраны, спрятаны, две передние бархатные перчаточки высовываются чуть-чуть.

-Какова же обобщающая мысль о характере Ю-ю?

Лёгкая, подвижная, грациозная; преданная, любящая, помощница хозяина, чуткая, в минуты трудности всегда рядом.

в) особые приметы.

г) мордочка ( усы, глаза, нос).

3) Часы семейного счастья:

- Предположите, почему этот рассказ построен как разговор писателя с девочкой Никой? С какой целью А.И. Куприн адресует своё произведение ребёнку?

тоже есть душа, привычки и характер.

(Индивидуальная работа – составление блок-схемы «Характер Ю-ю)

4. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми.

Учащиеся по очереди показывают иллюстрации всему классу. Надо определить, к какому рассказу сделан рисунок, какой момент отображён. Затем своё предположение подтвердить цитированием.

А.И. Куприн был убеждён в том, что животные отличаются своей памятью, способностью различать время, пространство, звуки и даже цвета. У них, по его мнению, бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность и признательность, гнев и смирение, радость и горе.

5. Работа в группах. Ребята делятся на группы. Командир группы , не глядя, достаёт из пакета игрушку. У каждой группы животное разное. Задание: составить рассказ, в котором главным героем будет данное животное.

6. Подведение итогов

– Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром. Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).

Читайте также: