Сочинение егэ по тексту кологрива когда шла великая отечественная

Обновлено: 30.06.2024

Свистульки от Ефимки Блаженного

В чудо верят не только дети, но и взрослые. Вот и наша мама уверяла себя и нас с братом, что отец не убит, а лежит где-то в госпитале или пропал без вести. А когда в соседнюю деревню Григорьевку вернулся с фронта искалеченный, без ноги, дядя Саня Кудрявцев, которого считали геройски погибшим (так говорилось в полученной на него похоронке), мама и другие вдовы-солдатки ещё сильнее поверили в чудо.
Поверить-то поверили, но сами почему-то стали искать по окрестным сёлам гадалку, чтобы она подтвердила их веру.
А тут пронёсся слух, будто бы в селе Шаблово, что в двадцати километрах от нашей деревни, живёт блаженный Ефимко: не Ефим и не Ефимка, а именно Ефимко. Так вот, этот Ефимко умел гадать. А главное, он нагадывал добрые вести. Если же добрых вестей не предвиделось, Ефимко каким-то образом это предчувствовал, гадать отказывался и будто бы говорил: "Иди с Богом. Всё образуется". За гаданье платы не брал, а если ему приносили и оставляли тайком яйца, мёд или что другое, что могли наскрести солдатки в своих опустевших сусеках, старик раздавал тем, кто приходил к нему ни с чем, окромя голодного блеска в усталых глазах.
К нему и собралась наша мама. Нас с Генкой отвела к дедушке и бабушке, родителям отца. Они жили рядом, в Евдокимовке, - такой же маленькой деревушке, как и наша Ивановка.
Бабушка одобрила мамино намерение, а дед маму отговаривал - не верил он ни в какие гадания. Но мама осталась при своём мнении, тем более что с ней к блаженному Ефимке решились идти ещё несколько солдатских вдов.
Вернулась мама через два дня. Повеселевшая. Ефимко не отказал ей и не произнёс: "Иди с Богом. Всё образуется", чего она больше всего опасалась. Он сочувственно выслушал её, мягко расспросил о семье, о детках и велел терпеливо ждать окончания войны. Напоследок благословил, но ничего не пообещал, а лишь подарил маме две сделанные им самим глиняные свистульки - для нас с Генкой.
Неназойливое душевное внимание блаженного старика (хотя, как рассказывала мама, ничего, что бы говорило о его блаженности, она не заметила), успокоило её, окрылило и вселило надежду.
Ярко раскрашенные Ефимкины свистульки-птички нам с Генкой так понравились, что мы ни днём ни ночью с ними не расставались. Днём мы в них беспрерывно свистели, а вечером с ними засыпали. Потом куда-то эти свистульки делись - наверное, разбились или потерялись. На смену им приходили и уходили другие самодельные игрушки. О свистульках я совершенно забыл. И только через много лет, прочитав в "Комсомольской правде" статью о художнике Ефиме Честнякове, ученике Репина, узнал, что подаренные нам с братом свистульки были слеплены и расписаны не просто Ефимкой, а уникальным, самобытным художником.
В годы моего детства он жил в Шаблове, под Кологривом, до войны работал учителем в сельской школе, рисовал картины, лепил из глины игрушки. Он был отзывчивым, мягким, не жадным, готовым, как говорят, отдать другому последнюю рубашку, да к тому же хорошим психологом - умел заглянуть в душу человеку и успокоить его. За необычность поведения и кажущуюся простоту местные жители и прозвали его Ефимкой Блаженным. Его рисунки и картины долго валялись на деревенских чердаках. Кто-то ими даже растапливал печку.
И вот настал час, когда о художнике Ефиме Честнякове, благодаря заботливым музейным искателям, узнали не только в России, но и за границей.
Я видел его картины и рисунки на выставках. Они прекрасны, лучатся теплом и добротой. На них много детей. Мне кажется, что среди них есть и мы с братом, уж больно всё там похоже на моё детство. И мне будто наяву слышится звонкий и нежный свист, исходящий из ярких свистулек-птичек Ефимки Блаженного.

Все ребята любят кататься. Сейчас-то для детей полно всяких механических транспортных средств. А тогда в деревне самым доступным транспортом были палочные кони. Ты - всадник, палка - конь. А ещё сельские мальчишки обожали настоящих коней. Малышам разрешалось кататься на них вместе со взрослыми, а подросткам позволялось и работать на лошадях самостоятельно.
За мамой была закреплена каурая молодая лошадь Ласточка. Мама на ней пахала, боронила, возила дрова и сено на ферму, где работала. Привыкшая раньше к твёрдому мужскому голосу, Ласточка не всегда слушалась маму, иногда доводила её до слёз. Могла встать посреди поля или дороги, и никакими уговорами и угрозами нельзя было сдвинуть её с места. В качестве мужчин-помощников, хоть мы и были от горшка два вершка, мама стала брать нас с собой.
Генку она сажала верхом на Ласточку, а я, как старший, вёл лошадь за узду по борозде; мама шла за плугом или бороной. Ласточка упрямиться перестала - видать, стыдно ей было перед малышами выказывать свой норов.
Позже, когда я научился правильно запрягать лошадь, понял, почему Ласточка упрямилась. Мама по неопытности (она ведь до войны лошадь ни разу не запрягала) что-то делала не так. А известно, что никакой конь не сдвинется с места, если на нём расстегнулась супонь или чем-то мешает сбруя.
После работы по дороге на конюшню или от конюшни до поля верхом обычно ехал я, а Генка бежал рядом с мамой. Ласточка не спешила, вышагивала ровно; ехать на ней, хотя и без седла, было одно удовольствие.
Однажды я осмелел и надумал прокатиться на Ласточке с ветерком. Маму, конечно, не предупредил - она бы не разрешила гнать уставшую лошадь. Я заколотил по впалым бокам Ласточки голыми пятками.
Ну кому понравится, если по его животу, пусть и не слишком сильно, станут барабанить! Ласточка обернулась, схватила меня зубами за посконную штанину и сдёрнула на землю.
Приземлился я удачно, ничего себе не повредил и даже испугаться не успел. Мама меня поругала, но на Ласточку снова посадила; только я уж больше пятками её не колотил. А Генка всю дорогу надо мной смеялся, как над маленьким.
Точно не помню, сколько в колхозе было лошадей. Наверное, мало, иначе, когда поступил приказ пригнать коней к сельсовету в деревне Маракино для отбора и отправки на фронт, бабы не запричитали бы, что теперь придётся работать в поле на коровах, а те, устав от непосильного труда, перестанут давать молоко. Молоко же, когда другой еды нет, - спасенье всем - и старым и малым, но в особенности - малым.
Отвести лошадей на комиссию поручили ребятишкам. А больше было некому. Все взрослые, кроме старого конюха деда Егора, были заняты на сенокосе.
Мне достался спокойный мерин Быстрый. Я с ним недавно подружился, давал ему с ладони солёную корочку и он меня слушался. Если я приказывал ему бежать, он бежал, если просил не торопиться, он шёл ровным шагом.
Дед Егор помог нам сесть на коней и велел потихоньку трогаться, ни в коем случае не скакать наперегонки, чтобы не сбить себе ягодицы. Лошади ведь были не сёдланы. А без седла лошадиный хребет будто напильник елозит по заду. Полтора километра, до самого Маракина, мы ехали шагом, помня о предостережении конюха.
Наших коней осмотрели и всех забраковали: у кого были треснуты копыта, у кого - гнилые зубы, у кого - брюхо раздутое.
Мы вначале огорчились, а потом обрадовались, что все кони остаются с нами. Кто-то гикнул. Кони почувствовали настроение малолетних седоков и понеслись.
Как я ни уговаривал Быстрого не скакать, он меня на этот раз не послушался. Ещё в дороге я почувствовал, как саднит мой зад.
Возле конюшни я спрыгнул с Быстрого и враскорячку помчался к запруде, чтобы искупаться. Было жарко и душно, конская шерсть набилась в штаны и под рубаху. Холодная вода точно калёное железо обожгла мою стёртую кожу. Я заорал от боли и выбрался на берег. Побежал, как мог, за помощью к бабушке. Мы с Генкой и мама всегда к ней обращались, если что-то болело.
Поохав и поругав меня за непутёвость, бабушка тут же принялась готовить снадобье из травы зверобоя и льняного масла.
Пока она готовила: варила, смешивала, потом снова варила и настаивала, мне пришлось стоять или лежать, чтобы не причинять себе боль. Наконец бабушка сделала мне повязку и закрепила её на шее. С этой повязкой, как с портупеей через плечо, я проходил до конца лета, пока не наросла новая кожа.

Босоногие ученики

Летом и осенью мы с ребятами бегали по деревне босиком. Это считалось нормальным и даже полезным. И в лес по грибы и по ягоды тоже ходили босые, хотя там было опасно из-за гадюк. Но что поделаешь, если прежняя обувь износилась, а новую раздобыть негде.
Как же я обрадовался, когда у меня появились ботинки! Мама выменяла их у беженцев на картошку, хотя нам и самим есть было нечего. Дело в том, что мне предстояло идти в первый класс. И вот, чтобы я не ходил в школу босиком, мне справили обнову.
Не помню, был ли я предупреждён мамой или сам догадался, что обувь надо беречь, но каждый раз из школы я возвращался босым, перекинув через плечо свои ботинки.
Мне повезло. А ведь многие ученики до холодов оставались босыми. Правда, на осень и зиму босоногим ребятам, чьи отцы воевали или погибли и которым никто из родственников не мог помочь, в школе выдавали сапоги и валенки, а иногда и пальто из специального государственного фонда.
Один раз и мне из этого фонда достались валенки. После меня их носил мой брат Генка. А я ходил зимой в лаптях. Их сплёл для меня дедушка. В лаптях было удобно: сухо и тепло. Тогда многие деревенские ребятишки, за неимением другой обувки, носили лапти, как герои картин Ефима Честнякова.
Учиться было трудно: ведь на весь класс полагался всего один букварь. Им пользовались по очереди. А вот тетрадь, помнится, была у меня собственная. И я старательно, но не всегда успешно, выводил в ней палочки и буквы, осторожно, чтобы не оставлять клякс, макая перо в чернильницу-непроливайку.
Из школы часто не хотелось уходить домой, особенно когда молоденькая учительница Юлия Васильевна, выпускница педучилища, читала нам вслух про сына полка Ваню Солнцева, или про героического матроса Кошку, или про отважного вожака ребят Тимура.
В третьем классе, научившись хорошо читать, я прочитал взахлёб и "Сына полка" Валентина Катаева, и "Похождения одного матроса" Константина Станюковича, и "Тимура и его команду" Аркадия Гайдара. Удивительно интересные и светлые книги, с приключениями.
Когда я заканчивал первый класс, пришла весть об окончании Великой Отечественной войны. Солдаты стали возвращаться домой. Мы с братом, вместе с мамой наивно верившие в чудо, завидев одиноко бредущих, позванивающих медалями солдат, обычно хромоногих или одноруких, выбегали на дорогу и пристально вглядывались в их лица. Не отец ли.
Под коньком нашего недостроенного дома так и остались висеть еловые ветки. Такие ветки висели и на многих других избах. Это были знаки скорби. Они напоминали о том, что отсюда кто-то ушёл на войну и не вернулся.

Автор стал лауреатом конкурса семейных историй и картинок,
проведённого издательством "Жук"
совместно с журналом "Электронные Пампасы"
в 2013 году.

Электронные пампасы © 2014

(1)Когда шла Великая Отечественная война, мою родную деревеньку Ивановку не бомбили, не жгли, из пушек не обстреливали. (2)Немцы по ней проходили, но уже пленными, с печально опущенными головами. (3)Я знал, что они наши враги, что они убили моего отца. (4)Но мне всё равно почему-то было их жалко. (5)Может быть, потому, что их вели под конвоем и конвоиры сурово на них покрикивали, прикладами подталкивали отстающих.

(16)На другой день после проводов отца в райцентр напротив нашего дома посреди дороги остановился грузовик, в кузове которого, сгрудившись, стояли молодые парни. (17)Из кузова спешно выпрыгнул отец и устремился к нам. (18)Навстречу ему с плачем рванулась мама, а за ней и мы с братом.(19)Парни сначала что-то кричали, смеялись, давая советы отцу, но, увидев нас, притихли. (20)Шофёр, высунувшись из кабины, торопил отца. (21)Но на улицу высыпали все жители нашей деревеньки, и каждый хотел с ним попрощаться, кто-то наказывал передать поклон родному человеку, будто отец обязательно должен был встретить его.

(22)Когда машина тронулась, заголосили бабы, мама зарыдала, брат Генка тоже заплакал. (23)А я, предупреждённый отцом, что мужику реветь не положено, молча сглатывал слёзы.

(24)Как бы я хотел перечитать сейчас отцовские письма, которые он посылал нам с фронта! (25)Они были без конвертов, написаны на листочках и сложены треугольником. (26)Не до конвертов было на фронте. (27)Нет отцовских писем. (28)Пропали при переездах. (29)Горько и обидно. (30)Ах, если бы поаккуратнее да позаботливее отнестись к ним! (31)Узнал бы, о чём он тогда думал, о чём мечтал.

(32)Я не помню, о чём писал отец, хотя мать и читала нам вслух его письма. (33)Но точно знаю, что о нас с братом он заботился. (34)Однажды в одном из писем-треугольников он прислал нам с Генкой два малюсеньких серебристых танка. (35)Вероятно, это были отличительные знаки, которые солдаты носили на петлицах. (36)А отец был командиром танка, сержантом в армии генерала Катукова. (37)В деревне никаких игрушек тогда не водилось, а тут такие невиданные значки! (38)Мы с братом гордились ими, хвастались перед ребятишками, но и давали поиграть.

(45)Тоска по отцу не отпускала долго, пока не стали приходить похоронки и в другие дома и моё горе не слилось с горем других деревенских ребятишек. (46)Слившись, оно не уменьшилось, но как бы перемешалось и предстало уже в ином качестве — всеобщего людского горя. (47)Страдать сообща всё-таки было легче. (48)Постепенно тоска по отцу приутихла, но рана в душе так никогда и не зарубцевалась.

Виктор Фёдорович Смирнов (Кологрив) (род. в 1936 г.) — российский писатель, автор книг для детей и взрослых, лауреат Международной литературной премии им. С. В. Михалкова.

Ознакомьтесь с примерным кругом проблем и авторской позицией по каждой проблеме

1. Проблема бесчеловечности войны. (В чём проявляется бесчеловечность войны?)

2. Проблема всенародного горя в годы Великой Отечественной войны. (Какие испытания выпали на долю родных и близких фронтовиков? Как люди в тылу справлялись со страшным горем, которое несла война, — потерей самых дорогих людей?)

3. Проблема проявления милосердия по отношению к побеждённому врагу. (Какое чувство возникало у людей, даже потерявших близких, по отношению к побеждённому врагу?)

Авторская позиция (ссотнесите с выбранной проблемой)

1. Война бесчеловечна, она грубо разрушает все мирные планы людей, забирает отцов у детей, мужей у женщин, несёт гибель, наносит людям незаживающие душевные раны.

2. На долю родных и близких многих фронтовиков выпали страшные испытания — получение похоронок и извещений о пропавших без вести. Трагедии семей, потерявших защитника, сливались в одну, представая как всеобщее людское горе, и страдать сообща было всё-таки легче.

3. По отношению к пленным врагам люди подчас испытывали жалость, видя жёсткость по отношению к ним конвоя.

Составьте план сочинения

2. Одна проблема текста ввиде вопроса

3. Мысль автора, иллюстрирующая выбранную вами проблему.

4. Предложения (их номера) и/или небольшие цитаты (словосочетания), подтверждающие мысль автора.

5. Вторая мысль автора, связанная с выбранной проблемой.

6. Предложения (их номера) и/или небольшие цитаты (словосочетания), подтверждающие вторую мысль автора.

7. Что общего у этих двух мыслей автора. Дайте ключевое слово или кючевые слова, которые помогут связать обе мысли

8. Какова позиция автора по проблеме (проверьте соответсвие проблемы и авторской позиции, проблем три и позиций авторских тоже по каждой из проблем)

9. каково ваше мнение по проблеме

10. Ваш первый аргумент (не обязательно из литературы)Кратко, тезисно.

11. ваш второй аргумент (не обязательно из литературы)Кратко, тезисно.

12. Концовка (призыв, обращение, обобщение)

Напишите сочинение по тексту

Оценки будут две, за план и за сочинение. Критерии оценки сочинения в баллах (из 24)

с 21 балла 5 с минусом

с 23 баллов - пять.

Дедлайн задания - 5 апреля

Работы присылайте прикрепленным файлом, пожалуйста. Лучше в ворд. чтобы я могла комментировать ошибки.

Работы, присланные позднее 5 апреля проверяться не будут. С 6 апреля мы выходим на дистанционное обучение, работы очень много.

5 апреля до 23.59 ваши вопросы и работы должны быть у меня в почте. Отнеситесь, пожалуйста, с пониманием.

Тропы и фигуры в стихотворении Елены Шварц


Иудейское древо цветет

вдоль ствола сиреневым цветом.

Предчувствие жизни до смерти живет. предчувствие живет (олицетворение, так как в переносном смысле стоит глагол и есть перенос неживого на живое)

Холодный огонь вдоль костей обожжет, холодный огонь - оксюморон

когда светлый дождик пройдет (дождь сравнивается с огнем, то есть оксюморон) огонь обжигает, когда дождь

в день Петров на изломе лета. излом лета - метафора (излом - слово в переносном значении, существительное в переносном значении - метафора)

Вот-вот цветы взойдут алея цветы на ребрах-ветках (метафора, ветки, как ребра, существительное ребра в переносном значении)

на ребрах, у ключиц, на голове.

Напишут в травнике — Elena arborea — перифраз

во льдистой водится она Гиперборее - неологизм и эпитет

в садах кирпичных, в каменной траве. - эпитеты и оксюмороны

Из глаз полезли темные гвоздики, метафора , темные гвоздики - эпитет

я — куст из роз и незабудок сразу, метафора

как будто мне привил садовник дикий сравнение садовник дикий - инверсия

тяжелую цветочную проказу. эпитеты

Я буду фиолетовой и красной,

багровой, желтой, черной, золотой, градация

я буду в облаке жужжащем и опасном —эпитеты

шмелей и ос заветный водопой. облако шмелей - метафор заветный водопой - эпитет

я водопой для ос и шмелей - метафора

Когда ж я отцвету, о Боже, Боже, обращение я отцвету - метафора

какой останется искусанный комок —метафора я - искусанный комок.

искусанный комок - эпитет

остывшая и с лопнувшею кожей, эпитет (ведь не прямой смысл кожа лопнула)

отцветший полумертвый зверь-цветок. метафора

я остывшая - эпитет

отцветший и полумертвый - эпитеты

Речь идет о поэте и его жизни, о меде поэзии, поэтому здесь осы и шмели.

Поэт - это зверь-цветок

Когда отцветет (когда поэзия закончится) - останется искусанный осами и шмелями "остаток" - отцветший и полумертвый.

Огонь, обжигающий до костей, когда идет дождик, - это начало поэзии, чувство начала творчества.

Из глаз полезли темные гвоздики - это творчество так страшно описано.

Осы шмели несут мед поэзии, пока цветок цветет, тогда поэт находится в опасном и жужжащем облаке из ос и шмелей.



Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой текста, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений и эссе для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет в конце 2020 года.

Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 27 для написание сочинения ЕГЭ - ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Когда шла ВОВ мою родную деревеньку Ивановку. Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.

Война- самое страшное время в истории всего человечества.Оно уносит сотни,тысячи,миллионы безвинных жизней,оставляя после себя неисчезающий след терзаний и горя. В душах народа ,получившего невосполнимые потери,никогда не утихнет боль.В тексте В.А.Смирнова поднимается проблема общего горя во время ВОВ.

В.Ф.Смирнов считает,что общие беды объединяют людей.Война приносит несчастье всем жителям , и каждый страдает от этого,получая глубокую рану на сердце,которая на протяжении многих лет не зарастает. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Я полностью согласна с писателем и думаю,что ВОВ стала бременем для всего народа.Она причинила много страданий,пролила море слез,унесла невинные судьбы навсегда из этого мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость сделанных выводов; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

формировать гражданскую позицию по общественно важным проблемам современности (75-летие Победы в Великой Отечественной войне); воспитывать чувства патриотизма и национальной гордости.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Актуализация знаний.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данномутексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанныйили полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Подготовка к восприятию исходного текста

- В 2020 году наша страна будет отмечать великое событие – 9 мая исполнится 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. 75 лет Великой Победе. Сегодняшний урок мы посвящаем этой знаменательной дате. С каждым годом уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны, а вместе с ними – живая память о войне. Но есть еще живые свидетели тех страшных событий – это дети войны, это наши с вами бабушки и дедушки.

Чтение текста

Детство, растоптанное войной (А. Павлов)

По известной статистике, Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы этой войны. Война и для взрослого человека – страшное дело, а для ребенка особенно. Как же они сумели жить и выжить, эти маленькие, неокрепшие, неопытные? Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом на переплавку, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на субботниках и воскресниках. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производстве, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы, работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Читайте также: