Сочинение загадок по алгоритму

Обновлено: 17.05.2024

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗметодическая разработка

347320 Ростовская обл., г. Цимлянск, ул. Октябрьская, 39 тел. (291) 2-49-08 ИНН 6137006469

Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Воспитатель: Болдина Е.А.

— познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

— показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

— получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

— активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

— Я рада вас приветствовать на нашем мастер — классе.

— Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

— Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

— Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

— Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА.Сегодня мы с вами рассмотрим методику проведения составления загадок по технологии ТРИЗ.Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста.

Общая характеристика загадки

— В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

— Давайте немного вспомним, что такое загадка?

— Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

— Виды загадок: народные и авторские.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Кто же это? (МЫШКА)

  • Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шелковый платок.

Отвечайте, правда ли? (НЕТ)

— Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

— обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

— помогают увидеть вторичные значения слов;

— формируют представления о переносном значении слова;

— помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

— Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

— А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до — гадаться, от — гадать.

— Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

— А конкретно выявились следующие проблемы:

— невнимательно слушают текст загадки;

-не запоминают полностью содержание загадки;

-полностью или частично не понимают текст загадки;

-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

— не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

— Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

— Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

Методика составления загадок о технологии ТРИЗ

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

1. Составление опорной таблицы вида:

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

Загадка: Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

1. Составление опорной таблицы вида:

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

1. Составление опорной таблицы вида:

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

— Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

— Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

  1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

  1. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
  2. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

— Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией:

— Что мы сейчас с вами делали?

— А как мы это делали?

— Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний мастер – класс. Рефлексия:

Удовлетворён сегодняшней работой Получил теоретические знания Могу проектировать педагогическую деятельность по данной теме

Задачи ТРИЗ для взрослых

  1. Парикмахер небольшого итальянского города всегда говорил, что он предпочитает подстричь и побрить двух туристов, чем одного местного жителя. Почему? (Ответ: потому что оплата за двух клиентов больше, чем за одного.)
  2. Однажды сын выехал на велосипеде из города в деревню. Через час отец выехал навстречу сыну из деревни в город, тоже на велосипеде. Они встретились в одном придорожном кафе. Кто из них будет ближе к городу, если ехали они с одинаковой скоростью? (Ответ: на одинаковом расстоянии.)
  3. На дереве сидело два тетерева. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве? (Ответ: скорее всего, ни одного. От выстрела птицы обычно взлетают с деревьев.)

Как выбирать подсистемы и надсистемы

Когда выбираем систему, то обязательно должно быть понимание её функции. То есть, для чего система создана, что она делает. При этом функций может быть несколько, это тоже важно учесть. Всё зависит от того, на кого направлена эта функция. А далее, исходя из функции и проблемы, которая есть в системе, начинаем строить подсистемы. Если мы хотим улучшить комфорт пассажиров через удобство салона, то важнее детально рассмотреть элементы салона, чем двигателя. Тогда и в надсистеме будут пассажиры, а не водитель. Очень важно выбрать только те объекты подсистем и надсистем, которые имеют значимое влияние на нашу систему. А наша система активно взаимодействует с ними и, соответственно, влияет на них. Таким образом строится модель из объектов, которые между собой связаны и влияют друг на друга. Это позволяет сильно упростить процесс визуализации, что увеличивает фокус внимания туда, где сидит самое сильное решение нашей проблемы.

Талантливое мышление Траблшутера

Минимум, это 9 экранов, которые видит Траблшутер, решая проблему. Если этого не сделать, можно пропустить что-то значимое из прошлого, либо не увидеть требования надсистем будущего. Всё это приведет к слабому решению, когда как ТРИЗ — это всегда только про сильные решения. Правильное построенная многоэкранка — это гарантия нахождения ресурсов, благодаря которым верно ставится задача для решения проблемы. И, чем больше экранов, тем больше ресурсов, а значит быстрее будет найдено заветное решение. Потренируемся!

Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям.

• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.

• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

• Развивать творческое мышление, память, внимание.

• Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Сценарный ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД) :

(структурные компоненты деятельности) Действия участников НОД

Деятельность педагога (содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д) Деятельность детей (действия, примерные ответы) Время

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 5 мин.

1.1. Организационный момент

Организация направленного внимания

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

1.2. Коммуникативная деятельность

- У нас с вами сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.

- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный. –персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн.

Как вы думаете, что означает его имя –Баюн? Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать.

Он очень любит разные байки да загадки. Дети обращаются к гостям со словами приветствия.

Дети по очереди задают вопросы, например:

- Это дикое животное?

- Это домашнее животное?

- Это животное живёт в доме с человеком?

- Это кот? (ДА)

Высказывания детей. предположения. 3 мин.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП 16 мин.

2.1. Игровая деятельность

по вкусу сладкое груша

по форме круглое мяч

2.2. Коммуникативная деятельность

- Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)

Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа.

Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия.

В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.

2.3. Динамическая пауза

ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

2.4. Совместная деятельность педагога с детьми

Пошаговый анализ алгоритма составления загадок - Кот Баюн слышал, что мы с вами тоже умеем составлять загадки.

- Вспомним алгоритм составления загадок…. Выставляются модели в помощь детям

признак Имя признака.

Какой? Что бывает такимже?

2.6. Самостоятельная деятельность детей

Составление загадок по алгоритму с помощью модели

- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну.

Мы разделимся на команды. Кот- Баюн приготовил нам картинки объектов о которых бы он хотел составить загадки. Н-р:

признак Имя признака.

Какой? Что бывает такимже?

Цвет зеленая лягушка

действие растет гриб

на пирамидка Но в нее не играют

признак Имя признака.

Какой? Что бывает такимже?

Дети делятся на команды 2-3. и составляют загадки на предложенные объекты

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 3 мин.

3.1. Рефлексия деятельности и содержания программного материала Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.

3.2. Подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)

Технология обучения детей составлению загадок по А. А. Нестеренко Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как.

Современные педагогические технологии в ДОУ. Технология исследовательской деятельности. Технология портфолио дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области "Детский.

Составление загадок по технологии ТРИЗ как средство формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является задача развития речи. Для успешного овладения школьной программой, у дошкольника должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги, составлять небольшие рассказы на заданную тему. Однако, за последние десятилетия резко возросло количество дошкольников с речевой патологией, у которых наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения.

Таким образом, весьма актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи и их системного использования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Одним из таких способов является система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, созданная Г.С. Альтшулером, которая позволяет осуществлять обучение через творчество, через решение нестандартных задач. ТРИЗ-педагогика, адаптированная к дошкольному детству, ставит целью формирование нестандартного мышления, поисковой активности, способствует развитию речи и творческого воображения.

Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Как известно, творчество не должно испытывать принуждение, знакомство с ТРИЗом следует проводить в игровой форме, и строится, учитывая возрастные особенности детей и особенности развития речи на каждом этапе. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Этапы работы при составлении загадки:

Следующий второй этап - составление загадок по моделям. Для составления загадок предлагается три основных модели.

Что бывает таким же?

Загадка: Что это?

Яркое, но не радуга

Круглое, но не арбуз

Горячее, но не свеча

Когда дети свободно могут подбирать существительные для сравнения, обогащаем речь детей прилагательными.

Методика работы аналогична работе с предыдущими моделями. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Процесс составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления.

Таким образом, использование ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень развития творческого мышления и обогащает речь дошкольника.

Использование современной образовательной технологии ТРИЗ является необходимым условием эффективности обучения. Данная технология позволяет решать задачи речевого развития с опорой на интерес ребенка.

Список литературы

2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников [Текст] - Ульяновск, 2014. - 134 с.

3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с использованием технологии ТРИЗ [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 3.

4. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду /С. И. Гин. Минск, ИВЦ Минфина, 2008.

5. Григорович, Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015- № 7.

6. Илларионова, Ю.Р. Учите детей отгадывать загадки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 1.

7.Корзун, А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] - Минск, 2000г.

8. Нестеренко, А.С. Страна загадок: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] - Москва: Мозаика-Синтез- 2015.

9. Страунинг, А.С. Методы активации творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] - Москва: Академия, 2014. .

10. Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи [Текст] - Москва: Академия, 2015.

11. Ушакова, О.С. Теория и практика развития морфологической стороны речи дошкольника [Текст] /О.С. Ушакова - Москва, 2014.

Загрузить презентацию (484 кБ)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с загадкой – разновидностью художественного описания.
  • Учить отбору признаков для загадки, сочинению загадок.
  • Совершенствовать навык каллиграфического письма.
  • Способствовать речевому развитию младших школьников, развитию внимания, наблюдательности, памяти, мышления.
  • Расширять кругозор младших школьников.
  • Работать над развитием орфографической зоркости.
  • Воспитывать интерес к уроку, самостоятельность.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока;
  • Видеофрагмент;
  • Картинка с изображением ландыша;
  • Листы с заданиями (редактирование текста, составление загадок).

Ход урока

– Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Чему мы уже учились на уроках развития речи?

Д.: Мы учились составлять из слов предложения, из предложений тексты, писать изложения.

– Ребята, отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

Д.: Весна.

– Какое сейчас время года? Весной пробуждается природа ото сна, появляются первые весенние цветы.

Чтение стихотворения учителем С. Маршака "Ландыш".

– Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Ландыш – в переводе с греческого – "цветущий в мае".

Картинка ландыша.

– Ребята, давайте сочиним загадку про ландыш. Почему у вас ничего не получается?

Д.: Мы не знаем как это делается.

– А хотите научиться сочинять загадки? Как вы думаете, каковы тема сегодняшнего урока по развитию речи?

Д.: Сочинение загадок.

– Чему бы будем сегодня учиться на уроке?

Д.: Сочинять загадки.

– Правильно, чтобы потом вставлять эти загадки в художественные тексты и сочинения.

Слайд 1, тема урока.

– Загадка – это замысловатый вопрос, требующий разрешения. И у каждой загадки есть разгадка.

– Какие стили речи вы знаете?

Д.: Деловой, разговорный, художественный.

– К какому стилю относится загадка? Почему? Как вы думаете, легко ли сочинять загадки?

II. Знакомство с устройством загадки.

а) – Ребята, отгадайте загадку: "Я шарик пушистый, белею в поле чистом,

А дунул ветерок, остался стебелёк". Что это?

Д.: Одуванчик.

– Как вы догадались? В загадке называется предмет, о котором идет речь? Называется другой, похожий на него. Что еще помогает нам отгадать загадку?

Д.: Признаки данного предмета.

– Как звучат последние слова строк?

Д.: В рифму.

Слайд 2, картинка одуванчика.

б) – Ребята, давайте проверим наш вывод и отгадаем еще одну загадку: "Выросло из зернышка золотое солнышко.

Голова его крупна, черных семечек полна".

Д.: Подсолнух (далее проводится та же работа).

Слайд 3, картинка подсолнуха.

в) – Отгадайте эту загадку: "Много цветов в лесу, но этот цветок я люблю. Он песню нам поёт и в лес за собой ведёт".

– Что это за цветок? Почему трудно отгадать эту загадку?

Д.: Нет главных признаков этого растения.

– Ребята, как же устроена загадка?

Слайд 4, "Как устроена загадка".

III. Упражнения в сочинении загадок.

Слайд 5, картинка ландыша.

  • Редактирование текста (текст у детей на листках).

Цветёт ландыш майскою порой
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

– Ребята, это загадка?

Д.: Нет.

– Почему? Как сделать из этого стихотворения загадку? Зачеркнем слово ландыш, напишем слово он.

– Ребята, подчеркните основные признаки ландыша.

  • Чтение стихотворений детьми о ландыше.

– Слушайте внимательно стихи, запоминайте все детали: с чем сравниваются цветки ландыша, на чем они растут. Это нам пригодится при сочинении своих загадок.

Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.
Колокольчиками белыми
Усыпан стебелёк.
Среди яркой зелени
Тайны островок.

Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки –
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый, и приятный.
Только брать в букет не стоит
Украшение лесное –
Ландыш, – он красив на вид.
Но, представьте, – ядовит!

  • Сочинение загадок про ландыш.

– Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. На что похожи цветочки?

Д.: На горошки, шарики, фонарики, чашечки и т.д

Д.: Белые, душистые, нежные, ароматные.

Д.: Висят, растут, сидят, звенят, качаются.

– На чем они растут?

Д.: На ножке, на верёвочке, на ниточке, на стебельке, на палочке, на шнурочке.

Опорная таблица на доске.

Прилагательные Существительные Глаголы Существительные
Белые горошки висят на ножке
Душистые фонарики растут на верёвочке
Ароматные шарики сидят на ниточке
Нежные бубенчики качаются на стебельке
чашечки звенят на палочке
колокольчики на шнурочке
звоночки на веточке
бусинки

– Ребята, давайте поиграем в рифму: горошки – . (на ножке), шарики – . (фонарики), звоночки – . (на шнурочке).

– Ребята, давайте соберем загадки из слов и запишем их в тетрадь.

Белые душистые горошки
Висят на зелёной ножке.

Белые ароматные шарики
Растут на стебельке, как фонарики.

Белые бубенчики на веточке висят
И от ветерка дрожат.

Нежные колокольчики на ножке сидят
Тихо радостно звенят." 1

(две загадки ребята записывают в тетрадь)

Слайд 6, загадки.

Физминутка.

  • Самостоятельное составление и запись загадки.

– Ребята, составьте загадки из двух частей, а понравившуюся запишите в тетрадь (ребята работают на листах).

На зелёном шнурочке. Белые бусинки он надевает.
Белые звоночки Сидят белые звоночки.
Растут в лесочке.
Этот цветок На зелёном стебельке прячутся в тенечке.
Распускается в мае.

Чтение трех загадок, объяснение пропущенных орфограмм.

– Ребята, чему мы учились сегодня уроке? Как устроена загадка? Кому сегодня было интересно работать на уроке? Почему?

IV Закрепление знаний.

– О ландыше люди сочинили не только стихи, но и написали песни. Послушайте известную песню "Ландыши", которую поёт Нина Дорда, и полюбуйтесь красотой этих маленьких, но гордых цветов.

Видеофрагмент.

– Понравилась ли вам песня?

– В 1974 году в СССР была создана Красная книга. Чем она интересна?

Д.: В неё занесены исчезающие растения и животные.

– Ландыши тоже занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Эти растение с корнем вырывают люди для своих букетов, а так же это растение заготавливают в больших количествах для фармакологической промышленности, как лекарственное растение. Из ландыша готовят разные лекарственные препараты, а так же известные всем ландышевые капли или капли Зеленина – нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями. Это растение нужно беречь и охранять!

Послушайте стихотворение, которое сочинила одна девочка.

Д.:

Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.

– Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы 1
Опустеют все поляны и не будет красоты!

– Ребята, давайте эти строчки сделаем законом нашей жизни. К следующему уроку дома попробуйте сочинить загадку про ромашку. Оценки за работу я поставлю вам, проверив тетради. Спасибо за урок.

Читайте также: