Сочинение язык и мышление

Обновлено: 03.07.2024

Язык и речь

Язык и речь являются, хоть и близкими понятиями, но не идентичными, и следует их различать.

Язык – это сложная знаковая система, которая служит средством хранения и передачи информации. Язык является специфическим социальным средством коммуникации, единым для всех представителей конкретного общества и постоянной переменной для взятого периода времени.

Большинство ученых выделяют следующие функции языка:

  • Мыслеформирующая функция. Язык оформляет и выражает мысли в виде слов.
  • Когнитивная функция. Язык – способ познания мира, накопления и передачи информации другим людям и последующим поколениям.
  • Коммуникативная функция. Язык является средством общения между людьми.

Речь – это непосредственно процесс общения, проявление языка в различных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Речь – это язык в действии. Если язык – постоянная переменная, то речь каждого человека индивидуальна и меняется в зависимости от особенностей личности, образованности, контекста, ситуации, настроения и т.д. Язык един для отдельной группы людей, а речь – индивидуальна и неповторима.

Лингвист Роман Якобсон выделяет следующие функции речи:

Мышление

Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.

Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.

В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.

Принято выделять следующие виды мышления:

  1. Практически-действенное мышление – является самым ранним видом мышления человека как в эволюции, так и в онтогенезе. Этот вид мышления необходим в тех ситуациях, когда наиболее целесообразно решать мыслительную задачу непосредственно в процессе практической деятельности.
  2. Наглядно-образное мышление – позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Данный вид мышления можно наблюдать в случаях, когда содержание мыслительной задачи основано на образном материале (при анализе, сравнении, в случае необходимости нарисовать предмет, изобразить его схематически или в виде символа, обобщить разные объекты, события и явления).
  3. Словесно-логическое мышление – свойственно только человеку. Особенность этого вида мышления заключается в том, что задача решается в словесной форме. Благодаря вербальной форме, человек использует более отвлеченные понятия. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Мышление в его словесно-логическом виде проявляется в языке.

Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.

Взаимосвязь языка и мышления

Дискуссионность проблемы обусловлена как сложностью и двойственностью природы мышления и языка, так и недостаточностью наших знаний об этих понятиях. Существуют различные теории и взгляды на этот счет. Вот некоторые из них.

Советский психолог Лев Семенович Выготский говорил, что слово также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой мельчайшую частицу, которая содержит в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не название отдельного предмета, а его обобщенная характеристика, целый комплекс понятий, т.е. слово является одновременно и процессом мышления, и средством общения, поэтому оно входит в состав речи. Лев Семенович полагал, что именно значение слова является тем связующим звеном, которое называют речевым мышлением.

Ноам Хомский – американский лингвист и философ проблеме взаимосвязи языка и мышления в своих работах уделял основное внимание. Он предположил, что язык является такой же способностью человека, как зрительная и слуховая сенсорная система, система кровообращения и др. Приравняв языковую способность к другим модулям мозга, он тем самым обосновал ее врожденный характер.

Как видите, в вопросе взаимосвязи языка и мышления мнения философов, лингвистов и психологов расходятся, но можно выделить некоторые принципы, с которыми согласится большинство ученых.

Общность языка и мышления

Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:

  • Генетический аспект сформировался в процессе эволюции. Он выражается в том, что появление языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот.
  • Функциональный аспект представляет собой неразрывность этих двух составляющих, невозможность существования языка без мышления и способность к развитию друг друга.

Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.

Философия нетождественности языка и мышления

Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:

  • Структурными компонентами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Составные части языка: фонема, морфема, лексема, слово, предложение, и др.
  • Мышление отражает мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно получая более конкретное, ясное и полное представление о предметах и сущности явлений. Язык, со своей стороны, фиксирует полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было произведено мышлением.
  • Мышление формируется под влиянием законов психологии и логики, при этом познавательные способности субъекта играют очень значимую роль, а язык определяется структурой конкретного языка, развиваясь на фоне общественных норм и культурных традиций. Так, мышление всех людей мира осуществляется по общим законам, а языки и речь сильно отличаются друг от друга.
  • Мышление и речь имеют различные генетические корни: мышление человека – от наглядно-образного мышления животных, а человеческая речь – от звуковых нечленораздельных сигналов животных.

Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.

Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.

Одной из наиболее существенных проблем, является проблема отношения
языка и мышления. Этот момент рассматривается языкознанием в тесном
взаимодействии с психологией. Психолингвистика или менталингвистика —
раздел общего языкознания, который изучает взаимоотношение языка и
мышления. Теория языковых значений, связь языка и мышления являются
важнейшим аспектом лингвистических знаний.

Мышление — это активный процесс отражения объективной действительности
в формах представлений, понятий, суждений, умозаключений. Мышление является
частью сознания, т. е. всего процесса отображения действительности нервно-
мозговой системой человека. Т. о. Будучи связанным с понятийными аспектами
именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию
языкового знака в то, что он означает — в понятие.

Мышление главным образом оперирует понятиями как логическими
значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана
не только с мышлением но и к сознанием. Ведь кроме логических значений
языковых знаков существуют также эмоциональные и эстетические. А семантика
языка это как раз и есть сочетания всех значений (5, 71).

Можно выделить четыре основных гипотезы о соотношении мышления и
языка.

Гипотеза I. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия
тождественны, хотя удобнее говорить о их синонимичности: ибо ничто не есть
язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика.
Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без
языка. Говорение (речевая деятельность0 приравнивается к озвученному
мышлению, невыраженное мышление — к внутреннему говорению.

Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно
говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже готовых мыслей подыскивают
слова, а иногда так и не находят. В практике говорения имеются также
примеры ложных высказываний (при правильных мыслях).

Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. В первой
гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для
этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык). Согласно данной
гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного
процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не
является результатом другого.

Гипотеза III. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно
этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых
структурах (звукоряды, графические знаки и т. п.), никак не может быть
приравнено к мышлению и элементов такого не содержит. Однако мышление как
процесс протекает в формах собственного языка. Психологи называют этот
процесс внутренней речью, имеющей предикативную структуру, которая
преобразуется во внешнюю — речь.

В этой группе можно выделить две разновидности:

язык и мышление не имеют ничего общего. Подлинное понимание мира может быть
осуществлено только в мышлении свободном от языка, хотя не исключено, что
язык в состоянии сделать мышление более экономичным, послужить ему опорой,
однако в этой роли способна выступать и другая знаковая система;

язык не имеет никакого положительного влияния на мышление. Так называемые
вспомогательные средства для обозначения и фиксации мышления служат
помехой. Точно также и передача познанного осуществляется в языке весьма
несовершенным образом.

Гипотеза IV. Язык — это не мышление, и мышление — это не язык.
Согласно данному положению, язык и мышление — разные типы поведения.
Сначала человек думает, затем говорит. Даже если он говорит про себя, он
сначала обдумывает. Так, Э. Леннеберг убежден, что интеллект и речь,
интеллектуальная и языковая способности человека совершенно самостоятельны
и друг от друга не зависят.

Но все же зависимость данных феноменов при относительной автономности
подтверждается большинством исследователей. Так, в общих чертах
представляется совокупность существующих мнений относительно связей
мышления и языка.

Все четыре гипотезы небезосновательны и имеют право на существование.
Однако в любом случае невозможно отрицать наличие тесной связи между
процессами мышления и функционированием языка.

Отношение мысли к языку проявляется в том, что человек изобретает и
создает те или иные формы речи, формы и способы языкового выражения. Мысль,
обращенную на речь и язык, т. е. мысль о языке, называют языковым мышлением
(9, 93).

Мысль воплощается в слове не стихийно, а осознанно. В слове наша мысль
делает значащими все более тонкие структуры. Осмысление, осознание,
ощущение своей речи человеком как процесса языкового мышления развивается,
затрагивая все новые детали строя языка (9, 93).

Осмысление речи принято делить на распознавание речи и понимание речи.
Распознаванием называют узнавание материальной формы речи (знака).
Пониманием называют тот или иной тип осознания смысла сказанного и того,
каким образом он выражен.

Тесная связь между языком и мышлением может быть обоснована и тем. Что
структурное и понятийное значения тесно связаны между собой. Дж. Ферс
полагал, что значение может быть раскрыто при помощи контекста ситуации,
которая включает в себя не только саму обстановку речи и собеседников, но и
окружающие предметы, социальный и культурный опыт говорящих.

Между понятиями и образами в речи и лексическими понятиями
устанавливаются сложные и многоаспектные связи. В этих связях, несомненно
участвуют как и другие семиотические системы, так и предметный мир,
отражаемый сознанием. Связи составляют суть отношений между процессом
мышления в языковой форме и языковым мышлением, когда возникает осмысление
языкового выражения.

Чем больше погружаешься в разработку данной темы, тем больше
понимаешь, что рамки ее практически не ограничены. Данные вопросы находятся
в компетенции многих дисциплин, как разделов языкознания, так и независимых
наук.

Синтез и обобщение существующих взглядов приводит к выводу о том, что
теория языка нуждается в упорядочивании и систематизации. Именно
теоретическое языкознание несет в себе огромные потенциальные возможности.
Хотя возможно практического и прикладного языкознания

Язык — поистине удивительное явление, поражающее своей
безграничностью, неограниченной способностью расширяться, своей сложностью
и простотой одновременно. Язык не мог возникнуть из ничего. Следовательно
он описывает законы развития мира, заключая в себе структурный и понятийный
аспекты, соответствующие форме и содержанию — основополагающих начал любого
явления.

Несмотря на обширное многообразие существующих точек зрения по поводу
человеческого мышления, методы исследования, предлагаемые языкознанием,
способны пролить свет на многие тайны разума человека, пока скрытые от нас.

Язык и мышление, два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщённое познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Язык – знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества.

Мысль человека всегда оформлена языком. Язык представляет собой сложную систему знаков, которые используются для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли, как неясные побуждения, волевые импульсы, могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека.

Речь – это общение между людьми посредством языка. Мышление неразрывно связано с языком и речью, и данная связь очень сложна.

Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, — практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.

То есть, между языком и мышлением существуют определенные различия:

1) отношения между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не могут быть представлены в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки очень сильно различны;

2) строение языка и мышления также различно. К основным единицам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются фонема, морфема, лексема, предложение, аллофон и др.;

3) мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык же закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности;

4) язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, взаимно влияют друг на друга. Мышление воздействует на язык следующим образом: – мышление – содержательная основа для языка, для речевых выражений; – мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; – в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепляемых в языке, опыта его употребления; – мышление определяет уровень языковой культуры; – обогащение мышления ведет к обогащению языка. Язык влияет на мышление следующим образом: – язык – средство формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи; – язык – средство для моделирования мысли; – и др.


Проблема взаимосвязи языка и мышления относится к самым сложным вопросам не только языкознания, но и других гуманитарных наук. Это связано прежде всего со сложностью и противоречивостью самой природы и мышления и языка. Являясь необходимыми атрибутами личности, они сочетают в себе социальное и биологическое (соответственно двойственной природе человека). Как известно, основа выражаемого в языке понятия образуется при помощи мысли. Языковые единицы соотносятся с предметами и явлениями объективного мира через мышление, через отражательную деятельность человеческого мозга. Без этого невозможно было бы общение между людьми с помощью языка. Мышление представляет собой активный процесс отражения объективной действительности в представлениях, понятиях, суждениях и является частью сознания (процесса отображения действительности нервно мозговой системой человека). Таким образом, именно мышление, связанное с понятийными аспектами, является ответственным за осмысливание, переработку и трансформацию языкового знака в понятие.

Подавляющее большинство исследователей признают несомненной связь между языком и мышлением, однако по-разному понимают природу этой связи. Существует по крайней мере два основных подхода к решению данной проблемы.

Сторонники первого подхода считают, что мышление непременно связано с языком. Подобная точка зрения прослеживается в исследованиях И. Канта, В. фон Гумбольдта, М. Мюллера, Ф.Э. Шлейермахера, Ф. де. Соссюра, А.Ф. Лосева, А.А. Реформатского и др. философов и лингвистов. По мнению В. Фон Гумбольдта, лексическая и грамматическая система отдельного языка раскрывает особую форму мышления каждого народа (он называл это мировидением). Язык находится между людьми и окружающим миром, и каждый человек членит мир (создает свою картину мира) в coответствии с зафиксированным в языке оcoбым мировоззрением. В последние годы в языкознании и психолингвистике укоренилось мнение, что изучение другого языка приводит к изменению картины мира человека, т.е. его мировоззрения. На этих теоретических основах и построено учение В. Гумбольдта о внутренней форме языка, которая фиксирует специфику национального мировидения и миропонимания, о внутренней форме cлoва и фразеологизма, в которых отражается своеобразие связей звуковой формы с понятием, характерное для каждого языка в отдельности.

По мнению сторонников этой точки зрения, при решении проблемы взаимоотношения языка и мышления нужно учитывать так называемые несловесные типы мышления, как, например, наглядно-действенные (предметные) и наглядно-образные. Тем не менее, указанные типы мышления не опровергают первый подход. Если типы мышления выделяются в зависимости от единиц, которые нерасчлененный мыслительный процесс разделяют на отрезки, которые могут переставляться и комбинироваться, то становится понятным, что такого рода единицами могут быть лишь сущности, изоморфные по своей природе мышлению. Так как мышление представляет собой информационную природу, то действия, образы, звуки и т. п. только в том случае могут являться единицами мышления, если они выступают в преобразованном виде, совместимом с природой мыслительной деятельности. Поскольку основным источником, питающим мышление и сознание, является все же язык, то все остальные источники соединяются с мыслительной сферой только через его посредство, то "есть с обязательным преобразованием сигналов в единицы, соответствующие традиционным языковым единицам"/ Таким образом, по мнению некоторых исследователей, первый подход нуждается в обобщении и уточнении, а второй является недостаточно обоснованным.

В соответствии с рассмотренной выше концепцией язык и мышление выступают как ипостаси единого ментально-лингвального комплекса (МЛК) [Морковкин 1998: 664]. Данные объекты, будучи ипостасями единого МЛК, характеризуются как единые, неслиянные и в то же время нераздельные. Неслиянность выражается в наличии у каждого объекта своих специфических свойств, а нераздельность —в невозможности рассматривать язык и мышление отдельно друг от друга.

Ментально-лингвальным комплексом называется самоорганизующаяся информационная система, которая функционирует на основе человеческого мозга и обеспечивает восприятие, понимание, оценку, хранение, порождение и передачу информации. В рамках ментально-лингвального комплекса мышление — это динамическая ипостась, сознание — накопительно-оценочная, а язык является инструментальной и коммуникативной частью..

Мышление имеет динамическую природу, так как это постоянно протекающий в мозгу процесс мыслепорождения, который основан основанный на обработке поступающей по разным каналам информации.

Язык является инструментом мышления, предназначенным для обеспечения импульсов, идущих в мозг от органов чувств. Отсюда главной функцией языка по отношению к мышлению является дискретизация информационного континуума на информационные сгущения (отрезки) разного объема и содержания.

Человеческое сознание отвечает за интериоризацию, которое имеет форму информационных сгущений окружающего мира, и самого человека как элемента этого мира, и усианавливает необходимые оценочные и ценностные ориентиры.

Как же происходит перевод с одного языка на другой?

Поскольку УПК является интернациональным, общим для различных этносов и культур, он представляет предпосылку для понимания иноязычной речи.

Исследования Л.С. Выготского и Н.И. Жинкина легли в основу теории речевой деятельности, разработанную отечественным психолингвистом А.А. Леонтьевым и его школой.

Отечественные лингвисты, И.А. Стернин и Г.В. Быкова полагают, что образ мышления может быть национально специфичным и отражаться в национальных стереотипах мышления и наличии национально-специфических понятий. Национально-культурная специфика мышления, по их мнению, производна не от языка, а от окружающей действительности, язык же только отражает различия, которые оказываются коммуникативно-релевантными для народа в силу тех или иных причин. Национально-культурная особенность нашего мышления детерминирована не национальным языком, а национальной реальность [Стернин, Быкова 1998: 66]. Следовательно, этническое coзнание возникает в процессе исторического развития определенной этнической общности как оcoзнание окружающей действительности. Этническое coзнание есть разновидность этнического самоcoзнания (оcoзнания принадлежности к определенной этнической общности).

Таким образом, естественный язык позволяет исследователю проникнуть в менталитет нации, хотя, конечно, многие мыслительные процессы - общие для многих народов и закреплены одинаково в разных языках. Эта общность объясняется тем, что взгляд человека на мир основывается на опыте, а он примерно одинаковый у разных народов.

Язык имеет материальную и идеальную сторону, а мышление - идеально. Мышление определяется законами психологии и логики, а язык - структурой конкретного языка. Первые - общие для всех разных народов, вторые различны.

Список использованной литературы

Балли Ш. Язык и жизнь. Перев. с франц. – М.: УРСС, 2003. – 300 с.

Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов./ Пер. с англ. А. Д. Шмелева/ – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.

Гумбольдт В. фон. Язык и филоcoфия культуры / В.Гумбольдт.–М.: Прогресс, 1985. – 451 с.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М., 2001.– 346 с.

Потебня А.А. Мысль и язык. – М.: Высшая школа, 2004. — 344 с.

Серль Джон. Открывая сознание заново. — М., 2002.– 354с.

Стернин И. А., Быкова Г. В. Концепты и лакуны//Языковое сознание: формирование и функционирование.– М., 1998. – С. 55-67.

Читайте также: