Сочинение по поэзии второй половины 19 века

Обновлено: 05.07.2024

Потом реализм стали называть критическим. В произведениях этого времени авторы критикуют действительность, пытаются дать ответ на самые главные вопросы того времени кто виноват и что делать?

Для всех был важен вопрос о развитии России. В обществе выделяются два течения

славянофилов и западников. Они оба против крепостного права, они были за освобождение крестьян. Литература стала средством борьбы за освобождение страны, преодоление социального неравенства. Именно в этот момент появляются произведения, которые стали шедеврами мировой литературы.

Реализм в России отличался от западноевропейского реализма XIX века. Многие произведения того периода впоследствии стали спусковым крючком для российской революции в XX веке. В произведениях этого периода, появляются природа и общество, законы по которым происходит развитие социальных отношений. Герои рассуждают о справедливости.

И. А. Гончаров в своих произведениях показал нравы чиновников и помещиков.

Салтыков – Щедрин в своих рассказах осуждает чиновников, показывает суть российского управления, выводи на чистую воду взяточников и лицемеров.

Л. Н. Толстой смог передать в творчестве сложность и противоречивость человеческой натуры.

Произведения А. П. Чехова показывают его переживания за судьбу российского общества, его рассказы читают до сих пор, а многие актуальны по сей день.

Литература этого периода прославилась большим количеством писателей, которые внесли неоценимый вклад в мировую литературу.

Русская литература второй половины XIX века

Русская литература второй половины XIX века

Популярные сочинения

И.И.Шишкин — известный и величайший художник XIX века. Среди других пейзажистов ему без сомнений принадлежит первое место. В его картинах каждый может увидеть его любовь к своей Родине.

В начале XIX века на творчество русских писателей оказали значительное влияние французские и немецкие литературные течения. Но далее литература стала отличаться большей самостоятельностью, оригинальностью и стремительным развитием. Она стала отражением бурных событий, которые происходили в то время, поэтому ей свойственно реформаторство, новые жанры и направления. Это очень значительный этап, русские поэты и писатели оказали огромное влияние на мировую литературу. Темы сочинений 19 века — гуманизм, историзм, психологизм.


История и развитие литературы ХIХ века

Для русской литературы XIX столетия — золотой век. На этот период пришлось значительное количество колоссальных восстаний и переворотов, грандиозных сражений. Именно эти события затронули сильнейшие чувства писателей и поэтов, которые в дальнейшем побудили их к созданию мировых шедевров в художественной литературе.

Писатели и поэты XIX столетия отличаются особенной широтой взглядов и дерзостью мыслей. Может быть, поэтому их произведения нашли отражение в простой русской душе. Ведь проблемы, которые авторы рассматривали, до сих пор остаются бессмертными, а сами произведения — бесценными.

Каждое десятилетие эпохи открывало новые имена в литературе. С каждым новым именем всё больше осуждалось аристократическое общество, ведущее порочный образ жизни. Жизненные проблемы поднимались во всех литературных жанрах. Главной особенностью золотого века остаётся героизм и смелость русских писателей и поэтов, в то время как их зарубежные коллеги категорически избегали острых тем.

Стремительное развитие литературы XIX столетия представлено:

  • новыми течениями и темами, именами, художественными особенностями;
  • новыми политическими концепциями, философскими взглядами;
  • благодаря реформам классицизма и сентиментализму литература обрела множество новых жанров.

В противовес классицизму в этот период появилось направление романтизма. Русский народ моментально оценил и принял его. Романтизм впервые провозгласил простого человека личностью и определил его ценность. В сочинении о литературе 19 века стоит это отметить.

Русская поэзия XIX века

Этап реализма и его тематики

В этом же столетии на смену романтизму пришёл реализм. Характеристикой которого является углублённое описание общей подлинной действительности, а также представление героя в типичных обстоятельствах. В этом направлении писатель стремится к субъективности и полной объективности повествования.

Все события, описываемые им, подвергаются собственным философским размышлениям о причинах появления проблемы. Реализм особенно ярко показывает социальные проблемы в общества и жизнь личности в нём. Особенно это можно отметить в политических клише.

Тематики реализма:

  • история;
  • предназначение человека;
  • культура.

В этом же направлении рассматривалась и проблема писательского труда. Ведь для реализма все стороны жизни личности являются важными. Основателями этого направления были: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, С. Грибоедов. Их последователями стали: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов. Основой реализма считаются 20-е года золотого века.

Творчество золотого века условно можно поделить на две половины. Обе богаты произведениями, где рассматриваются актуальные проблемы. Что рекомендуется учесть при подготовке структуры сочинения по литературе 9 класса общеобразовательной школы.

Особенности золотой эпохи

Важнейшее значение в развитие золотого века своим творчеством внесли некоторые писатели, которых стоит отметить отдельно. Именно их вклад в русскую литературу сформировал три основных этапа. Которые и стали отличительными чертами искусства того времени, актуальные и по сей день. Из всех писателей эпохи необходимо выделить троих, по произведениям которых можно понять основные черты периода.

Наиболее значимые авторы золотого века:

В творчестве этих писателей и заключаются основные отличительные периоды золотого века. В сочинении по произведениям 19 века рекомендуется за основу взять некоторые из них в качестве аргументов.

Сочинение на эту тему способствует расширению кругозора учащихся о самом периоде и достижения его особого расцвета. Кроме сочинения, рекомендуется подготовить презентацию или реферат к уроку.

Благодаря некоторым писателям, их произведениям и сборникам, современный читатель имеет возможность научиться доброте и другим искренним чувствам. Именно на понимании этих чувств основано написание контрольного сочинения по литературе в 9 классе. Золотой век даёт возможность разобрать массу человеческих проблем на литературных примерах многих жанров, в том числе и поэзии.

Не менее красочно в своих стихотворениях поэты XIX века пишут о весне. Ведь весна это всегда ожидание чего-то нового. Природа оживает после морозных дней и человек, с трепетом ожидая, что весна вместе с первыми лучами солнца принесет новые силы, способствующие пробуждению надежд.

Такими строчками автор описывает противостояние зимы и весны. Весна вступила в свои законные права, теперь она хозяйка над природой и все подвластной ей.

Поэты подчёркивают магический переход от зимы к весне, когда холодный обжигающий ветер сменяется легким теплым ветерком или сухое, казалось бы, безжизненное дерево дает жизнь новым зеленым, сочным листочкам, а потом и плодам. Это всё чудеса природы, которые ни одного поэта не оставят равнодушным. Поэтому многие черпают свое вдохновение именно из нее.

Творческий, общественный и художественный интерес к литературе как к области
искусства и просвещения зародились на заре XIX века, который величается
в русской классической литературе высоким титулом – золотого века. Эта
литературная эпоха ознаменовалась расцветом русской словесности. Литература
воспринималась не только как область художественного и народного творчества,
наполненная яркостью образов, воздушным красноречием и богатством слова,
она служила мудрым чистейшим источником для культурно-духовного развития,

/> совершенствования и обогащения внутреннего мира людей. Она проливалась
светом истины на существующую действительность, она являлась мощнейшим
двигателем развития общества, внедрения передовых идей борьбы за великое
будущее России. Грозная буря исторических событий (отмена крепостного права,
буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны), выпавшая
на долю многострадальной России в этот период, нашла свое отражение в
творческих трудах русский поэтов и писателей. Справедливость их идей и
взглядов в значительной степени определяла общественной сознание населения
России того времени, отчего завоевали авторитет среди простого народа. Богатое
наследие классического литературного искусства передавалось из поколения
в поколение, создав предпосылки для дальнейшего развития и продвижения
русской литературы.
Золотым пиком русской поэзии второй половины XIX века возвышалось
творчество Николая Алексеевича Некрасова ( 1821-1878). Насущной проблемой
его поэтических произведений были тяготы трудового народа. Насыщенностью
образов, силой, богатством и художественностью слова Некрасов стремился
донести до образованного, имеющего материальный достаток читателя, смысл
и глубину скорби, нищеты угнетенного социальным неравенством народа,
возвысить на величественный пьедестал справедливости простого русского
крестьянина. Именно эта мысль легла в основу поэмы “Кому на Руси жить
хорошо”.
Поэтическая деятельность Н. А. Некрасова являлась не только профессией, она
приобрела оттенок патриотизма, священности гражданского долга и призвания
перед своей страной. Наряду с поэтической деятельностью Н. А. Некрасов
занимался собственной издательской деятельностью. Под его руководством
издавалось большее количество периодики, среди которой особой популярностью
пользовались журналы “Современник”, “Отечественный записки”. На страницах
этих журналов впервые опубликовались литературные статьи и произведения
многих в последствие знаменитых русских поэтов, писателей и критиков.
Таким образом, лирика второй половины XIX века отличается разнообразием тем,
литературных направлений и большим количеством одаренных поэтов.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он – ненавидя!

Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей родины:

Не может сын смотреть спокойно

На горе матери родной.

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи.

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

В конце жизни поэт, обращаясь к своей музе, говорит:

О Муза! Наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа – и моя!

Поэт для Фета – не просто человек, способный рифмовать слова и сладко петь о красоте мира. Поэт, как орел, возносится к облакам и обозревает оттуда землю. Только поднявшись к небу, считает Фет, можно ощутить истинную свободу.

Фет видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям различные оттенки настроения, внутреннего состояния природы. Он видит ее внутренним взором, чувствует ее запахи и звуки:

Как первый золотистый луч

Меж белых гор и сизых туч

Скользит уступами вершин

На темя башен и руин.

Дать жизни вздох, дать сладость тайны мукам,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Певец! Под царскою парчою

Своей волшебною струной

Смягчай, а не тревожь сердца!

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Таким образом, мы видим, что писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии, но у каждого поэта есть своя точка зрения на этот вопрос.

Поэты некрасовской школы

О творчестве Н.А. Некрасова – наши отдельные статьи.

Иван Саввич Никитин (1824-1861)


И.С. Никитин. Литография с фотографии Деньера

И. Никитин, как и Н. Некрасов, в свою поэзию ввел людей из народа – мужиков, мещан, ямщиков. Родился будущий поэт в Воронеже, в семье владельца свечного завода, который, впрочем, скоро разорился. И. Никитин учился в Воронежской духовной семинарии, которую не окончил, т.к. после разорения отца должен был взять на себя заботы о семье. В возрасте 18 лет он стал содержателем постоялого двора. К этому времени относятся первые публикации его стихов. Продолжая работать, Никитин много занимался самообразованием: изучал иностранные языки (французский и немецкий), произведения мировой литературы. В 1859 г. он получил ссуду в 3000 рублей от предпринимателя и мецената В.А. Кокорева и в феврале открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города. Скончался от чахотки 16 октября 1861 г. в Воронеже, здесь же и был похоронен.

Творчество И.С. Никитина

Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей Зеленеется.

И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят Великанами.

По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны.

Посмотрю на юг – Нивы зрелые. Что камыш густой, Тихо движутся;

Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается.

Гляну к северу – Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится;

Подымает грудь Море синее, И горами лёд Ходит по морю;

И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную…

Это ты, моя Русь державная. Моя родина Православная!

Это стихотворение положено на музыку рядом русских композиторов.

Никитин был преемником А. Кольцова и в создании поэтического пейзажа.

Когда закат прощальными лучами Спокойных вод озолотит стекло, И ляжет тень ночная над полями, И замолчит весёлое село,

И на цветах и на траве душистой Блеснёт роса, посланница небес, И тканию тумана серебристой Оденется тёмнокудрявый лес, –

С какою-то отрадой непонятной На Божий мир я в этот час гляжу И в тишине природы необъятной Покой уму и сердцу нахожу;

И чужды мне земные впечатленья, И так светло во глубине души: Мне кажется, со мной в уединеньи Тогда весь мир беседует в тиши. 1851

Главные темы поэзии Никитина – родная природа, тяжёлый труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

Ах ты, бедность горемычная, Дома в горе терпеливая, К куску чёрствому привычная, В чужих людях боязливая! Всем ты, робкая, в глаза глядишь, Сирота, стыдом убитая, К богачу придёшь — в углу стоишь. Бесприветная, забытая. Ты плывёшь – куда водой несёт, Стороной бредёшь – где путь дадут, Просишь солнышка – гроза идёт, Скажешь правду – силой рот зажмут. У тебя весна без зелени, А любовь твоя без радости, Твоя радость безо времени, Немочь с голодом при старости. Век ты мучишься да маешься, Всё на сердце грусть великая; С белым светом ты расстанешься – На могиле травка дикая! 1857

Падёт презренное тиранство, И цепи с пахарей спадут, И ты, изнеженное барство, Возьмёшься нехотя за труд. Не нам – иному поколенью Отдашь ты бич свой вековой, И будешь ненавистной тенью, Пятном в истории родной… Весь твой разврат и вероломство, Все козни время обнажит, И просвещённое потомство Тебя проклятьем поразит. Мужик – теперь твоя опора, Твой вол – и больше ничего – Со славой выйдет из позора, И вновь не купишь ты его. Уж всходит солнце земледельца. Забитый, он на месть не скор; Но знай: на своего владельца Давно уж точит он топор… Между 1857 и 1861

Василий Степанович Курочкин (1831-1875)


В.С. Курочкин. Гравюра П.Ф. Бореля

Творчество В.С. Курочкина

Известность получил после появления в печати ярких и оригинальных переводов Беранже.

(Перевод В. Курочкина)

Я дружен стал с нечистой силой, И в зеркале однажды мне Колдун судьбу отчизны милой Всю показал наедине. Смотрю: двадцатый век в исходе, Париж войсками осаждён. Всё те же бедствия в народе, – И всё командует Бурбон.

Всё измельчало так обидно, Что кровли маленьких домов Едва заметны и чуть видно Движенье крошечных голов. Уж тут свободе места мало, И Франция былых времён Пигмеев королевством стала, – Но всё командует Бурбон.

Мелки шпиончики, но чутки; В крючках чиновнички ловки; Охотно попики-малютки Им отпускают все грешки. Блестят галунчики ливреек; Весь трибунальчик удручён Караньем крошечных идеек, – И всё командует Бурбон.

Вдруг, в довершение картины, Всё королевство потрясли Шаги громадного детины, Гиганта вражеской земли. В карман, под грохот барабана, Всё королевство спрятал он. И ничего — хоть из кармана, А всё командует Бурбон.

Старый хапуга, отъявленный плут, Отдан под суд; Дело его, по решении строгом, ‎Пахнет острогом… Но, у хапуги, во-первых, жена, ‎Очень умна; А во-вторых – ещё несколько дочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ‎(Несколько точек) Дочек наставила, как поступать, ‎Умная мать. (Как говорят языком и глазами – ‎Знаете сами.) Плачет и молится каждую ночь ‎Каждая дочь… Ну, и нашёлся заступник сиятельный ‎ ! ‎(Знак восклицательный) Старый хапуга оправдан судом, ‎Правда, с трудом; Но уж уселся он в полной надежде, ‎Крепче чем прежде. Свет, говорят, не без добрых людей – ‎Правда, ей-ей! Так и покончим, махнув сокрушительный ‎ ? ‎(Знак вопросительный) 1859

Есть у поэта замечательные лирические стихи. Некоторые из них стали романсами, например, вот это стихотворение:

Расстались гордо мы; ни словом, ни слезою Я грусти признака тебе не подала. Мы разошлись навек… но если бы с тобою ‎Я встретиться могла!

Без слёз, без жалоб я склонилась пред судьбою. Не знаю: сделав мне так много в жизни зла, Любил ли ты меня… но если бы с тобою ‎Я встретиться могла! 1856

Положено на музыку А.С. Даргомыжским, М.П. Мусоргским, А. А. Спиро.

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)


Н.А. Добролюбов. Литография с фотографии А. Мюнстера


Н.А. Добролюбов в Неаполе (май 1861 г.)

В мае 1860 г. он отправился за границу (Швейцария, Германия, Франция, Италия) для лечения обострившегося туберкулёза, но в июле 1861 г. вернулся на родину уже безнадёжно больным.

О, подожди ещё, желанная, святая! Помедли приходить в наш боязливый круг! Теперь на твой призыв ответит тишь немая И лучшие друзья не приподымут рук. 1861

Это стихотворение обращено к революции. Но существует и другое мнение: стихотворение это – обращение к Смерти. Н. А. Добролюбов умер от туберкулёза в возрасте 25 лет. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с В. Белинским.

Поэзия Н. Добролюбова

В поэзии Добролюбов проявил себя как сатирик, остроумный пародист, автор серьёзных стихов, а также как переводчик Гейне.

Н. Добролюбов

Синее небо, зеленое поле… В белой рубахе с сохой селянин… Он размышляет о выданной воле, – Здесь, на просторе, с природой один.

Знаю я – труд ему весел и сладок… Что же? Смягчилась земля пред сохой? Сил стало больше у тощих лошадок? Иль не печет его солнечный зной?

Нет, его поле по-прежнему в кочках, Лошади – клячи, и солнце печет… Но уже зрит он в таинственных почках Воли грядущей живительный плод… 1861

Н. Добролюбов

Милый друг, я умираю Оттого, что был я честен; Но зато родному краю Верно буду я известен.

Милый друг, я умираю, Но спокоен я душою… И тебя благословляю: Шествуй тою же стезёю. 1861

Г. Гейне

(Перевод Н. Добролюбова)

Пусть на землю снег валится, Вихрь крутит и буря злится, Пусть стучит ко мне в окно… Нужды нет… мне всё равно: Образ милой надо мною Веет тихою весною… 1857

Грустно вошёл я в густую аллею, Где мы с любезной обеты шептали: Где её слёзы в то время упали, Там из земли теперь выползли змеи.

Читайте также: