Сочинение в жанре эссе 4 класс

Обновлено: 27.04.2024

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.

Важно написание эссе и для молодого специалиста.

То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные

понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  • мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы.

Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:

  1. Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя: o отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?

o в чем проявилось это качество?

  • О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):
    • что заставило меня заняться этим видом деятельности?
    • почему я продолжал(ю) заниматься этим?
    • почему мне запомнилось именно это событие?
    • изменило ли оно меня как личность?
    • как я на это отреагировал?
    • было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?
    • почему я назвал именно этого человека?
    • было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
    • пересмотрел ли я свои взгляды?
    • О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:
      • почему мне это нравится или не нравится?
      • повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?
      • чему я в результате научился?

      Классификация эссе

      • точки зрения содержания эссе бывают:
      • философскими,
        • литературно-критическими,
        • историческими,
        • художественными,
        • художественно-публицистическими,
        • духовно-религиозными и др.

        По литературной форме эссе предстают в виде:

        • рецензии,
        • лирической миниатюры,
        • заметки,
        • странички из дневника,
        • письма и др.

        Различают также эссе:

        • описательные,
          • повествовательные,
          • рефлексивные,
          • критические,
          • аналитические и др.
          • данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

          Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

          • личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,
          • эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

          Эссе молодого специалиста на определенную тему принадлежит ко второй группе.

          Признаки эссе

          Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

          Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе — от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

          • Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

          Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

          • Свободная композиция — важная особенность эссе.

          Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

          Эссе призвано удивить читателя (слушателя) — это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

          Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

          В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

          Итак, при написании эссе важно определить(уяснить)его тему,определить желаемыйобъем и цели каждого параграфа.

          Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача — сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

          Правила написания эссе

          Ошибки при написании эссе

          • отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.
          1. Плохая проверка.
          • Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей.

          Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

          Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.

          Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

          Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S — менее 10 слов, M — менее 20 слов, L — 20 и более слов.

          Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв — M S M L M S.

          Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв — S S S M L

          При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

          Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

          Проверка эссе

          При проверке эссе, прежде всего, обратите внимание наследующие важные моменты:

          1. Прежде всего, важно помнить, что эссе—жанр субъективный, поэтому и оценка его может быть субъективной. Не стоит ориентироваться на всю массу работодателей.
          • Представленные данные:

          Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании эссе вы будете иметь в виду следующее:

          Ответил ли я на заданный вопрос?

          Насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

          Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?

          Убедитесь также в том, что вы:

          o Представили хотя бы один веский аргумент в пользу того, чтобы работодатель пригласил вас в свой бизнес.

          Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу отбора специалистов

          Плохо написанное (представленное) эссе не будет способствовать тому, чтобы вас приняли в бизнес.

          Здесь важно следующее — быть честными, искренними, неповторимыми, т. е. быть самими собой!

          Эксперты считают, что часто выпускники, соискатели очень хотят казаться кем-то: лидером, зрелой личностью, что забывают быть просто человеком!

          Единственный способ сделать так, чтобы комиссия (работодатель) разглядела за всеми документами образ конкретного человека — внести в эссе элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других претендентов.

          Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникальными, специфичными.

          • Отличительные черты / Неповторимость / Что-то интересное, смешное.

          Вам вовсе не обязательно шутить в своих эссе, чтобы сделать их интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши эссе запомнились.

          В своих эссе вы рассказываете историю успеха, указываете причины, по которым хотите строить свою карьеру именно в том направлении, которое избрали. Вы можете пойти еще дальше, написав эссе в виде литературного произведения: рассказа, повести. Однако это рискованный подход, так как большинство людей не очень хорошие писатели, к тому же так можно преуменьшить серьезность вашего повествования. И наконец, работодатели не пригласят вас в свой бизнес только потому, что вы — прекрасный рассказчик.

          Примеры эссе

          Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами.

          До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать.

          Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи. Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки.

          За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась.

          Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция.

          Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

          Это направление я выбрал неспроста – мои родители тоже когда-то сделали такой шаг. И хотя мама уже давно не работает по специальности, папа по сей день остается верен своему делу. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных дорожников. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.

          Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть грузо- и пассажироперевозок по стране осуществляется по автомагистралям, и именно поэтому главной проблемой в развитии инфраструктуры Российской Федерации является наличие качественных и функциональных автомагистралей. Известны случаи полного или частичного разрушения полотна автомобильной дороги почти сразу же после строительства, связанного с непрофессионализмом дорожников. И для решения этой проблемы необходимы специалисты, умеющие грамотно руководить процессом строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

          • современных условиях, компаниям, занятым в сфере строительства и претендующим на ведущие позиции на рынке, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области нанотехнологий, позволят российским компаниям выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех компаний, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле.

          заключение отмечу, что во время учебного процесса мною были не только освоены основные принципы проектирования дорог, технология их строительства, но и понят физический смысл каждого процесса создания проекта автомобильной дороги. На мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного инженера от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения

          При этом исключается возможность другой жизни и признается лишь возвращение к тому, чем мы являемся в этой жизни. Вместо того, чтобы мечтать о загробном мире, надо осознать, какой силой обладает такой взгляд на вещи. В нем сокрыто великое мужество и принятие судьбы.

          В данной статье вы ознакомитеь с опытом работы как в начальной школе писать очинения-эссе.

          ВложениеРазмер
          Написание сочинения-эссе в начальной школе 26.3 КБ

          Предварительный просмотр:

          4.Основные признаки эссе.

          5. Как написать эссе.

          6. Требования, предъявляемые к эссе

          7.Инструкция в написании эссе.

          8.Вывод. Список используемой литературы.

          5)www/gramma/ru КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

          Именно начальная школа предоставляет ребенку первоначальный толчок для получения лучших знаний, с которыми будет ребенок шагать далее в жизни. К примеру, если ребенка еще в начальной школе верно обучить составлять сочинения, то ему будет гораздо легче в будущем писать курсовые и дипломные работы в университете. Именно начальная подготовка и обучение ребенка является самыми важными составляющими, и стоит отдельно выделить сочинения, которые позволяет ребенку начинать верно формулировать свои мысли и взгляды, подбирать слова.

          Школьные сочинения и контрольные — это только первоначальная проверка способностей ребенка, и стоит ее сделать не контролем и формой проверки, а скорее обучением. Чтоб ребенку в будущем не приходилось заказывать в экстренных порядках курсовые или контрольные в старших классах или курсах вуза на специальных порталах, то необходимо подготавливать ребенка с самых юных лет.

          Написание сочинения должно проходить самостоятельно, без подсказок на этапе написания и составления плана самой работы. Как только ребенок самостоятельно напишет работу, можно начинать проверку, находить как орфографические ошибки (тут ребенку простительно, стоит исправлять и учить заново), так и ошибки при составлении работы, в ходе изложения текста. Ребенку стоит подсказать и научить верным путем излагать свое видение какой-либо темы, чтоб весь текст шел по четкому плану и был понятливым, красиво изложенным (тут поможет литература и дополнительное обучение языку)

          4.Основные признаки эссе.

          Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.

          1. Наличие конкретной темы или вопроса.

          2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

          3. Небольшой объем.

          4. Свободная композиция.

          5. Непринужденность повествования.

          6. Внутреннее смысловое единство

          5. Как написать эссе.

          Памятка для написания эссе

          1. Прочитай внимательно предложенную тему. О какой проблеме идет речь? О чем можно подумать, поразмышлять? Постарайся удивить своего читателя, привлечь внимание (это может быть вопрос, призыв, интересное высказывание)

          2. Сформулируй и напиши главную мысль, вопрос, который вызывает желание высказаться. Это может быть цитата по теме.

          3. Какие аргументы (доказательства, примеры) можно привести, чтобы раскрыть главную мысль? Запиши эти аргументы, используя речевые стереотипы (выражающие личностное отношение), используйте синонимы, образные выражения, сравнения. Высказывай свою точку зрения, обращайся к читателям. Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют непредсказуемые выводы, неожиданные повороты, интересные сцепления

          В заключительной части подведи итоги размышления, (используйте утверждение, цитату, риторический вопрос) Как связано твое рассуждение с другими проблемами.

          6.Требования, предъявляемые к эссе

          1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

          2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

          3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

          4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

          5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

          Форма написание эссе, является сугубо личным выбором. Но некоторые советы по этому поводу дать все же можно.

          7.Инструкуция к написанию эссе

          Шаг №1 Выберите тему .

          Возможно, тему вам предоставит время написания, ситуация, личные эмоциональные переживания.

          Обычно название и тема формулируется как яркое изречение, высказывание. Начать работать над размышлениями можно с фраз:

          -Я согласен с данным мнением…

          -Я не разделяю подобную точку зрения…

          -Нельзя не согласиться с мнением …

          -Поражает глубина мысли великого…

          -Удивляет нестандартный подход к проблеме…

          -Эта фраза заставляет задуматься над…

          -Для меня эта фраза является ключом к пониманию.

          Шаг №2 Соберите информацию.

          Наберите как можно больше информации. Заметьте, из каких источников берут начало факты. Не игнорируйте факты и утверждения, которые опровергают вашу точку зрения. Хороший эссеист всегда найдет аргументы в поддержку своего тезиса.

          Шаг №3 Спланируйте эссе.

          Теперь пришло время укрепить вашу главную мысль фактами. Внимательно проанализируйте всю полученную вами информацию. Составьте краткий план, придумайте заголовки к параграфам, чтобы упорядочить структуру эссе:

          - Введение. 20% от общего объёма

          - Основная часть. 60% от общего объёма

          - Заключение. 20% от общего объёма

          Шаг № 4 Напишите главную часть.

          Помогут для начала слова:

          - Существует несколько подходов к данной проблеме…

          -С незапамятных времен бытовало мнение…

          -Посмотрим на проблему с другой стороны…

          -Во-первых, . во-вторых, . в-третьих,…

          -Рассмотрим несколько подходов.

          -Проиллюстрируем это положение следующим примером .

          -С одной стороны, .

          -С другой стороны,…

          Шаг № 5 Напишите заключение.

          -Исходя из вышесказанного…

          -Подводя итог размышлениям…

          -Подведем общий итог рассуждению.

          -Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания.

          -Вот почему я согласен с мнением…

          -Резюмируя сказанное, следует отметить…

          Шаг № 6 Напишите вступление.

          Шаг № 7 Прочитайте написанное.

          Сейчас не тревожьтесь об опечатках и орфографических ошибках. Подчеркните их, чтобы спустя время вернуться и подкорректировать текст. Прочитайте эссе с начала до конца. Плавно ли переходит одно предложение в другое? А один абзац в другой? Каждое утверждение обязано быть как-то связано с предыдущим. Если вам не нравится порядок мыслей или структура абзацев, измените их.

          Шаг №8 Проверьте на ошибки.

          Избегайте повторяющихся слов, жаргонизмов, проверьте пунктуацию.

          Советы и предупреждения:

          -Избегайте ложных эмоций и лишних слов.

          -Найдите искренний тон, не слишком официальный, но и не слишком разговорный.

          -Внесите в эссе нотку оптимизма.

          Таким образом, в начальной школе возможно обучение написания эссе. Конечно, в силу возрастных особенностей и неполного знания языка, в полном объеме учащийся младших классов не сможет написать эссе в соответствии со всеми требованиями. Но основные элементы данного прозаического сочинения для начальной школы вполне приемлемы.

          • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
          • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

          Алгоритм написания эссе

          Он может выглядеть следующим образом:

          1) постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);

          2) обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);

          3) планирование эссе (определение структуры);

          4) написание эссе;

          5) проверка и редактирование работы;

          6) подготовка презентации;

          7) презентация эссе.

          Виды работы, которые можно использовать в период обучения написанию эссе:

          Выделите основную мысль (основные мысли) автора.

          Подчеркните в тексте опорные (ключевые) слова и фразы, необходимые для его понимания.

          Словарная работа (Например: «Кто больше?” Запишите определения к слову; Как можно сказать по-другому? Придумайте свои определения к данным именам существительным;

          Вы журналист, которому предстоит взять интервью на тему: „. . . ?” Какие вопросы вы зададите?

          Напишите короткое эссе по данному началу.

          Чтение примера эссе:

          Какие элементы текста (слова, сочетания слов, изменение порядка слов в предложении и пр.) придают ему форму размышления?

          Продолжите предложения, исходя из содержания текста

          Восстановите (устно) содержание текста по данным тезисам.

          Выскажите (устно) свое мнение по вопросу … Аргументируйте его.

          Работа над пословицами: Как Вы понимаете значение приведённых ниже пословиц? Как они связаны по смыслу с текстом?

          Памятка по написанию эссе

          учащемуся 4-го класса.

          Что главное для автора эссе?

          Для автора эссе главное – личное постижение мира отношение к нему. В качестве же способов такого постижения он приводит яркие примеры, подбирает аналогии, использует метафоры, образы, сравнения, образы, символы.

          Эссе – свободное рассуждение на любую тему. Можно сказать, что это поток сознания, поток мыслей, литературно оформленный. В сущности, никаких правил и ограничений нет. Все знаменитые писатели-эссеисты писали их так – садились и записывали всё, что приходило им в голову.

          Как писать эссе?

          Сначала нужно сесть и подумать – а что я вообще знаю по этой теме? Что читал? Что слышал?

          Вспомнить все случаи из жизни и из книг, подходящие к этой теме. При желании можно придумать свои случаи – никто не запрещает.

          Вспомнить и кратко пересказать то, что по этой теме писали знаменитые люди.

          И главное, что я сам думаю об этом? Мысли могут быть противоречивыми, как за, так и против.

          Подумав, всё это нужно начать записывать. Не обязательно в виде связного текста, можно пока в виде отрывков, набросков. По мере формулирования и записывания мыслей в голову начнет приходить что-то ещё.

          После того, как будет записано всё, что пришло в голову, нужно это несколько раз перечитать и построить из этого связный текст. Несмотря на то, что эссе имеет свободную внутреннюю структуру, в нем все же должно быть вступление и заключение. Вступление должно плавно ввести читателя в обсуждаемую тему, а заключение –содержать некий вывод, пусть даже весьма приблизительный и условный.

          Как написать эссе по литературному тексту?

          Один из видов жанра – эссе по какому-либо тексту.

          Найди проблему, поднятую автором в тексте.

          Хорошо, если ты найдёшь в тексте предложение, где её сформулировал автор. Если нет, то необходимо это сделать самому. Проблему лучше формулировать в виде вопроса, который ты ставишь к прочитанному тексту. Если весь текст является ответом на этот вопрос, значит, ты нашёл проблему. Проблему (или, иначе, основной вопрос) желательно назвать уже в первом абзаце эссе.

          Определи, какова позиция автора текста по отношению к данной проблеме. Что делает автор – рассказывает, сожалеет, спорит, убеждает, иронизирует, высмеивает? Согласен ты или не согласен с позицией автора? Почему?

          Покажи на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. Если ты не помнишь ни одного похожего примера, то сочини свой. Докажи, что именно этот пример убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме. Можно вспомнить или сочинить несколько примеров.

          Не забывай, что все действия в рассказе совершает не автор, а литературный персонаж, герой рассказа. Даже если повествование ведется от первого лица, это речь не автора, а рассказчика. Позиция автора может не совпадать с позицией рассказчика, от лица которого ведется повествование.

          В чём отличие эссе от школьного сочинения

          по литературному произведению?

          В сочинении должен преобладать анализ литературного произведения. Оно больше похоже на научную статью.

          В эссе литературное произведение – лишь повод, отправная точка для собственных рассуждений. Оно не должно походить на отчёт, пересказ.

          Главное – высказать свои собственные мысли по данной проблеме, привести собственные примеры.

          Приблизительная структура эссе по тексту.

          Формулировка проблемы исходного текста – несколько предложений.

          Небольшой комментарий к поставленной проблеме – несколько предложение о том, почему эта проблема важна и интересна.

          Описание авторской позиции по отношению к проблеме. По объёму эта часть равна двум предыдущим.

          Собственное мнение учащегося, его аргументы, примеры. Объём примерно в 2 раза больше, чем третья часть.

          Вывод, заключительное суждение о проблеме, тексте, авторе. Объём примерно равен третьей части.

          Образцы эссе.

          А есть ли инопланетяне?

          Какие они? Похожи ли они на нас? Может быть, они ниже или выше ростом. Или у них другой цвет кожи. Больше или меньше пальцев на руках. Возможно, инопланетяне совсем не похожи на людей. А напоминают, например, жуков или осьминогов. Где живут инопланетяне? Скорее всего, разумную жизнь следует искать около других звёзд.

          Современная техника не позволяет людям совершать далёкие космические путешествия. Но вдруг инопланетяне обогнали нас в развитии техники? И тогда они прилетят к нам сами.

          Благодаря своей природной сноровке, ловкости и умению мыслить, Человек стал самым главным среди зверей. Он приобрел верных друзей, которые его искренне любили, уважали, научили преодолевать трудности. У него появилась семья. Эта сказка учит дружбе, милосердию, отваге и верности. Я хотел бы быть таким же ловким, смелым и мудрым как Маугли.

          Вот почему мне особенно нравится эта сказка. Чтение этой сказки придаёт мне уверенности в своих силах.

          У меня есть домашний питомец – собака Рекс. Он появился в нашем доме, когда мне было пять лет. Родители подарили мне на день рождения неуклюжего забавного щенка, но предупредили, что я должен буду сам ухаживать за ним.

          Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр публицистической прозы с ярко выраженной позицией автора, сочинение-рассуждение.

          Актуальность (лат. aktualis - настоящий, современный) - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.

          Тезиз – (греч. thesis – положение, утверждение) – основополагающее утверждение, требующее доказательств.

          Аргумент – (лат. argumentum ) –суждение, приводимое в подтверждение истинности другого суждения.

          Композиция (лат. compositio – составление, связывание) – построение произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и определяющее его восприятие.

          Нажмите, чтобы узнать подробности

          Познакомить ребят с жанром сочинения – эссе; способствовать формированию знаний и умений учащихся писать сочинение в жанре эссе. Знать, чем эссе отличается от обычного сочинения. Научиться анализировать сочинение – эссе. Уметь писать эссе на свободную тему. Развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитывать культуру речи.

          Тема: Сочинение в жанре эссе

          Цель урока: Познакомить ребят с жанром сочинения – эссе; способствовать формированию знаний и умений учащихся писать сочинение в жанре эссе. Знать, чем эссе отличается от обычного сочинения. Научиться анализировать сочинение – эссе. Уметь писать эссе на свободную тему. Развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитывать культуру речи.

          Оборудование урока: Схема, словарь (толковый).

          1. Организационный момент.

          3. Усвоение новой темы.

          А) Вступительное слово учителя.

          Мы уже не раз говорили о том, что сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: статья, рецензия, эссе, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Сегодня мы должны подробно остановиться на анализе сочинений в жанре эссе.

          Эссе – это разновидность очерка, в центре внимания которого не жизненное явление, что и отличает его от традиционного очерка, а анализ литературно-критической, исторической, эстетической, философской или религиозной проблемы. Главную роль в эссе играет не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Жанр эссе предполагает индивидуальность осмысления проблемы, неаргументированность отдельных выводов, свободную композиционную организованность сочинения, афористичность и образность речи. Сочинение в жанре эссе требует от пишущего эрудированности, склонности к рассуждению, оригинальности мышления, лёгкости изложения.

          Б) Самостоятельная работа с учебником на стр. 202 - 203

          В) Виды эссе. Анализ схемы.


          Однако наибольшего расцвета этот жанр достиг в литературной критике.

          Для эссеистического стиля характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринуждённая, в духе свободной беседы с читателем манера изложения. Жанр эссе помогает нам раскрыть глубокие неоднозначные темы, такие как: отношения человека и общества, человека и природы, народа и власти, помогает высказать собственные представления о нравственных основах счастья, отношении к добру и злу.

          3. Работа с текстом.

          - Какой тип текста? (рассуждение).

          - Композиция? (свободная, выводов нет).

          - Прозаические произведения. О чём? (ближе к этюду или очерку).

          4. Работа со словарём.

          - Что такое эссе? (жанр, композиция, объём)

          ЭССЕ – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции в форме рассуждения на частную тему. (запись в тетрадь)

          (Субъективная точка зрения, индивидуальность впечатления)

          - Докажите, что текст субъективен? (На первом месте чувства, ассоциации самого автора).

          - Что такое ассоциации? (одно представление вызывает другое). (запись)

          - Докажите, что текст ассоциативен?

          - Мысли автора выражены оригинально? (синоним к слову оригинально – необычно, по-новому, субъективно).

          - Каков объем произведения в жанре эссе?
          - Какой должна быть тема эссе?
          - Что требуется от автора для создания эссе?
          - Какие требования предъявляются к композиции эссе?
          - Какие стилевые особенности должны быть в эссе?

          6. Анализ сочинения-эссе (образец).

          Улыбнулись сонные берёзки,

          Растрепали шёлковые косы,

          Шелестят зелёные серёжки,

          И горят серебряные росы.

          Я навек за туманы и росы

          Полюбил у берёзки стан

          И её золотистые косы,

          И холщовый её сарафан.

          Белая берёза под моим окном

          Принакрылась снегом, точно серебром…

          Такие стихи учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, пробуждают чувство любви к Родине.

          Вот почему я подарил бы С.Есенину веточку русской берёзки, перевитую луговыми цветами, которые так любил поэт.

          По-моему, в этом небольшом сочинении есть всё: и краткий обзор любимых стихотворений, и признательность поэту за его великолепную поэзию, и обоснован выбор цветов от признательных потомков – читателей. Постарайтесь так же лаконично и убедительно передать свои чувства и цветы вашим любимым поэтам и писателям, видя в цветах какой-либо символ их творчества.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_1 (533x700, 262Kb)

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_3 (533x700, 210Kb)

          3.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_4 (533x700, 88Kb)

          4.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_5 (533x700, 152Kb)

          5.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_6 (533x700, 226Kb)

          6.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_7 (533x700, 277Kb)

          7.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_8 (533x700, 227Kb)

          8.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_9 (533x700, 277Kb)

          9.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_10 (533x700, 219Kb)

          10.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_11 (533x700, 173Kb)

          11.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_12 (533x700, 163Kb)

          12.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_13 (533x700, 223Kb)

          13.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_14 (533x700, 245Kb)

          14.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_15 (533x700, 274Kb)

          15.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_16 (533x700, 205Kb)

          16.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_17 (533x700, 291Kb)

          17.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_18 (533x700, 122Kb)

          18.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_19 (533x700, 145Kb)

          19.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_20 (533x700, 228Kb)

          20.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_21 (533x700, 257Kb)

          21.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_22 (533x700, 216Kb)

          22.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_23 (533x700, 210Kb)

          23.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_24 (533x700, 267Kb)

          24.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_25 (533x700, 121Kb)

          25.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_26 (533x700, 165Kb)

          26.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_27 (533x700, 223Kb)

          27.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_28 (533x700, 263Kb)

          28.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_29 (533x700, 227Kb)

          29.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_30 (533x700, 211Kb)

          30.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_31 (533x700, 269Kb)

          31.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_32 (533x700, 231Kb)

          32.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_33 (533x700, 225Kb)

          33.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_34 (533x700, 282Kb)

          34.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_35 (533x700, 82Kb)

          35.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_36 (533x700, 162Kb)

          36.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_37 (533x700, 201Kb)

          37.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_38 (533x700, 280Kb)

          38.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_39 (533x700, 212Kb)

          39.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_40 (533x700, 105Kb)

          40.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_41 (533x700, 170Kb)

          41.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_42 (533x700, 223Kb)

          42.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_43 (533x700, 275Kb)

          43.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_44 (533x700, 233Kb)

          44.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_45 (533x700, 223Kb)

          45.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_46 (533x700, 286Kb)

          46.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_47 (533x700, 214Kb)

          47.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_48 (533x700, 215Kb)

          48.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_49 (533x700, 286Kb)

          49.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_50 (533x700, 92Kb)

          50.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_51 (533x700, 156Kb)

          51.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_52 (533x700, 223Kb)

          52.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_53 (533x700, 286Kb)

          53.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_54 (533x700, 211Kb)

          54.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_55 (533x700, 145Kb)

          55.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_56 (533x700, 132Kb)

          56.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_57 (533x700, 276Kb)

          57.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_58 (533x700, 229Kb)

          58.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_59 (533x700, 213Kb)

          59.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_60 (533x700, 269Kb)

          60.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_61 (533x700, 225Kb)

          61.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_62 (533x700, 98Kb)

          62.

          Gotovye_sochinenia-rassuzhdenia_3_5_klassy10241024_63 (533x700, 44Kb)

          63.

          Читайте также: