Сочинение толстой детство 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Главным героем в этом произведении является десятилетний мальчик, которого зовут Николенька. Он выходец из дворянской семьи, общается с ребятами из таких же семейств. Мальчик был очень наблюдательным, он словно видел каждого человека насквозь. Мальчик очень строг к своим поступкам и действиям, он старается быть справедливым во всем. Он рос в обычной семье. Растет мальчик в спокойной доброй обстановке, поэтому у мальчика много положительных черт. Дома создан домашний уют и тепло, его все любят.

Николенька очень любит свою семью, гордится ей. Особенно он любит свою маму, она для него была ангелом. Он обожал ее улыбку, считал ее самой красивой на планете. Отец же был серьезным строгим мужчиной. Также у мальчика имелась няня. Однажды он поссорился с ней, она наказала его, за то, что тот испачкал скатерть. Мальчика это разозлило, он даже хотел ей отомстить. Но позже няня пришла к нему мириться и принесла гостинцев, мальчику стало стыдно и он очень раскаялся, даже мог заплакать в таких ситуациях. Николенька всегда осознавал, где он был не прав, в чем виноват. Мальчик сделал вывод из всего, что присутствовало в его жизни. Он хорошо осознавал, что на добро люди отвечают тем же. Мальчик всегда стремился к любви, красоте.

Когда мальчик приехал в столицу, то очень опечалился, ведь это привело к тому, что он расстался с мамой. Вскоре он узнал о таком светлом чувстве, как любовь, по началу это было для него чем-то непонятным, потому что новое чувство. Мальчик был очень чист и искренен перед этим чувством.

Когда умерла его мать, он узнал об этом страшном событии из письма, то он потерял всякий смысл в жизни, и это светло чувство любви не имело для Николеньки никакого значения. Мир словно пал перед ним. Он не понимал и не осознавал, что происходит с его жизнью. Увидев свою любимую и самую красивую маму в гробу, он долго не мог прийти в себя, мальчик был в отчаянии. После этого дня, детство у мальчика Николеньки закончилось.

Автор произведения хотел описать детство, каким он его видит. Также хочет донести до читателей, что является детством глазами детей.

Для Толстого самым важным событием были именно моменты в детстве, когда рядом была мама. От нее чувствовались большая искренняя любовь и доверие. Для мальчика из книги мир не был таким безупречным, и он оказался один без самого важного человека на земле. Именно на этом моменте у него случился переход в другую жизнь.

Другие сочинения: ← Дружба Жилина и Дины в рассказе Кавказский пленник↑ Толстой Л. Н.Главные герои рассказа Кавказский пленник →

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Повесть начинается с пробуждения десятилетнего Николеньки Иртеньева. Три дня назад мальчик отпраздновал свой день рождения, и теперь он проснулся от удара хлопушки. Карл Иванович – наставник, который частенько разговаривает с детьми на немецком и учит их основным предметам. В это утро он ведет Николеньку с братом Володей к матушке, которая заждалась уже в зале, а затем к отцу, работающему в кабинете, чтобы поздороваться. Николенька любит родителей и любуется красотой материнского лица. Отец кажется ему загадочным, но это не лишает его привлекательности.

В кабинете дети узнают, что завтра им предстоит долгий путь в Москву. Теперь они будут там жить и получать знания. Николенька поминает, что как только он с братом покинет родной дом, Карл Иванович будет уволен и это его расстраивает. Несмотря на печальные известия, наставник все же продолжает заниматься немецким и историей с мальчишками. Его обижает, что после 12-ти лет верной службы хозяева решили попрощаться с ним.

В это время в доме отдыхает Гриша, а дети подсматривают за ним. Автор знакомит нас с бывшей няней матери главного героя Натальей Савишной. Сейчас она продолжает работать в доме, но в качестве служанки. Утром, собираясь в дорогу, мальчик вспоминает счастливое детство, а его мама плачет горькими слезами.

Прошел месяц. Николенька живет в доме бабушки в Москве. Вскоре у нее день рождения, и мальчик решил подарить ей стихи собственного сочинения. На празднование приезжает княгиня Корнакова. Именно ей отец решил поведать о том, что его сын некрасивый и страдает по этому поводу. Затем мальчик знакомится с Иваном Ивановичем, которому бабушка рассказывает о развлечениях Петра Алексеевича. Вскоре среди гостей Николенька замечает двенадцатилетнюю Соню. Она заставляет его сердце биться чаще, и он намерен привлечь ее внимание. Во время танцев ему удалось станцевать с ней. В эту ночь он признается своему брату Володе, что влюбился.

Спустя шесть месяцев, отец получает известие от матушки о том, что она тяжело заболела и просит привести сыновей. Петр Алексеевич исполняет просьбу, и уже вскоре они приезжают в деревню. В этот же день женщина умирает в ужасных муках. Во время похорон Николенька пугается внешности маменьки, которую любил больше всего на свете и быстро покидает комнату.

Спустя три дня все, кроме Натальи Савишны, уезжают в Москву. Женщина остается одна в доме, затем тяжело болеет и умирает. Ее хоронят возле могилы ее воспитанницы.

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Эта повесть была одной из первых произведений Льва Николаевича. Писатель работал над ней около трех лет. Это произведение было одной из частей романа задуманных автором. До конца написать задуманное к сожалению ему так и не удалось.

По мнению самого автора, каждый очередной этап жизни по своему являлся уникальным. Ему хотелось запечатлеть эти этапы, подчеркнув особенность каждого человека, в том числе его взаимодействие с другими людьми. Так же Толстому было интересно как влияет общество на человека.

Основным персонажем повести был мальчик лет десяти, звали его Николенька. Для этого мальчика наблюдательность, была особой чертой. От него практически ничего не удавалось скрыть. Он как будто видел насквозь. Николеньке удавалось очень хорошо оценить не только себя но и окружающих. Конечно же для такого человека было свойственно жить так как твердит ему его совесть. Он всегда стремился быть лучше, старался быть справедливым. Он очень строго относился к своим поступкам, и очень часто судил себя за это.

Так как Николенька был очень наблюдателен, он всегда следил за поведением старших. Ему было очень интересно наблюдать за выражением их лиц. Практически всегда ему удавалось предугадать настроение взрослого по его мимике.

По приезду в Москву он испытывает огромное чувство печали, к этому привело его расставание с матерью. Но в ближайшем будущем, он познает новое совершенно новое для него, и даже где то непонятное чувство любви. Это была его первая влюбленность. Он был очень искренен и чист. После гибели его матери, он теряет смысл ко всему, и та самая любовь уже не имеет ни какого значения для него. В этот момент весь мир для него словно рухнул. И ему было непонятно что же происходит с его жизнью.

Персонаж обладает чертами характера самого автора, тоже самое можно сказать и о людей окружающих Толстого и тех кто был в окружении Николеньки. Но для самого Льва Николаевича было основной целью не писать о своем детстве. Поэт хотел донести до своего читателя смысл определенного этапа жизни. Толстой хотел описать что же представляет из себя детство, каким он его видит. Каким чувствует и видит этот мир ребенок.

Самым основным моментом, для писателя был момент счастья в детстве, когда рядом находится мама, где есть доверие, искренность, любовь чистая и взаимная. Но не бывает все так красиво и безупречно. И для героя произведения открывается совершенно иной мир. Где нет того самого любимого и близкого человека, и именно этот момент был этапом перехода к другой жизни.

2 вариант

Однако, вскоре он впервые в жизни влюбляется, и думает, что эти чувства останутся с ним надолго, что говорит о том, что он чист помыслами и душой. Но крайне трагичный случай меняет героя Толстого – у него умирает мама. Коленька начинает очень сильно переживать из-за этого, он впадает в отчаяние, считая, что судьба обошлась с ним крайне несправедливо. Герой произведения невероятно походит на самого писателя, который проживал похожие моменты в своем детстве. Однако, задачей автора в основном было то, что он хотел показать тенденцию развития личности в разных этапах жизни. Произведение получилось достаточно ярким и реалистичным.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Детство

Популярные сегодня темы

Наступила первая послевоенная весна. Рассказчик истории направляется в станицу Буковскую, едет он на лошадях по бездорожью, на его пути оказывается река Еланка

Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.

В лирическом и романтическом произведении Тургенева главной героиней повести является семнадцатилетняя внебрачная дочь помещика и крепостной Ася.

Поздняя осень — особая пора. Многие не любят это время года из-за начинающихся холодов и обильных дождей. Но даже в непогоду можно разглядеть особую, величественную красоту природы.

Жил-был один маленький воробей, по имени Пудик. Жил он в тёплом и мягком гнезде над баней. Он еще не умел летать, но все врем махал крыльями. Маленький воробей был очень любопытным

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Текст ЕГЭ. Л.Н. Толстой. Тема: Детство, мама.

Текст ЕГЭ. Л.Н. Толстой. О детстве, маме.

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…

(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!

(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо,

и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки. (9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше,

и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.

– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

– (22)Вставай же, мой ангел.

(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди.

(26)Она ещё нежнее целует меня.(27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться

(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло

и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?

(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.

(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость

и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями

* Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

(398 слов) Повесть Детство – первая часть знаменитой трилогии Льва Толстого о развитии и становлении личности. Это одно из самых трогательных произведений Толстого о мальчике Николеньке Иртеньеве, который, обладая впечатлительной и живой натурой, переживает события собственной жизни.

Николенька – подвижный и пылкий мальчик, легко поддающийся впечатлениям. Он способный, но часто беззаботный в учёбе, однако всерьёз задумывается над главными вопросами жизни. Повесть автобиографична, и во многом образ Николеньки напоминает самого Толстого.

Коле с детства приходится сталкиваться с непростыми ситуациями – умирает его мать, к которой он был трепетно привязан. Утешение Николенька находит в доброй и простой женщине Наталье Савишне – экономике в их доме. Отец, хоть и не чуждается общения с детьми, не столь часто присутствует в их жизни.

Толстой описывает мир таким, каким он видится детским чистым взглядом. Николенка горячо любит, также страстно он может сердиться и обижаться. Все его чувства искренни и открыты, он легко отдаётся им. Повествование ведётся от лица главного героя – самого Николеньки, читатель через его восприятие знакомится со всеми членами семьи, проникается любовью Николеньки то к Катеньке, дочери Мими, то находит кумира в лице Серёжи, то разочаровывается в образе, когда-то придуманном.

В повести мы увидим, как юный герой переживает боль потери от преждевременного ухода матери, как он сталкивается с соперничеством среди сверстников, как переживает обиду и старается примерить на себя то, что он почерпнул из жизни взрослых. Николенька будто пробует разные пути, ищет тот, что больше всего подойдёт ему.

Автор: Таисия Ишниазова

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Помогите) сочинение на тему детство по повести л. Н. Толстого

Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том

числе и в самых близких для него.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать.

«. Большую роль в духовном развитии

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке.

Мальчик очень терзается этим.

Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Толстой считал, что каждый этап жизни человека уникален, он хотел запечатлеть характерные

черты этих этапов, особенности развития человека, постичь его в становлении, взаимодействии с обществом, а также показать влияние этого общества на убеждения человека.

Главный герой повести Толстого — Николенька Иртеньев. Ему всего десять лет. Он очень наблюдателен, ничего не скрывается от глаз его, он видит и внешние и внутренние изменения в поведении окружающих. Он человек думающий, рассуждающий, анализирующий и оценивающий себя, людей и события. Очень критично относится к своим поступкам, старается жить по совести. Присущий ему дар сердечности заставляет его стремиться быть лучше, чище, справедливее, уметь

Когда Николенька едет в Москву, он испытывает чувство горечи расставания с усадьбой, с дворовыми людьми, к которым так привык, при расставании с матерью даже плачет. Но вскоре им овладевает новое чувство — первая влюбленность, и искренние переживания героя говорят нам о чистоте его помыслов. После смерти родного человека, матери, Николенька ощущает вселенское горе, и весь его счастливый мир рушится от несправедливости и непонимания происходящего.

Николенька обладает чертами характера, которые имел сам Толстой, когда был ребенком, да и другие персонажи тоже похожи на реальных друзей или родственников писателя. Но все же целью Толстого было не рассказать о том, как прошло его детство, а раскрыть смысл этого этапа в развитии человека. Он хотел показать, каков он — мир детства, чем живет ребенок, о чем мечтает, что чувствует, каким видит мир и людей вокруг себя.

Особенно важен писателю момент счастья детства, ведь для ребенка это искренняя любовь, доверчивость, непосредственность, чистота и, конечно, мама. Но не все так безоблачно бывает в детстве. Николенька сталкивается с пока непостижимой для его сердца стороной жизни — смертью матери. Трепетное отношение к самому близкому человеку на земле естественно и безмерно. Он вдруг понял, что все вокруг не так уж радостно, ведь раньше его оберегала от всех бед любовь матери. Ему открылась еще одна истина — близкие люди могут лицемерить, и горе для одного может быть безразлично другому.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Несколько интересных сочинений

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Эта повесть была одной из первых произведений Льва Николаевича. Писатель работал над ней около трех лет. Это произведение было одной из частей романа задуманных автором. До конца написать задуманное к сожалению ему так и не удалось.

По мнению самого автора, каждый очередной этап жизни по своему являлся уникальным. Ему хотелось запечатлеть эти этапы, подчеркнув особенность каждого человека, в том числе его взаимодействие с другими людьми. Так же Толстому было интересно как влияет общество на человека.

Основным персонажем повести был мальчик лет десяти, звали его Николенька. Для этого мальчика наблюдательность, была особой чертой. От него практически ничего не удавалось скрыть. Он как будто видел насквозь. Николеньке удавалось очень хорошо оценить не только себя но и окружающих. Конечно же для такого человека было свойственно жить так как твердит ему его совесть. Он всегда стремился быть лучше, старался быть справедливым. Он очень строго относился к своим поступкам, и очень часто судил себя за это.

Так как Николенька был очень наблюдателен, он всегда следил за поведением старших. Ему было очень интересно наблюдать за выражением их лиц. Практически всегда ему удавалось предугадать настроение взрослого по его мимике.

По приезду в Москву он испытывает огромное чувство печали, к этому привело его расставание с матерью. Но в ближайшем будущем, он познает новое совершенно новое для него, и даже где то непонятное чувство любви. Это была его первая влюбленность. Он был очень искренен и чист. После гибели его матери, он теряет смысл ко всему, и та самая любовь уже не имеет ни какого значения для него. В этот момент весь мир для него словно рухнул. И ему было непонятно что же происходит с его жизнью.

Персонаж обладает чертами характера самого автора, тоже самое можно сказать и о людей окружающих Толстого и тех кто был в окружении Николеньки. Но для самого Льва Николаевича было основной целью не писать о своем детстве. Поэт хотел донести до своего читателя смысл определенного этапа жизни. Толстой хотел описать что же представляет из себя детство, каким он его видит. Каким чувствует и видит этот мир ребенок.

Самым основным моментом, для писателя был момент счастья в детстве, когда рядом находится мама, где есть доверие, искренность, любовь чистая и взаимная. Но не бывает все так красиво и безупречно. И для героя произведения открывается совершенно иной мир. Где нет того самого любимого и близкого человека, и именно этот момент был этапом перехода к другой жизни.

Сочинение на тему детство толстого детство

Тема детства По повести Толстого Детство (1 вариант)

Человек целый мир По повести Л.Н. Толстого Детство (сочинение)

Человек не сам по себе, часть суши, материка, и в то же время каждый — это целый мир. Он сам — Вселенная, наполненная неурядицами и неразберихой, открытиями и познаниями.

Мы приходим в этот мир незапятнанными и свободными. Ничто пока не разжигает алчность, не затрагивает наши темные стороны души.

Подняв лицо к небу, мы можем увидеть все, что создала природа: восход и закат, и плавный ход мчащейся Вселенной, движение светил и многое другое. Все это природа поместила над нами. А вот драгоценные камни и золото она от нас скрыла, но мы сами, разбросав кучи земли, находим их себе на беду.

В центре произведения — внутренний мир ребенка, Николеньки Иртеньева.

Его мир — это мир семьи и домашнего очага, мир книг и друзей. Но все впечатления о внешнем мире берутся им не от друзей и из книжек, а на основе собственных впечатлений. Маленький мальчик сам предпочитает решать, что дурно, а что хорошо. Ребенок учится постигать мир через отношения с собственной семьей. Он впитывает в себя информацию подобно губке, и она оставляет в его детской душе неизгладимый след. Николенька — добрый и отзывчивый ребенок, он стремиться облегчить страдания другим людям, переживает, если кому-то ненароком причинил боль.

В этом отрывке вся смена чувств: лени, беспричинной зависти к Володе и бессильная злоба против Карла Ивановича.

Став взрослым, автор понимает, что и Карл Иванович, и Наталья Савишна безгранично были преданы их семье.

Книга о детстве заканчивается грустными воспоминаниями. Умирают близкие: сначала умирает мать, а затем Наталья Савишна, самые родные люди, бескорыстно любившие Николеньку. На такой печальной ноте Толстой завершает свою повесть, как бы говоря, что пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слез, ошибок и находок прошла. Наступил новый виток в жизни героя. И через некоторое время изменится его внутренний мир.

Главный герой склонен к самоанализу и самобичеванию. Этим отличаются все произведения Льва Толстого. В повести мы не найдем описаний исторических событий, портретных характеристик. Ребенку все равно, что происходит в жизни страны, ему важнее свои личные чувства. Мир детей сложен и многогранен. Ребенок боится прослыть смешным и поэтому совершает неправильные поступки; он боится сделать первый шаг к примирению, и сам страдает от этого; считает, что окружающие не любят его, и его жизнь на время перестает быть яркой. Как его мир отличается от мира взрослых, где все расставлено по полочкам и не нужно задавать самому себе столько вопросов. В Николеньке постоянно идет борьба. Он знает, что поступает плохо, но не всегда может с собой совладать. Он еще не может разбираться в окружающих и не знает до конца, какую роль они играют в его жизни. Он просто растет и учится постигать жизнь во всех ее проявлениях.

Так через образ ребенка автор представил нам мир человеческой души.

Детство — яркая и безоблачная пора в жизни каждого человека. Ребенок счастлив просто, без всяких причин и поводов, а обиды и огорчения не трогают душу, забываются быстро и легко.

Главным героем повести является мальчик Николенька Иртемьев. Толстой на страницах известного произведения приводит анализ его поступков, внутренних переживаний, мыслей. Такое подробное представление героя помогает нам более глубоко понять образ, познакомиться с маленьким мирком ребенка.

Николенька живет в обычной семейной обстановке. Тихая мама уделяет мало внимания детям, отец занят делами. Ребенок оставлен на попечение слуг и учителей. Но, тем не менее, его все любят. И эта атмосфера спокойствия и домашнего тепла воспитывает в Николеньке много добрых черт.

Правда, бывают в поведении мальчика и проступки. Николеньке они представляются глобальными, как и любому ребенку. На деле же это всего лишь мысли. Но каким же глубоким показывает автор анализ этих мыслей самим мальчиком. Посмотрим такой пример.

Старый учитель Карл Иванович щекочет ребенку пятки, и Николенька мысленно именует его противным человеком. Но ведь это совсем не так. Мальчик мгновенно осознает, как был не прав и как обидны были бы эти слова добрейшему наставнику. Мальчик раскаивается, ему стыдно до слез.

Стоит отметить и еще один момент, который связан с няней Николеньки, Натальей Савишной. Женщина добра к своему воспитаннику. Один-единственный раз был он наказан ею: за испачканную скатерть. Но это разозлило героя: он начал обдумывать план мести. Николенька даже позволил себе подумать о том, что няня не имеет права так вести себя по отношению к нему, барскому сыну, ведь она крепостная. Правда ,ссора длилась недолго. Наталья Савишна пришла мириться к Николеньке и принесла ему гостинец. И снова мы видим слезы на глазах мальчика. Он раскаивается и стыдится своих недостойных и обидных мыслей.

Негативные моменты, прожитые и пережитые Николенькой в детстве, остались в памяти на всю жизнь. Мальчик извлек из них неоценимую пользу, он сразу же понимал, в чем ошибся, как был не прав. А главный вывод, полученный из всех ситуаций, таков: относясь к людям по-доброму, ты и к себе в ответ получаешь такое же отношение.

Читайте также: