Сочинение тип речи рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Сочинение является выражением мыслей и чувств окружающих людей. На бумаге мы выражаем все то, что невозможно выразить обычными словами. Каждый при написании использует свой индивидуальный стиль. Самый распространенный вид сочинений – рассуждение и изложение своих мыслей по какой-либо проблеме и конкретному вопросу. В этом уроке разберем, как правильно излагать свои мысли и грамотно писать сочинение-рассуждение.

План урока:

Понятие сочинения

Чтобы разобраться с правилами, необходимо сначала познакомиться с самим определением. Рассмотрим, какое значение лежит в этом понятии, и какие виды существуют.

Основные аспекты написания

В заданиях часто просят написать сочинение-рассуждение на тему любви, дружбы, верности и других общечеловеческих ценностях. В них затрагивают важные проблемы человечества и находят различные взгляды на многие ситуации. Но многие лингвисты по-разному давали определение этому термину. В толковом словаре Ожегова можно встретить следующее толкование:

А. Ушаков дает несколько другое определение сочинению:

Можно сделать вывод, что данное понятие многозначное, и его можно интерпретировать с разных сторон. Но если обобщить всю теорию, то можно вывести один общий термин. Сочинение – это изложение собственных мыслей на заданную тему или ответ на поставленный вопрос с приведением дополнительных аргументов из различных источников.

Чаще всего сочинение встречается в школьной программе. В более старшем возрасте оно преобразуется в такое задание, как эссе, которое тоже подразумевает олицетворение мыслей человека на бумаге.

Виды сочинения-рассуждения. Основные функции

В русском языке различают несколько типов сочинений-рассуждений. Каждое из них имеет особое и несет определенное значение. Смысл сочинения-рассуждения лежит в полном раскрытии темы, исчерпывающем ответе на вопрос. Самое главное – оно должно быть целостным и составленным по всем правилам русского языка. Не допускается наличие грамматических, речевых и пунктуационных ошибок.

Различают следующие виды сочинений рассуждений:

  • доказательство: целью является доказать истинность или ложность тезиса;
  • объяснение: подробно объясняет содержание заданного тезиса;
  • размышление: выявляет причинно-следственные связи между аргументами и размышлениями.

Каждый тип по-своему уникален. Конкретно разберем их в следующих разделах урока и посмотрим реализацию на конкретных примерах.

Также сочинение играет очень важную роль в речи. Этот способ изложения мыслей обогащает русский язык и прокладывает дорогу для создания новых выдающихся произведений искусства.

  • 1) способствует правильному построению и изложению мыслей человека;
  • 2) формирует его представление об окружающем мире через анализ всеобщих ценностей и идеалов;
  • 3) учит сопоставлять факты и проводить аналогию между предоставляемыми источниками информации;
  • 4) вносит разнообразие в русский язык и способствует распространению литературной культуры;
  • 5) формирует мысли, взгляды и точку зрения человека на вечные вопросы бытия.

Это и многое другое характеризует сочинение-рассуждение как важную часть русского языка. Без него изложение мысли было бы другим и потеряло бы всякий смысл.

Состав сочинения-рассуждения

Любое сочинение можно разделить на несколько частей. Каждая из них отвечает за особый вид информации и содержит различные средства выразительности для обогащения языка.

Содержание сочинения-рассуждения. Трудные моменты

Каждое сочинение имеет свою структуру, которой необходимо придерживаться. Вне зависимости от вида, всегда нужно писать его по определенному плану. Сочинение содержит тезис, размышления автора и цель, ради которой оно и было написано. В основном его структура предполагает наличие трех обязательных частей, поделенных между собой на отдельные абзацы.

Средства выразительности. Применение в сочинении

Следует отметить, что средства выразительности, используемые в сочинении-рассуждении, играют важную роль в восприятии самой информации написанного. Чем больше красивых речевых оборотов использовано в работе, тем интереснее ее читать.

Средствами выразительности в сочинении являются:

Аргументы. Связь между примерами

В качестве аргументов можно использовать всевозможные источники. Это могут быть и произведения литературы, и научные статьи, и маленькие очерки – все зависит от вида сочинения-рассуждения и фактов, которыми должен быть подкреплен тезис.

Иногда один аргумент нужно найти в предложенном тексте, а один добавить самостоятельно. Для этого нужно обладать большим запасом знаний и читать много литературы. А порой встречается и необходимость приведения сразу двух аргументов из текста. Очень важно указывать связь между ними, иначе можно потерять смысл всей излагаемой мысли.

Виды связи примеров:

  • 1) дополнение одного аргумента другим;
  • 2) противопоставление двух и более аргументов.

Таким образом, эти примеры, дополняя друг друга, в полной мере раскрывают проблему взаимоотношений в семье.

Таким образом, эти примеры, построенные на противопоставлении, в полной мере раскрывают проблему безнравственного отношения к окружающим.

Характеристика видов

Рассмотрим типы сочинений-рассуждений более подробно. Каждый подвид характеризуется своими особенностями и выполняет разные роли.

Виды сочинений. Особенности каждого типа

В школе встречаются различные виды сочинений. Их нужно уметь различать между собой и знать средства выразительности, которые уместно употребить в том или ином случае.

Виды сочинений таблица

Слова из последнего столбика можно использовать в своей работе. Главное подбирать их для нужных случаев и не путаться в разновидностях сочинений-рассуждений. В основном рассуждение предстает сочинением в виде эссе, где есть тезис и необходимо самостоятельно подобрать аргументы.

Примеры сочинений. Способы их отличия друг от друга

Чтобы верно написать сочинение, нужно следовать определенным алгоритмам. Рассмотрим на конкретных примерах, как сделать это грамотно.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-доказательства:

  • выяснить предмет доказательства;
  • само тело сочинения: доказательства, тезис и несколько аргументов;
  • подведение итогов и выводы, согласие или несогласие с доказательством.

Данный тезис необходимо раскрыть со всех сторон и доказать свою точку зрения. Нужно привести аргументы либо в сторону того, что герой – заложник времени, либо, что он аморальная личность. Доказательства в данном случае необходимо искать в самом тексте произведения или же в истории его создания.

Краткое построение сочинения:

Тезис: Раскольников – заложник времени.

Первый аргумент: произведение написано в трудный исторический период для России, в котором было много социальных проблем.

Второй аргумент: Раскольников не знал, как поступить иначе, хотя в нем был большой потенциал.

Вывод: Раскольников, действительно, заложник времени.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-объяснения

Здесь необходимо на основе теоретических знаний по этой теме подкрепить аргументами данный тезис. Очень важно ссылаться на определения и общепринятые правила. Цель – доступно и развернуто объяснить предлагаемую тему.

Краткое построение сочинения:

Тезис: предложение – единица языка.

Первый аргумент: предложение является целостным и связанным по смыслу субъектом языка.

Второй аргумент: оно является частью текста, а текст – это единица языка.

Вывод: предложение действительно является единицей языка.

Пошаговый алгоритм написания сочинения-размышления

  • подумать над поставленным вопросом или тезисом, понять суть проблемы;
  • подобрать аргументы из текста или из другого источника, раскрывающие проблему или отвечающие на вопрос;
  • сделать вывод с собственной оценкой.

Здесь необходимо написать все свои мысли по данному вопросу. Сначала нужно будет раскрыть сам тезис, а уже затем подкреплять его аргументами. Доказательствами может выступать исходный текст, если он есть. В случае его отсутствия – использовать разные произведения и личный жизненный опыт. В конце необходимо высказать свое мнение относительно данного вопроса и подвести итог.

Краткое построение сочинения:

Тезис: любовь – это светлое бескорыстное чувство симпатии, которое человек испытывает к окружающим.

Вывод: любовь – это действительно огромная сила, которая способна делать человека счастливым.

Задания для подготовки к ОГЭ

Самым последним заданием, которое предстоит выполнить учащимся на ОГЭ по русскому языку – написать сочинение-рассуждение на одну из тем. Разберем задания поподробнее

Особенности задания 9. ОГЭ 2020 по русскому языку

Есть три группы заданий, в которых требуется выбрать одно сочинение из нескольких предложенных. В первом необходимо написать сочинение-объяснение на лингвистическую тему. Второе задание – сочинение-доказательство на поиск аргументов из текста. И третье – сочинение-размышление, необходимо ответить на поставленный вопрос.

Главное выбрать тот стиль, в котором писать получается лучше всего. Нельзя допустить речевых, грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок, за это снижают баллы. Так что нужно запомнить, какие слова можно использовать в качестве дополнительных в каждом стиле.

Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.

Типы речи в тексте

Прежде чем подробно остановимся и рассмотрим тип речи рассуждение, получим об этом типе общее представление, выделим, какие типы речи приняты в работе с текстом. В зависимости от цели высказывания в русском языке выделяют три типа речи:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение.

В описательных текстах дается характеристика предмета, человека или явления. Основной вопрос к такому тексту — какой? Для описания используется много определений и эпитетов, в роли которых выступают существительные, прилагательные, наречия.

Текст-повествование — это рассказ о событиях, происходящих в развитии, поэтому наиболее употребимыми частями речи в таких высказываниях будут глаголы. К такому тексту задают вопрос что случилось? Как произошло? Что было?

Рассуждение как тип монологической речи имеет свои характерные черты. В текстах-рассуждениях проявляется авторский взгляд на какую-либо проблему или явление, присутствуют аргументы в защиту собственной точки зрения. В таких текстах нельзя выделить преобладание какой-то определенной части речи.

Рассуждение как функционально смысловой тип речи также преследует конкретные задачи. Для утверждения своего мнения понадобится все богатство языка. Вопросами, которые задают к тексту, могут быть: почему так? Почему человек или предмет такой?

Часто разные типы употребляются в речи в сочетании с друг другом. В повествовательном рассказе встречаются элементы описания. Описывая человека или какой-нибудь объект, автор может порассуждать об особенностях характера или манере одеваться и сделать какие-то свои обобщающие выводы. И это уже будет описание с рассуждением.

Рассмотрение какой-либо проблемы, сопровождаемое собственными умозаключениями, может быть проиллюстрировано примерами из реальной жизни. И тогда получится рассуждение с элементами повествования.

В высказывании возможно сочетание всей трех типов речи, например, повествование с элементами рассуждения и описания и другие.

Что такое рассуждение

Рассуждение — тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события.

Подобный способ передачи речи и речевому подходу может использоваться для объяснения поступков, фактов и событий, их причин и последствий.

Композиционная структура рассуждения

Схема текста-рассуждения следующая:

  • тезис — главная мысль, истинность которой доказывается автором;
  • аргументы — доказательства тезиса;
  • вывод — подведение черты под сказанным, итог рассуждения. Заключение не всегда присутствует в тексте.

Тезис нужно обозначать четко и ясно, аргументы должны быть разносторонними, полными, убедительными и в количестве, достаточном для доказательства тезиса.

Доказательства не могут противоречить друг другу. Между тезисом и аргументами важна грамматическая и логическая связь. Вывод обобщает все сказанное, кратко подтверждая основную мысль текста.

Языковые средства рассуждения

Для грамматической связи между тезисом и аргументами используются вводные слова:

  • во-первых,
  • во-вторых,
  • итак,
  • таким образом
  • наконец.

Часто встречаются предлоги и союзы:

  • потому что;
  • поэтому;
  • вследствие;
  • в продолжение.

Синтаксическими признаками текстов-рассуждений является употребление в предложениях обстоятельств цели, причины, уступки и следствия.

Сами предложения часто бывают сложноподчиненными с придаточными уступки, цели, причины и следствия.

Лексика обычно используется абстрактная.

Виды доказательств в рассуждении

Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.

  • Дедуктивный метод. Речь ведется от общего к частному. Первым делом обозначается проблема, главная мысль. Последующие рассуждения аргументируют заявленный тезис, подтверждают его реальными фактами, статистическими данными, цитированием изречений известных людей.
  • Индуктивный метод. Рассуждение строится по обратному принципу. Сначала излагаются факты, высказываются предположения, на основании которых выводится основное положение текста.
  • Ступенчатый метод. В тексте поднимается ряд вопросов, и каждый из них рассматривается последовательно. Разъяснив очередную мысль, к ней уже не возвращаются.
  • Концентрический метод. Аргументы в таком виде изложения многоступенчаты, каждое последующее вытекает из предыдущих. Доказательства имеют вид кругов, концентрирующихся вокруг тезиса. Чаще всего такой метод используется в письменном виде текста, где есть возможность вернуться к началу рассмотрения проблемы, чтобы лучше план рассуждения.
  • Метод аналогии. Доказательства основываются на сравнении фактов и событий, выявлении их общих свойств. Этот метод нагляден, так как аналогия проводится с чем-то уже известным публике или читателю. Из сопоставления фактов и явлений делается общий вывод.
  • Хронологический метод. Таким способом пользуются историки, подтверждая свои выводы и рассуждения изложением событий в их хронологической последовательности.

Пример текста-рассуждения

Как распознать ложь?

Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым. При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию.

Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.

Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…

А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько. Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему.

Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!

Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми текстов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить читателя.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мысли.

Типы речи — это функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти тек­стов: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рассуждение.

типы речи

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет, ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформления.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во времени.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков человек?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных границ.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • опи­са­ние внеш­но­сти чело­ве­ка (порт­рет);
  • опи­са­ние состо­я­ния человека;
  • опи­са­ние харак­те­ра человека;
  • опи­са­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (при­ро­ды);
  • опи­са­ние места (горо­да, села, местности);
  • опи­са­ние пред­ме­та и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание име­ет сле­ду­ю­щую ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. общее впе­чат­ле­ние от пред­ме­та речи;
  2. при­зна­ки пред­ме­та речи;
  3. автор­ская оцен­ка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В опи­са­нии автор исполь­зу­ет сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют име­на суще­стви­тель­ные и прилагательные;
  • гла­го­лы в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни несо­вер­шен­но­го вида;
  • состав­ные имен­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства места.

Какой дом уди­ви­тель­ный! Комнаты боль­шие, столы-стулья тоже боль­шие, дере­вян­ные и как буд­то в кру­же­вах — в дере­ве узо­ры выре­за­ны. Лампы стран­ные, печи как в деревне, толь­ко наряд­ные полос­ки на них из раз­но­цвет­ных пли­ток. На сте­нах висят фото­гра­фии и кар­ти­ны. А на вто­рой этаж ведет лесен­ка, да не про­стая, а закру­чен­ная, как куд­ря­вая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Повествование как тип речи — это сооб­ще­ние о дей­стви­ях пред­ме­та в опре­де­лен­ной последовательности.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спячки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

  1. завяз­ка (нача­ло действия);
  2. раз­ви­тие действия;
  3. куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
  4. раз­вяз­ка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные формы;
  • гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
  • про­стые и состав­ные гла­голь­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства времени.

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Рассуждение — тип речи, в кото­ром иссле­ду­ют­ся пред­ме­ты или явле­ния, рас­кры­ва­ют­ся их внут­рен­ние при­зна­ки. Рассуждением может стать сло­вес­ное изло­же­ние, разъ­яс­не­ние и под­твер­жде­ние какой-то мыс­ли. Рассуждая, гово­ря­щий объ­яс­ня­ет что-то, дока­зы­ва­ет или опро­вер­га­ет с помо­щью аргу­мен­тов свою точ­ку зре­ния на пред­мет или явле­ние действительности.

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Рассуждение — это объ­яс­не­ние каких-либо фак­тов, собы­тий с ука­за­ни­ем причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лексика;
  • име­ют­ся ввод­ные слова;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Основные виды сочинений по типу речи:
— сочинение-описание (характеристика);
— сочинение-повествование;
— сочинение-рассуждение.

Сочинение-описание
Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения.

Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина чаще всего изображается статичной. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя.

В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т. п.

В зависимости от формулировки темы описательные части текста могут составить или основу всего рассуждения, или только его часть.

Умение разобраться в структуре рассказа, написанного мастером поэтического слова, попытка самому написать рассказ развивают способность эстетического восприятия художественного произведения, формируют умение кратко, динамично излагать повествовательные тексты по принципу художественного рассказывания или литературного монтажа.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).

Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени.

Сочинение-рассуждение
Наиболее распространенный тип сочинения. Как правило, на вступительных экзаменах встречается именно сочинение-рассуждение.

Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.

Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам:

2) Тема-вопрос. Такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Пишущий сам определяет идею рассуждения. Причем разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос.

3) Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборке аргументов для обоснования этой идеи в расположении материала.

Читайте также: