Сочинение тема природы в творчестве пушкина лермонтова

Обновлено: 28.06.2024

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение. Но сегодня хотелось бы поговорить о другой теме – о природе и об особенностях ее отображения в их лирике.
Любая тема, какое бы выражение она ни находила, неразрывно связана с судьбой автора. Оба поэта прожили недолгую жизнь, но время наложило неизгладимый отпечаток на их творчество. И сколь несхоже оказалось это влияние! Юность Пушкина пришлась на период революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей, расцвет свободомыслия и вольных мечтаний. Юность Лермонтова – на режим николаевской реакции, жесточайшие репрессии любой вольной мысли. И если Пушкина время впоследствии несколько (а затем и значительно) охладило, то Лермонтова лишь заставило утвердиться в мрачных своих взглядах на жизнь. И хотя во многом Лермонтов является продолжателем пушкинских традиций, его поэзия глубоко трагична, а разочарование в надеждах юности придает ей оттенок безысходности.
У Пушкина многие, особенно ранние стихи наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле – и его пейзажи расцвечены яркими красками, природа ликует и цветет вместе с ним. У Лермонтова же тема одиночества прослеживается повсюду. Лермонтовский герой одинок, он ищет – и не находит в чужом краю неведомое “что-то”. И если природа родственна для его лирического героя, то родственна не просто, а в противовес людям и окружающему. Яркий пример этого мы видим в поэме “Мцыри”. В описаниях природы у Лермонтова преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края.
Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: “из годовых времен, я рад лишь ей одной”. Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: “прекрасное природы увяданье”, “в багрец и золото одетые леса”. Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Его пейзаж радостен, и даже в унылости осени он видит не предвестье смерти, а торжество красоты.
Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова – свободная, романтическая стихия, но стихия грозная. Лермонтовскому лирическому герою зачастую приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В стихах он часто обращается к разными природным явлениям. Для него ветер в небесах – нечто могучее и сильное.
Шуми, шуми же, ветер в ночи,
Играй свободно в небесах
И освежи мне грудь и очи.
Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении “Деревня” он говорит:
Я здесь от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить.
У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа.
Впрочем, в ранней лирике – например, в стихотворении “Утро на Кавказе”, появляется и романтическое описание пейзажа – звезды, луна, туман, тучи, облака.
Светает — вьется дикой пеленою
Вокруг лесистых гор туман ночной…
Вот на скале новорожденный луч
Родился вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
В изображении же Пушкина даже буря не выглядит угрожающе, а, скорей, по-домашнему. Вспомним несколько строчек:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Рисуется, вроде бы, мрачная картина – но кажется, что эти строчки читает глава семейства ребенку, сидящему у него на коленях. Ветер воет, вихри кружат, но в очаге горит огонь и, в общем-то, не страшно. У Пушкина – уют, у Лермонтова – бесприютность. И все же пейзажная лирика обоих поэтов показывает, что при всей разности подходов и мироощущения оба они во многом чувствовали себя детьми природы. Вот только Пушкин чувствовал себя ребенком обласканным, а Лермонтов – заброшенным.

Посмотрите эти сочинения

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.
Что ищет он в краю далеком,
Что кинул он в краю родном.
В стихотворениях Пушкина “Осень” мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: “из годовых времен, я рад лишь ей одной”. Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: “прекрасное природы увяданье”, “в багрец и золото одетые леса”. Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы.
Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.
Шуми, шуми же, ветер в ночи,
Играй свободно в небесах
И освежи мне грудь и очи.
Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении “Утро на Кавказе” романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.
Светает — вьется дикой пеленою
Вокруг лесистых гор туман ночной…
Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении “Деревня” он говорит: “Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить”. У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении “Утро на Кавказе” появляется и сентиментальное описание пейзажа.
Вот на скале новорожденный луч
Зародился вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

Похожие топики по английскому:
Жанр баллады и элегии в поэзии Пушкина и Лермонтова Жанры баллады и элегии весьма распространены в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Это, в первую очередь, связано с содержательностью данных жанров. Следует…
Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX века Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова…
Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Так и поэты второй половины 19 века…
Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только…
Тема защиты природы в современной прозе Природа – это книга, каждая страница которой полна глубокого смысла. Гете. Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Художественная литература учит…
Поэзия родной природы План 1. Природу невозможно не любить. 2. Красота жизни в поэтических пейзажах: А) любовь к родному краю и природе в лирике С. Есенина; Б) пейзажные…
Тема смерти в лирике М. Ю. Лермонтова (Разное Лермонтов М. Ю.) Смерть – постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти…
Тема войны в русской поэзии XIX века Несмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать (а вместе с тем и отдать дань памяти и…
Сочинение на тему красота природы Иногда красота природы просто завораживает, кажется, что нет ничего в мире прекраснее. Красота мира не с чем не может сравниться. Многие художники и поэты пытаются…
Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского (сочинение по картине) Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIX века. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кипренского принадлежит целый…
Тема любви в русской поэзии С любимыми не расставайтесь… В. Кочетков Влюбленные часто пишут стихи. Наивные, неумелые, но – стихи. Наверное, сжатая и одновременно емкая стихотворная строка побуждает их к…
Краткое содержание Юность Пушкина Слонимский Юность Пушкина Повесть “Юность Пушкина” написал советский писатель Александр Слонимский, который занимался изучением творчества великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Глава рассказа образно делится…
Анализ стихотворения Лермонтова “Смерть Поэта” Стихотворение “Смерть Поэта” написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на…
Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (2) Война… Наверное, это к счастью, что одно из самых страшных в мире слов для многих из нас сегодня остается все-таки словом, а не ужасной реальностью…
Тема Великой Отечественной Войны в поэзии военных лет Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, Идет война народная, Священная война. В. Лебедев-Кумач В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского…
Тема Великой Отечественной войны в поэзии М. Исаковского, К. Симонова, А. Суркова Проходят годы. Великая Отечественная война все дальше отодвигается в глубь истории. Но интерес к ней не утихает. Михаил Васильевич Исаковский. В 1941 году написал восьмистишье…
Тема любви в поэзии Серебряного века Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех…
Мое восприятие стихотворения А. С. Пушкина “К “ Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал много стихотворений о любви, потому что любовь – самое прекрасное чувство на земле. Пушкин сам часто отдавался любви…
Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (3) Тема Великой Отечественной войны проходит через творчество многих писателей и поэтов. Ведь многие из них знают об ужасах войны не понаслышке. Например, поэт Сергей Орлов,…
Анализ произведения Пушкина “Из Пиндемонти” Известно, что “Из Пиндемонти” – оригинальное произведение, а не перевод. Сначала стихотворение было озаглавлено иначе – “Из Пиндемонти” имя этого французского поэта Пушкин вычеркнул, скорей…

Главная
Сочинения по литературе
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова – сочинение
Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение. Но сегодня хотелось бы поговорить о другой теме – о природе и об особенностях ее отображения в их лирике.
Любая тема, какое бы выражение она ни находила, неразрывно связана с судьбой автора. Оба поэта прожили недолгую жизнь, но время наложило неизгладимый отпечаток на их творчество. И сколь несхоже оказалось это влияние! Юность Пушкина пришлась на период революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей, расцвет свободомыслия и вольных мечтаний. Юность Лермонтова – на режим николаевской реакции, жесточайшие репрессии любой вольной мысли. И если Пушкина время впоследствии несколько (а затем и значительно) охладило, то Лермонтова лишь заставило утвердиться в мрачных своих взглядах на жизнь. И хотя во многом Лермонтов является продолжателем пушкинских традиций, его поэзия глубоко трагична, а разочарование в надеждах юности придает ей оттенок безысходности.
У Пушкина многие, особенно ранние стихи наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле – и его пейзажи расцвечены яркими красками, природа ликует и цветет вместе с ним. У Лермонтова же тема одиночества прослеживается повсюду. Лермонтовский герой одинок, он ищет – и не находит в чужом краю неведомое “что-то”. И если природа родственна для его лирического героя, то родственна не просто, а в противовес людям и окружающему. Яркий пример этого мы видим в поэме “Мцыри”. В описаниях природы у Лермонтова преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края.
Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: “из годовых времен, я рад лишь ей одной”. Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: “прекрасное природы увяданье”, “в багрец и золото одетые леса”. Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Его пейзаж радостен, и даже в унылости осени он видит не предвестье смерти, а торжество красоты.
Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова – свободная, романтическая стихия, но стихия грозная. Лермонтовскому лирическому герою зачастую приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В стихах он часто обращается к разными природным явлениям. Для него ветер в небесах – нечто могучее и сильное.
Шуми, шуми же, ветер в ночи,
Играй свободно в небесах
И освежи мне грудь и очи.
Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении “Деревня” он говорит:
Я здесь от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить.
У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа.
Впрочем, в ранней лирике – например, в стихотворении “Утро на Кавказе”, появляется и романтическое описание пейзажа – звезды, луна, туман, тучи, облака.
Светает — вьется дикой пеленою
Вокруг лесистых гор туман ночной…
Вот на скале новорожденный луч
Родился вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
В изображении же Пушкина даже буря не выглядит угрожающе, а, скорей, по-домашнему. Вспомним несколько строчек:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Рисуется, вроде бы, мрачная картина – но кажется, что эти строчки читает глава семейства ребенку, сидящему у него на коленях. Ветер воет, вихри кружат, но в очаге горит огонь и, в общем-то, не страшно. У Пушкина – уют, у Лермонтова – бесприютность. И все же пейзажная лирика обоих поэтов показывает, что при всей разности подходов и мироощущения оба они во многом чувствовали себя детьми природы. Вот только Пушкин чувствовал себя ребенком обласканным, а Лермонтов – заброшенным.

Тема природы – ведущая тема в мировой поэзии. Разрабатывали ее и такие классики русской литературы, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
Очень важна тема природы в поэзии Пушкина. Русская природа вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение “Осень”. Известно, что именно это время года было для поэта самым любимым. В поэзии осень обычно связана с настроениями грусти, увядания, умирания.

Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение

жизни.
Лирическому герою этого стихотворения все остальные сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит именно осень. Только в это время года герой чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…”.
Осень, осенние пейзажи влияют на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким

философским смыслом. Ее вечные законы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. Так, в стихотворении “Вновь я посетил…” Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года.

Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни (“Вот опальный домик…”, “Вот холм лесистый…”), видит неумолимый бег времени (“… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…”).
Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого “общего закона” – вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой “зеленой семьи”. Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло.

Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие.

С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.
В лирике Лермонтова природа также занимает большое место. Но это, как и в лирике Пушкина, не просто любование русской природой. Пейзажи служат для передачи размышлений и состояний поэта о мире и о себе.
Стихотворение 1837 года “Когда волнуется желтеющая нива…” можно считать уникальным. Оно передают душевное состояние, столь редкое для лирического героя Лермонтова – счастье, успокоение, мир в душе. Только родная русская природа смогла сделать, пусть ненадолго, поэта счастливым.
Первые три строфы перечисляют красоты русской природы, все то, чем она так дорога герою: волнуется желтеющая нива, свежий лес шумит, ландыш серебристый кивает головой, студеный ключ играет по оврагу и так далее. Последняя же строфа служит неким итогом:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Но такие гармоничные стихи не характерны для Лермонтова. Его поэзия – это поэзия дисгармонии, одиночества, разочарования. Часто пейзажные зарисовки превращаются у Лермонтова в историю души.

В стиховторении “Тучи” лирический герой отождествляет себя с тучами. У него, так же, как и у этих “небесных созданий”:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Поэт пытается не только передать, но и осмыслить свое состояние. В стиховторении “Выхожу один я на дорогу…” он стремится ответить на вопрос, отчего он не может быть счастливым? Чего он ждет от жизни?
Лирический герой стремится только к покою, к единению с миром природы, со всей Вселенной: “Надо мной чтоб вечно зеленея Темный дуб склонялся и шумел”. Дуб здесь является не только символом природы, но и символом мощи, жизненной силы, душевной гармонии.
Таким образом, природа в лирике Пушкина и Лермонтова играет важную роль. С ее помощью не только раскрывается пейзажная тема или тема любви к Родине. Через описание природы поэты передают свои глубокие философские размышления о смысле жизни, о законах бытия, о человеческом счастье.

Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отра­жающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, Лермонтов выступает и как наследник пушкинской традиции, и как поле­мист.

II. Главная часть

1. Поэт-пророк в одноименных стихотворениях Пушкина и Лермонтова.

5. Как для Пушкина, так и для Лермонтова, единственным прибежищем поэта является природа. Во взаимоотношениях с нею поэта у Пушкина и Лермонтова прослеживаются как чер­ты сходства, так и различия.

Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.

Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.

Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:

За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…

Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.

Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес…

Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.

И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…

Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение. Но сегодня хотелось бы поговорить о другой теме – о природе и об особенностях ее отображения в их лирике.

Любая тема, какое бы выражение она ни находила, неразрывно связана с судьбой автора. Оба поэта прожили недолгую жизнь, но время наложило неизгладимый отпечаток на их творчество. И сколь несхоже оказалось это влияние! Юность Пушкина пришлась на период революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей, расцвет свободомыслия и вольных мечтаний. Юность Лермонтова – на режим николаевской реакции, жесточайшие репрессии любой вольной мысли. И если Пушкина время впоследствии несколько (а затем и значительно) охладило, то Лермонтова лишь заставило утвердиться в мрачных своих взглядах на жизнь. И хотя во многом Лермонтов является продолжателем пушкинских традиций, его поэзия глубоко трагична, а разочарование в надеждах юности придает ей оттенок безысходности.

У Пушкина многие, особенно ранние стихи наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле – и его пейзажи расцвечены яркими красками, природа ликует и цветет вместе с ним. У Лермонтова же тема одиночества прослеживается повсюду. Лермонтовский герой одинок, он ищет – и не находит в чужом краю неведомое "что-то". И если природа родственна для его лирического героя, то родственна не просто, а в противовес людям и окружающему. Яркий пример этого мы видим в поэме "Мцыри". В описаниях природы у Лермонтова преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края.

Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: "из годовых времен, я рад лишь ей одной". Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: "прекрасное природы увяданье", "в багрец и золото одетые леса". Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Его пейзаж радостен, и даже в унылости осени он видит не предвестье смерти, а торжество красоты.

Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова – свободная, романтическая стихия, но стихия грозная. Лермонтовскому лирическому герою зачастую приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В стихах он часто обращается к разными природным явлениям. Для него ветер в небесах – нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи,

Играй свободно в небесах

И освежи мне грудь и очи.

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении "Деревня" он говорит:

Я здесь от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить.

У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа.

Впрочем, в ранней лирике – например, в стихотворении "Утро на Кавказе", появляется и романтическое описание пейзажа – звезды, луна, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою

Вокруг лесистых гор туман ночной…

Вот на скале новорожденный луч

Родился вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там.

В изображении же Пушкина даже буря не выглядит угрожающе, а, скорей, по-домашнему. Вспомним несколько строчек:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Рисуется, вроде бы, мрачная картина – но кажется, что эти строчки читает глава семейства ребенку, сидящему у него на коленях. Ветер воет, вихри кружат, но в очаге горит огонь и, в общем-то, не страшно. У Пушкина – уют, у Лермонтова – бесприютность. И все же пейзажная лирика обоих поэтов показывает, что при всей разности подходов и мироощущения оба они во многом чувствовали себя детьми природы. Вот только Пушкин чувствовал себя ребенком обласканным, а Лермонтов – заброшенным.

Пушкин и природа

Сочинения

Тема природы в произведениях Пушкина является неотъемлемой частью его творческого наследия. Поэт не просто горячо любил пейзажи России, но и черпал в них силы и вдохновение для создания своих самых значительных произведений. Интересно отметить, что пушкинское восприятие природных красот может значительно отличается от такового у большинства людей.

Времена года

Тема природы в произведениях пушкина

Осенняя пора

Тема природы в творчестве пушкина

Также следует отметить, что Пушкин интересовался историей, сказками и мифами русского народа.

Природа в творчестве пушкина

Зимние месяцы

Известно, что Пушкин любил зиму, особенно активные развлечения — катание на санках и коньках, игры в снежки, а также прогулки на лошадях. Поэта привлекали зимние бури, однако с ещё большим вниманием Александр Сергеевич наблюдал за тем, как природа постепенно замирает и впадает в глубокий сон — чтобы через пару месяцев вновь ожить. Это просматривается в следующих отрывках его стихотворений:

Зима в творчестве пушкина

Весеннее настроение

Природа в стихах пушкина

Жаркое лето

Примеры в прозе

Имение Дубровского в произведениях пушкина

Характерно, что Пушкин, описывая дома богатых помещиков, очень подробно описывает различные материальные вещи, подчёркивая внешнюю красоту и роскошное убранство. Дом Дубровского значительно скромнее, однако описание природы здесь гораздо полнее и разнообразнее, что подчёркивает внутреннее благородство живущих здесь в сравнении с другими персонажами произведения.

Читайте также: