Сочинение тема и жучка

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по литературному чтению TËMA И ЖУЧКА

Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в да- лёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую по краю колодца, и сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет. Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувство одиночест- ва, бессилия, сознания гибели закрадывается в его душу. Он ясно видит, хотя инстинктивно не хочет смотреть, хочет забыть, что под его ногами. Его уже тянет туда, вниз, по этой гладкой, скользкой стене, — туда, где отчаянно визжит Жучка.

— Не надо бояться, не надо бояться! — говорит

он дрожащим от ужаса голосом. — Стыдно бояться! Трусы только боятся! Кто делает дурное, боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня и мама и пaпa за это похвалят. Пaпa на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни ка- пельки не страшно. Вот отдохну и полезу дальше, потом опять, опять отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу. Жучка рада будет, все будут удивляться, как я её вытащил.

Тёма говорит громко, у него голос крепнет, зву- чит энергичнее, твёрже, и наконец, успокоенный, он продолжает взбираться дальше.

Когда он снова чувствует, что начинает уставать,

он опять громко говорит себе:

— Теперь опять отдохну и потом опять полезу. А когда я вылезу и расскажу, как я смешно кричал сам на себя, все будут смеяться, и я тоже.

Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. Он делает последнее усилие, вылезает сам и вытаскивает Жучку.

(По Н. Гарнну-МнхаЙловскому)

1. Устно ответь на вопросы по тексту.

1) Как называется текст? Похож ли текст на рас- сказ, основанный на реальных событиях? Почему ты так решил?

2) Обрати внимание на построение текста. В тек- сте есть прямая речь. Вспомни, что такое прямая речь. К кому обращена прямая речь мальчика?

3) Выразительно прочитай текст. Подробно пере-

4) Как Тёма спасал Жучку? Опиши мальчика. Ка- кой он?

5) Обрати внимание на название текста. Почему текст так озаглавлен?

2. Письменно выполни задания к тексту.

Подбери слова по смыслу:

Тёма поднимает голову и видит (кого?) Жучка (какая?) Тёма делает (чТо?)

РАСШИРЯЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

3. Замени выделенное слово синонимом (более под- ходящим по смыслу).

Страх охватывает его. Страх его. Его уже тянет туда, вниз, по этой гладкой, скольэкой стене, туда где отчаянно визжит Жучка.

Его уже тянет туда, по стене, туда,

Жучка рада будет, все будут удивляться, как я её вытащил. Жучка будет, все будут

4. Продолжи предложения:

Страх. Чувство одиночества. Кто делает дурное.

5. Напиши сочинение.

1) Сочини рассказ об отважном поступке. Приду- май необычное название своему тексту.

2) Напиши начало рассказа (1—2 предложения),

основную часть. Постарайся использовать прямую речь. Вспомни, как оформляется прямая речь.

– (2)Жучка в старый колодец упала, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная.

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5) У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его. (26)Но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь дело сделано. (34)Силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н.Г. Гарину-Михайловскому*)

Ответственность – это значит быть готовым на всё ради кого-нибудь. Быть ответственным нелегко, потому что нужно преодолевать трудности и свои слабости. Именно в этом нас убеждают произведения художественной литературы.

Ответственность – обратная сторона любви, об этом часто не задумываются, но это истина, не требующая доказательств. Каждый из нас должен быть готов сделать всё ради кого-то, им прирученного. А безответственные оказажутся в пустыне одиночества, и будут находиться там, пока не поймут главный секрет: в жизни есть смысл, когда ты готов ради кого-то умереть.

— (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, — отвечает няня. — (З)Весь день, говорят, визжала, сердечная.

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

(8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

— (12)Я сейчас тебя вызволю, — кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна — самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

— (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца.

(32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (ЗЗ)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н. Гарину-Михайловскому)*

15.3 "Что такое природа?" Низамова Камилла (группа 2 уровня)

Что такое природа? Каждому знакомо это слово, но не каждый может четко объяснить, что оно обозначает. Для меня природа - это всё, что окружает нас, помогает нам оставаться здоровыми и обогащает наш внутренний мир.
В тексте Железнякова Валерку интересовало, почему собака выла каждый день. Когда он увидел хозяина собаки, то сразу спросил, отчего она лает , волнуясь, не плохо ли ей живётся (37-38 предложения). Это показывает, что чаще всего мы учимся заботиться о ком-то благодаря природным созданиям. Они дают нам те способности, которые понадобятся нам в будущем: умение заботиться и сострадать.
Кроме того, расскажу о том, как природа может положительно действовать на здоровье человека. Моя сестра часто и серьёзно болела в детстве. Врачи посоветовали нам ездить в места с более теплым климатом. И после нашей первой поездки сестра наконец смогла нормально дышать, стала меньше болеть, а все благодаря природе и лечебному воздуху.
Таким образом, можно понять, что природа - важная и нужная часть жизни каждого человека, она дарит нам здоровье и радость.

15.3 "Что такое природа?" Афанасьева Диана (группа 2 уровня)

Природа-это все прекрасное, окружающее нас. Она дает нам ресурсы для жизни, дарит гармонию и спокойствие. Каждому знакомо и привычно слово "природа", но не каждый может четко объяснить, что же это такое.
Для меня природа-это нечто, не созданное человеком, что дарит радость. Все природные создания, особенно животные, чувствуют инстинктивно намерения окружающих, будь то положительное или отрицательное отношение.
В тексте В. Железнякова собака чувствовала добрые намерения мальчика и с радостными визгами понеслась к нему, это мы видим в 17-19-ых предложениях.
Кроме того, расскажу о влиянии природы на меня. Мое настроение сильно зависит от погоды. Погода очень изменчивая, то солнце светит и поют птички, то льет сильный дождь и на улице не души. Я очень люблю осень, листья опадают с деревьев, как красочный дождь. Это, безусловно, поднимает мне настроение.
Таким образом, природа важна для каждого из нас, и мы должны ее беречь.








Видеоуроки

Казачий компонент

podarki

Меня зовут Елена Константиновна, я учитель русского языка и литературы, сертифицированный эксперт предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ. (Образование: Благовещенский государственный педагогический университет (2006). Сканы документов об образовании и повышении квалификации ). Опыт преподавания более 12 лет. Мои ученики успешно сдавали экзамены и поступали в ВУЗы г. Благовещенска и Дальнего Востока: БГПУ, АмГУ, ДальГАУ, ТОГУ и др.

Сайт предназначен для обобщения и распространения педагогического опыта в преподавании русского языка и литературы в классах с гендерной системой обучения .

Обязательно зарегистрируйтесь , чтобы получать новые видеоуроки, материалы и не пропустить подарки!

Открыт полный доступ к курсу

По вашим просьбам открыт раздел:

Вы можете прислать мне работу на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , я обязательно проверю ее, прокомментирую, опубликую на сайте.

По вашему желанию, сочинение может быть доступно для комментирования другими пользователями.

Пишите мне на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

По всем вопросам обращайтесь Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Конечно, служебные части речи не имеют такого явного и выраженного значения, как самостоятельные. Нельзя сказать, что они обозначают предмет или, например, признак. Но в то же время и вовсе бессмысленными их не назовешь. Они не только связывают части предложения, но и придают предложению дополнительное значение.

Союзы придают дополнительный оттенок смысла предложению.

Тёма – очень благовоспитанный мальчик, добрый, жалостливый. Для него очень важно быть уверенным в том, что тон поступает правильно. Вот и теперь он утешает и успокаивает себя тем, что напоминает о достоинстве своих действий.

Тёма пошел на очень храбрый и даже отчаянный поступок, чтобы спасти свою собачку. Он, еще не совсем выздоровевший, решился спуститься в заброшенный колодец, хотя и отдавал себе отчет, что это может оказаться опасной затеей. Тёма все же решается на опасную затею, потому что понимает: сама Жучка не выберется, она погибнет, если ее не достать.

В предложениях 4, 5 и 6 показано, как Тема лихорадочно обдумывает планы спасения собачки, засыпает с мыслями о ней и просыпается как раз в то время, когда надо идти к колодцу. Это означает, что все чувства и мысли мальчика направлены на помощь Жучке.

Тёме очень страшно спускаться в душный колодец, ему даже кажется, что он не сумеет сладить и сам тоже окажется пленником колодца. Но уверенность в том, что он делает благое дело, придает мальчику сил.

Слова из предложений 26-29 доказывают, что Тёма был уверен в правильности своих действий и это придавало ему веру в себя.

Природа – это все живое, что нас окружает. Конечно, неживая природа тоже бывает, но все же животные и растения в большей степени, мне кажется, вызывают нашу любовь. Например, собаки. Это наши добрые друзья, они помогают нас спастись от одиночества, помогут и в том случае, если нам угрожает опасность. Вот и в отрывке из произведения Гарина-Михайловского говорится о дружбе мальчика Темы и собачки Жучки. Тёма бросился на помощь своей любимице, несмотря на плохое самочувствие и опасность, он просто не мог оставить Жучку в беде.

Природа требует нашей заботы. Особенно это относится к домашним животным: без нас они пропадут!

Читайте также: