От прекрасной дамы к образу незнакомки сочинение

Обновлено: 03.07.2024

В лирике А.А. Блока особое место занимает тема любви. Во многих стихотворениях лирический герой выражает собственное отношение к возлюбленной. Однако ее образ со временем претерпевает ряд изменений. Как же это проявляется?

Таким образом, если сначала образ возлюбленной имеет божественные черты, то постепенно он начинает приближаться к образу земной девушки, затем отдаляется от того недосягаемого идеала, который первоначально воспевался А.А. Блоком, а после лирический герой и вовсе прощается с образом Прекрасной Дамы.

Образ Незнакомки и его развитие в творчестве А.А.Блока разных лет.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Александр Блок - один из самых талантливых поэтов русской поэзии Серебряного века. Во времена литературной деятельности он выражал свои взгляды через множество образов, антитез, иносказаний. С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. В его лирике символично всё, его творчество необычайно изящно и таинственно, пропитано образом ожидаемой, вечной, невозможной и осуществимой встречи. Поэзия Блока удивляет красотой слога, богатством метафор, глубоким содержанием. Отличительная особенность – сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного, все противоречит всему.

Образ Прекрасной Дамы в лирике Блока существует в ореоле таинственности и непостижимости. Она как туман и неуловимая дымка пронизывает все и вся. Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед нею как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тени

К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,

Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поет. Его не знаешь Ты.

Лирический герой цикла, двойник поэта —

Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.

Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд,

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:

С той поры, что ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя белая тень,

Запах белых цветов средь садов,

Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Герой с тревогой осознает, что не достигнет Девы – она так и осталась фантомом. В последующих стихотворениях появляется новая героиня. Она тоже идеал, но другой, сравнимый со звездой, падающей с небес на грешную землю. Прекрасная Дама – символ с бесконечным количеством значений, замещается в лирическом мире Блока фигурой Незнакомки. Романтический образ возлюбленной предстает трагическим в поэзии Блока. Идеал недоступен - это символ. Поэт ищет свою Даму в реальном мире. Однако, ни восторга, ни покоя, достижение цели не приносит, ибо обретение идеала невозможно.

Скажи, что делать мне с тобой —

Недостижимой и единственной,

Как вечер дымно-голубой?

. в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

Творчество Александра Блока приходится на первые два десятилетия XX века. Он был олицетворением "Серебряного века" русской поэзии. Его литературное наследие многогранное, разнообразное, лирическое. В его стихах много нежности, любви, таинственности. Центральной идеей, которая тонкой нитью проходит через все творчество поэта – это образ Прекрасной Дамы.

Всё творчество Блока можно разделить на три периода. И первый – это ода Женщине. Внеземной, космической. Это Вечная Весна, дарящая любовь, это Вечная Жена, трепетно заботящаяся о муже, это Вечная Надежда, дарующая чувство стремления двигаться вперёд к цели. Это Таинственная Дева, Владычица Судеб, Недосягаема Муза, что вдохновляет на творчество. Это божественное женское начало бытия.

С 1904 года в творчестве Блока проходят изменения. Начинается второй этап. Он также посвящен Женщине, но она уже земной. И от былого величия у неё осталась лишь таинственность. Вершиной этих изменений, становиться произведение "Незнакомка". Условно, это стихотворение можно разделить на две части. В первой описано реальный мир, загородный ресторанчик. Где каждый вечер происходит одно и то же. Пыльные улицы, скучные дачи, над крышами которых висит булочный крендель. Детский плачь, женский крик, и молодые парочки, гуляющие за шлагбаумом. Пьяницы, любители подолгу посидеть, выкрикивая тосты в ресторанчике, в котором не прочь опрокинуть стаканчик и сам герой.

Вторая часть начинается с появления Таинственной Дамы, которая любит сидеть у окна. Она прекрасна, хорошо сложена, у неё тонкая хрупка рука. Она одета в шелка, а на голове шляпа с траурными перьями. Лицо сокрыто вуалью. И пусть, её лица не видно, но она всё равно прекрасна. Наверное, в этом и есть суть человеческой натуры, и в особенности такой тонкой, как у поэта. Не видя всей картины целиком, дорисовать, дополнить ее своими мыслями, желаниями, чертами. Вложить в уста те речи, что нам хотелось бы услышать. Обрисовать так, как нам хотелось бы увидеть, придумать судьбу чужому человеку такой, какой бы нам хотелось прожить.

И вот она, Прекрасная Незнакомка, земная женщина, всё ещё способна быть музой для поэта, вдохновить его на полёт фантазии. Пускай она и не является Вечной Весной, Владычицей Судеб, но она способна тронуть душу и сердце поэта, заставить думать о себе, и ждать дни, лишь бы увидеть её хоть на одно мгновение.

Незнакомка – это угасающей отблеск образа Прекрасной Дамы раннего периода творчества А. Блока. Это уже не божественное начало, а вполне земное, таинственное, заставляющее разгадать загадку женщины, но не поклонятся вечной возрождающей силе женского начала.

Образ Незнакомки

Композиция

Композиция делится на две части. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль автора и изобразить контраст противоположностей. Первая часть (шесть катренов) живописует реалии пошлого низменного мира. Вторая (последующие семь катренов) — рассказывает нам о мире возвышенном, средоточии мечты Блока, которое кажется настолько тонким и недосягаемым, но в то же время, это единственное, что помогает герою спастись и не провалиться в глухую и мрачную пропасть окружающей его действительности. Эти два пространства настолько несовместимы, настолько параллельны, что кажется, одно из них — иллюзия или галлюцинации. Но в этом противопоставлении поэт хотел выразить свое стремление к чистой и беззаветной любви, которую не в силах запятнать даже самая безнравственная и пошлая реальность.

Главная идея

Тематика

Для воплощения драматичности внутренней борьбы автор использует приемы противопоставления или антитезы. Светлый романтический идеал противопоставляется суровой действительности. Этот конфликт типичен для романтического направления, в русло которого, как к истокам, возвращался поэт-символист.

Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.

Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.

Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.

Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.

Размер и жанр

История создания

Образ лирического героя

Незнакомка появляется неожиданно, наполняя светом потаенные уголки внутреннего мира героя. Она становится единственной отдушиной, помогая забыть об отравляющей его реальности и найти истинные идеалы, к которым следует стремиться.

Герой осознает, в его жизни не все потеряно, есть еще что-то, способное взволновать его каменное сердце. Но только он сам сможет помочь себе подняться со дна, только ему поручен ключ от сокровища его собственной души.

Средства художественной выразительности

Читайте также: