Сочинение своими словами региональный этап

Обновлено: 05.07.2024

На отборочном этапе чемпионата школьники 8–11-х классов и студенты среднего профобразования должны пройти мультимедийный тест на функциональную грамотность. Тех, кто успешно справится с заданиями, ждет региональный этап, где необходимо написать интересное сочинение на выбранную тему. Финал соревнований пройдет в феврале 2022 года в Москве .

Воспользоваться льготой на поступление в НИУ ВШЭ смогут выпускники школ 2022 года, которые сдадут ЕГЭ на минимальные баллы, требующиеся для зачисления на платные места выбранной образовательной программы. Участники также получат подарки от партнеров проекта.

Никита Анисимов , ректор Высшей школы экономики

На торжественной церемонии закрытия чемпионата в Культурном центре ВШЭ были объявлены имена 73 победителей и призеров, которые, помимо ценных подарков, получат дополнительные баллы при поступлении в 14 вузов-партнеров. 10 победителей в этом году смогут поступить в ВШЭ на места за счет средств университета.

Первый этап чемпионата состоялся 15-19 января 2021 г. в онлайн-формате. Участники решали мультимедийный тест по выбранному направлению: интерпретировали мемы, смотрели видео и анализировали рецензии разных авторов.

До 15 ноября ученики 9-11 классов могут зарегистрироваться на онлайн-этап чемпионата, который пройдет в формате мультимедийного теста в личном кабинете участника. Чемпионат сочинений – это не типичная олимпиада или проверка на грамотность в рамках школьной программы. Задания не требуют специальной подготовки по типовым заданиям. Участникам необходимо просто рассказать о том, что им интересно, своими словами.

На торжественной церемонии закрытия чемпионата в Культурном центре ВШЭ были объявлены имена 73 победителей и призеров, которые, помимо ценных подарков, получат дополнительные баллы при поступлении в 14 вузов-партнеров. 10 победителей в этом году смогут поступить в ВШЭ на места за счет средств университета.

Приветствие участникам церемонии направил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, заместитель председателя попечительского совета чемпионата.

Чемпионат сочинений проводился при поддержке РАН, и ее президент Александр Сергеев возглавлял попечительский совет.


Больше всего участников чемпионата писали сочинения на гуманитарные темы, в тройку самых популярных направлений также вошли художественное и экономико-правовое. Как отметил ректор ВШЭ, член попечительского совета чемпионата Ярослав Кузьминов, организаторы будут работать над тем, чтобы в следующие годы возрос интерес участников к направлениям, связанным с технологиями и естественными науками. Именно там налицо серьезный вызов, связанный с давлением английского языка (при всей его необходимости) и новой вульгарной латыни.


Для организации и проведения чемпионата в Вышке была создана проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам. Ее возглавил доцент факультета гуманитарных наук Михаил Павловец – председатель экспертного жюри.



По мнению председателя оргкомитета чемпионата, профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна Александра Архангельского, современный текст сохраняет изначально присущую ему природу, но изменилась жизнь текста. Он перестал существовать только на страницах книг, газет и даже на экранах, граница между звучащим, письменным, обдумываемым словом тоже начинает постепенно стираться – это и есть мультимедийный мир. Высказываться – значит превращать слово в образ, словесный, звуковой и визуальный, и эти разновидности не противопоставляются друг другу. Именно поэтому отборочный этап чемпионата проходил в формате мультимедийного теста с мемами, видео и разными форматами заданий по выбранному участником направлению.


В чемпионате приняли участие более 10 тыс. школьников из 84 регионов России и 15 стран. На региональный этап прошли около 1,6 тыс. человек – они писали сочинения по одному из девяти направлений. Тему можно было выбрать самостоятельно, но задания были сформулированы в виде необычных жанров: кто-то писал текст для выступления перед депутатами, кто-то – перед сотрудниками ЖЭКа, а кто-то – в виде плана публичной лекции. Региональный и финальный этапы были объединены двухнедельным онлайн-марафоном с ежедневными лекциями, дискуссиями и развлекательными событиями.

В финале за победу боролись 184 ученика 9-11 классов из 47 регионов России. 73 человека стали победителями и призерами.

2 (1).jpg

  • Естествознание
  • Инженерия
  • Искусствоведение и культурология
  • История
  • Лингвистика
  • Математика и физика
  • Медиа и журналистика
  • Медицина
  • Общество
  • Педагогика
  • Политика и право
  • Программирование и ИТ
  • Психология
  • Спорт
  • Филология
  • Экономика и бизнес

Участники, набравшие достаточное количество баллов на отборочном этапе, будут допущены на региональный этап. Им предстоит написать сочинение на самостоятельно выбранную тему. На финальный этап, состоящий из двух туров — командного и индивидуального, пройдут авторы самых успешных сочинений.

Для участия во Всероссийском чемпионате сочинений необходимо:

— до 23:59 20 октября по московскому времени зарегистрироваться на сайте,


28 февраля 2021 года при участии президента РАН Александра Сергеева и ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова в культурном центре НИУ ВШЭ прошла церемония закрытия чемпионата. Статистика ВЧС такова: из 31 тыс. зарегистрировавшихся онлайн до отборочного этапа дошли 10,5 тыс. человек (что очень неплохой показатель для мероприятия, проводимого в первый раз); примерно 1600 были допущены до регионального этапа (планировавшееся изначально проведение этого тура на базе 14 столичных и региональных вузов-партнеров пришлось перенести по известным причинам в онлайн — как и финал).

Александр Сергеев и Ярослав Кузьминов

Наконец, 186 победителей регионального этапа встретились в финале, где и были определены победители и призеры состязания — они получили дополнительные баллы для поступления в выбранный ими вуз (из числа партнерских), а также разные бонусы.

Идеологи и организаторы ВЧС осознавали, что им предстоит проскочить между Сциллой так называемого итогового сочинения, которое все выпускники вот уже шесть лет пишут в декабре, и Харибдой многочисленных олимпиад — прежде всего Всеросом, на которые рекрутируются самые активные и амбициозные школьники, рассчитывая с их помощью прорваться в желанные вузы.

Проверка 10 500 письменных работ требует довольно внушительных и человеческих, и материальных ресурсов, поэтому для отборочного тура нужно было придумать другое испытание — в виде теста, причем такого, чтобы проверка могла быть автоматизированной. Под руководством своих преподавателей студенты из лаборатории развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ разработали особые тесты — проверяющие не обычную орфографическую грамотность, но грамотность функциональную: умение читать, понимать текст; различать посыл автора, с каким он дает ту или иную информацию; выявлять когнитивные искажения и т. п.

Михаил Павловец, Екатерина Асонова, Александр Архангельский, Данил Фёдоровых

Отдельная история — реакция участников на неудачу: как только были объявлены результаты тура, социальные сети взорвались. Победители осыпали организаторов благодарностями и восторгами, а вот не прошедшие в следующий круг разделились на тех, кто стоически принял свой проигрыш, и тех, кто отнесся к нему очень болезненно. Вполне резонные вопросы и даже замечания перемежались обвинениями и клятвами никогда больше не иметь дела с ВЧС: выяснилось, что многие школьники не умеют адекватно относиться ни к самим испытаниям такого рода, ни — особенно — к своему проигрышу, и это тоже вызов для системы образования.

У ряда претензий была объективная основа: один из самых трудных аспектов любой олимпиады — оценивание работ и его критерии. Если максимально формализовать критерии, как в ЕГЭ, от сомнений в объективности оценки всё равно не уклониться, но в нагрузку получишь вскоре еще и предельно формализованные, однотипные работы, за которыми трудно разглядеть индивидуальность автора. И главное — потеряешь работы, может быть угловатые и даже не совсем ловкие с точки зрения их исполнения, но безусловно несущие печать талантливости: слишком уж неформализуема эта печать.

Наталья Павлова, одна из организаторов ВЧС

Но есть надежда, что ВЧС продолжится в следующие годы, что его разработчики и организаторы исполнят свою мечту менять формат заданий ежегодно, ускользнув из цепких лап репетиторских институций, что для школьников ВЧС станет альтернативой более привычным и уже начинающим наскучивать традиционным олимпиадным формам, а для школ — одновременно вызовом и источником знания о том, куда неизбежно будет двигаться наше образование.

Читайте также: