Виды сочинений сочинение по картине

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ОСНОВНОЙ ВИД РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Основные задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе – формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, интенсификации устной и письменной культуры речи учащихся.
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы, а в первую очередь одним из основных направлений курса обучения русскому языку. Это многоаспектная и комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Сочинения по картине делятся на три основных вида:

- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

- повествовательные сочинения по одной картине, где дается один момент сюжета, толчок для воображения учащегося;

При выборе картины для сочинения учитель должен учитывать цель работы, возрастные особенности учащихся, степень их подготовленности к ее восприятию. Картина должна быть ценной по художественному содержанию и предельно четкой по композиции. Нужно учитывать, какие умения поможет сформировать работа по картине у школьников, каким видам сочинений можно учить, используя определенный жанр живописи.

Важно, чтобы сочинения по картине занимали определенное место в общей системе письменных работ и отнюдь не были случайными.

Среди жанров живописи пейзаж – изображение природы, её явлений – вызывает наибольший интерес школьников. По–видимому, это объясняется тем, что любовь человека к природе естественна и безгранична.

Описание внешности – важное коммуникативное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в беллетристике и публицистике.

Вместе с тем известно, что описательный тип речи является наиболее трудным для учащихся, поскольку создание текста – описания требует аналитического подхода к объекту речи: необходимо выявить одномоментные признаки или свойства предмета, состояние субъекта, его качественные характеристики в определенный момент действия, определить их значимость и порядок изложения. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему.

Создание текста на основе восприятия картины – портрета имеет свои несомненные достоинства: живописный портрет представляет учащимся готовый материал, осмысленный и обобщенный художником в соответствии с замыслом произведения, что освобождает их от необходимости самостоятельно собирать материал. Задача учащихся в этом случае состоит в том, чтоб перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне. Картина (портрет), выступая как объект речи, не только помогает школьникам в передаче содержания и формы изображенного, но и подсказывает тип речи – описание.

Кроме того, учащимся можно предложить различные виды упражнений, направленных на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности:

- сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и картины;
- сравнение основного настроения картины и музыкального произведения;

- сравнение картин, сходных или контрастных по настроению;

- сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах; Их цель – развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений.

Очень важно, чтобы, воспринимая живописные полотна, школьники овладевали некоторыми искусствоведческими понятиями, расширяли свой кругозор на основе соответствующих теме картины текстов. Такой подход уводит от старых, традиционных, часто примитивных решений при обучении написанию сочинения по картине.

Организуя работу по картине, учителю необходимо учитывать общедидактические принципы работы с произведением искусства:

1. Предоставление ученику права на собственное суждение о произведении искусства. Каждый понимает мир, и другого человека (в данном случае художника) по – своему, в зависимости от жизненного опыта, духовного мира, образовательного уровня. Многообразие различных толкований приблизит школьников к более полному постижению многозначности художественного образа.

Надо помнить, что эффективность описания картины зависит от правильно организованной работы, от последовательности этапов:

1. Ознакомительный этап: выяснение темы, сюжета, характера, настроения, состояния изображаемого.

2. Познавательный этап: внимание обращено на усвоение специфического языка живописи, на отдельные компоненты, организующие художественную ткань произведения.

3. Этап развития ассоциативного мышления, способности человека приобщиться к эмоциональной жизни другого.

4. Этап развития творческих способностей учащихся. На этом этапе особенно значительна роль учительского внимания к интересам и возможностям воспитанников.

Знание этапов работы по картине помогает правильно составить план урока, который, в основном, строится по следующей схеме:

1. Вступительное слово учителя о целях и содержании работы.

2. Пробуждение интереса к произведениям живописи (рассказ о художнике, истории создания картины, актуализация прежних знаний).

3. Самостоятельное рассмотрение картины.

4. Беседа по картине.

5. Словарная работа.

6. Систематизация рабочих материалов.

7. Составление плана описания картины.

8. Устное описание картины или анализ одного сочинения (предупреждение ошибок в будущей работе обучаемых).

9. Различные виды письменных работ по картине (сочинение – интервью, описание картины, составление рассказа, письмо другу о картине, сочинение в жанре дневников, записей и т.д.).

Можно изменить эту схему, включить в нее чтение стихов, отрывков из художественного произведения, написание диктантов, содержание которых поможет школьнику правильно понять и оценить картину.

1. Что ты знаешь об авторе картины?

2. Что ты знаешь о создании картины?

3. С какими событиями связано содержание сюжета картины?

4. Почему, по–твоему, автор обратился к данному сюжету? Какие мысли и чувства хотел выразить?

1. Что изображено на переднем плане картины?

2. Кто главный ее герой?

3. Место, которое занимает главный герой. Какова его поза?

4. Сколько герою лет?

5. Какие детали внешности героя выделяет автор?

6. Что можно сказать о выражении его лица.

7. Какие чувства испытывает герой.

8. Каково отношение автора к своему герою.

9. Кто еще изображен на картине, какова их роль.

10. Почему так названа картина?

1. Что ты можешь сказать о композиции картины, как она помогает раскрыть замысел автора?

2. Что изображено на заднем плане картины?

3. Что связывает все изображенное художником в одно композиционное целое?

4. Что ты можешь сказать о колорите картины?

5. Какую роль играет пейзаж?

1. Какое впечатление производит картина?

2. Какое высказывание о ней тебе удалось найти? Согласен ли ты с ними?

Подробный и грамотно составленный план по картине – это залог успеха при составлении связного высказывания. Примерный план сочинения по картине может выглядеть так:

Сведения об авторе и картине.

Первое впечатление от картины.

Характеристика темы картины.

II . Описание картины:

1. Содержание (передний, средний, задний планы).

3. Портретная характеристика героя (героев):

а) анализ деталей портрета.

4. Характеристика средств эмоциональной выразительности, цветовой гаммы.

5. Идея произведения.

Ваше отношение к картине.

Связь темы картины с современностью.

Что нового открыла вам картина?

Эффективной помощью обучаемым является также предоставление им готовых лексических и грамматических кодов языка, в частности моделей словосочетаний и грамматических основ предложений, которые позволяют успешно влиять на становление и развитие синтаксического строя речи школьников в языковом пространстве искусства.

В заключение хочу сказать, что в системе работы учителя – русиста, призванного развивать коммуникативно – речевые умения школьников, не все легко и просто. Однако любовь к предмету, лингводидактическая эрудиция, настойчивость в деле достижения поставленной цели помогут ему выполнить возложенную на него почетную задачу.

Ахмадуллина Ф.Ю. Работа по картине в татарской школе.- Казань: Магариф, 2000

Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи уч-ся. – М.: Просвещение, 1975.

Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей.- Новосибирск: Детская литература, 1999

Использование на уроках русского языка и литературы произведений живописи развивает учащихся в эстетическом отношении, будит творческую мысль, учит понимать и передавать словами содержание картин. Это в свою очередь повышает интерес учащихся к изучению русского языка, способствует активизации учебного процесса.

Картина (или рисунок) в процессе обучения русскому языку может быть использована в различных целях.

Наиболее эффективным видом работы по произведениям живописи являются сочинение.

Виды сочинения по картинам разнообразны.

Сочинение с грамматическим заданием . В процессе разбора содержания картины учитель акцентирует внимание учащихся на изучаемом в данный период грамматическом материале. Если, например, необходимо активизировать в речи учащихся глаголы, то больше внимания при разборе уделяется поступкам персонажей.

Употребление требуемой части речи, нужной грамматической формы или синтаксической конструкции станет сознательным, если учитель обратит на это внимание учеников. Необходимо избегать узких грамматических тем, не следует ориентировать учащихся на предельное насыщение письменной работы требуемые конструкциями, так как это приведет к стилистическим неточностям.

Творческое сочинение. Работая над творческими сочинениями по картине, школьники приобретают навыки в правильном изложении своих мыслей, у них появляется стремление найти нужные, точные слова, а это развивает речь.

Наиболее простым видом творческих сочинений по картине является сочинение – описание. Задание заключаются в том, чтобы учащиеся описывали то, что видят на картине, не объясняя взаимосвязей между ее компонентами и не давая характеристики ее художественных достоинств.

Анализ работы состояло в следующем. В начале беседы было кратно сказано об ее авторе – известном художнике – пейзажисте, на чьих полотнах предстает величавая природа России.

В процессе беседы ставились следующие вопросы:

  1. Какое время года изображено на картине? Докажи.
  2. Какой момент утра показан художником?
  3. Каким изображено небо?
  4. Что мы видим на переднем плане картины?
  5. Какой показана река?
  6. Что мы видим на заднем плане картины?
  7. Какие литературные произведения вспоминаются при рассмотрении этой картины?
  8. Какие строки из стихотворения И.С. Никитина можно подписать под этой картиной?

Одновременно составлялись рабочие материалы к сочинению. Вот пример таких материалов.

  1. Лето ( свежая зелень, изумрудная трава, зеленые листья деревьев, темно – зеленые верхушки ).
  2. Раннее утро ( предрассветная тишина, серебристая роса, стелется туман ).
  3. Небо ( чуть розовеющее на востоке, легкая дымка тумана, пелена облаков заволокла ).
  4. Левый берег ( вьется тропинка, еле заметна, стройный камыш ).
  5. Река ( неподвижная, зеркальная гладь, темно-синяя, прозрачная, отражение ).
  6. Правый берег ( стена густого леса, отдельные деревья, золотые блики, синеет вдали, освещены восходящим солнцем ).

После этого был составлен план, по которому учащиеся писали сочинение, используя рабочие материалы.

Повествовательно-описательные сочинения. В содержания такого сочинения должны входить предыстория того, что изображено на картине, а также описание изображенной ситуации и события, которые могут последовать. Учащиеся, опираясь на изображенную, на картине ситуацию, должны творчески осмыслить сюжет, представить себя участниками событий.

Сочинения инсценировки. В сочинениях данного типа сюжет картины используется для передачи ее содержания в форме разговора действующих лиц. Такое сочинение целесообразно писать по следующему плану:

  1. Предыстория события, изображенного на картине.
  2. Место действия, действующие лица.
  3. Разговор действующих лиц (основная часть сочинения).
  4. Последующая сочинения.

Сочинения-инсценировки, к сожалению, очень редко практикуются в школе, хотя именно такая работа, предполагающая устный диалог, составленный по сюжету диалог, составленный по сюжету картины, способствует развитию навыков диалогической речи, а также закреплению интонационных навыков.

Затем проводится разбор содержания картины с использованием опорных слов по следующим вопросам:

  1. Где и когда происходят события, изображенные на картине?
  2. В каком районе города происходят события?
  3. Кто собрался на улице и для чего? Что они несут?
  4. Кто это в плаще и с дубинкой?
  5. Кто направляет полицейского, указывая ему на демонстрантов? Кто изображен на переднем плане картины? Чьи это дети, как они одеты? Давайте дадим им имена. ( Имена французских детей записываются на доске: Марсель, Жан, Пьер, Жак, Жорж .)
  6. Что делают дети, для чего?
  7. Что хотел сказать художник Ф.П. Решетников этой картиной, какова ее идея?

Завершается подготовка к сочинению коллективным составлением плана, он записываются на доске и в тетрадях:

  1. Когда и где происходит действие?
  2. Демонстрация рабочих в защиту мира.
  3. Появление полицейских.
  4. Что решили пятеро юных друзей?
  5. Что они сделали и как?
  6. Надпись на стене зовет к борьбе за мир.

Учащимся предлагается также подумать, о чем могут говорить между собой мальчики, и составить диалог; при устном рассказе по плану четвертой и пятой пункты предлагается передать в виде диалога.

Сочинение по картине

Сочинение по картине является распространенным типом работы для студентов и школьником, которое вам, вероятно, будет предложено сделать в классе.

Структура написания сочинения по картине

Прежде чем приступить к написанию своего сочинения, убедитесь, что вы понимаете детали задания, чтобы знать, как подходить к сочинению . После того, как вы выбрали тему, проведите некоторое исследование и сузьте основные аргументы, которые вы хотели бы привести. Оттуда вам нужно написать план и конкретизировать ваше сочинение, которое должно состоять из введения, тела и заключения.

После того, как ваше сочинение составлено, потратьте некоторое время на его пересмотр, чтобы убедиться в том, что вы написали максимально понятным языком.

Живопись, в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.

Пейзаж - это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.

Портрет - один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.

Вам пригодятся термины:

  1. Живопись – создание художественных образов красками.
  2. Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги.
  3. Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром.
  4. Колорит – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения.
  5. Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль.
  6. Облик – внешний вид, очертание, наружность.
  7. Отблеск – сияние отражённого света.
  8. План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
  9. Свет - поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи.
  10. Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении.
  11. Цвет – цветовой фон или окраска.
  12. Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.

План написания сочинения по картине

  1. Жанр картины.
  2. Кто и что изображены.
  3. Настроение, вызываемое этим произведением.
  4. Основные микротемы картины.
  5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит)
  6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Более подробный план:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите её тему.
  2. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём).
  3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане.
  4. Опишите ситуацию, изображённую на картине.
  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д.
  6. Выразите своё отношение к герою, к картине.
  7. Опишите чувства, которые у вас вызывает картина.
  8. Составьте план описания картины.
  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

Начните с просмотра изображения издалека:

  • Определите, что является предметом там, где фокус
  • Наблюдайте за кадрированием, находится ли объект в центре внимания или он расположен с одной стороны
  • Ищите, где контраст больше всего, потому что это будет значительная часть истории, рассказываемой картиной
  • Обратите внимание на фон, это предисловие к теме

Теперь изучите информацию по картине:

  • Если субъект является узнаваемым объектом из нашей физической реальности, посмотрите его и его историю
  • (В случае картин / рисунков) Оцените, насколько близко объект напоминает реальную вещь, что может дать больше подсказок о том, как художник хотел передать свое понимание предмета.
  • Для фотографий обращайте больше внимания на фон, потому что он представляет момент во времени и пространстве
  • Если субъектом является человек или любое живое существо, сфокусируйтесь на его лице и положении рук, они представляют эмоции и действие.

ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно

  1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитайте статью об её авторе.
  2. Постарайтесь понять настроение, которое передал художник.
  3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
  4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавите его. Составьте план.
  5. Соберите материал по картине.
  6. Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
  7. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.

Из всего вышесказанного у вас должно было сложиться собственное впечатление о представлении изображения художником / фотографом, которое оставляет вас открытым для собственного заключения о том, как вы себя чувствовали, анализируя картину.

Надеюсь, моя статья помогла а чуть ниже примеры и образцы готовых сочинений по картинам!

Пример сочинения по картине

Сочинение по картине

Подбор материала к сочинению:

  • Передний план: крыльцо ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом;
  • Описание девочки: в бело-розовом платьице, в тапочках, отороченных мехом; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг;
  • Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках;
  • Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом;
  • Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле;
  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины
  4. Моё отношение к картине.
Пример сочинения №1

Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег. Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься.

Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежинки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов. Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее. Мне понравилась в картине красота зимнего утра.

Пример сочинения №2

На картине А. А. Пластова изображено, как падает первый снег. Завороженно и удивлённо наблюдают за этим дети. Как хороша русская зима!

На переднем плане картины крыльцо деревенского дома. Рядом с домом большая старая раскидистая берёза. Она покрыта снегом, как белой шубой.

На крыльце стоят мальчик и девочка. Мальчик стоит уже давно. Он одет по-зимнему: в шапку-ушанку, в пальто, с меховым воротником и валенки. Он смотрит на снег и о чём-то мечтает. А девочка одета в бело-розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом, лёгкий платок. Она наблюдает за снегом с удивлением, с радостью, с восторгом. Падают белые пушистые снежинки. Они летят плавно, порхают, падают на землю мохнатыми хлопьями.

Снег укрыл землю белоснежным ковром. И этот наряд очень к лицу земле. Когда я смотрю на картину, у меня хорошее, праздничное настроение. Мне понравилось, как А.А.Пластов показал радость и изумление детей при виде первого снега.

Автор: Голубева Людмила Евгеньевна

Организация: ГБОУ школа №468

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

Известно, что сочинения по картине проводятся во всех классах. Перед учителем стоят непростые задачи: научить учащихся понимать содержание картины, видеть ее художественные достоинства и, конечно, создавать сочинение. При описании картины необходимо научить выделять главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности. Одним словом, дети должны знать, о чем писать, как писать, в каком порядке писать.

В любом случае успех написания сочинения учащимися во многом зависит от того, как осуществлялась подготовка на уроке. Попробуем рассмотреть некоторые этапы работы.

  1. 1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
  2. 1. Вступительное слово учителя или подготовленных учащихся о художнике, его творческом пути.

4.Словарная работа
5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения

( в зависимости от подготовленности класса).
6. Образцы высказывания (искусствоведческий текст; текст, составленный учителем; устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися или учителем).
7. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

  1. Анализ сочинений учащихся. Указание на находки и недостатки. Работа над допущенными ошибками.

Очень важно, чтобы учитель сам внимательно рассмотрел картину, определил ее тему, идейное содержание, выявил, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Во вступительном слове педагог или подготовленный ученик дает информацию о художнике, рассказывает о том, как мастер работал над созданием картин, представляет галерею его произведений, наконец, знакомит с картиной, которую учащиеся будут рассматривать на уроке.

Следует помнить, что цель анализа картины – углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы. Анализ картины осуществляется в ходе беседы. Причем приемы ведения беседы по картине имеют свои особенности, связанные со спецификой произведения искусства, которая выражается в том, что учитель должен анализировать картину в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых - помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения. Например, рассматривая сюжетную картину, учитель может задать следующие вопросы: Что изображено на картине? Где и в какое время происходит действие? Что можно сказать о героях, изображенных на картине?

Передавая содержание картины, учащиеся называют много глаголов, обозначающих действия, состояние героев картины. Эти глаголы в процессе беседы записываются на доске, а позже обязательно употребляются при составлении устного рассказа.

Важным является и этап составления плана высказывания по картине. Эту работу можно проводить как коллективно, так и самостоятельно. Но на начальном этапе лучше использовать коллективное составление сначала простого плана, а затем сложного. При этом учитывать жанр сочинения, потому что план предопределяет тип и стиль предстоящего высказывания. Составление плана является обязательным элементом урока развития речи с описанием картины, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к написанию собственного речевого произведения. Можно разрешить ученикам изменить план по своему усмотрению, внести в него новые пункты.
Обязательно при подготовке к написанию сочинения-описания картины следует показать образец высказывания, им может быть искусствоведческий текст. А можно использовать созданный учителем текст или готовые тексты из учебника (если есть), устный рассказ одного из учащихся. Важно, чтобы при подборе текста к рассматриваемой на уроке картине соблюдались следующие требования: доступность, информативность, художественная и эстетическая ценность, композиционная завершенность; жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи; объем текста (в соответствии с возрастными возможностями учащихся и условиями урока).

Считаю: данная методика работы над сочинениями по картине эффективна. Она способствует как повышению уровня развития речи учащихся, так и их общей культуры.

Сочинения по серии картин проводятся в 1-2-м классах, поскольку оно легче. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы.

Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после момента, запечатленного на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

  • середине или концу;
  • написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;
  • упражнения комплексного характера.

План сочинения по картине в 1,2,3,4 классе:

Последовательность анализа картины может отличаться в зависимости от особенностей самой картины, целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.

Примерный план сочинения по картине 5,6,7,8,9 класс:

  1. Биографические сведения
  2. Анализ картины:
  • На первых этапах работы над анализом картины иногда используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон); средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, нахождение этого центра; верх картины (фон, небо).
  • жанр картины;
  • ее предметное содержание (кто или что изображено);
  • настроение, вызываемое этим произведением изобразительного искусства;
  • основные микротемы картины;
  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.),
  • роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции.

Вспомогательные вопросы для анализа картины.

Время:
Какое время года изображено на картине?
Какой день изобразил художник на картине?

Название картины/жанр:
Почему художник дал такое название картине?
Как бы вы озаглавили эту картину?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?ъ
К какому жанру вы относите эту картину? Почему?

Фон, задний план, передний план, интерьер, главный герой:
Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?
Что вы видите на заднем плане картины?
На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и др.)?
Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?
Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Кто главный герой картины?
Что можно сказать о главном герое?
Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?
Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?
Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?
Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?
Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону. (героя)?
Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?
Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?

Цвет, свет, воздух:
Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает в картине?
Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?
Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла
художника?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?
Какой цвет вы считаете главным в картине?

Настроение картины, отношение к картине:
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение вызывает картина? Почему?

Авторский замысел, главная мысль:
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать.
Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?
Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?

Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:

Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на.
Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер).
Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.
Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.
Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к герою, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.

Упражнения на развитие воображения:

—Придумайте название картины. Сравните его с тем, которое дано художником.
—Составьте воображаемый диалог между действующими лицами картины.
—Составьте продолжение текста на основе эпизода, изображенного на картине.
Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных на картине, устно опишите их.
—Расскажите о событиях, которые могли предшествовать изображенному моменту на картине.
—Представьте себя в роли героев картины. Как бы вы действовали?
—Какой разговор мог состояться между вами?
—В роли какого героя ты хотел(а) бы оказаться? Почему?
Подобные упражнения постепенно готовят учащихся к составлению рассказа и сценария (ролевой игры) по картине.

Читайте также: