Сочинение сострадание по тексту лиханова

Обновлено: 05.07.2024

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (З)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.

(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь. (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.

(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:

— (15)Вон твоя комнатушка.

— (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (17)Каким златом-серебром?

— (18)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (19)Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.

— (23)Почему? — удивился Алексей.

(24)Тётя Груня строго на него поглядела.

— (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

15.2 Почему люди делают добро окружающим ? Байрамов Марсель (группа 2 уровня)

Почему люди делают добро окружающим ? У каждого свой ответ на этот вопрос. Кто-то совершает его с целью извлечь для себя выгоду ,а кто то -безвозмездно .
Именно так и поступала в тексте А .Леханова тетя Груня . Она ,ничего не требуя взамен,заботилась о раненых солдатах в госпитале "приговаривая какие-то словечки , . сказку волшебную рассказывая ".
Именно забота тети Груни помогла Алексею выжить. Ухаживая за ним ,она надеялась ,что где-то так же тепло относятся к её мужу и сыну .
Алексей был благодарен тети Груне за то, что она делала добро от чистого сердца .Ведь настоящее добро должно быть бескорыстным .Именно эта мысль и раскрывается в финале текста.

15.3 "Что такое сотрадание?" Салихов Камиль (группа 2 уровня)

К сожалению, многие стали забывать это. На мой взгляд, сострадание - это проявление заботы, желание помочь тому, кто в беде.

Тетя Груня из отрывка текста А.Лиханова способна на сотрадание. Работавшая в военном госпитале, она не могла оставаться равнодушной к раненым.. Она каждому помогала, чем могла, и надеялсь, что так же ухаживают где-нибудь за ее родными.

Также хочу привести пример из моей жизни.. Однажды я наступил на гвоздь и поранил ногу. Мои друзья сразу пришли мне на помощь и несли на себе до больницы. Они очень переживали за меня.
Таким образом, сотрадание является одним из важнейших качеств человека. Оно должно быть у каждого.


Задания Д C2 № 7761

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Л. Ю. Максимова:

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами российского лингвиста Л. Ю. Максимова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

— (7)Вы знаете, — заговорила начальница, — мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, — спросила, обращаясь к Коле, — метрика 1 , это ясно, а ещё что?

— (9)Ничего, — сказал он в смятении.

— (10)А ты очень хочешь найти маму?

(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

— (13)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше! (19)Не искать! — (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более. одинок. (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто.

— (24)Николай, ступай в машину, — улыбаясь, мягко попросил Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.

(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:

— (29)Вы как тут оказались?!

(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина — медсестра, наверное.

(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил:

— (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.

— (39)А вы чего-то хорошо живёте! — вдруг сказал Николай. — (40)Холодильники-морозильники, игрушки.

— (41)Как же, — ответила она, — к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? (46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

1 Метрика — свидетельство о рождении.


Задания Д2 № 465

1) Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.

2) Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.

3) Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждать три-четыре недели.

4) Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задания Д A2 № 466

1) выпустить из рук, дать упасть

2) покинуть, оставить

3) перестать что-то делать

4) быстро, небрежно произнести

1) выпустить из рук, дать упасть
2) покинуть, оставить
3) перестать что-то делать
4) быстро, небрежно произнести

Правильный ответ указан под номером 2.


Задания Д C2 № 482

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Шамфора.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

15.1 Абзацное членение текста – это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Анатолия Алексина.

Вводная часть в тексте представлена предложениями №1-3 и является отдельным абзацем, в котором перед читателем с первых строк повествования встают основные вопросы: зачем герои идут в дом ребёнка? что привело их сюда? Благодаря этому абзацу мы имеем возможность познакомиться с действующими лицами произведения и определить тему текста.

В истории о том, какое впечатление произвело на Николая посещение дома ребёнка, особым потрясением для героя стал детский крик. В 25-28 предложениях описывается комната, где рядами стоят детские кроватки, в них плачут младенцы, а рядом никого из взрослых нет. Коля сам брошенный, вот почему эта картина для него как удар в самое сердце. Автор объединяет этот рассказ в отдельный абзац.

Женщина, бросившая своего ребёнка, достойна осуждения. Общество, в котором создаются дома ребёнка, требует серьёзного лечения. В тексте Альберта Лиханова об этом говорится с нескрываемой болью: американцы готовы усыновлять наших детей, а мы. Где наше сострадание, где милосердие, о которых твердят на всех перекрёстках?

Люди спокойно проходят мимо плачущего ребёнка. В предложениях 26 – 27 (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно) перед нами ещё один пример равнодушия взрослых: работники не обращают внимания на детей – они привыкли к детскому плачу. Разве вырастут эти дети отзывчивыми, способными к сопереживанию? Вряд ли.

Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия.

15.3.Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, навер-ное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.

Женщина, бросившая своего ребёнка, достойна осуждения. Общество, в котором создаются дома ребёнка, требует серьёзного лечения. В тексте Альберта Лиханова об этом говорится с нескрываемой болью: американцы готовы усыновлять наших детей, а мы. Где наше сострадание, где милосердие, о которых твердят на всех перекрёстках?

Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком!

Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других? Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для сочинения:

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.

(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди – сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.

(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.

– (13)Вы! – крикнул я, дрожа от ненависти. – (14)Вы, гады! (15)Что делаете!

(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.

– (17)А! Генерал! – закривлялся он. – (18)Опять командуешь!

– (20)Генерал без войска!

(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

– (22)Прекратите! – заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.

(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…

(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте.

(36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

– (38)Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

Сочинение огэ на тему сострадание по тексту лиханова

Готовое сочинение 9.2:

Смысл финальной фразы текста Лиханова Альберта Анатольевича (“Я все видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!”) я понимаю так: главный герой совершил смелый поступок, когда не побоялся встать на защиту животного, над которым издевались старшеклассники. У мальчика доброе сердце, про это и говорит проходящий мимо человек.

В предложениях 12-15 мы видим, что герою жаль маленькую белку, в которую десять “здоровенных головорезов” кидали снежки. Мальчик не побоялся сделать им замечание.

В предложениях 26-31 ребята совсем обнаглели и стали кидать в белку комья земли и камни, после чего она упала, а на бетоне только осталось краснеть пятнышко. Тогда герой не испугался толпы и стал их всех раскидывать. Все это говорит о добросердечности мальчика, он вырастет неравнодушным к чужой беде человеком.

Таким образом, на примере смелого поступка рассказчика мы убедились, что доброта, отзывчивость, человечность делают наш мир лучше.

Сочинение – Мы часто говорим о том, в чём мы нуждаемся, но редко упоминаем то…

Почему любовь, доброта и милосердие должны являться постоянными ценностями при воспитании ребенка? Именно эту проблему ставит автор в предложенном для анализа тексте.

Эти примеры взаимосвязаны, они гармонично дополняют друг друга. В наше время не хватает любви к детям, и именно подвиг, совершенный Янушом Корчаком, напоминает нам о том, что любовь, доброта и милосердие не должны уходить на второй план.

Позиция автора ясна и понятна: мнимые ценности не должны вытеснять подлинные. Каждый, кто считает будто доброта и любовь малозначимые качества, будет показан результатом своих же действий.

Таким образом, мы видим, что любовь, доброта и милосердие должны быть постоянными ценностями в воспитании ребенка, поскольку именно данные качества являются одним из самых важных компонентов во взаимоотношениях между людьми.

Отрывок из текста Лиханова: (1) Мы часто говорим о том, в чём мы нуждаемся, но редко упоминаем то, чего нам не хватает в самом деле. (2) Не хватает нам любви к детям.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1) Чего нам так не хватает?

(2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

(27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

(28)Мера эта − смерть.

(29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.

Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно. Перед нами художественно-биографический текст, построенный на контрасте. Отношение к людям Януша Корчака противопоставлено тому, как относятся друг к другу все остальные люди. Анализ связи можно было выстроить методом "разведения примеров": ЛЮДИ строят взаимоотношения, пренебрегая прекрасными человеческими качествами, на первый план выдвигая служебные обязанности. ЯНУШ КОРЧАК главным в жизни считал любовь к человеку, любовь к детям. Это чувство для педагога - начало начал. Такой подход к анализу взаимосвязи сделает комментарий глубже, убедительнее, серьезнее.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Не хватило микровывода, получился резкий переход к заключению. Поработайте над этим.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Размышляя над этой проблемой, автор приводит пример с родительской любовью, которая по мнению Лиханова должна быть искренней и превосходить уровень одного лишь воспроизводства.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, душевная красота – самое важное в человеке, поэтому люди не должны забывать про те светлые чувства, которые и делают человека человеком.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Размышляя над этой проблемой, автор приводит пример с родительской любовью, которая по мнению Лиханова должна быть искренней и превосходить уровень одного лишь воспроизводства.
Таким образом, очень важно проявлять доброту и сострадание к окружающим, оставаться со светлым сердцем даже в самые тяжёлые дни.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи и речевым оформлением текста. Удачи!

Читайте также: