Фольклорные традиции в творчестве есенина сочинение

Обновлено: 08.07.2024

В основе народного творчества всегда лежат песенные мотивы. Точно так же и в основе лирики Есенина лежат народные песни, частушки, запевки:

Звоны резки, звоны гулки,

Бубенцам в шлее не счет.

А как гаркну на прогулке,

Выбегает весь народ.

Выйдут парни, выйдут девки

Славить зимни вечера,

Не смолкают до утра.

В есенинской лирике словно находят вторую жизнь постепенно уходящие и вытесняющиеся народные песни, столь любимые рус­скими людьми. Родными и знакомыми с ранних лет слышатся во­сторженные слова:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Сторона ль моя, сторонка,

Только лес, да посолонка.

Да заречная коса…

И песня эта очень похожа на народные:

Полоса ли моя, да полосонька.

Полоса ль моя, да не паханная,

Не пахана, не боронена!

Ты полынушка, полынка.

Полынь, травка горькая!

Ты, дуброва моя, дубровушка,

Ты, дуброва моя, зеленая…

Любовь к народным традициям, к русскому фольклору нераз­рывно связана с нравственными идеалами поэта — любовью к роди­не, к простому народу, с понятием о чести, достоинстве, долге.

Именно в религии, в песнях, в церковных праздниках Есенин видел отражение самой русской души. Традиции и обряды, пере­дававшиеся из поколения в поколение, были для него воплощением истории и жизни родного народа:

Проходили калики деревнями,

Выпивали под окнами квасу.

У церквей, пред затворами древними

Поклонялись пречистому Спасу…

А образ русской деревни часто становится для автора воплоще­нием настоящего рая на земле. Следует отметить, что православные образы в лирике Есенина органично переплетаются с языческой славянской мифологией и фольклорными началами. И это вполне естественно, поскольку и сама народная лирика — обрядовые пес­нопения, частушки, лирические песни — несла на себе отпечаток этой славянской языческой мифологии.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

К какому стихотворению поэта ни обратишься, в каждом можно увидеть отголоски народных мотивов.

Фольклорные черты хранят созданные автором образы молодых деревенских девушек и парубков, крестьян, вдов и матерей, стран­ников и странниц:

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле…

«…Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Благодаря сравнениям, метафорам, иносказаниям, символичным цветообозначениям, произведения Есенина напоминают нам люби­мые с детства народные песни и сказки.

Древнейшее значение красного цвета — красота, любовь, полно­та жизни. Этим символом передается отношение автора к происхо­дящему, душа его переполняется любовью к миру, к страннице.

Голубой и синий — это любимые есенинские цвета. Они симво­лизируют чистоту. В христианской культуре эти цвета ассоцииру­ются с вечной божественной истиной.

Цветовые эпитеты органично вплетены у Есенина в ткань произ­ведения. С помощью цветописи он создает пластические зритель­ные образы, которые, приобретая символическое значение, несут дополнительную смысловую нагрузку.

Ярко выраженная приверженность фольклорным традициям делает Сергея Есенина по-настоящему народным поэтом, произве­дения которого были и остаются близкими и понятными миллионам людей многих поколений.

Поэзия С. Есенина – яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа XIX – XX веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание исторических судеб деревни, отражение существенных черт национального характера. С. Есенин в своем творчестве опирался на традиции народной поэзии.

Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на протяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей

Из всех жанров устного народного творчества особенностям таланта поэта больше всего соответствовала народная песня. На основе использования стилистических возможностей лирической народной песни написаны такие стихотворения, как “Выткался на озере…”, “Хороша была Танюша…”, “Ты поила коня из горстей в поводу…” и другие.

Во многих стихотворениях С. Есенина можно проследить ассоциативные связи с содержанием известных народных песен. Яркий пример – стихотворение “Ямщик”:

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про веселую юность мою.

В этих строках легко угадывается песня “Вот мчится тройка удалая…”. Эта связь углубляет содержание есенинских стихов: к авторскому сожалению о прошедшей юности добавляется грусть и печаль ямщика, всему происходящему придается общечеловеческое измерение.

Связь с народной песней реализуется и в перефразировании отдельных строк, во введении образов-символов:

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Эти строки восходят к народной песне:

Липа вековая над рекой шумит,

Песня удалая вдалеке звучит.

Корни есенинской поэзии глубоки, они прочно вросли в национальную почву и на протяжении всей жизни поэта глубоко питали его поэзию соками родной земли. Фольклорную поэтику С. Есенин использует при раскрытии характера героя, при изображении различных настроений, деталей портрета, при описании природы.

Часто С. Есенин использует богатый опыт народной поэзии, прибегая к опыту олицетворения.

Черемуха у него”спит в белой накидке”, вербы – плачут, тополя – шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “словно белою косынкой повязалася сосна”. Но, в отличие от устного народного творчества, С. Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда два описания сливаются:

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Здесь показана предосенняя березка, которая настолько уподоблена девушке, что невольно заражаешься чувствами, вызванными расставанием влюбленных.

Используя поэтику и стилистику народной песни, С. Есенин как бы процеживает их через литературные традиции, через собственное мироощущение. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа, навсегда остались в поэзии С. Есенина предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности.

Сочинение: Фольклорные мотивы в творчестве С. Есенина

Творчество Сергея Есенина неотделимо от духовной жизни на­шей страны, ее богатой национальными традициями песенной культуры. Его природный талант с поразительной естественнос­тью соединил в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно-песенное начало и глубокую индивидуальность.

К вершинам художественного мастерства Есенин поднялся из глубин народной жизни, что и определило весь характер его поэзии. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии. В одном из своих стихотворений он писал:
[sms]
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Любовь к деревенской России, к природе, быту, устной по­эзии Есенин пронес через все свое творчество. Фольклорное на­чало отчетливо просматривается уже в первых стихах поэта. Некоторые из них целиком построены на традиционно-песен­ном материале. Правда, мотивы и образы устной лирики не­сколько изменялись под пером стихотворца: в тексте возникали новые содержательные подробности, строгие ритмические очертания принимали поэтические строки.

Поэта привлекали главным образом любовные ситуации: приглашение невесты на свидание, измена милой и вызван­ные этим событием переживания юноши, размышления моло­дой девушки о своей нерадостной судьбе, которую ей пред­сказывают приметы природы, и так далее. Выдвигая в своих стихах на первый план элемент занимательности, Есенин обычно ставил перед собой две задачи: во-первых, он стре­мился сохранить в сюжете его изначальный традиционный дух, а во-вторых, прилагал все усилия к тому, чтобы сочине­ние его прозвучало как можно оригинальнее. Преобразова­ния, которые он делал в том или ином тексте, принимали раз­личные формы.

Не нашлось мое колечко,
Я пошел с тоски на луг,
Мне вдогон смеялась речка:
У милашки новый друг.

Новые образы оживили лирическое действие, придавая ему тем самым оттенок реальности. Это, собственно, и отвечало за­даче поэта на первом этапе его работы с фольклором. В даль­нейшем Есенин стал придерживаться иных правил, создавая произведения с устно-художественной основой. Он стал стре­миться к тому, чтобы, не теряя связи с традиционным текстом в его узловых моментах, отойти от него в подборе поэтических образов и деталей. В данном случае появлялись вариативно-но­вые стихи, лишь отдаленно напоминающие собой оригинал. Контакт их с песенным образом выражался только в одном-двух общих сюжетных витках, в то время как лексика, синтак­сические фразы, сама система изобразительных средств не имели в своей совокупности определенного адресата.

Пойду в зеленый сад гулять,

На фольклорной основе Есенин создал и панорамную лири­ческую зарисовку, наполнив ее различными образными подроб­ностями, собранными из многих фольклорных текстов:

По своей смысловой и эстетической значимости сочинения Есенина порой не уступали традиционно-песенным. Их лекси­ка, синтаксис, образы, ритмы казались настолько точными и выразительными, как если бы все это было подобрано самими народными певцами. Разумеется, подобная атмосфера в стиле устанавливалась ценой неустанного творческого труда.

Случалось, что написанное стихотворение чем-то не удовле­творяло поэта, и тогда он принимался переделывать весь текст, намечая в нем то один, то другой мотив, пока не добивался на­иболее полного воплощения темы. В итоге возникали совер­шенно новые произведения — в целом их можно рассматри­вать как однотемные образно-психологические циклы стихов, напоминающие собой аналогичные жанровые образования в устной поэзии.

Велико значение фольклора в становлении поэтического таланта Есенина. В сущности, все творчество его выросло на народно-песенной основе. Этим прежде всего обусловлены оригинальность и многообразие лирических интонаций в сочи­нениях поэта.

11 класс

Сочинения по русской литературе

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА

Поэзия С. Есенина — яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа XIX- XX веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание исторических судеб деревни, отражение существенных черт национального характера. С. Есенин в своем творчестве опирался на традиции народной поэзии.

Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на протяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед, воспитывавший С. Есенина, знал наизусть множество песен.

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про веселую юность мою.

Связь с народной песней реализуется и в перефразировании отдельных строк, во введении образов-символов:

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Эти строки восходят к народной песне:

Липа вековая над рекой шумит,

Песня удалая вдалеке звучит.

Корни есенинской поэзии глубоки, они прочно вросли в национальную почву и на протяжении всей жизни поэта глубоко питали его поэзию соками родной земли. Фольклорную поэтику С. Есенин использует при раскрытии характера героя, при изображении различных настроений, деталей портрета, при описании природы.

Часто С. Есенин использует богатый опыт народной поэзии, прибегая к опыту олицетворения.

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Здесь показана предосенняя березка, которая настолько уподоблена девушке, что невольно заражаешься чувствами, вызванными расставанием влюбленных.

Используя поэтику и стилистику народной песни, С. Есенин как бы процеживает их через литературные традиции, через собственное мироощущение. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа, навсегда остались в поэзии С. Есенина предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фольклорные сюжеты и/или мотивы в творчестве С. Есенина

Творчество Сергея Есенина неотделимо от духовной жизни нашей страны, ее богатой национальными традициями песенной культуры. Его природный талант с поразительной естественностью соединил в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно-песенное начало и глубокую индивидуальность.

К вершинам художественного мастерства Есенин поднялся из глубин народной жизни, что и определило весь характер его поэзии. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии. В одном из своих стихотворений он писал:

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Любовь к деревенской России, к природе, быту, устной поэзии Есенин пронес через все свое творчество. Фольклорное начало отчетливо просматривается уже в первых стихах поэта. Некоторые из них целиком построены на традиционно-песенном материале. Правда, мотивы и образы устной лирики несколько изменялись под пером стихотворца: в тексте возникали новые содержательные подробности, строгие ритмические очертания принимали поэтические строки.

Поэта привлекали главным образом любовные ситуации: приглашение невесты на свидание, измена милой и вызванные этим событием переживания юноши, размышления молодой девушки о своей нерадостной судьбе, которую ей предсказывают приметы природы, и так далее. Выдвигая в своих стихах на первый план элемент занимательности, Есенин обычно ставил перед собой две задачи: во-первых, он стремился сохранить в сюжете его изначальный традиционный дух, а во-вторых, прилагал все усилия к тому, чтобы сочинение его прозвучало как можно оригинальнее. Преобразования, которые он делал в том или ином тексте, принимали различные формы.

Потеряла я колечко,

Потеряла я любовь.

А по этому колечку

Буду плакать день и ночь.

Не нашлось мое колечко,

Я пошел с тоски на луг,

Мне вдогон смеялась речка:

У милашки новый друг.

Новые образы оживили лирическое действие, придавая ему тем самым оттенок реальности. Это, собственно, и отвечало задаче поэта на первом этапе его работы с фольклором. В дальнейшем Есенин стал придерживаться иных правил, создавая произведения с устно-художественной основой. Он стал стремиться к тому, чтобы, не теряя связи с традиционным текстом в его узловых моментах, отойти от него в подборе поэтических образов и деталей. В данном случае появлялись вариативно-новые стихи, лишь отдаленно напоминающие собой оригинал. Контакт их с песенным образом выражался только в одном-двух общих сюжетных витках, в то время как лексика, синтаксические фразы, сама система изобразительных средств не имели в своей совокупности определенного адресата.

Пойду в зеленый сад гулять,

Сорву с грушицы цветок,

Совью на голову венок.

Брошу венок мой я в реку,

Погляжу в ту сторонку:

Тонет ли, тонет ли венок?

Тужит ли, тужит ли дружок?

Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.

На фольклорной основе Есенин создал и панорамную лирическую зарисовку, наполнив ее различными образными подробностями, собранными из многих фольклорных текстов:

А у наших у ворот

Пляшет девок корогод.

Ой, купало, ой, купало,

Пляшет девок корогод.

Кому горе, кому грех,

А нам радость, а нам смех.

Ой, купало, ой, купало,

А нам радость, а нам смех.

По своей смысловой и эстетической значимости сочинения Есенина порой не уступали традиционно-песенным. Их лексика, синтаксис, образы, ритмы казались настолько точными и выразительными, как если бы все это было подобрано самими народными певцами. Разумеется, подобная атмосфера в стиле устанавливалась ценой неустанного творческого труда.

Случалось, что написанное стихотворение чем-то не удовлетворяло поэта, и тогда он принимался переделывать весь текст, намечая в нем то один, то другой мотив, пока не добивался наиболее полного воплощения темы. В итоге возникали совершенно новые произведения — в целом их можно рассматривать как однотемные образно-психологические циклы стихов, напоминающие собой аналогичные жанровые образования в устной поэзии.

Велико значение фольклора в становлении поэтического таланта Есенина. В сущности, все творчество его выросло на народно-песенной основе. Этим прежде всего обусловлены оригинальность и многообразие лирических интонаций в сочинениях поэта.

Библиография

Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. – М.: Университет, 2004.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994 (репринт).

Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. – М.: Наследие, 1993.

Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1986.

Древняя русская литература. Хрестоматия. /Сост. Н.И.Прокофьев. – М.: Просвещение, 1988.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.

История русской литературы X—XVII вв. /Под ред. Д.С. Лихачева. –М.: Просвещение, 1979.

Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: учебно-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2005.

Кравцов Н. И. Система жанров русского фольклора; Фольклор и мифология // Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 83-103; 113-143.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 2003.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.

Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

Смирнов И. П. Система фольклорных жанров // Лотмановский сборник. Т. 2. М., 1997. С. 14-39.

Специфика фольклорных жанров / Отв. ред. Б. В. Кирдан. М., 1973.

Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.

Фольклор. Поэтическая система / Отв. ред. А. И. Баландин, В. М. Гацак. М., 1977.

Читайте также: