Сочинение шнитке объединяющее имена шнитке ибсена грига

Обновлено: 06.07.2024

Краткая биография А. Шнитке – великого композитора. Получение музыкального образования композитором в Вене. Преподавание инструментовки и чтения партитур в Московской консерватории. Творчество Шнитке и получение мировой известности в 70-х годах.

Рубрика Музыка
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 21.05.2017
Размер файла 19,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Творчество Альфреда Шнитке

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

Большое влияние на формирование музыканта оказали его учителя: пианист Е.М. Шатерников, теоретик И.Я. Рыжкин, который подготовил Шнитке к поступлению в консерватории ( он учил по гармонии и анализу).

В 1953 - 1958 гг. А.Шнитке студент Московской консерватории им. П.И. Чайковского, где учился в классе Е.К. Голубева.

После окончания аспирантуры в течение 1961 по 1972 год Шнитке преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции (Р.Аллояров). С 1962 года (особенно активно в 1970-е гг.) сочинял музыку к фильмам.

Мировая известность пришла к Шнитке в 70-е г. Фестивали и циклы концертов,посвященные его сочинениям, были проведены во многих городах, включая Москву, Стокгольм, Вену, Берлин, Турин, Гамбург.

Шнитке стал почетным членом многих зарубежных академии, в том числе Лондоне, Стокгольме, Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Нью-Йорке.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Творчество Альфреда Гарриевича Шнитке ещё при жизни композитора стало выражением сути происходящего современной культуре, отражением течение реального времени конкретной эпохи - второй половины XX века. В своих произведениях Шнитке удалось воплотить звучание вечных проблем: жизнь и смерти, добро и зло, художник и общество, сложность и неоднородность современного мира. Судьба западного культурного наследия наше время - одна из главных тем его произведений.

В композиционном мышлении Шнитке сказались традиции мировых представителей европейской музыки ( и прежде всего Баха, Моцарта), отечественной музыки XX века ( Стравинского, Шостаковича), композиторов современного авангарда (Лигети, Ноно, Штокхаузена)

Композитор соединяет приемы многих эпох -- барокко, классицизма, романтизма, но сильно их трансформирует, показывая творческий мир глубокой, сложной личности двадцатого века и вечную борьбу человека с демоническими силами.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Альфреда Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность. Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Среди произведений композитора: оперы - “Одиннадцатая заповедь” и “Жизнь с идиотом”, балет “Лабиринты”, оратория “Нагасаки”, прелюдия памяти Дмитрия Шостаковича, кантата “История доктора Иоганна Фауста” и др.

Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире.

Шнитке -- прирожденный создатель крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора выраженной философией.

Подобные документы

Биография выдающегося русского композитора Альфреда Шнитке. Жанры оперы и балета, симфонии, камерная и хоровая музыка в творческом наследии композитора. Сотрудничество с кинематографом и театром. Концепция "полистилистики", аналитическая деятельность.

презентация [15,3 M], добавлен 27.02.2010

Жанр фортепианного концерта второй половины ХХ века. Творчество Альфреда Шнитке, жанр фортепианного концерта в творчестве композитора. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979) в контексте символики творческого мышления Альфреда Шнитке.

дипломная работа [57,9 K], добавлен 16.06.2010

А.Г. Шнитке как крупнейшая фигура в русской музыке последних десятилетий ХХ века. Стилистические особенности "Agnus Dei". Хор "Голоса природы" Шнитке. Основные разновидности реквиема в XX веке. "Стихи покаянных", их принадлежности к православной традиции.

реферат [22,5 K], добавлен 11.06.2012

Музыкальное образование Шнитке. Его дипломная работа - оратория, посвященная атомной бомбардировке Нагасаки. Авангардные искания композитора. Отношения к его музыке официальных представителей власти в области культуры. Основная тема его творчества.

презентация [1,8 M], добавлен 17.12.2015

Тенденции полистилистики в контексте музыкальной культуры ХХ века. Образы сочинений А. Шнитке. Преломление принципов полистилистики в Concerto grosso №1. Кантата "История доктора Иоганна Фауста". Культурный опыт ушедших поколений и проблемы современности.

История создания

Альфред Шнитке


Шнитке
Юрий Любимов и Альфред Шнитке

Интересные факты

Краткое содержание спектакля и музыки к спектаклю

Имя героя

Роль

Из какого произведения

Павел Иванович Чичиков

Аксентий Иванович Поприщин

Служащий в департаменте

Андрей Петрович Чертков (в повести Чартков)

Разорившийся дворянин, талантливый художник, променявший талант на деньги.

Акакий Акакиевич Башмачкин

Титулярный советник из Санкт-Петербурга

Король Испании, одновременно является Аксентием Ивановичем Поприщиным.

Увертюра

Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру. Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем тему вступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена .

Детство Чичикова

Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшого ростка вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобы росток быстрее рос его откармливают кашей. Вскоре она становится громадной. Из этого растения появляется абсолютно безликий человечек. Все его черты серы и обыкновенны. Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имя этого господина Павел Иванович Чичиков.

Монолог Гоголя является связкой со следующей картиной.


Портрет

Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большие надежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что он начинает без разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечить ему роскошную жизнь. Слава и деньги лишают его возможности совершенствовать свой навык. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия, которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.

Шинель


Фердинанд VIII

В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальная вставка, основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившем из себя короля Фердинанда VIII.

Чиновники

Бал

Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.

Завещание

Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и печальный отзвук колокола.

Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят программный смысл.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Альфред Шнитке был русским композитором, известным своим уникальным подходом к сочинению музыки. Он был гением в создании разноплановых произведений: от мелодий к мультфильмам до балетов и опер.

Содержание статьи

Альфред Гарриевич Шнитке: биография, творчество

  • Альфред Гарриевич Шнитке: биография, творчество
  • Шнитке Альфред Гарриевич: биография, карьера, личная жизнь
  • Эрик Сати: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография композитора

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городке Энгельс, на Волге. Его отец был выходцем из еврейской семьи русского происхождения, которая переехала в СССР в 1926 году, а его мать была немкой. Шнитке начал свое музыкальное образование в 1946 году в Вене, куда была отправлен на работу его отец, который был журналистом и переводчиком. В 1948 году семья переехала в Москву, где Шнитке продолжил изучать игру на фортепиано и получил диплом по хоровому дирижированию.

Карьера композитора началась в 1953 году. С 1953 по 1958 год он изучал композицию в Московской консерватории.Там же он закончил аспирантуру в 1961 году и вступил в Союз композиторов в том же году. В 1962 году Шнитке был назначен преподавателем в Московской консерватории, эту должность он занимал до 1972 года. После этого он сочинял музыку к фильмам, к 1984 году в его послужном списке было 60 фильмов.

Творческий путь

В 80-е годы музыка Шнитке получила международное признание. Композитор был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он является лауреатом многочисленных наград, в том числе Государственной премии Российской Федерации за музыку к кинофильмам в 1986 году, австрийской государственной премии в 1991 году, Императорской премии Японии в 1992 году, его музыка была отмечена ретроспективами и крупными фестивалями по всему миру. Альфред Гарриевич Шнитке являелся членом Шведской королевской музыкальной академии.

В 1985 году Альфред Гарриевич перенес несколько инсультов. Тем не менее, несмотря на свою физическую слабость и плохое здоровье Шнитке продолжал работать и сохранял творческую активность. Начиная с 1990 года семья композитора стала проживать в Гамбурге, где Шнитке преподавал в Гамбургской высшей школе музыки. Он скончался, после очередного удара, 3 августа 1998 года в Гамбурге. Похоронен великий композитор на Новодевичьем кладбище.

Альфред Шнитке

Жена - Ирина Шнитке.
Дети - Андрей Шнитке.
Родители - Гарри Викторович Шнитке, Мария Иосифовна Шнитке.

Вена, Гамбург, Лондон, Амстердам, Будапешт, Загреб – премьеры выдающихся произведений Альфреда Шнитке проходили по всей Европе. Он был одним из советских, а позднее российских композиторов, чье творчество востребовано не только на родине, но и широко за границей.

Многогранный талант в сочетании с неповторимым авторским стилем, зародившимся на любви к музыке Малера, Шостаковича, Брукнера, многонациональность и мультикультурность личности делают Альфреда Шнитке величайшим творцом современности.

Детство и юность

Революционер в музыке Альфред Гарриевич Шнитке появился на свет 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, расположенном в живописном Поволжье, ныне Саратовская область. Родители будущего композитора были немецкого происхождения, поэтому разговаривать в детстве мальчик стал именно на этом языке.

Музыкальная биография Альфреда Шнитке берет начало с 1946 года, когда в возрасте 12-ти лет его отдают обучаться музыке. В это время семья проживает в Вене, а папа будущего композитора занимает должность собкора в местном новостном издательстве.

В 15 лет, выбрав дирижерско-хоровое отделение, одаренный юноша идет учиться в Московское музыкальное училище. На это время приходятся первые попытки написания собственной музыки.

Спустя четыре года, в 1953-м по окончании училища, Альфред Шнитке подает документы в Московскую консерваторию, где проходит основной курс, а позднее – аспирантуру. Завершив обучение, в этом же учреждении будущий композитор с 1961 по 1972 годы преподает инструментовку.

Личная жизнь

Женат Шнитке был дважды. С первой женой, музыковедом Галиной Ивановной Кольциной (1933-1987), Альфред Гарриевич прожил три года с 1956 по 1959. Вскоре после развода музыкант встретил будущую вторую супругу Ирину Федоровну Шнитке (девичья фамилия Катаева, род. 1941).

С ней Шнитке познакомился, преподавая уроки фортепиано, подготавливая девушку к поступлению в Институт им. Гнесиных. Не желая противиться своим чувствам, в 1961 году влюбленные сыграли свадьбу, а в 1965-м появился на свет сын Андрей.

Альфред Шнитке


Альфред Шнитке стал одним из тех редких великих людей, которые получили признание еще при жизни

В 1986 году Альфред Шнитке получил Государственную премию РСФСР, а в следующем – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

По приглашению немецких коллег в 1990 году он уезжает в Германию, где преподает в Гамбургской высшей музыкальной школе, и активно работает с труппами оперы и балета. Внезапный инсульт и нестабильная обстановка в России вынуждают Альфреда Гарриевича принять гражданство Германии.

После произошедшего в 1994 году очередного кровоизлияния, у композитора парализовало правую половину тела. Но и в этом состоянии он продолжал творить. Чтобы обеспечить эту возможность, специально для Шнитке был создан прибор, позволяющий прикованному к постели пациенту записывать ноты, используя только левую руку.

Интересные факты

Краткая биография не охватывает всех событий, происходящих в жизни великого музыканта, а также его личных особенностей. Тем более что их огромное количество. Творчество Альфреда Шнитке ярко выделялось утонченностью и своеобразностью, из-за чего было понятно не всем.

Как-то в Воронеже, планировалось исполнение его Второго скрипичного концерта. Неожиданно накануне мероприятия объявляют об отмене, мотивируя болезнью исполнителя, что оказалось ложью. В вечер предполагаемого концерта скрипач и дирижер, одетые для выступления, стояли подле зала, чтобы люди видели, что причины срыва заключались в идейных суждениях.

Альфред Шнитке


Музыка Альфреда Шнитке пользуется любовью как в странах бывшего СССР, так и за границей

Музыканты предложили радикально неожиданный и обновленный взгляд на постановку, подвергнув партитуру и либретто основательной редакции, включив в произведение пушкинские цитаты. Возмущенный их планами А. Жюрайтис, занимавший должность дирижера Большого театра, написал разгромную статью, что послужило толчком к скандалу в советской прессе.

Ведущим популяризатором творчества Шнитке был Ю. Башмет. Музыкант первым исполнил Концерт для альта с оркестром, и именно под его управлением в России впервые прозвучала 9-ая симфония.

Коллеги-современники неоднозначно относились к произведениям Альфреда Гарриевича. К примеру, С. Губайдулина, а также Э. Денисов разделяли его взгляды, положительно отзывались Р. Щедрин, Д. Шостакович, тогда как Г. Свиридов о творчестве композитора высказывался крайне негативно.

Альфред Шнитке


Творческое наследие А. Шнитке, оставленное потомкам, огромно

Училище, где великий создатель обучался в юности, в 1999 году переименовано в Московский институт музыки им А. Г. Шнитке. Композитор дал согласие собственнолично на присвоение учреждению своего имени. На базе вуза в 1998 году был сформирован Шнитке-центр, а в 2001-ом – создан единственный в своем роде музей великого музыканта.

По словам второй супруги Альфреда Гарриевича, он был идеален, как муж и человек в целом – добрый, справедливый, заботливый и предельно честный. Для Шнитке величайшим композитором всех времен был И.С. Бах.

Творчество

Великий музыкант оставил потомкам после себя огромное наследие – 20 концертов, 9 симфоний, балеты и оперы, вокальные и камерные произведения, музыкальную аранжировку к спектаклям и кинолентам.

Большая часть творческих тем гениального композитора посвящены внутреннему миру человека – поиску себя, смысла жизни, эмоциям, переживаниям. Создатель полагал, что ирония и трагизм в жизни неразделимы, что тонко отражалось в его произведениях. Формирование уникального музыкального стиля Шнитке приходится на 60-е годы.

Алеаторика

Композитор в числе первых применил метод алеаторики в СССР, благодаря чему интерпретаторы получили широкие возможности для разнообразных импровизаций. 1-ая симфония, написанная в 1974 году, была создана с использованием алеаторики. Сочинение посвящалось дирижеру Геннадию Рождественскому, исполнившему его первым.

Вопреки тому, что симфония прошла все согласования, главные филармонии союза – московская, ленинградская, представить публике настолько радикальную музыку не осмелились. Дебютное исполнение произведения прошло в Нижнем Новгороде.

Полистилистика

Новые произведения выделяются идеей не противостояния солиста оркестру. Написанную в полистилистике партитуру к Concerto Grosso №1, создатель впоследствии неоднократно использовал для написания композиций к кинофильмам.

Творчество А. Шнитке


Творчество А. Шнитке поражало своей оригинальностью и мастерством сочетать разные направления

Цикл симфоний и концертов

А. Шнитке


А. Шнитке не расставался с партитурой, и все свое время посвящал любимой работе

Концерт № 1 для виолончели с оркестром, созданный в 1986 году, был первой работой композитора после инсульта. Изначально планировалась иное завершение Концерта, но Альфред Гарриевич дополнил финальную композицию и использовал микрофон для усиления звучания виолончели.

Созданный в 1987 году Concerto grosso №4 и 5-ю Симфонию композитор объединил в одно произведение, соединив под призмой его оригинального восприятия на сочинения Г. Малера два судьбоносных для себя жанра.

В 80-е были написаны несколько выдающихся произведений для хора:

В 90-е годы А. Шнитке создал:

Чужой среди своих

Отец Альфреда, Гарри Викторович, невзирая на немецкую фамилию, был евреем по национальности, родился во Франкфурте-на-Майне, а в Россию переехал с родителями в возрасте 12-ти лет. С 1930 года семейство проживало в Энгельсе (тогда Покровск), где в то время обитала крупная община немцев Поволжья.

Там он и встретил маму Альфреда – этническую немку – Марию Иосифовну Фогель, мать которой совершенно не знала русского языка. С папой будущий композитор разговаривал по-русски, с мамой – по-немецки.

Фамилия Шнитке

В 1989 году А. Шнитке поступило предложение поработать в Гамбурге, и музыкант с женой быстро приняли решение и уехали. В 1991 за ними последовало семейство сына. Изначально предполагалось, что чета Шнитке пробудет в Германии недолго и опять вернется в российскую столицу.

Но два инсульта, настигших великого музыканта, не дали выполнить задуманное – он находился под постоянным контролем врачей. Семейство Шнитке проживает в Германии и по сей день.

Проклятие 9-й симфонии

Дворжак, Брукнер, Шуберт, Малер, Бетховен… Перечисленных композиторов объединяет мифическое проклятие 9-й симфонии. Для каждого она стала последней в жизни. Альфреду Шнитке не удалось избежать их участи.

Он создавал симфонию левой рукой, будучи тяжелобольным, парализованным на правую половину тела, практически неспособным говорить. Вследствие чего партитура нуждалась в значительной доработке и интерпретации.

Премьера симфонии, расшифрованной и исполненной другом Шнитке Г. Рождественским, прошла в Москве летом 1998 года. Альфред Гарриевич, посмотрев откорректированную партитуру и прослушав концертную запись, был крайне разочарован итоговым вариантом и запретил исполнять симфонию в данном виде.

Так неожиданно и печально завершилось не только длительное сотрудничество (Шнитке создал для Рождественского свыше 30 сочинений), но и теплая дружба гениев – композитора и дирижера. Близкие Альфреда Гарриевича в воспоминаниях о композиторе не раз упоминали, что это потрясение стало причиной его скоропостижной смерти.

Ирина Федоровна обратилась к Н.С. Корндорфу с просьбой воссоздания Девятой симфонии по партитуре, написанной супругом. Но в процессе работы над интерпретацией Николай Сергеевич трагически скончался. Позднее вдова с этой просьбой обратилась к А. Раскатову, и дебют его вариации прошел 16 июля 2007 года.

Фильм Белорусский вокзал


Шнитке написал музыку для более чем 60-ти отечественных кинофильмов

При этом мистическим творением в жизни Шнитке стала не пресловутая 9-я симфония, а созданная ранее кантата для оперы по произведению Гете. После ее завершения у Альфреда Гарриевича произошел первый инсульт, а после написания самой оперы – последний, не давший великому музыканту шанса на выздоровление.

Музыка Шнитке в кино

Сложно представить советский кинематограф без картин, где звучат трогающие душу композиции Альфреда Шнитке. В период с 1961 по 1984 год гениальный композитор сочинил музыку для свыше 60-ти фильмов. Это всем известные:

Голливуд тоже не остался в стороне, и в зарубежных кассовых фильмах зачастую звучали произведения гениального музыканта. Это известные всем:

Альфред Шнитке


Имя А.Г. Шнитке с его согласия присвоено Московскому музыкальному институту, где обучался великий композитор

Частые вопросы

Поклонников творчества легендарного Альфреда Шнитке всегда волновал вопрос, существует ли мифическая связь между созданием 9-ой симфонии и заболеванием композитора. Однозначно сложно ответить, но те, кто верит в потусторонние силы, находят много подтверждающих доказательств их влияния.

Посетившие концерты музыки Шнитке или прослушавшие ее с подручных средств удивляются, как ему удавалось сочетать несочетаемое? Гениальный композитор тонко чувствовал стили, умел отображать глубокую сущность человеческой натуры, преломляя ее через свое мировоззрение и творчество известных коллег.

Читайте также: