Письмо о педагогической этике в а сухомлинского напишите сочинение отзыв об этом произведении

Обновлено: 05.07.2024

Долго думая и перебирая произведения великих классиков гуманной педагогики, я решила прочитать книгу Василия Александровича Сухомлинского "Сердце отдаю детям", само название этой книги уже доказательство того, что автор является духовным другом и наставником для детей.

В данном труде автор дает ценные советы не только учителям, но и родителям, в процессе воспитания их детей. Интересные, новые приемы и методы преподавания, которые можно использовать в начальном звене. Именно для учителей начальной школы судьба дарит шанс с каждым выпускам своих ребят, становится все моложе и ярче в душе, маленькие дети они ведь как ангелы, приходят в 1 класс с надеждой и верой во что то прекрасное.

А наша задача этот блеск и азарт в их глазах постоянно поддерживать, добрым словом, улыбкой, шуткой, похвалой. От нас постоянно требуют наглядности на урок. А чем сама природа не наглядность?

В своей книге В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталась равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. "

Сухомлинский Василий Александрович - советский педагог

Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами."

Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки. Действительно сейчас, практически не встретишь учителя с детьми в парке, только на уроке физкультуры, и то учитель сам по себе, дети сами по себе. А учитель который интересно беседует со своими учениками, рассматривая гнездо птиц, стволы деревьев, растительность под ногами это большая редкость.

Автор дает значимость данного мероприятия для детей: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". Мне очень понравилось, что автор старался больше проводить время с детьми на свежем воздухе. Это благотворно влияло не только на здоровье, но и на учебу малышей. Сухомлинский не давал детям готовые знания, он учил их добывать эти знания самим. Главное, он учил их думать.

Благодаря его книге, я начала задумываться, что я делаю большую ошибку в преподавании лишая детей похода в парк либо сквер. В моей практике такого еще не было. Может именно поэтому мои ученики пассивные и не очень активные на уроках познания мира, естествознания, о родной природе очень много тем по литературе и по самопознанию. Вспоминая свои личные походы с классом, урок краеведение с пожилым учителем, который рассказывал нам чудесные истории о нашем родном крае, мы ждали этого учителя в гости с большим нетерпением, так почему же я будучи учителям, сама этого не даю детям.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, сущность педагогической деятельности заключается в воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Любовь к детям – это основа педагогики. Воспитание и образование должны основываться на принципах гуманности и признания личности ребенка.

Школа – это вторая семья. На плечах родителей и учителей возложена тяжелая миссия – подготовить ребенка к взрослой жизни. Жалко, что многие учителя, ломая судьбы детей, не перестают работать в учебной сфере, досадно но тому пример служит разных учителей, которые своим словом и делом ранят душу маленького ребенка, а в среднем и в старшем звене уже начинают поднимать руку на ученика. Особенно учителя не любят шумных и по их мнению бездарных детей. А вот нет таких детей.

1. Какова сущность педагогической деятельности, по мнению автора книги, каково значение личности учителя в педагогической деятельности, что нового о педагогической деятельности вы узнали, прочитав данную книгу, какие педагогические ситуации, педагогические приемы показались вам наиболее интересными, какую основную мысль пытался донести до читателя автор;

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, сущность педагогической деятельности заключается в воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Любовь к детям – это основа педагогики. Воспитание и образование должны основываться на принципах гуманности и признания личности ребенка.

Мне очень понравилось, что автор старался больше проводить время с детьми на свежем воздухе. Это благотворно влияло не только на здоровье, но и на учебу малышей. Сухомлинский не давал детям готовые знания, он учил их добывать эти знания самим. Главное, он учил их думать.

Не нужно говорить детям, что можно делать, а что нельзя. Они сами должны приходить к этому. Например, можно вспомнить случай с цветами. В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. Детям так они понравились, что они оборвали больше половины цветов. Учитель сказал такие слова: “Ну как, дети, красивый этот уголок? Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?”. Дети поняли, что поступили эгоистично и неправильно по отношению к пионерам, которые вложили свои силы и любовь, чтобы вырастить их. Осенью дети сами посадили цветы. Вырастив достаточное количество, они подарили их своим мамам. Думаю дети, запомнили этот урок навсегда.

Автор пытался сказать читателю, что главное для учителя – это любить детей. Название книги – это не просто красивые слова. Автор действительно вкладывал все свои силы и любовь в воспитание детей. В произведении четко прослеживаются три составные части воспитательного процесса: педагог – воспитанник – коллектив. Следуя этой структуре, книга раскрывает все тонкости воспитания детей, воспитания их, главным образом, как личностей и порядочных гражданинов.

2. Что вы знаете об авторе этого произведения, что нового внес он в педагогическую теорию и практику, какие произведения данного автора вы знаете;

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине. Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских — три брата и сестра — стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский. 2 сентября 1970 года В.А. Сухомлинского не стало. За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский — член-корреспонде нт Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистическог о труда. В том же году он был избран членом-корреспон дентом Академии педагогических наук СССР.

Сухомлинский автор таких произведений как “Воспитание коллективизма у школьников” (М. 1956), “Формирование коммунистических убеждений молодого поколения” (М., 1961), “Павлышская средняя школа” ( М. 1969), “Рождение гражданина” (3 изд., Владивосток, 1974), “О воспитании” (2 изд., М., 1975), “Разговор с молодым директором школы” (М., 1973), “Мудрая власть коллектива” (М. 1975).

3. Выразите свое отношение к данной книге, какие вопросы возникали у вас при чтении книги и какие мысли и чувства автора созвучны вашим мыслям и чувствам;

Мне очень понравилось произведение Сухомлинского “Сердце отдаю детям”. Понравилось, что автор написал не универсальное пособие по обучению детей, а просто рассказал о периоде своей жизни, когда работал в сельской школе. Его труд посвящен сердцу педагога и миру детства. Василий Александрович был уверен, что без любви к детям педагогика не может существовать. Я полностью согласна с ним. Мне запомнились слова Льва Николаевича Толстого, которые привел автор книги: “Если учитель им еет только любов ь к делу,он буде т хороший учител ь. Если учитель имеет только люб овь к ученику, к ак отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви н и к делу, ни к ученикам. Е сли учитель соединяе т в себе любовь к де лу и к ученикам, он – совершенный учит ель”.

После прочтения книги я задалась вопросом: “Остались ли еще такие учителя как Сухомлинский?”. Я думаю, что каждый современный учитель должен следовать примеру Василия Александровича, потому что он – действительно учитель от Бога, который на самом деле отдал сердце детям. Главным для него было, чтобы ребенок не просто прошел школу, а прошел школу жизни, стал Человеком с большой буквы. Он стремился привить высокие нравственные ценности, моральные качества, человеческие идеалы.

Воспитание – это воспитание желаний ребенка. Он должен поступать в определенных ситуациях не так, как надо, а так как хочет сам, педагог лишь направляет ребенка.

4. Запишите интересные и полезные для вас мысли, идеи;

Мне показались интересными следующие идеи:

1) Обучение через природу (природа — вечный источник детского разума);

2) Сказки как особый инструмент воспитания, развивающий мышление, воображение, нравственность;

3) Природа – источник здоровья;

4) Рисование как средство самовыражения и самоутверждения;

5) Забота о живом и прекрасном;

6) Коллективный труд;

7) Музыка, пробуждающая представление о возвышенном, величественном, прекрасном;

9) Режим, закаливание, питание;

10) Арифметика с применением задач на логику;

11) Воспитание культурой (любовь к украинскому и русскому языкам, к источникам двух братских народов).

5. Какие элементы своей педагогической техники описывает автор книги;

Во-первых, это умение управлять своими эмоциями, внимание и наблюдательность (вспомним случай, когда автор заметил на куполе церкви бегающих мальчиков или когда они катались в бочке у пруда – он ничего не сказал им).

Во-вторых, это организация занятий, а именно проведение уроков на природе, где дети могли взаимодействоват ь с окружающей средой и сами добывать информацию, думая и анализируя.

В-третьих, это система оценки знаний. Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, в начальных классах наказание неудовлетворител ьной оценкой особо больно ранит ребенка; это может быть причиной психологических срывов. Оценка – это прежде всего вознаграждение за труд.

Еще хотелось бы отметить отношение к родителям. Сухомлинский предлагал вызывать родителей в школу не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает какой-нибудь хороший, пусть и незначительный поступок.

Василий Александрович уделял особое внимание здоровью детей. После того как дети стали больше проводить время на свежем воздухе, их физическое состояние улучшилось: появился аппетит, дети стали рано ложиться и рано вставать.

Сухомлинский предлагал ученикам всегда рисовать, так как он знал, что детский рисунок — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, творчество детей — это самовыражение и самоутверждение.

Еще одно занятие – сказки. Когда ребенок пишет сказку, он раскрывает себя, развивает фантазию, применяет свои знания.

Музыка – важное средство нравственного и умственного воспитания ребенка. На фоне музыки возникает духовная общность воспитателя и детей. Она как бы открывает сердца людей. Слушая мелодию, переживая и восхищаясь ее красотой, учитель и ученик становятся роднее, ближе.

Не стоит забывать и о заботе о животных. Здесь мы можем пробудить у детей такие чувства как ласка, доброжелательнос ть и забота.

Безусловно важным в обучении детей Василий Александрович считает работу в коллективе и трудовую деятельность, так как труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

6. Изменилось ли у вас отношение к педагогической профессии после прочтения этой книги, каким образом?

Прочитав книгу, я убедилась, насколько важна роль учителя в формировании личности ребенка. На плечах учителя возложена огромная ответственность – воспитать Человека с большой буквы. Лев Толстой говорил, что от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из

окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Это говорили и А. Макаренко, и Януш Корчак. Каждый ребенок имеет задатки каких-то способностей, которые нужно зажечь, а для этого необходима искра. Самое сложное, на мой взгляд, – это утвердить в ребенке чувство собственного достоинства, веру в себя.

Когда я буду учителем, я сделаю так, чтобы для моих детей учеба была источником хорошего настроения и положительных эмоций. Я хочу, чтобы они сами хотели учиться, развиваться. Надеюсь, мы, будущие педагоги, сможем воспитать поколение хороших людей, готовых помогать своей Родине и всем людям.

Таким образом, книгу Сухомлинского “Сердце отдаю детям” можно назвать настоящей педагогической энциклопедией, подтверждающей, что любовь к детям – основа гуманистической направленности педагогики.

Основные положения педагогической этики в деятельности В.А. Сухомлинского

Основные положения педагогической этики в деятельности

Основные положения педагогической этики в деятельности

Основные положения педагогической этики в деятельности В.А.Сухомлинского

Выполнила:
Лобкова Алина Сергеевна

Советский педагог-новатор, детский писатель, директор школы, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

— эти слова принадлежат Василию Александровичу Сухомлинскому. Их можно было поставить эпиграфом ко всему, что им было написано.

Ученый был убежден, что этика с педагогикой неразрывно связаны в деле воспитания, проникают друг в друга

Ученый был убежден, что этика с педагогикой неразрывно связаны в деле воспитания, проникают друг в друга

Ученый был убежден, что этика с педагогикой неразрывно связаны в деле воспитания, проникают друг в друга. Решая общие воспитательные задачи, педагог достаточно глубоко исследовал вопросы формирования морального сознания личности.

Справедливо выделяя индивидуально-личностные стороны морали в плане обращения к сущностным, духовным силам ребенка, с целью наиболее полного раскрытия положительных черт его характера, он видел задачу…

Справедливо выделяя индивидуально-личностные стороны морали в плане обращения к сущностным, духовным силам ребенка, с целью наиболее полного раскрытия положительных черт его характера, он видел задачу…

Справедливо выделяя индивидуально-личностные стороны морали в плане обращения к сущностным, духовным силам ребенка, с целью наиболее полного раскрытия положительных черт его характера, он видел задачу воспитания в формировании ядра морального сознания и самосознания личности и раскрытии деятельностных сил самого школьника, причем подходил к решению этой задачи с позиций глубокой веры в духовные силы и возможности совершенствования каждого ребенка.

Сухомлинский анализировал вопросы:

Сухомлинский анализировал вопросы:

Сухомлинский анализировал вопросы:

Организации нравственной деятельности школьников;
Проблемы морального поступка, линии поведения;
Формирования моральных привычек;
Развития гражданской активности;
Особое внимание уделял вопросам организации высоконравственных отношений в детском коллективе, между детьми и взрослыми, в школе и дома.

Основные педагогические разработки

Основные педагогические разработки

Основные педагогические разработки Сухомлинского:

Воспитание гражданина;
Воспитание личности в коллективе; коллективом и природой;
Соотношение индивидуального и коллективного воспитания;
Развитие творческого начала у детей;
Семейная педагогика;
Взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания.

Педагогические идеи: Принцип неповторимости каждого ребенка (положение о неповторимости детей, положение о ребенке как наивысшей ценности)

Педагогические идеи: Принцип неповторимости каждого ребенка (положение о неповторимости детей, положение о ребенке как наивысшей ценности)

Принцип неповторимости каждого ребенка (положение о неповторимости детей, положение о ребенке как наивысшей ценности)
В центре воспитательной системы— ребенок с его активностью, интересами и индивидуальными творческими способностями.
Принцип признания отсутствия неспособных детей (с положением об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых детей в свою очередь связано положение о неравенстве умственных способностей детей)
Наличие такого неравенства обусловлено разными умственными задатками детей. Без учета этого нельзя представить современный учебно-воспитательный процесс.

Важная роль в обучении… Отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок и художественных произведений

Важная роль в обучении… Отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок и художественных произведений

Важная роль в обучении…

Требования к учителю по Сухомлинскому

Требования к учителю по Сухомлинскому

Требования к учителю по Сухомлинскому

Основные положения педагогической этики в деятельности В.А. Сухомлинского

Основные положения педагогической этики в деятельности В.А. Сухомлинского

Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю

Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю

"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"

Не выделяя в дефинициях* функции морали, педагог практически постоянно вел речь о нормативно-регулятивной, ценностно-ориентирующей, воспитательной и познавательной функций морали

Не выделяя в дефинициях* функции морали, педагог практически постоянно вел речь о нормативно-регулятивной, ценностно-ориентирующей, воспитательной и познавательной функций морали

Не выделяя в дефинициях* функции морали, педагог практически постоянно вел речь о нормативно-регулятивной, ценностно-ориентирующей, воспитательной и познавательной функций морали.
Все это позволяет определить общее наследие В.А. Сухомлинского как этико-педагогическое и отметить значимость его для марксисткой этики в плане исследований в области теории морали и нравственного воспитания.

Дефиниция (лат. definitio - определение) - логическая операция: раскрывающая содержание (смысл) имени посредством описания существенных и отличительных признаков предметов или явлений, обозначаемых данным именем.

Сухомлинский показывал возможности решения общесоциальных проблем — формирования морального сознания, организации нравственной деятельности, взаимоотношения людей

Сухомлинский показывал возможности решения общесоциальных проблем — формирования морального сознания, организации нравственной деятельности, взаимоотношения людей

Сухомлинский показывал возможности решения общесоциальных проблем — формирования морального сознания, организации нравственной деятельности, взаимоотношения людей.
В. А. Сухомлинский подошел к решению задач не традиционно, а избрал одной из ее магистральных путей педагогическую этику, науку о формировании нравственных основ человеческой личности, уделив при этом большое внимание вопросам воспитания посредством слова. Он включил категории этики — долг, честь, достоинство, добро, долженствование, свобода и другие — в структуру педагогической науки, придал им педагогическое содержание, наполнил их широким общественным, подлинно гуманистическим смыслом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические находки В.А. Сухомлинского не теряют своей актуальности сегодня, оставаясь на удивление современными и своевременными.

Григорюк Е. И.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

В. СУХОМЛИНСКИЙ

Педагогические находки В.А. Сухомлинского не теряют своей актуальности сегодня, оставаясь на удивление современными и своевременными.

Говоря о таком великом учителе и мыслителе, как В. А. Сухомлинский, нельзя не вспомнить его мудрые слова:

Вся методическая система В. А. Сухомлинского основывается на увеличении объема умственного труда ребенка. Он стремится привить ребенку любовь к труду мысли, научить его ум трудиться. А ведь умственный труд заключается не в зубрежке, а именно в усилии мыслить!

Сказка, притча, игра, фантазия

В одній звичайній родині жили дві дівчинки – близнята. Наближалися Новорічні свята, і дівчата написали листа до Діда Мороза. Вони запросили ковзани. Настав Новий рік. Вранці Соня і Ліза прокинулися та побігли до святкової ялинки. Ковзани були дуже гарні. Але виявилося, що на Соню ковзани малі. Дівчата спитали у Діда Мороза, що їм робити. Дід Мороз пообіцяв подарувати більші, але Ліза повинна віддати свої. Дівчинка погодилася і віддала з радістю. На душі у Лізи було світло і радісно. Для неї це був найкращий подарунок – бачити, як зраділа її сестричка. Це був найкращий Новий рік у житті дівчаток!

(Єрмакова Анна, 3-В клас)

Также на уроках русского языка можно, например, учить правило в виде определенного рисунка, который сами ученики и придумывают. Я проверяла это на своей практике и могу с уверенностью сказать, что это работает! Во-первых, информация запоминается структурированно, потому что ученики сами создают форму того или иного правила. Во-вторых, информация легко запоминается, потому что рисунок зрительно запомнить легче, чем текст.

4. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание

Читать из потребности, думать, рассуждал В. А. Сухомлинский, подросток, юноша должен в два, в три раза больше, чем задано ему по учебнику. К такому выводу его привел многолетний опыт практической деятельности. Чтение как естественная потребность - главное условие развития умственных способностей, становления творческого ума. В чтении открывается потребность мыслить, узнавать, изумляться величием и силой разума. В этом, по мнению педагога, и заключается смысл интеллектуальной жизни растущей личности. Без такого чтения просиживание над учебником неизбежно превращается в зубрежку, отупляет ум, превращает учение в тягостную повинность. Там, где нет чтения из потребности мыслить и узнавать, овладение учебником становится непосильным трудом. Нежелание учиться возникает из-за отсутствия богатой, насыщенной интеллектуальной жизни.

6. Принцип бережного отношения к личности ребенка

1. В. А. Сухомлинский. Антология гуманной педагогики / сост. и авт. вступ. ст. Г. Д. Глейзер. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с.

2. Розенберг, А. Я. Урок в дидактической системе В. А. Сухомлинского / А. Я. Розенберг // Василий Александрович Сухомлинский и сучасність: материалы Четвертых всеукраинских пед. чтений. - Вип. 4. - 1997. - 245 с.

3. Рындак, В. Г. Уроки Сухомлинского / В. Г. Рындак. - изд. 2-е. - М.: Пед. вестн., 2003. - 340 с.

4. Сухомлинский, В. А. Письмо о педагогической этике / В. А. Сухомлинский // Нар. образование. - 1970. - № 11. -

5. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.

6. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1982. -20б с.

7. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

Читайте также: