Сочинение с средняя елюзань

Обновлено: 03.07.2024

Фаттих Зюзин, Ряшид Алюшев

История татар Пензенского края. Том 1

Председатель: ХАЙРОВ Р. Р.

Абдрашитов Т. Р., Абубекеров Р. Я., Абубекеров И. Ш., Абузяров Р. Ф., Абуталипов Р. М., Абхаиров Р. С., Агишев Р. А., Акжигитов Б. У., Акчурин И. А., Алюшев Ш. А., Алюшева Х. Ж., Бибарсов М. А., Бикташев Р. Ж., Галиев И. Р., Кудюшев А. А., Муратов Н. К., Салихов С. Н., Тенишев М. Р., Тугушев Р. К., Хайров Р. Р., Хайров Ш. Р., Хамидуллин А. М., Якупов З. С.

Председатель: АКЧУРИН И. А.

Абдрахманов Т. А, Белорыбкин Г. Н., Биккинин И. Д, Гильдеев Р. А., Гуркин И. Х., Дашкин И. Ф., Ильязов Р. Р., Красильников Р. Ф., Куряев Р. Р., Мавлюдов И. Н., Магдеев К. Х., Нугаев А. Р., Первушкин В. И., Рашитов Ф. А., Салюков Б. И., Селькаева С. А., Самочкина Г. Х., Шабанов Р. Н., Юскаев Р. А., Юсупов Р. А.

БЕЛОРЫБКИН Г. Н., док. истор. наук, проф., ПЕРВУШКИН В. И., док. истор. наук, проф., РАШИТОВ Ф. А., док. истор. наук, проф., поч. член АН РТ

РАШИТОВ Ф. А., док. истор. наук, проф., поч. член АН РТ, ПЕРВУШКИН В. И., док. истор. наук, проф.

Авторы: ЗЮЗИН Ф. М., АЛЮШЕВ Р. Х.

Корректор: Вавилов М. В.

Компьютерная вёрстка: Максимов А. В.

Акжигитов А. М., Акимова Г. М., Алюшев Р. Х., Алюшев Ш. А., Апаев М. А., Байбиков Н. З., Баязитов Р. Ф., Белорыбкин Г. Н., Бибарсов Р. М., Биккинин И. Д., Галиев И. Р., Гуркин И. Х., Дашкин А. У., Зулкарняева Н. М., Зюзин Ф. М., Ишмаева Г., Кудюшкина Н. И., Мухамеджанова В. Ф., Нагаева Н. Х., Назирова А. Ж., Нугаев А. Р., Плоксунова Д. М., Рамазанова Д. М., Сайфетдинова Э. Х., Сайфуллина Д. Ф., Салюков Б. И., Самакаев М. Р., Самочкина Г. Х., Сафарова Г. И., Селькаева С. А., Тугушев Р. К., Туишев К. Р., Тумеркина Ф. К., Шашлова О. М., Юскаев Р. А., Юсупов Рафик А., Юсупов Рафаэль А., Якупова Г. З., Яушев Р. Р.

В истории татарского народа Пензенский край занимает особое место и является прародиной татар-мишарей, внесших существенный вклад в историю и культуру всей России. Можно смело утверждать, что татары-мишари относятся к числу древнейших народов на территории Пензенского края, и именно они, начиная с X века и вплоть до XVII века, были основной исторической силой на этой территории.

История татар-мишарей весьма интересна, богата и занимательна. Но в то же время в большей степени о татарах известно из легенд, мифов, далеко не безупречных и достоверных источников, и просто откровенной лжи, нежели правды. Татары всегда стояли особняком в семье российских народов, а пензенские территории, находясь на самой границе Золотой Орды, оказалась в зоне влияния как набирающего силу Московского государства, так и в сфере интересов образовавшегося на обломках Орды Казанского ханства.

В этой связи, вся история России в принципе необъяснима без татарского элемента, а взаимное влияние татарской и русской культур было очень значительным. К большому сожалению, и сегодня продолжается выпуск огромной массы исторической литературы, которая по своей сути являются на редкость идеологизированной и необъективной. Но, тем не менее, этот труд не посвящен целиком разоблачению подобных предвзятых трудов, а изложению не менее важных для всякого читателя исторических фактов, культурногонаследия, хозяйственной деятельности, религии и духовных традиций мишарей Пензенского края.

На сегодняшний день значительной трудностью в изучении истории и татарского населения Пензенского края является достаточно ограниченное количество материала, которое имеется в региональных архивах, и которое остается все еще слабо изученным краеведами. Поэтому нет еще четко сформированного представления об этническом составляющем татар того периода времени.

Перед нами стояла задача найти и указать на реальные факты и события, чтобы у людей была возможность увидеть только честную и откровенную картину обо всех достоинствах и недостатках нашего народа, рассказать о задачах и проблемах исторической и краеведческой области исследования. К большому сожалению, сегодня многие традиции уже утрачены и пришли в забвение, трудно приживается национальный образ жизни в городах, а рассказ о богатом культурном наследии татар Пензенской области, его достижениях и духовно-нравственных основах будет как никогда важным. Народная, социальная память, воплощенная в достижениях материальной и духовной культуры, должна быть доступно каждому. Следует признать, потеря своей самобытности и традиционных ценностей для татар, как, впрочем, и других этносов становится реальной перспективой уже ближайшего времени. Все это выглядит особенно угрожающим на фоне идеи ввода создания единой российской нации, или – надэтнической общности, а самобытность, язык и культура коренных народов должны культивироваться на добровольных началах, подвергая тем самым эти народы языковой и этнической ассимиляции.

В процессе работы нами были изучены и представлены в этом труде порядка 20 тысяч архивных документов, изучено и анализировано не один десяток исторических тематических книг, написанные в разное время и разными, как симпатизирующими, так относительно враждебными авторами, а многие документы предоставлены широкой аудитории впервые. В книге отражены видные представители татарского народа Пензенского края, даны сведения о национальной культуре, искусстве, традициях, истории и в целом – о жизни татар во всем ее многообразии.

Кроме того, на страницах книги читатель найдет большое количество справочного материала. Все это создает серьезный фундамент для понимания всей истории сформирования и динамики развития татарского населения Пензенского края и путей формирования его местных этнокультурных особенностей.

Этот фундамент преемственности в исторической науке способствует становлению и развитию мировоззренческой, профессиональной позиции исследовательской деятельности субъекта, и он необходим для полноценного понимания всей системы понятий, в которой отражается все движение объективного мира и способствует собственному совершенствованию.

Работали над книгой не только указанные авторы издания, но неоценимую помощь оказывали многие энтузиасты, которым небезразлична история татар Пензенского края и имена которых вы видите в списках членов Редакционного совета и Редакционной коллегии. В процессе создания нам была оказана помощь также многих историков, этнографов, региональных краеведов, работников архивов, сельских администраций, музеев, библиотек, учителей и учащихся средних школ, студентов и просто – жителей многих татарских сел, с которыми нам приходилось общаться во время наших выездов в сельские регионы. Всем выражаем глубокую признательность и ценим их своевременную благотворительную помощь и моральную поддержку.

Надеемся, что книга будет полезна каждому, особенно когда заметно проявился интерес к истории, культуре, традициям по сохранению интеллектуально-духовного наследия татарского народа как в России в целом, так и на территории Пензенской области. Верим, что это издание окажет весомую помощь в формировании гражданского общества на территории Пензенской области и создаст позитивный имидж нашего многонационального региона в важнейшей сфере межэтнических отношений современной России.

Последние десятилетия прошлого столетия вошли в историю Пензенской области как исключительно важный этап в национальном возрождении и развитии культурных традиций татарского народа. В этот сложный период был выбран путь дальнейшего самоопределения нации и нахождении своего места в человеческом обществе. Сегодня дан новый импульс для восстановления исторической справедливости, которая практически во все времена была незащищенной и подвергалась нередко необоснованной морально-правовой оценке.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Крупнейшее татарское село - Средняя Елюзань

Знаете ли Вы, что самое большое в России (да, пожалуй, и в мире) татарское село находится не в Республике Татарстан, а в Городищенском районе Пензенской области?

Численность населения: в 1747 – около 1248, 1762 – 1257, 1795 – около 1712, 1859 – 1798, 1886 – 1838, 1897 – 2885, 1911 – 3644, 1926 – 4132, 1930 – 5033, 1939 – 4040, 1959 – 5175, 1970 – 7282, 1979 – 8105, 1989 – 7788, 1996 – 8535, 2004 - 8589 жителей. Официальных данных Всероссийской переписи населения 2010 года по Средней Елюзани пока не видел, но местные говорят, что сейчас в селе проживает около 10 тыс. человек.

Когда первый раз ехал в Среднюю Елюзань ожидал увидеть что-то похожее на Чеченскую Республику.
Но нет, тут все иначе. В первую очередь, очень сильно отличаются дома. Видимо, сказывается взаимное влияние народов Поволжья. Татарские избы из бревен и обычные дома, украшенные узорными наличниками, выглядят потрясающе. А вот молодежь села напомнила мне дагестанскую, точнее - махачкалинскую. На улицах часто можно встретить девушек-подружек, одна из которых будет одета по фарзу, в хиджабе, а вторая - в майке и джинсах. И гостеприимство жителей Средней Елюзани аналогично кавказскому.

Специально для уважаемых galgaev и gizgin_lam при очередном посещении села Средняя Елюзань сделал несколько фотографий.

На фронтах Великой Отечественной войны погибли 252 жителя Средней Елюзани, в Афганистане - один.

Мечеть № 1 села Средняя Елюзань, имам-хаттыб Адельша хазрат Юнкин, муфтий РДУМ Пензенской области. Старейшая мечеть села, действовавшая и в советские времена.

Мечеть № 2 села Средняя Елюзань, имам-хаттыб Коран-хафиз Ислям хазрат Дашкин, один из кандидатов на пост муфтия ЕДУМ Пензенской области.
По состоянию на начало июля 2011 года, в Средней Елюзани открыты 10 мечетей.

На улице Средней Елюзани. В селе есть водопровод, но многие жители предпочитают традиционно набирать воду из колодцев. На заднем плане - минарет мечети № 2.

На правах рекламы. Каждый визит в Среднюю Елюзань у нас заканчивается посещением магазина Бибарсовых. Их цех производит десяток видов мясопродуктов, в том числе знаменитую татарскую колбасу из конины - казы. Настоятельно рекомендую. Экологически чистая продукция.

Татары в Российской Федерации являются вторыми по численности населения после русских. Сегодня в пределах страны проживает более 180 национальностей. В 2010 г. насчитывалось 5 млн 310 тыс. чел. (3,8 %) татарского населения, но их численность из года в год неумолимо убывает. Тюркский этнос в России, состоящий из множества народов, занимает второе почетное место по численности уже не одно столетие. Тюрки – это целая этническая общность, объединившая непохожие друг на друга народы буквально во всем: религией, внешностью, характером, культурой, традициями, местом проживания и т. д. В мире насчитывается примерно 165 млн чел., говорящих на тюркских языках – от Турции и до Китая. Тюрки проживают не только в Евразийском континенте, но и в Северной и Южной Америках, Австралии. Историки утверждают, что древние тюрки образовались в результате смешения алтайских народностей (прототюрков) и пришлых представителей рода Ашина (протомонголов). Поэтому они далеко неоднородны по своей внешности – от европеоидов до монголоидов, но большинство их является представителями смешанных типов. Это: казахи, башкиры, сибирские татары. Тюрки издревле довольно легко принимали к себе другие народы и успешно их ассимилировали, давали им свой язык, религию и культуру.


Карта межевания с указанием д. Верхняя Елюзань, 1778–1797 гг.

Основной этап формирования татар-мишарей из разных народов и племен начался в первой пол. XIV в. западнее рр. Суры и Мокши. На этих территориях издревле обитали местные племена, преимущественно финно-угорские, хотя известно, что еще за многие века до начала описываемых событий сюда стали проникать и оседать отдельные группы тюркских степняков-кочевников. В золотоордынскую эпоху устремились группы татар-кыпчаков вместе со своими мурзами и татарскими феодалами. Так возникли небольшие мишарские городки: Наровчат, Темников, Шацк, Кадом и др. После ослабления мощи Золотой Орды кочевые татары также перешли на службу к московским князьям и стали охранять те же южные границы русских земель от набегов тех же степных кочевников. Но в дальнейшем татарам Пензенского края приходилось в упорной борьбе отстаивать свой язык и культуру, бороться против политики русификации инородческих народов, хотя большинство татарской знати поменяли к тому времени свою веру на православную, и во время последующих многочисленных народных восстаний эти господствующие классы, как правило, становились на сторону русского правительства. В сер. XVI в. еще не все татары исповедовали ислам, поэтому распространение православия в какой-то мере было успешным, но политика христианизации татар впоследствии уже не имела успеха. Пензенские татары-мишари вошли в состав Русского государства раньше казанских, астраханских и сибирских татар. Более того, многие из них участвовали в завоевательных походах на стороне русских войск, в том числе при покорении Казани.



Национально-колониальная политика царизма, насильственное крещение и жесткое обрусение осуществлялись по отношению к татарам-мишарям несколько по-другому, чем другим инородческим слоям населения. Царское правительство в XVII в. перебросило часть темниковских мишарей (темен) вместе с их мурзами в восточные и южные укрепительные рубежи, которых они не только строили, но и охраняли. Оставшиеся на прежних местах мишари были приравнены к ясачным крестьянам, а позднее они стали государственными. Но при этом значительная часть земель у них была отнята, передана и продана русским помещикам. В связи с утерей своих функций по охране границы, служилое татарское население было включено в состав тяглового сословия и приписано к Адмиралтейству для поставки корабельных лесов для флота. Все эти повинности неуклонноприводили к существенному разорению местного татарского населения. Но в своем большинстве заселение сегодняшних пензенских территорий происходило служилым татарами Темниковского уезда. Мы уже отмечали, что это утверждение находит место в особенностях мишарского языка, которые присущи темниковскому говору, который встречается в таких селах, как Пенделка Кузнецкого района, Нижняя и Верхняя Елюзани Городищенского района, Исикеево, Октябрьское, Карновар Неверкинского района Пензенской области и др.


Именной список домовладельцев Верхней Елюзани с указанием четвертных владений

В этом труде отмечается, что до конца XVII в. Саратовский уезд не имел деревень. В 1648 г. открылись работы по постройке Симбирской черты, а вся местность к югу этой черты называлась ногайской, крымской или степной.



На территории Городищенского района во время новой колонизации края во второй пол. XVII в. находились бортные владения мордвы, хотя известно, что первые селения здесь появились еще задолго до появления г. Пензы. Массовое же заселение района началось, как и во многих территориях Пензенского края, с момента начала строительства сызранско-пензенской оборонительной линии.

Экономическое и социальное положение крестьян с конца XVII в. стало очень тяжелым и невыносимым. Помещики пользовались крестьянским трудом беспредельно, отнимая у крестьянина всякую возможность возделывать собственный надел земли. Согласно статистическим сведениям сер. XVIII столетия, более половины крестьянских хозяйств находились на барщине – даровом, принудительном труде зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Другая часть крестьянства была на оброке – феодальной ренте, одной из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику за аренду его земли и другого имущества продуктами или деньгами.



Сведения об имении Абудулы Исляевав д. Верхняя Елюзань

[Закрыть] [21] 21
Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Т.4. Вып. 2. – Саратов,1862 (1893).

Согласно «Спискам населенных мест Саратовской губернии «(1911 г.) в Верхней Елюзани (Дубровской волости) насчитывалось 367 дворов. Всего проживало 1810 жителей, функционировали 2 мечети, при них имелись 2 школы.


В Городищенском районе преобладали лесные площади и суглинистый тип почвы, которые мало подходили для занятий интенсивным земледелием. Таким образом, лес стал тем ресурсом, благодаря которому бедствовали крестьяне, но процветал господствующий класс дворянства. При изобилии леса одним из главных промыслов для крестьян стали ремесла, связанные с работой по дереву. Помещики строили винокуренные, стекольные, поташные и прочие заводы, которые требовали сжигания большого количества древесины, но развивали фабричную промышленность.

Отмена крепостного права в 1861 г. дала крестьянам волю и свободу от многовекового рабского своего существования, но оставила их без земли. Крестьянам было предложено выкупить себе землю у помещиков, при этом часть денег помещикам за землю выплачивало государство, налагая долг на крестьян со сроком выплат до 49 лет. Таким образом, получилось, что если в крепостном рабстве был у крестьян малый надел земли, то теперь его отбирали и налагали долг на 49 лет. Все это повлекло еще к более нищенскому положению крестьянства. Чтобы хоть как-то защититься, крестьянство стало стремиться к укреплению земельных общин и тем самым ускорить выплаты долгов. А царское правительство тем временем всячески способствовало и помогало более крупным землевладельцам земли, чтобы, как им казалось, сельское хозяйство стало более эффективным. От этих мероприятий бедные и средние слои стали испытывать еще большее давление со стороны помещиков и кулаков.

Значительная часть доходов татарских крестьянских семей была связана с мелкими, сезонными заработками одного или нескольких членов семьи. Но это обстоятельство также способствовало оттоку сельского населения в города и более благоприятные районы страны. Одновременно резкое увеличение крестьянского населения создало ситуацию нехватки земли в целях пропитания. Перенаселение людей вызвало сопутствующий фактор, связанный со строительством новых домов для отделившихся членов семьи и интенсивной вырубкой лесов, которая, в свою очередь, привела к усилению ветров, эрозии почвы, образованию оврагов, обмелению рек, к учащению засухи в южных районах страны.

Государство продолжало еще более интенсивно продавать зерно за границу, чтобы иметь твердую валюту. Голод в России наступал в наиболее засушливые и неурожайные 1891, 1892, 1897, 1901, 1903, 1905, 1906, 1907, 1908, 1911 и 1913 гг. Он вызвал сверхсмертность населения от болезней и различного вида инфекционных эпидемий. В то же время, ситуация с нехваткой продовольствия была выгодна кулакам, помещикам и торговым спекулянтам. Цена на рынке на хлеб поднималась до огромных величин, и большинство сельского населения попросту сильно голодало, положение доходило нередко до каннибализма. В 1916 г. царское правительство в самый разгар мировой войны 1914–1918 гг. было вынуждено вводить продразвёрстку, и стало изымать у богатых крестьян и помещиков все излишки хлеба и др. продукцию по заниженным закупочным ценам. Все эти действия, в конечном счёте, стали одной из причин свержения российского царя буржуазией и крупными землевладельцами в феврале 1917 г.

Содержание

История

В конце XIX века в селе нашли клад из 80-ти золотоордынских монет (2-я половина XIII-го — конец XIV веков). В то время на расстоянии нескольких километров от современного месторасположения села располагалась столица неисследованного до настоящего времени татарского государства с обнаруженными при раскопках остатками центрального отопления, монетного двора (с. Юлеево, примыкающее к восточной части районного центра г. Городище, который основан на месте древнего татарского города). [источник не указан 243 дня]

С 1780 года находится в составе Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии.

  • В середине XIX века в селе было 3 мечети, водяная мельница.
  • В 1886 году в селе было 302 двора, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз.
  • В 1911 году — 626 дворов, 4 мечети, при них 3 школы.
  • Работник совхоза Хамзя Тугушев был одним из первых участников ВДНХ СССР (1939, 1940, 1941), награждён Большой золотой медалью.

Современное состояние

На 1 января 2004 года в селе насчитывалось 2279 хозяйств, 8589 [2] жителей. Площадь земель 5371 га. 4 вальцовые мельницы, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов. Дом культуры,8 мечетей, мадресе, 2 средние школы, детский сад, больница, поликлиника, аптека, 24 магазина, кафе-столовая, бильярдная, 3 АЗС, Дом быта.

Численность населения

Год Жителей
1859 1798
1886 1838
1897 2885
1911 3644
1926 4132
1930 5033
1939 4040
1959 5175
1970 7282
1979 8105
1989 7788
1996 8535
2004 8589 [3]

Уроженцы села

Родина генетика, селекционера, доктора биологических наук, профессора Фатиха Хафизовича Бахтеева [4] , муфтия ДУМ Поволжья Мукаддаса Аббясовича Бибарсова, председателя ЦДУМ Ростовской области Джафяра Зуфяровича Бикмаева и др.

Примечания

Ссылки

  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты Городищенского района Пензенской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Средняя Елюзань" в других словарях:

Средняя Елюзань — 442327, Пензенской, Городищенского … Населённые пункты и индексы России

442327 — Средняя Елюзань, Пензенской, Городищенского … Населённые пункты и индексы России

Бахтеев, Фатих Хафизович — Фатих Хафизович Бахтеев Дата рождения: 24 ноября (7 декабря) 1905(1905 12 07) Место рождения: с. Средняя Елюзань, Городищенского района Пензенской обл … Википедия

Городищенский район Пензенской области — Городищенский район Герб Флаг … Википедия

Городищенский район (Пензенская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Городищенский район. Городищенский район Герб … Википедия

Население Пензенской области — Численность населения Пензенской области по данным Госкомстата России на 1 января 2012 года составляет 1 376 538 жителей, в том числе городское население 930 155 человек (67,57 %).[1] Содержание 1 Численность населения … Википедия

Пензенская область — Координаты: 53°15′ с. ш. 44°34′ в. д. / 53.25° с. ш. 44.566667° в. д. … Википедия

Пончаев, Жафяр Насибуллович — Глава Духовного управления мусульман Санкт Петербурга и Северо Западного региона России с 1993 г.; родился 16 марта 1940 г. в с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области; окончил медресе "Мир араб" в Бухаре в 1971 г. и… … Большая биографическая энциклопедия

Пончаев, Жафяр Насибуллович — Жафяр Насибуллович Пончаев (тат. Cəğfər Nasıybulla uğlı Pançayev, Җәгъфәр Насыйбулла улы Панчаев, 16 марта 1940) муфтий, председатель Духовного управления мусульман Санкт Петербурга и Северо Западного региона России, Настоятель Санкт… … Википедия

Расселение татар в России — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В Татарстане проживает около 37,9 % всех татар, живущих в России, остальные проживают практически … Википедия

Читайте также: