Сочинение миниатюра кто может нас понять

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как написать сочинение-миниатюру

(из опыта работы в начальной школе)

Как правильно писать сочинение? Этот вопрос смущает умы родителей, так же сильно, как и самих учащихся. Ведь порой заниматься этой "неблагодарной работой" вынуждены именно они. Детям кажется, что написание сочинений практически нигде не пригодится в жизни. На самом деле, это не так. Какую бы профессию ни выбрал в будущем ребенок, ему все равно нужно будет о чем-то писать. Одним придется заниматься такими проблемами, как написать научную работу, другие будут писать о развитии бизнеса, третьи - о воспитании. Спешу вас заверить, что даже в самой далекой от сочинений профессии часто требуется хотя бы элементарно высказать свои мысли в письменной форме.

Большую роль в развитии речи учащихся играют сочинения-миниатюры. Особенность этого жанра заключается в том, что нужно двумя, тремя предложениями раскрыть тему, создать запоминающийся художественный образ. Практика показывает, что миниатюру создать достаточно трудно, так как она требует лаконизма, выразительности, точности в подборе слов.

Темой для устных, а потом и письменных миниатюр может быть любое жизненное явление, любой предмет. Причем тема может предлагаться заранее, а может экспромтом. Но в любом случае внимание учеников обращается на удачные фразы, подмечаются и исправляются речевые недочеты. Интерес представляет своеобразное соревнование между учителем и учеником, когда учащиеся слышат миниатюры учителя и предлагают свои миниатюры. Победителем становится тот, чьи миниатюры, по мнению класса, лучше.

Перед составлением сочинения-миниатюры ученики выполняют ряд заданий.

Прежде чем выполнить задание по написанию мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра - это текст, изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного жанра был М.М. Пришвин.

Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы

Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи

Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения

Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры

Шаг 5. Проверяем текст

1. Подобрать красочные определения (дана таблица со словами: день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна). Воздух свежий, морозный, чистый, колючий, обжигающий.

2. Ответить на вопросы, подобрав сравнения: Как переливается снег? Как сверкают снежинки? и т.д.

Ученики отвечают: снег, как сахар; снежинки, похожие на цветочки, звездочки.

- Из-за чего кружится снег? (Из-за ветра.)

- Какими глаголами можно описать действия ветра? (Крутит, бушует, бросает.)

- Ветер какой? (Злой.)

- Как идет снег? (Сплошной стеной, ничего не видно.)

- Какими словами опишем действия снега? Как он шел? (Снег идет, валит, сыплет, падает.)

- Какое из этих слов наиболее точное? (Валил.)

- Почему снег валил с неба? (Тучи затянули небо.)

- Какие тучи? (Мрачные, снеговые, тяжелые, свинцовые.)

- Какое определение подойдет больше, чтобы показать, что тучи полны снегом, что из них валит снег? (Снеговые.)

Очень важно настроить школьников на творческую волну: поделиться своими мыслями, прочитать стихотворения или прозаический фрагмент.

В вазе прекрасный цветок. У него темно-зеленый стебелек с продолговатыми листьями. На нем держаться красивые розовые бутоны. Приятно смотреть среди зимы на этот нежный цветок.

Все составленные миниатюры обязательно требуют анализа и корректировки. Ученики должны научиться не только отмечать неудачные места в своих сочинениях, но и уметь восхищаться удачным словом, словосочетанием, предложением.

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Совершенствовать навыки работы в группах.

Воспитание позитивного отношения к жизни.

Сегодняшний наш урок хочу начать стихотворными строчками:

Кто может нас понять?
Кому же интересны мы?
Ведь даже родителям наплевать
О чем наконец наши сны.
Мы можем кого-то любить
А еще ненавидеть можем
Мы можем хорошими быть
И можем плохими быть тоже.
Вам всем не судьба нас понять …

Послушать вам нас хоть раз…
Мы можем негодовать …

Разочаруюсь в вас…

Это стихотворение я нашла в Интернете, автора, конечно же, нет. Невозможно пройти мимо, ведь это же крик детской души. Знакомо вам такое отчаяние?! Думаю, да!

Несколько слов о самом авторе.

Родился в 1966 году в городе Иркутске. В 1987 г. окончил факультет

иностранных языков Якутского государственного университета. После этого

учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – РАТИ) в мастерской

Анатолия Васильева. В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в

Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую

Диссертацию по английской литературе.

Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного университета, преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в Москве.

Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий,

итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах

современной русской литературы в МГУ, Литинституте.

Прозу Андрея Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное

для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к

действительности. В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни

сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она

есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования –

вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.

Выявление первичного восприятия рассказа.

- Какое ваше первое впечатление от произведения?

(непривычная форма повествования дневниковые записи)

- Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть опыт ведения дневника?

(чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный)

- Какой временной промежуток охватывает рассказ? (с 14 марта по 14 мая). Как вы думаете, это конец рассказа? Появятся ли еще записи в дневнике?

- О чем пишет главный герой? Какие проблемы поднимаются в рассказе?

- проблема взаимоотношений родителей и детей;

- проблема одиночества среди людей;

- проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей; завоевания авторитета в компании сверстников;

- проблема поиска себя;

Работа в группах. Учащиеся работают с текстом, подбирают характеристики, цитаты: главный герой и те, кто находится рядом с ним.

Выступления учащихся, составление таблицы:

Андрей (улица). Что важно для героя? (мнение ровесников)

«Андрей… не хотел бить. Просто все решили…)

Вывод: Почему только Октябрина Михайловна стала для героя близким человеком? Как повлияла она на жизнь героя?

1. Помогает понять родителей, одноклассников, дворовых ребят.

3. Меняется речь героя. В начале рассказа много жаргонизмов, грубой экспрессивной лексики.

5. Демонстрируется фрагмент из фильма «Римские каникулы.

- Какие слова, сказанные Октябриной Михайловной герою, кажутся вам самыми главными? (дневниковая запись от 24 апреля 1995 гола)

6. Последняя запись в дневнике 14 мая 1995 года.

Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать.

- Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря друзей не произвели на него такого сильного впечатления?

7. Домашнее задание.

Автор оставил финал открытым. Обдумайте все, о чем мы сегодня говорили. Буду рада, если кому-то наш разговор, хотя бы немного, помог разобраться в себе, сделать правильные выводы…

Прежде чем выполнить задание по написанию мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра - это текст, изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного жанра был М.М. Пришвин.

Пример сочинения-миниатюры:


Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы

Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.

Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи

Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:

  • эпитеты
  • метафоры;
  • сравнения;
  • гиперболы;
  • литоты.

Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения

Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.

Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры

Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:

  • завязка 20%;
  • кульминация 60%;
  • концовка (развязка) 20%.

Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.

Шаг 5. Проверяем текст

Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Читайте также: