Академия смерти сочинение альбрехта

Обновлено: 30.06.2024

Содержание

Сюжет

Германия, 1942 год. Главный герой фильма — Фридрих Ваймер, только что закончил школу. Он родом из бедной семьи и мечтает чего-нибудь добиться в жизни. Единственная страсть героя — это бокс. И однажды он получает шанс изменить свою жизнь к лучшему: его замечает преподаватель из элитной национально-политической академии Хайнрих Фоглер и приглашает поступить в это учебное заведение. Отец запрещает Фридриху учиться в этой академии по этическим соображениям, но тот подделывает разрешение отца и уходит без его ведома. В прощальной записке угрожает отцу сообщить в гестапо о его отношении к академии в случае, если тот пожелает его забрать.

Когда Фридрих приезжает в академию, Фоглер становится его наставником и тренером по боксу. Основные принципы обучения в академии — жёсткая дисциплина, идея избранности арийской расы, спартанские условия жизни.

В академии Фридрих находит нового друга Альбрехта Штайна — уязвимого и хрупкого по натуре, с долей скепсиса относящегося к нацисткой идеологии и в то же время являющегося сыном гауляйтера. Альбрехт, несмотря на своё привилегированное положение, находится в постоянной конфронтации с жёсткими условиями в академии, потому что не согласен с идеологией Третьего рейха. Наконец, в одном из школьных сочинений он критикует недавнее школьное задание, связанное с поимкой сбежавших военнопленных, при исполнении которого военнослужащие были убиты, что, по мнению Альбрехта, несправедливо. Получив угрозы со стороны отца и руководства школы, Альбрехт совершает самоубийство на уроке физкультуры, утопившись.

Фридрих тяжело переживает смерть друга и тоже разочаровывается во взглядах, навязываемых ему в академии. Последней каплей для него становится отказ руководства школы опубликовать написанный им некролог о смерти Альбрехта (в связи с самоубийством и прочими нежелательными обстоятельствами). После этого Фридрих участвует в соревнованиях по боксу между академиями и сознательно проигрывает бой. Его отчисляют из академии, отнимают форму, и он в летней одежде, по снегу идёт навстречу своей новой судьбе.

После этого на экране сообщается о том, что даже тогда, когда исход Второй мировой войны был предрешён, формирования состоящие из учеников национал-политических учебно-воспитательных учреждений продолжали ожесточённо сопротивляться. Каждый второй из них погиб.


9 марта, 2012

Фильм длился 1 час 50 минут. Уже во время просмотра было заметно, что он не оставляет никого равнодушным, эпизодически по щекам женской половины собравшихся текли слезы.

О чем же этот фильм, и какие ощущения вызвал? Это были первые вопросы владыки.

У кого-то фильм вызвал тоску, у кого-то наоборот светлые чувства, кто-то высказал мнение о насилии над человеческой личностью.

Но тут же возникает вопрос, а как люди с разными целями и взглядами на жизнь смогли найти что-то общее между собой? Ответ очевиден, ведь и во Фридрихе изначально заложена человечность (это показано в первом боксерском поединке, в его отношении с родными). Они оба еще чисты, девственны (в фильме на это сделан очень выразительный акцент). Вообще в дружбе этих молодых людей как будто прослеживается безмолвный диалог. Они интересны и открыты друг другу. Видя истинное состояние души своего друга, и боясь, что Фридрих может его потерять, Альбрехт все делает для того, чтобы этого не произошло.


Во время обсуждения владыка очень тонко помогал участникам кинопросмотра обратить внимание на вроде бы незначительные детали, но играющие важную роль в создании целостного образа героя или более точного понимания идеи, которую хотел донести режиссер. Задавал вопросы, с помощью которых достигался истинный смысл, и находился верный ответ. Приведем небольшой пример из обсуждения:

Давайте рассмотрим жизненный путь Альбрехта, что это за человечек такой. Он, в принципе, единственный в школе такой.

Альбрехт – единственный человек, которого не удалось сломать этой страшной машине внутренне. Физически он был слабым человеком. Любил писать стихи, сочинять. Не умел драться, делал это неуклюже. Эта школа была у него уже второй. Как и в первой, он занимался изданием газеты.

Его отец был абсолютно другим человеком, он был частью системы. Он родился в бедной семье, всегда стремился стать большим человеком. С 13 лет начал работать. И вот, наконец-то, он становится гауляйтером. А сын абсолютно не оправдывает его надежд.

Какие моменты в фильме об Альбрехте вам запомнились больше всего?

Эпизод про волоски в сочинениях. Он придумал вкладывать волоски в сочинения, которые оправлял своим родителям, так он мог увидеть, прочитали они их или нет. Оказалось, что прочитано было только одно его произведение.

Почему Альбрехт написал такое сочинение? Зачем?

Чтобы пробудить чувства, он увидел, что ребят мучает совесть.

Скажите, если бы такого Альбрехта не было, что случилось бы с Фридрихом?

Он стал бы таким же, как все.

Почему Фридрих не победил в боксерском поединке, и героем не ушел из Академии? Почему он именно таким способом, возможно, слабым (опустил руки) выразил протест? Или это не слабость?

Это не слабость. Это сила духа.

А в чем эта сила? В чем ее проявление?

Сила духа проявляется только в преодолении, когда есть препятствие. Важно, как ты поведешь себя в сложной ситуации. Тогда и видно насколько ты сильный человек. Несмотря на огромное серьезное искушение тщеславием, победой, Фридрих во время боксерского поединка, в шаге от победы опускает руки, он не собирается идти этим путем.

Не захотел быть винтиком в этой системе. Решил пожертвовать собой, чтобы не убивать.

Мнения о фильме участников кинопросмотра:

О. Макарий: Фильм этот захватывает с самого начала, и не отпускает, не дает возможности расслабиться. Интересно, что та система, которая предлагается, для мужчины, по идее, привлекательна – делай, что нужно и добьешься цели. Каждый мужчина в этом мире борется за что-то. Для нас, живущих в России, иногда хочется, чтобы тоже все было четко и ясно, все величественно. Но в чем тут неправда? А в том, что изживается такое христианское чувство, как любовь.

Матушка Ольга Долгополова: Этот фильм о любви к ближнему. О настоящей дружбе и о человеческом долге. Поражает поступок Зигфрида, когда он ценой собственной жизни спас своих друзей от смерти. Несмотря на позор и унижение, которым постоянно подвергался юноша, в момент опасности он проявил свои самые лучшие человеческие качества.

Просмотр фильма

Германия, 1942 год. Воспитанников одной из национал-политических академий готовят на руководящие посты Третьего рейха. Главный герой фильма — Фридрих Ваймер — родом из бедной семьи и мечтает добиться в жизни большего, чем его родители. Страстное увлечение героя — бокс. Однажды на ринге его замечает преподаватель из элитной национал-политической академии и приглашает поступить в это учебное заведение. Фридрих получает шанс изменить свою жизнь, подняться по социальной лестнице, выбиться в люди. Отец запрещает сыну учиться там, но тот подделывает в прошении родительскую подпись и уезжает без ведома. В прощальной записке угрожает отцу сообщить в гестапо о его негативном отношении к академии в случае, если тот пожелает его забрать.

В фильме прослеживается несколько тем. Во-первых, политическая тема. Нацистское государство утверждает свое место в мире, захватывает другие страны и уничтожает народы, что делает востребованным создание идеологических школ и доминирующие их положение среди прочих образовательных учреждений. На занятиях пропагандируется арийская обособленность от других народов по внешнему признаку и призванию. Классическая немецкая культура и гуманистические ценности отвергнуты. Подросткам прививают ненависть не только к другим народам, но и к психологически и физически слабым среди своих сверстников. В Гитлерюгенд могли попасть и учиться дети из любых социальных слоев, независимо от материального достатка или социального статуса. Нравственный выбор, который в течение развития событий в картине каждый раз делают ее герои, отражает внутренний мир и трансформацию каждого. Фридрих в течение картины показывает хорошие результаты на ринге, тренируется, стремится к победе. После смерти друга в нем происходит внутренний слом. В финале картины подросток, участвуя в поединке и имея явное превосходство над своим соперником, прекращает борьбу. Ценности и переживания выражаются в характере персонажей, противостоянии или принятии правил жизни внутри школы и всей страны, мира того времени. Что такое самоубийство Альбрехта – это поступок слабого беспомощного подростка или сила характера, не способная мириться с окружающей ненавистью и убийством?

Возможно, социальная тема является доминирующей. Подростки многократно видят убийства – в стенах самой академии, и при выполнении задания по отлову русских беженцев — это попытка включить зрителя в реальный исторический контекст. Конфликт отцов и детей показан рефреном, присутствует у обоих ключевых героев. Хочется отметить, пленные русские в картине показаны людьми. Ведь можно было показать матерых мужиков, которые защищались бы ломом или палками. Очевидно, это осознанный выбор режиссера. Беглецы русские – такие же дети, как и подростки Гитлерюгенд.

Однако нравственная тема, очевидно, самая главная. Даже при нацистском режиме были другие немцы, другие люди. Не все были ярыми национал-социалистами и убийцами. Важная вещь, которую следует подчеркнуть – человеку на самом деле очень трудно убить другого человека. Американцы проводили исследования, которые показали, что большинство американских ветеранов, когда стреляли во врага, стреляли мимо, специально не целясь [2].

Еще о фрагменте в конце фильма, когда главный герой встал в ступор в поединке, не совсем ясно отражена его внутренняя работа. Кадр как бы несколько завис. Герой должен принять решение, сделать окончательный удар и остаться в Академии, продолжить карьеру или сдаться и кончить все. На трибунах восторженные лица учеников и преподавателей, скандирующие его имя…

Другой фрагмент, где курсант на учениях не смог выбросить гранату из окопа — также выглядит натянуто. Преподаватель несет полную ответственность и должен надлежащим образом проинструктировать и предугадать реакцию вверенных ему людей. Однако это предстаёт не так, мы видим, как именно учитель первым выпрыгнул из окопа и после этого не понес наказания. Зритель находится в неведении дошла ли эта существенная деталь о его поступке до руководства. Причина, по которой курсант не выполнил, казалось бы, естественных действий для собственного самосохранения – возможно в некачественном отборе претендентов на учебу, либо психика подростка за время учебы в столь жестких условиях надломилась.

Фильм в целом хороший! В нем мало пафоса, наигранности. Можно отметить избыточную сентиментальность режиссера. Думается, этот фильм можно рассматривать как шаблон для любого учебного заведения, перемещаясь в определенные временные реалии.

[1] Elite für den Führer
[2] Dave Grossman On Killing: The Psychological Cost of Learning to Kill in War and Society. 1996.

Хуже, однако, было, когда выяснилось, что единственный купивший билет - журналист "ТВ-Парка", с которым я хоть и не общаюсь, но визуально знаком. Причем даже в этой сумасшедшей среде его считают "странным", а с людьми более "странными", чем даже я сам, я стараюсь в контакт не вступать. Пришлось сделать все возможное - почти успешно. Это еще одна специфика заведения: при том, что в помещении шаром покати, количество знакомых на квадратный километр зашкаливает за разумные пределы.

А потом было, собственно, кино.

ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ АННОТАЦИИ:
Для осуществления навязчивой идеи Гитлера были созданы Национально-политические академии - система элитных школ под сокращенным названием НАПОЛА. Там готовили расу новых господ, будущих гауляйтеров Минска или Лондона. До последнего времени о существовании этих школ в Германии не принято было говорить, потому что бывшие выпускники НАПОЛЫ до сих пор занимают высокие посты в политике и бизнесе.
Берлин, 1942 год. Шестнадцатилетний Фридрих получает лестное предложение стать учеником НАПОЛЫ, где элита завтрашнего дня штудирует "Нибелунгов", бегает кроссы, охотится с боевым оружием на русских пленных. Но вскоре первоначальные восторги уступают место сомнениям.
Деннис Ганзель: "Вопрос - встану я сейчас и скажу что-нибудь или лучше придержу язык за зубами - возникает в любом, даже демократическом обществе, где люди тоже попадают под очень большое давление. "

Вообще сравнение "Академии смерти" (в оригинале - "NAPOLA") с "Гарри Поттером" очень уместно. Действительно - парень из рабочей семьи, боксер, у которого нет взаимопонимания с родителями (отец - рабочий с приглушенными антифашистскими настроениями) благодаря удачному выступлению на ринге замечен преподавателем "НАПОЛЫ". Тайком от семьи он ночью уходит из дома в школу, располагающуюся в старинном замке в горах. Разница только в антураже: школа магов украшена флагами со свастикой, а юных чародеев учат орудовать не волшебными палочками, а автоматами и гранатами. Правда, еще они умирают и убивают (безоружных русских пленных, своих ровесников) по-настоящему. Но в остальном - очень похоже. И сюжет вполне мог предполагать чисто мифологическое прочтение, визуально, стоит предположить, близкое стилистике "Олимпии" Лени Риффеншталь.

Гитлеровская утопия "Тысячелетнего Рейха", как любая утопия (сталинско-коммунистическая в том числе) вне мифологии вообще не может быть понята - причем мифологии не только древнегерманской, нибелунговской, но и более древней и далекой (иудео-христианской, в частности, сама формула "тысяча лет" - библейско-апокалиптическая, и древнеиранской, и древнеиндийской). Режиссер, однако, предпочел мифологизму психологизм. Глубокий настолько, что миф почти вытеснен из контекста, а в центре внимания - история отношений двух главных героев-соучеников: простого парня, боксера Фридриха и субтильного рефлексирующего юного поэта Альбрехта, сына местного гауляйтера. В связи с чем "Академия смерти" делается по сути ближе не к "Гарри Поттеру", а к "Дурному воспитанию". Не столько по сюжету (отношения Фридриха и Альбрехта - это дружба гетеросексуальных мальчиков, разных по характеру, но близких по духу и еще больше сближающихся в процессе общения и столкновения с общими проблемами, вместе исследующими закоулки школьного замка - если гомоэротика здесь и имеет место, то она запрятана очень глубоко на дне), сколько по подходу к изображению событий. Здесь, в отличие от мифа (будь то "Гарри Поттер", "Властелин колец" или "Звездные войны"), не реконструируются заложенные в сюжете универсальные схемы, а создаются живые, конкретные, сложные характеры, каждое движение которых психологически обусловлено (в отличие, скажем, от поведения Анакина Скайуокера, за что только ленивый еще не пнул, не разобравшись, бедного Лукаса).

Тем не менее миф в этой истории присутствует на уровне знака и опровергается в реальном сюжетном плане.
1.В именах героев:
* Зигфрид - ученик, писающийся по ночам в постель, а впоследствии гибнущий, закрывая своим телом гранату и спасая остальных, носит имя принца из древнегерманских легенд;
* Альбрехт - поэт, редактор школьной газеты, предпочитающий лжи самоубийство - имя одного из самых знаменитых немецких художников
* наконец, Фридрих - главный герой, рабочий парень, проходящий в школе НАПОЛА школу жизни и переоценивающий внушенную ему с детства идеологию - самое простое и распространенное имя, нарицательное наименование для немца - "фриц".
2. В культурологических параллелях: получив задание написать сочинение на тему "Зимний пейзаж как часть германского героического эпоса", Альбрехт (Фридрих в это время сидит в карцере) описывает совершившееся накануне убийство в заснеженном лесу учениками НАПОЛЫ безоружных беглых русских, а в финале Фридрих, покидая школу, смотрит на нее сквозь падающий снег;
3. Эпизод самоубийства Альбрехта, когда тот, уходя под воду озера, из-под кристально-прозрачного льда жестом и взглядом прощается с Фридрихом - это, конечно, чистой воды мифология (и литературные, и кинематографические ассоциации тут лежат на поверхности).

Считать приоритет психологии над мифологией недостатком фильма неправомерно. В конце концов, это дела вкуса автора - в первую очередь, и зрителя - во вторую. Мог быть другой фильм. А этот - такой. Более простой, конкретный, "осязаемый" - но не менее от этого интересный.

Читайте также: