Сочинение роль вопросительных предложений в тексте сочинение

Обновлено: 02.07.2024

– (4)Хотя они и сейчас приносят тебе свои диссертации, – с упреком сказала мама. – (5)А ты в обычный отпуск не можешь собраться: каждый день эта больница! (6)Операции, операции. (7)Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли…

(8)Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом.

(9)Телефон у нас стал звонить каждые две минуты.

– (10)Как здоровье доктора? (11)Как он себя чувствует? – спрашивали незнакомые голоса.

(12)Вечером я сказал маме:

– (13)Звонили, наверно, раз сто! (14)Некоторые чуть не плакали…

– (15)Сколько? – удивилась мама. – (16)Значит, они переживают?!

(18)Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, потому что ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков.

(19)В другие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием:

–(20)Позвоните вечером – как раз его жена будет дома!

(22)Однажды я сказал звонившим людям, что разбил градусник. (23) Вечером нам принесли целых три градусника!

–(24) Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы этот ваш . кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили? (25)И купили бы столько градусников.

(26)И тогда мама твердо и уверенно сказала:

– (27)Да, папа нужен людям!

(28)Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться, а я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью… (29) Что поделаешь? (30)Если они папе так помогли!

C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли вопросительного знака.

Мнение Антона и Кирилла

Кирилл: Зачем нужен вопросительный знак? Неужели без него нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас. Попробуй разберись, где вопросительный знак ставить!

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А.Алексина

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции вопросительного знака. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение

Вопросительный знак так же, как и другие знаки препинания, очень важен в письменной речи.

В тексте А.Алексина вопросительный знак выполняет разные функции. В предложениях 10, 11, 24, 25 и др. он, являясь знаком завершения, служит для разделения текста на смысловые отрезки. В то же время вопросительный знак выполняет интонационную функцию: он предупреждает читателя о том, что указанные предложения надо произносить с вопросительной интонацией.

Таким образом, мы убеждаемся, что вопросительный знак имеет большое значение в русской пунктуации, без него в письменной речи не обойтись.

Котомина Маргарита 9 Б класс МОУ "Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района" Алтайского края.

учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория

Цель урока: Развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенции учащихся в следующих направлениях:

Обобщить знания учащихся о системе знаков препинания русской письменной речи.

Повторить знания о вопросительном предложении, его значении и знаках препинания.

Познакомить учащихся с историей вопросительного знака в русской речи.

Совершенствовать навык грамотного письма, закрепляя умение пользоваться правилами о постановке знаков препинания при вопросительном предложении. Совершенствовать умение создать текст-рассуждение, систематизировать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Вопросительное предложение увидишь в тексте сразу, не вчитываясь. Как?

Ученик . По знаку вопроса.

С виду словно старичок,

Но он любое мнение

Поставить может под сомнение!

Учитель . Совершим экскурсию в историю знаков препинания.

Ученик . Учеными считается, что с современными значениями знаки препинания были предложены лишь в XVI веке венецианским печатником Альдо Мануцио.

В XVII веке на основе его рекомендаций сформировалась пунктуация европейских языков, включая, русский, которая с тех пор между этими языками различается незначительно.

Учитель . Вспомните, что вы знаете о вопросительном предложении?

Ученик . Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Эти предложения могут иметь не только значение вопроса.

Учитель . Какие, на ваш взгляд могут иметь значения вопросительные предложения?

Ученик . Вопросительные предложения могут иметь дополнительные значения отрицания, недоумения, просьбы, совета, удивления.

Учитель . Как называются вопросительные предложения не требующие ответа?

Имя прилагательное риторически образовано от основы существительного риторика, что значит теория красноречия, наука об ораторском искусстве, а слово риторика образовано от существительного ритор – оратор.

Риторический вопрос – одно из синтаксических средств выразительности речи.

Учитель . Перед вами тексты с вопросительными предложениями. Прочитайте выразительно. Определите их значение.

Душа и спорт. Ужли - одно из двух?

Ужели спорт взбирается на сцену,

Не в помощь духу, а ему на смену?

Ученик. В этом тексте вопросительное предложение имеет значение удивления и выявляет авторскую позицию.

Какие радости в чужбине?

Они в родных краях!

Ученик . Первое предложение представляет собой риторический вопрос, имеет дополнительное значение отрицания.

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Ученик . Вопросительное предложение имеет значение утверждение. Предложение очень эмоциональное и выявляет чувства лирического героя.

Лев – царь зверей … Почему льву присвоен этот титул? Он самый сильный из хищников? По силе он, пожалуй, уступает тигру. Самый ловкий?

В этом он уступает леопарду. Самый большой из хищников? Опять нет …

Учитель . Ребята, работая над текстом с вопросительными предложениями вы наверное, обратили внимание на интонацию этих предложений. Она особая, яркая.

На дом вы получили задание подобрать небольшие тексты с вопросительными предложениями, определить их роль и дополнительное значение.

Запишите ответы и свои примеры в таблицу:

Роль вопросительных предложений в речи.

Роль вопросительного предложения

1.Вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ.

Вы не уйдете? Нет? ( Чехов А.П.)

Что же вам тут может нравиться?

Что же вы нам можете рассказать?

3.Выражает побуждение к действию.

Итак, может быть, предложим наши занятия? Займемся сначала подготовкой.

Вы как будто змее сочувствуете. (Пришвин)

5. Выражает просьбу.

Молока, не продашь ли, хозяюшка?

6. Выражает совет.

Почему бы не вспоминать почаще о родителях?

7. Выражает утверждение.

Так вы ведь любите писать в газетах (Солоухин)

8. Выражает предположение.

Видит Теркин погребушку,- Не оттуда ль пушка бьет? ( Твардовский)

9. Выражает недоумение, удивление.

Как, и мечтать, мечтать не можешь без спроса? (Гончаров)

10. Выражает вызов.

Что ж? веселитесь,…он мучений Последних вынести не мог. (Лермонтов М.Ю.)

11.Риторический вопрос (Не требующий ответа). По смыслу равен повествовательному предложению.

Кто не любовался многоцветной радугой? (Осетров)

Учитель. Послушаем ваши примеры.

Ученик. – Боже мой!- продолжал бушевать дед.

- Как ты удивительно на нее похожа! И как я не понимал этого?! Это многое в тебе объясняет. Жизнь будто совершила круг. ( Д. Железников)

В этом тексте вопросительное предложение выражает удивление и помогает понять чувство героя.

Ученик . … Да, пожалуйста, зови меня просто Максим Максимыч и, пожалуйста, - к чему эта полная форма? Приходите ко мне всегда в фуражке? (М.Ю. Лермонтов)

Здесь мы видим, что вопросительное предложение имеет значение совета и создает впечатление непринужденности.

Ученик. А вы! О Боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! ( Грибоедов)

В приведенном примере вопросительное предложение имеет значение недоумения, удивления, обиды. Оно помогает понять состояние и чувство героя.

Ученик . По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец? … Кто кричал? (А.П. Чехов)

Все вопросительные предложения имеют прямое значение вопроса. В этом монологе – весь Очумелов, ограниченный, трусливый, ущербный. Замечательная речевая характеристика героя.

Ученик . Уж зачем ты алая заря просыпалася?

На какой ты радости разыгралася? (М.Ю. Лермонтов)

Здесь вопросительные предложения подчеркивают чувства лирического героя и выражают значения сожаления, грусти, тоски, печали.

Учитель . Мы с вами повторили вопросительные предложения, их функции в речи. Эти знания нам будут необходимы при подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

Учитель . Вспомните, как строится сочинение – рассуждение?

Ученик . Схема сочинения – рассуждения выглядит так:

Учитель . Цель написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.

Язык нужен для живой жизни – вот, наверное, основополагающий принцип отбора материала для сочинения.

Прочитайте следующие рекомендации. Все ли вам в них понятно?

Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, необходимо учесть следующее:

Учитель . Обратите внимание на составленную таблицу. В ней отражена роль вопросительного предложения. Мы собрали с вами материал к будущему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

Учитель . Ответьте, в какой части сочинения вы можете воспользоваться материалами таблицы о роли вопросительного предложения?

Ученик . Материалом таблицы можно воспользоваться для аргументации.

Учитель . Форма и жанр высказывания могут быть разными.

Познакомьтесь с моделью, описывающую возможный способ развертывания текста сочинения-рассуждения.

Для чего необходимо в речи вопросительное предложение?

Вопросительное предложение выполняет важную функцию в речи.

  1. Обоснование (обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли)

Таким образом, мы видим, что вопросительное предложение на самом деле играет важную роль в речи…

Учитель . Часто трудно начать сочинение. Познакомьтесь с видами тезисов.

Как начать сочинение на лингвистическую тему.

1.Тезис – утверждение актуальности темы.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно.

2.Тезис – риторический вопрос.

Точка… Разве без нее можно обойтись на письме?

3.Тезис – восклицательное предложение.

Как необходимо тире на письме!

5.Небольшое отступление, подводящее к теме

Русская пунктуация – сложная система. Глубокое овладение ею помогают точно и четко передавать и воспринимать смысл написанного.

Ученик . Вопросительное предложение… Разве можно обойтись в речи без него?

Ученик . Что такое вопросительное предложение? Это вопрос к собеседнику. Но оказывается на этом его роль не заканчивается. С его помощью можно выразить сомнение, удивление, просьбу…

Учитель . Как же мы с вами закончим сочинение? Давайте подумаем.

Вспомним виды заключений.

Мы бесконечно изменили и уродовали прекрасный лик планеты.

Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя.

2.Призыв, обращение к читателю.

А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?

Учитель . Послушайте сочинение- рассуждение, которое к уроку было написано вашим одноклассником, и проанализируйте его с точки зрения требований к сочинению на лингвистическую тему.

Учитель . Ученик .- В работе нет вступления.

- Повторяется вводное слово например.

- Нет членения на абзацы.

- Приведен только один аргумент.

- Объем сочинения мал. (42 слова)

Прочитайте и оцените второе сочинение.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они несут в себе как стилистическую, так и грамматическую функцию.

Ученик. – В работе нет заглавия.

- Тема не раскрыта.

- Нарушена логика рассуждения.

- Есть неуместные повторения.

- Вывод и заключение не соответствуют теме.

Учитель . Познакомьтесь с памяткой, которая поможет вам в работе над сочинением.

Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.

  1. Внимательно прочитайте утверждение лингвистического положения.
  2. Сформулируйте тезис и подберите в тексте примеры, доказывающие справедливость вашего утверждения.
  3. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Чтобы не было логических ошибок, можно использовать следующие речевые клише:

  • Чтобы доказать сказанное, обратимся к № предложению текста.
  • Пример использования … можно найти в предложении…
  • В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.
  • Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое) … Это подтверждает вывод о том, что…

Не забывайте, что объем работы должен быть не менее 50 слов.

Учитель . Подведем итоги нашего урока. Цели, которые были поставлены в начале урока, мы достигли. Мы исследовали роль вопросительного предложения в тексте, собрали материал к сочинению – рассуждению, вспомнили композицию, повторили виды вступлений и заключений, проанализировали сочинения одноклассников. Думаю, что вы готовы к работе над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему.

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:

Часто в текстах особенно публицистического и художественного стиля используется риторический вопрос. Это делает речь выразительной, эмоциональной.

Без сомнения, вопросительное предложение играет важную роль в нашей речи.

С1К1 – 2б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос.

С1К2 – 2б. Ученик привел 2 примера – аргумента.

С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.

С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью.

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:

Вопросительный знак возник в 17в. Основоположником был австрийский ученый Альдо Мануцио. А вопросительное предложение существует давно. Наверное, с возникновением необходимости что – то спросить. Конечно, вопросительные предложения в нашей речи играют очень большую роль.

Во-первых, оно используется для создания вопроса. Широко вопросительное предложение применяется в диалоге.

- Так ты женат? На ком?

- На Лариной Татьяне.

Во-вторых, вопросительные предложения в тексте используются для выражения просьбы или совета.

Наша речь без вопросительных предложений была бы скучной и не интересной.

С1К1 – 1б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, но выявил только одну функцию языка.

С1К2 – 1б. Ученик привел только 1 аргумент.

С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.

С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенции учащихся в следующих направлениях:

Языковая и лингвистическая компетенции:

Обобщить знания учащихся о системе знаков препинания русской письменной речи.

Повторить знания о вопросительном предложении, его значении и знаках препинания.

Познакомить учащихся с историей вопросительного знака в русской речи.

Совершенствовать навык грамотного письма, закрепляя умение пользоваться правилами о постановке знаков препинания при вопросительном предложении. Совершенствовать умение создать текст-рассуждение, систематизировать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Проект урока

Васильева Н.С. учитель русского языка и литературы

Дата:19.03.2015г.

г. Казань – 2015г.

Цель урока: Развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенции учащихся в следующих направлениях:

Языковая и лингвистическая компетенции:

Обобщить знания учащихся о системе знаков препинания русской письменной речи.

Повторить знания о вопросительном предложении, его значении и знаках препинания.

Познакомить учащихся с историей вопросительного знака в русской речи.

Совершенствовать навык грамотного письма, закрепляя умение пользоваться правилами о постановке знаков препинания при вопросительном предложении. Совершенствовать умение создать текст-рассуждение, систематизировать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подобрать небольшой текст с вопросительными предложениями. Определить в них роль вопросительных предложений.

Вопросительное предложение увидишь в тексте сразу, не вчитываясь. Как?

Ученик. По знаку вопроса.

С виду словно старичок,

Но он любое мнение

Поставить может под сомнение!

Учитель. Совершим экскурсию в историю знаков препинания.

Ученик. Учеными считается, что с современными значениями знаки препинания были предложены лишь в XVI веке венецианским печатником Альдо Мануцио.

В XVII веке на основе его рекомендаций сформировалась пунктуация европейских языков, включая, русский, которая с тех пор между этими языками различается незначительно.

Учитель. Вспомните, что вы знаете о вопросительном предложении?

Ученик. Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Эти предложения могут иметь не только значение вопроса.

Учитель. Какие, на ваш взгляд могут иметь значения вопросительные предложения?

Ученик. Вопросительные предложения могут иметь дополнительные значения отрицания, недоумения, просьбы, совета, удивления.

Учитель. Как называются вопросительные предложения не требующие ответа?

Имя прилагательное риторически образовано от основы существительного риторика, что значит теория красноречия, наука об ораторском искусстве, а слово риторика образовано от существительного ритор – оратор.

Риторический вопрос – одно из синтаксических средств выразительности речи.

Учитель. Перед вами тексты с вопросительными предложениями. Прочитайте выразительно. Определите их значение.

Душа и спорт. Ужли - одно из двух?

Ужели спорт взбирается на сцену,

Не в помощь духу, а ему на смену?

Ученик. В этом тексте вопросительное предложение имеет значение удивления и выявляет авторскую позицию.

Какие радости в чужбине?

Они в родных краях!

Ученик. Первое предложение представляет собой риторический вопрос, имеет дополнительное значение отрицания.

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Ученик. Вопросительное предложение имеет значение утверждение. Предложение очень эмоциональное и выявляет чувства лирического героя.

Лев – царь зверей… Почему льву присвоен этот титул? Он самый сильный из хищников? По силе он, пожалуй, уступает тигру. Самый ловкий?

В этом он уступает леопарду. Самый большой из хищников? Опять нет …

Учитель. Ребята, работая над текстом с вопросительными предложениями вы, наверное, обратили внимание на интонацию этих предложений. Она особая, яркая.

На дом вы получили задание подобрать небольшие тексты с вопросительными предложениями, определить их роль и дополнительное значение.

Запишите ответы и свои примеры в таблицу:

Роль вопросительных предложений в речи.

Роль вопросительного предложения

1.Вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ.

Вы не уйдете? Нет? ( Чехов А.П.)

Что же вам тут может нравиться?

Что же вы нам можете рассказать?

3.Выражает побуждение к действию.

Итак, может быть, предложим наши занятия? Займемся сначала подготовкой.

Вы как будто змее сочувствуете. (Пришвин)

5. Выражает просьбу.

Молока, не продашь ли, хозяюшка?

6. Выражает совет.

Почему бы не вспоминать почаще о родителях?

7. Выражает утверждение.

Так вы ведь любите писать в газетах (Солоухин)

8. Выражает предположение.

Видит Теркин погребушку,- Не оттуда ль пушка бьет? ( Твардовский)

9. Выражает недоумение, удивление.

Как, и мечтать, мечтать не можешь без спроса? (Гончаров)

10. Выражает вызов.

Что ж? веселитесь,…он мучений Последних вынести не мог. (Лермонтов М.Ю.)

11.Риторический вопрос (Не требующий ответа). По смыслу равен повествовательному предложению.

Кто не любовался многоцветной радугой? (Осетров)

Учитель. Послушаем ваши примеры.

Ученик. – Боже мой!- продолжал бушевать дед.

- Как ты удивительно на нее похожа! И как я не понимал этого?! Это многое в тебе объясняет. Жизнь будто совершила круг. ( Д. Железников)

В этом тексте вопросительное предложение выражает удивление и помогает понять чувство героя.

Ученик. … Да, пожалуйста, зови меня просто Максим Максимыч и, пожалуйста, - к чему эта полная форма? Приходите ко мне всегда в фуражке? (М.Ю. Лермонтов)

Здесь мы видим, что вопросительное предложение имеет значение совета и создает впечатление непринужденности.

Ученик. А вы! О, Боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! ( Грибоедов)

В приведенном примере вопросительное предложение имеет значение недоумения, удивления, обиды. Оно помогает понять состояние и чувство героя.

Ученик. По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец? … Кто кричал? (А.П. Чехов)

Все вопросительные предложения имеют прямое значение вопроса. В этом монологе – весь Очумелов, ограниченный, трусливый, ущербный. Замечательная речевая характеристика героя.

Ученик. Уж зачем ты алая заря просыпалася?

На какой ты радости разыгралася? (М.Ю. Лермонтов)

Здесь вопросительные предложения подчеркивают чувства лирического героя и выражают значения сожаления, грусти, тоски, печали.

Учитель. Мы с вами повторили вопросительные предложения, их функции в речи. Эти знания нам будут необходимы при подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

Учитель. Вспомните, как строится сочинение – рассуждение?

Ученик. Схема сочинения – рассуждения выглядит так:

Учитель. Цель написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.

Язык нужен для живой жизни – вот, наверное, основополагающий принцип отбора материала для сочинения.

Прочитайте следующие рекомендации. Все ли вам в них понятно?

Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, необходимо учесть следующее:

Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.

Сочинение может строиться по следующей логике рассуждений:

Учитель. Обратите внимание на составленную таблицу. В ней отражена роль вопросительного предложения. Мы собрали с вами материал к будущему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

Учитель. Ответьте, в какой части сочинения вы можете воспользоваться материалами таблицы о роли вопросительного предложения?

Ученик. Материалом таблицы можно воспользоваться для аргументации.

Учитель. Форма и жанр высказывания могут быть разными.

Познакомьтесь с моделью, описывающую возможный способ развертывания текста сочинения-рассуждения.

Определим проблему в виде вопроса.

Для чего необходимо в речи вопросительное предложение?

Вопросительное предложение выполняет важную функцию в речи.

Обоснование (обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли)

Таким образом, мы видим, что вопросительное предложение на самом деле играет важную роль в речи…

Учитель. Часто трудно начать сочинение. Познакомьтесь с видами тезисов.

Как начать сочинение на лингвистическую тему.

1.Тезис – утверждение актуальности темы.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно.

2.Тезис – риторический вопрос.

Точка… Разве без нее можно обойтись на письме?

3.Тезис – восклицательное предложение.

Как необходимо тире на письме!

5.Небольшое отступление, подводящее к теме

Русская пунктуация – сложная система. Глубокое овладение ею помогают точно и четко передавать и воспринимать смысл написанного.

Ученик. Вопросительное предложение… Разве можно обойтись в речи без него?

Ученик. Что такое вопросительное предложение? Это вопрос к собеседнику. Но, оказывается, на этом его роль не заканчивается. С его помощью можно выразить сомнение, удивление, просьбу…

Учитель. Как же мы с вами закончим сочинение? Давайте подумаем.

Вспомним виды заключений.

Мы бесконечно изменили и уродовали прекрасный лик планеты.

Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя.

2.Призыв, обращение к читателю.

А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?

Учитель. Послушайте сочинение - рассуждение, которое к уроку было написано вашим одноклассником, и проанализируйте его с точки зрения требований к сочинению на лингвистическую тему.

Учитель. Ученик.- В работе нет вступления.

- Повторяется вводное слово например.

- Нет членения на абзацы.

- Приведен только один аргумент.

- Объем сочинения мал. (42 слова)

Прочитайте и оцените второе сочинение.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они несут в себе как стилистическую, так и грамматическую функцию.

Ученик. – В работе нет заглавия.

- Тема не раскрыта.

- Нарушена логика рассуждения.

- Есть неуместные повторения.

- Вывод и заключение не соответствуют теме.

Учитель. Познакомьтесь с памяткой, которая поможет вам в работе над сочинением.

Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.

Внимательно прочитайте утверждение лингвистического положения.

Сформулируйте тезис и подберите в тексте примеры, доказывающие справедливость вашего утверждения.

Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Чтобы не было логических ошибок, можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы доказать сказанное, обратимся к № предложению текста.

Пример использования … можно найти в предложении…

В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.

Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое) … Это подтверждает вывод о том, что…

Не забывайте, что объем работы должен быть не менее 50 слов.

Учитель. Подведем итоги нашего урока. Цели, которые были поставлены в начале урока, мы достигли. Мы исследовали роль вопросительного предложения в тексте, собрали материал к сочинению – рассуждению, вспомнили композицию, повторили виды вступлений и заключений, проанализировали сочинения одноклассников. Думаю, что вы готовы к работе над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему.

Дополнительный материал к уроку.

Образцы сочинений

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:

Часто в текстах особенно публицистического и художественного стиля используется риторический вопрос. Это делает речь выразительной, эмоциональной.

Без сомнения, вопросительное предложение играет важную роль в нашей речи.

С1К1 – 2б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос.

С1К2 – 2б. Ученик привел 2 примера – аргумента.

С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.

С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью.

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:

Вопросительный знак возник в 17в. Основоположником был австрийский ученый Альдо Мануцио. А вопросительное предложение существует давно. Наверное, с возникновением необходимости что – то спросить. Конечно, вопросительные предложения в нашей речи играют очень большую роль.

Во-первых, оно используется для создания вопроса. Широко вопросительное предложение применяется в диалоге.

- Так ты женат? На ком?

- На Лариной Татьяне.

Во-вторых, вопросительные предложения в тексте используются для выражения просьбы или совета.

Наша речь без вопросительных предложений была бы скучной и не интересной.

С1К1 – 1б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, но выявил только одну функцию языка.

С1К2 – 1б. Ученик привел только 1 аргумент.

С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.

С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью.

Введение в сочинении – небольшая по объёму, но важная часть структуры сочинения, влияющая на общую оценку всей работы.

Из множества видов введений можно подобрать самое подходящее по смыслу и написать красивое сочинение, соответствующее всем необходимым требованиям.

Введение в сочинении

В данной статье описаны все возможные виды введений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.

Что такое введение в сочинении?

Введение – краткое ознакомительное вступление к сочинению.

Писать введение одновременно и легко, и сложно.

Это связано с тем, что у эксперта, проверяющего сочинение на ЕГЭ, нет критериев для проверки введения.

Поэтому некоторые выпускники начинают сочинение сразу с формулировки проблемы, но это неверный путь к хорошей оценке сочинения.

Важно!

Следует помнить, что хорошее вступление может сразу выделить сочинение из массы других, проверяемых экспертом.

Задача введения в сочинении

Задача введения – подвести читателя к проблеме текста, которую необходимо прокомментировать.

Введение может содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором, может сообщать об основной проблеме текста или определять круг проблем, затронутых автором.

При написании введения логичнее вести мысль от общих рассуждений по теме к частному случаю, описанному в тексте, так как в смысловом плане введение должно как бы перекидывать мостик от вступительных предложений, заканчивающихся формулировкой проблемы, к основной части, где эта проблема будет рассмотрена с разных сторон.

Объём введения в сочинении

Введение в сочинении по объему должно быть небольшим (2 — 3 развернутых предложения или 4 — 5 коротких).

Будет хорошо, если вступление по объему примерно будет таким же, как заключение.

Вступление и заключение отзеркаливают по содержанию друг друга с точностью до наоборот, но по объему должны совпадать.

В сочинениях можно использовать различные виды введений.

Виды введений в сочинении

В зависимости от темы текста, по которому пишется сочинение, а также творческих способностей выпускника можно использовать различные виды введений.

1) Вопросно-ответное единство

Такое введение напоминает по форме диалог и сразу обращает на себя внимание энергичным началом.

2) Цепочка вопросительных предложений

Пишется в начале сочинения и имеет цель зафиксировать внимание читателя на ключевых понятиях исходного текста.

Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении предложенного на экзамене текста.

3) Назывные предложения

Предложения, которыми открывается сочинение, могут содержать основные понятия или имя героя, о котором повествуется в тексте.

Детство… Беззаботная радостная пора! Пора невероятных открытий и весёлых игр.

Такие мысли приходят в голову, когда читаешь текст Д.А. Гранина, в котором писатель размышляет над проблемой оценки окружающего мира ребёнком.

4) Риторический вопрос

Представляющий собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Такой вид введения рекомендуется в самых сложных случаях, когда выпускник имеет трудности с формулированием проблемы текста.

Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье.

5) Цитаты из текста или по теме текста

Использование цитат позволяет выпускнику показать умение вчитываться в текст, понимать его и находить интересные выражения автора текста, относящиеся к рассматриваемой проблеме.

6) Лирическое вступление

Это размышление, высказывание, выражающее чувственное отношение к изображаемому.

Красота природы нашей страны удивляет своей неброской чистотой и скромностью. Бывая в лесу в любое время года, я вспоминаю строки русского поэта Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце…

7) Краткая справка о писателе

Это информация об авторе, по тексту которого пишется сочинение.

Такое введение используют когда тема сочинения связана с жизнью и/или творчеством автора текста.

Василя Владимировича Быкова часто называют писателем одной темы. Он участвовал в Великой Отечественной войне и остался в памяти многих любителей книг о войне как автор героических произведений. Повести и рассказы Василя Быкова насыщены жестокой правдой тех трагических лет, он не боялся отходить от идеологических ярлыков, за что подвергался гонениям и травле.

8) Определение темы текста

В некоторых случаях, основная проблема текста вытекает из его темы, и тогда уместно использовать данный вид введения.

9) Сравнение прошлого и настоящего

Здесь используется сравнение понятий между собой, описание их сходства и/или отличий, если таковые имеются.

В текстах, проблема которых связана с противоположными понятиями, приём использования сравнения позволит уже в начале сочинения заявить о вдумчивом прочтении текста и выделит такое сочинение из ряда других.

10) Заголовок

Данный вид введения позволяет посредством придуманного выпускником заголовка назвать основную проблему текста, выделенную в названии сочинения.

11) Связь с современностью

Такое введение добавит сочинению актуальность, публицистичность и покажет активную жизненную позицию автора сочинения.

Это описание обстоятельств и того, какое влияние они оказывают.

Мы живём в мире мегаполисов и машин. В погоне за успехом, карьерой нам некогда вглядеться в окружающий нас мир. Мы торопимся, нам надо всё успеть… И только оказавшись в лесу, когда золото берёз не спеша выстилает перед тобой тропинку или, или на берегу озера, когда бесконечная рябь воды от легкого ветерка настраивает нас на лирический лад, мы вдруг замечаем ту красоту русской природы, о которой говорит в тексте К.Г.Паустовский.

12) Личные впечатления

Краткий рассказ о своих чувствах выпускника его жизненном опыте, связанным с темой, проблемой или основными понятиями текста.

13) Историческая характеристика эпохи

Это анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей, свойственных определенному периоду.

Данное введение возможно, если тема текста связана с описанием какого-либо исторического факта или конкретного исторического времени.

Важно!

В заключение еще раз напоминаем о важности написания вступительной части сочинения.

Предложенные виды введений с примерами можно взять за образец в написании собственного сочинения.

Читайте также: