Сочинение с устаревшими словами

Обновлено: 30.06.2024

Язык – динамичная, саморазвивающаяся, непрерывно самообновляющаяся система, в которой, как в зеркале, находят отражение бытовые, трудовые и общественно-исторические процессы. Язык неразрывно связан с человеческим сознанием и мышлением.

Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на человеческое сознание и мышление, а, следовательно,- и на язык. Чем интенсивнее характер условий жизни, тем интенсивнее идут процессы изменений в языке. В наибольшей степени языковые изменения затрагивают лексику.

В настоящее время изменения в лексическом составе языка происходят под влиянием процессов глобализации и научно-технического прогресса. Появление все новых и новых технических устройств и открывающихся в связи с их появлением новых возможностей требует все новых и новых слов. Зато другие слова, вместе с обозначающими ими вещами и процессами, отходят в прошлое, устаревают.

Процесс глобализации затрагивает многие культурные явления. Меняется мировоззрение и мировосприятие народа, уходят в прошлое народные традиции и обусловленные ими правила этикета, забываются народные сказки, песни, поверья, а вместе с ними уходят и слова.

Устаревшие слова в языкознании получили название архаизмы.

А смысл многих архаизмов все же сохраняется в памяти носителей языка, но в речи они никогда не употребляются. Например, лобзанье, чело, десница, ланиты. Вышли из употребления слова лекарь, цирюльник, брадобрей, комедиант; пасквиль, лира, эпигон и многие другие. Также еще во времена А.С. Пушкина были в употреблении слова, связанные с античной мифологией (так называемые поэтизмы), но уже ко 2-ой половине XIX века они выходят из употребления.

Устарели многие слова из совсем недавнего прошлого. Современная молодежь не знает, кто такой октябренок (в советское время детей младшего школьного возраста посвящали сначала в октябрята, а затем, через некоторое время, – в пионеры); что такое компостер (механическое приспособление, которое когда-то вешали в общественном транспорте. Пассажир сразу после посадки должен был вставить в него билет и нажать на компостер рукой. На билете пробивался рисунок из дырочек. Пассажир, не пробивший билет, считался безбилетным).

Устаревают явления, профессии, предметы обихода, домашняя утварь, технические устройства, а вместе с ними и обозначаемые ими слова. Примеры устаревших слов нетрудно найти как в отдаленном, так и в совсем недавнем прошлом.

  • Гидросфера
    Гидросфера – это оболочка Земли, которая состоит из воды, не зависимо от ее состояния (твердого, жидкого, газообразного), и находится между литосферой и атмосферой. Она состоит из воды Мирового океана (96,5%) и воды суши (3,5%), а именно:
  • Гобой — музыкальный инструмент
    Среди всех духовых инструментов, гобой достаточно узнаваем благодаря выразительности и проникновенности своего звучания. Несмотря на то, что флейта имеет более широкие возможности относительно техники игры,
  • Город Череповец
    Череповец — это крупный город Вологодской области. По данным 2017 года в нём проживает почти 320 000 человек. Город имеет собственный флаг и герб. Город является крупнейшим промышленным центром Европейской части России.


На протяжении столетий лексика терпит постоянные изменения. Многие слова изменяются, не сохраняя своего первоначального значения. А некоторые слова совсем исчезают из обихода. Есть такое понятие – устаревшая лексика. И слова, и выражения, которые входят в понятие устаревшей лексики, называют историзмами и архаизмами. Историзмами называют слова, которые перестали употреблять, потому что исчезли из обращения предметы, которые они обозначали. Например: посадник, жупан. Историзмы еще можно встретить, но не в обычном общении, а в исторических, научных и некоторых, художественных изданиях.

Архаизмами называют слова, которые почти не употребляются в современной лексике из-за того, что предметы или явления, которые они обозначали, со временем стали иметь другое название. Процесс устаревания слов – неизбежность. И все-таки устаревающие слова находят свое применение и в современной речи. Почему?

Во-первых, применение устаревших слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи.

Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью.

В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях.

В-четвёртых, без устаревших слов никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами.

Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т.д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется.

Невзирая на то что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Почему школьники не умеют писать сочинения и что с этим делать


Многие выпускники воспринимают итоговое сочинение как формальность. Тем не менее ежегодно около 5% одиннадцатиклассников отправляется на пересдачу. По итогам первой волны учителя и репетиторы составили список самых распространённых ошибок. Проанализировать их стоит и тем, кому предстоит пересдача, и тем, кто будет писать итоговое сочинение через год-два. Пригодятся эти лайфхаки и в ЕГЭ по русскому языку.

Ошибка № 1: не понимает смысла тезиса


Ошибка № 2: не умеет анализировать текст

Существует неофициальное требование: литературный пример нужно приводить из классических произведений, желательно — по школьной программе. Неверное понимание устаревшего слова или древних обрядов — легко преодолимые проблемы, сложнее с общим пониманием идеи произведения.

Ошибка № 3: раскрывает тему формально

Ошибка № 4: нелогично рассуждает

Многие ученики не слишком хорошо умеют развивать мысль, часто не могут оформить сочинение в виде логической цепочки. Получается рассуждение из набора тезисов и мыслей, и проверяющему приходится самому достраивать логику.

Елена Александрова

Ошибка № 5: неверные грамматические конструкции

Елена Александрова

Ошибка № 6: строит слишком сложные или слишком простые предложения

Как носители языка мы чувствуем, когда фраза построена коряво. Тут нет четкого критерия или конкретной ошибки, просто предложение звучит не гладко. Ученики пишут мало сочинений — отсюда все проблемы.

Елена Александрова

Итоговое сочинение проверяет не только знания по русскому и литературе, но и общий уровень развития: умение рассуждать и интерпретировать тезисы, владение логикой. Крайне важна грамотность: многие ученики балансируют на грани зачета из-за большого количества орфографических и пунктуационных ошибок. Любой учитель скажет: для борьбы с ними нужно читать художественную литературу и делать упражнения из сборников.

Но всё же самое главное для успешной сдачи — к сочинению нельзя относиться формально. За эту работу можно получить дополнительные (до 10) баллы при поступлении в вуз, а навыки, полученные при подготовке, пригодятся любому выпускнику, какую бы профессию он ни выбрал.

Некоторые драгоценные камни даже без ювелирной огранки привлекают своим блеском и необычными переливами. Так и многие русские слова, словно самоцветы, излучают поэзию, наслаждают слух мелодичным звучанием и вызывают красочные образы. Высказывание Паустовского тем более ценно, что отражает взгляд прозаика. И с ним невозможно не согласиться. Почему? Рассмотрим несколько причин.

сочинение-рассуждение

Таинственный блеск русских слов ярче всего проявляется в стихах. Подобно алмазу, превратившемуся в бриллиант под чуткой рукой ювелира. Но есть и немало слов, которые излучают поэзию сами по себе. Это – благозвучные и наполненные образами существительные, прилагательные и другие части речи русского языка.

Помогите пожалуйста написать сочинение из 5 предложений с устаревшими словами : историзмами и архаизмами.


Это был старый вояка.

Жил он при царе, часто общался с боярами.

Носить он предпочитал камзол или кафтан, ему так нравилось.

Часто бывал в различных уездах, встречался с городовыми и приказчиками.

И говорили про него : " Сей человек всегда при деле, коли будет жив и здоров - всегда поможет".


Пять шесть устаревших слов : архаизма и историзмы?

Пять шесть устаревших слов : архаизма и историзмы.


Написать по 5 примеров слов историзмы архаизмы заимствованные и новые слова?

Написать по 5 примеров слов историзмы архаизмы заимствованные и новые слова.


Напишите устаревшие слова по Мифологии (Мифы Древней Греции) :Архаизмы ;Историзмы?

Напишите устаревшие слова по Мифологии (Мифы Древней Греции) :


Жуковский светлана выпиши 5 - 6 устаревших слов : отдельно архаизмы и историзмы?

Жуковский светлана выпиши 5 - 6 устаревших слов : отдельно архаизмы и историзмы.


СРОЧНО?

10 слов, как минимум!

Устаревшие слова (а также можно и архаизмы и историзмы) про одежду, обувь и цвет!

ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!


Перечитаете балладу В?

Перечитаете балладу В.

А. Жукова Светлана.

Найди и выпиши 5 - 6 устаревши слов : отдельно архаизмы и историзмы.


Приведите ( из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов архаизмов и историзмов?

Приведите ( из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов архаизмов и историзмов.


Найдите в тексте устаревшее слово?

Найдите в тексте устаревшее слово.

Это архаизм или историзм?


Общеупотребительные Необщеупотребительные Диалектизмы Жаргонизмы Проффесионализмы Исконнорусские Устаревшие Историзмы Архаизмы Неологизмы примеры к этим словам?

Общеупотребительные Необщеупотребительные Диалектизмы Жаргонизмы Проффесионализмы Исконнорусские Устаревшие Историзмы Архаизмы Неологизмы примеры к этим словам.


Помогите, пожалуйста?

) Чем архаизмы отличаются от историзмов?

Вопрос Помогите пожалуйста написать сочинение из 5 предложений с устаревшими словами : историзмами и архаизмами?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 10 - 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Из древнегреческого языка.


Тюз театр юнного зрителя.


Ге - рой(2) Утро(1) Боль - ше(2) Объ - код(2) Коль - цо(2) Цирк(1) Му - ли - на(3) Съел(1) Взлёт(1) Трой - ка(2) За - ряд - какие(3) Паль - ио(2) Клас - сная(2) Обувь(1) стай - Ка(2) Тест - драйв(2) Рус - ский(2) При - лёт(2) Сде - лать(2) Ра - бо - ..


1 ст. Цирк, съел, взлет, обувь, огонь. 2 ст. Герой, больше, объезд, кольцо, тройка, пальто, классная, стайка, тетрадь, русский, прилет, сделать, остров, сестра. 3 ст. Малина, зарядка, рабочий.


1) язык за зубами 2) расхлебывать 3) духом 4) на подъем.


Ветви - подлежащее Кажутся - сказуемое Ветви кажутся - грамматическая основа. Удачи).


Нужно написать про твою подругу. То есть описать её характер и внешность. Это и будет сочинение - описание.


Мне вот лично кажется что первобытному человеку было жить труднее. Аргументы : первобытный человек должен был искать себе жилье в каких - нибудь пещерах современный человек уже имеет свой дом. Первобытный человек должен был охотится на животных сов..


Поющих - наст. Вр. птиц (петь невозвратн. Несов. Вид) луга, осыпанные - прош. Вр. (осыпать невозвратн. Несов. Вид) склонившихся - прош. Вр. цветах (склониться возвратн. Сов. вид) кузнечиков, разлетавшихся - прош. Вр. (разлетаться возвратн. ..


Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели авторам не хватало таланта для того.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они еще понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометой устар.
Процесс архаизации части словаря того или иного языка, как правило, проходит постепенно, поэтому среди устаревших слов есть такие, которые имеют весьма значительный "стаж" (например, чадо, ворог, речe, червленый, посему, сей) ; другие же выведены из состава лексики современного русского языка, так как принадлежат древнерусскому периоду его развития. Иные слова устаревают за самый незначительный срок, возникнув в языке и исчезнув уже в новейший период; ср. : шкраб - в 20-е годы заменило слово учитель, рабкрин - Рабоче-крестьянская инспекция; энкаведист - работник НКВД. Такие номинации не всегда имеют соответствующие пометы в толковых словарях, поскольку процесс архаизации того или иного слова может осознаваться как еще не завершенный.
Причины архаизации лексики различны: они могут носить внеязыковой (экстралингвистический) характер, если отказ от употребления слова связан с социальными преобразованиями в жизни общества, но могут быть обусловлены и лингвистическими законами. Например, наречия ошую, одесную (слева, справа) исчезли из активного словаря, потому что архаизовались производящие существительные шуйца - 'левая рука' и десница - 'правая рука'. В подобных случаях решающую роль сыграли системные отношения лексических единиц. Так, вышло из употребления слово шуйца, распалась и смысловая связь слов, объединенных этим историческим корнем (например, слово шульга не удержалось в языке в значении 'левша' и осталось лишь как фамилия, восходящая к прозвищу) . Разрушились антонимические пары (шуйца - десница, ошую - одесную) , синонимические связи (ошую, слева) . Однако слово десница, несмотря на архаизацию слов, связанных с ним системными отношениями, еще какое-то время удерживалось в языке. В пушкинскую эпоху, например, оно использовалось в "высоком слоге" поэтической речи; ср : И жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой (П.) , в то время, как ошую являлось лишь отзвуком обветшалой архаики, а его употребление было возможно лишь в сатирическом контексте: Ошую здесь сидит со мной осьмое чудо света (Бат. )
По своему происхождению устаревшая лексика неоднородна: в ее составе немало исконно русских слов (льзя, дабы, оный, семо) , старославянизмов (глад, лобзать, чресла) , заимствований из других языков (абшид - 'отставка', вояж - 'путешествие', политес - 'вежливость').
Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т. д. В 20-е годы из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое еще в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется. Сравнительно недавно утратило оттенок архаичности старославянское слово тунеядец.
Однако возвращение некоторых устаревших слов в активный лексический запас возможно лишь в особых случаях и всегда обусловлено экстралингвистическими факторами. Если же архаизация слова продиктована лингвистическими законами и получила отражение в системных связях лексики, то его возрождение исключено.

Это связь с историей, с предками. Как они жили, как говорили. Иногда читаешь книгу, написано русскими словами, а смысл не всегда угадываешь. Может и сейчас кому-то непонятно слово-"незасть"-так говорила моя прабабушка, а означает оно-не закрвай что-то, не загораживай свет. Надо брать из словаря конкретные слова и из них составить сочинение.

Зачем нужны устаревшие слова

Устаревшие слова — часть нашей истории и нашего прошлого. Это языковые свидетельства исторического развития и движения в будущее.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Устаревшие слова


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При чтении произведений художественной литературы и на уроках русского языка нередко возникают трудности, связанные с пониманием значения отдельных слов. Например: аршин, удел, око. Мы не пользуемся этими словами для общения с друзьями, родителями. Нас заинтересовало, что это за слова, что обозначают и почему сегодня они не используются.

Отсюда возникли проблемные вопросы:

-Что происходит с вытесненными из языка словами?

-Нужно ли их изучать и зачем?

Таким образом, нами была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи моей работы.

Гипотеза: Происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи.

- расширить знания об устаревших словах

- выяснить различие архаизмов от историзмов

- узнать, как используются устаревшие слова в повседневной жизни.

- собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию об устаревших словах;

- выяснить источники происхождения архаизмов и историзмов;

- составить свой словарь устаревших слов;

- формировать умение правильно использовать в речи устаревшие слова.

Актуальность и значимость работы: Без знания прошлого – нет настоящего.

Методы исследования:

1) Изучение литературы .

2) Работа с Интернет- ресурсами.

3) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).

Объект исследования: русский язык.

Предмет исследования: устаревшие слова

Теоретическая значимость проекта:

Изучены устаревшие слова.

Практическая значимость проекта:

Создан словарь устаревших слов.

Перспективы развития проекта:

- провести классные часы об устаревших словах для учащихся младших классов;

- создать словарь устаревших слов жителей нашей станицы.

I .Теоретическая часть

1.1 Архаизмы

Архаизмы - это слова, которые перешли в пассивный запас в связи с тем, что у обозначаемых ими - и существующих по сей день - предметов, явлений, понятий появились другие названия. В зависимости от того, какой аспект слова устарел.

В составе архаизмов можно выделить различные группы слов.

Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков. Подобные архаизмы называются фонетическими:

младой – молодой,
брег – берег,
град – город,

Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками.
Такие архаизмы называются словообразовательными:

музеум (совр. музей)
содейство (совр. содействие)

Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие
не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица.
Это лексические архаизмы:

око– глаз, уста – губы,
ланиты– щёки,
десница– правая рука,
шуйца– левая рука.

Причина появления архаизмов

Причина появления архаизмов в языке – в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие

С архаизмами шутить нельзя! Не следует и пренебрегать ими: дескать, уходят из языка, ну и пусть, забудем их! Не спешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, губернатор, полицейский, рождество, лицей, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В первые годы революции они успели архаизоваться, но потом вернулись, обретя новое значение.

1.2 Историзмы

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмы.

Они занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов: аршин, вершок, сажень, верста, фунт, пуд; армяк, кафтан, лапти, камзол и др.

Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов.

Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов:

1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан и др.;

2) Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.;

3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.;

4) Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.;

5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.

Причины появления историзмов

Причина появления в языке историзмов – в изменении быта, обычаев, в развитии техники, науки, культуры. На смену одним вещам и отношениям приходят другие. С исчезновением из языка таких видов одежды, как армяк, камзол, кафтан, из русского языка ушли названия этих видов одежды: их теперь можно встретить лишь в исторических описаниях.

1.3 Историзмы и архаизмы как средства лексической изобразительности

Историзмы и архаизмы являются специфическими средствами лексической изобразительности.

В поэтической, общелитературной, обиходно-разговорной речи вполне допустимы, а в ряде случаев даже и необходимы устаревшие слова, способные повысить ее выразительность, придать описанию прошлого черты исторической достоверности. В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы.

Три девы, красоты чудесной,
В одежде легкой и прелестной
Княжне явились, подошли
И поклонились до земли.
Тогда неслышными шагами
Одна поближе подошла;
Княжне воздушными
перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом
перловым
Окружность бледного чела.

II . Практическая часть

2.1 Составление собственного словаря

Поэтому и пришла идея составить свой словарь устаревших слов, которым можно было бы пользоваться на уроках. Значение устаревших слов узнавали сразу по нескольким источникам (словарям).

Читайте также: