Сочинение с причастиями с не

Обновлено: 30.06.2024

(Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)сфотографированный, а нарисованный пейзаж; (не)доумевающий взгляд; (не)выученные уроки; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь; (не)чищенная с прошлого вечера обувь; (не)ухоженный, а заросший сад.

Предварительный просмотр:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите причастные обороты.

  1. Фёдор получил двойку за (не)выученное правило.
  2. Вокруг стоял густой лес (не)осв..щаемый ни одним лучиком света.
  3. (Не)записа(н,нн)ая мной сказка так и забылась со временем.
  4. Паркет н..кем (не)подметённый и (не)вымытый к вечеру стал ещё грязнее.
  5. Ёлочка, которую я пожалел в прошлом году, так и стояла (ни)кем (не)срубленная пышная гордая.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и обозначая орфограммы. Обозначьте вид и время причастий.

  1. Квартира (не)убрана.
  2. Девочка (не)ра(с,сс)чёсана.
  3. Этот предмет н..кем (не)любим.
  4. Уроки (не)выучены.
  5. План (не)составлен.
  6. История (не)закончена.
  7. Я (ни)чем (не)уд..влён.
  8. Песня (не)спета.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

  1. (Не)кол..щиеся, а безопас(т)ные предметы.
  2. (Не)выполне(н,нн)ое, а забытое об..щание.
  3. (Не)убра(н,нн)ые, а ра(з,с)бросанные вещи.
  4. (Не)вывезенная, а оставленная на месте а(п,пп)аратура.
  5. (Не)(не)уклюжая, а собранная, вн..мательная ученица.
  6. (Не)исписанные, а чистые тетради.
  7. (Не)сорванные, а а(к,кк)уратно срезанные грибы.
  8. (Ни)кем (не)политые, но и (не)засохшие цветы.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(Не) исправле__ая вовремя ошибка, (не)вспаха_ое поле, (не)сжатая рожь, (не)успокоившееся море, (не)забываемое впечатление, (не)скоше__ый луг, (не) замече_а, неприятель (не) обнаружен, телефон (не) отремонтирован, калитка (не) закрыта, (не) написа_ое к сроку сочинение, (не)раше_ый забор, дорожки (не) выровнены, ещё (не)окрепший после болезни, (не)расколотый орех, (не)нашедший дороги, (не)погасший костёр, (не)рассчита_ый на непогоду, (не)выполне_ое задание, (не)выполне_о, (не)выполнен_ое вовремя, (не)законче_ая книга, (не)законче_ая мной книга, (не)решё_ая задача, задача (не)реше_а, (не)вымыт пол, (не)слыха_ый шум, (не)пойманный никем преступник.

(Не) знаю большего уд_вольствия, чем идти по (не)знакомой дорог _ к лесному озеру. В (не)обыкнове_ой, никогда (не)слыха_ой тишине зар_ждает_ся ра__вет. (Не)скоше__ые луга так душ_сты, что с (не)привычки туманит_ся в голове. Вот доносит_ся тр_вожный крик (не)уснувшей птицы или (не)определ_ый звук напоминающ_й голос.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении.

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч.


Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.

Урок 19 - 7 класс.


Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Урок 21 - 7 класс.


Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.


"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор.

Отрицательная частица не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно, если слово не употребляется без не:невежественный, нелепый, ненастный. – если прилагательное с не – можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением.: недружелюбный (враждебный) , небольшой (маленький) , непостоянный (изменчивый) . При наличии наречий меры и степени в качестве пояснительных слов – очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно. : весьма некрасивый поступок, крайне неуместный выпад, очень неудачное выступление. Отглагольные прилагательные на – мый при наличии пояснительных слов пишутся слитно: необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы. Пишутся раздельно с не прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление: проблема не простая, а сложная; отношения не враждебные; свет не резкий. Не пишется раздельно с относительными прилагательными : часы не золотые, мед не липовый. При наличии в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не: никому не известный адрес, ни в чем не повинные люди, ничуть не вредный напиток, далеко не простое решение. Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не сприлагательными. (незнакомый нам автор, неизвестные науке факты) Пишутся раздельно с не краткие прилагательные, которые не употребляются в полной форме или имеют в полной форме иное значение: не готов к отъезду, не должен так поступать, не намерен молчать, не обязан помогать. Не с полными причастиями пишется слитно, если нет пояснительных слов : невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты. если без не они не употребляются: недоумевающий, негодующий При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Не с краткими причастиями пишется раздельно. (рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.) Не с полными причастиями пишется раздельно при наличии зависимых слов: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление: не законченный, а только начатый рассказ.

Отрицательная частица не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно, если слово не употребляется без не:невежественный, нелепый, ненастный.- если прилагательное с не- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением.: недружелюбный(враждебный), небольшой(маленький), непостоянный (изменчивый). При наличии наречий меры и степени в качестве пояснительных слов – очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно. : весьма некрасивый поступок, крайне неуместный выпад, очень неудачное выступление. Отглагольные прилагательные на –мый при наличии пояснительных слов пишутся слитно: необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы. Пишутся раздельно с не прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление: проблема не простая, а сложная; отношения не враждебные; свет не резкий. Не пишется раздельно с относительными прилагательными : часы не золотые, мед не липовый. При наличии в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не: никому не известный адрес, ни в чем не повинные люди, ничуть не вредный напиток, далеко не простое решение. Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не сприлагательными.(незнакомый нам автор, неизвестные науке факты)Пишутся раздельно с не краткие прилагательные, которые не употребляются в полной форме или имеют в полной форме иное значение: не готов к отъезду, не должен так поступать, не намерен молчать, не обязан помогать. Не с полными причастиями пишется слитно, если нет пояснительных слов : невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты. если без не они не употребляются: недоумевающий, негодующий При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Не с краткими причастиями пишется раздельно.(рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.) Не с полными причастиями пишется раздельно при наличии зависимых слов: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление: не законченный, а только начатый рассказ.

Частица не с причастиями: в каких случаях она пишется слитно, а когда - раздельно? Примеры. Правила: слитное и раздельное написание. Русский язык, 7 класс. Не с причастиями с зависимыми словами. Не с краткими причастиями.

Фото НЕ с причастиями: слитно или раздельно? Правила и примеры

Причастие - это форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает на вопросы: что делающий? что делавший? что сделавший?

Примеры причастий: Усмехнувшийся нам человек. Растущий организм. Женщина, шедшая следом.

Отрицательная частица НЕ с причастиями может писаться как слитно, так и раздельно. Все зависит от конкретного случая. Разберем правила:

НЕ с причастиями без пояснительных слов - слитно

НЕ пишется слитно с полными формами причастий, если при них нет пояснительных слов:

НЕ с причастиями, имеющими пояснительные слова, - раздельно

НЕ пишется раздельно с полными формами причастий, если при них есть пояснительные (зависимые) слова:

не законченная к утру работа

не проверенные сотрудником данные

не обсужденные на встрече вопросы

проблема, не замеченная на этапе проектирования

Это относится и к причастиям, которые употребляются в роли существительных:

неявившиеся будут отчислены

не явившиеся на экзамен будут отчислены

Если пояснительное слово - наречие меры и степени, НЕ пишется слитно

Важное исключение: если пояснительными словами выступают только наречия меры и степени (очень, совсем, весьма, крайне, вовсе), тогда НЕ с причастием пишется слитно.

совсем непроверенные данные

очень необоснованное суждение

Если же есть и другие пояснительные слова, а не только наречия меры и степени, то НЕ с причастием пишется раздельно:

совсем не проверенные секретарем данные

совершенно не подтвержденное фактами суждение

НЕ с причастием при противопоставлении - раздельно

Также НЕ с причастием пишется раздельно, если имеется или предполагается противопоставление:

не пришедший, а ушедший из офиса сотрудник

не написанный, а лишь задуманный роман

НЕ с краткими причастиями - раздельно

С краткими причастиями частица НЕ пишется раздельно:

работа не сделана

книга не прочитана

нужные слова не сказаны

НЕ с причастием в значении прилагательного - слитно

Если причастие употребляется в значении прилагательного, то НЕ пишется слитно даже при наличии пояснительных слов:

ситуация, неслыханная прежде

неподходящие для туризма регионы

по независящим от нас обстоятельствам

Поэтому важно отличать причастия в значении прилагательных от причастных оборотов:

Слитно: неподходящие условия для сельского хозяйства
Раздельно: кандидаты, не подходящие под наши требования

Слитно: заповедная нетронутая земля
Раздельно: земля, не тронутая солнцем

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку в 6 классе по теме

учителя русского языка

Всеволожского района Ленинградской области

Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями;

Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;

Повторить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Развитие памяти, воображения, монологической речи;

Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);

Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательная:

Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

I. Организационный момент

В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа, но тему пока не записывают.

II. Целевая установка

1.. Слово учителя.

Как известно, слова, обозначающие такие признаки, которые создаются действием, в грамматике называются причастиями. На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи и уже немало знаем о ней.

Перед нами стоит задача повторить одно ЧТО и три КАК.

ЧТО такое причастие?

КАК образуются причастия?

КАК пишутся причастия?

КАК выделяются причастные обороты на письме?

2. Проверка домашнего задания: учащиеся читают предложения с причастиями, выписанные из художественных текстов, называют причастие и обосновывают выбор.

3. Работа с языковым материалом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…

А теперь попробуем найти причастия среди таких слов:

Не настный, не лепый, не годующий, не поседа, не вежа, не навидящий, не доумевать, не взлюбила.

Учащиеся называют причастия.

Что объединяет все эти слова? Почему они пишутся слитно?

Учащиеся вспоминают правило слитного написания изученных частей речи с НЕ: если слово не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно.

Вывод: Причастия, которые не употребляются без НЕ, пишутся слитно.

6. А можем ли мы с точностью сказать, как будут писаться данные причастия с НЕ?

(Не) замеченная ошибка, гласные, (не) проверяемые ударением, (не)продуманный ответ, решение (не)продумано, работа (не)закончена, (не)законченное сочинение, еще (не)прочитанная мною книга, (не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина, никем (не)нарушаемая тишина.

Учащиеся затрудняются ответить.

V . 7. Обратите внимание на листочки на ваших столах. Работая с заданиями и делая выводы, мы будем с вами выстраивать алгоритм. Класс разбит на 3 группы.

Демонстрируется учащимся, как будет выглядеть алгоритм.

Затем на доске оформляются 2 строки алгоритма

Употребляется ли слово без НЕ

Не употребляется – пишу слитно

Недоумевающий взгляд Употребляется – смотрю:

Полное или краткое

Если краткое – пишу раздельно Если полное – смотрю:

Письмо не отправлено.

Раздельно: Слитно:

Есть ли противопоставление с союзом А Нет противопоставления с союзом

В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы. А и зависимых слов.

непрекращающийся дождь

Есть ли зависимые слова

На столе лежало не отправленное мною письмо.

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

Отгадка: Небо, звезды, месяц.

9. Вопросы классу:

В какой форме здесь причастия? Как они пишутся с НЕ?

Делаем вывод: Если причастие в краткой форме, то с НЕ оно пишется раздельно. Выстраиваем алгоритм.

10. Работа в группах.

Ребята, вы получили листочки с заданием. Выполните его и сделайте вывод.

Задание №1 для учащихся:

1 группа. Выписать предложения, где есть противопоставление с союзом А.

2 группа. Выписать предложения, где есть причастные обороты. ( без союза А)

3 группа. Выписать предложения, где причастия с не пишутся слитно, обратив внимание на отсутствие причастного оборота и противопоставления с союзом А.

Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.

Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.

Легко взбираться на гору, не заросшую кустарником, а покрытую травой.

Река, не скованная льдом, пенилась и бушевала.

Паутина на необлетевших ветках березы блестела на солнце.

Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами.

В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.

После работы с предложениями учащиеся выстраивают алгоритм написания НЕ с причастиями на доске. Все учащиеся получают листочек с алгоритмом.

11. Теперь, имея алгоритм, мы можем вернуться к упражнению, предложенному на слайде в начале нашей работы над темой, но лучше будет, если выполнять его вы будете, работая с карточками.

Выписываем сначала

С зависимыми словами,

(Не)замеченная ошибка, гласные, (не)проверяемые ударением, (не)продуманный ответ, решение (не)продумано, работа (не)закончена, (не)законченное сочинение, еще (не)прочитанная мною книга, (не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина, никем (не)нарушаемая тишина.

Выполнение работы.

Учащиеся, выписывая слова, объясняют условие написания НЕ с причастиями

1.Работа не закончена, решение не продумано;

Не обжитый строителями, а заброшенный край;

Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;

Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.

12. Работа с учебником. Правило. Обратите внимание на то, что мы не открывали с вами учебник, хотя материал урока новый. Давайте откроем страницу 199 и посмотрим правило написания НЕ с причастиями. Учащийся читает вслух правило.

Вывод: Нет различий между алгоритмом и правилом, но алгоритмом пользоваться удобнее.

Вывод по теме урока делает учащийся: Обращаясь к алгоритму и правилу, объясняет условия написания НЕ с причастиями.

VIII . Контролирующее задание

Работа с магическим квадратом и дидактическими карточками (Можно примеры показать на слайде)

Раскройте скобки. Слитно или раздельно? В квадрат запишите С (слитно) или

1) (не) отправленное письмо;

2) (не) замерзшая река,

3) (не) выученный урок;

4) (не) оседланный конь;

5) (не) удержимое желание;

6) (не) имеющий ничего схожего;

7) (не) выполненное Сеней;

8) (не) засеянное, а только вспаханное

9) (не) мытые фрукты;

10) (не) исследованная, а совсем еще дикая;

11) еще (не) высохшая роса;

12) (не) защищенное от ветра лицо;

13) (не) мигающий взгляд;

14) (не) проверяемые гласные;

15) (не) убранная комната

16) (не) упакованные вещи

Проверка по магическому квадрату (слайд

14. Дополнительное задание. Комментированное письмо.

Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка

IX . Домашнее задание: работа с упражнением учебника 452, правило на странице 199, алгоритм.

Сильные ученики пишут сочинение-миниатюру о правописании НЕ с причастиями.

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы /под ред.Н.М. Шанского. – изд. 7-е, испр. – М.,1995.

2. Русский язык: Справочник школьника / под ред. В.Славина. – М., 1995.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2, 4. – СПб.: Диамант, 1996.

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательное о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.

6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.

7. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1994.

8. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.

9. Граник Г.Г. и др. Секреты пунктуации. – М., 1987.

10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. – М., 1996.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 597 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Читайте также: