Сочинение с обобщающими словами

Обновлено: 02.07.2024

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.

Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.


С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.


Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.

Рассмотрим это на примерах.


Теоретический материал для углубленного изучения.

Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.

Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.

Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:

Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.


Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:

Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.


Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О …]. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.

Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.

Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) И роща и фасад дома отражались в озере.

Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.

Обобщающее сло­во при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния явля­ет­ся родо­вым поня­ти­ем по отно­ше­нию к видо­вым или назва­ни­ем цело­го по отно­ше­нию к его частям.

Чтобы узнать, какие сло­ва быва­ют обоб­ща­ю­щи­ми, нач­нем с выяс­не­ния, что такое одно­род­ные чле­ны предложения.

Что такое однородные члены предложения?

Простое пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми. Узнаем, что такое одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, рас­смот­рев сле­ду­ю­щие примеры:

Музыка и мело­дия нераз­рыв­ны (Р. Вагнер).

Хорошая музы­ка чиста , как ребе­нок, и муд­ра , как гла­за стар­ца (Ромен Роллан).

Красота музы­ки заклю­ча­ет­ся (в чём?) в про­сто­те и есте­ствен­но­сти (П. И. Чайковский).

Музыку объ­еди­ня­ет мораль­ную , эмо­ци­о­наль­ную и эсте­ти­че­скую сфе­ры чело­ве­ка (В. Сухомлинский).

Он любил выра­жать­ся воз­вы­шен­но и туман­но (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии, как видим, может быть не один и тот же член пред­ло­же­ния, а два и более. Главные чле­ны пред­ло­же­ния, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны счи­та­ют­ся одно­род­ны­ми, ели они выпол­ня­ют одну и ту же син­так­си­че­скую функ­цию, а так­же отно­сят­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния (допол­не­ния — к ска­зу­е­мо­му, опре­де­ле­ния — к под­ле­жа­ще­му или допол­не­нию, обсто­я­тель­ства — к ска­зу­е­мо­му и т. д.). Важным при­зна­ком одно­род­но­сти чле­нов явля­ет­ся то, что они соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ной свя­зью меж­ду собой и про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной интонацией.

Два или более оди­на­ко­вых чле­на пред­ло­же­ния, выпол­ня­ю­щие одну и туже син­так­си­че­скую функ­цию, отно­ся­щи­е­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния, свя­зан­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью и инто­на­ци­ей, явля­ют­ся однородными.

Однородные члены предложения

Как выражаются однородные члены предложения?

В боль­шин­стве слу­ча­ев в роли одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния высту­па­ют сло­ва одной и той же части речи.

Яков помол­чал , взгля­нул кру­гом и закрыл­ся рукой (И. С. Тургенев).

Однородные ска­зу­е­мые выра­же­ны гла­го­ла­ми в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

Успокоившиеся дере­вья бес­шум­но и покор­но роня­ли жёл­тые листья (А. И. Куприн)

Роняли (как?) бес­шум­но и покорно.

Что такое обобщающее слово?

В пред­ло­же­нии пере­чень одно­род­ных чле­нов может сопро­вож­дать­ся обоб­ща­ю­щим сло­вом, кото­рое явля­ет­ся тем же чле­ном пред­ло­же­ния, что и одно­род­ные. Чтобы понять, что такое обоб­ща­ю­щее сло­во, рас­смот­рим предложение:

В при­ро­де всё пре­крас­но : и плы­ву­щие по небу обла­ка , и берёз­ка , шеп­чу­ща­я­ся с тра­вой, и суро­вая север­ная ель , и лишай­ник (Е. Осетров).

Обобщающие сло­ва чаще все­го выра­жа­ют­ся место­име­ни­я­ми и наречиями:

все, никто, ниче­го, все­гда, вез­де, нику­да и т.п.

В тай­ге нико­го не вид­но вокруг: ни чело­ве­ка , ни зве­ря , ни пти­цы .

Везде : над лесом , над полем и над кры­ша­ми домов — повис­ло раз­но­цвет­ное коро­мыс­ло радуги.

Реже обоб­ща­ю­щие сло­ва выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, соче­та­ни­я­ми слов.

В ней было скры­то ещё пять мат­ре­шек в раз­но­цвет­ных шалях: зеле­ной , жел­той , синей , фио­ле­то­вой (К. Паустовский).

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Какое значение имеют обобщающие слова?

Обобщающее сло­во чаще все­го пред­став­ля­ет собой родо­вое поня­тие, а одно­род­ные чле­ны — видо­вое, например:

В пали­сад­ни­ке перед домом пора­жа­ли сво­ей кра­со­той садо­вые цве­ты : рос­кош­ные чай­ные розы , лилии и непри­хот­ли­вые ромаш­ки с жел­ты­ми гла­за­ми в белых ресничках.

Обобщающее сло­во может обо­зна­чать поня­тие цело­го, а одно­род­ные чле­ны — его части.

Это был обыч­ный рус­ский про­стор : поля , леса и дерев­ни с соло­мен­ны­ми и дере­вян­ны­ми кров­ля­ми, порос­ши­ми бар­хат­ным мохом (И. Соколов-Микитов).

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Обобщающее сло­во нахо­дит­ся или перед одно­род­ны­ми чле­на­ми, или после них.

После обоб­ща­ю­ще­го сло­ва или непо­сред­ствен­но перед одно­род­ны­ми чле­на­ми ста­вит­ся двоеточие.

Мы с азар­том спо­ри­ли обо всем: о совре­мен­ной музы­ке, о поэ­зии, и даже о религии.

Если пред­ло­же­ние про­дол­жа­ет­ся, то пере­чень одно­род­ных чле­нов отде­ля­ет­ся пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком тире от после­ду­ю­щих слов сооб­ще­ния, например:

Весной, кажет­ся, ото­всю­ду: из заро­с­лей камы­ша, с бере­га реч­ки, из-под при­бреж­ных ракит — доно­сит­ся неумол­ка­е­мый лягу­ша­чий хор.

Если одно­род­ные чле­ны начи­на­ют пред­ло­же­ние, то их пере­чень отде­ля­ет­ся от обоб­ща­ю­ще­го сло­ва пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком тире, например:

С кле­нов, берез и осин — со всех дере­вьев осен­ний ветер неми­ло­серд­но сры­ва­ет их золо­тую или баг­ря­ную прическу.

В пред­ло­же­нии перед обоб­ща­ю­щи­ми сло­ва­ми могут нахо­дить­ся ввод­ные слова:

Тогда тире ста­вит­ся перед ввод­ным сло­вом, а после него — запя­тая, например:

Среди птиц , насе­ко­мых , в сухой тра­ве — сло­вом , всю­ду , даже в воз­ду­хе, чув­ство­ва­лось при­бли­же­ние осе­ни (В. Арсеньев).

Если ввод­ное сло­во нахо­дит­ся перед переч­нем одно­род­ных чле­нов, то запя­тая ста­вит­ся перед ним, а затем двое­то­чие, например:

На сто­ле сра­зу появил­ся само­вар, а вме­сте с ним нехит­рое дере­вен­ское уго­ще­ние, а имен­но : яйца, мас­ло, высо­кая крын­ка с топ­ле­ным моло­ком (А. Карпов).

Видеоурок

В син­так­си­че­ском стро­е­нии про­сто­го пред­ло­же­ния выде­ля­ют дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния. Характерным при­зна­ком одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся нали­чие толь­ко одно­го глав­но­го чле­на: под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го. По нали­чию глав­но­го чле­на в виде ска­зу­е­мо­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды гла­голь­ных одно­со­став­ных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • без­лич­ные

Если в пред­ло­же­нии глав­ный член выра­жен толь­ко суще­стви­тель­ным, то это одно­со­став­ное назыв­ное пред­ло­же­ние, кото­рое сле­ду­ет научить­ся отли­чать от непол­но­го дву­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

К одно­со­став­ным гла­голь­ным пред­ло­же­ни­ям при­над­ле­жит еще один тип пред­ло­же­ний, кото­рые назы­ва­ют­ся обобщенно-личными. Что это за пред­ло­же­ния? Выясним, в чем состо­ит отли­чие обобщенно-личных пред­ло­же­ний от назван­ных одно­со­став­ных предложений.

Их осо­бен­ность состо­ит в том, что обобщенно-личные пред­ло­же­ния не сооб­ща­ют о кон­крет­ных дей­стви­ях, а выра­жа­ют общие суж­де­ния, часто нази­да­тель­но­го харак­те­ра, кото­рые могут быть при­ме­ни­мы к каж­до­му лицу, к любо­му чело­ве­ку, например:

Любишь катать­ся — люби и саноч­ки возить.

С этим утвер­жде­ни­ем, выска­зан­ным в виде посло­ви­цы, согла­сят­ся все, что и явля­ет­ся при­зна­ком обобщенно-личного предложения.

Грамматические признаки обобщенно-личных предложений

Укажем, какие грам­ма­ти­че­ские и семан­ти­че­ские при­зна­ки при­су­щи это­му типу одно­со­став­ных предложений:

Вариант 1

Таким образом, человек может разобраться в себе только в том случае, если он имеет активную жизненную позицию и пробует себя в разных ролях и ипостасях. Чем больше опыта мы получаем, тем глубже заглядываем в себя. Не стоит бояться испытаний, ведь они помогают нам лучше понять свою природу.

Примеры обобщенно-личных предложений

Проверь все элек­тро­при­бо­ры, если ухо­дишь из дома.

Каких толь­ко птиц не уви­дишь в весен­нем лесу!

Не очень-то нын­че стар­ших ува­жа­ют (Островский).

Выходишь ино­гда на ули­цу и удив­ля­ешь­ся про­зрач­но­сти воздуха.

Обобщённо-личные предложения в пословицах и афоризмах

На чужой кара­вай рот не разевай.

Не имей сто руб­лей, а имей сто друзей.

Не откла­ды­вай на зав­тра то, что мож­но сде­лать сегодня.

Не плюй в коло­дец, при­го­дит­ся воды напиться.

Не рой яму дру­го­му, сам в неё попадешь.

Бездонную боч­ку водой не наполнишь.

Отрезавши голо­ву, по воло­сам не плачут.

Гостю щей не жалей, а погу­ще влей.

Что име­ем — не хра­ним, поте­ряв­ши — плачем.

С кем пове­дешь­ся, от того и наберешься.

Вариант 2

Таким образом, сильные эмоции, которые мы находим именно в любви, всегда были лакмусовой бумажкой для души. Понять себя мы можем с помощью чувства, расширяющего горизонты познания и обогащающего наш жизненный опыт и внутренний мир.

Структура сочинения описания.

Любое сочинение-описание строится по следующему плану.

  1. Описание предмета / объекта в целом,
  2. Описание деталей или отдельных черт,
  3. Описание эмоций, которые вызывает в вас данный предмет или объект.

Во-первых, напишите ВВЕДЕНИЕ, в котором назовите предмет, его роль и функцию. Обозначьте, чем данный предмет привлек ваше внимание. Определите, что делает предмет узнаваемым, что отличает его от других.

В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ опишите предмет, используя художественные средства. Идите от описания более существенных признаков к менее существенным. Старайтесь использовать авторские описания, а не речевые штампы. Будьте оригинальными.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ обозначьте ваше личностное отношение к предмету, опишите эмоции, которые он вызывает.

Нужно помнить, что практически ни одно описание не обходится без элементов повествования, однако, помните, ваша задача все-таки ответить на вопрос: какой данный предмет, а не что с ним произошло.

Описывая что-либо, не останавливайтесь исключительно на внешних признаках, подумайте о внутренней составляющей.

Как писать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение по русской литературе

Самый распространенный тип работ по русской литературе, в котором требуется выразить идеи по поводу прочитанной книги. Следовательно, чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, нужно знать и понимать сюжет произведения. Это 50% успешной работы.

Остальные 50% заключаются в умении правильно сформулировать идеи:

  • выбрать оптимальную структуру;
  • найти проблему;
  • сформулировать точку зрения по ней;
  • доказать позицию;
  • сделать выводы.

Сочинение-рассуждение по русскому языку

В работах по русскому языку требуется написать рассуждение на основе цитаты или отразить свои мысли по общественно-важному вопросу. Цель такой работы — сформулировать тезис и подтвердить его необходимыми доказательствами.

Работу оценят выше, если вы не только докажете тезис, но и опровергните контраргументы, которые можно выдвинуть против него.

По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы из текста или общественной жизни.

Важные части сочинения-рассуждения

Часто учеников волнует вопрос, как начать писать сочинение-рассуждение. Традиционным считается вступление, в котором дается краткая информация об авторе высказывания или книги.

Основная часть — формулировка и доказательства позиции/тезиса. Подбирайте весомые аргументы: примеры из русской литературы, исторические факты, актуальные события.

Писать вывод в сочинении-рассуждении тоже несложно: еще раз отразите собственное мнение по проблеме текста или цитаты.

- закрепить знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах предложения

- формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах

- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе

Ход урока:

I. Организационный момент

- Найти предложения, соответствующие схемам, прочитать их ( на доске - схемы предложений)

1.( и О, и О, и О, и О ) – предложение с однородными дополнениями, связанными между собой повторяющимися соединительными союзами И

2. ( О да О ) - предложение с однородными дополнениями, связанными между собой одиночными союзом ДА ( в значении НО)

3. ( Ни О, ни О, ни О - Об. сл.) – предложение с однородными дополнениями, связанными повторяющимися соединительными союзами Ни-Ни и обобщающим словом НИЧЕГО

( в это время ученик выполняет индивидуальное задание у доски)

Индивидуальное задание ( задается заранее):

б) Зато зимы порой холодной езда приятна и легка (О и О) – предложение с однородными сказуемыми , выраженными краткими прилагательными и связанными одиночным союзом И

III.Закрепление темы

- Ребята! Мы на уроке сегодня закрепим знания об обобщающих словах при однородных членах. Научимся их находить, правильно расставлять знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы.

А сейчас сыграем в лото. Для этого ответим на вопросы:

- Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающими словами при однородных членах? ( Тире, двоеточие)

- Когда ставится двоеточие?

- А если после обобщающих слов перед однородными членами есть слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР?

- Когда ставится тире при обобщающих словах?

- А когда ставим и тире, и двоеточие?

2. Работа с текстом

Задания: - Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, озаглавить текст. Определить тип и стиль речи. Какие художественные средства выразительности помогают нарисовать картину первого снега?

- Объясните лексическое значение слов: бульвар, экипажи

(Бульвар - широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной. Экипаж – легкая негрузовая рессорная повозка, коляска - по словарю Ожегова)

3. Работа по группам:

- Произвести синтаксический разбор 1-го предложения и выполнить морфемный разбор слова выглядывали

- Дать характеристику 2-му предложению, подчеркнуть грамматические основы, определить виды простых предложений

- Написать мини-сочинение о первом снеге, используя картину

4. Словарный диктант:

Елочная композиция, снежный ландшафт, орнамент на варежке, памятник в снегу, новогодняя традиция, зимние каникулы, танцевать на карнавале, красивая иллюминация, северный колорит, ледяная скульптура, зимний пейзаж, очень грациозный

- Записать словосочетания, указать способ связи

5. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам

- Составить 2-3 предложения с однородными членами на зимнюю тематику, используя данные местоимения и наречия в качестве обобщающих слов ( всюду, все и др.)

( например: Всюду: на тротуарах, деревьях, домах - лежал белый, пушистый снег)

- Составить предложение с однородными сказуемыми, используя глаголы: кружиться, сверкать, ложиться в изъявительном, повелительном и условном наклонениях

1. Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:

1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

2) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .( М. Горький)

3) Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (А. Чехов)

2. Пропущено тире в предложении:

1) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей все казалось значительным.

2) Все: топор, котелок, ветки было ледяным.

3) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и овраги.( А. Пушкин)

3. Пункутационная ошибка допущена в предложении:

1) Все остальное: чай, сахар, соль, крупу и консервы мы имели в достаточном количестве.

2) Утесы, и море, и горы, и берег - все это приняло общую окраску.

3) Изредка кое-где попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие. ( В. Арсеньев)

IV. Итоги

- Схематически показать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах

2 (О, а именно: О, О и О )

V. Домашнее задание

( Составить 7-8 предложений с обобщающими словами при однородных членах, произвести синтаксический разбор одного предложения, морфологический разбор любого существительного)

Читайте также: