Сочинение с обобщающими словами
Обновлено: 02.07.2024
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.
Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.
С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.
Рассмотрим это на примерах.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.
Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.
Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:
Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.
Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:
Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О– …]. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.
Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.
Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4) И роща и фасад дома отражались в озере.
Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.
Обобщающее слово при однородных членах предложения является родовым понятием по отношению к видовым или названием целого по отношению к его частям.
Чтобы узнать, какие слова бывают обобщающими, начнем с выяснения, что такое однородные члены предложения.
Что такое однородные члены предложения?
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Узнаем, что такое однородные члены предложения, рассмотрев следующие примеры:
Музыка и мелодия неразрывны (Р. Вагнер).
Хорошая музыка чиста , как ребенок, и мудра , как глаза старца (Ромен Роллан).
Красота музыки заключается (в чём?) в простоте и естественности (П. И. Чайковский).
Музыку объединяет моральную , эмоциональную и эстетическую сферы человека (В. Сухомлинский).
Он любил выражаться возвышенно и туманно (К. Паустовский).
В предложении, как видим, может быть не один и тот же член предложения, а два и более. Главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены считаются однородными, ели они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, а также относятся к одному и тому же члену предложения (дополнения — к сказуемому, определения — к подлежащему или дополнению, обстоятельства — к сказуемому и т. д.). Важным признаком однородности членов является то, что они соединяются сочинительной связью между собой и произносятся с перечислительной интонацией.
Два или более одинаковых члена предложения, выполняющие одну и туже синтаксическую функцию, относящиеся к одному и тому же члену предложения, связанные сочинительной связью и интонацией, являются однородными.
Как выражаются однородные члены предложения?
В большинстве случаев в роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи.
Яков помолчал , взглянул кругом и закрылся рукой (И. С. Тургенев).
Однородные сказуемые выражены глаголами в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А. И. Куприн)
Роняли (как?) бесшумно и покорно.
Что такое обобщающее слово?
В предложении перечень однородных членов может сопровождаться обобщающим словом, которое является тем же членом предложения, что и однородные. Чтобы понять, что такое обобщающее слово, рассмотрим предложение:
В природе всё прекрасно : и плывущие по небу облака , и берёзка , шепчущаяся с травой, и суровая северная ель , и лишайник (Е. Осетров).
Обобщающие слова чаще всего выражаются местоимениями и наречиями:
все, никто, ничего, всегда, везде, никуда и т.п.
В тайге никого не видно вокруг: ни человека , ни зверя , ни птицы .
Везде : над лесом , над полем и над крышами домов — повисло разноцветное коромысло радуги.
Реже обобщающие слова выражаются существительными, прилагательными, сочетаниями слов.
В ней было скрыто ещё пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой , желтой , синей , фиолетовой (К. Паустовский).
Какое значение имеют обобщающие слова?
Обобщающее слово чаще всего представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое, например:
В палисаднике перед домом поражали своей красотой садовые цветы : роскошные чайные розы , лилии и неприхотливые ромашки с желтыми глазами в белых ресничках.
Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — его части.
Это был обычный русский простор : поля , леса и деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мохом (И. Соколов-Микитов).
Пунктуация в предложениях с обобщающими словами
Обобщающее слово находится или перед однородными членами, или после них.
После обобщающего слова или непосредственно перед однородными членами ставится двоеточие.
Мы с азартом спорили обо всем: о современной музыке, о поэзии, и даже о религии.
Если предложение продолжается, то перечень однородных членов отделяется пунктуационным знаком тире от последующих слов сообщения, например:
Весной, кажется, отовсюду: из зарослей камыша, с берега речки, из-под прибрежных ракит — доносится неумолкаемый лягушачий хор.
Если однородные члены начинают предложение, то их перечень отделяется от обобщающего слова пунктуационным знаком тире, например:
С кленов, берез и осин — со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает их золотую или багряную прическу.
В предложении перед обобщающими словами могут находиться вводные слова:
Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него — запятая, например:
Среди птиц , насекомых , в сухой траве — словом , всюду , даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).
Если вводное слово находится перед перечнем однородных членов, то запятая ставится перед ним, а затем двоеточие, например:
На столе сразу появился самовар, а вместе с ним нехитрое деревенское угощение, а именно : яйца, масло, высокая крынка с топленым молоком (А. Карпов).
Видеоурок
В синтаксическом строении простого предложения выделяют двусоставные и односоставные предложения. Характерным признаком односоставного предложения является наличие только одного главного члена: подлежащего или сказуемого. По наличию главного члена в виде сказуемого различают следующие виды глагольных односоставных предложений:
- определенно-личные
- неопределенно-личные
- безличные
Если в предложении главный член выражен только существительным, то это односоставное назывное предложение, которое следует научиться отличать от неполного двусоставного предложения.
К односоставным глагольным предложениям принадлежит еще один тип предложений, которые называются обобщенно-личными. Что это за предложения? Выясним, в чем состоит отличие обобщенно-личных предложений от названных односоставных предложений.
Их особенность состоит в том, что обобщенно-личные предложения не сообщают о конкретных действиях, а выражают общие суждения, часто назидательного характера, которые могут быть применимы к каждому лицу, к любому человеку, например:
Любишь кататься — люби и саночки возить.
С этим утверждением, высказанным в виде пословицы, согласятся все, что и является признаком обобщенно-личного предложения.
Грамматические признаки обобщенно-личных предложений
Укажем, какие грамматические и семантические признаки присущи этому типу односоставных предложений:
Вариант 1
Таким образом, человек может разобраться в себе только в том случае, если он имеет активную жизненную позицию и пробует себя в разных ролях и ипостасях. Чем больше опыта мы получаем, тем глубже заглядываем в себя. Не стоит бояться испытаний, ведь они помогают нам лучше понять свою природу.
Примеры обобщенно-личных предложений
Проверь все электроприборы, если уходишь из дома.
Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу!
Не очень-то нынче старших уважают (Островский).
Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.
Обобщённо-личные предложения в пословицах и афоризмах
На чужой каравай рот не разевай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Не рой яму другому, сам в неё попадешь.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Отрезавши голову, по волосам не плачут.
Гостю щей не жалей, а погуще влей.
Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Вариант 2
Таким образом, сильные эмоции, которые мы находим именно в любви, всегда были лакмусовой бумажкой для души. Понять себя мы можем с помощью чувства, расширяющего горизонты познания и обогащающего наш жизненный опыт и внутренний мир.
Структура сочинения описания.
Любое сочинение-описание строится по следующему плану.
- Описание предмета / объекта в целом,
- Описание деталей или отдельных черт,
- Описание эмоций, которые вызывает в вас данный предмет или объект.
Во-первых, напишите ВВЕДЕНИЕ, в котором назовите предмет, его роль и функцию. Обозначьте, чем данный предмет привлек ваше внимание. Определите, что делает предмет узнаваемым, что отличает его от других.
В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ опишите предмет, используя художественные средства. Идите от описания более существенных признаков к менее существенным. Старайтесь использовать авторские описания, а не речевые штампы. Будьте оригинальными.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ обозначьте ваше личностное отношение к предмету, опишите эмоции, которые он вызывает.
Нужно помнить, что практически ни одно описание не обходится без элементов повествования, однако, помните, ваша задача все-таки ответить на вопрос: какой данный предмет, а не что с ним произошло.
Описывая что-либо, не останавливайтесь исключительно на внешних признаках, подумайте о внутренней составляющей.
Как писать сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение по русской литературе
Самый распространенный тип работ по русской литературе, в котором требуется выразить идеи по поводу прочитанной книги. Следовательно, чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, нужно знать и понимать сюжет произведения. Это 50% успешной работы.
Остальные 50% заключаются в умении правильно сформулировать идеи:
- выбрать оптимальную структуру;
- найти проблему;
- сформулировать точку зрения по ней;
- доказать позицию;
- сделать выводы.
Сочинение-рассуждение по русскому языку
В работах по русскому языку требуется написать рассуждение на основе цитаты или отразить свои мысли по общественно-важному вопросу. Цель такой работы — сформулировать тезис и подтвердить его необходимыми доказательствами.
Работу оценят выше, если вы не только докажете тезис, но и опровергните контраргументы, которые можно выдвинуть против него.
По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы из текста или общественной жизни.
Важные части сочинения-рассуждения
Часто учеников волнует вопрос, как начать писать сочинение-рассуждение. Традиционным считается вступление, в котором дается краткая информация об авторе высказывания или книги.
Основная часть — формулировка и доказательства позиции/тезиса. Подбирайте весомые аргументы: примеры из русской литературы, исторические факты, актуальные события.
Писать вывод в сочинении-рассуждении тоже несложно: еще раз отразите собственное мнение по проблеме текста или цитаты.
- закрепить знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах предложения
- формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах
- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе
Ход урока:
I. Организационный момент
- Найти предложения, соответствующие схемам, прочитать их ( на доске - схемы предложений)
1.( и О, и О, и О, и О ) – предложение с однородными дополнениями, связанными между собой повторяющимися соединительными союзами И
2. ( О да О ) - предложение с однородными дополнениями, связанными между собой одиночными союзом ДА ( в значении НО)
3. ( Ни О, ни О, ни О - Об. сл.) – предложение с однородными дополнениями, связанными повторяющимися соединительными союзами Ни-Ни и обобщающим словом НИЧЕГО
( в это время ученик выполняет индивидуальное задание у доски)
Индивидуальное задание ( задается заранее):
б) Зато зимы порой холодной езда приятна и легка (О и О) – предложение с однородными сказуемыми , выраженными краткими прилагательными и связанными одиночным союзом И
III.Закрепление темы
- Ребята! Мы на уроке сегодня закрепим знания об обобщающих словах при однородных членах. Научимся их находить, правильно расставлять знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы.
А сейчас сыграем в лото. Для этого ответим на вопросы:
- Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающими словами при однородных членах? ( Тире, двоеточие)
- Когда ставится двоеточие?
- А если после обобщающих слов перед однородными членами есть слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР?
- Когда ставится тире при обобщающих словах?
- А когда ставим и тире, и двоеточие?
2. Работа с текстом
Задания: - Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, озаглавить текст. Определить тип и стиль речи. Какие художественные средства выразительности помогают нарисовать картину первого снега?
- Объясните лексическое значение слов: бульвар, экипажи
(Бульвар - широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной. Экипаж – легкая негрузовая рессорная повозка, коляска - по словарю Ожегова)
3. Работа по группам:
- Произвести синтаксический разбор 1-го предложения и выполнить морфемный разбор слова выглядывали
- Дать характеристику 2-му предложению, подчеркнуть грамматические основы, определить виды простых предложений
- Написать мини-сочинение о первом снеге, используя картину
4. Словарный диктант:
Елочная композиция, снежный ландшафт, орнамент на варежке, памятник в снегу, новогодняя традиция, зимние каникулы, танцевать на карнавале, красивая иллюминация, северный колорит, ледяная скульптура, зимний пейзаж, очень грациозный
- Записать словосочетания, указать способ связи
5. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
- Составить 2-3 предложения с однородными членами на зимнюю тематику, используя данные местоимения и наречия в качестве обобщающих слов ( всюду, все и др.)
( например: Всюду: на тротуарах, деревьях, домах - лежал белый, пушистый снег)
- Составить предложение с однородными сказуемыми, используя глаголы: кружиться, сверкать, ложиться в изъявительном, повелительном и условном наклонениях
1. Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:
1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.
2) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .( М. Горький)
3) Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (А. Чехов)
2. Пропущено тире в предложении:
1) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей все казалось значительным.
2) Все: топор, котелок, ветки было ледяным.
3) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и овраги.( А. Пушкин)
3. Пункутационная ошибка допущена в предложении:
1) Все остальное: чай, сахар, соль, крупу и консервы мы имели в достаточном количестве.
2) Утесы, и море, и горы, и берег - все это приняло общую окраску.
3) Изредка кое-где попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие. ( В. Арсеньев)
IV. Итоги
- Схематически показать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах
2 (О, а именно: О, О и О )
V. Домашнее задание
( Составить 7-8 предложений с обобщающими словами при однородных членах, произвести синтаксический разбор одного предложения, морфологический разбор любого существительного)
Читайте также: