Публичное выступление на общественно значимую тему 8 класс сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Ход урока

1. Коммуникативная атака

В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы (комментарий учителя для эмоционального восприятия текста, создания непринужденной обстановки на уроке: после первых слов, глаза мои стали сами собой расширяться, увеличивая все больше).
И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры из Освенцима. длинная вереница несчастных зайцев перед огромными заводскими воротами на фоне чадящих огромных страшных труб.).
Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес.
По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками (естественно — столько шуб без разре- шения убегает.).
Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони.
Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша (спасибо тебе, заячий бог, уберег, не дал сгинуть на заводе).
И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него (вы это представляете?) и сказал:
— КРАСОТА-ТО КАКАЯ!

2. Фронтальный опрос

Смешно, а почему? Тема сочинения была раскрыта? Почему? Что такое идея произведения? Какие правила были нарушены учеником?

Что надо помнить при написании сочинения? А если это публичное выступление? Можем ли мы считать публичное выступление сочинением?

Примерные ответы учеников: Конечно, было смешно, и тема сочинения не раскрыта, так как ученик не понял ее, увлекся сюжетом, построил свое сочинение по принципу современного криминального чтива. Сочинение не имеет идеи, так как главная мысль не понятна читателю. Описание природы дано только в одном предложении. Когда мы пишем сочинение, обязательно надо хорошо продумать, о чем мы будем писать, что именно хотим сказать своему читателю. Публичное выступление – это тоже сочинение, которое надо хорошо обдумать, составить план. Это даже труднее, чем сочинение, потому что надо учитывать, кто тебя слушает.

3. Постановка проблемной задачи

Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление.

Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное

человечьей силы (В. Маяковский). Рисунок 1 (текст на интерактивной доске)

Ученики записывают тему урока и эпиграф.

Выступать вы будете перед восьмиклассниками нашей школы. Как вы думаете, какие проблемы волнуют ваших сверстников? А проблема засорения нашего языка будет среди этих проблем? Как вы построите свое выступление? Это будет сочинение-рассуждение? Каковы правила построения текста такого типа?

4. Работа с текстом (карточки с тестами) приложение 1

Перед вами набор предложений. Надо расположить их так, чтобы получился связный текст. Кстати, такое задание встречается в части А ЕГЭ по русскому языку. Давайте представим себя одиннадцатиклассниками, готовящимися к сдаче ЕГЭ и выполним это задание.

Рисунок 2 (задание на интерактивной доске)

1. В последнее время я замечаю, что мы, молодежь, все чаще употребляем в своей речи иностранные словечки. 2. Мы заменяем многие выражения на слова из американского сленга, и потому наш русский язык становится примитивным, невыразительным. 3. Я думаю, что должно быть больше интеллигентных людей, владеющих литературной речью, говорящих ярко, образно, остроумно. 4. Именно таким человеком я и хочу стать. 5. Безусловно, нам надо серьезно изучать литературный русский язык.

Ученики работают самостоятельно, используя карточки, один ученик работает на интерактивной доске, с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивает нужный ответ, располагая предложения таким образом, чтобы получился текст

Трудно было выполнить это задание? Как вы поняли, в каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст? Какие подсказки вам встретились в тексте? Кстати, такое задание тоже встречается в ЕГЭ, только в более трудной части В – необходимо найти средства связи между предложениями в тексте. Какое средство связи существует между 4 и 5-м предложениями текста? Конечно, вводное слово. Мы с вами знаем, что вводные слова помогают выразить отношение автора к высказыванию.

5. Повторение изученного материала, запись предложений – потом проверка

Рисунок 3 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

1. Как гласит народная мудрость правда ни в огне не горит ни в воде не тонет.

Не все люди правда осознают глубокий смысл этой пословицы.

Комментарий учителя:В ЕГЭ по русскому языку есть такое же задание, где одно и то же слово является вводным и членом предложения.

Рисунок 4 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

2. Без сомнения большое зло лицемерие угодничество приспособленчество.

Без тени сомнения ставь заслон этому многоликому злу.

Рисунок 5 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

3. Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия капризность обидчивость раздражительность. Несомненно из этих семян вырастает эгоизм.

Ученики записывают предложения, расставляют знаки препинания, потом на доске один ученик с помощью инструмента Перо расставляет знаки препинания, объясняя, почему в одном случае ставятся знаки препинания, а в другом – нет.

Вопросы учителя: Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления? Волнуют эти проблемы нас сегодня? Значит, выступление на общественно значимую тему включает в себя и эти проблемы.

Примерные ответы учеников: Да, каждое высказывание может стать темой выступления. Сегодня эти проблемы актуальны.

6. Работа по созданию текста – публицистического выступления

Итак, возвращаемся к нашему публицистическому выступлению. Проблему мы с вами определили. Скажите, ваше выступление перед сверстниками может быть просто сочинением? Будут ли вас слушать? А зал большой – только восьмиклассников у нас 125 человек. Что необходимо для того, чтобы вас слушали?

Примерные ответы учеников: У публичного выступления свои правила, хотя оно, конечно, похоже на сочинение. Выступление должно быть на определенную тему, выступающий составляет четкий план речи. Чтобы тебя слушали, надо говорить убедительно, красиво, эмоционально, использовать средства выразительности.

Рисунок 6 (Задание на интерактивной доске)

Какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления?

Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй - которые нельзя.

  • Риторические вопросы
  • Обращения
  • Оценочная лексика
  • Эмоционально-окрашенные слова
  • Книжная лексика
  • Метафоры
  • Термины

А какие использовать нельзя? Почему?

  • Слова разговорного стиля
  • Просторечные слова
  • Диалектные слова
  • Сленговые выражения

Ученики в тетради выполняют задание, у доски ученик , с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивает нужный ответ, располагая слова в два столбика.

Теперь давайте подумаем, как композиционно должны мы построить свое выступление? С чего начать? Приветствие, обращение. Должна ли быть сформулирована проблема? Чтобы вас интересно было слушать, какие приемы вы употребите? Какие доказательства приведете?

Закончить выступление надо обязательно как? Кольцевая композиция-с чего начали к этому и вернуться. И когда вы выполните все эти требования, у вас получится такое выступление, которое с удовольствием будут слушать все.

Примерные ответы учеников: В публицистическом выступлении должна быть обязательно сформулирована проблема, слушающие нас должны хорошо понимать, о чем идет речь, в чем их убеждают. Доказательства надо приводить такие, чтобы они были яркими, интересными. Это могут быть афоризмы, примеры из литературных произведений, из биографий известных людей, из периодической печати, рассказ об общественно значимых событиях. Кольцевая композиция позволяет нам правильно расставить приоритеты в выступлении.

7. Домашнее задание

Ваше выступление должно быть построено с учетом всех тех рекомендаций, которые прозвучали сегодня на уроке. Вы можете использовать те материалы, которыми вы пользовались на уроке и в качестве тезиса, и в качестве аргументов.

8. Рефлексия

Вы уже поняли, что сегодняшний наш урок – это подготовка к созданию публичного выступления. Какие разделы науки о языке мы сегодня вспомнили, чтобы вы могли выполнить домашнее задание: и пунктуация, и стилистика, и типы речи, и изобразительно-выразительные средства языка. Посмотрите, как богат, как выразителен наш язык, как много надо знать, чтобы владеть им, чтобы быть образованным, интересным человеком. Чтобы услышав ваше выступление, каждый мог воскликнуть: КРАСОТА-ТО КАКАЯ!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи. 8 класс

Тема урока: Публичное выступление учащихся

на общественно значимую тему

Цели: обобщение знаний о правилах публичного выступления, развитие устной речи учащихся, формирование познавательного интереса.

1. Формирование умений создавать публичное выступление на общественно значимую тему.

2. Развитие языковых компетенций.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Воспитание любви и уважения к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2013, карточки для индивидуальной работы.

1. Актуализация знаний. Беседа с учащимися.

- Как вы понимаете тему урока?

- Что значит выступление ? (Рассказ о какой-либо проблеме).

- Публичное выступление? (Выступление перед публикой, слушателями).

- Общественно значимая тема? (Тема, важная для всех людей).

- Как вы думаете, какие темы являются общественно значимыми? Приведите примеры таких тем (Экология, образование, здоровье…). Темы фиксируются на доске.

- Зачем нужно уметь выступать публично на общественно значимую тему? Где в жизни может пригодиться данное умение?

- 2016 год в нашей стране был годом кино. А 2017 год ? (Год экологии).

- Что такое экология ? (Наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды).

2. Практическая работа в парах.

На партах – карточки с набором предложений. Задание: определить последовательность предложений для получения связного текста.

1. Экология языка – поиск путей устранения негативного влияния косноязычия, прикольных словечек, ненормативной лексики и так далее.

Несоблюдение законов экологии убивает человека биологически, несоблюдение законов культуры может убить человека нравственно.

3.Человек живёт в определённой окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни.

5. И человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса…

6. В защите и охране нуждается национальная культура, составной частью которой является наш язык.

Проверка выполнения задания (правильный ответ: 4, 3, 5, 2, 6, 1).

3. Индивидуальная или парная работа по подготовке публичного выступления на общественно значимую тему, связанную с экологией: экология окружающей среды, экология языка, экология жилья, экология края, города… (по выбору учащихся).

Структура публичного выступления – смотри упр. 201 на стр. 104 учебника Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2013., а также в карточке, лежащей на парте.

Структура публичного выступления

Обращение к слушателям

Фраза, чтобы привлечь аудиторию

Уважаемая аудитория…

Основная часть

Определение темы и цели выступления

Доказательства

Пути решения проблемы

Я хотел бы обсудить с вами…

Хочется привлечь ваше внимание к проблеме…

Проблема … является особенно актуальной, потому что…

Если не решить эту проблему…

Предлагаю такие пути решения …

Сначала нужно …

Побуждение к действию

Таким образом, данная проблема…

Критерии оценивания выступления (записано на доске) :

актуальность темы;

композиционная стройность выступления;

наличие выводов и обобщений;

общее впечатление (понравилось – не понравилось).

4. Выступления учащихся.

5. Домашнее задание: отзыв на чьё-либо выступление на уроке либо тезисы своего выступления (если не успел выступить на уроке).

План:
1.Красота природы и её значение. (Эпиграф не надо)
2.Отрицательное воздействие человека на природу.
3.Норма жизни человека, бережное отношение к природе.

Нужно любить природу, спасать ее от уничтожения, охранять и беречь…

Мы слышим эти слова почти ежедневно, встречаем их в учебниках, газетах, на сайтах в Интернете. Мысленно соглашаемся с любым из подобных лозунгов, так как понимаем: все они верны и важны. Правда, сразу же забываем о призывах, которые только что полностью одобряли. Так уж устроены люди: слова, адресованные всем, они не воспринимают в качестве обращения к каждому отдельно. Что же получается? Все голосуют за то, что нужно действовать, однако бездействуют. Вот почему наша планета совсем не похожа на обиталище Маленького Принца – астероид В-612.

Волки и другие хищники нападают на домашний скот, и поэтому мы полагаем, что следует их отстреливать. Болото мешает нам сеять хлеб – мы его осушаем. Людям нужно много электроэнергии, а значит, можно построить плотины. Что будет потом, нам все равно. Ведь мы живем сейчас и хотим пользоваться придуманными для удобства плодами цивилизации. Задыхаемся от выхлопных газов, но садимся в автомобиль, чтобы проехать один квартал. Можем пойти за покупками с сумкой, сшитой из ткани, однако берем с собой полиэтиленовые пакеты, хотя прекрасно понимаем, как вредно это для экологии. А потом удивляемся и жалуемся: нечем дышать, свалки расползаются по земле, как злокачественные опухоли.

Засухи и ураганы, высохшие реки, почвы, утратившие плодородие, – это не месть природы, это ее болезни. Природа слишком добра и умна для того, чтобы мстить. Она просто пытается выжить и очень страдает, как мать, вырастившая легкомысленных и эгоистичных детей.

Люди же продолжают создавать призывы и лозунги, сокрушаться, что на природоохранные меры нет денег. А почему на совершенствование оружия средства всегда есть? На драгоценности, азартные игры и роскошные развлечения тоже. Да потому, что с приоритетами мы никак не разберемся. Интересно, поумнеет человек, когда ему придется днем и ночью ходить в противогазе, есть искусственную пищу и получать по карточкам несколько капель питьевой воды?

Вот и получается, что мы не так уж мудры, не доросли еще до подлинной зрелости. Природа – это гармония, а люди – ее часть. Исчезнет она – не будет и нас. Так давайте перестанем просто говорить и перейдем к делу. Если возьмемся все вместе и прямо сейчас, то обязательно успеем.

Я очень люблю отдыхать на природе. Ходить в лес, плавать в речке. Но в последнее время мы так загрязнили моря и реки, леса и степи, что стало страшно за будущие поколения. Сейчас много говорят об охране природы. В школах ввели предмет экологию. На этих уроках обсуждают ситуацию в окружающем мире, о том, как легко нарушить баланс в природе, а вот восстановить нарушенное очень сложно. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут.
Люди в погоне за престижностью и деньгами истребили многих животных, некоторые виды которых уже невозможно восстановить, или же остались единицы у некоторых ценителей природы. Хищник, преследуя животное, хочет одного — наесться. Он не убьет больше, чем ему нужно. И в этом есть гармония, равновесие. Человек же уничтожает все, что видит, ему нужно все больше и больше. И в результате он истребит все живое.
Я считаю что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на предприятии, на котором работает, насколько изменится все вокруг! Я надеюсь, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут и поймут, что наша планета существует не для одноразового использования.

Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!
Лес – это краса нашей Земли. Он даёт нам кислород, древесину. В нём живут птицы и различные животные. Леса охраняются законом, но некоторые люди вырубают их необдуманно. Много срубленных деревьев пропадает зря. Не всегда вместо вырубленных деревьев сажаются новые. Из-за этого лесов остаётся всё меньше и меньше.
Есть книга, в которой описываются исчезнувшие животные и растения (Чёрная книга). Их никто уже никогда и нигде не увидит, кроме этой книги. Сумчатый волк, Додо, Оранжевая жаба
Есть и другая книга, в которой описываются животные и растения на грани вымирания (Красная книга). О них мы ещё можем (и должны) позаботиться! Панда, Амурский тигр.
Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это, прежде всего, наши беды. Мы, люди, – дети природы.
Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам.

Человек береги природу! Она тебе еще пригодится! Без неё не существовало бы и тебя. Не поджигайте леса, поля это и для вас вред. Будте внимательны и осторожня когда идете на пикник с друзьями . Не расскидывайте мусор собирайте его в пакет, а потом выкеньте в мусорку. В 2010 году большая чать лесов Росси была сожена из за торфяников . Береги реки и пруды потому, что в них водятся много животных . Реки являются одним из источников добычи пищи дял людей и животных. Береги животных которые на стадии вымирания. В 2009 году была востановленна жизнь одно из крупнейших животных это Зубр. Так, что делайем вывод, что без природы нету жизни на земле!

На каждом человеке лежит определенная ответственность: перед семьей, друзьями, самим собой. Но одновременно люди не должны забывать о своих обязанностях перед родной планетой. Нам повезло жить в красивом мире, чистом и неприкосновенном. Мы можем наслаждаться пением птиц, запахом цветов, таинственностью гор и лесов, грациозным полетом бабочки и многими другими вещами, значение которых часто недооцениваем. Если же вокруг вы видите грязь и мусор — это вина человека, ибо природа без вмешательства людского идеальна.

Чистая окружающая среда нужна не только для эстетического удовольствия, это возможность жить в более здоровом мире. К тому же, сам человек становится на ступень выше в своем духовном развитии, если задумывается о таких вещах. Сорвать растение, кинуть фантик на землю, стрелять из рогатки в птиц — эти детские забавы известны каждому. Но не только ребенок уничтожает природу, многие взрослые ведут себя так же. Они не только не учат своих детей, как важно беречь окружающую среду, но и не заботятся о ней сами.

Мы все хотим жить в красивом, незагрязненном мире. Но каждый ли заботится, чтоб это было так? Если люди на пару минут оторвутся от своих обыденных дел и бытовых проблем, чтобы просто оглянуться вокруг — они, возможно наконец заметят, сколько прекрасного скрывает окружающий мир и как важно заботиться о нем.

Нужно любить природу, спасать ее от уничтожения, охранять и беречь…

Мы слышим эти слова почти ежедневно, встречаем их в учебниках, газетах, на сайтах в Интернете. Мысленно соглашаемся с любым из подобных лозунгов, так как понимаем: все они верны и важны. Правда, сразу же забываем о призывах, которые только что полностью одобряли. Так уж устроены люди: слова, адресованные всем, они не воспринимают в качестве обращения к каждому отдельно. Что же получается? Все голосуют за то, что нужно действовать, однако бездействуют. Вот почему наша планета совсем не похожа на обиталище Маленького Принца – астероид В-612.

Волки и другие хищники нападают на домашний скот, и поэтому мы полагаем, что следует их отстреливать. Болото мешает нам сеять хлеб – мы его осушаем. Людям нужно много электроэнергии, а значит, можно построить плотины. Что будет потом, нам все равно. Ведь мы живем сейчас и хотим пользоваться придуманными для удобства плодами цивилизации. Задыхаемся от выхлопных газов, но садимся в автомобиль, чтобы проехать один квартал. Можем пойти за покупками с сумкой, сшитой из ткани, однако берем с собой полиэтиленовые пакеты, хотя прекрасно понимаем, как вредно это для экологии. А потом удивляемся и жалуемся: нечем дышать, свалки расползаются по земле, как злокачественные опухоли.

Засухи и ураганы, высохшие реки, почвы, утратившие плодородие, – это не месть природы, это ее болезни. Природа слишком добра и умна для того, чтобы мстить. Она просто пытается выжить и очень страдает, как мать, вырастившая легкомысленных и эгоистичных детей.

Люди же продолжают создавать призывы и лозунги, сокрушаться, что на природоохранные меры нет денег. А почему на совершенствование оружия средства всегда есть? На драгоценности, азартные игры и роскошные развлечения тоже. Да потому, что с приоритетами мы никак не разберемся. Интересно, поумнеет человек, когда ему придется днем и ночью ходить в противогазе, есть искусственную пищу и получать по карточкам несколько капель питьевой воды?

Вот и получается, что мы не так уж мудры, не доросли еще до подлинной зрелости. Природа – это гармония, а люди – ее часть. Исчезнет она – не будет и нас. Так давайте перестанем просто говорить и перейдем к делу. Если возьмемся все вместе и прямо сейчас, то обязательно успеем.

Нужно любить природу, спасать ее от уничтожения, охранять и беречь…

Мы слышим эти слова почти ежедневно, встречаем их в учебниках, газетах, на сайтах в Интернете. Мысленно соглашаемся с любым из подобных лозунгов, так как понимаем: все они верны и важны. Правда, сразу же забываем о призывах, которые только что полностью одобряли. Так уж устроены люди: слова, адресованные всем, они не воспринимают в качестве обращения к каждому отдельно. Что же получается? Все голосуют за то, что нужно действовать, однако бездействуют. Вот почему наша планета совсем не похожа на обиталище Маленького Принца – астероид В-612.

Волки и другие хищники нападают на домашний скот, и поэтому мы полагаем, что следует их отстреливать. Болото мешает нам сеять хлеб – мы его осушаем. Людям нужно много электроэнергии, а значит, можно построить плотины. Что будет потом, нам все равно. Ведь мы живем сейчас и хотим пользоваться придуманными для удобства плодами цивилизации. Задыхаемся от выхлопных газов, но садимся в автомобиль, чтобы проехать один квартал. Можем пойти за покупками с сумкой, сшитой из ткани, однако берем с собой полиэтиленовые пакеты, хотя прекрасно понимаем, как вредно это для экологии. А потом удивляемся и жалуемся: нечем дышать, свалки расползаются по земле, как злокачественные опухоли.

Засухи и ураганы, высохшие реки, почвы, утратившие плодородие, – это не месть природы, это ее болезни. Природа слишком добра и умна для того, чтобы мстить. Она просто пытается выжить и очень страдает, как мать, вырастившая легкомысленных и эгоистичных детей.

Люди же продолжают создавать призывы и лозунги, сокрушаться, что на природоохранные меры нет денег. А почему на совершенствование оружия средства всегда есть? На драгоценности, азартные игры и роскошные развлечения тоже. Да потому, что с приоритетами мы никак не разберемся. Интересно, поумнеет человек, когда ему придется днем и ночью ходить в противогазе, есть искусственную пищу и получать по карточкам несколько капель питьевой воды?

Вот и получается, что мы не так уж мудры, не доросли еще до подлинной зрелости. Природа – это гармония, а люди – ее часть. Исчезнет она – не будет и нас. Так давайте перестанем просто говорить и перейдем к делу. Если возьмемся все вместе и прямо сейчас, то обязательно успеем.

Нужно любить природу, спасать ее от уничтожения, охранять и беречь…

Мы слышим эти слова почти ежедневно, встречаем их в учебниках, газетах, на сайтах в Интернете. Мысленно соглашаемся с любым из подобных лозунгов, так как понимаем: все они верны и важны. Правда, сразу же забываем о призывах, которые только что полностью одобряли. Так уж устроены люди: слова, адресованные всем, они не воспринимают в качестве обращения к каждому отдельно. Что же получается? Все голосуют за то, что нужно действовать, однако бездействуют. Вот почему наша планета совсем не похожа на обиталище Маленького Принца – астероид В-612.

Волки и другие хищники нападают на домашний скот, и поэтому мы полагаем, что следует их отстреливать. Болото мешает нам сеять хлеб – мы его осушаем. Людям нужно много электроэнергии, а значит, можно построить плотины. Что будет потом, нам все равно. Ведь мы живем сейчас и хотим пользоваться придуманными для удобства плодами цивилизации. Задыхаемся от выхлопных газов, но садимся в автомобиль, чтобы проехать один квартал. Можем пойти за покупками с сумкой, сшитой из ткани, однако берем с собой полиэтиленовые пакеты, хотя прекрасно понимаем, как вредно это для экологии. А потом удивляемся и жалуемся: нечем дышать, свалки расползаются по земле, как злокачественные опухоли.

Засухи и ураганы, высохшие реки, почвы, утратившие плодородие, – это не месть природы, это ее болезни. Природа слишком добра и умна для того, чтобы мстить. Она просто пытается выжить и очень страдает, как мать, вырастившая легкомысленных и эгоистичных детей.

Люди же продолжают создавать призывы и лозунги, сокрушаться, что на природоохранные меры нет денег. А почему на совершенствование оружия средства всегда есть? На драгоценности, азартные игры и роскошные развлечения тоже. Да потому, что с приоритетами мы никак не разберемся. Интересно, поумнеет человек, когда ему придется днем и ночью ходить в противогазе, есть искусственную пищу и получать по карточкам несколько капель питьевой воды?

Вот и получается, что мы не так уж мудры, не доросли еще до подлинной зрелости. Природа – это гармония, а люди – ее часть. Исчезнет она – не будет и нас. Так давайте перестанем просто говорить и перейдем к делу. Если возьмемся все вместе и прямо сейчас, то обязательно успеем.

В последнее время отдыхать на природе, купаться на речке стало очень плохо. Вся природа забросана мусором, отходами, дымом.
Стало страшно за будущее. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить нарушенное очень сложно. Я считаю, что если человек будет следить за собой, хотя бы за каждый выброшенным его фантиком, вокруг все изменится.
Ведь подумайте сами, когда на улице мусор - не погулять; в речке отходы - не покупаться; в лесу не потушенный огонек - пожар, смерти людей, растений. Не будет лекарств, плодов. Животный мир погибнет..
Тушите костры, бросайте мусор в урны, не издевайтесь над животными.
Ведь мы хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами.

Нужно любить природу, спасать ее от уничтожения, охранять и беречь…

Мы слышим эти слова почти ежедневно, встречаем их в учебниках, газетах, на сайтах в Интернете. Мысленно соглашаемся с любым из подобных лозунгов, так как понимаем: все они верны и важны. Правда, сразу же забываем о призывах, которые только что полностью одобряли. Так уж устроены люди: слова, адресованные всем, они не воспринимают в качестве обращения к каждому отдельно. Что же получается? Все голосуют за то, что нужно действовать, однако бездействуют. Вот почему наша планета совсем не похожа на обиталище Маленького Принца – астероид В-612.

Волки и другие хищники нападают на домашний скот, и поэтому мы полагаем, что следует их отстреливать. Болото мешает нам сеять хлеб – мы его осушаем. Людям нужно много электроэнергии, а значит, можно построить плотины. Что будет потом, нам все равно. Ведь мы живем сейчас и хотим пользоваться придуманными для удобства плодами цивилизации. Задыхаемся от выхлопных газов, но садимся в автомобиль, чтобы проехать один квартал. Можем пойти за покупками с сумкой, сшитой из ткани, однако берем с собой полиэтиленовые пакеты, хотя прекрасно понимаем, как вредно это для экологии. А потом удивляемся и жалуемся: нечем дышать, свалки расползаются по земле, как злокачественные опухоли.

Засухи и ураганы, высохшие реки, почвы, утратившие плодородие, – это не месть природы, это ее болезни. Природа слишком добра и умна для того, чтобы мстить. Она просто пытается выжить и очень страдает, как мать, вырастившая легкомысленных и эгоистичных детей.

Люди же продолжают создавать призывы и лозунги, сокрушаться, что на природоохранные меры нет денег. А почему на совершенствование оружия средства всегда есть? На драгоценности, азартные игры и роскошные развлечения тоже. Да потому, что с приоритетами мы никак не разберемся. Интересно, поумнеет человек, когда ему придется днем и ночью ходить в противогазе, есть искусственную пищу и получать по карточкам несколько капель питьевой воды?

Вот и получается, что мы не так уж мудры, не доросли еще до подлинной зрелости. Природа – это гармония, а люди – ее часть. Исчезнет она – не будет и нас. Так давайте перестанем просто говорить и перейдем к делу. Если возьмемся все вместе и прямо сейчас, то обязательно успеем.

Только вдумайтесь, как человек истребляет природу, такое ощущение, будто человек испытывает искреннюю злость к ней. Тысячи видов животных было истреблено, только за последние десять лет. Сотни видов птиц больше никогда не будут петь на нашей планете, десятки видов деревьев было вырезано для построения ненужных сооружений, каждый день в морях вылавливают миллионы тон рыбы и рыбаки не брезгуют акулами, черепахами и даже дельфинами. В будущем, если человек не опомнится, его ожидает одинокое существование на планете.

Цели: обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах; развитие письменной и устной речи учащихся; формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения.

Развивающие : развитие языковых и лингвистических компетенций; формирование информационной культуры; развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательные : воспитание любовь и уважение к русскому языку; воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках и во внеурочной деятельности; воспитание умения работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма;

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: научиться определять вставные конструкции.

Тип урока: урок развития речи.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Словарная работа.

Дискуссия, тезис, слово, оратор, красноречие, репетиция, талантливый, переговоры, репортаж, беседа, ситуация, диалект.

В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы. После первых слов, глаза мои стали сами собой расширяться, увеличивая все больше. И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры из Освенцима. длинная вереница несчастных зайцев перед огромными заводскими воротами на фоне чадящих огромных страшных труб.).
Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес. По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками (естественно — столько шуб без разрешения убегает.). Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони.
Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша (спасибо тебе, заячий бог, уберег, не дал сгинуть на заводе). И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него (вы это представляете?) и сказал:
— Красота-то какая!

Записывают слова, объясняют орфограммы.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

- Смешно, а почему?

- Тема сочинения была раскрыта?

- Что такое идея произведения?

- Какие правила были нарушены учеником?

- Что надо помнить при написании сочинения?

- А если это публичное выступление?

- Можем ли мы считать публичное выступление сочинением?

Примерные ответы учеников: Конечно, было смешно, и тема сочинения не раскрыта, так как ученик не понял ее, увлекся сюжетом, построил свое сочинение по принципу современного криминального чтива. Сочинение не имеет идеи, так как главная мысль не понятна читателю. Описание природы дано только в одном предложении. Когда мы пишем сочинение, обязательно надо хорошо продумать, о чем мы будем писать, что именно хотим сказать своему читателю. Публичное выступление – это тоже сочинение, которое надо хорошо обдумать, составить план. Это даже труднее, чем сочинение, потому что надо учитывать, кто тебя слушает.

- Определите тему урока?

- Назовите цели и задачи на сегодняшний урок?

- Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление.

Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное

Анализируют данное сочинение, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.

1.Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Слово – полководец человечьей силы (В. Маяковский).

- Как вы понимаете данное высказывание?

– Припомните, а какая наука учит нас говорить и писать искусно, умело, успешно? (риторика)

– Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего рассвета она достигла в Древней Греции примерно 2500 лет назад. Как видите, очень давно. Древние греки считали ее очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму.

2.Фронтальный опрос.

- Как вы понимаете тему урока?

- Что значит выступление? (рассказ о какой-либо проблеме).

- Публичное выступление? (выступление перед публикой, слушателями).

- Общественно значимая тема? (тема, важная для всех людей).

- Как вы думаете, какие темы являются общественно значимыми? Приведите примеры таких тем (Экология, образование, здоровье…). Темы фиксируются на доске.

- Зачем нужно уметь выступать публично на общественно значимую тему? Где в жизни может пригодиться данное умение?

- Выступать вы будете перед своим классом. Как вы думаете, какие проблемы волнуют вас и ваших сверстников?

- А проблема засорения нашего языка будет среди этих проблем?

- Как вы построите свое выступление?

- Это будет сочинение-рассуждение?

- Каковы правила построения текста такого типа?

Сочинение рассуждение строится по следующему плану: тезис – главная мысль, доказательства – аргументы и вывод.

4. Работа в паре.

На партах – карточки с набором предложений. Задание: определить последовательность предложений для получения связного текста.

1. Экология языка – поиск путей устранения негативного влияния косноязычия, прикольных словечек, ненормативной лексики и так далее.

2.Несоблюдение законов экологии убивает человека биологически, несоблюдение законов культуры может убить человека нравственно.

3.Человек живёт в определённой окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни.

5. И человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса…

6. В защите и охране нуждается национальная культура, составной частью которой является наш язык.

Читайте также: