Сочинение рассуждение по тексту георгиевича

Обновлено: 02.07.2024

(25)Марина ничего не поняла. (26)Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. (27)И в этот же вечер ты потерял её навсегда. (28)В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца… (29)Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит. (30)И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери. (31) Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает! (32)Она каждый раз хвалила тебя — и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.

(33)Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. (34)Они, однако, не называют тебя за это своим сыном! (35)Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете. (36)Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. (37)Но что это меняет? (38)Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? (39)Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма? (49)Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. (41)Может быть, моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. (42)Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери. (43)И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину… (По А. Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — русский писатель и драматург, автор книг для детей и юношества.

Примерный круг проблем:

1. Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется? 2. Насколько сильна родительская любовь к детям? 3. Почему люди прекращают общаться друг с другом?

Сочинение

Человека окружает большой круг людей: близкие друзья, родители, братья, сестры и хорошие знакомые. Многие из них будут относиться к тебе с уважением, по-доброму, но не стоит забывать, что самая крепкая любовь всегда исходит от отца и матери. Мы же, в свою очередь, должны платить им тем же. Так, русский писатель А.Г.Алексин в предложенном для анализа тексте ставит проблему неуважительного отношения к родителям.

А. Алексин считает, что родители — это те люди, которые никогда не разлюбят нас. И каждый ребёнок обязан отдавать им то же: не забывать о них, а как можно чаще уделять свободное время, относиться с трепетом и заботой.

Никто и никогда не будет дороже родителей, поэтому очень важно ценить моменты с ними, меньше ссориться и проявлять любовь как можно чаще.

ЗАПОМНИ ЕГО ЛИЦО… (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлен…

ЗАПОМНИ ЕГО ЛИЦО…

(7)…— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

(31)– Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

(32)– Но я с мальчиком! — сказала мама.

(33)– Где мальчик? — осведомился дворник.

(34)Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась:

— Вы не можете… не пустить!

(36)Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

(37)– Его пустить… вы обязаны! (38)Если у вас есть дети…

(39)Мамин голос уже не был требовательным, повелительным.

(41)Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

(44)– Пустите… (45)Вы обязаны…

(46)– Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник.

(47)– А он у вас… (48)Какой же это ребёнок?

(49)– Послушайте… (50)Я прошу вас!

(53)В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба… (55)Но дворник не обратил на это внимания.

(56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

(59)Гильзы сыпались с крыш…

(60)Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

(61)Часа через три объявили отбой.

(66)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)Здесь был его пост… (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70)Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью. (72)Фуражка валялась возле носилок… (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище… (74)Но и сам не спустился.

(75)– Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

(76)– Он спас нам жизнь.

(По А. Алексину)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение рассуждение к ОГЭ Жизненные ценности по тексту Шах­на­за­рова Карена Ге­ор­ги­е­вича.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


На мой взгляд, жизненные ценности – это наш внутренний компас, по которому мы должны сверять каждый наш шаг на дороге жизни. Какое же значение имеют жизненные ценности в нашей жизни? Что такое жизненные ценности? Думаю, это те ценности, которые служат ориентирами в жизни человека, эталонами и критериями качества жизни. Жизненные ценности – это, прежде всего цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Для одних важным в жизни является материальное благополучие или власть, карьера. Другим же дорога семья, родина. Каждый сам выбирает себе приоритеты.

Подтвердить свою точку зрения я могу аргументами из данного текста. Мое мнение доказывают предложения № 15-17. В этих предложениях одна из приглашенных дам рассказывает о своей дочери.

Ее поражает, что та совершенно не интересуется книгами, а только целыми днями слушает непонятную для матери музыку. Женщина не понимает, что же так заинтересовало ее дочь в подобной музыка. Гости обсуждают этот вопрос и не могут не прийти к выводу о том, что у нынешнего поколения не иначе как другие ценности. Молодежь не видит интереса в книгах, но их увлекает что-то другое.

Еще одним аргументом моей точки зрения может выступать пример из моей жизни. Многие мои сверстники постоянно обсуждают скандалы и события, связанные с жизнью популярных людей. Они слушают музыку жанра рэп и поп, пересказывают друг другу шутки, которые видели утром в социальных сетях. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Я уже давно поняла насколько различаются наши жизненные ценности. Я расслабляюсь за книгой и чашкой чая. Люблю выполнять домашнее задание под классическую музыку и в свободное время посвящаю себя живописи. Разговоры моих одноклассников для меня чужды и многого я не понимаю, но зато осознаю и уважаю разность интересов. Я горжусь своими жизненными ценностями и считаю, что все, чем окружает себя человек, развивает его личность.

Жизненные ценности – неотъемлемая часть нашей жизни и от правильного выбора этих ценностей зависит то, кем будет человек через много лет. Жизненные ценности воспитывают и направляют нас.


Задание 9 № 13899

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В переписке с Колькой Оля часто упоминала о какой-то важной просьбе, но Колька никогда не придавал её словам значения. (2)Он обещал дворовым ребятам вести переписку с уехавшей девочкой, но выполнять её поручения не был обязан. (3)Вся эта девчачья ерунда настоящего мужчину интересовать не должна. (4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!

(6)Но однажды Кольке пришло письмо. (7)Оля всё же рассказала о том, что так долго её волновало:

«(8)Коля! (9)Скоро мама окончательно закончит все вопросы с работой (ты сам знаешь), и мы переберёмся в другой город.

(10)Две наши комнаты на первом этаже в доме строителей, где мы жили с папой и бабушкой, отдадут другим людям. (11)Ты должен сделать так, чтобы туда въехала наша школьная гардеробщица Анна Ильинична.

(12)Я давно уже заметила, что она как придёт с работы, так со своими дочками-двойняшками, девчонками лет по пяти, до темноты во дворе гуляет. (13)Будто они в детском саду не нагулялись! (14)Оказалось, семья гардеробщицы на десяти метрах умещается — в крохотной комнатушке, при кухне. (15)А ведь их пятеро! (16)Это просто дикая несправедливость. (17)У Анны Ильиничны взрослая дочь, муж её какие-то экзамены заочно сдаёт, и, чтобы двойняшки не мешали, она, даже не отдохнув после работы, с девочками по двору слоняется. (18)И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. (19)Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!

(20)Я много раз её девчонок к себе забирала, чтобы она отдохнула хоть немного. (21)А когда мы решили уезжать, так сразу решила, что в наши комнаты должна переехать Анна Ильинична со всей своей семьёй.

(22)Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.

(23)Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. (24)Там согласились выписать ордер. (25)Но тут Ерёмкины на дыбы встали.

(26)Это наши бывшие соседи — муж и жена. (27)Они такие люди: им о чужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)И даже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.

(36)Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. (37)А на самом деле они просто не хотят, чтобы сразу трое детей в квартиру въезжали.

(40)Я перед самым своим отъездом письмо в стройуправление написала: мол, в доме проживают дети строителей, а Анна Ильинична работает в школе, где эти самые дети учатся, — значит, и она имеет к строительству отношение. (41)Самое непосредственное! (42)Со мной согласились. (43)И Ерёмкины приумолкли.

(44)Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну? (45)Это было бы очень несправедливо!

(48)В коротком ответном письме Коля написал:

(50)Я сегодня почти всю ночь не спал. (51)Мне казалось, что кто-то уже вселяется в вашу квартиру. (52)Я теперь ни о чём другом не думаю!

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.


Задание 6 № 13895

Анализ содержания текста.

1) Ерёмкины действительно боролись за правду, а не отстаивали свои личные интересы.

2) После письма Оли в стройуправлении решили, что Анна Ильинична не имеет к дому строителей никакого отношения.

3) Коля обещал дворовым ребятам вести переписку с Олей и выполнять её просьбы.

4) Оля помогала Анне Ильиничне и забирала её детей к себе.

5) Семья Анны Ильиничны ютилась в маленькой комнате при кухне.

1) Ерёмкины действительно боролись за правду, а не отстаивали свои личные интересы. − Противоречит предложениям 32−35 текста.

2) После письма Оли в стройуправлении решили, что Анна Ильинична не имеет к дому строителей никакого отношения. − Противоречит предложению 42 текста.

3) Коля обещал дворовым ребятам вести переписку с Олей и выполнять её просьбы. − Противоречит предложению 2 текста.

4) Оля помогала Анне Ильиничне и забирала её детей к себе. − Подтверждается предложением 20 текста.

5) Семья Анны Ильиничны ютилась в маленькой комнате при кухне. − Подтверждается предложением 14 текста.


Задание 7 № 13896

Анализ средств выразительности.

1) Сердце у меня за неё болит.

2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.

3) Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся.

4) Это просто дикая несправедливость.

5) Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.

Эпитет − образное определение.

2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.

4) Это просто дикая несправедливость.


Задание 8 № 13897

Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ЧЕПУХА (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.

Синонимы − слова, близкие по значению.

Ерунда (предложение 3)

чушь (предложение 53)

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности

Ерёмкины – люди злые. Это подтверждают и предложения 27-28 ((27)Они такие люди: им о чужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)И даже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.) Такие люди не способны к справедливому решению, они вызывают отвращение и протест.

Очень хочется, чтобы таких, как Ерёмкины, было меньше, а окружающие люди могли их здраво оценивать и не прислушиваться к их мнению, чтобы не поощрять несправедливость.

3. Неравнодушие – это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное участие в чужой судьбе. Неравнодушный человек не пройдёт мимо нуждающегося, найдёт доброе слово для того, кого не пощадила судьба, поделится последними крохами, если увидит рядом голодного.

В тексте Анатолия Алексина находим подтверждение приведенным словам. Оля не может пройти мимо несправедливости. Ей тяжело осознавать, что рядом в тяжёлых условиях живёт человек, которому можно и нужно помочь. Анна Ильинична со своей многочисленной семьёй ютится в десятиметровой комнатушке. Вот почему от чистого сердца Оля хлопочет, чтобы соседка получила их комнаты после переезда. А с помощью Коли она обязательно этого добьётся! Это ли не пример неравнодушия и доброты?

Очень часто по телевизору мы слышим рассказы о больных детях, которым нужны средства на лечение. Неравнодушные люди откликаются, и с их помощью уже не один маленький пациент самых тяжёлых отделений детских больниц возвращен к полноценной жизни. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Человеку должна быть свойственна отзывчивость. Хочется, чтобы неравнодушных людей было больше. Тогда жизнь вокруг станет легче.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

По тексту Худякова Не знаю, кто из великих сказал (ЕГЭ по русскому)

Почему нам порой недостает сил довести начатое дело до конца? Я думаю, искать ответ на этот вопрос доводилось не одному человеку. Вот и М. Худяков, подняв в приведенном тексте эту проблему, пытается понять, что же заставляет человека бросить начатое, забыть о благой цели. По мнению автора, ответ на этот вопрос — слабость.

Действительно, ведь именно слабость, как одна из отрицательных черт человеческого характера, зачастую встает на нашем пути.

В заключение хотелось бы сказать, что слабость — коварна. Она способна переубедить вас, вы вообще можете подумать, что все напрасно, вам не надо ничего. Однако, зачастую это не так. Слабость — лишь иллюзия правды. Стоит лишь заглянуть к себе в душу, вспомнить, ради чего все начиналось, чтобы увидеть настоящую истину.

Позиция автора выражена довольно четко и ясно. Публицист с сожалением пишет о том, что в современном мире все больше становятся людей, которым не хватает сил, чтобы сделать по-настоящему благородный поступок.

Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, все реже встречаются люди, у которых хватает сил, чтобы помочь другому человеку. Я считаю, что подлым поступком может оказаться даже тот, который на первый взгляд был во благо. Для того, чтобы этот поступок остался благородным необходимо несмотря ни на что помочь человеку. Для подтверждения своей позиции я могу привести аргументы из художественной литературы.

Текст задел меня за живое, заставил задуматься о том, что же действительно можно называть подлостью. Я верю, что в наших руках сделать так, чтобы подлых поступков стало меньше.

Все люди обладают индивидуальным набором качеств, характеризующих их как личностей. Эти качества могут быть как хорошими, так и плохими. Но, безусловно, все они определяют поведение людей в обществе, отношение к окружающим. Как внутренняя слабость влияет на человека и его поступки? Вот проблема, над которой рассуждает автор предложенного текста.

Автор считает, что именно слабость делает человека подлецом, не способным на великие поступки и благородные подвиги во благо других. Все, что делает такой человек, направленно исключительно в пользу него самого.

Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, слабость способна сподвигнуть любого на самые низменные поступки, о которых он, может быть, будет жалеть всю жизнь. Эти деяния вызовут яркую общественную критику.

Таким образом, слабость — сила, способная сделать человека подлецом, сподвигнуть его на низменные поступки. Ее необходимо искоренять из внутреннего сознания. Так давайте и мы никогда не будет следовать дорогой слабости.

ОГЭ, 15.3, Сочинение “Предательство”

1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять. (8)Нам тогда было по тринадцать — мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

—(14)Серёнь, брось меня! — шептал я сухими губами.

—(15)Нет! — хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя

раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он

готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё

на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем,

я сказал Серёжке:

—(20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой!

(21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану. (24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

ШколеNET

(6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки — и только и видели вы этого горе-змееборца.

(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

(11)— Девушка, вам помочь? — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:

(15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!

(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

(24)— Девушка, там у вас кирпичи?

(25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни…

(27)Господи, эти деревенские чудаки… (28)Картошку в сумке возить… (29)Она на рынке пять рублей стоит… (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

(39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес…

(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.

(44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок… (48)А потом пошёл в университет.

(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.

* Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1936 г.) — современный публицист.
более месяца назад


Сам Андрей Битов скончался на 82 году жизни, то есть всё-таки не дожил до 85, когда, видимо, умерла его мать (или мать героя-рассказчика).

И тогда рассказчик успокоился – и это кульминация всего рассказа! – взял отпуск и уехал с 12-летним сыном в Абхазию, где так счастливо отмечали мамино восьмидесятилетие.

Думаю, что в этом тексте можно увидеть проблему старости, проблему отношения к старикам-родителям, а также философскую проблему отношения к смерти, к смене поколений, к прожитой жизни.

Понятно, что Андрей Георгиевич Битов иронизирует также над склонностью человека верить в репутацию и призывает верить себе, верить своей интуиции, быть собой и быть с дорогими тебе людьми.

Понятно, что Андрею Битову не так уже важно, сколько он еще проживет, важнее – чем запомнится он и его поколение.

Рассказ Андрея Битова о неотвратимости старости и смерти.
Мать умерла, теперь отсчёт времени начался для него.

СОЧИНЕНИЕ 2

В чем состоит секрет долголетия? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте русский писатель Андрей Георгиевич Битов.

Эти размышления помогают автору объяснить читателям, почему именно родители являются главными источниками долголетия своих детей. Геронтолог рассуждает над причинами старения, сопоставляя два вышеприведенных примера-иллюстрации.

Позиция автора выражается в словах героя-рассказчика: дети обычно повторяют опыт долголетия или короткой жизни своих родителей.

Я частично согласна с мнением А. Г. Битова. Конечно, потомки часто повторяют жизненный срок своих предшественников, но все-таки продолжительность человеческой жизни нельзя просчитать, исходя из нескольких факторов. Никому не известно, сколько каждому отведено лет.

СОЧИНЕНИЕ 3

Битов размышляет над проблемой смерти, причем он это делает с некой иронией, на мой взгляд. У каждого человека разное отношение к смерти. Кто-то боится умереть, но страх смерти – это страх жизни, по сути. Кто-то, наоборот, – ждёт своей смерти, кому-то – всё равно. Я, например, вообще об этом не задумываюсь. Но, согласитесь, как себя настроишь – так всё и пойдёт! Человек сам выбирает свой образ жизни. Если человек уверен, что возраст является просто цифрой, то и в 80 он будет энергичнее молодого человека, который считает, что уже всё: пора ему умирать.


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(2)После семидесяти, выйдя наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

(10)Как молодой специалист, она не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться – избыточная самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова.

(13)Так ей исполнилось восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало. (17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и некстати – куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова. (25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

– (26)Умрёт не от этого, – прямо взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю. (28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия, отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

(30)И вот, выходя с этим трепетом первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на ходу фуфайку через голову…

(31)Нательный крест у меня был особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно быть, за фуфайку…

(33)И вот, падая с метровой всего высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он раскалывается на кусочки, как рюмочка.

(34)И не успел я дойти до моря, как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

* Геронтолог – специалист в области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает способы замедлить этот процесс.

Читайте также: