Зимняя дорога пушкин сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Вариант 1

Стихотворение создано в 1826 году. Для поэта это было нелегкое время, что нашло свое отображение в этом произведении.

В самом начале произведения перед читателем вырисовываются унылые природные явления, монотонная зимняя дорога, наводящая печаль и тоску. Пустынная даль, туман, зимний вечер, луна, освещающая своим тусклым светом – грустная картина, созвучная меланхоличному настроению героя. Скучная зимняя дорога навевает на поэта тоску. Поначалу звон колокольчика развеивает печаль, но вскоре начинает утомлять. Напевы ямщика утешают в долгой дороге, но и его песни навевают тоску. Все вокруг покрыто грустью и печалью.

Поэт испытывает чувства печали, усталости, одиночества. Но даже когда вокруг мрак и уныние, все равно остается надежда на лучшее будущее. Герой погружается в мечты. В своих грезах он переносится к возлюбленной, по которой скучает и ждет скорой встречи. Воспоминания и мысли о ней утешают и поддерживают его во время утомительного пути.

В этом произведении сочетаются основные темы, которые обычно затрагивает А. С. Пушкин: природа, любовь, размышления о жизни и судьбе. В бесконечной дороге он представляет себе свою судьбу – долгую и печальную.

Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.

Вариант 2

Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору.

Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя. с жизненными невзгодами. Это стихотворение относится к философской лирике Пушкина. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” — это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны.

Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза — Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Нагляжусь не наглядясь.

При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру, его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя приводит героя Пушкина к гармонии.

Вариант 3

Стихотворение Зимняя дорога было написано в 1826 году. Для него это было тяжелое время, когда и он сам, и его друзья были отправлены в ссылки. С помощью описаний природы поэт всегда точно передавал свои мысли и настроения. Изучая стих, сразу видно, что у поэта наступил унылый, одинокий и беспросветный этап в жизни. Л

ирический герой (сам Пушкин) едет в карете по скучной дороге. Звук колокольчика уже раздражает. Все вокруг – это истинные чувства поэта. Единственное, что утешает его, это мысли о будущем, где он будет вместе со своей возлюбленной. Стихотворения Зимняя дорога имеет особенный символизм. Переменчивые полосы – это переменчивая судьба, дорога – это свобода.

Правда, именно в этом стихе природа и дорога стали его тюрьмой, а светлый дом – желанной целью. Размер стиха Зимняя дорога – 4‑стопный хорей. Жанр – элегия, где авторские мысли объединены с описанием природы. Композиция кольцевая. Мы в начале наблюдаем за зимней дорогой, а в конце снова возвращаемся к ней. Средства выразительности здесь помогают передать настроение Пушкина. Эпитеты – скучный, печальные, однозвучный.

Вариант 4

Стихотворение “Зимняя дорога” создано под впечатлением поездки из Пскова в Москву (конец декабря 1826-го года). Это пейзажная лирика с элементами интимной (образ Нины, относительно которого исследователи творчества поэта теряются в догадках: кто бы мог быть прототипом).

В стихотворении использованы разнообразные эпитеты, что сообщает выразительность и многозначность описаниям природы: “волнистые туманы”, “однозвучный колокольчик”, “черная хата”, “версты полосаты”… Мир, увиденный лирическим героем во время ночной поездки, освещенный “печальным” светом луны, оказывается совсем иным, нежели привычный ему мир, и это вносит разлад в его душу, что подтверждается словами: “Скучно, грустно…”.

Бесконечная однообразная смена “вёрст полосатых”, монотонность пути, “печальные поляны”, “утомительный” “гром” (заметим, не “звенит”, а именно “гремит” колокольчик!), — все это созвучно главному, что не даёт покоя лирическому герою и что становится известным читателю только в последней строфе стихотворения: “Грустно, Нина: путь мой скучен…”. Можно предположить, что безрадостный сам по себе пейзаж становится в глазах лирического героя еще более безрадостным потому, что его душевные переживания, его настроение далеки от безоблачных.

Вариант 1

История создания. Стихотворение “Зимняя дорога” (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта — С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ.

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. “домашней” ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.

Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.

В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются “разгулье удалое” и “сердечная тоска”. Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.

Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни (“глушь и снег”). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве.

Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.

Размер стихотворения — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Выразительные средства. Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов (“печальные”, “скучной”, “однозвучный”) и наречий (“печально”, “скучно”, “грустно”). Произведение “оживает” благодаря олицетворениям: “пробирается луна”, “льет”, “полночь… не разлучит”. В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой.

Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение “Зимняя дорога” кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.

Вариант 2

Александр Сергеевич всегда мастерски умел передать человеческие чувства посредством изображения окружающей его природы, не исключением из этого правила стало и данное стихотворение. Произведение написано четырехстопным хореем, жанр- элегии, кольцевая композиция заключена в повторе одного и того же образа– зимы.

Меланхоличное настроение лирического героя, обусловлено недавними событиями в жизни поэта. 1826г – год создания данного поэтического шедевра, был ознаменован все тем же нахождением Пушкина в ссылке в михайловском, и недавними событиями, связанными с восстанием декабристов, в числе которых было очень много друзей поэта. Так же существует информация о некой возлюбленной – родственнице поэта – Софье, к которой Пушкин не только питал к данной особе чистые чувства, а даже пытался сделать предложение. Но на этот момент он не только успел заработать себе славу прекрасного поэта, но и статус мота, любителя игр, на которых он и спустил все небольшое наследство, доставшееся от отца. Возможно, именно это оттолкнула семью Софьи и её саму от персоны Пушкина в роли супруга и зятя.

Стихотворение так же наполнено художественными средствами: метафорический эпитет- волнистые туманы, метафора- пробирается луна, печальные поляны; создают обстановку таинственности с легким оттенком грусти. Колокольчик однозвучный- данный эпитет также использован для поддержания общего состояния скуки лирического героя, усталости от одинаковости жизни. Песни ямщика, как представителя истинной русской души оказываются близки и знакомы лирическому герою, ведь русский народ такой живой, чувственный, способный ежеминутно переживать крайние чувства подобно творческому человеку. Увиденный путником пейзаж безлюден и дик, что подчеркивает внутренне одиночество героя, некую отчужденность от мира, усиливающее так его тягу к дому, уюту, понимающей душе. Многие композиторы обращали внимание на данный поэтический текст, и это не спроста, ведь он по праву считается одним из лучший образцов пейзажной лирики поэта.

Вариант 3

В первой части стихотворения есть экспозиция – ночной зимний пейзаж, лирический герой – он же судя по всему, автор, герой второго плана — ямщик, управляющий лошадьми и поющий грустную, заунывную песню.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Вторая часть стихотворения – это послание к таинственной Нине, которая для читателя осталась загадкой. Из обращения к Нине, читатель понимает, что дорога предстоит долгая. Вот уже и ямщик устал петь, задремал, а лошади бегут самостоятельно, больше по привычке, чем управляемые ямщиком.

Душу поэта утешает мысль о встрече, которая состоится завтра, возможность согреться у камина, и романтическая ночь, которую он проведет с милой.

Стихотворение состоит из 7 четырехстрочных строф. Рифма перекрестная, ударные окончания сочетаются с безударными. Ритмика строфы – плавный 4‑стопный хорей.

Очарование ночной дороги выражено метафорами: волнистые, печальные, зимней, скучной. Эпитет в стихотворении всего один, и тот употреблен в строчках, написанных в устаревшем стиле

Только версты полосаты

Версты полосаты – это верстовые столбики, выкрашенные в черно-белый цвет, и помогающие не сбиться с пути. В зимнем ночном пейзаже все настраивает на грусть: и долгая песнь ямщика, и пустынные печальные поляны, и скучная, безлюдная, зимняя дорога.

Поэт решился опубликовать это произведение лишь два года спустя в 1828 году. Очевидно, потому, что для него это произведение было глубоко личным.

Некоторые литературные критики под зимней дорогой пытаются разглядеть жизненный путь поэта. Но в самом стихотворении нет ни намека на подобное представление. Поэт мог заночевать на любой почтовой станции и выехать с утра, но он рад, что ему разрешили въезд в столицу, торопится встретиться с дорогими его сердцу людьми, и в первую очередь – с Ниной. А в стихотворении он делится своими впечатлениями о времени, проведенном в пути.

В 1826‑м году еще не было ни поездов, ни самолетов, ни автомобилей. Все это начнет появляться через 50 ‑100 лет. Зато были лошади, открытые сани, ветер, дувший в лицо, и романтическое мировосприятие, пусть даже печальное. Не было даже электричества, освещающего дорогу. Только луна, льющая печальный свет.

Вариант 1

Вариант 2

Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе. Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей. Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика – утомительным. Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.

Произведение написано четырехстопным хореем. Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения – кольцевая. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.

Вариант 3

Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость – награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать…

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечнее кажется зимняя дорога.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимняя дорога.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи строф.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора – Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина, находившегося в ссылке в селе Михайловское, уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту своё покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряжённым.

Лирический герой едет по зимней дороге. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется герою скучной, и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

В последней строфе путник оставляет грёзы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: печальные, однообразные заснеженные равнины наводят на героя тоску, и он мечтает о встрече с любимой.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи строф по четыре строки в каждой. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль; в стихах, обращённых к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, чередуются мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для того чтобы передать печаль героя, А.С. Пушкин заканчивает многоточием несколько предложений.

Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

Многих замечательных поэтов и прозаиков впечатления от зимней дороги вдохновляли на создание настоящих мировых шедевров. У каждого – свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога – тем более.

Как тосклив и однообразен путь в стихотворении А. С. Пушкина “Зимняя дорога”! Поэт называет

дорогу “скучной”, ведь вокруг лишь “глушь и снег”. Зима надежно укутала природу покрывалом, и мир уснул. Замерло все вокруг, и в этой тишине поэт ощущает себя одиноким, лишним.

Свое настроение Пушкин пытается передать через образ луны, которая “пробирается” сквозь облака на ночном небе и “льет печально свет” на безмолвные “печальные поляны”. Природа, как спящая красавица, дремлет, и любые звуки кажутся чуждыми, неуместными. Поэтому-то и гремит “утомительно” колокольчик под дугой бегущей по снегу тройки. Ощущение одиночества и заброшенности пробуждают в сердце поэта

тоску по людям, по теплому очагу, поэтому и поющий свои долгие песни ямщик представляется Пушкину родным человеком, почти другом.

А вокруг -“ни огня, ни черной хаты”, лишь “зимняя, скучная” и однообразная дорога.

Насколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну.

Что же это за “невидимка”, заколдовавшая лес, погрузившая его в “сказку сна”? Конечно же, зима. Это она превратила “бесконечную дорогу” в звенящую под копытами белую ленту, это она повязала на обычную сосну “белую косынку”, сделав ее похожей на старушку.

Простор и свобода не угнетают поэта, не заставляют его погрузиться в себя, почувствовать себя одиноким. Напротив, глубокое ощущение сопричастности любому изменению в природе делают его чуткое сердце еще более восприимчивым, наполняют его чувством радости и счастья. Разнообразие звуков зимы делают дорогу поэта интересной и веселой.

В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг “тихо”, однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь: “серые вороны расшумелись”, “долбит дятел”, “слышны звоны копыт”. Таким образом, зима постоянно преподносит путнику сюрпризы, приоткрывает свои тайны, загадывает загадки.

Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что-то свое. И здесь многое зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Здорово, что поэты так по-разному восприняли зимнюю дорогу и сумели очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями.

И мне бы хотелось, укутавшись в пушистую теплую шубу, прокатиться на тройке со звенящими бубенцами вдоль лесов, полей, замерзших рек, послушать песни ямщика и звон копыт на укатанной санями дороге.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1825г.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимняя дорога” для школьников

Данное произведение отражает реалии того века, в котором жил и создавал свои гениальные произведения великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение написано в 1825 году (одна тысяча восемьсот двадцать пятом году). Тогда ещё не были изобретены электричество, асфальтовое покрытие дорог и автомобили. Автор в своём гениальном произведении пишет о том, что его окружает, описывает путешествие в санях по зимней дороге. Читателю открываются образы, которые быстро сменяют друг друга.
Особенностью данного произведения является его быстрый ритм. Кажется, что гремящие переваливающиеся с бока на бок сани заставляют поэта метаться из стороны в сторону. И его взгляду открывается луна, затаившаяся за туманами, спины лошадей, ямщик. Тут же, как в странном сне, возникает образ Нины, к которой так спешит Александр Сергеевич. Это всё перемешивается в сознании автора и передаёт не только эмоциональное состояние автора, но и зимний пейзаж, где ветер, луна, печальные поляны.
Автор использует средства художественной изобразительности:
эпитеты: “волнистые туманы”, “печальные поляны”, “скучная дорога”, “колокольчик однозвучный”, “разгулье удалое”, “вёрсты полосаты”, “отуманен лунный лик”,
олицетворения: “печальные поляны”, пробирается луна, лунный лик,
метафора: луна льёт печально свет,
повторения: “завтра, Нина, завтра, к милой возвратясь”..
В этом неспокойном путешествии автору неуютно, он хочет поскорее добраться до места и мечтает о встрече с Ниной, о спокойствии и тепле у камина. Он так выражает своё желание:
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
В этом четверостишии присутствует повторение – так автор обозначает утомление дорогой, которая изматывает и сбивает мысли, чувства. С желанием вырваться из этого неуютного путешествия, поэт погружается в воспоминания, но что-то опять заставляет его вернуться и услышать однозвучный колокольчик, увидеть как безмолвно дремлет ямщик.
Такой нелёгкой была зимняя дорога того времени, что сегодня является рассказом о каком-то неизвестном нам ином мире.
В произведениях Александра Сергеевича Пушкина предстают сюжеты из его жизни. Они яркие и доступные. Культура речи и мастерство поэта учат культуре общения и повествования.
Спасибо.

Зимняя дорога анализ стихотворения Пушкина по плану
1. История создания. Стихотворение “Зимняя дорога” (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта – С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ.
2. Жанр произведения – пейзажно-философская лирика.
3. Главная тема стихотворения – подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. “домашней” ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.
Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.
В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются “разгулье удалое” и “сердечная тоска”. Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.
Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни (“глушь и снег”). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве.
4. Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.
5. Размер стихотворения – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов (“печальные”, “скучной”, “однозвучный”) и наречий (“печально”, “скучно”, “грустно”). Произведение “оживает” благодаря олицетворениям: “пробирается луна”, “льет”, “полночь… не разлучит”. В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой.
7. Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение “Зимняя дорога” кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.

Читайте также: