Сочинение рассуждение 7 класс прозвища презентация

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Прозвища в русском языке. Н.В. Гоголь «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему и в род и потомство, утащит он." — Транскрипт:

1 Прозвища в русском языке

3 Прозвища Неофициальные оценочные имена, присваиваемые лицам в различные периоды их жизни и содержащие представление о субъекте (Е.Ф. Данилина)

4 П.Т. Поротников Три основных группы прозвищ: семейно-родовые, коллективно-территориальные, лично-индивидуальные.

5 Канский р-н Дети царя Гороха Гороховы Змеиное гнездо злое семейство Городские уличная фамилия Георгинцы жители Георгиевки Икарусы семья водителя автобуса

9 Ники (виртуальные псевдонимы) DUBLOR NASTRADAMUS Инночка MAMBO DYAVOL PO DOBRU и др.

10 Отличительные признаки прозвищ 1. По функции П. сближаются с личными именами (индивидуализируют): Ромео юноша по имени Роман 2. Сохраняют значение апеллятивов: Окорочок полная девушка, которая любит носить короткие юбки

11 3. Появление прозвищ не регламентировано: от фамилии Орешников прозвища Фундук, Орех, Арахис 4. Прозвища возникают на основе личных особенностей человека: Мед за медовый цвет волос, Метр на метр полная женщина маленького роста, Индикатор часто краснеет

12 5. В прозвищах более ярко, чем в других ИС, проявляется двусторонность номинации: характеристика не только называемого, но и именующего. В среде автомобилистов Кардан, В среде компьютерщиков Юзер, В школе Двоечник, Ботаник и т.д.

13 6. Как правило, прозвища - это образная номинация, экспрессивная. В основе лежит сравнение номинируемого объекта с другими, известными номинатору: Китаец смуглый, невысокий, похож на китайца, Муравей парень низкого роста, худой, с талией как у муравья

15 Предметноотождествляющие, комплексные Москва – девушка большая, как Москва Губин внешне похож на певца Андрея Губина

17 Образные (метафорические) Ксерокс человек, у которого 6 детей, похожих на него; Квадрат человек маленького роста, крепкого телосложения; Кенгуру почтальонка с сумкой на груди, часто скакала на лошади

18 Частеречная характеристика прозвищ Однословные и. сущ.: Борода, Ветерок, Дрозофила; и.прилагательные: Синий, Горбатая, Длинный, Палёный; и. числительные:Сорок восемь-четырнадцать, Тридцать вторая; Глаголы: Пей, Лей, Пой; Наречия: Ладненько; Вводные слова: Например, Блин; Звукоподражания: Чух-Чух, Кири-Кири; Тап-топ Междометия: Хоп-хей, Чу-ча

19 Структура прозвищ Словосочетания: Царь Горох, Мистер Твистер, Доктор Смерть, Слабая женщина, Лучший Ветеринар Сибири и Дальних Петрушков. Предложения: Здрасьте, я ваша тётя! Не умирай! По полю танки грохотали.

20 Тематические группы прозвищ Внешний вид человека: Квадрат, Жила,Оглобля; Национальные черты: Китаец, Татарка, Хакас; Теле- и киногерои: Арнольд, Дракула, Калигула, Варум, Борис, Энерджайзер; Особенности речи: Заика, Бабарон,Ила; Слова-паразиты: Аминь, Звёздочка, Эх, сорвалось! Характер, поведение: Минька-Анархист, Злоба, Фашист; Социальное положение, профессия: Управ, Продавщица, Студент, Икарус (водитель автобуса); Увлечения: Рокер, Спрингер, Скутэр, Децл, Жорик.

21 Как относиться к прозвищам в школе? 1) Прозвища – это неофициальное именование и пользоваться ими в учреждении (школе) нельзя! 2) Нельзя обижать людей! Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе!

Повести
1. Записки Эльвиры (1956)
2. Саша и Шура (1956)
3. Необычайные похождения Севы
Котлова (1958)
4. Говорит седьмой этаж (1959)
5. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле
(1965)
6. А тем временем где-то (1967)
7. В стране вечных каникул (1967)
8. Мой брат играет на кларнете (1968)
9. Поздний ребёнок (1968)
10. Звоните и приезжайте! (Про нашу
семью) (1970)
11. Действующие лица и исполнители
(1972)
12. Позавчера и послезавтра (Чехарда)
(1974)
13. Третий в пятом ряду (1975)
14. Безумная Евдокия (1976)
15. В тылу как в тылу (1976)
16. Раздел имущества (1978)
17. Сердечная недостаточность (1979)
18. Дневник жениха (1980)
19. Домашний совет (1980)
20. Ивашов (1980)
21. Здоровые и больные (1982)
22. Поздний ребёнок (1983)
23. Запомни его лицо (1985)
24. Сигнальщики и горнисты (1985)
25. Дым без огня (1985)
26. Дима, Тима и так далее (И
Екатерина Ильинична…)(1986)
27. Добрый гений (1987)
28. Игрушка (Ночной обыск) (1989)
29. Диагноз (1996)
30. Смешилка (1996)
31. Если бы их было двое… (1997)
32. Не родись красивой… (1999)
33. Плоды воспитания (1999)
34. Виссарион (2000)
35. Смешилка — это я! (2006)
36. Обгон (2007)
37. Шаги (2007)
38. Ты ещё помнишь? (2007)

Детские остросюжетные
Тайна старой дачи (Первая очень страшная история) (1968);
Покойник оживает и начинает действовать (Вторая очень страшная история)
(1987).
Романы
Сага о Певзнерах (1994);
Смертный грех (1995);
Не родись красивой, или Последний тост (1999).
Пьесы
Мой брат играет на кларнете (1968);
Обратный адрес (1971);
Звоните и приезжайте. (1972);
Десятиклассники (1972);
Молодая гвардия (1973);
Поздний ребёнок (радиоспектакль) (1974);
Не больно? (1975);
Пойдём в кино? (1977);
Очень страшная история (1978);
Поздний ребёнок (1982);
Сигнальщики и Горнисты (1986);
Книга жалоб и восхищений (1998).

Как написать сочинение – рассуждение.
1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к
теме).
2. Проблема, поднятая в тексте.
3. Что об этом думает автор?
4. Ваша позиция по поднятой в тексте проблеме
(согласие, несогласие, частичное несогласие,
двойственная или противоречивая оценка).
6.Ваши аргументы, подтверждающие или
опровергающие авторскую позицию ( 1-2 аргумента,
из своего жизненного и (или) читательского опыты).
7.
Заключение (1-2 предложения должны
придать завершенность сочинению, связать его с
исходным текстом).

I.1. Введение Актуальность:-- прозвища широко распространены среди школьников, о

№ слайда 2

I.1. Введение Актуальность:-- прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в каких- либо изданиях- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.- исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Цель исследования Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школь

№ слайда 3

Цель исследования Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 5, 8,11 классов, проанализировать отношение к прозвищам. Гипотеза Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это? Задачи:изучить научно-популярную литературу по данной темепровести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищсоставить картотеку школьных прозвищвыявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвищаустановить, каково происхождение прозвищ, когда они появилисьпроанализировать отношение школьников к прозвищам

II.1. История возникновения прозвищ Личными именами наших предков до 10 века и п

№ слайда 4

II.1. История возникновения прозвищ Личными именами наших предков до 10 века и позже служили различные признаки людей, их действия, а также предметы внешнего мира: Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец.Некоторая часть личных имен была связана с суевериями. После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян в обязательном порядке стали вводиться церковью личные имена в честь православных святых. Например: Александр, Петр, Татьяна (греческие), Ирина, Виктор, Марина (лат.); Святослав, Людмила, Игорь (славянские); Нона, Таисия (египетские) и др. Церковь стала признавать только эти узаконенные, так называемые канонические имена иностранного происхождения. Дохристианские имена, как следы язычества, должны были исчезнуть. Теперь прозвище дается человеку за внешний вид, физические недостатки, определенные качества, да и сейчас не утратило своего звучания, точно характеризуя того или иного человека.(Примеры прозвищ поселка Каргополье Курганской области: Кривуха, Рябая, Фигаро, Цыган)

II.2 Что такое прозвище? По Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, прозви

№ слайда 5

II.2 Что такое прозвище? По Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, прозвище — это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и каче

№ слайда 6

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим не известно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

II.3 Основные группы прозвищных наименований. В работе лингвиста К. Н. Давыдовой

№ слайда 7

III.1. Школьные прозвища. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозви

№ слайда 8

III.1. Школьные прозвища. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища.

III.2. Результаты анкетирования школьников. Как часто в школе и на улице вместо

№ слайда 10

Результаты анкетирования Как часто в школе и на улице вместо имени мы слышим кли

№ слайда 11

Наличие прозвищ Анкеты показали, что 46 человек из 62 имеют прозвища (на самом д

№ слайда 12

Наличие прозвищ Анкеты показали, что 46 человек из 62 имеют прозвища (на самом деле гораздо больше, так как некоторые ребята не знают, что у них есть прозвища или просто стесняются своих прозвищ), из них считают это обидным 9 человек, остальные не обижаются. Не по имени называют в школе из опрошенных 39 человек. Это воспринимают естественно 53 человека (85%), 9 ученикам (15%) это не нравится.Предложение "Я считаю, что прозвище это -…" ребята закончили следующим образом: а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени – 6 человек б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются – 10 человек в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании) – 29 человек; г) нормальное явление, на него не следует обращать внимание – 38 человек

Анкетирование учащихся 6. На вопрос

№ слайда 13

Анкетирование учащихся 6. На вопрос "Какие прозвища чаще всего звучат в вашем классе?" ребята ответили так: а) образованные от фамилии - 35 человек; б) образованные от имени - 26 человек; в) данные по поведению ученика (ученицы) - 11 человек; г) данные по внешности - 21 человек; д) данные по какому-либо поступку - 13 человек. Нас очень интересовало, употребляют ли сами ребята прозвища, на этот вопрос получили такие ответы: 1.Никогда не употребляю, так как для этого есть имя - 10 человек (16 %). 2. Употребляю, если только человек не против - 38 человек (61 %). 3. Употребляю, даже если это не нравится человеку - 1 человек (2%).4. Мне все равно, никогда не задумыва(лся/лась) над этим - 12 человек (19 %).

III.3. Классификация школьных прозвищ учащихся. Занимаясь темой

№ слайда 14

III.3. Классификация школьных прозвищ учащихся. Занимаясь темой "Школьные прозвища ", мы выявили, что, если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен. Например, Ульмас (Рома Ульмасов) Василь (Галя Василенко)Леший (Алексей) Юлькос (Юлия)Дрон Медведь (Андрей Медведев); Стю Черника (Настя Чередниченко); Мася (Максимова Люба) Сыр (Насырова) Скрипникова (Скрипка) и др.

По внешнему виду На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их вне

№ слайда 15

По внешнему виду На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду, например: Гном, Малая (маленький рост), Жираф (высокая девочка); Рыжик (цвет волос); Мешок (полный мальчик), Лохматый (длинные волосы), Китаеза (узкие глаза), кстати, этот мальчик не обижается на свое прозвище, потому что, как он сказал, он знает, что он не китаец. У пятиклассников мы отметили следующую тенденцию: многие прозвища состоят из имени и слова, рифмующегося с ним (Лена-полено, Антон–батон, Антошка-картошка, Гриль-Бриль, Татьянка-обезьянка), эти прозвища используются младшими школьниками в конфликтных ситуациях и как дразнилки.

Прозвища -ники Некоторые ребята сами выбрали себе прозвища: Хома, Катастрофа, Мо

№ слайда 16

Прозвища -ники Некоторые ребята сами выбрали себе прозвища: Хома, Катастрофа, Мороженка. Их правильней было бы назвать никами, которые они используют в Интернет-общении, но в школе их так не называют. Прозвища создаются школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении подростков и молодежи.

III.4 Мнение школьного психолога о влиянии прозвищ на детей. Как прозвища влияют

№ слайда 17

Выводы. Итак, мы пришли к выводу, что прозвище человека - нечто большее, чем про

№ слайда 18

Выводы. Итак, мы пришли к выводу, что прозвище человека - нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием

Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми мы располагаем, позволяю

№ слайда 19

Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми мы располагаем, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей. Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, мы бы хотели помочь ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определенной долей юмора.

О русском языке Говоря о меткости народного языка, нельзя не вспомнить замечател

№ слайда 20

Презентация на тему Презентация по русскому языку Сочинение -рассуждение Прозвища 7 класс, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 6 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Учебник 7 класса стр.103
(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыжинская)

Упражнение 2161. Чтение текста.Что вам известно об Анатолии Алексине?Член-корреспондент АПН СССР (1982).премия Ленинского комсомола (1970)

1. Чтение текста.
Что вам известно об
Анатолии Алексине?

ПовестиЗаписки Эльвиры (1956)Саша и Шура (1956)Необычайные похождения Севы Котлова (1958)Говорит седьмой этаж (1959)Коля пишет Оле, Оля пишет

Повести
Записки Эльвиры (1956)
Саша и Шура (1956)
Необычайные похождения Севы Котлова (1958)
Говорит седьмой этаж (1959)
Коля пишет Оле, Оля пишет Коле (1965)
А тем временем где-то (1967)
В стране вечных каникул (1967)
Мой брат играет на кларнете (1968)
Поздний ребёнок (1968)
Звоните и приезжайте! (Про нашу семью) (1970)
Действующие лица и исполнители (1972)
Позавчера и послезавтра (Чехарда) (1974)
Третий в пятом ряду (1975)
Безумная Евдокия (1976)
В тылу как в тылу (1976)
Раздел имущества (1978)
Сердечная недостаточность (1979)

18. Дневник жениха (1980)
19. Домашний совет (1980)
20. Ивашов (1980)
Здоровые и больные (1982)
Поздний ребёнок (1983)
Запомни его лицо (1985)
Сигнальщики и горнисты (1985)
Дым без огня (1985)
Дима, Тима и так далее (И Екатерина Ильинична…)(1986)
Добрый гений (1987)
Игрушка (Ночной обыск) (1989)
Диагноз (1996)
Смешилка (1996)
Если бы их было двое… (1997)
Не родись красивой… (1999)
Плоды воспитания (1999)
Виссарион (2000)
Смешилка — это я! (2006)
Обгон (2007)
Шаги (2007)
Ты ещё помнишь? (2007)

Детские остросюжетныеТайна старой дачи (Первая очень страшная история) (1968);Покойник оживает и начинает действовать (Вторая очень страшная история)

Детские остросюжетные
Тайна старой дачи (Первая очень страшная история) (1968);
Покойник оживает и начинает действовать (Вторая очень страшная история) (1987).
Романы
Сага о Певзнерах (1994);
Смертный грех (1995);
Не родись красивой, или Последний тост (1999).
Пьесы
Мой брат играет на кларнете (1968);
Обратный адрес (1971);
Звоните и приезжайте. (1972);
Десятиклассники (1972);
Молодая гвардия (1973);
Поздний ребёнок (радиоспектакль) (1974);
Не больно? (1975);
Пойдём в кино? (1977);
Очень страшная история (1978);
Поздний ребёнок (1982);
Сигнальщики и Горнисты (1986);
Книга жалоб и восхищений (1998).

Как написать сочинение – рассуждение.1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме).2. Проблема, поднятая в тексте.3. Что об

Как написать сочинение – рассуждение.

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме).
2. Проблема, поднятая в тексте.
3. Что об этом думает автор?
4. Ваша позиция по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6.Ваши аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию ( 1-2 аргумента, из своего жизненного и (или) читательского опыты).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Читайте также: