Итоговое сочинение дорогами войны

Обновлено: 02.07.2024

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).


2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.


3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).


5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Беляева Маргарита Владимировна

Участники Великой Отечественной войны…как много они сделали для нас! Они подарили нам право жить в этом мире. Какой дорогой ценой досталась им эта победа над Германией! На защиту Родины встали все – мужчины, женщины, старики, молодёжь, вся страна…

Прошло уже 65 лет со дня Победы, но горесть и скорбь ушедших лет забыть невозможно. Так мало осталось людей, которые выстояли, не сломались, которые шли до конца и разгромили фашистов! Они достойны уважения! Они – герои, чьи подвиги сохранились на века…

Сегодня я решила побывать в парке Победы в своём родном городе Ессентуки и почтить память погибших на войне цветами.

А много ли земляков осталось в живых? Как сложилась их жизнь на войне? С какими трудностями столкнулись ветераны нашего города?…

… Моей мыслью было посетить некоторых ветеранов. Я узнала, что на улице Пятигорской живёт ветеран Отечественной войны Уварова Наталья Степановна.

Кнопка, Пуговка… Так в далекие годы Великой Отечественной называли сослуживцы медсестру Наташу. Сегодня практически каждый житель города знает ее как активистку, ветерана Наталью Степановну Уварову. Она работала в санатории имени Калинина, отдавая свой талант и умения людям. И этот навык дарить людям здоровье и уверенность в будущем дне она приобрела на дорогах Великой Отечественной войны, по которым прошла до победного мая 1945 года.

По признанию Натальи Степановны, эта новость в тот момент была воспринята с некоторой долей восторженности. Даже несколько дней спустя, когда в воздухе засвистели первые пули и загремели в ночи первые взрывы, дух захватывало не от страха, а именно от восторга. И только потом пришло осознание всего… Прямо с выпускного ребята из класса пошли записываться на фронт – мальчиков взяли, а девчонок оставили здесь.

Наталья Степановна рассказывала о том, как ей пришлось переодеться мальчиком для того, чтобы попасть на катер вместе со своей частью. Ее, исходя из морской приметы, что женщина на корабле к несчастью, капитан не хотел брать на борт, но она не могла остаться, когда все солдаты, ставшие ей родными за это время , снова отправлялись на борьбу с врагом.

Тысячам раненых оказала помощь Наталья Степановна, делала перевязки, ухаживала за бойцами, рассказывала весёлые истории. Она подняла на ноги многих, дала уверенность всем, кто попадал в санчасть.

После войны Наталья Степановна вернулась в Ессентуки, училась в медицинском институте, а после работала зубным техником в санатории им. Калинина.

Я пришла в гости к еще одному ветерану, разведчице, учительнице и очень обаятельной женщине Дарье Сергеевне Лавриненко. Родные и друзья называют ее Дашенькой. Несмотря на солидный возраст, она сохранила легкий характер, умение дружить, интерес ко всему, что ее окружает.

Такая активная жизненная позиция воспитывалась семьей и историей страны. Дарья Сергеевна пережила вместе со сверстниками все перипетии исторических событий двадцатого века. Она родилась в селении Султан, родители-крестьяне сумели заложить в характер дочери желание учиться. Окончила в 1939 году Педагогическое училище в Ессентуках, тогда и полюбила наш город. Работала учительницей математики в различных районах Ставропольского края, с увлечением занималась комсомольской работой. Строила планы на будущее. Но их разрушила война.

Была еще кропотливая, многолетняя работа в школе, были сотни благодарных учеников, был любимый муж, сестра, мама. Была жизнь, полная трудов, хлопот, радостей, разочарований, праздников. Много лет Дарья Сергеевна отдала работе в Совете ветеранов.

Война, принесшая столько горя, лишений, сформировала характер сильный, способный преодолеть все: болезни, потери, беды…

Моё желание больше узнать о войне, о людях, прошедших трудные испытания, привело меня на улицу Кисловодскую, где живёт ещё один ветеран войны, а в настоящее время житель города Ессентуки Иван Александрович Тихомиров. Мало кто в нашем городе не знает его – это не только ветеран войны, почетный гражданин города, но и активист, человек с высокой гражданской позицией. Он не пропускает ни одного праздничного мероприятия, не забывает ни об одной дате прошедшей войны. Именно на таких людях, как он, и держится вся патриотическая работа в городе. Иван Александрович – частый гость школ города, он готовит выступления для городского радио, пишет стихи о войне. Благодаря ему жители нашего города помнят о далеких сороковых, окрашенных кровью и слезами.

Иван Александрович родился в городе Владикавказе, там окончил 10 классов средней школы. Как многие после выпускного вечера, он услышал об объявлении войны. Вместе с одноклассниками передал в военкомат своё заявление с просьбой о призыве в Красную армию для защиты Родины от фашизма. Ему даже сейчас сложно было вспоминать о том, как он покидал дом, как уходил на войну:

… С сестрой и матерью меня знакомая девчонка провожала

И тоненькие пальчики в моей руке дрожали,

А голос паровозного гудка в ночи звучал тревожно,

Разжал я наши руки осторожно.

Скупая материнская слеза

Рубеж разлуки обозначила надежно.

И так день за днем, сраженье за сраженьем. К декабрю 1942 г. из всего батальона в живых осталось всего 6 человек и ни одного танка. Под Сталинградом Иван Александрович получил контузию и лёгкое ранение. После госпиталя и переформирования, его назначили в 325-й отдельный артиллерийский противотанковый полк командиром взвода 76-ти миллиметровых пушек.

Беседа с Иваном Александровичем была очень интересной. Атмосфера дома, общение с его женой, его тон и манера говорить… Я как будто попала на несколько десятилетий назад, в другую эпоху, где не было хамства и суеты, где все жили ради общего блага. Мне не хотелось уходить, слушать его рассказы снова и снова…

День подошёл к концу. Ветераны, с которыми я сегодня встретилась, живут в разных уголках города, но они связаны одной нитью, одной историей - историей страны, её побед и поражений. Я считаю, что нельзя забывать этих людей! Они так много сделали для нас! Хочется, чтобы будущие поколения знали, что война – это не просто слово, а героическая эпоха, о которой мы не должны забывать никогда…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отгремела,окончилась война в мае Победного 1945 года.И вот уже 2018 год идёт.Но что я,пятиклассница, знаю о той войне?

Да, я много слышала о ней и читала в книгах,но то,что я узнала о родном прадедушке нигде ещё не написано. Рассказ моей бабушки-Чащиной Светланы Андреевны потряс меня до глубины души! Она,его невестка, ещё помнит трудные дороги войны моего прадеда и всё то,что ему пришлось пережить.

Мой прадедушка-Чащин Василий Иванович родился 3 мая 1921 года в деревне Боровка Сафоновского района Смоленской области. Имел образование всего 5 классов,но мог всё починить и сделать своими руками. Работать начал с 18 лет рабочим-медником.С лёгкостью мог отремонтировать любую технику.Особенно любил работать с медью.Слава о его мастерстве и смекалке дошла даже до города Вязьмы.

10 мая 1940 года военный коммисариат этого города призвал Василия Ивановича на военную службу.Таким образом, мой прадедушка ещё до начала Великой Отечественной войны 19-летним юношей был направлен подполковником Шуляк на военную службу в часть. Его зачислили в 35-ый автополк.Там он служил до начала войны автолесарем. В сентябре 1941 года он был переведён в 44-ый II Гавардейский стрелковый полк.Василий Иванович продолжал воевать танковым пулемётчиком.

А пока начинается самая страшная страница в жизни моего прадедушки-фашистские застенки. Он попал туда, будучи раненым. Его ранили в боях за Киев и он оказался в плену. Его племянник Андрей рассказывал моей бабушке, что там Василию приходилось специально играть в карты с фашистами, чтобы выиграть хоть какую-нибудь еду. Всё выигранное им, передавалось дальше между заключёнными концлагеря. Это были самые страшные 3 года жизни в застенках фашизма, проведённые ещё молодым Василием ,ведь тогда ему шёл только 22 год!

Таким образом, Победу мой прадедушка встретил в концлагере.Дороги войны для него тогда ещё не закончились,потому что 20 мая 1945 года он принял военную присягу при 44 II Гвардейском полку и рядовым дослужил там до 4 июля 1946 года.

Он доказал преданность и горячую любовь к Родине.Моя бабушка бережно хранит его медали,фотоснимки и военный билет. Я узнала от неё,что прадедушка много рассказывал о войне своему племяннику Андрею и просил его не забывать какой ценою была завоёвана Победа.

Верность Родине,семье,работе он пронёс через всю свою оставшуюся жизнь.С 26 лет Василий Иванович жил и работал в нашем городе.Он трудился всегда на самых трудных участках шахт горнорабочим очистного забоя.

Я горжусь своим прадедушкой, прошедшим такие трудные дороги войны. Он выдержал всё: тяжёлое ранение обеих ног,голод и холод военных лет, более тысячи дней, проведённые в концлагере, пытки фашистов, недоверие власти. Своим доборосовестным трудом и доблестной военной службой он доказал преданность и любовь к Отечеству. Те предметы, которые остались после моего прадедушки, очень дороги мне. Среди них есть фотографии и боевые награды. Но самое главное- живая память о нём.

Рассказ о трудных дорогах войны своего прадедушки я должна обязательно передать своим родственникам, знакомым, детям и внукам. Ведь трудные дороги войны многому учат. Учат понимать жизнь, не предавать друзей, любить свою Родину. Они помогают мне быть честной, доброй,отзывчивой, терпеливой, сильной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования администрации Усть-Абаканского района

райком Усть-Абаканской территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Фестиваль педагогического творчества

Малыхина Анна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы.

р.п. Усть-Абакан, 2018 год

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Друнина Юлия

Казалось бы, какое счастье – быть частью поколения, не знавшего войны. Война, та, о которой в моём детстве знали и помнили все, отгремела за тридцать лет до моего рождения. В счастливые детские годы война была лишь маленькой абстрактной частью жизни, знакомой мне по рассказам близких, по прочитанным книгам, пересматриваемым фильмам. Как же хорошо было, когда живы ещё были оба моих деда, молодыми пацанами призванные на фронт и потерявшие там здоровье и… желание рассказывать о буднях солдат. Кратко, обрывисто и нехотя говорил мамин папа дед Сергей о сложностях транспортировки из Уфы к месту его службы на Дальнем Востоке.

Самые первые месяцы войны, полная неразбериха в организации призыва и обучения молодых солдат. Не один месяц дедушка провёл со своими будущими сослуживцами в старом поезде с деревянными вагонами, медленно и с частыми остановками идущем, не едущем, практически через всю страну. Под бомбёжками и обстрелами. Грязь, боль, плачущие медсестрички, не имевшие возможности облегчить страдания раненых. Нехватка лекарств и перевязочных материалов. Но при этом полная уверенность всех и каждого, что выстоят, что победят обязательно. Не сегодня, так через месяц.

Дед говорил нам, что злости тогда в нём и его однополчанах было столько, что одной лишь этой злостью можно было сокрушить множество захватчиков. На всю оставшуюся жизнь дед дал тогда себе зарок не брать в руки оружие. Даже на охоту, живя в среде охотников, не ходил.

Стыдно было и Астафьеву за одного убитого им немца. Его Виктор Петрович вспоминал всю свою сознательную жизнь. Почему, откуда такая, казалось бы, странная жалость к представителю напавшего на нашу страну народа? Астафьева не все и не сразу поняли. Не струсил он, нет. И жалость испытывал не к немцу, а к человеку, которого не мог не видеть в том, кто нацелил на него оружие. Быть человеком и оставаться им в любой ситуации – задача неподъёмная. Астафьев смог. И долг свой перед страной и Родиной исполнил, проведя несколько лет на полях сражений, буквально ползком прокладывая связь для воюющей армии. Тяжёлое ранение, контузия, госпитали не только не сломили Астафьева, но и дали ему возможность увидеть, прочувствовать ту часть войны, которую не принято называть героической. Гниющие без должного лечения и обработки раны, белые черви под грязными бинтами. Всегда существовавшие, как неискоренимое зло, взяточники и перекупщики, наживавшиеся на войне.

Война не делает из обычных людей героев и не заставляет становиться негодяями. Нет, война, словно лакмусовая бумажка, проявляет в человеке внутренние качества. Время, когда каждый становится тем, кем он является на самом деле.

Война убивает не только людей, но и творения природы, произведения искусства и гения человеческого. Разрушены города Советского Союза и стран Европы. Повержены талибами великолепные статуи Будды в Бамианской долине Афганистана. Разрушены памятники Древней Пальмиры. Убиты миллионы людей, загублены мечты и чаяния целых народов.

Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек в движении, направляясь из одной точки в другую. Это и путешествия, с помощью которых человек познает собственный внутренний мир и окружающую действительность. Однако дорога может восприниматься не только в прямом, но и в переносном смысле слова. Каждый человек прокладывает собственный жизненный путь, который основывается на индивидуальных целях, интересах и приоритетах. Жизненный путь скажет о человеке больше, чем он сам. Под дорогой также можно понимать путь творческих поисков, путь научных исследований, путь развития государства и общества.

Мотив дороги нашел отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов и поэтов. Нередко тот физический путь, который проделывал герой, подчеркивает изменения, произошедшие в нем самом.

По пути Петра Гринева на службу его образ раскрывается с двух сторон. С одной стороны, прослеживаются прошлые мечты главного героя о службе в Петербурге, где он мог вести разгульный и праздный образ жизни: Петруша Гринев проигрывает деньги Зурину. С другой стороны, уже по дороге в Оренбург Петр Гринев проявляет благородство по отношению к незнакомцу, который вывел их из бурана: центральный персонаж, несмотря на недовольства Савельича, в знак благодарности дарит незнакомцу заячий тулуп.

Таким образом, через смену места действия автор демонстрирует произошедшие внутренние изменения Петра Гринева, который остается верным выбранному жизненному пути, несмотря ни на что.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Уже в юном возрасте ему пришлось столкнуться с жизненными трудностями: в голодный 1922 год умерли отец, мать и сестра. После того как Андрей Соколов встретил свою будущую жену Ирину и у них родились дети Анатолий, Настенька и Олюшка, главный герой обрел счастье. Однако оно оборвалось, когда началась Великая Отечественная война, разделившая его от любимой семьи. Одним из главных военных испытаний, с которым пришлось столкнуться Андрею Соколову, был плен у немцев, где однажды он был очень близок к смерти. Но самая болезненная трудность, которая настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему дорог, мысли о ком мотивировали его бороться за собственное существование: жена Ирина и дочери погибли из-за того, что на дом была сброшена бомба, а сын Анатолий, который тоже принимал участие в войне, был убит прямо в День Победы.

М.А. Шолохов показывает, с каким горем пришлось столкнуться Андрею Соколову на жизненном пути, однако главный герой не опустил руки, он продолжил жить, несмотря ни на что, поскольку понимал, что жизнь, которой многие его соотечественники лишились во время Великой Отечественной войны, – самое ценное, что есть у человека. О том, что жизненный путь Андрея Соколова продолжается, говорит финал рассказа, в котором описывается, как главный герой и Ванюшка, который дал Андрею Соколову новый смысл жизни, прощаются с рассказчиком и продолжают путь.

Таким образом, в рассказе М.А. Шолохова, в котором наблюдается мотив дороги, уделяется внимание описанию жизненного пути Андрея Соколова, символизирующего жизненный путь всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, образ дороги в гоголевской поэме помогает в демонстрации жизненного пути центрального персонажа Чичикова и в раскрытии проблемы пути России.

Пути остальных семи Хранителей Кольца также важны для дальнейшей судьбы всего Средиземья, для всеобщего мира и свободы, поскольку от них зависит объединение народов для борьбы с общим врагом. Большинство Хранителей Кольца совершают необходимые для уничтожения Кольца и победы над врагом действия, которые действительно приводят к всеобщей победе.

Во время зарождения и развития нацистских убеждений Ганс Хуберман осознанно отказывался от вступления в партию. В романе говорится о том, что Ганс Хуберман входил в 10 процентов людей, которые не выказывали решительной поддержки деятельности Адольфа Гитлера. Работающий маляром Ганс Хуберман, несмотря на гонения по отношению к евреям, продолжал красить их дома, выражая тем самым поддержку. Такие поступки были настоящим риском свободой и даже собственной жизнью, поскольку гонениям подвергались не только евреи, но и поддерживающие их немцы. Решение спрятать в собственном доме сына своего покойного друга Макса Ванденбурга, который был евреем, было риском не только для него самого, но и для жены Розы Хуберман и приемной дочери Лизель Мемингер. Когда мимо города Молькинга, в котором жила семья Хуберманов, проходила колонна евреев, Ганс Хуберман не сдержался и дал одному из военнопленных кусок хлеба, однако даже то, что из-за этого его отправили на войну, не ожесточило героя и не заставило его отказаться от добра и перейти на сторону фашистов. Никогда Ганс Хуберман не жалел о тех добрых поступках, которые он совершал по отношению к евреям.

Вывод

Таким образом, во многих художественных произведениях образ дороги выступает в роли символа, он помогает в раскрытии образов персонажей и в раскрытии авторской идеи. Образ дороги часто связан с жизненным путем человека, движение чаще всего обозначает жизнь во всех ее проявлениях, а бездействие – отсутствие правильного жизненного пути или пустое существование, которое нельзя назвать жизнью в полноценном смысле этого слова.

Читайте также: