Егэ история сочинение клише

Обновлено: 05.07.2024

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Модель 2 – исторические личности

Петр I

В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене.

Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне.

По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Предлагаю клише для написания исторического сочинения, а также рекомендации по подготовке с нему.

1.Краткая характеристика периода.

Яркие события периода.

Наиболее яркими и значимыми событиями данного периода явилось (перечисляете 3-5 наиболее значительных событий, явлений).Остановлюсь на двух, на мой взгляд, наиболее важных из них.

2. 1-ое направление политики.

Одним из направлений внутренней или внешней) политики в данный период было (называете событие, явление).

Примеры явлений: разоблачение культа личности, совершенствование государственного управления, проведение реформирования в …области, усиление военной мощи и боеспособности государства.

Примеры событий: первый полёт в космос- начало космической эры, запуск первой в мире атомной электростанции в Обнинске- начало мирного использования атома, освоение целинных земель и др.

Причинами данного события (или явления) стали:

1.

2.

Необходимо назвать две причины, почему это событие или явление произошло, что послужило толчком для его проведения.

Роль личности.

Важную роль в данном событии сыграл (называете Ф.И.О. исторической личности), занимавшего пост ( какой пост в государстве занимал этот человек, в какой области работал, кем был конкретно).

Далее перечисляет те конкретные действия, которые были им совершены лично, инициатором которых он был, проект которых предложил.

Хорошо написать хотя бы одно предложение, в котором характеризуете его личностные качества. Например, о полководце можно написать, что он отличался смелостью, мужеством, был талантливым военачальником, предвидевшим ход событий, хорошим стратегом и тактиком и т.д.

Таким образом, роль данной личности (пишете Ф.И.О.) в решении задач по данному направлению велика. Далее буквально в одном предложении сделайте вывод об этой роли.

Следствие.

Необходимо написать, каковы итого по данному направлению. Помните, что вы пишете о периоде, а личность помогает вам раскрыть особенности данного периода. Поэтому в данной части вы подводите итог именно по направлению, которое вы описываете.

Вспомните, какие причины вы называли, и по каждой причине напишите следствие.

Пример.

Направление: начало освоения космоса.

Причины. Следствие.
1.Стремление показать всему миру преимущества советской науки. 1.СССР продемонстрировал всему миру высокий уровень развития науки, став лидером в освоении космоса. Первым космонавтом стал советский гражданин.
2.Дальнейшее повышение международного авторитета страны. 2.Первенстко в начале освоения космоса значительно повысило авторитет СССР на международной арене, продемонстрировав его мощь.

3. 2-ое направление политики.

Данная часть сочинения пишется аналогично предыдущей по плану:

— название события (явления), что необходимо было сделать;

— роль личности; общие итоги по данному направлению;

— 2 следствия ( как были решены задачи, вытекающие из причин).

4.Взаимосвязь событий.

Здесь надо написать, как два события о которых вы писали, взаимосвязаны, какой единой цели они были подчинены и к чему привели (например, к укреплению государства, повышению его международного авторитета).

Данные события взаимосвязаны, так как оба были направлены на то, чтобы….

6.Итоги периода, точки зрения на него, влияние на ход последующего развития России.

Данный период неоднозначно оценивается историками ( Ф.И.О. историков называть не обязательно, главное, чтобы такая точка зрения действительно была).

С одной стороны отмечаются позитивные моменты (перечисляете их вообще по ПЕРИОДУ, а не по тем событиям, о которых вы уже писали).

С другой стороны, есть и негативные моменты (перечисляете).

Несомненно, период был одним из важных в истории России. (Далее пишете о том, что он дал для последующего периода, какие основы заложил, чему способствовал, что в будущем правители продолжат в своей политике или, наоборот, к сожалению, сведут на нет многие преобразования предшественника, например, проводя контрреформы).

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Желательно выбрать ДВА периода из трёх, по которым вы будете готовиться.

Помните, что темы сочинений сгруппированы по векам:

Не выбирайте ОДИН период, вдруг тема вам не понравится. Из двух тем одна уж точно будет подходящей.

2.Рекомендую сделать заготовки, своеобразные карточки- подсказки по каждому правителю из выбранных вами периодов, которые потом нужно будет просто выучить. Трудно на экзамене сформулировать направление, вспомнить личность, что она сделала. Это и отразите на карточке. Остальное вы сможете написать и на экзамене.

Образец карточки-подсказки.

Личность, что сделала:

2 направление:

Личность, что сделала:

2 направление:

3. Помните, что одной из личностей может быть сам правитель.

4. Воспользуйтесь материалом по личностям, который есть на данном сайте. Вам будет достаточно информации, чтобы написать такие карточки, подготовиться к ЕГЭ.

Качественное эссе по истории должно полностью соответствовать критериям, на которые опираются эксперты при проверке работы.

Задание 29 ЕГЭ по истории на написание исторического сочинения может встретиться в двух видах:

  1. Сочинение по одному из трех исторических процессов
  2. Сочинение по одному из трёх исторических деятелей

Если Вы пишете сочинение по историческому процессу, то примерная абзацная структура Вашей работы может быть следующей:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какой исторический процесс Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили в нем, а также можно обозначить исторических деятелей, принимавших участие в обозначенных событиях

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует оценить значение выбранного исторического процесса для истории России (или найти последствия, к которым данный процесс привел).

Остановимся подробнее на некоторых критериях.

К2. Исторические личности и их роль

Практика показывает, что следующие глаголы экспертами не засчитываются и их использовать не нужно:

  • Родился (в 1928 году);
  • Руководил (войском, полком и т.д.);
  • Командовал (отрядом и пр.);
  • Думал (над проведением реформы);
  • Победил (в войне);
  • Размышлял (над чем-то);
  • Женился (на царевне);
  • Взошел на престол.

Все перечисленные выше глаголы не раскрывают роль личности в событиях, поскольку они не подразумевают совершения действий, требующих усилий и воли самого деятеля. Тот факт, что Петр I размышлял над чем-то, никак не раскрывает его роль; то, что он родился в 1672 году — тоже.

Однако если Вы используете глаголы (лучше сразу несколько), позволяющие передать волевые действия, Вы получите максимальный балл по К2:

  • инициировал (принятие закона);
  • сказал (напутственные слова солдатам, что воодушевило их);
  • выступил с инициативой (о создании нового вида войск);
  • отдал приказ (идти в атаку);
  • разработал (положения реформы);
  • убедил (противника подписать мирный договор);
  • предложил (ликвидировать крепостное право) и т.д.

Обратите внимание!

К3. Причинно-следственные связи

Для получения максимального балла по К3 необходимо прописать причины (предпосылки) указанных событий и следствия, к которым они привели.

Для обозначения причины НЕ НУЖНО использовать следующие глаголы (они носят субъективный характер):

  • хотел (получить выход к Черному морю);
  • желал (победить Швецию в войне);
  • думал (о необходимости вхождения в Антанту);
  • не любил (Карла XII и поэтому начал с ним войну) и т.д.

Глаголы (фразы), которые правильно передают причину (предпосылку):

  • Причиной начала Северной войны стала необходимость выхода в Балтийское море для развития и углубления торговых отношений с западноевропейскими государствами;
  • Причиной принятия Соборного уложения стала необходимость появления единого свода законов, которому подчинялось бы всё население России, а также потребность в законодательном закреплении крепостного права, удобного высшему сословию.

Переходя к указанию последствий событий, не забывайте, что писать о том, что произошло в ходе (или в конце) самого события, неверно:

  • Последствием Великой Отечественной войны стала победа Советского союза (победа — не последствие, а результат самого события);
  • К последствиям битвы у деревни Лесная относится победа русского войска над Швецией (аналогично: победа — не последствие, а результат, часть самого события);

Если Вы пишете сочинение по исторической личности, то абзацная структура Вашей работы может быть такой:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какую историческую личность Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили при её жизни, а также кто еще участвовал в них.

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), в котором участвовала выбранная личность, указать причину возникновения данного события и последствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии (с помощью глагольных форм)

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее при жизни выбранного исторического деятеля, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + назвать еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует сделать вывод, указав влияние событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.

Шаблоны, фразы и глагольные формы, которые рекомендуется и не рекомендуется использовать при написании исторического сочинения по личности, совпадают с теми, что были даны выше для сочинения по историческому процессу.


Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->

Исторические сочинения Решу ЕГЭ

Исторические сочинения для подготовки к единому государственному экзамену по истории. Разработаны в соответствии с требованиями к ответам экзаменуемых, соответствуют критериям проверки экзаменационных работ ФИПИ.

Личности

Процессы

Алгоритм написания сочинения об исторический личностях

1. Выберите одного из трех исторических деятелей.

2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).

4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

Алгоритм написания сочинения об историческом процессе

1. Выберите один из трех исторических процессов.

2. Укажите два события (процесса, явления), которые относятся к данному историческому процессу.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в выбранный Вами процесс (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности).

4. Укажите две исторические личности, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого исторического процесса.

5. Дайте оценку влияния событий (явлений, процессов) данного исторического процесса на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.)

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

Читайте также: