Памятники архитектуры беларуси сочинение
Обновлено: 01.07.2024
Во время войны 1654-1667 годов замок выдержал две осады русских войск, в 1654 и 1659 годах (по другим данным, в 1655 и 1660 годах) [8]. Во время первого взятия города российские войска штурмовали и замок, но безуспешно. Тем не менее, дворцово-замковому комплексу был нанесён большой урон. Ещё в 1658 году многие комнаты на верхних этажах дворца оставались повреждёнными, а на восстановление замковых валов Радзивиллами выделялись крупные суммы [9]. Вскоре, однако, российские войска вновь захватили город и штурмовали замок, но снова не сумели его взять
В 1706 году во время Северной войны город и замок стали целью Карла XII, который намеревался уничтожить владения всех магнатов, поддерживавших Августа II. Для захвата Несвижа были посланы три батальона драгун под командованием подполковника Юхана Траутветера и майора Спенса. Перед этим отряд Траутветера занял Негневичи, Кореличи и Мир. В городе в это время стояли 2000 казаков полковника Михаила Миклашевского (писатель и краевед XIX века Владислав Сырокомля называет его Михаловичем) . Штурм города начался 14 марта. После того, как драгуны Траутветера ворвались в город, завязались уличные бои, и шведы заставили собравшихся на рыночной площади казаков отступить
В 1812 году владелец замка Доминик Иероним Радзивилл (11-й несвижский ординат) выступил на стороне французской армии во главе 27-го уланского полка После присоеденения к Наполеону Доминик Радзивилл больше никогда не был в Несвиже. После отступления Наполеона Адам Чарторыйский предлагал Доминику вернуться в Россию и покаяться перед императором, но он отказался 11 ноября 1813 года он умер после смертельного ранения в бою. 13-16 июля 1812 года в Несвиже находился Жером Бонапарт, а в замке временно расположился его штаб (главная квартира) Когда армия Наполеона начала отступление из России, Доминик Радзивилл направил письмо управляющему замком Альберту Бургельскому с указанием спрятать все родовые сокровища
Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего началось его расширение и строительство собственно комплекса: Замковый парк, Старый парк, Японский сад, Новый парк, Английский парк. Общая площадь всего комплекса к 1939 году составляла около 90 гектаров.
В 1921 году в замок вернулся 16-й несвижский ординат Альбрехт Антоний Радзивилл, который пытался восстановить былой статус
Там, где человек, - там и искусство. Человек не может обойтись без прекрасного. И оно везде окружает его: в природе, в том, что создает сам человек по законам искусства. Возьмите наш город в его нынешнем виде. Его новые улицы и проспекты, его площади и парки – это как бы синтез художественного творчества.
Парк, носящий имя великого белорусского поэта, до Великой Отечественной войны не существовал. На этом месте возле изгиба Свислочи стояли одно- и двухэтажные дома, территория часто подтоплялась весенним паводком. Во время войны этот квартал был разгромлен. Поэтому градостроители решили создать здесь парк имени Янки Купалы как одну из центральных частей водно-зеленого диаметра, пересекающего город вдоль реки. Это было осуществлено по проекту И. Руденко. Основные работы проведены в 1950 году, посажено более четырех тысяч деревьев и множество кустарников. Среди деревьев можно увидеть и дубы: впервые попробовали посадить их в возрасте более 25 лет. Получилось - исполины прижились и хорошо росли.
Широкая центральная аллея парка завершается красивым спуском к Свислочи. Сейчас ширина ее здесь достигает 120 метров, раньше не было и двадцати. Берега закованы в бетон, изгиб живописно прорисован. От проспекта Скорины идет диагональная аллея, здесь главный вход в парк. На перекрестке аллей соорудили фонтан. Вскоре, в 1959 году, построили музей Янки Купалы. Двухэтажный особняк поставлен на месте дома, где в 1927-1941 годах жил великий поэт.
На диагональной аллее было определено место для памятника, но оно пустовало более 20 лет. Память народного поэта в Минске уважали: уже в 1949 году в Центральном сквере установлен бюст на постаменте работы 3. Азгура. В 1972 году его перенесли в Вязынку, на родину Купалы. А в парке около Свислочи возвели новый памятник. Приурочено это было к 90-летию со дня рождения поэта. Работу выполнили скульпторы А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий, архитекторы Ю. Градов и Л. Левин.
Памятник пророку белорусского возрождения стал особенно притягательным сейчас, в годы становления независимой Беларуси. Самая лучшая дань памяти поэта - белорусское слово, которое звучало и 6удет всегда звучать здесь на поэтических встречах. Парк Янки Купалы - настоящая жемчужина среди зеленых островов центра Минска.
Каждый город стремится иметь уголок, где старину можно увидеть своими глазами. Есть такой островок и в Минске - Троицкое предместье. Если в Верхнем городе старое переплелось с новым, то здесь в небольшом квартальчике чистый образец города, каким он был сто и более лет назад. Вначале, после реконструкции в 80-е годы XX века, разноцветные двух- и трехэтажные домики казались игрушечными. Но время приглушило краски, дома обжились, и сейчас уже без Троицкого предместья Минск представить невозможно.
В самом деле отреставрированный квартал - только часть предместья, получившего свое название от Троицкой горы. Когда-то здесь существовал костел Святой Троицы, сейчас на вершине горы - Театр оперы и балета. Предместье имело развитую планировку уже в XVI веке, но дома были сплошь деревянными. И только в XIX и в начале XX века кварталы жилой застройки стали каменными, а улицы - мощеными. Жил здесь рабочий люд и крестьяне, ремесленники и торговцы, низшего ранга чиновники и военные, мелкие помещики - обычный неаристократический район города. А на Троицкой горе устраивался базар - едва ли не самый крупный в старом Минске.
. Река Свислочь была свидетелем всей почти тысячелетней истории города. Коммунальная набережная, улица Старовиленская. А главная улица предместья так и называлась - Троицкая. Раньше это был Борисовский и Староборисовский тракты, улица Виленская. С XIX века она стала называться Александровской, в советские времена носила имя Максима Горького. Наименования неслучайны. На Александровской набережной, 6, в доме Вигдорчика снимал квартиру отец Янки Купалы, по паспорту минский мещанин. Сюда он приехал в 1890 году, работал извозчиком. А восьмилетний Янук в это время стал учиться в частной подготовительной школе. Но недолго это продолжалось, в 1891 году семья Луцевичей оставила город. В Троицком предместье родился и Максим Богданович.
Стоит обязательно упомянуть, что на месте, где сейчас находится 2-я городская клиническая больница, существовал Троицкий монастырь базилианок. Основала его в 1600 году Марина Вежевич при деревянной церкви, известной с XV века. Монастырь закрыли в первой половине ХХ века, от него осталось только двухэтажное каменное здание, сейчас один из корпусов больницы.
Около памятника Максиму Богдановичу, если отгородиться от привычного шума улицы, тишина. Монумент стоит в начале бульвара, ведущего к Театру оперы и балета, около которого днем также тишина. Подчеркивают и держат ее высокие деревья парка, окружающие памятник и здание театра. И в этой тишине трудно представить, что до революции здесь, на Троицкой горе, бурлил крупнейший в Минске базар, где крестьяне продавали рожь, птицу, свежеиспеченный хлеб, сало, картошку, яблоки, сено, упряж, подводы и многое другое - все, чем богата белорусская земля и мастеровитые руки ее жителей.
Но еще труднее представить времена, давно ушедшие, покрытые пылью столетий, ибо очевидных знаков старины не осталось. Припомнить же есть что. Селения на Троицкой горе существовали еще в XII веке. Здесь проходил Староборисовский тракт (сейчас улица Максима Богдановича), при нем был насыпан небольшой вал - редут Святой Троицы, где существовала часовенка с таким же названием. Есть мнение, что как раз на горе стоял первый каменный костел, основанный великим князем литовским Ягайло в 1390 году. С XVI века панораму Троицкой горы определяли монастыри Вознесения и Святой Троицы с храмами. А в XVIII столетии появились католические монастыри бонифатов (1700), кармелитов (1703), бенедиктинцев (1764), мариавиток (1771). Что и неудивительно - для святынь всегда выбирали высокое место. Так и перекликались через Свислочь Троицкая гора и Верхний город. Последнему в смысле сохранения памятников посчастливилось больше, а здесь. Только если зайти в тыл Суворовского училища, можно увидеть уцелевшую апсиду костела мариавиток (но обычному человеку вовнутрь не попасть). Костел этот и монастырь были перестроены в середине XIX века, здесь располагалась духовная семинария. Под училище забрали при советской власти, подняли на один этаж.
Потом объемы на громадном фундаменте довелось сжимать, зрительный зал стал на полторы тысячи мест. Поэтому здание, возведенное в 1935-1937 годах, кажется несколько заниженным относительно плана. Войну театр пережил, восстанавливался под руководством самого автора в 1948 году. Исчез амфитеатр, зал стал традиционным - партер и три неглубоких яруса, количество мест уменьшилось до 1200. А в начале 60-х вместо плоских перекрытий появился горб скатной крыши, что ухудшило силуэт здания. Такая история с театром. Тем не менее, сегодня без него центр Минска представить невозможно, определяющая его роль в формировании многоплановой градостроительной композиции на перекрестке проспекта Скорины и вводно-зеленого диаметра.
Место для памятника выбрано неслучайно - через улицу, носящую сейчас его имя, стоял дом, где 9 декабря 1891 года родился Максим Богданович. Это был дом номер 25 по бывшей Александровской улице. Внизу располагалась первая городская начальная школа, которой в 1885-1891 годах заведовал отец поэта Адам Егорович. На втором этаже жила семья. Сам дом сгорел в последнюю войну, фундамент использовали для другого здания. Памятник Максиму Богдановичу появился в 1981 году, к 90-летию поэта. Для скульптора Сергея Вакара эта работа была неслучайной, первый портрет поэта он создал в 1969. Потом было несколько вариантов в полный рост, положенных в основу памятника. Так в столице появился еще один знак нашей памяти и благодарности апостолам белорусского возрождения. Максим Богданович - прежде всего романтик, лирик. Такой образ и в бронзе. От памятника поэту через Свислочь открывается прекрасная панорама нашей столицы, вид Верхнего города с башнями православного и католического собора, летящими вверх.
Нынешний Центральный детский парк имени М. Горького - первое общественное место отдыха в истории нашей страны. Ему уже 200 лет. Заложен парк был в 1800 году по инициативе одного из первых губернаторов Минщины Захара Корнеева. Этот градоначальник выделялся религиозной толерантностью, оставил о себе добрую память у минчан. Поэтому и главную улицу города они назвали Захарьевской, а большой парк с клумбами, аллеями и искусственными каналами - Губернаторским садом. На одном из парковых столбов было высечено на латыни: Post laborem requies (после работы - отдых). Согласитесь, что эти слова актуальны и сегодня. В то время парк занимал площадь около 18 гектаров. Вдоль живописных аллей стояли скамейки, где хороши oтдыхалось под задумчивый шум деревьев.
Интересно и такое обстоятельство - с Губернаторским садом связано зарождение спорта на Беларуси. Это уже конец XIX века. Здесь появился первый стадион с велотреком, площадки для лаун-тенниса, крокета, кегельбана. Имелось гимнастическое оборудование, место для детских игр. На праздники в павильоне играл оркестр, люди танцевали. Напитки продавались безалкогольные - минеральная вода, молоко, кефир, чай, кофе. Подростки и взрослые могли взять напрокат велосипед, чтобы научиться кататься на двухколесной машине. А для детей устраивались гимнастические занятия и вообще детские праздники. Вот поэтому и любили жители Минска свой Губернаторский сад.
В 1960 году парк передали детям, и с того времени он имеет нынешнее название. Новый генеральный план разработали архитекторы Л. Усова, В. Вараксин, В. Геращенко. Свислочь убралась в новую набережную, через нее перекинулся пешеходный мостик. Реконструированы аллеи, возведены новые павильоны. Стадион превратился в поле массовых гуляний, при нем появился спортивный павильон и комплекс площадок. В студенческие годы я сам не раз ходил сюда поиграть в настольный теннис. Отдельно устроены разнообразные аттракционы для детей. На возвышении построено здание учебного планетария, обсерватории и метеорологической станции. Купол обсерватории хорошо подчеркивает силуэт парка. Проведены дополнительные посадки деревьев, кустарников и цветов.
Время постоянно вносит свои коррективы в этот уголок городской среды, созданной природой и человеческими руками. В начале 70-х годов сгорел летний кинотеатр, об этом говорил весь город. Сейчас мало кто вспомнит, где он был. На месте бывшего велотрека возник крытый каток. Собственно, сегодня это еще один ледовый дворец, где проходят матчи чемпионата Беларуси по хоккею. По-современному отстроены эстрады, появились горки для любителей роликовых коньков, упорядочено освещение аллей.
В парке сохранились декоративные группы лип и кленов, возраст которых более ста лет. Растут уникальные кедры, сосна Веймутова, другие экзоты. Здесь действительно можно отдохнуть от суеты большого города, пройтись по набережной Свислочи в вечерней тишине.
Эту площадь и сейчас минчане называют Круглой. Официально такое название существовало до 1954 года, до возведения Монумента Победы. Формироваться она начала до войны. В 1939 году по проекту Р. Столера начали строить два дугообразных жилых дома. Повернутые к центру города, они сегодня замыкают главный, прямой участок проспекта Скорины, идущий от площади Независимости. Достроены здания в 1947 году под руководством автора, вернувшегося ради этого в Минск. Так столица получила Круглую площадь.
Тогда же развернулось интенсивное строительство всего ансамбля. С двух сторон площади по проекту М. Барща и Л. и Г. Аранаускасов в 1950-1956 годах вознеслись симметричные группы жилых домов по три в каждой. От проспекта их отделяют скверы партерного типа, лежащие значительно ниже магистрали. Скверы плавно переходят в зелень парков вдоль Свислочи. Мост через реку был перекинут в 1951-1953 годах (архитекторы М. Парусников, Г. Баданов). Наконец, 1954-1955 годах композиционный центр всей площади закрепил Монумент Победы. Авторы пректа - белорусские архитекторы Г. Заборский и В. Король.
Памятник в честь победы над фашистской Германией и для увековечения памяти героев и жертв последней войны заслуживает отдельного слова. Задуман он в форме обелиска, древнего символа стремления к небу. На площади Победы форма обелиска классическая граненый монумент на большом ступенчатом постаменте. Не забыт и национальный колорит: на стеле ритмически расположены рельефные пояски с белорусским орнаментом. Увенчан памятник орденом Победы, высота монумента 40 метров. Он стал главной доминантой не только площади Победы (так она стала называться с того времени), но и связал композиционно весь проспект Сталина (сегодня Ф. Скорины), замкнул его перспективу. 3 июля 1961 года у подножия памятника зажжен Вечный огонь.
Площадь Победы имеет цельную, стилистически единую композицию. Это самый завершенный и самый гуманистический ансамбль Минска, если сравнить его с площадями Независимости и Октябрьской, значительное достижение белорусской (да и всей советской в свое время) архитектуры.
Сегодня площадь уже и не круглая, а вытянутая, эллипсовидная. Просто диаметр бывшей Круглой как транспортного кольца был маловат, что создавало oпределенные неудобства для движения машин. Поэтому во время строительства метро в 1984 году площадь была перестроена по проекту Б. Ларченко, Б. Школьникова и К. Вязгина. Она приобрела современный вид, стала двухъярусной, подчеркнута ее мемориальность.
Памятник поэту был возведен в 1972 году, хотя площадь носила имя Якуба Коласа уже 16 лет до этого. Раньше она называлась просто Комаровской. Авторы ансамбля - скульптор 3. Азгур, архитекторы Ю. Градов, Г. Заборский, Л. Левин.
Вообще, на партере площади много деревьев, гасящих городской шум. Можно спокойно посидеть, сосредоточиться.
С архитектурной точки зрения, площадь Якуба Коласа выделяется тем, что здесь впервые в формировании одного из центральных ансамблей задействованы производственные сооружения. Здания полиграфкомбината и завода вычислительных машин (1955-1961 годы, архитекторы Н. Шпигельман, И. Бовт, С. Ботковский, Л. Китаева) образуют сплошной фронт застройки серево-западной стороны площади. Они близки по архитектуре, разрыв между корпусами акцентируют башни, подчеркивают значение поперечной оси площади. К тому же это и одни из первых многоэтажных промышленных зданий.
Во время войны 1654-1667 годов замок выдержал две осады русских войск, в 1654 и 1659 годах (по другим данным, в 1655 и 1660 годах) [8]. Во время первого взятия города российские войска штурмовали и замок, но безуспешно. Тем не менее, дворцово-замковому комплексу был нанесён большой урон. Ещё в 1658 году многие комнаты на верхних этажах дворца оставались повреждёнными, а на восстановление замковых валов Радзивиллами выделялись крупные суммы [9]. Вскоре, однако, российские войска вновь захватили город и штурмовали замок, но снова не сумели его взять
В 1706 году во время Северной войны город и замок стали целью Карла XII, который намеревался уничтожить владения всех магнатов, поддерживавших Августа II. Для захвата Несвижа были посланы три батальона драгун под командованием подполковника Юхана Траутветера и майора Спенса. Перед этим отряд Траутветера занял Негневичи, Кореличи и Мир. В городе в это время стояли 2000 казаков полковника Михаила Миклашевского (писатель и краевед XIX века Владислав Сырокомля называет его Михаловичем) . Штурм города начался 14 марта. После того, как драгуны Траутветера ворвались в город, завязались уличные бои, и шведы заставили собравшихся на рыночной площади казаков отступить
В 1812 году владелец замка Доминик Иероним Радзивилл (11-й несвижский ординат) выступил на стороне французской армии во главе 27-го уланского полка После присоеденения к Наполеону Доминик Радзивилл больше никогда не был в Несвиже. После отступления Наполеона Адам Чарторыйский предлагал Доминику вернуться в Россию и покаяться перед императором, но он отказался 11 ноября 1813 года он умер после смертельного ранения в бою. 13-16 июля 1812 года в Несвиже находился Жером Бонапарт, а в замке временно расположился его штаб (главная квартира) Когда армия Наполеона начала отступление из России, Доминик Радзивилл направил письмо управляющему замком Альберту Бургельскому с указанием спрятать все родовые сокровища
Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего началось его расширение и строительство собственно комплекса: Замковый парк, Старый парк, Японский сад, Новый парк, Английский парк. Общая площадь всего комплекса к 1939 году составляла около 90 гектаров.
В 1921 году в замок вернулся 16-й несвижский ординат Альбрехт Антоний Радзивилл, который пытался восстановить былой статус
Собираясь на отдых, в неведомую ранее страну, прежде всего мы составляем список мест, которые можно посетить: исторические памятники, современные изыски архитектуры, замки. Архитектура страны — это своего рода имидж государства, она может раскрывать историческое наследие, говорить о вкусах, предпочтениях и уровне жизни государства. Думаю, далеко не каждый житель Беларуси видел все архитектурные прелести своего государства. Итак, чем могут похвастаться жители Беларуси и что непременно необходимо посмотреть?
Двенадцать архитектурных шедевров Беларуси:
1. Мирский замок
Замковая архитектура Беларуси действительно очень разнообразна. Мирский замок находится в городе Мир, имеет удивительную историю и поражает своей могущественностью и величием. Вокруг этого шедевра архитектуры ходит множество преданий и легенд. Посетив его, можно окунуться в атмосферу, царившую несколько тысячелетий назад.
2. Брестская крепость
Величие и история данного памятника архитектуры известна, наверное, всему цивилизованному миру. Данный памятник архитектуры напоминает, какой сильный и преданный белорусский народ.
3. Старый и новый замок в Гродно
Львиная доля истории Беларуси вершилась в стенах этих замков. Эти замки можно отнести к одним из самых величественных и совершенных памятников архитектуры Беларуси. Старый замок находится на берегу Немана в центре Гродно и с него открывается великолепный вид не город.
4. Троицкое предместье
Находится Троицкое предместье в центре Минска на берегу реки Свислочь. Архитектура сохранила некую самобытность: небольшие и очень уютные мощеные улочки, черепичные крыши, невысокие дома с необычной планировкой — все это стало символом Минска. Здесь сохранились памятники архитектуры, католические и православные храмы.
5. Несвижский замок
Наверное, всем в детстве предлагали поехать на экскурсию в Несвиж, чтобы посмотреть на Несвижский замок, история которого началась в 1533 году. Однако в далеком 16 веке это был не столько дворец, сколько крепость, и лишь потом, впечатлившись архитектурой Италии, Радзивилл Сиротка решился на радикальное преображение своего жилища. Сегодня мы имеем возможность не только лицезреть архитектурный шедевр, но и побывать в Беларуси 16-го века.
6. Дворец Бутримовича
Дворец Бутримовича находится в Пинске. Выглядит он проще, чем замки Несвижа или Мира, однако имеет не менее увлекательную, захватывающую историю, начавшуюся еще в 18 веке.
7. Дворец Прусловских
Дворец Прусловских, или Коссовский замок, был возведен в 19 веке вместе с прилегающей парковой территорией в Коссово Ивацевичского района Брестской области. Во время Великой Отечественной войны он был разрушен и сожжен, на данный момент от него остались лишь руины. В настоящее время замок восстанавливается…
8. Ружанский дворец
Ружанский дворец является еще одним архитектурным шедевром, от которого остались только руины. Когда-то это была резиденция магнатского рода Сапегов в поселке Ружаны. Однако даже они выглядят настолько величественно, что люди по сей день приезжают, чтобы прикоснуться к истории.
9. Если говорить о современной архитектуре Беларуси, то возглавляет список, конечно, шедевральная Национальная библиотека. Она имеет не только необычную форму алмаза знаний, но и собрала в себе уникальные фонды библиотеки.
12. Троицкий костел – Гервяты
Костел находится в Островецком районе Гродненской области. Этому шедевру архитектуры уже более 100 лет, но он до сих пор не перестает удивлять нас своим изяществом и могуществом.
Говорить об истории архитектуры Беларуси можно часами. Перечисленные памятники архитектуры — это лишь капля в море. Беларусь имеет огромное историческое наследие. И сегодня создаются новые и реставрируются старинные шедевры архитектуры.
Читайте также: