Сочинение публицистический стиль проблемный очерк

Обновлено: 05.07.2024


Анализ содержания текста.

Перед вами текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.
Счастье

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.
(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.
(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.
(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.
(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.
(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.
(В. Розов)

1.Познавательные: обобщение изученного о функционально – смысловых типах речи; повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка.ти

2.Практические: совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема; формирование умения писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

3.Общепредметные: развитие способности объединять изученные сведения в систему; развитие операций логического мышления (анализ, обобщение); проверка умений анализировать текст публицистического стиля.

Средства обучения: карточки с текстами публицистического стиля; таблица “Типы речи”, таблица “ Стили речи”, учебники (А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010), портрет В.М. Пескова.

Ход урока

I. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство со стилистическими особенностями литературных жанров.

Основная цель нашей работы на этом занятии – знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка; сбор материала к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

II. Обобщение изученного о типах речи.

– Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, вспомним ранее изученный материал.

– Вы знаете, что одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, каждый из которых имеет свои композиционные особенности.

Чаще всего в одном тексте сочетаются различные типовые фрагменты, но всё-таки один из них является доминирующим.

– Какие типы речи вы уже знаете?

(Описание, повествование, рассуждение)

– Вспомним, ребята, основные особенности всех типов речи.

– Что представляет собой описание?

(Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.)

– Какой ФСТР называется повествованием?

Основное его свойство– динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.)

– Что же мы называем рассуждением?

– На рассуждение хочу обратить особое внимание. Во-первых, большинство предложенных в контрольно– измерительных материалах для анализа текстов является рассуждениями.

Во-вторых, мониторинг показал, что выпускники затрудняются в определении именно этого типа речи, так как не всегда ярко выражены в текстах отличительные признаки рассуждения.

– Кстати, каковы отличительные особенности рассуждения как типа речи? (Тезис, доказательство, вывод).

III. Анализ текста.

– Вам предложен текст № 1.Прочитайте его.

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

(Журнал “Наука и жизнь”)

1) научно-популярный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) публицистический стиль, повествование;

4) научный стиль, описание.

– Опираясь на таблицу, попробуйте определить, к какому типу речи принадлежит этот текст.

– Докажите свою мысль.

(Мы определили по таким признакам: здесь есть ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД.)

– Но не всегда рассуждение можно определить по этим признакам. В том-то и затруднение, что в ряде текстов-рассуждений не всегда ярко выражен тезис или доказательство. Но именно в таких текстах авторы объясняют какие-либо явления.

В-третьих, следует помнить, что существует три типа рассуждений: рассуждение-объяснение (толкование понятия, сути явления), рассуждение– размышление (раздумья над различными жизненными ситуациями), рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? что из этого следует?).

– А к какому виду рассуждения принадлежит данный текст?

– А какой стиль текста?

– Давайте выясним, а по каким признакам вы определили, что данный текст принадлежит к публицистическому стилю.

– Скажите мне, чем характеризуется каждый функциональный стиль?

– Сфера применения публицистического стиля?

– Каковы функции публицистического стиля?

– Основные стилевые особенности?

– Основные языковые средства?

– Назовите основные жанры публицистики.

Сфера применения (где?) – общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования
  • логичность;
  • открытая оценочность и эмоциональность;
  • призывность;
  • сочетание экспрессивности и стандарта.
  • сочетание книжной, в том числе сниженной, лексики;
  • экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляции(деление высказывания на части, соответственно их смысловой значимости), риторические вопросы);
  • изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.п.).

IV. Знакомство с понятием “проблемный очерк”.

– Вы перечислили основные жанры публицистики. А сегодня на уроке мы будем говорить об очерке, так как этот жанр является одним из распространенных в публицистике.

– А с какой целью мы останавливаемся подробно именно на этом жанре публицистики?

– Возможно, кто-то из вас станет работать журналистом, да и вообще, человеку с активной жизненной позицией необходимо умение высказывать мысли как в устной, так и в письменной форме. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня на уроке.

– Различают очерк путевой, очерк портретный и проблемный очерк.

– Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с жанром “ проблемный очерк”. Поэтому цель нашего урока – познакомиться с содержанием и особенностями проблемного очерка; собрать материал к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

– Запишите в тетрадях тему урока “ Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера”.

– Откройте учебник на странице 262-й. Прочитайте и выпишите основные признаки проблемного очерка.

  1. Что представляет собой проблемный очерк?
  2. Как строится проблемный очерк?

– Можно ли считать проблемным очерком текст №1? (Да).

– Почему? ( Потому что в этом тексте поднимается проблема.)

– А какая проблема? ( Проблема искусства общения между людьми. А это на сегодняшний день актуально.)

V. Закрепление изученного. Анализ текста.

– Давайте прочтём текст № 2. Автор этого текста – Василий Михайлович Песков. Русский писатель, журналист.

Святые (эпитет) места.

Любовь к Родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. (инверсия) Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета (метафора) к этому священному ( эпитет) месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни (инверсия) на лестнице ( метонимия) , по которым прошло столько людей. А ведь ( сниженная лексика) перед войной появилась идея (инверсия) снести собор и расширить Красную площадь. К счастью (вводное слово) , храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку (подчинительный союз со значением следствия) древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел (метафора) мы обязательно должны помнить свои истоки (метафора) , ибо (книжная лексика) наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать…

Однородные члены предложения, вопросительные конструкции.

– Ребята, можно ли считать этот текст проблемным очерком? Аргументируйте свой ответ.

– А теперь определите проблему, которую поднимает Василий Песков в своём тексте.

(Отношение к святым местам.)

– Определите тему текста?

(Тема исторической памяти.)

– Считаете ли вы актуальной, важной тему, поднятую автором?

– Если перед нами проблемный очерк, то этот текст должен быть построен по типу рассуждения.

Докажите, что текст Пескова – рассуждение.

– Какие средства выразительности характерны для этого текста? Выпишите их.

– Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание.

– Объясните все знаки препинания.

– Итак, мы с вами проанализировали проблемный очерк, определили его отличительные особенности.

VI. Задание на дом.

– Используя собранный материал и знания, полученные на этом уроке, дома вы напишите проблемный очерк по прочитанному тексту В. Пескова “Святые места”. Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями, как они будут выражаться.

VII. Итоги урока.

Ребята, что необходимо учитывать при написании проблемного очерка?

3)наличие выразительных средств

– Я надеюсь, что знания, полученные вами сегодня на уроке, пригодятся в жизни. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера.

1. Познавательные: обобщение изученного о функционально – смысловых типах речи; повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка.ти

2. Практические: совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема; формирование умения писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

3. Общепредметные: развитие способности объединять изученные сведения в систему; развитие операций логического мышления (анализ, обобщение); проверка умений анализировать текст публицистического стиля.

Средства обучения: карточки с текстами публицистического стиля; таблица “Типы речи”, таблица “ Стили речи”, учебники (А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010), портрет В.М. Пескова.

I. Организационный момент:

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство со стилистическими особенностями литературных жанров.

Основная цель нашей работы на этом занятии – знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка; сбор материала к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

II. Обобщение изученного о типах речи.

– Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, вспомним ранее изученный материал.

– Вы знаете, что одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, каждый из которых имеет свои композиционные особенности.

Чаще всего в одном тексте сочетаются различные типовые фрагменты, но всё-таки один из них является доминирующим.

– Какие типы речи вы уже знаете?

(Описание, повествование, рассуждение)

– Вспомним, ребята, основные особенности всех типов речи.

– Что представляет собой описание?

(Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.)

– Какой ФСТР называется повествованием?

Основное его свойство– динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.)

– Что же мы называем рассуждением?

– На рассуждение хочу обратить особое внимание. Во-первых, большинство предложенных в контрольно– измерительных материалах для анализа текстов является рассуждениями.

Во-вторых, мониторинг показал, что выпускники затрудняются в определении именно этого типа речи, так как не всегда ярко выражены в текстах отличительные признаки рассуждения.

– Кстати, каковы отличительные особенности рассуждения как типа речи? (Тезис, доказательство, вывод).

III. Анализ текста.

– Вам предложен текст № 1.Прочитайте его.

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

(Журнал “Наука и жизнь”)

1) научно-популярный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) публицистический стиль, повествование;

4) научный стиль, описание.

– Опираясь на таблицу, попробуйте определить, к какому типу речи принадлежит этот текст.

(Рассуждение)

– Докажите свою мысль.

(Мы определили по таким признакам: здесь есть ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД.)

– Но не всегда рассуждение можно определить по этим признакам. В том-то и затруднение, что в ряде текстов-рассуждений не всегда ярко выражен тезис или доказательство. Но именно в таких текстах авторы объясняют какие-либо явления.

В-третьих, следует помнить, что существует три типа рассуждений: рассуждение-объяснение (толкование понятия, сути явления), рассуждение– размышление (раздумья над различными жизненными ситуациями), рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? что из этого следует?).

– А к какому виду рассуждения принадлежит данный текст?

(Рассуждение-размышление).

– А какой стиль текста?

(Публицистический)

– Давайте выясним, а по каким признакам вы определили, что данный текст принадлежит к публицистическому стилю.

– Скажите мне, чем характеризуется каждый функциональный стиль?

– Сфера применения публицистического стиля?

– Каковы функции публицистического стиля?

– Основные стилевые особенности?

– Основные языковые средства?

– Назовите основные жанры публицистики.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Воздействие и убеждение с целью формирования

Основные стилевые особенности

Документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях);

открытая оценочность и эмоциональность;

сочетание экспрессивности и стандарта.

Основные языковые средства

сочетание книжной, в том числе сниженной, лексики;

экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляции(деление высказывания на части, соответственно их смысловой значимости), риторические вопросы);

изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.п.).

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании

IV. Знакомство с понятием “проблемный очерк”.

– Вы перечислили основные жанры публицистики. А сегодня на уроке мы будем говорить об очерке, так как этот жанр является одним из распространенных в публицистике.

– А с какой целью мы останавливаемся подробно именно на этом жанре публицистики?

– Возможно, кто-то из вас станет работать журналистом, да и вообще, человеку с активной жизненной позицией необходимо умение высказывать мысли как в устной, так и в письменной форме. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня на уроке.

– Различают очерк путевой, очерк портретный и проблемный очерк.

– Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с жанром “ проблемный очерк”. Поэтому цель нашего урока – познакомиться с содержанием и особенностями проблемного очерка; собрать материал к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

– Запишите в тетрадях тему урока “ Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера”.

– Откройте учебник на странице 262-й. Прочитайте и выпишите основные признаки проблемного очерка.

– Ответьте на такие вопросы:

Что представляет собой проблемный очерк?

Как строится проблемный очерк?

– Можно ли считать проблемным очерком текст №1? (Да).

– Почему? ( Потому что в этом тексте поднимается проблема.)

– А какая проблема ? ( Проблема искусства общения между людьми. А это на сегодняшний день актуально.)

V. Закрепление изученного. Анализ текста.

– Давайте прочтём текст № 2. Автор этого текста – Василий Михайлович Песков. Русский писатель, журналист.

Святые (эпитет) места.

Любовь к Родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. (инверсия) Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета (метафора) к этому священному ( эпитет) месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни (инверсия) на лестнице ( метонимия) , по которым прошло столько людей. А ведь ( сниженная лексика) перед войной появилась идея (инверсия) снести собор и расширить Красную площадь. К счастью (вводное слово) , храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку (подчинительный союз со значением следствия) древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел (метафора) мы обязательно должны помнить свои истоки (метафора) , ибо (книжная лексика) наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать…

Однородные члены предложения, вопросительные конструкции.

– Ребята, можно ли считать этот текст проблемным очерком? Аргументируйте свой ответ.

– А теперь определите проблему, которую поднимает Василий Песков в своём тексте.

(Отношение к святым местам.)

– Определите тему текста?

(Тема исторической памяти.)

– Считаете ли вы актуальной, важной тему, поднятую автором?

– Если перед нами проблемный очерк, то этот текст должен быть построен по типу рассуждения.

Докажите, что текст Пескова – рассуждение.

– Какие средства выразительности характерны для этого текста? Выпишите их.

Дополнительное задание.

– Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание.

– Объясните все знаки препинания.

– Итак, мы с вами проанализировали проблемный очерк, определили его отличительные особенности.

VI. Задание на дом.

– Используя собранный материал и знания, полученные на этом уроке, дома вы напишите проблемный очерк по прочитанному тексту В. Пескова “Святые места”. Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями, как они будут выражаться.

VII. Итоги урока.

Ребята, что необходимо учитывать при написании проблемного очерка?

3)наличие выразительных средств

– Я надеюсь, что знания, полученные вами сегодня на уроке, пригодятся в жизни. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: текст статьи Л.А.Жуховицкого, раздаточный материал, ноутбук.

Орг.момет. Проверка д/з.

Основная часть.

1) Слово учителя.

Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С.

2) Углубление знаний об особенностях публицистического стиля.

- Назовите известные вам стили речи.

Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю.

- Каковы отличительные особенности публицистического стиля?

- Укажите языковые особенности публицистического стиля.

(публицистический стиль сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования; текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).

Композиционные части

2. Формулировка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Формулировка позиции автора по данной проблеме

5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

7. Заключение (итоговый вывод)

3) Словарная работа.

Рассуждая на нравственные темы, вспоминая далекое прошлое или наше детство, мы часто употребляем слова реликвия, раритет, ностальгия.

- В рабочих материалах запишите лексическое значение этих слов.

значение:Вещь, хранимая как память о прошлом, и являющаяся предметом поклонения, почитательного отношения.

Раритет – это то, что не теряет своей ценности

4) Практическая работа.

Давайте познакомимся с алгоритмом, который вам поможет освоить этапы работы над сочинением.

Формулировка одной из проблем исходного текста

Комментарии по выбранной проблеме

Формулировка позиции автора

Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).

- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).

- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).

- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).

- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).

- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

Анализ текста.

хочется отправляться в далекие края — желательно видеть красоту каждый

день в собственном доме.

(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем

французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим

из турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая

пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем

из дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,

а вещью в стиле ретро.

(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него

дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.

(6) Кто-то восхищенно причмокнул:

(7) — Ишь ты! (8) Где достал?

(9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал

– нашел вещи на свалке несколько лет назад.

(11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий

век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из

жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего

детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве

мудрых и полезных украшений наших квартир.

(14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в

замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие

счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали

даже государственный бюджет.

(17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел

оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила

мама. (18) Абажур был огромным, но невесомым — материал был туго

натянут на обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним

солнышком. (20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!

(21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?

(22) Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках

в морозные российские зимы!

(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и

полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что

прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские

указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции.

(26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной

государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших

семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28) Их ежедневная борьба

за существование. (29) Их бытовая смекалка, реализованная во множестве

привычных для людей того времени вещей.

(30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в

наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит

хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и

более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и

отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку

(По Л. А. Жуховицкому*)

Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.

Нахождение проблемы текста.

– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

Проблема красивой обстановки в доме.

Проблема отношения к старым домашним вещам.

Вопрос о значимости старых вещей для человека и для общества.

Обращаем внимание учащихся на то, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без правильного определения проблемы сочинение не будут оценивать эксперты.

- Как сформулировать проблему?

Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи тратил усилия автор? Что он хотел сказать?

- Как оформить данный этап в сочинении?

- В тексте рассматривается проблема…

- Проблема, обсуждаемая в тексте,….

Комментарий к проблеме.

- Как прокомментировать проблему?

Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься.

Автор в тексте может поднимать несколько проблем, но вы должны говорить только об одной.

- Как прокомментируем нашу проблему?

( 1 группа - предложения №12-16, 2 группа - №17-20, 3 группа – 25-29.)

- Что упущено, что лишнего в комментарии?

- Как оформить комментарий к проблеме?

- автор убедительно рассказывает.

- По-моему, злободневность данной проблемы в том…

Нахождение авторской позиции.

Четко сформулируйте (и лучше своими словами) позицию автора и оформите ее отдельным абзацем.

Лучше цитировать не целиком предложения, а частично.

- Где в нашем тексте видна позиция автора?

- Как оформить авторскую позицию?

- Автор приходит к выводу (мысли)…

Аргументация.

Выражение своей позиции можно начать так:

- Продолжая разговор о проблеме, хочу отметить…

- Могу лишь отчасти согласиться…

Начало аргументации может начинаться словами

- одним из ярких примеров…

Рекомендации.

Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

Следите за абзацным членением текста

Избегайте громоздких предложений

Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)

Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы.

Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным

Пример сочинения.

А сколько истории хранится в портретах, на которых изображены наши деды и прадеды! Будто живые, они смотрят на нас и рассказывают нам о прошлом. А то скрипучее кресло-качалка, на котором любил сидеть дедушка, рассматривая газету или рассказывая нам интересные истории. И стоит только взглянуть на то кресло, как тут же дедушкины рассказы всплывают в памяти яркой картиной.

Картины, кресло – все эти раритеты позволяют нашей истории существовать.

Почти в каждом доме можно найти старинные вещи. И их так часто выбрасывают, потому что они бесполезны в быту. Но все мы забываем о главном: их важное предназначение – хранить в себе историю семьи.

11. Итоги работы.

- Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?

как написать очерк

Здравствуйте! Мы уже подробно обсудили рассказ, выяснили, что из себя представляет повесть, роман, полно определили, что такое эссе… Продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. Сегодня мы поговорим об очерке.

Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением. Написать его – задача достаточно трудная, так как необходимо учитывать важные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к правдивости. Вымысел здесь уже не пройдёт.

  1. Малая повествовательная форма.
  2. Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.
  3. В центре – актуальные общественные проблемы.
  4. Несёт в себе социальную пользу, разрешая спорные ситуации и вопросы.
  5. Документальность.
  6. Красота художественного стиля. Эмоциональность и образность.

Существует несколько классификаций этого жанра. В первом случае очерк делится на портретный, проблемный и путевой.

Портретный очерк

Портретный очерк – это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета. Но если художник будет действовать с помощью кисти и красок, то очеркист наносит словесные мазки. Он должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами. На время писатель должен забыть о себе и стать тем, чью жизнь он исследует. Важную роль здесь играет способность к эмпатии.

Путевые очерки

Путевой очерк фиксирует интересные события, происходившие с автором во время какой-нибудь поездки. Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания. Недавно моя тётя вернулась из Парижа и привезла несколько любопытных заметок о голубях, цветах и парижских улочках. Ранее я не замечала у неё склонности к писательству, но стоит признать, что её первые опыты оказались весьма любопытными. Даже захотелось срочно лететь в столицу Франции, чтобы увидеть всё своими глазами.

Проблемный очерк

Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор может приводить в пример статистику, делать упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.

Вторая классификация подразделяет очерк на социологический, публицистический и художественный.

Социологический очерк

Социологический очерк – это, конечно, анализ крупной общественной проблемы. Например, повышение количества суицидов среди школьников. Такой очерк должен быть максимально объективен и опираться на реальные факты и цифры. Однако язык такого очерка должен быть крайне живым и интересным, ведь его проблематика должна дойти до умов окружающих людей.

Публицистический очерк

Публицистический очерк похож на социологический, но уже обладает ярко выраженной авторской позицией. Очеркист в данном случае не только выносит на рассмотрение проблему, но и высказывает свою точку зрения. Он может непосредственно окунуться в тот мир или в ту ситуацию, которая будет описана. Лучше всего затрагивать узкие проблемы, чтобы иметь возможность предложить реальную помощь населению. Например, помочь ему в информировании необходимых телефонов и адресов.

Художественный очерк

kak_napisat_povest

Художественный очерк говорит сам за себя. Здесь уже важны будут не столько факты, сколько их воздействие на читателей. Описывая героев, рекомендуется заострить внимание на деталях (выражение лица, жесты). Главная задача здесь – это эмоциональное воздействие.

Жанр очерк

Конечно, на этом разделение очерков не заканчивается, ведь их можно насчитать около полусотни. Наша задача с вами сейчас – это разобраться, как создать очерк самому и какие советы нужно принять к сведению.

Как написать очерк

Выбор темы

За последние несколько недель я выделила для себя несколько тем: повышенная детская смертность, низкая квалификация врачей (особенно в ветклиниках) и отсутствие специальных площадок для выгула собак. Последняя меня волнует особо, так как бегать весёлому щенку, не рискуя попасть под колёса автомобиля, действительно негде. (Статья о том, как стать писателем – тут и здесь.)

Сбор информации

Иной раз достаточно просто полазить по Интернету, чтобы найти важные цифры и данные. Иногда стоит посетить какое-нибудь учреждение или получить доступ в архив. Всё, конечно, зависит от масштаба вашей проблемы и уровня профессионализма. Но главное в том, чтобы описывать реальность. Поверьте, сейчас в Сети можно найти много информации, но где гарантия её достоверности и качества? Не тратьте своё время и время тех людей, которые будут вас читать. Лучше служить на общее благо, чем гнаться за мнимыми лаврами писателя и кормить народ очередной лапшой быстрого приготовления. Пожалуй, каждый из нас был в такой ситуации, когда хочется добраться до истинного положения вещей. Давайте же помогать друг другу.

План очерка

Необходим для того, чтобы ваше повествование было крайне логичным и последовательным. Наша мысль, если её не заключать в узкие рамки, способна порождать немыслимый хаос. Хорошо ли это? Для психотерапевта – возможно. Но читать поток сознания в литературе – это сложно и скучно. Очерк – достаточно стройный жанр, он не любит лишних одежд, не соответствующих сезону. Сначала выдвигайте главный тезис, потом приводите в пример накопленную и собранную информацию, далее не забывайте о выводах.

Герои

Так как очерк – это не эссе, то в нём должны присутствовать главные герои. Будут ли это прокурор и обвиняемый или ваши соседи по даче – это неважно. Главное, чтоб эти самые герои не выглядели однобокими и пластилиновыми. Они должны всецело походить на живых людей, которых мы с вами встречаем день ото дня. Одно из важных качеств образов – это собирательность. Недостаточно описать одну известную вам личность. Социальная направленность призывает создавать многогранных персонажей, которые будут вбирать в себя качества многих людей. Конечно, не надо особо этим злоупотреблять и превращать героя в ящик Пандоры.

Ваш герой – это представитель того или иного слоя населения. Он лицо своей эпохи и своей страны. Поэтому лучшее заранее выделить его основные характеристики, которые в большей мере отразят ваш главный замысел.

Прорисовывайте его одежду, не забывайте про речь, которая будет раскрывать не только его личностные характеристики, но и особенности той сферы, где ему приходится обитать. Обязательно приводите в пример различные ситуации, в которые попадает ваш герой. Но при этом не будьте чрезмерно занудным. В очерке достаточно несколько широких мазков, чтобы всё встало на свои места.

Контрастность

Оригинальность и наличие изюминки

Согласитесь, что большинство тем, которые приходят вам на ум, уже давно звучат с экранов телевизоров и пестрят в Интернете. Иной раз даже противно становится, когда ищешь ответы на интересующие вопросы и видишь обмусоливание одних и тех же мыслей. Сейчас это называется рерайтинг. Или копирайтинг. Но мы забываем, что очерк – это литература. Очерк – это произведение искусства. Копии, пусть даже самого лучшего качества, никому не нужны и неинтересны. Людям нужно то, чего они ещё не видели и не читали. Нужен свежий взгляд на проблему, необычные мысли, интересные факты.

На самом деле информации по любому предмету очень много, но обычно человек кликает первые попавшиеся ссылки, которые не отличаются разносторонним содержанием. А иной раз попадается такой текст, который запоминается, который хочется сохранить. Нам с вами надо стремиться именно к этому: стать уникальными, эксклюзивными, непревзойдёнными.

Никто не запрещает пользоваться посторонней информацией, но отбирать её стоит тщательно и не из первых пяти источников, которых выдаёт поисковик. Не ленитесь читать дополнительную литературу, ставить собственные эксперименты и проводить исследования. Конечно, мы не можем знать всего. Но ведь мы можем наблюдать, анализировать, синтезировать. Мы можем делать выводы и предлагать новые пути следования. Мы можем разрабатывать собственные проекты и действительно помогать людям, знакомить их с чем-то новым, делиться тем, что мы уже пронесли через себя, с чем столкнулись когда-то. Новаторство – вот путь к успеху. И не надо бояться сделать что-то неправильно.

Субъективное мнение

Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны. Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать. Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию. Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.

Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию. Каждый довод должен подкрепляться фактами, взятыми непосредственно из жизни. Проявите себя как неравнодушный человек-исследователь, даже если ваши исследования проводятся лишь на любительском уровне. Поверьте, любая серьёзная работа всегда будет оценена по достоинству, пусть даже и со временем.


Наконец, хочется пожелать не терять веры в свои силы и возможности. В нашем урбанизированном мире явно не хватает подлинности и красоты. А с помощью литературы человек может не только подняться сам, но и потянуть за собой других. Думаю, что очерк, который является отличным зеркальным отражением жизни и мира, очень этому поможет. (И не забудьте прочитать статью о важности пополнения словарного запаса – здесь). До новых встреч, друзья!

Читайте также: