Сочинение сравнение картины и стиха

Обновлено: 02.07.2024

История создания

Поэт делится впечатлениями от ночной поездки. Надо сказать, он был ещё совсем юн, и его мечты отличались чистотой, свежестью. То, что для других было обыденностью, его приводило в восторг. Он был человеком с тонко чувствующей душой и умел поделиться с читателем своим мироощущением с помощью минимальных художественных приёмов.

Жанр, направление, размер

Произведение написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой, оно состоит всего из восьми строк, разбитых на 2 четверостишия.

Композиция

Образы и символы

Ещё один образ – луна, символизирующая человеческую душу. Таким образом вырисовывается картина объединения природы и человека.

Темы, проблемы и настроение

  • Тема природы — основная в произведении. Автор описывает чудесный зимний пейзаж и открывает читателю его подлинную красоту.
  • Помимо описания зимнего пейзажа, поэт обращается к теме одиночества. Больше всего оно ощущается именно ночью, когда всё будто бы замирает (неспроста автор не использует ни одного глагола). Однако одиночество не тяготит лирического героя, и даже наоборот – вдохновляет его.
  • Что делает человека счастливым? К этой проблеме обращается в стихотворении поэт и находит ответ, наблюдая за красотой природы. Казалось бы, вокруг всё так привычно, но порой истинное удовольствие нам доставляет то, на что мы иногда даже не обращаем внимания.

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Мэри Лепсая

Автор: Самый Зелёный · Published 31.10.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 23.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 27.01.2020

1 комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.

Осень в произведениях русской поэзии и живописи

Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия.

Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: “Художник воспел красоту природы”. Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана “Золотая осень”, вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. “Очей очарование”, “в багрец и золото одетые леса” — эти слова Пушкина очень подходят к “Золотой осени”.

Художник Исаак Бродский прославился как замечательный портретист, автор жанровых сцен, больших полотен, на которых изображено множество людей. Но он также любил и пейзажи. В картине “Летний сад осенью” он выступает как тонкий лирик, умело передающий настроение и красоту природы.

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была “Золотая осень”, довольно небольшое полотно.

В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. “Золотая осень” — одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Осень в произведениях русской поэзии

Михаил Лермонтов в своём творчестве, относился к теме природы, без особого энтузиазма. Романтика в таком духе – была явно не в его стиле. Хотя когда будучи известный поэт только начинал сочинять свои стихи, а это был подростковый возраст, он проявлял интерес к пейзажной лирике и даже посвятил этому отдельное стихотворение.

Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Согласно законам окружающего мира, каждое время года узнаваемо благодаря приметам, которыми их щедро наделила природа. Так, мы чувствуем приближение осенней поры. Ее главная отличительная особенность — присутствие ярко выраженной цветовой гаммы. Характеристика цветов меняется, постепенно затрагивая каждый лепесток, который чудесным образом приобретает желтый, красный или коричневый тон. Светлое голубое небо становится темным, провисая низко над землей. Возникает ощущение, что облака насупились, торопясь наперегонки, набирая скорость.

Всегда любила много читать на русском, знакомиться с литературой зарубежных авторов. Приняла решение поступить в университет на филологический факультет. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Писать сочинения и анализировать тексты проще, чем вы думаете - я убедилась на своем опыте! Верю, что и у вас получиться!

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Развитие речи с элементами культуры речи (3 класс)

Штепенко Александра Борисовна,
ГБОУ СОШ №18 с углубленным изучением математики
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Цель: на материале живописных, литературных и музыкальных произведений показать, что автор произведения не только пишет на заданную тему, но и делится с нами главными переживаниями.

Оборудование: 1. Учебники, 3 класс: русский язык, ч.2, литературное чтение, ч.1

2. Мультимедийная презентация

3. Листы для групповой работы (приложение 1)

4. Таблички для сравнительного анализа картин (приложение 2)

5. Рамки для работы с картинами

6. Фрагмент из музыкального произведения

7. Творческие работы учащихся

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

У:Напомните, с какими картинами мы уже работали?

Д: Это пейзаж и портрет.

У: Поясните, пожалуйста, эти термины.

Д: Пейзаж – изображение природы. Портрет – изображение человека.

У: Что можете сказать про художников?

Д: Василий Поленов – русский художник, представитель жанровой живописи (Слайд 1: художник и картина), Клод Моне – француз, импрессионист – пишет свои впечатления от окружающего мира (Слайд 2: художник и портрет).

У: Картины совершенно разные, но мы нашли в них что-то общее, что позволило нам их сравнить…

У: Мы еще вернемся сегодня к картине Клода Моне и послушаем ваши сочинения по картине.

3. Объявление темы и задач урока. Работа над картиной

У: Прочитайте нашу новую тему на с. 21… (Слайд 5: Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин)

У: О чем будем рассуждать?

Д: Будем искать сходства и различия в картинах.

Д: Тема – это то, что изображено на картине.

Д: Это отношение художника к тому, что он изобразил.

У: Чем же будем заниматься сегодня мы?

Д: Постараемся так описать картину, чтобы человек, нас слушающий, мог ясно представить себе, что на ней изображено.

Д: Предположение детей.

Д: Предположение детей.

Д: Чтение наизусть стихотворения Николая Алексеевича Некрасова.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

У: Какое возникает настроение при взгляде на картину?

Д: Ощущение свободы, ветра, простора…

У: Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую вы увидели. Какие звуки можно было услышать?

Д: Приближающейся грозы, шум листвы, плеск воды…

У: Прочитайте первый абзац на с. 21. Итак, что же видит художник?

Д: Художник не ограничивает себя только тем, что перед его глазами. Взгляд устремлен вдаль: на заднем плане видны речные протоки, островки суши, линия горизонта…

У: Прочитайте следующий вопрос для обсуждения… Какое же это время года? Докажите…

Д: Это самая середина лета: деревья зеленые, листва густая.

У: Попутешествуйте по картине, всмотритесь в написанные художником деревья, рассмотрите детали…

Д: На переднем плане мощные деревья, сосна с коричневым стволом, береза с нежными ветками, рядом с ними – молодые тонкие березки, вдали в центре – елочки.

У: Прочитаем следующий вопрос… Какой же это день? Как освещены трава, облака? Подтвердите свою мысль…

Д: День солнечный, жаркий, но ветреный. Скорее всего, было очень жарко – все прогрето и освещено солнцем (оно проглядывает из-за туч), но начавшийся сильный ветер нагонит дождь.

У:Поднялся сильный ветер… О нем следующий вопрос… Увидели ли вы натянутые паруса лодок? Почувствовали ли вы движение, которым проникнута картина?

У: Следующий вопрос о названии. Прочитайте… В названии отражена тема или главное впечатление художника?

Д: В названии речь идет о шелесте листвы, развевающейся на ветру, звуковое впечатление от ветреного летнего дня.

У: О чем, по вашему мнению, свидетельствует желание художника поделиться красотой родной природы?

Д: О любви к своей Родине, а природа — это одно из ее богатств.

У: Можно ли, с вашей точки зрения, по отношению человека к природе — растениям и животным — судить о его душевных качествах и отношении к людям?

Д: Тот, кто любит и охраняет природу, заботится о животных, сочувственно относится и к людям. А тот, кто бессмысленно губит деревья, птиц, животных, тот жесток и в отношении к людям.

У: Какое же главное переживание, выраженное в картине А. Рылова?

У: Представьте себя героем картины. Чтобы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?

Д: Предположения детей.

4. Групповая работа: сочинение по картине по опорным словам

У: Давайте теперь попробуем написать по картине сочинение, и сделаем это в группах. Вы постараетесь описать состояние природы на картине. Воспользуйтесь опорными словами:

· существительные: день, ветер, простор, гроза, солнце, берёза, ель, сосна, ветка, небо, облако, туча, дождь, плеск воды, лодка, парус, трава, шум листвы, линия горизонта, природа;

· глаголы: дуть, качаться, сгибаться, шуметь, нестись, волноваться, приближаться, проглядывать, нагонять;

· прилагательные: густой, молодой, тонкий, нежный, летний, ненастный, ветреный, сильный, зелёный, синий, тёмно-синий, жёлтый, голубой, белый, мощный, солнечный, жаркий;

· неизменяемые части речи (наречия): жарко, сильно, низко, быстро.

Д: Работают в группах на листах (приложение 1). Зачитываются варианты работ.

5. Сравнительный анализ картин

Д:Моне стоял в низине, смотрел на женщину снизу вверх, и поэтому кажется, что она возвышается над землей, заслоняет собой часть неба. У зонтика мы видим внутреннюю часть. А Рылов находился на возвышении, ему удалось передать линию горизонта.

У:Следующий вопрос посвящен времени года…

Д: На обеих картинах мы видим солнечный ветреный день. Погода очень похожа.

У: Следующий вопрос: как падают тени на картинах? С какой стороны светит солнце?

Д: На картинеКлода Моне солнце расположено позади фигур, справа, на картине Рылова – перед деревьями, слева, со стороны зрителя.

У: Видно ли на картинах, в какую сторону дует ветер? А из чего видно направление ветра?

Д: По наклону травы, по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Моне дует справа налево. А на картине Рылова направление ветра можно увидеть по развивающимся векам деревьев и раздутым парусам лодок на реке – ветер дует слева направо.

У: А можно ли услышать шум ветра, звуки, которыми он наполнен?

У: Прочитайте самый главный вопрос этого урока и попробуйте на него ответить.

6. Итог урока.

У: Сделайте вывод из сегодняшнего урока: какими главными переживаниями хотели поделиться с нами художники, поэт, композитор?

Д: Авторы произведений создают свои произведения для нас, хотят поделиться с нами тем, что когда-то увидели, услышали, почувствовали…

У: И закончить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением, которое очень созвучно с нашей сегодняшней работой…

Д: Николай Иванович Рыленков

Всё в тающей дымке –

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Чтоб вдруг отразили

Всю прелесть застенчивой

Один из художественных критиков 19 века, А.Шкляревский,* тонко подметил, что изображая на холсте зелень, живописец должен воссоздать ее не только однотонной зеленой краской. При ударе солнечных лучей хлорофилл отражает теплые тона – желтый и красный. Наоборот, та сторона зелени, которая находится в тени, излучает холодные – синие и голубые тона.
В 1904 году появилась картина "Зеленый Шум".* Она поразила всех изобилием новых, свежих лесных красок. Ее автор, Алексей Александрович Рылов,* показал зеленый убор леса в его трепетно-живой прелести с многообразием тех красок и цветовых тонов, о которых говорил Шкляревский. Казалось, что в строгие залы Русского музея, называвшегося тогда Музеем императора Александра III, с этой картины и вправду вместе с пронизывающим ветром ворвался зеленый шум.


Когда Н.А.Некрасов написал стихотворение "Зеленый Шум", он сделал к нему примечание: "Так народ называет пробуждение природы весной". Вспомним стихотворение:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено:
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

А теперь посмотрим на картину Рылова. Зритель словно стоит на возвышенности, с которой открывается широкий вид на пойму темно-синей реки с парусами лодок. Рядом с ним шумят старые, молодые и совсем юные деревья. День, как видно, выдался ветреный. По чистому весеннему, нежно-бирюзовому небу несутся кучевые облака. Белые, лиловые, розовые – они освещены невидимым на картине, но где-то близко сверкающим солнцем. От этого и листва деревьев светится по-разному. Она будто осыпана блестящими или драгоценными камнями – это перевернулись от ветра сотни трепещущих, пляшущих листочков.
На солнечной стороне листва светится теплыми – зелеными и желтоватыми бликами, на темной – погружена в холодную гамму темно-зеленых, почти черных тонов.
Вся природа ликует. Она преисполнена силы и свежести. По русской земле идет-гудет Зеленый Шум. Деревья, только что одевшиеся нарядной листвой, и буйный, озорной ветер водят хоровод.
Многие справедливо находили общность этой музыкальной картины, этого радостного праздника красок с певучим и раздольным, обильным цветом пейзажем Левитана "Облако". Вместе с тем "звонкость" картины Рылова и простота мотива чем-то роднили ее с творчеством Куинджи.

(Из книги: Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Детская литература, 1963)

В своих "Воспоминаниях" А.А.Рылов писал: "Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот "зеленый шум".
Над картиной он продолжал работать в Петербурге, в мастерской на седьмом этаже огромного дома, мрачно возвышавшегося над деревянными домиками Гавани. Тут пахло морем, кричали чайки, далеко белели паруса. Отсюда можно было увидеть Кронштадт, Ораниенбаум, Петергоф, Стрельну. Но это – в хорошую погоду.
"В бурную ночь, – вспоминал художник свой седьмой этаж, – в гаванском доме бывало жутко, в особенности когда я остался единственным жильцом на весь этаж: остальные жильцы все выехали, когда домохозяин прибавил плату за квартиры". И снова о картине: "Я удивился, что Архипу Ивановичу понравилась эта картина, и был, конечно, страшно рад. Позвали Богаевского и стали втроем курить и мирно беседовать. Богаевский, увидев мою картину, стал декламировать некрасовское стихотворение "Идет, гудет зеленый шум. " Так и дано было название картине "Зеленый шум". " (Рылов А. Воспоминания. – Л.: Художник РСФСР, 1966)

* Шкляревский Александр Андреевич, 1837 – 1883 – беллетрист.

* Над картиной "Зеленый шум" (1904) художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Первый экземпляр находится в Русском музее. Второй – в Москве, в Третьяковской галерее, третий – в Киеве, в Музее русского искусства.

Читайте также: