Роль художественной детали в рассказах чехова сочинение

Обновлено: 16.05.2024

Можно утверждать, что в рассказах Антона Павловича Чехова деталь представляет собой некую подробность, которая раскрывает внимательному читателю новый смысл, новое прочтение ситуации или характера. Детали в произведениях Чехова выражаются несколькими словами. Основная роль художественной детали в рассказах выдающегося писателя заключается в усилении впечатления читателя от прочитанного. Художественная деталь позволяет читателю более полно и глубоко осознать проблематику произведений.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 04.10.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 07.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 28.03.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Антон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве отдавал малой прозе - рассказам. Для такого литературного жанра характерно быстрое развитие событий и сравнительно небольшой объем содержания. Поэтому использование в тексте подробных описаний затруднительно.

Чехов А.П. в своих произведениях для передачи основной идеи и смысла использует художественную деталь. Применение выразительной подробности, не бросающейся в глаза, но несущей в себе глубокий смысл, и сделала автора виртуозом среди новеллистов.

Деталь помогает писателю раскрыть глубокий смысл повествования, показать истинные характеры и намерения персонажей, отобразить ситуацию в истинном свете.

В каждом рассказе А.П. Чехова можно обнаружить выразительные, придающие особый глубокий смысл детали. Писатель всегда уделял повышенное внимание к подбору описаний персонажей и их поведения. Автору удалось создать огромное количество настолько точных, емких и запоминающихся образов, типажей, отражающих национальный колорит, что многие из них стали нарицательными.

Таким образом, художественная деталь помогает писателю передать внутренний мир человека, описать духовные и душевные переживания, отобразить психологические процессы. Это значит, что использование детали в рассказе позволяет Антону Павловичу Чехову усилить психологизм повествования.

Роль художественной детали в рассказах Чехова рассуждение

Художественная деталь присутствует почти в каждом произведении. Творения Антона Павловича Чехова — не исключение.

Антон Павлович Чехов мастерски использует художественную деталь с разными целями. Примеры этому можно найти во всех его произведениях.

Сочинение Роль художественной детали в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов прославился тем, что буквально несколькими словами мог содержательно охарактеризовать человека, подчеркнуть его отличительные и яркие черты характера. Художественная деталь помогала писателю в коротких рассказах показать социальную принадлежность, моральные ценности героев, их душевное состояние и смысл жизни. Художественная деталь в произведениях А.П. Чехова даёт возможность раскрыть социальные проблемы, характеры людей через частичное описание одежды, манер, привычёк.

Пахло от толстого дорогим одеколон, аромат тянулся шлейфом. Раз человек может позволить себе дорогой одеколон, то он зарабатывает достаточно денег. В разговоре со своим старым знакомым толстый смог вставить только несколько фраз. Тонкий тараторил без остановки, хвастался своими достижениями, хотя они были совсем незначительными. Постоянно похлопывал по плечу толстого, вспоминая годы обучения в гимназии. Телодвижения, манера поведения говорили о том, что тонкий рад встрече. По одежде тонкого и его семьи было видно, что живут они небогато. Описание мимики, движений тела тонкого указывает на то, как изменился человек, когда узнал, что его друг – большой начальник.

Таким образом, в своих произведениях автор с помощью художественной детали смог подчеркнуть различия в мышлении, нравственности, логике главных персонажей, показал их разное отношение к действительности.

Роль художественной детали в рассказах Чехова

Роль художественной детали в рассказах Чехова

Я живу в городе с интересным названием Йошкар-ла. Это столица республики Марий Эл. В городе проживает 260 тыс. человек. Через наш город протекает река Малая Кокшага, которая делит город почти на две равные части и через нее построено 8 мост.

Поздней осенью, окружающий мир делается другим. Птицы давным-давно улетели в теплые края, листва уже облетела с деревьев, коты потолстели и стали пушистее. Все замирает, затихает и постепенно готовится к зиме.

Создавая роман, автор не зря называет его эпопеей, так как кроме больших исторических событий он разворачивает перед читателями портреты представителей разных сословий. Одни из них – аристократы, люди высшего света, светское общество. Действие

Известный художник Венеции Тициан Вечеллио создавал картину как подарок для невесты Николо Аурелио, который являлся представителем одной влиятельной венецианской семьи. Заказчик и исполнитель заранее не договорились о теме,

Город получил свое название благодаря реке, которая расположена рядом с ним. Самара, как и многие другие крупные города, начинала свое существование с обыкновенной крепости. Крепость основали в 1586 году. Построить ее приказал царь Федор Иоаннович.

Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали

Удивительно, но буквально одна фраза у Чехова может сказать все о характере человека. Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.

Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору хорошо отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объем произведения втискивать максимум содержания. А так как в маленьком рассказе отсутствует возможность устраивать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несет в себе художественная деталь.

Деталь как средство создания образности в художественной прозе А.П. Чехова

Деталь как средство создания образности в художественной прозе

А.П.Чехов не только великий русский писатель конца 19 века, но и тонкий психолог, мастер подтекста, мастер художественной детали.

Художественная деталь — одна из наиболее ярких и интересных граней чеховского мастерства. И приоткрывая эту грань в творчестве любимого писателя, по-новому начинаешь смотреть на давно знакомые произведения, глубже узнаешь самого автора. Скупыми мазками умеет Чехов нарисовать портрет персонажа, изобразить чувства людей, добиваясь большого эффекта в создании художественного образа подчеркиванием какой-нибудь одной детали наружности или психики.

Действительно, это один из первоэлементов творчества писателя. Все детали, координируясь друг с другом, подчинены одному большому

целому – главной мысли произведения.

Деталь оказывается эффективным средством в обогащении эмоциональной стороны рассказов. Подтекстные связи композиционно повторяющейся детали образуют лирическое течение в произведении, способствуют более яркому раскрытию психологии героя. Внутренне скоординированная система реалистических деталей способствует созданию определенного настроения в рассказе. Художественная деталь избавляет повествование от излишних утомляющих читателя подробностей, дает возможность самому сделать выводы и обобщения, пробуждает мысль.

Объектом словесного изображения в художественном тексте принято считать, с одной стороны, персонажей (их внешний вид, черты характера, манеру поведения, психологическое состояние, их поступки), с другой стороны, — события, пейзаж, обстановку. Отсюда и виды деталей: пейзажная, портретная, обстановочная, психологическая, внесюжетная, деталь-символ.

Излюбленная манера Чехова обращать внимание на детали переносится автором и на описание человека. Чаще всего художник привлекает внимание читателя к отдельным штрихам в портрете, а не к общему виду или впечатлению, производимому персонажем на окружающих. Такой прием позволяет автору оставаться как бы в стороне, но зато читателю предоставляется возможность дорисовать героя в своем воображении. Стремясь придать образу определенное лицо, манеру, писатель подмечает характерные детали, по которым иногда создается целостный образ.

Пользуясь методом русской классической литературы, — выявлять свойства характера, объяснять чувства героев путем параллелизма внешних и внутренних признаков, Чехов меньше внимания уделяет позам, жестам героя, а больше – особенностям, деталям во внешнем виде. Чехова больше привлекают лицо, глаза, фигура и одежда персонажа.

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось

во все стороны
широчайшей улыбкой
, казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он
съёжился, сгорбился, сузился
…Его чемоданы, узлы и картонки
съежились, поморщились
..

-Помилуйте…Что вы-с…- захихикал тонкий, ещё более съеживаясь

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты

«Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная

«Мягко картавя, звучал ручеек

«Солнце

Важная роль в выражении художественной идеи рассказов А.П.Чехова принадлежит и описанию предметного мира, которым окружен персонаж, — его жилье, мебель, одежда, еда, способы обращения персонажа с этими вещами, его поведение внутри этого мира, его внешний облик, жесты и движения, — всё это служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека. Все без исключения подробности имеют характерологическую и социальную значимость. Часто Чехов описывает портреты персонажей на фоне бытовой обстановки. В этом случае обстановка непосредственно сливается с описанием внешности героя и становится неотъемлемой деталью его характеристики: «Доктор Сергей Борисыч был дома… Седые бакены у него были растрепаны, голова не причесана, как будто он только что встал с постели. И кабинет его с подушками на диванах, с кипами старых бумаг по углам и с больным грязным пуделем под столом

Чехов-писатель-психолог. Психологизм Чехова – не общие пространные рассуждения о душе человека, а вдумчивое исследование его характера во всех изгибах, изломах, переходах, изменениях. С помощью детали автор схватывает черты психологии человека, существенные особенности его характера.

Доктор Нещапов – «серьезный, без выражения, точно дурно написанный портрет

Сравнение с дурно написанным портретом сразу же говорит о том, что доктор Нещапов, кумир дам провинциального бомонда, — пустой, ограниченный человек. А офицер, кокетничающий звоном шпор, добивающийся, чтобы решительно все обратили внимание на этот звон, — самовлюбленное ничтожество. Психологические детали – мазки, разумеется, не изображаются Чеховым. Но умножена их емкость, удельный вес. Их самостоятельность, их весомость.

Большую роль в создании атмосферы гармонии, света, утверждения жизни играют чеховские выразительные детали. Чаще всего детали, созданные для этой цели, не имеют прямого отношения к сюжету.

Воссоздавая поэтические детали внешнего мира, Чехов утверждает: если есть красота и гармония в природе, она должна восторжествовать и в человеческом обществе. Внесюжетные детали не всегда служат раскрытию характера. Однако они не избыточные, ибо они передают существенные черты идейного содержания чеховских произведений.

Творчество Чехова отличается от произведений других русских писателей. Он внимательно относится к изображаемому: быту, поступкам, характерам героев, художественным деталям. Своеобразие его стиля привлекает, волнует, заставляет перечитывать произведения снова и снова.

Список используемой литературы.

А.П. Чехова //Филология и журналистика в контексте культуры. – Ростов-на-Дону, 1998. Выпуск 3.

  1. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы. – М., 1959.
  2. Старикова, В.А. Многомерность чеховской детали // Творчество А.П. Чехова. – Ростов-на-Дону, 1981.
  3. Чехов, А.П. Собрание сочинений в 12 томах.- М., 1985.

Сочинение 3

Писатель Чехов большое место отводил рассказам среди своих произведений. Такой род творчества характеризуется бурной чередой происшествий и очень маленьким объемом содержимого. В связи с этим использование детального повествования в тексте сложно.

Писатель с целью изложения задумки и значения в произведениях применяет художественную деталь. Использование не выделяющегося детального описания, но с глубоким подтекстом, и превратила Антона Павловича в индивидуума среди всех писателей.

Мелочи дают возможность автору выразить глубокое значение рассказов, продемонстрировать настоящие характеры и стремления героев, воплотить события в натуральном виде.

В рассказах писателя можно заметить многозначительные, привносящие особенный глубочайший смысл подробности. Писатель постоянно проявлял повышенный интерес к описаниям образов и их манере поведения. У него получилось придумать большое множество чрезвычайно подлинных, всеобъемлющих и незабывающихся персонажей, ролей с национальным колоритом таким образом, что большинство этих образов стали известными.

Следовательно, художественная деталь дает возможность Чехову описать внутренние переживания человека, его мир, продемонстрировать психологические процессы. Это означает, что употребление подробностей в рассказах дает возможность Антону Павловичу усилить аллегоризм изложения.

Другие сочинения: ← Злоумышленник по рассказу Чехова↑ Чехов А.П.Смешное и грустное в рассказах Чехова →

Функции художественной детали

Литературоведы выделяют несколько функций данного инструмента:

1. Выделительная. Нужна для того, чтобы выделить какое-либо событие, образ или явление из ему подобных.

2. Психологическая. В данном случае деталь, как средство психологического портрета, помогает раскрыть внутренний мир персонажа.

3. Фактографическая. Инструмент характеризует факт из мира действительности героев.

4. Натуралистическая. Деталь четко, объективно и точно передает предмет или какое-либо явление.

5. Символическая. Элемент наделяется ролью символа, то есть становится многозначным и художественным образом, который имеет иносказательный смысл, основывающийся на сходствах явлений из жизни.

Классификация деталей

Какие художественные детали вы знаете? Затрудняетесь ответить? Тогда тщательно изучаем вопрос далее. Существует несколько классификаций этого элемента.

  • психологические;
  • описательные;
  • сюжетные.

Но литературоведы выделяют еще несколько типов:

  • пейзажные;
  • словесные;
  • портретные.

Вариант 2

Многие писатели в своих произведениях используют применение детализированных описаний и образов. Делают они это по множеству причин, в том числе и по той, что читатель гораздо лучше начинает относится к какому-то месту или персонажу, когда узнает о нем побольше. Для некоторых авторов, к которым, стоит отметить и относится Чехов, детали иногда играют почти ключевое значение в произведении. Например, говорящие фамилии иногда подсказывают читателю, как стоит относиться к тому или иному персонажу уже с первых строк, касающихся его. Писатель мастерски описывает состояния персонажей, когда они узнают какую-либо новость, а также зачастую делает образы героев собирательными, так как считает, что показывать простой народ следует многогранным и интересным.

В тот период, когда Антон Павлович мастерски творил свои произведения, считалось крайне важным освоить прием использования данных детальных описаний, потому что это считалось неотъемлемой частью любой истории, которую читатель мог отнести к интерпретациям из реального мира. Хочется отметить, что автор настолько мастерски овладел данным приемом, что ему хватало буквально пары эпитетов для того, чтобы у читателя сложилось полное представление о происходящем, или о персонаже. Также, писатель создавал определенную атмосферу или настроение в конкретном эпизоде, так как умело проносил сквозь все произведение описание какого-то города, населенного пункта, человека или других элементных частей произведения. Так как Чехов на протяжении долгого периода времени работал как автор юмористических рассказов, которые в дальнейшем были напечатаны в разнообразных журналах, то у него появился прекрасный опыт довольно ярко и лаконично повествовать о действиях, которые происходят в его небольших, но при этом целостных произведениях.

Особенности пейзажа и природы


Немаловажное значение в творчестве Чехова имеют сады — у писателя они ассоциируются с человечностью и осмысленностью существования.

Практически каждый писатель использует в своем творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить.

Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали

В период литературной деятельности Антона Павловича Чехова, обязательным элементом учебы всякого начинающего писателя было освоить способ использования художественных деталей. Такая составляющая казалась обязательным

Удивительно, но буквально одна фраза у Чехова может сказать все о характере человека. Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.

Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору хорошо отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объем произведения втискивать максимум содержания. А так как в маленьком рассказе отсутствует

возможность устраивать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несет в себе художественная деталь.

Использование художественной детали Чеховым на примере его произведений

Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место в раскрытии всей линии повествования. Например, в рассказе “Душечка”, описывая жизнь главной героини Оленьки Племянниковой, автор неоднократно повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Кажется, что подобного рода деталь, наоборот, старается подчеркнуть, что жизнь “душечки” далеко не прекрасная.

Обратим внимание еще на одну деталь в этом рассказе. “Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна.
Теперь она была уже совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки”. Все сведения направлены на то, чтобы полнее и острее передать чувство одиночества Оленьки.

Даже деталь кресла преследует аналогичную цель: подчеркнуть и усилить состояние одиночества главной героини.

У Антона Павловича вещи – это не фон, а вполне полноправные персонажи, на которые также направлено внимание автора. Например, в рассказе “Учитель словесности” главный герой застает свою Манюсю держащей в руках синий кусок материи. При объяснении в любви, он “одною рукой держал ее за руку, а другою – за синюю материю”.

Такой деталью, выдаются и подчеркиваются глубокие переживания героя.
В “Палате № 6” также деталям уделено особое внимание. Например, когда речь заходит об Андрее Ефимыче Рагине, автор замечает: “Около книги всегда стоит графинчик с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки”. В завершении описания кабинета Рагина присутствует неожиданная подробность.

Эта деталь указывает на такую особенность характера героя, как неряшливость, неаккуратность.

Показательным примером является эпизод с первым появлением на сцене одной из героинь пьесы “Три сестры” – Наташи. Вышла она в розовом платье с поясом зеленого цвета. Такая мелкая деталь свидетельствует о полном отсутствии у нее вкуса и рассказывает о душевных качествах героини больше, чем самая подробная характеристика.

Юмористический рассказ Чехова “Смерть чиновника” повествует о некоем Червякове, который чихнув, обрызгал слюной генерала. Пораженный и испуганный чиновник начинает постоянно преследовать генерала и извиняться перед ним, причем такое поведение вскоре выводит генерала из себя, и он выгоняет Червякова. Чиновник, не понимая, чем так раздосадовал того. Последняя фраза разумно объясняет все: “Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и. .. помер”.

Небольшая, но очень емкая деталь – вицмундир, который, казалось, словно прирос к чиновнику, символизирует страх перед вышестоящим чином, убившим человека.

Деталь в рассказах Чехова стала неотъемлемой составляющей повествования. У него не бывает “лишних” деталей. Каждая из них несет в себе какую-то смысловую нагрузку, позволяет лучше понять особенности характера героя, его поведения и душевного состояния.

Проведенный анализ деталей в рассказах Чехова будет полезен ученикам 6-7 классов при написании сочинения на тему “Роль художественной детали в рассказах Чехова”.

Контарева Светлана Анатольевна

Исследовательская работа. Роль художественных деталей в произведениях А.П. Чехова.

ВложениеРазмер
issled._raboa._detali_v_pr-yakh_chekhova.docx 58.59 КБ
tezisy_38_fenenko_literatura.docx 16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38

Роль художественных деталей в произведениях А.П. Чехова.

Учитель: Контарева С.А.

  1. Цель
  2. Введение
  3. Детали в произведениях А. П. Чехова
  4. Пейзаж как деталь в рассказах А. П. Чехова
  5. Цветовая деталь
  6. Музыкальные детали в творчестве А.П. Чехова
  7. Выводы
  8. Список литературы

Сегодня, как и век назад, современные писатели для раскрытия образа героя произведения используют художественную деталь. Например, пейзаж как деталь необходим для того, чтобы показать постоянные изменения окружающего мира, цвет играет важную роль не только в понимании характеров героев и той ситуации, которая описана в произведении, но и является способом отражения внутреннего состояния героев, а музыка- это сила, вызывающая глубоко скрытые чувства , раскрывающая его эмоции.

Цели работы : подробно изучить отдельные произведения А.П.Чехова, исследовать их художественную структуру и выяснить, какую роль в них играет художественная деталь.

  • определить круг изучаемых рассказов А.П.Чехов;
  • выявить художественные детали, играющие наиболее важную роль в раскрытии образов героев и главной идеи в этих произведениях;
  • определить смысл данного художественного приёма и его место в образной системе произведений.

Гипотеза: по отдельной детали писатель воссоздаёт целое.

Для решения данных задач нами использованы такие методы исследования :

  • анализ научной и учебной литературы;
  • сравнение и анализ результатов, полученных разными авторами, и систематизация результатов;
  • метод аналогии.

Начало литературной деятельности А.П.Чехова относится к концу 1870-х годов, периоду обучения будущего писателя в старших классах гимназии.

Антон Павлович Чехов широко известен как выдающийся мастер слова, и интерес к языку его произведений не только оправдан, но и вполне закономерен. Однако творчество А. П. Чехова привлекает к себе внимание языковедов еще и потому, что писатель и сам не был чужд определенным лингвистическим воззрениям и достаточно профессионально формулировал те требования, которые следует предъявлять к словесной ткани художественного произведения.

На мой взгляд, актуальность выбранной мною темы заключается в том, что и сегодня современные писатели для того, чтобы глубже понять героя произведения, ярче описать его черты и привычки, пользуются таким литературным приёмом , как художественная деталь. . Этим и объясняется мой интерес к данной теме.

Прежде всего меня заинтересовало своеобразие чеховского стиля, поэтому я решила внимательно прочитать его рассказы.

Цель моей работы – подробно изучить отдельные произведения писателя, исследовать их художественную структуру и выяснить, какую роль играет художественная деталь в произведениях А.П.Чехова.

Для этого необходимо решение следующих задач:

1.Определить круг изучаемых рассказов Чехова.

2.Выявить художественные детали, которые играют наиболее важную роль для раскрытия образов героев и главной идеи в этих произведениях.

3.Определить смысл этого художественного приёма и его место в образной системе произведений.

Детали в произведениях А.П.Чехова.

« За каждой фразой - живой человек,

( Л.Толстой о Чехове).

Деталь- это средство словесного и живописного искусства, которому свойственна особая содержательная наполненность, символическая заряженность, важна и её композиционная роль. Деталь помогает писателю выхватить из множества вещей или явлений такое, что в сконцентрированном виде экономно и с большей экспрессивностью позволяет выразить авторскую идею произведения.

Как опытный врач, который с первого взгляда на пациента определяет болезнь и ставит диагноз по внешним ее проявлениям, Чехов видел симптомы духовной немощи общества уже во внешнем образе жизни людей, в их манерах, привычках, поведении. Он считал, что писатель призван объективно отражать жизнь и тонко, ненавязчиво, с помощью мелких, но значимых деталей указывать читателю на скрытый смысл изображаемого.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкн о венная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, пре д меты, природу. Несомненно, что художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Известно, что он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. А ведь точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя.

В рассказе “Душечка”, изображая косность и застойность жизни своих героев, Чехов в их портретных характеристиках также широко использует мелкие детали, которые, восполняя недостаток или отсутствие их душевных и духовных качеств, воспринимаются как постоянные свойства характера. На лице Кукина навеки застыло выражение отчаяния, и он несет на себе печать этой вечной тоски даже в день свадьбы. Пустовалов представлен как обладатель неизменной соломенной шляпы, белого жилета с золотой цепочкой и бороды. На мой взгляд, особенно значима такая бытовая деталь, как чаепитие. Так как оно упоминается десять раз, то эта деталь явно не случайна. Больного Кукина Оленька поит лечебным чаем с малиной и липовым цветом, Пустовалов умирает от того, что, напившись горячего чаю, выходит из дому без шапки, а когда после долгого отсутствия к Оленьке возвращается ветеринар Смирнин, то их волнующая встреча заканчивается тем, что они “вошли в дом и сели чай пить”.

Пейзаж как деталь в рассказах А.П.Чехова.

Пейзаж у Чехова небогат разнообразными описаниями природы. Писатель, следуя своей творческой манере, своим принципам, стремясь к наиболее выразительному изображ е нию, отбирает только легкие детали.

В сложившейся чеховской художественной системе природный мир не может быть изображен без реального наблюдателя, положение которого в пространстве точно определено. Во второй период творчества Чехова это — персонаж, в третий — персонаж и повествователь. Перед наблюдателем картины природы на первый план выступают детали не всегда главные; все зависит от расположения наблюдательного пункта, настроения наблюдающего.

Кроме углубления психологического анализа пейзаж необходим для более образной характеристики обстановки, в которой разворачиваются события. В описании места действия повести “Палата № 6” лес репейника и крапивы, торчащие из забора острия гвоздей напоминают о колючей проволоке, подчеркивают сходство больницы с тюрьмой, предваряя рассказ о несвободе человека.

Одним из сквозных образов творчества Чехова является дождь - символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Непрерывный дождь, с разговоров о котором начинается рассказ “Душечка”, так же однообразен и скучен, как и антрепренер Кукин, с чьего лица не сходит выражение отчаяния даже в день счастливой свадьбы. Дождь идет, когда учитель словесности Никитин начинает осознавать мнимость доставшегося ему счастья. Вид серого неба и мокрых деревьев предваряет повествование героя рассказа “О любви” Алехина о жизни, в которой счастье несовместимо с порядочностью. Шумом дождя сопровождается описание уродливого счастья помещика Чимши-Гималайского, достигнутого ценой потери живой души. Дождливая погода омрачает день похорон Беликова, ставшего мертвецом еще при жизни. В то же время интеллигентный, философски мыслящий Иван Иваныч, умеющий противостоять рутине обывательщины, с наслаждением подставляет лицо под дождь.

Образ сада также постоянно присутствует в рассказах Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования. Сад полон музыки счастья, это приют влюбленных, где даже тюльпаны и ирисы, просят, “чтобы с ними объяснялись в любви” (“Учитель словесности”). Никитин и Манюся, Коврин и Таня, Художник и Мисюсь, Старцев и Екатерина Ивановна встречаются в садах, когда их души наполнены чистым, искренним чувством. Сад отзывчив к душевному состоянию героев, влияет на их настроение. Утомленный, с расшатанными нервами, Коврин попадает в холодный сад, затянутый едким дымом; но “взошло солнце и ярко осветило сад”, и “в груди его шевельнулось радостное чувство, какое он испытывал в детстве, когда бегал по этому саду” (“Черный монах”). Сад требует постоянного ухода, поэтому он символизирует и работу, движение, неразрывную связь поколений: “Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение. От раннего утра до вечера около деревьев, кустов, на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди с тачками, мотыгами, лейками. ” (“Черный монах”). В общем, сад - это идеал полноценного бытия: “Когда зеленый сад, еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, . то хочется, чтобы вся-жизнь была такою” (“Дом с мезонином”). Поэтому гибель сада всегда символизирует смерть.

Символом смерти традиционно считается и луна. Лунный свет заливает множество пейзажей Чехова, наполняя их печальным настроением, покоем, умиротворением и неподвижностью, сходными с тем, что приносит смерть. За рассказом о смерти Беликова следует описание видного до горизонта поля; “и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука”. Коврин, незадолго до смерти любуясь наполненной лунным светом бухтой, поражается согласию цветов, мирному, покойному и высокому настроению. Луна освещает холодный труп доктора Рагина, узника палаты № 6. Но наиболее четко мысль о родстве луны и смерти выражена в рассказе “Ионыч”, когда Старцев видит кладбищенский “мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель”, где “веет прощением, печалью и покоем”.

Однако луна- символ многозначный. Отразившись в воде, она вызывает в душе прилив темной страсти, изменяет мироощущение, омрачает рассудок. В сумраке появляется перед Ковриным на берегу реки Черный монах, и его “бледное, страшно бледное худое лицо” могло оказаться выглянувшей из-за туч луной. Если сад был символом светлой, возвышающей человека любви, то луна толкает к запретному чувству, побуждает к неверности. В рассказе “Дама с собачкой” Гуров с Анной Сергеевной делают первые шаги навстречу друг другу, поражаясь необычному сиреневому морю с идущей по нему от луны золотой полосой. Ольга Ивановна из рассказа “Попрыгунья”, зачарованная “лунным блеском”, бирюзовым цветом “воды, какого она раньше никогда не видела”, решается на измену мужу. Неопытная Аня, героиня рассказа “Анна на шее”, делает первый шаг на пути испорченной кокетки, когда “луна отражалась в пруде”.

В использовании пейзажа проявляется отношение Чехова к своим героям. Беликов ни разу не появляется на фоне природы. Николая Ивановича Чимшу-Гималайского окружают “канавы, заборы, изгороди”. Это люди, потерявшие человеческий облик. Пока в душе доктора Старцева теплился огонек, рассказ о его жизни сопровождался описаниями природы; автор даже подарил ему любимый клен в саду. Похожий на языческого бога Ионыч больше не стоит такого подарка. Чем живее душа, чем созвучнее она существу природы. Органично вписаны в пейзаж старинной усадьбы сестры Волчаниновы, героини рассказа “Дом с мезонином”, симпатичные автору так же, как и увидевший их рассказчик, оказавшийся художником-пейзажистом. Неотделим от пейзажа в рассказе “Крыжовник” купающийся под дождем Иван Иваныч, слитность которого с природой подчеркнута движением качающихся на исходящих от него волнах белых лилий. Этому герою доверено высказывать самые близкие автору мысли.

Таким образом, предметное построение пейзажа подчиняется общим принципам использования вещи, детали в художественной системе Чехова. Она дана во временных, постоянно новых состояниях, которые она сама ежесекундно творит: облачко, которое скоро уйдет, лунный свет, отражающийся в лампадке или бутылочном осколке, ярко-желтая полоса света, ползущая по земле, блики солнца на крестах и куполах, непонятный звук, пронесшийся по степи. Чехов использует в своих произведениях пейзаж как деталь , показывающую постоянные изменения трепетного мира.

Цветовая деталь у Чехова.

Цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев его рассказов, той ситуации, которая описана в рассказе. Цветовая деталь для Чехова- это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы.

Штабс-капитан Рябович немногим выше той среды, в которой живет. Его попытка предпринять что-то самостоятельное, пойти, "не выдержав беспокойства", к дому фон Раббека в надежде на еще один подарок судьбы, закончилась осознанием нереальности его мечтаний.

И "красный тусклый огонек", казавшийся Рябовичу союзником, близким и благожелательным, в финале отзывается иным: "Красная луна отражалась у левого берега; маленькие волны бежали по ее отражению, растягивали его, разрывали на части и, казалось, хотели унести. ".

Таким образом, цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев, той ситуации, которая описана в рассказе. Цветовая деталь для Чехова- это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ их характеристики. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события, именно поэтому можно сделать вывод, что А. П. Чехов является истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму пр о изведения на уровень символики.

Читайте также: