Прощание с матерой сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

Власть не пытается понять людей, которые жили на Матёре, состарились здесь и не мыслили своей жизни вне острова. На примере Дарьи автор показывает, как воспринимает эту трагедию народ. Пожилая женщина прощается с избой, как с покойником. Тяжело отрываться от родного уголка, очень не хочется переезжать в посёлок, где всё чуждо и незнакомо. Словно сочувствуя потерянным людям, бушует природа. Поражает молодой и крепкий листвень, который упорно противостоит и огню, и топору, напоминая людей, цепляющихся за обжитое место.

Как ни старались старожилы, отстоять родную деревню не удалось. Все вынуждены уехать, бросив родные дома и могилы предков. Из-за вопроса о переселении между старшим и новым поколениями возникает конфликт. Молодёжь принимает изменения с оптимизмом, дети рады грядущему прогрессу, жизни, которая сулит удобства и комфорт. Они не так привязаны к острову, как их старики. Дети убеждают родителей, что затопление острова – не такая уж большая цена за возможность жить в лучших условиях.

Повесть затрагивает множество нравственных проблем. Распутин хочет, чтобы наверху думали, прежде чем стирать с лица земли целые деревни, так как вместе с ними стираются огромные пласты истории, культуры, традиций и обычаев. Страна будет обеспечена электричеством, зато сотни людей лишатся родного уголка, всего, что им дорого. И, хотя социализм давно остался позади, деревням не грозит уничтожение, произведение Распутина остаётся актуальным. Повесть учит любить и уважать родителей, свою малую родину, не губить природу, не вмешиваться в её законы, а заботиться о ней, ценить свою жизнь.

Вариант 2

Будучи замечательным писателем, Распутин написал множество великолепных произведений, которые запомнились читателям за их реалистичность и интересный стиль, который применял автор. В данной повести он раскрывает такую проблему, которая возникла в его родной земле, и показывает то, как простой человек может повлиять на глобальные вещи и моменты, которые там происходят. Он считает, что Родина дает человеку настолько много значимых вещей, что даже осознать до конца всю их ценность, крайне сложно. В произведении показана проблема деревень, которые по злому року судьбы оказались в затоплении. Автор хочет показать людей, которые оказались вытесненными с родной земли, и отмечает, насколько им тяжело менять привычный быт, вместе с его традициями и культурой.

В произведении, однако, показаны и другие персонажи. Например, Петруха, который поджигает свой дом и хочет таким образом показать свое отношение к происходящему. Будучи человеком никчемным, он не смог сделать в своей деревне ничего хорошего, и поэтому даже отрицательные действия для него выглядят как нечто деятельное и полезное, хотя на самом деле это простой акт вредительства и вандализма. Для Дарьи, поступок молодого человека кажется невероятно возмутительным и странным, и она не понимает, как можно настолько жестоко прощаться со своим прежним домом. Произведение получилось очень живым, ярким и интересным.

По произведению Прощание с Матерой

Несколько интересных сочинений

Что такое великодушие? На эту тему рассуждают многие люди. Я думаю, что великодушие это особая черта характера человека, которая помогает относиться к людям с добротой и с некоторой снисходительностью.

В своём детстве моими любимыми играми были развлечения не на улице, а в маленьком семейном кругу. Я и мои родители играли в книги-головоломки, книги-приключения и разного рода задания из познавательных журналов любой тематике.

Мир писателя настолько чувствительный, осязаемый, внимательный, слышимый, что на поверхность выходят насущные проблемы, выявляются забытые детали. Небольшой изложенный текст Бунина как раз полон впечатлением героя, гаммой звуков

q3

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

В основе сюжета — реальный факт: строительство Братской ГЭС, во время которого были затоплены некоторые деревни, в том числе, и родное село писателя.

Это рассказ о судьбе людей, живущих в деревне Матёра, которая уже почти триста лет стоит на берегу Ангары .Размеренная, спокойная жизнь деревни нарушена строительством электростанции. Судьба Матёры предрешена: деревня будет затоплена. Как повели себя жители, узнав о данном событии? По-разному. Рада молодёжь — ведь она сможет жить в домах со всеми условиями. И трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его жизнь, на кладбище покоятся близкие и любимые люди. Всё должно исчезнуть.

Распутин В. выразил свои мысли о судьбе страны, народа, о том, что происходит утрата нравственных ценностей, традиций, памяти.

Конец произведения трагичен: затапливается Матёра, гибнет Дарья. Однако читатель понимает, что нравственная победа на стороне таких, как она, умеющих отстоять свой дом, свою родину, верных памяти предков.

Я предлагаю краткий обзор некоторых тем и связанных с ними проблем. Однако это настолько всеобъемлющее произведение, что можно, кажется, по любой теме найти ответы в нём. Так что данный список тем можно ещё продолжать. Главное — хорошо понять основные мысли автора, характеры героев, показанных им. И тогда данный повесть станет просто универсальным примером при написании сочинения и по литературу, и по русскому на ЕГЭ.

Важность формирования такого нравственного качества, как доброта.

Доброта как основа нравственности человека

В любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям.Не исключение и повесть Распутина В.

Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта. Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее.Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте.

Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит , добрыми.

Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду.Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками.

Это одна из проблем повести.

Над этим размышляет автор повести.Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды.Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В.

Да, людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым.И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь.

Чем грозит вмешательство человека в законы природы?

Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе?

Важность экологического воспитания молодёжи.

Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию- это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи.Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам.

Родина – это и огромная страна, в которой мы живём, и то место, где родились.Матёра — родина для многих поколений её жителей, для Дарьи, Настасьи, Анны, их детей и внуков. И она должна исчезнуть. Как переживают представители старшего поколения! Так страшно — потерять родину.

Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь?

Для чего человек живёт?

В чём его предназначение.

В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе эти вопросы.Размышляет над ними и Дарья, главная героиня повести В.Распутина.Она уверена, что жить надо по совести, как учил её отец, по законам нравственности. Не должна рушиться связь поколений.

Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны.

Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена земля, которую возделывали многие поколения их предков.

Одной из важных является проблема, связанная с человеком и научно-техническим прогрессом. Мы узнаем о том, что на реке Ангаре хотят построить гидроэлектростанцию, и вода затопит многие земли, в том числе Матеру. Жители острова по-разному отнеслись к этому событию. Клавка Стригунова говорила о том, что остров “давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить - средь воды… как лягушки”.

А Петруха сам сжигает свой дом только лишь для того, чтобы получить за него деньги. Андрей Пинигин тоже был рад кардинальным переменам и хотел принять участие в строительстве новой ГЭС. Герой говорит так: “Человек – царь природы”, но Дарья отвечает своему внуку: “Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да и загорюет”. Она утверждает, что не машины служат человеку, а человек машинам. Понимали это и другие жители деревни, которые не хотели покидать родную землю, прогоняли “чертей” и “аспидов”, ставили на место кресты и устанавливали тумбочки на кладбище до поздней ночи. Также Дарья побелила и обрядила свою избу перед поджогом, и когда горел дом Петрухи, люди с сожалением смотрели на огонь и думали о том, что то же самое будет и с их избами. Эти жители острова любили родную землю и своих предков. Безусловно, научно-технический прогресс необходим, но нельзя забывать о традициях, духовных ценностях, нужно бережно хранить связь между поколениями, любить родную землю.

2. Проблема памяти.

Целых триста лет обживали люди Матеру, для счастья им было достаточно затопить печку, попить чаю из самовара, находиться рядом с их предками. И очень любят они родную землю, пытаются ее защитить и спасти. Многие отчаянно боролись за сохранение кладбища, Егор и Настасья откладывали переезд. А их дети хотят погубить и забыть все то, что связывало молодое поколение с предками (обычаи, традиции, деревню, в которой они росли). Так стали рушиться и нравственные устои. Подтверждает эту мысль Дарья, которая говорит о том, что “правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. Героиня переживала за судьбу деревни, дорожила нравственными устоями, обычаями, традициями, помнила свои корни.

3. Проблема связи человека с природой.

Участь острова уже предрешена, и природа чувствовала приближение несчастья. Люди же не готовы к таким переменам, к жизни в другом поселке. Они с удовольствием работали на этой земле, вкладывали любовь, радовались, когда вместе трудились. Также герои заботились о своих домашних животных: о коровах, конях, кошках. Жители чувствуют кровную связь с островом, они не готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Таким образом, люди разделяют с природой ее трагическую судьбу. Но были и рабочие, которые относились к природе безжалостно. Однажды они решили уничтожить “царский листвень”, но дерево не горело, и срубить его тоже не получилось. Невозможно было представить Матеру без Лиственя. Люди восхищались им и считали, что дерево держит своими корнями весь остров, и пока будет жив он, будет стоять и деревня. Жители Матеры чувствовали связь с природой, бережно и трепетно к ней относились.

4. Проблема ответственности перед предками.

Главным героем, который на протяжении всего произведения переживает за судьбу могил своих родных, несомненно, является Дарья Пинигина. Она хранит память об умерших родственниках, защищает могильные плиты от пожегщиков. Велико стремление Дарьи забрать их с собой на новое место жительства, для нее это важная ниточка, которая соединяет ее с прошлым. В сложные времена героиня обращается за советом не к живым людям, а к уже умершим родственникам, ее гнетет то, что именно на ее век выпала такая участь – затопление Матеры. Дарья чувствует, что нельзя просто так дать сжечь свой дом, в котором родилось и жило не одно поколение, где прожила долгую жизнь и она, дом, который является семейным очагом. Духовная связь и память о близких помогают героине принять правильное решение, как поступить с домом. Дарья Пинигина помнит о каждом, кто похоронен на этом кладбище, хранит историю и считает своим долгом не дать им затонуть.

5. Проблема цели жизни.

В повести представлено 3 поколения Пинигиных. Каждый из них по-разному воспринимает жизнь, у каждого свои цели и взгляды. Андрей, внук Дарьи, хочет быть на "переднем крае", где вся молодежь. Он не хочет проводить молодость в глухой деревне, работая в поле или же на заводе: “. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась, а на заводе что? По неделе с территории не вылазишь Мне охота, где молодые, как я сам, где все по-другому. по-новому. ГЭС отгрохают, она тыщу лет стоять будет…". Для Андрея переживания бабушки по поводу судьбы Матеры кажутся не существенными. Для Дарьи же важно сохранить память о родственниках, она единственная, кто может сделать это. Даже переселяясь из-за затопления Матеры, она хочет забрать могилы с собой. Дарья не готова мириться с тем, что все ее родственники останутся на этом острове, а она уедет, ничего не сделав. Павлу жалко родной остров Матера, но у него больше нет сил переживать. У него "вытравилась душа" от всех пережитых бед:" …Павел со стыдом вспоминал, как стоял он возле догорающей своей избы и все тянул из себя, искал какое-то сильное, надрывное чувство, — не пень ведь горит, родная изба — и ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил. Вот до чего вытравилась душа. ". У Павла нет конкретной цели в жизни, он не старается сделать карьеру или добиться чего то большего, “плывет по течению”, хочет спокойной и тихой жизни. Их цели расходятся, но если в цели Дарьи лежит нравственная основа, которая побуждает ее сохранить память о прошлых поколениях, то в цели Андрея этого нет, Павел же оказывается “между двумя берегами ”.

6. Проблема прочности родной связи.

В. Распутин в своем произведении ярко показывает отношения между поколениями. Дарья предстает перед нами, как человек, которой всеми силами пытается сохранить память о предках, защищая могилы на кладбище, прося Павла забрать их с собой в новый поселок. И если эту связь автор показывает как прочную и нерушимую, то связь Дарьи с ее внуком Андреем совсем иная. В эпоху технологического прогресса Андрей не хочет сидеть на месте, старается быть всегда в гуще событий. Печальная судьба Матеры не вызывает в нем ни капли жалости: “Зачем мне другое? Я хочу туда. Матеру, бабушка, все равно затопят – хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Электричество, бабушка, требуется, электричество”. Разговор Андрея с Павлом и Дарьей показывает нам, что молодое поколение, стремясь к чему-то новому, забывает о своей мало родине, не проникается переживаниями родных, забывает нравственные ценности. Родовая связь в семье Пинигинных ослабевает. Также в повести показана семья Зотовых. Сын Катерины – Петруха ленив, безответственен и эгоистичен. Его связь с матерью совершенно отсутствует, он не проявляет к ней заботы и уважения, и даже поджигает родной дом, оставляя Катерину без крыши над головой. Так автор показывает, что родовая связь не всегда может быть надежной и крепкой, в результате каких-либо внешних событий она может быть нарушена, тем самым В. Распутин наталкивает нас на такую мысль, как сохранение родовой связи, несмотря ни на что.

Центральное место занимает проблема малой Родины, отчего дома. Писатель показывает, как материнцы с уважением и любовью относятся к родной деревне. Для них эти места святые, ведь здесь они познали и настоящее горе, и настоящую радость. Но не всем дано понять ценность отчего края, поэтому находятся предатели, которые за деньги готовы жечь избы односельчан и даже свои. Так в произведении поступает Петруха. Разоблачая его мерзкие поступки, автор показывает читателю, как делать нельзя.

В повести изображены несколько семей, поэтому автор не мог оставить без внимания вечную проблему отцов и детей. Он показывает горе матерей, которые пережили смерть сыновей и дочек. Например, Настасья так и не смогла смириться с этой потерей – женщина сошла с ума. Интересно наблюдать за взаимоотношениями Катерины и Петрухи. Петруха – единственный сын женщины, которого она воспитывала сама. До 40 лет мужчина так и не научился любить и уважать мать. Катерине стыдно за его гнусные поступки, но она пытается оправдать свою кровинушку.

Немая Валька, дочь Симы, родила ребенка от какого-то мужика. Она без зазрения совести бросила Кольку на Симу, а сама пропала без следа. У главной героини повести Дарьи Пинигиной трое детей. Они давно живут отдельно от матери. Чаще всего у нее бывает Павел. Он помогает матери по хозяйству, поддерживает морально.

Проблема отцов и детей раскрывается и более широко. Автор показывает разницу в мировоззрении стариков и молодых. Это ярко проявляется в беседах Дарьи Пинигиной с внуком Андреем. Молодой человек не понимает, как всю жизнь можно просидеть на одном месте. Он уверен, что человек царь природы, что он способен покорить ее с помощью техники.

Раскрывается в произведении и проблема супружеской верности. Например, Катерина рожает Петруху от женатого мужика, тот даже не скрывает свою измену. Немая Валька поддерживает любовные связи с материнскими мужиками, невзирая на то, что у них есть супруги.

Проблема дружбы, взаимопомощи также занимает важное место. Например, в гостях у Дарьи Пинигиной постоянно собираются местные старухи, ведут душевные разговоры. Когда же у кого-то из них случается горе, другие, не задумываясь, спешат на помощь.

Не только морально-этические проблемы привлекают внимание. Нельзя не упомянуть об общественном вопросе бесправия людей. Материнцев ставят перед фактом: земли будут затоплены, поэтому переезд не обсуждается. Никто не спрашивает людей, хотят они этого или нет. Более того, новые дома строятся на скорую руку. Власть не интересует, удобно ли будет людям жить в них.

Читайте также: