Кладовая солнца сочинение план
Обновлено: 05.07.2024
Учебник – Литераура 6 класс Г.С. Меркин , с.156-186
1. Сказка - быль – это жанр литературы, в котором сочетается реальное и фантастическое
3. При написании сочинения следует обратить внимание на описание Блудова болота – глава VІІІ сказки-были
Выполни самостоятельно по образцу
Примерный план сочинения
I. Вступление. “Кладовая солнца” – сказка-быль.
II. Основная часть. Удивительная тайна Блудова болота.
1.“Великий храм природы”.
2.“Охотники за сладкой клюквой”.
3.Кладовые природы и человека.
III . Заключение. Смысл повествования о Блудовом болоте.
Работать над сочинением можно до 20.04.
Домашнее задание: дописать сочинение
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку 79
"Кладовой солнца" автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа - прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений - детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов "кладовая солнца" - вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём и, главное, с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия - сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему - вот настоящее, истинное богатство!
1. Блудово болото — это таинственное и опасное место в произведении М.М. Пришвина "Кладовая солнца". Тайна Блудова болота заключается в том, что на болоте есть Слепая елань — "гибельное место", в котором не сведущий, легкомысленный человек может погибнуть, что чуть не случилось с Митрашей из-за его беспечности. Так же на болоте есть "кладовые солнца", то есть залежи торфа, которые природа заготовила для человека. Но только знающему человеку она откроет двери своих "кладовых".
2. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями. (Перескажите историю детей (Насти и Митраши), отправившихся на Блудово болото)
3.В этом произведении природа олицетворяется: она может быть доброй к человеку, если он чтит её законы, а может погубить его, если он ими пренебрегает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).
Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Методическая разработка урока по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация к уроку литературы "Особенности жанра сказки - были в "Кладовой солнца" М. Пришвина"
Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца". На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Программа Г.С.Меркина
· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;
· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;
· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
І. Работа по подготовке к сочинению.
2. Вступительное слово учителя.
· Человек и природа в сказке-были.
· Кладовые нашей души.
· Тайна Блудова болота.
· Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
· Происшествие в Слепой елани.
· Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
· Великая сила дружбы и любви.
· История Травки и Антипыча.
· Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
· “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
· Дружба Насти и Митраши.
· Собака – друг человека.
· События на палестинке.
4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.
Тайна Блудова болота.
I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.
II.Удивительная тайна Блудова болота.
1.“Великий храм природы”.
2.“Охотники за сладкой клюквой”.
3.Кладовые природы и человека.
III. Смысл повествования о Блудовом болоте.
5. Работа в группах.
Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Кладовые нашей души.
I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
II. Кладовые души – истинное богатство человека.
1.Природные запасы – кладовая солнца.
2.Сокровища человеческой души:
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.
III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.
Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2.Ссора детей у Лежачего камня.
3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
4.Трудные испытания Золотой Курочки.
5. Великая сила любви.
III. Отношение автора к “умным детишкам”.
Сказки природы.
I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2. Большой черный пень – чудо-домик.
3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.
6. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
•Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)
•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
7. Коллективное толкование слов и выражений.
- Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
- К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
- Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы” - место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.
“Кладовые природы” - запасы торфа (других полезных ископаемых).
“Кладовые души” - навственные богатства человека.
- Подберите эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть….. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
- Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.
- Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?
8. Осмысление понятия “идея”.
Записи в ходе беседы:
а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести “Кладовая солнца”.
Самое трудное, - говорит автор, - победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.
М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.
10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.
•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.
•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.
ІI. Подведение итогов урока.
III. Домашнее задание.
Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)
"Кладовая солнца" - один из рассказов М. Пришвина для детей. В нем он описывает послевоенную жизнь двоих сироток, Насти и Митраши, и случай, который произошел с ними во время сбора клюквы.
План сочинения
Сочинение по данному произведению будет строиться по следующему плану:
- Введение;
- Описание главных героев;
- Как поход за клюквой изменил жизнь детей;
- Смысл названия рассказа;
- Заключение.
Сочинение по рассказу "Кладовая солнца"
Недавно мной было прочитано произведение М. Пришвина "Кладовая солнца". Он оставил после себя очень приятные впечатления, поэтому мне хотелось бы рассказать о нем подробнее.
Главные герои истории - Настя и Митраша. Они сироты, оставшиеся после войны совсем одни. Автор с любовью отзывается о детях, упоминает их ласковые прозвища: "Золотая Курочка" и "Мужичок в мешочке". Настя - добрая и хозяйственная девочка, она одна управляется с домом и скотиной, а еще следит за братом. Митраша же во всем помогает сестре. Несмотря на юный возраст, он уже умеет делать посуду из дерева и дарит ее соседям или изготавливает на продажу. Больше всего рассказчика радует то, с какой любовью дети относятся друг к другу.
Самое важное событие, описываемое в рассказе, - это поход брата и сестры на болото за клюквой. Из-за глупой размолвки дети расходятся по разным тропинкам, и в итоге Митраша чуть было не гибнет в Слепой елани. Автор показывает, что оба героя были неправы. Настя пожадничала, собирая клюкву и совсем забыв о брате, а "Мужичок в мешочке" самонадеянно направился по компасу, не слушая сестру, и утонул бы в болоте, если бы его не спасла собака Травка.
В произведениях Пришвина природа всегда описывается по-особому. И в случае с этим рассказом автор использует одну большую метафору. Он сравнивает болото с кладовой солнца, куда доброе светило прячет настоящее богатство - торф, который используется людьми как топливо. В произведении также много описаний местных пейзажей и животных, позволяющих представить описываемые события как наяву.
В заключении мне хотелось бы сказать, что рассказ "Кладовая солнца" очень интересный и поучительный. Он показывает читателю, что нужно беречь своих близких и никогда не жадничать.
І. Работа по подготовке к сочинению.
2. Вступительное слово учителя.
- Человек и природа в сказке-были.
- Кладовые нашей души.
- Тайна Блудова болота.
- Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
- Происшествие в Слепой елани.
- Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
- Сказка природы.
- Великая сила дружбы и любви.
- История Травки и Антипыча.
- Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
- “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
- Дружба Насти и Митраши.
- Собака – друг человека.
- События на палестинке.
4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.
Тайна Блудова болота.
I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.
II.Удивительная тайна Блудова болота.
1.“Великий храм природы”.
2.“Охотники за сладкой клюквой”.
3.Кладовые природы и человека.
III. Смысл повествования о Блудовом болоте.
5. Работа в группах.
Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Кладовые нашей души.
I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
II. Кладовые души – истинное богатство человека.
1.Природные запасы – кладовая солнца.
2.Сокровища человеческой души:
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.
III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.
Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2.Ссора детей у Лежачего камня.
3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
4.Трудные испытания Золотой Курочки.
5. Великая сила любви.
III. Отношение автора к “умным детишкам”.
I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2. Большой черный пень – чудо-домик.
3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.
6. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
•Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)
•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
7. Коллективное толкование слов и выражений.
- Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
- К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
- Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы” - место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.
“Кладовые природы” - запасы торфа (других полезных ископаемых).
“Кладовые души” - навственные богатства человека.
- Подберите эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть…. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
- Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.
- Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?
8. Осмысление понятия “идея”.
Записи в ходе беседы:
а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести “Кладовая солнца”.
Самое трудное, - говорит автор, - победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.
М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.
10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.
•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.
•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.
ІI. Подведение итогов урока.
III. Домашнее задание.
Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)
Читайте также: