Сочинение про село шыгырдан

Обновлено: 04.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Шыгырдан всему

почему полгода назад чувашский ОМОН осадил самое большое в Чувашии татарское село пишет автор стенгазеты Михаил Швеллер

Местное самоуправление, надежду на которое возлагает российское руководство внезапно реализовалось в Чувашии, а именно в самом большом ее татарском селе Шыгырдан.

Малая родина Стаса Садальского, почетного гражданина Чувашии, наверное, сплошь населена такими же пассионарными личностями, как и он сам. Ибо 20 июня там открыли самую большую, на 1300 молящихся, мечеть.

Это уже седьмая мечеть в этом дружном татарском селе с населением в 6 тыс. человек.

Мечети вместо катков

Кататься на коньках Путин считает, наверное, пока более полезным, чем молиться Аллаху. Но даже процесс совершения намаза неискушенному человеку может напомнить производственную гимнастику, выполняемую пять раз в день. Не говоря уже о том, что ислам своей идеологией отрубать укравшую руку гораздо более соответствует сложившийся в партии ситуации всеобщей коррупции. Но его опасно использовать для укрепления партийной дисциплины, ибо тысячи перевоспитанных, но уже одноруких партийцев, слишком страшное даже для России зрелище.

О, мама, Шыгырдан!

И вот однажды патруль ДПС останавливает на трассе куда-то едущую в ночи легковушку. Вместо рабского заискивания из нее недвусмысленно посылают гайцов. Начинается преследование, машинка останавливается около шыгырданского клуба и нарушители забегают в него. Милиционеры на плечах преследуемых врываются на дискотеку. И тут же вылетают обратно, получив по башке от трезвой мусульманской молодежи. Побитые менты на улице вызывают подкрепление. Подлетают еще два экипажа с пистолетами наголо. Их разоружают и ломают жавшие на курки пальцы дверцами служебных автомобилей.

Налицо возникший из ничего бунт.

На следующий день уже около ста омоновцев расположились на окраине села. Зреет какая-то внутричувашская чеченская кампания, тем более что все бабушки и дедушки взяли вилы наперевес и сообщили, что ни за что не отдадут детей.

Недавно снятый с Афганистана четырех звездочный генерал, наверное, рассказывал Обаме, про такой же бардак в Афганистане, только там за проезд берут уже тысячу долларов.

Человеческая природа самоорганизовываться против упырей везде одинакова, и только в Чебоксарах она дала сбой. Может, побольше построить мечетей, православные храмы с функцией объединения не справляются.

DELETED

В архивных документах об образовании села Шыгырдан встречаются различные данные, но близко к действительности подходит конец 14 – начало 15 веков.

По исследованиям местного краеведа, Салихова П.М, в 1708 году Петр 1 провел губернскую реформу и была образована Казанская губерния.

В 1770 году – Симбирское наместничество с 13 уездами. Территория села Шыгырдан вошла в Буинский уезд

Становление села было очень сложным процессом. После предоставления крестьянам ранее арендуемых земель от нашего села часть крестьян переселились, обосновав новые населенные пункты: деревни Кзыл-Камыш, Малый Шыгырдан, Вольный Стан, Мекерли.

После выдвижения легендарного летчика Валерия Чкалова депутатом в Верховный Совет РСФСР село Шыгырдан было переименовано в с. Чкаловское.

19 января 1994 года Указом Президиума Верховного Совета Чувашской Республики , по ходатайству Батыревского районного и Чкаловского сельского Советов народных депутатов восстановлено историческое название села Шыгырдан.

DELETED

По преданию, село Шыгырдан основано в 1395 году. Основателями были переселенцы из Шахри Булгар, Нижегородской области, деревни Камкина Сергачского района.

Становление села было очень сложным процессом. После предоставления крестьянам ранее арендуемых земель, часть их переселилась, образовав новые населенные пункты. Так появилась деревня Кызыл Камыш. Первым переселенцем оказался Пуня Загит. Он же стал первым председателем колхоза этой деревни. В 1928 году по реке Була переселился в Малый Шыгырдан Якушев Шеривжан Алимович. Новым населенным пунктом стали Вольный Стан, Меперли, а с улицы Убеево (ныне улица Интернациональная) жители чувашской диаспоры полностью переселились в разные населенные пункты, в основном в деревню Тигашево.

Через село протекает река Юхма. Она имеет три притока: Чишмеле (Родниковая), Майлы (Масляная) и Чаллык. На р. Юхма сооружена плотина, в ней много разных видов рыб: карп, карась, колька и другие.

На сегодняшний день наше село является одним из лучших благоустроенных населенных пунктов Республики с широкой сетью различной формы собственности сельскохозяйственного производства, с развитой сетью образовательно-воспитательных, культурно-просветительных, торгово-закусочных учреждений.

Население села - 5298 человек, дворов - 1507.

Наше село с каждым днем меняется, растет, омолаживается.

DELETED

DELETED

DELETED

Асия Абдулганиева

Мистер Беспредел

Асия Абдулганиева

DELETED

DELETED

да, интернеттан ул, Ришат дорес эйте. Просто уземде булган язмаларны, монда копир\овать итеп, вакыт уздырасым килми. Интернеттан, белеп эзлесен, куп эйбер табып була

Айнур Тенишев

DELETED

юк, юолгар тугел. Без татар миллэтенен мишэр шивэсе. Э болгар диген миллэт-халык гомумен булмаган. Ул ясалма уйлап чыгарылган халык. т.е. булгарлар искусственно созданный термин

DELETED

Минтаир Эсеинов

Какие же могут быть комментарии кроме радости и увдовлетворения.Аллага шокер :. туган авылымда шундый зур мэчет булганга.халкыбыз Ислам динен хуплап.саклап торганга.Ходаем бирсен иде халкыбызга унышлык.тынычлык

DELETED

Доброго дня Всем. Восстанавливаю родословную, говорят в Шыгырдане есть летописи или летописец правда ли это? Кто может помочь по таким вопросам?

Александр Стеклов

Истинную историю с. Шыгырдан направил в редакцию Батыревской районной газеты "Авангард" 16.05.2.19 г. Реакции никакой. Создалось такое впечатление как-будто отправил невидимую пылинку, а это касается истории самого крупного села Чувашии. Автор книги "Сказание о чувашах" Александр Стеклов.


Доказано, что люди, которые умеют делиться с окружающими, более счастливы. Помощь ближнему приносит им удовольствие, сравнимое с важным свершением. Щедрость оказывает воздействие на стрессоустойчивость и продлевает жизнь человека. Меньше проблем с психикой, и мозг не так изнашивается. Великодушные люди примерно на треть меньше подвержены риску преждевременной гибели. Возможно поэтому в Шыгырданах положительная демография и проживают более 200 долгожителей.

В крупном татарском селе Шыгырдан — Батыревского района Чувашии около 2 тысяч подсобных хозяйств и практически в каждом дворе занимаются животноводством. Местные жители рассказывают, что еще в 80 годы прошлого века мусульмане здесь начали выращивать скотину на продажу. Сейчас - это прибыльный бизнес.

"Это у нас конина. Лошадь. Мы забили сами. Я лично сам за этим процессом наблюдаю, смотрю чтобы все было по канонам ислама делалось", - говорит Айрат Пугачев.

Управляющий цехом Айрат Пугачев, который контролирует процесс, рассказывает, что только на этом предприятии в день забивают до 20 голов скота, часть мяса перерабатывают на местном комбинате, остальное оптом отправляют клиентам в крупные города Поволжья.

"С удовольствием люди сдают и мы выплачиваем, взвешиваем, вот у нас весы. Скотина забивается здесь по линии идет и перед заходом в холодильник, где охлаждается взвешиваем и фиксируем цену", - продолжает управляющий цеха.

Активные сельчане и местные предприниматели не только бизнес умеют строить, при их участии создаются благоприятные условия для повышения качества жизни сельчан в целом. Строиться социальная и религиозная инфраструктура. Шыгырдан стал исламским центром Чувашии. К примеру, эта - восьмая мечеть, при населении - 6000 человек.

Мансур хазрат Хайбуллов председатель Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики: "Здесь рядом новый микрорайон 162 двора. В основном здесь молодые. Несмотря на возраст они соблюдают каноны Ислама, посещают. И в моменте стройки, основные рабочие силы помогают молодые".

Во всех мечетях совершаются 5-ти кратные молитвы, организованы воскресные школы, где детей обучают основам Ислама. Традиционно проводят вечерние проповеди для населения. Даже социальные вопросы решает сход общины.

Мансур хазрат Хайбуллов председатель Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики: "Благотворительность не только в стадии стройки мечети. Также она в строительстве дорог. строительство моста, восстанавливают родники. У нас к этому много примеров, на территории села Шыгырдан и по всей республике - мы эту традицию расширяем и одобряется этот хороший пример".

Своими силами благоустроены местные кладбища. Оказывается помощь тем, кто потерял родных или оказался в трудной ситуации. При поддержке спонсоров проводятся летние курсы для детей, праздник "Шакыртлар байраме", спортивные и увеселительные мероприятия.

Совсем недавно на этом месте была заброшенная туберкулезная больница, рассказывает глава села Шыгырдан. Жители окрестных домов, совместно с администрацией убрали весь старый хлам, заменили пропитанный лекарствами грунт, посадили деревья и разбили здесь парк.

"Аллея семьи была открыта в прошлом году по инициативе Духовного управления мусульман Чувашской республики, молодожены после никаха теперь сажают здесь свои деревья, как символ крепких отношений, - говорит Минсур Валитов глава Шыгырданского сельского поселения, - предприимчивые жители поселения взялись и решили создать здесь парк дружбы народов, молодежный парк, чтобы наша молодежь никуда не выезжала и все время могли провести свой досуг здесь. Мы показали начатый объект свой и нам выделили средства - 2 млн с лишним, плюс с бюджета поселения выделили более 1 млн рублей - это предприниматели села тоже вложили как соучастие в этой программе".

Молодежный Парк дружбы народов - местная инициатива, которую затем поддержали по федеральной программе.

Сельской общиной в сотрудничестве со школами, детскими садами, библиотеками и домом культуры за приоритет выбран курс духовно-нравственного воспитания детей. Здоровый образ жизни и патриотизм. Помогают нуждающимся сиротам, ветеранам войны и одиноким престарелым.

Пазюков Азат председатель С/Х сбытового кооператива "Али": "В деревне есть нуждающиеся люди, у кого дом сгорел, у нас мечетей много, медресе. Мы со своей стороны стараемся помогать. Как можем. И люди сюда приезжают тоже помогаем. В таком вопросе в сторону не уходим".

Жемил Шамсутдинов совладелец халяльного торгового дома: "Решили мы в пятницу скидки делать, как садака, независимо от любой покупки у нас 3 % скидка. каждую пятницу. Социальный аспект он очень важен, потому, что все что дается нам, вся эта прибыль, все от Аллаха и это надо учесть обязательно".

Мансур хазрат Хайбуллов председатель Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики: "В основном доход населения, это откорм скота и вахтовые заработки, поэтому люди активные стараются. И то что имеют, от этого умеют выделять. Это наверное самое хорошее качество у наших сельчан наших мусульман".

Доказано, что люди, которые умеют делиться с окружающими, счастливее остальных. Помощь ближнему приносит удовольствие. Щедрость укрепляет стрессоустойчивость и продлевает жизнь человека. Возможно поэтому в Шыгырданах положительная демография и более 200 долгожителей.

Ильдар Аюпов, Эдгар Шагиахметов - канал Алиф Чувашия.

Полную версию репортажа о селе Шыгырдан смотрите в данном видео.

Для регистрации в онлайн-академии "Медина", о которой упоминалось в данном репортаже пройдите по ссылке здесь.

Шыгырдан как пример современной махалли

Большой ошибкой считать, что татары за советские годы полностью утратили традиционную систему махалли. Нет, это не так. Есть сегодня примеры, того как система мусульманское общины не только сохранилась, но и активно развивается. Самый яркий пример это система махалли, которая сохранилась в татарской мечети Шыгырдан, которая находится в Республике Чувашия.

Татары Шыгырдана и в советские годы крепко держались за ислам и старались сохранить свой автономный общинный уклад, а в постсоветское же время это село расцвело. Во многом стараниями настоящего лидера этого села, муфтия Чувашии, а теперь и Москвы, Албира Крганова, который смог довести систему махалли в этом селе практически до совершенства.

В Шыгырдане также располагается и центр Духовного управления мусульман Чувашии, которое и возглавляет Албир хазрат Крганов. По всей Чувашии более 50 мечетей и в каждой из них, в каждой татарской деревне этой Республики чувствуется работа муфтия Крганова, который распространяет опыт татар Шыгырдана по всем мечетям региона.

Особенно ценно в опыте Шыгырдане это то единство всех сфер общественной жизни, которое там есть. Сегодня татарам, которые живут как в городах, так и в деревнях надо брать в пример этот опыт.

Еще одна важная характеристика этого села – это постоянное развитие. Сегодня в селе 1 700 хозяйств, еще несколько сот домов строится. Большая часть населения села это молодые люди трудоспособного возраста, а рождаемость превышает смертность. В деревне 2 школы и 2 детских сада.

В селе большими темпами развивается частный бизнес. Многие семьи занимаются предпринимательством: кто-то сельским хозяйством и животноводством, а кто-то занимается промышленным делом. Особенно важно и то, что молодежь хочет жить в этом селе и после получения высшего образования часто возвращается в родной Шыгырдан.

Плоды этой системы мы видим сегодня и они не могут не поражать. Шыгырдан это активно развивающиеся село, где не только происходит экономический, но и духовный рост. Мечети не пустуют, дети учатся в медресе, каноны ислама играют значительную роль. Большое значение в успешности этого села сыграло идеологическое и каноническое единство. Шыгырданские мечети и члены их общин следуют традициям своих предков являясь ханафитами матуридитами, не создавая отдельных обособленных сообществ и сохраняя культуру своего народа. Это очень важно - когда отсутствуют конфликты на почве идеологических и религиозных разночтений. Сегодня всем татарам надо не просто изучать, но и активно перенимать и внедрять этот опыт.

Конечно, существует большая разница между ситуацией в 6-тысячном селе и, например, полуторамиллионной Казани и еще больше эта разница чувствуется в сравнении с пятнадцатимиллионной Москвой. Однако, это не может мешать выстраиванию канонического единства татарских мечетей и татарских общин. Как мы знаем, наши соотечественники даже в других государствах (Финляндии, Турции, Китае) смогли сохранить свою систему и религиозное единство. Так почему же мы не можем сделать это в своей стране? Конечно же, можем!

При каждой мечети можно также создавать свои Советы, которые будут решать вопросы развития своих общин, а также привлекать к жизни мечети большое количество населения тех городских районов, в которых они находятся. Такие Советы могут участвовать в решении социальных проблем, которые возникают в тех городских районах, где функционирует их община.

Соблюдение канонического и культурного единства также имеет стратегическое значение. Потому что, только оставаясь едиными на таком идеологическом уровне можно добиться единства и социального, мобилизации всех сил татарской нации для сохранения и развития мусульманской религии и татарской культуры.

Любой, кто посетит Шыгырдан может увидеть, как чтят и развивают традиции своих предков татары этого села. Поэтому никаких проблем в религиозной сфере нет. Особенно это единство чувствуется на контрасте с некоторыми татарскими селами, где единой общины создать не удалось и между мечетями начались конфликты на идеологической почве.

Сегодня в Шыгырдане очень часто проводятся конференции, посвященные роли системы махалли в возрождении традиционных ценностей. Албир Крганов и другие лидеры села понимают важность собственного опыта и стремятся поделиться им с другими татарскими общинами со всей страны.

Мне самому, конечно же, также приходилось бывать в Шыгырадане и, на мой взгляд, Шыгырдан это не деревня, а татарский городок. Побывав там я сразу заметил, что в Духовном управлении мусульман Чувашии к каждой работе относятся творчески, работают с душой без всякого официоза, что является гарантом успеха.

Например, хотя здание муфтията маленькое, но здесь проделывается огромная работа, которая заметна во всех направлениях. Республиканская олимпиада по основам ислама в Чувашии проводится на государственном уровне при содействии Духовного управления мусульман и Министерства образования ЧР. Здесь как нигде больше особое значение придается воскресным школам. Именно в этом небольшом муфтияте каждый месяц собираются преподаватели мактабов при мечетях, имамы разных мухтасибатов Республики. Одним словом плодотворно обмениваются опытом.

Сегодня Крганов стал также и муфтием Москвы. Он активно использует свои шыгырданский опыт в столице нашей Родине. И уже многого ему удалось достичь, что еще раз свидетельствует о том, что опыт 6-тысячного Шыгырдана можно и нужно использовать в крупных городах.

Читайте также: