Итоговое сочинение 5 направление презентация

Обновлено: 30.06.2024

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Утверждены направления итогового сочинения 2021/22

3. Преступление и наказание — вечная тема

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Итоговое сочинение по литературе в 2020-21 учебном году. Обзор направления № 5 "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения" содержит примерный список тем; цитатный материал; рекомендации ФИПИ; список рекомендуемой литературы; образец сочинения.

Итоговое сочинение по литературе в 2020-21учебном году

Обзор направления № 5

5 направлений итогового сочинения 2020-21 1. Забвению не подлежит 2. Я и другие 3. Время перемен 4. Разговор с собой 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

5 направлений итогового сочинения 2020-21

1. Забвению не подлежит 2. Я и другие 3. Время перемен 4. Разговор с собой 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Словарная работа

Словарная работа

Серия книг С. Майер

ТЕМА 1 . О чем мечтает мое поколение? ТЕМА 2. Что читает современное поколение? ТЕМА 3. Кто является героем для молодежи? ТЕМА 4. Может ли компьютер заменить книгу? ТЕМА 5. Что представляет собой портрет моего поколения? ТЕМА 6. Как формируются нравственные ориентиры современного человека? ТЕМА 7. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? ТЕМА 8. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? ТЕМА 9. Как влияет время на выбор профессии? ТЕМА 10. Может ли кино вытеснить литературу? ТЕМА 11. Актуальна ли классическая литература в наши дни? ТЕМА 12. Каков он: портрет современного человека?

  • То, что было хорошо для наших родителей, для нашего поколения уже недостаточно хорошо. (Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея")
  • Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. (Джордж Оруэлл)
  • Каждое поколение высмеивает старые моды и благоговейно следует новой. (Генри Дэвид Торо)
  • Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь. (Федор Михайлович Достоевский)
  • Молодость всегда имеет право надеяться на лучшее будущее. (Джеймс Фенимор Купер, "Зверобой")
  • Молодёжь смотрит на мир глазами своих кумиров. (Вильгельм Швебель)
  • Беда нынешней молодёжи в том, что они стараются объединиться на основе каких-то шумных действий, порой агрессивных. Это желание объединиться для того, чтобы не чувствовать себя одиноким — плохой симптом. Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой. Человек, скучающий от одиночества, находится в опасности с нравственной точки зрения. (Андрей Тарковский)

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Данная презентация содержит информацию, которая поможет подготовиться к Итоговому сочинению (изложению). Кроме тематических направлений, рекомендованных сайтом ФИПИ, в ней есть критерии, по которым будут оценивать работу учащегося. Надеюсь, материалы, собранные в презентацию, помогут и коллегам в подготовке к уроку.

2021-2022 Санкт-Петербург

2021-2022 Санкт-Петербург

Итоговое сочинение Презентация к уроку 5 направлений итогового сочинения (изложения) 2022 и критерии оценивания

Итоговое сочинение Презентация к уроку 5 направлений итогового сочинения (изложения) 2022 и критерии оценивания

1 декабря – Итоговое сочинение

Презентация к уроку 5 направлений итогового сочинения (изложения) 2022 и критерии оценивания

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022

Критерии оценивания ИС В 2019 году в целях подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11-х классах критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах максимально…

Критерии оценивания ИС В 2019 году в целях подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11-х классах критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах максимально…

Критерии оценивания ИС

В 2019 году в целях подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11-х классах критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах максимально приближены к критериям оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы среднего общего образования.
Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерии Критерии № 1 и № 2 являются основными

Критерии Критерии № 1 и № 2 являются основными

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения положительного балла за единое сочинение в 10-х классах необходимо получить не менее одного балла по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно 1 балл хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5). Выставление 0 баллов по одному из критериев № 1,2 или № 3 автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за работу в целом.

Критерии При выставлении оценки учитывается объем сочинения

Критерии При выставлении оценки учитывается объем сочинения

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается не соответствующей требованиям и оценивается неудовлетворительной оценкой. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится неудовлетворительная оценка.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). Работа по данному критерию оценивается 0 баллов только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. отсутствует коммуникативный замысел.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (произведение, названное в теме; стихи, на основе которых раскрывается тема сочинения; публицистические или критические статьи; материал культурологического характера, мемуары) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции через осмысление литературного материала или его анализ. 0 баллов ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного (или культурологического) материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, структурировать композицию (вступление, основная часть, заключение) сочинения в соответствии с функциональным значением каждой части работы (постановка проблемы или проблем, рассуждение, итоговые выводы). Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 0 баллов ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного или отсутствует доказательная часть тезисов, сформулированных в сочинении.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные синтаксические и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. 0 баллов ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающегося. 0 баллов ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Рекомендации по переводу баллов в оценки 13-15 9-12 3-8

Рекомендации по переводу баллов в оценки 13-15 9-12 3-8

Рекомендации по переводу баллов в оценки

Критерии и баллы 1. Соответствие теме

Критерии и баллы 1. Соответствие теме

Критерии и баллы

1. Соответствие теме

Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы). Тезисы убедительно обоснованы

Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы). Но не все тезисы убедительно обоснованы

Сочинение обучающегося не соответствует теме, или в сочинении не прослеживается коммуникативного замысла (отсутствует цель высказывания).

Аргументация. Привлечение литературного материала

Аргументация. Привлечение литературного материала

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо) и культурологический материал, предъявляя рассуждения по его поводу или анализируя его. Для аргументации предъявлены разного рода ссылки на текст: его пересказ, аналитический комментарий, анализ эпизода, цитирование, упоминание деталей и т.п. В сочинении по лирике рассматривается не менее трёх произведений. Фактические ошибки отсутствуют или имеется не более одной фактической неточности, связанной со знанием текста (со знанием культурологического материала) привлекаемого произведения.

Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо) и культурологический материал, предъявляя рассуждения или анализируя используемый материал. Для аргументации предъявлены разного рода ссылки на текст: его пересказ, аналитический комментарий, анализ эпизода, цитирование, упоминание деталей и т.п., но имеются фактические ошибки (не более одной) или фактические неточности (не более двух). В сочинении по лирике рассматривается не менее двух произведений

Аргументация. Привлечение литературного материала

Аргументация. Привлечение литературного материала

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо) или культурологический материал, предъявляя рассуждения по его поводу. Текст произведения привлекается только в качестве пересказа. И/или имеются фактические ошибки (не более двух) или фактические неточности (не более трех). В сочинении по лирике рассматривается только одно произведение.

Сочинение написано без привлечения литературного материала.

Композиция и логика рассуждения

Композиция и логика рассуждения

3. Композиция и логика рассуждения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается

В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.

Качество письменной речи Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов

Качество письменной речи Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов

4. Качество письменной речи

Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. Речевые ошибки отсутствуют, или имеется не более одной речевой ошибки, или не более двух речевых недочета.

Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов, но имеется одна-две речевые ошибки и/или не более двух речевых недочетов

Обучающийся точно выражает мысли, но лексика и синтаксис однообразны, не употребляет терминов, имеются речевые штампы. Имеются речевые ошибки (не более четырех) и/или речевые недочеты (не более пяти).

Обучающийся неточно выражает мысли, имеется большое количество речевых ошибок (более четырех) и/или речевых недочетов (более пяти).

Грамотность Имеется в сумме не более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической) на сто слов 3

Грамотность Имеется в сумме не более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической) на сто слов 3

Имеется в сумме не более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической) на сто слов

Имеется в сумме не более трёх ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.

Имеется в сумме не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.

Имеется в сумме более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Методика подготовки обучающихся к итоговому сочинению. Презентация на заданную тему содержит 44 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Методика подготовки обучающихся к итоговому сочинению к.ф.н., доцент кафедры филологии Т.Г. Крапотина, к.ф.н., доцент кафедры филологии Л.В. Стебенева

Наша задача – подготовить методический комплект для работы на уроке: овладеть алгоритмом работы над сочинением-рассуждением; отработать приёмы и методы работы над вступлением, основной частью и заключением; написать коллективное сочинение в формате итогового; освоить формы работы над замыслом сочинения.

I. соответствие требованиям критерия №1 Упражнения на понимание темы и на овладение алгоритмом написания сочинения-рассуждения

В школьной практике распространены следующие типы вступлений: 1) историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…); 2) аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или иным словом); 3) биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме); 4) сравнительное (проведение литературных параллелей); 5) обществоведческое (имеет культурологический и социологический характер вступления); 6) личностное.

приёмы вступлений 4. Цитата Использование цитаты – очень распространенный и выигрышный вариант вступления. Если вы не можете припомнить подходящую цитату, не стоит сильно расстраиваться, так как порой яркое высказывание из исходного текста может стать превосходным началом сочинения. 5. Вопросы-стимулы Прием, основанный на использовании ряда вопросов, открывающих сочинение. Одновременно они, как правило, являются формулировкой проблемы. Вопрос не должен быть один, иначе он как бы повисает в воздухе, не производит должного впечатления. Слишком же длинная череда вопросов тяжела для восприятия, так как может привести к потере концентрации внимания. Оптимальное количество вопросов-стимулов – три!

Схема анализа эпического произведения Выходные данные: Автор. Время написания [если знаете]: а) сведения о литературной ситуации (какие существовали в то время литературные направления и методы; к какому направлению принадлежал автор; какой творческий метод чаще использовал в своей творческой практике); б) история создания (кому посвящено, в какой цикл входит, как приняли произведение современники, место в творчестве). Жанровое своеобразие (фрагмент рассказа, очерка, эссе, критической статьи, повести, романа, эпопеи и т. д.) Тема и идея произведения. Смысл заглавия. Композиция (рассказ в рассказе, линейная, кольцевая, обрамляющая, зеркальная и др.). Линии развития сюжета (завязка, развитие действия, кульминация, развязка и др.), особенности конфликта. Характеристика героев (портретная, речевая). Значение внесюжетных элементов (пейзаж, портрет, интерьер, лирические отступления). Соотнесенность системы художественных образов с жизнью человека, его чувствами. Основные особенности языка, их значение: Аллюзии, реминисценции [если есть]. Тропы (аллегория, гипербола, гротеск, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет) [если есть]. Языковой поуровневый анализ: а) фонетика (аллитерация, ассонанс, другие виды звукописи) [если есть]; б) лексика (антонимы, архаизмы, вульгаризмы, диалектизмы, жаргонизмы, историзмы, неологизмы, повторы, просторечие, профессионализмы, синонимы, славянизмы, термины и т.д.); в) использование средств морфологии, синтаксиса, а также фигур речи (например, суффиксов субъективной оценки, вводных слов, однородных членов предложения, анафоры, инверсии, параллелизма, градации и т.д.). Авторская позиция, способы ее проявления. Личное восприятие фрагмента (оценка, истолкование).

Схема анализа драматического произведения Выходные данные: Автор. Время написания [если знаете]: а) сведения о литературной ситуации (какие существовали в то время литературные направления и методы; к какому направлению принадлежал автор; какой творческий метод чаще использовал в своей творческой практике); б) история создания (кому посвящено, в какой цикл входит, как приняли произведение современники, место в творчестве). Жанровое своеобразие (фрагмент комедии, трагедии, драмы и т.д.) Тема и идея произведения. Смысл заглавия. Композиция (линейная, кольцевая, обрамляющая, зеркальная и др.). Линии развития сюжета (завязка, развитие действия, кульминация, развязка и др.), особенности конфликта. Характеристика героев (портретная, речевая); деление их по группам [если возможно]. Значение ремарок [если есть]. Соотнесенность системы художественных образов с жизнью человека, его чувствами. Основные особенности языка, их значение: 1. Аллюзии, реминисценции [если есть]. 2. Тропы (аллегория, гипербола, гротеск, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет) [если есть]. 3. Языковой поуровневый анализ: а) фонетика (аллитерация, ассонанс, другие виды звукописи) [если есть]; б) лексика (антонимы, архаизмы, вульгаризмы, диалектизмы, жаргонизмы, историзмы, неологизмы, повторы, просторечие, профессионализмы, синонимы, славянизмы, термины и т.д.); в) использование средств морфологии, синтаксиса, а также фигур речи (например, суффиксов субъективной оценки, вводных слов, однородных членов предложения, анафоры, инверсии, параллелизма, градации и т.д.). Авторская позиция, способы ее проявления (характеристика действующих лиц, ремарки) [если есть]. Личное восприятие произведения (оценка, истолкование).

Основой рассуждения в сочинении может стать и анализ эпизода Выбор эпизодов для раскрытия конкретных тем сочинений обусловлен тематическими направлениями. Подумайте и ответьте на вопрос: какому тематическому направлению соответствует каждый эпизод? Из предложенных возможных тем по пяти направлениям выберите ту, которую можно раскрыть наиболее точно с помощью анализа данного эпизода.

Варианты вступления 2. В наше время кажется уже, что понятия " честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как, защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. "Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой романа "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую, положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе царит мир.

Читайте также: