Сочинение на тему купание медвежат

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста.

Связная речь: Учить пересказывать текс без помощи воспитателя. Упражнять в составлении простых предложений с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Словарь грамматика: Учить подбирать прилагательные и глаголы к заданным словам. Обогащать словарный запас слов: медвежья, бурый цвет, за шиворот, знойный, окунать, шлепок. Активизировать в речи детей слова: медведь, медведица, медвежья, бурый, за шиворот, знойный, окунать, шлепок.

Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием. Воспитывать любовь к животным.

Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети проходят, садятся на стулья в полукруг.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал Виталий Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться (охотник).

Вот я его и встретила по пути в детский сад, и он, узнав о нашем походе в лес, попросил передать письмо своим знакомым. А кому мы узнаем, отгадав загадку.

Косолапый и большой,

Спит в берлоги он зимой.

Летом по лесу гуляет,

В рот малину собирает.

Воспитатель: Догадались, что это за зверь?

Ответы детей: Медведь.

Нас позвали в мишки в гости (ладони на щеках, качаем головой)

Топ, топ (хлопки ладонями по воздуху)

Прыг, прыг (кулачки стучать по воздуху)

Видим дерево высокое (пальцы в разные стороны)

Видим озеро глубокое (волнообразные движения кистями рук)

Топ, топ (хлопки ладонями по воздуху)

Прыг, прыг (кулачки стучать по воздуху)

Воспитатель: Но письмо не одному медведю, а всей его семье. (показ картины с изображением семье медведей) Семья чья изображена? Какая семья, если она медведя? (медвежья) Значит, мы правильно пришли и письмо доставили по адресу.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?

Ответы детей: Потому что они ведают (знают, где есть мёд. (Мед – вед)

2. Чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю послушать рассказ писателя Виталий Бианки (портрет)

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием : день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

Бурый медведь.

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .

(погружать, опускать)

Воспитатель: А какая по характеру медведица (медведица заботливая, добрая, любящая).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? (медведица большая, огромная, здоровенная, большущая).).

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, о каком времени года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день? (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Какие остались медвежата после купания? (Медвежата остались довольны, веселые, чистые, радостные.)

Воспитатель: Я вижу, что вы устали, давайте немного отдохнем и поиграем.

Вышел из лесу медведь, (шагает в перевалку на месте)

Стал он в стороны смотреть. (повороты в сторону)

В право, в лево повернулся. (соответствующие движения)

Вверх взглянул и в низ присел, (посмотреть вверх, присесть)

Землянику увидал, быстро в рот его собрал. (собирает в рот).

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.

Виталий Бианки

Купание медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием : день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)

Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать вдвоем. Сначала надо рассказать о том, как кто шел берегом леса, затем как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.

А потом? (Как убежал медвежонок в лес)

А потом? (Как купали второго медвежонка.) .

И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)

Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? (вызывает 2 детей к мольберту, повторно рассказ по цепочке.)

3. Итог занятия :

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (бурая, за шиворот, окунала, знойный и т. д.) Какого цвета шкурам медведя? За что брала медведица медвежонка, когда купала? Что она делала с ним? Какой был день?

Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, сделали доброе дело, доставили письмо и за это медведи подарили нам игру. Давайте вернемся в группу и поиграем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по литературному чтению КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной ре- ки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он ис- пугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медве- дица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барах- тался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испу- гался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был зной- ный и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

2. Устно ответь на вопросы по тексту.

1) Как называется текст? О чём говорится в тек-

сте? Перескажи текст подробно.

2) Сколько в тексте частей? Озаглавь (устно) ка- ждую часть.

3) 0 чём говорится в первой части? Koro и где увидел знакомый охотник? Как он себя при этом повёл? Почему?

4) Внимательно перечитай вторую часть. Какой была медведица? А медвежата? Найди в книгах, в Интер- нете картинки, на которых изображена медведица с медвежатами. Сравни изображение медведей на кар- тинке с его описанием в тексте. На что ты обратил внимание? Почему медвежата не хотели купаться?

5) 0 чём говорится в третьей части? Почему в итоге медвежатам понравилось купаться?

3. Письменно выполни задания к тексту.

Подбери слова по смыслу:

Охотник шёл (как?) Медведица (какая?) Медвежонок (чТо Делал?)

РАСШИРЯЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

4. Продолжи синонимический ряд. К выделенным Подбери словам слова, подходящие по смыслу.

Большая, медведица вы- шла на берег лесной реки.

Медвежонок пищал, Оба медвежонка были рады,

5. Продолжи предложения:

Наш знакомый охотник. На берег реки. Медведица. Один медвежонок.

6. Напиши сочинение.

1) 0 каком животном (птице, насекомом) ты бу-

дешь писать: о повадках животного, о присмотре

зверей за своими детёнышами, о птичьих гнёздах

или др.). Озаглавь текст.

2) Напиши первую часть — введение. Из первой части должно быть понятно, что событие, которое ты описываешь, можно наблюдать в природе. Ты также можешь описать то, что видел сам, или то, о чём тебе рассказывали (2—3 предложения)

3) Подумай, сколько в твоём сочинении будет частей: две, три. Что ты опишешь во второй ча- сти (в третьей)? Запиши свои мысли по теме (3—4 предложения)

Использована развивающая технология.

Цели: Формирование умение воспроизводить текст в логической последовательности, точно употреблять слова у устной и письменной речи, избегать повторов одних и тех же слов; развивать речь и орфографическую зоркость у учащихся; обучать детей правильно озаглавливать части текста, анализировать текст; воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Ход урока

1. Организационный момент

Доброе утро, девочки и мальчики! Тихонечко садитесь!

Начинаем урок развития речи.

2. Вводная беседа

Учитель: Отгадайте загадку:

Кто в лесу огромней всех,

Кто богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью видит сны? Медведь

Что вы знаете о медведе?

Почему его так называли?

Живёт ли он в нашем крае?

Но:

Медведи распространены во всех частях света.

Всего на Земле обитает 8 видов медведей.

Медведь крупнейшее хищное животное.

Из него вы узнаете ещё некоторые интересные моменты о жизни этого удивительного зверя.

4. Знакомство с текстом. Учитель читает текст сам.

У каждого учащегося на парте – индивидуальные карточки с текстом.

Купание медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и залез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

5. Первичное восприятие.

О чём текст? ( о медведице и медвежатах)

Что хотел рассказать автор? (Как медведица заботится о своих медвежатах, чтобы они были чистыми и с хорошим настроением).

6. Чтение детьми про себя.

7. Беседа по содержанию

1. Где охотник встретил медвежье семейство?

2. Какой момент вам показался самым интересным?

3. Удалось ли медвежатам убежать от мамы?

4. Какое настроение у медвежат?

(Подтвердите свои высказывание предложениями из текста)

8. Коллективное составление плана

Сколько частей выделил автор? 4

Сейчас мы будем читать каждую часть отдельно, и озаглавливать её.

На экране появляется запись плана рассказа.

1. Встреча у лесной реки.

2. За шиворот и давай окунать.

3. Побег не удался.

4. Довольны купанием.

А сейчас всё внимание на следующий слайд.

9. Лексико – грамматическая и

словарно- орфографическая подготовка

Чтобы при написании изложения слово медведь не повторялось:

1. Подберите однокоренные слова к слову МЕДВЕДЬ.

( медведюшка, медведище, медвежата, медвежатина, медвежонок,

2. Подберите слова, которые употребляются в речи вместо слова медведь

( косолапый, топтыгин, зверь, лесной хозяин)

3. Подберите глаголы к существительному МЕДВЕДЬ

(рычал, лизал, рвал, сосал, плавал, ловил, драл, нырял, барахтался, спал, ревел)

Обратите внимание на написание следующих слов. Прочитайте их про себя внимательно!

Знакомый Осторожно За шиворот

Визжал Барахтался Хорошенько

Выполоскала Удирать Потом

(Непроверяемые безударные гласные)

В тексте встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать.

Ш . л Л . сной р. ки

Из чащ . Б . льшая

Одно . о Не выпускала

И . пугался Д . гнала

На земле В . зжал

Схв . тила Шл . пков

10.Физминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили –

Вот так

Головой своей крутили

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

Дружно дерево качали

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили –

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

11. Подготовка к записи текста

Прочитай 1 часть текста ещё раз внимательно. Перескажи прочитанное .

Как на письме определять границы предложений?

Прочитай 2 часть текста ещё раз внимательно. Перескажи прочитанное.

Прочитай 3 часть текста ещё раз внимательно. Перескажи прочитанное.

12. Написание текста.

Дети самостоятельно воспроизводят текс в тетрадях.

Слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку – помощницу.

1. Где шёл наш знакомый охотник?

Берегом, лесной, реки, треск сучьев

2. Кто вышел из чащи?

Большая медведица, бурая, весёлых

3. Как медведица купала одного медвежонка?

Осторожно, схватила, за шиворот, окунать

4. Как себя вёл первый медвежонок?

Визжал, барахтался, в воде, визжал, выполоскала

5. Удалось ли второму медвежонку убежать от мамы?

Испугался удирал, шлепков

6. Как чувствовали себя медвежата?

Снова, на земле, купанием

10. Самопроверка

Сейчас можете открыть текст и проверить написание орфограмм.

11. Итог урока

Чему мы учились на уроке? Дети: Составлять план текста, письменно пересказывать текст.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.

2.Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.

3.Формирование умения употреблять в тексте синонимы.

4.Воспитание стремления к познанию, интереса к окружающему миру, к природоведению, к литературе.

Оборудование: иллюстрации по теме, карточки с текстом, карточки с вопросами и опорными словами.

Ход урока

I.Организационный момент. Психологический настрой.

-Сегодня на уроке вы поднимитесь еще на одну ступень школьной лестницы знаний. Вы научитесь правильно строить предложения, устанавливать связь между предложениями и заголовком, передавать свои мысли на бумаге. Это поможет вам научиться чувствовать себя уверенно в будущем при написании сочинений и изложений.

а)Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (заяц)

Живет в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (еж)

в) Не птица, а с дерева на дерево летает. (белка)

г) Он крепко спит

Всю зиму напролет,

Но очень любит мед. (медведь)

-Что общего в отгадках?

-Каких еще диких животных знаете?

-Что вы знаете о медведе?

Всеядный зверь, длина тела 2,5м, масса 500-780кг, когда поднимется на дыбы – до 3метров. Подвижный и ловкий. В гору бежит быстрее, чем по ровному месту, т.к. задние лапы длиннее передних. По лесу ходит бесшумно, но ноги ставит внутрь, поэтому его зовут косолапый. Почему назвали медведь? Мед ведает. Знает где искать мед.

По образу жизни сумеречное животное, ест мед, ягоды, рыбу и др. Живет 30-35 лет. По силе тигр, медведь, лев приблизительно равны(в зависимости от того, на чьей территории находится, кто голодный, а кто сытый). Спит в берлоге очень долго. При этом сильно храпит. Если разбудить спящего медведя в берлоге, он становится очень злым и больше не ложится спать. Он бродит по лесу. Таких медведей называют шатун.

В феврале рождаются медвежата массой 500г, слепые. 3месяца самка кормит их молоком. Медведица очень заботливая мамаша. Она оставляет из первого потомства самого лучшего, послушного медвежонка, который потом помогает матери в воспитании медвежат. Этого медвежонка называют пестун. Медведица приносит потомство 1 раз в 2 года.

Медведь один из 5 умнейших животных: собака, слон, обезьяна, дельфин, медведь. Медведи различают цвета. Хотя медведь и миролюбивое животное, но встречи с ним бывают опасны. Бывают случаи нападения медведя на человека.

III.Знакомство с текстом. Нацеливание.

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица нагнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

IV.Анализ содержания.

-О чем говорится в рассказе?

-Кто вышел на берег реки из леса?

-Как медведица купала первого медвежонка?

-Почему побежал в лес другой медвежонок?

-Что сделала с ним его мать?

-Какие слова использовал автор, когда говорил о медведице? О медвежатах?

-Как бы вы озаглавили рассказ?

V.Составление рассказа по вопросам.

-Прочитайте вопросы и найдите на них ответы в тексте.

1)Кто вышел на берег реки из леса? с двумя

2)Как медведица купала первого медвежонка? схватила, одного, стала окунать его

3)Как вел себя медвежонок? визжал, барахтался

4)Что сделала мать? его

5)Почему побежал в лес другой медвежонок? испугался холодной воды

6)Что сделала с ним мать? догнала, надавала шлепков

7)Какие медведи ушли в чащу леса? довольные купанием

-Какие слова уже есть в вопросе?

-Какие надо добавить?

VI.Словарная работа: медведь, медведица, медвежонок

Физминутка (зрительная, двигательная)

VII.Пересказ текста по вопросам (текст закрыт).

VIII.Запись текста.

IX.Проверка.

X.Рефлексия

-Сегодня я узнал…

-У меня получилось …

Подготовила: Цыбина И.И.

Республика Башкортостан, г.Белебей, МАОУ СОШ №17

2 класс. Русский язык.

Тема: Изложение текста по вопросам с более свободной передачей текста.

1.Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.

2.Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.

3.Формирование умения употреблять в тексте синонимы.

4.Воспитание стремления к познанию, интереса к окружающему миру, к природоведению, к литературе.

Оборудование: иллюстрации по теме, карточки с текстом, карточки с вопросами и опорными словами.

I.Организационный момент. Психологический настрой.

-Сегодня на уроке вы поднимитесь еще на одну ступень школьной лестницы знаний. Вы научитесь правильно строить предложения, устанавливать связь между предложениями и заголовком, передавать свои мысли на бумаге. Это поможет вам научиться чувствовать себя уверенно в будущем при написании сочинений и изложений.

а)Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (заяц)

Живет в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (еж)

в) Не птица, а с дерева на дерево летает. (белка)

г) Он крепко спит

Всю зиму напролет,

Но очень любит мед. (медведь)

-Что общего в отгадках?

-Каких еще диких животных знаете?

-Что вы знаете о медведе?

Бурый медведь.

Всеядный зверь, длина тела 2,5м, масса 500-780кг, когда поднимется на дыбы – до 3метров. Подвижный и ловкий. В гору бежит быстрее, чем по ровному месту, т.к. задние лапы длиннее передних. По лесу ходит бесшумно, но ноги ставит внутрь, поэтому его зовут косолапый. Почему назвали медведь? Мед ведает. Знает где искать мед.

По образу жизни сумеречное животное, ест мед, ягоды, рыбу и др. Живет 30-35 лет. По силе тигр, медведь, лев приблизительно равны(в зависимости от того, на чьей территории находится, кто голодный, а кто сытый). Спит в берлоге очень долго. При этом сильно храпит. Если разбудить спящего медведя в берлоге, он становится очень злым и больше не ложится спать. Он бродит по лесу. Таких медведей называют шатун.

В феврале рождаются медвежата массой 500г, слепые. 3месяца самка кормит их молоком. Медведица очень заботливая мамаша. Она оставляет из первого потомства самого лучшего, послушного медвежонка, который потом помогает матери в воспитании медвежат. Этого медвежонка называют пестун. Медведица приносит потомство 1 раз в 2 года.

Медведь один из 5 умнейших животных: собака, слон, обезьяна, дельфин, медведь. Медведи различают цвета. Хотя медведь и миролюбивое животное, но встречи с ним бывают опасны. Бывают случаи нападения медведя на человека.

III.Знакомство с текстом. Нацеливание.

Купание медвежат.

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица нагнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

IV.Анализ содержания.

-О чем говорится в рассказе?

-Кто вышел на берег реки из леса?

-Как медведица купала первого медвежонка?

-Почему побежал в лес другой медвежонок?

-Что сделала с ним его мать?

-Какие слова использовал автор, когда говорил о медведице? О медвежатах?

-Как бы вы озаглавили рассказ?

V.Составление рассказа по вопросам.

-Прочитайте вопросы и найдите на них ответы в тексте.


1)Кто вышел на берег реки из леса? с двумя

2)Как медведица купала первого медвежонка? схватила, одного, стала окунать его

Читайте также: