Серега был настоящим художником нет рисовать он не умел сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Подготовка к ОГЕ, лингвистическое сочинение, как писать?

ВложениеРазмер
lingvisticheskaya_tema.docx 36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая тема. Учимся писать сочинение.

Сценарий урока по русскому языку для 9 класса

"Зачем нужна пунктуация?". 1 час.

(Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему).

Подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

  1. создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы;
  2. провести работу с понятиями лингвистическая тема, пунктуация, сочинение-рассуждение, научный стиль;
  3. создать условия для овладения учащимися способами и приёмами понимания текста, создания текста на лингвистическую тему;
  4. способствовать развитию грамотной монологической речи.

Раздаточный материал для каждого учащегося (смотри Приложения):

  1. Текст.
  2. Задание С2.
  3. Тест А1-А7.
  1. Тема, цель.
  2. Эпиграф.
  3. Закрытые ответы к тесту.
  4. Схемы предложений для анализа языка сочинения.
  1. Сочинение - рассуждение учащихся (смотри Приложения).

Препинания служат к изъяснению смысла в

письме и ко избежанию всякого противного

Н.Г.Курганов. "Письмовник, содержащий

в себе науку российского языка…"

Предполагаемые ответы учащихся

Работа с целью, темой урока, задачами.

1.Экзаменационная работа за курс 9 летнего образования состоит из 3 частей. И в третьей части предлагается написать сочинение на лингвистическую тему с использованием данного текста. Какую мы поставим цель на уроке?

2.Текст Е.Гришковца вы прочитали дома. Познакомимся с одним из возможных на экзамене заданий С2. Какова тема сочинения-рассуждения?

3. Что нам необходимо сделать, чтобы выполнить задание?

Научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

"Зачем нужна пунктуация?"

1.Уточнить значение необходимых терминов.

2.Ответить на вопрос "Зачем нужны знаки препинания?"

3.Определить тип и стиль будущего сочинения.

4.Подумать, как сформулировать вступление, тезис, как подобрать аргументы, оформить вывод.

5.Чтобы правильно подобрать аргументы из текста Е.Гришковца, надо проверить, правильно ли мы его поняли.

Знакомство с историей знаков препинания в русском языке

Послушаем краткую историю знаков препинания в русском языке, подготовленную учеником нашего класса.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма обозначал крест, точки иногда ставились между словосочетаниями.

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. И уже в "Российской грамматике" М.В.Ломоносова есть целый раздел, посвящённый "строчным знакам".

Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и "удивительном" знаках, о запятой, точке с запятой и "двух точках", о "вместительном" (скобках) и "единительном" (дефис) строчных знаках. В конце XVIIIв. в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. Известно, что тире ("черту") первым стал употреблять Н.М. Карамзин.

Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. А вот знаки препинания изобретают. Может быть, вXXIстолетии ещё что-нибудь появится?

Подведение результатов конкурса на лучший аргумент, доказывающий необходимость знаков препинания. (Конкурс был объявлен за неделю до урока).

2)О значении знаков препинания говорит самая лаконичная переписка в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как были отпечатаны "Отверженные", Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только "?", и получил ответ: "!". Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

3)В повести К.Паустовского "Золотая роза" рассказывается такая история.

Однажды в редакцию газеты принесли рассказ, интересный по теме, талантливый, но спутанный и раздёрганный. Корректор пообещал провести правку, не изменив ни слова.

После правки Паустовский пишет:

-Я прочёл рассказ и онемел. Это была прочная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным.

-Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?

-Да просто расставил правильно все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Анализ таблицы "Функции знаков препинания" (таблица прилагается).

1.Рассмотрите знаки препинания, расположенные в таблице по горизонтали и сделайте вывод, как их можно сгруппировать.

2.Рассмотрите функции знаков препинания, расположенные в таблице по горизонтали. Расскажите об одном из знаков препинания.

1 )Знаки конца предложения: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный.

2)Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

3)Выделительные знаки: две запятые, два тире и скобки, кавычки.

Самостоятельная работа с текстом Е.Гришковца, выполнение экзаменационного теста А1-А7 на проверку понимания содержания (Тест прилагается).

1.Выберите правильный ответ.

2.Проверьте его по данным на доске.

3.Рефлексия. Что вызвало затруднение? Как вы думаете, почему?

Работа над жанром и стилем сочинения

1.Какова композиция сочинения-рассуждения?

2.В каком стиле мы будем писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?

1)Характеризуется логичностью, точностью, ясностью изложения.

2)Употребление слов в прямом значении, использование общенаучной лексики, научной терминологии, частая повторяемость ключевых слов.

3)Использование сложных предложений, цитирования, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.

4)Основной тип речи - рассуждение, присутствует описание.

Работа над языком сочинения, орфографическим и пунктуационным оформлением.

1.Подберите глаголы и глагольные словосочетания, которые будут являться ключевыми при рассказе о функциях знаков препинания?

2.Какие синтаксические конструкции необходимы в сочинении на эту тему?

3.На доске имеются незаконченные предложения. Закончите их устно, выбирая необходимые цитаты из текста Е.Гришковца.

Выполняют; помогают, с их помощью мы; позволяют выразить, могут подчеркнуть; акцентируют внимание; обозначают; служат для; иллюстрируют, играют важную роль…

2)Прямая речь, цитирование

В тексте есть такой вопрос: "…?"

Автор сам же и отвечает: "…"

Следовательно, в данном случае вопрос является …

Запятая выполняет функцию …, например: "…"

Написание сочинения-рассуждения в группах, чтение, обсуждение

Каждый знак препинания выполняет свою функцию.

Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование , приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.

Запись домашнего задания

Напишите сочинение "Зачем нужны знаки препинания?" Приведите примеры в доказательство своих мыслей из текста Е.Гришковца

(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.

(3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил.

(12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.

(14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

(17)Когда мы пришли к нему, он сказал:

- (18)Мы назовём наш праздник "Бумажный Новый год". (19)Помогай!

(20)Сам же снял со стены большое зеркало.

- (21)Это будет наш стол, - заявил он.

(22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

(25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

(26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.

- (28)Вот это подарок! - радостно сказал Серёга. - (29)Зажжём свечи!

(30)Это был лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы обведите кружком.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: "Почему рассказчик называет Серёгу " настоящим художником ""?

  1. Серёга - мастер высокого класса, создающий материальные ценности.
  2. Серёга занимается созданием произведений изобразительного искусства, живописью.
  3. Не являясь профессиональным художником, Серёга умеет создать красоту в жизни и подарить её людям.
  4. Серёга профессионально занимается устройством и оформлением праздников.

Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, " лучший Новый год в моей жизни "?

  1. Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
  2. Этот Новый год был наполнен не внешними атрибутами праздника, а радостью душевного общения.
  3. Рассказчик впервые самостоятельно подготовил встречу Нового года.
  4. Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола.

В каком предложении текста автор перечисляет общепринятые атрибуты праздника?

Какое качество выделяет Серёгу среди других людей?

  1. Он умел быть неожиданным, преображая обыденность.
  2. Обладал редким писательским даром.
  3. Всегда дарил дорогие подарки друзьям и знакомым.
  4. Был щедрым хозяином и часто приглашал друзей в свой дом.

В каком предложении текста содержится аргумент , подтверждающий тезис рассказчика о том, что Серёга мог создать "особенную атмосферу… вечера с художником "?

О какой стороне натуры героя говорит информация, заключённая в предложениях 10-11?

  1. Главный герой любил цветы.
  2. Серёга самый обычный подарок мог преподнести как необычный.
  3. Серёга - человек расчётливый и экономный.
  4. Это говорит о недостатке вкуса героя.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой" ?

Такая форма имени говорит о…

  1. о тёплых, доверительных отношениях между друзьями.
  2. о пренебрежении рассказчика к герою.
  3. о значительной разнице в возрасте героя и рассказчика.
  4. о разнице в социальном положении героя и рассказчика.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

-На письме без знаков препинания обойтись невозможно,- утверждает Антон.

-Зачем нужны все эти абзацы, запятые, тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить! - возмущается Кирилл.

Помогите Антону доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Зачем нужна пунктуация?"

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст

Е. Гришковца и найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Функции знаков препинания.

Смена автора высказывания

Пояснение предыдущей части

Следование объектов и событий друг за другом

Зачем нужны знаки препинания?

В нашей письменной речи знаки препинания очень важны, они выполняют разнообразные функции. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.

Известен факт "бессловесной" переписки. Писатель Виктор Гюго послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: "!". Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалось удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и "читать", т.е. хорошо понимать знаки препинания.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знания пунктуационных правил не считались обязательными. Один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания "сущие знаки притыкания" и только затрудняют чтение. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьёзным искажениям. Например, один путешественник в момент опасности обещал Богу в случае спасения "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ, ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Когда опасность миновала, он распорядился: "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ, ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Еще А.С. Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Знаки препинания особенно важны в современной жизни. Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви.

Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ.

Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

написание сочинениея-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова

Система упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.


Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1

Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1.

Подготовка к написанию лингвистического сочинения

В данной статье подробно рассказывается об этапах подготовки к сочинению на лингвистичскую тему.

В демоверсии ОГЭ-2019 по русскому языку представлены три варианта сочинения-рассуждения: на лингвистическую тему, с опорой на исходный текст или же о значении понятия. Сочинение должно содержать не менее 70 слов и включать примеры-аргументы из основного текста ОГЭ. Один из авторов наших учебников по русскому языку, доктор филологических наук Лариса Беднарская, представляет алгоритм работы над сочинением ОГЭ с актуальными примерами.

Экзаменационное сочинение: универсальные действия

  • Разбираться в трех главных признаках текста: тема, тип, стиль.
  • Осознавать целостность темы.
  • Уметь расчленять тему на подтемы и устанавливать их иерархию.
  • Уметь расчленять текст на смысловые части, связанные логическими и смысловыми отношениями.
  • Владеть морфологическими и лексическими средствами воплощения текста.

Как алгоритм применяется в работе над сочинением-рассуждением по цитате:

  1. Читаем цитату. Формулируем ее смысл, выделяем ключевые слова. Цитата в рассуждении является тезисом, аргументы подбираются из текста.
  2. Читаем текст. Выделяем его смысловые части. Подбираем в смысловых частях элемент, иллюстрирующий первую часть цитаты.
  3. Подбираем в смысловых частях фрагмент, иллюстрирующий вторую часть цитаты.
  4. Делаем вывод. Он может состоять из одного предложения.

Учим рассуждать с 5 класса

5-6 классы

Знакомство со структурой рассуждения на простых примерах:

7-8 классы

Тренировка: пишем сочинения по требования КИМ (объем 70-130 слов, структура рассуждения).

Работая над сочинениями с понятиями, можно задавать как толкование слова (подвиг, самопожертвование, взаимовыручка, дружба, ответственность и т.д.), так и толкование фразеологизма или устойчивых словосочетаний (материнская любовь, любовь к ближнему, родительская любовь, внутренний мир человека и т.д.).

10-11 классы

Отработка навыка рассуждения.

Пример вопросов и заданий из учебника В.В. Бабайцевой.

 ОГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Справочник предназначен для подготовки учащихся 9 классов к основному государственному экзамену по русскому языку. Книга содержит теоретический материал по всему школьному курсу русского языка, рекомендации для написания сочинения, обобщающий текст с комментариями. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам для проведения ОГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

Пример: сочинение на лингвистическую тему

Я согласен со словами известного лингвиста Г. Степанова. Это действительно так: чем больше человек думает, тем больше слов ему нужно. Он не обходится просто бытовым словарем, ему нужно выразить самое сокровенное, о чем еще никто не сказал, выразить свои мысли точно, чтобы быть понятым собеседниками или читателями.

Вот и героиня текста Ю. Бондарева пытается выразить свое плохое настроение с помощью синонимов (№,№), которые выстраиваются в ряды однородных членов предложения (№,№).

Образованный, думающий человек мыслит четко и ясно, осознанно использует слова в предложениях разных видов. Особенно ярко это отражено в диалоге, который выражен прямой речью (№—№). Здесь мы видим и двусоставные полные (№), и неполные (№, №), односоставные безличные предложения (нет войны).

Хороший писатель чувствует язык, выбирает лучшее из его неисчерпаемой сокровищницы, помогает читателю понять то, что раньше было непонятно.

Пример: сочинение о значении понятия

Доброта — главное в жизни.

Я думаю, что самым главным, самым нужным качеством человека является доброта. В нашем трудном и сложном мире без нее не прожить. Существительное доброта образовалось от прилагательного добрый. В русской литературе часто задается вопрос: кто нужнее — добрый или умный? Пусть человек будет не самый умный, но он все равно полезен людям, потому что помогает в трудную минуту, думает не только о себе, но и о других.

Автор текста (. ) тоже думает так. Пример-иллюстрация.

Миром движет добро и доброта.

Сборник содержит задания, помогающие усвоить значение и форму синтаксических единиц: словосочетания, простого и сложного предложений, текста,–и на этой основе сформировать умения правильно строить устную и письменную речь.

Пример: сочинение с объяснением финала текста

Текст

Серега был настоящим художником. Нет, рисовать он не умел. Но, например, он умел быть желанным гостем. Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет. Или он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. Если он знал, что идет в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. А какие тогда можно было купить цветы? Только несколько астрочек или гвоздичек. И он обычно покупал три гвоздички. Но зато как он их преподносил. Если же у Сереги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.

Однажды Сереге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. Все выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей. Когда мы пришли к нему, он сказал:

Сам же снял со стены большое зеркало.

— Это будет наш стол, — заявил он.

Потом застелил всю комнату белыми скатертями. Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав по нему несколько яблок, мандарины, орехи. Расставил свечи, подготовил музыку. Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки. Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. Весь дом забегал, засуетился, занервничал, люди пытались наладить свет.

— Вот это подарок! — радостно сказал Серега. — Зажжем свечи!

Это был, конечно, лучший Новый год в моей жизни. Без телевизора, музыки, обжорства. Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет.

Для наглядности разберем текст

Сочинение

В последнем предложении текста чувствуется и радость от удавшегося праздника, и грусть автора оттого, что новогодняя ночь скоро пройдет и не повторится, наверное, никогда. Автор осознает, что она была единственной в жизни.

Я думаю, это счастье — встретить такого человека. Я пока таких людей не встречал ни в жизни, ни в книгах.

Серега обладает редким даром творить живую жизнь из простой и скучной обыденности.

Доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета, соавтор УМК по русскому языку под ред В.В.Бабайцевой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Форма урока : работа в группах.

Содержательная цель: обобщить и закрепить знания, понятия и действия, которые необходимы для комплексного анализа текста

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению затруднений при обобщении, структурировании и систематизации знаний в ходе комплексного анализа текста

Решаемые задачи учебной деятельности:

-овладевать грамотной устной и письменной речью, нормами литературного языка;

- анализировать текст для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запаса;

- уметь находить и анализировать различные языковые средства для дальнейшего их использования в собственных текстах.

Планируемые результаты:

- развитие научно-лингвистического мировоззрения для подготовки к итоговой аттестации и сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

- умение выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, составлять план текста, определяя основную и второстепенную информацию, понимать значение использованных автором языковых средств;

- формирование орфографической зоркости; грамотности.

Метапредметные:

- формируется умение понимать прочитанное, определять основную мысль текста и замысел автора;

- развитие устной речи; умений свободно пользоваться языком во всех сферах его применения;

Коммуникативные:

-учащиеся устанавливают рабочие отношения, способны слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в группе;

- составляют устные и письменные высказывания, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей.

Регулятивные:

-учащиеся осознают качество и уровень усвоения материала;

- самостоятельно оценивают достигнутый результат, выстраивают свои действия, вносят коррективы и дополнения.

- ориентируются в особенностях взаимоотношений и взаимодействий, в системе моральных норм и нравственных качеств;

- формирование осознанной языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности;

-воспитание любви к слову, интереса к творческому труду; формирование трепетного отношения к окружающим.

Используемые методы: поисковый, групповая работа, эвристическая беседа.

Основные понятия: синтаксический анализ, орфографический анализ, тип речи, стиль речи, лексические языковые средства, основная мысль, позиция автора, композиция.

Программное и техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.

Дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал: текст, карточки (задание №1), таблица для анализа текста (задание 2) .

Структура урока

I этап. Создание эмоционального фона урока

Как Вы отмечаете этот праздник? (Презентация – слайд 2) Хотели бы Вы узнать, как ещё можно встретить Новый год?

II этап. Постановка целей и задач.

Откуда мы узнаем различную информацию? Что такое текст? Для чего нужно уметь анализировать текст? Какие виды анализа мы знаем? Что предполагает каждый?

Сегодня мы прочитаем текст Евгения Валерьевича Гришковца – российского драматурга, театрального режиссёра, киноактёра, музыканта и писателя. ( Презентация – слайд 3, 4).

III этап. Работа в группах.

Чтение текста (дети читают первый раз про себя, затем учитель читает вслух).

1 группа: Синтаксический анализ. Карточка 1.

2 группа: Пунктуационный анализ. Карточка 2.

3 группа: Орфографический анализ. Карточка 3.

4 группа: Синтаксический анализ. Карточка 4.

5 группа: Лексический анализ. Карточка 5.

Проверка выполненных заданий.

Задание №2. Анализ текста в группах по предложенному плану. Работа с таблицей.

Каждому ученику выдается таблица с планом анализа. После прочтения заданий каждый отмечает в таблице значками уровень их сложности. (Графа 2: сложное задание – звёздочка, среднее – квадрат, легкое – треугольник). Таблицу необходимо заполнять по ходу обсуждения вопросов в группе.

Проверка выполненных заданий (отвечают по очереди, дополняют, уточняют).

1. Стиль речи? (художественный). Какова его цель?

2. Типы речи? (Ученики приводят примеры из текста: рассуждение, повествование, описание).

3. Тема текста? (Текст о человеке, который создавал вокруг себя особенную атмосферу, о необычном праздновании Нового года).

4. На сколько частей можно разделить текст? О чем говорится в каждой части? План текста. Ключевые слова. (Что они помогают нам понять?)

7. Найдите разговорное слово (обжорство - разг. Неумеренность, жадность в еде.) Назовите фразеологизм. (Пришло в голову). Для чего автор употребил эти языковые средства?

8. Какие синтаксические языковые средства есть в тексте? (Восклицательное предложение №11, с его помощью автор передаёт восхищение талантом Сереги. В предложениях 30 – 31 – парцелляция помогает подчеркнуть отрицательное отношение к обжорству ( атрибут новогоднего праздника).

IV этап. Рефлексия

V этап. Подведение итогов урока

Что мы узнали, прочитав и проанализировав текст Гришковца?

Домашнее задание на выбор:

2) Написать сочинение-рассуждение. Используя материалы, полученные при анализе текста, объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Раздаточный материал:

Карточка 1. Синтаксический анализ. Определите грамматические основы предложений:

(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел. (3)Но, например, он умел быть желанным гостем.

Карточка 2. Пунктуационный анализ. Объясните постановку знаков препинания в предложениях:

– (21)Это будет наш стол, – заявил он. (22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

Карточка 3. Найдите слова, иллюстрирующие орфограммы а) в приставке б) в корне в) в суффиксе г) в окончании. Объясните правописание.

( 13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником. (14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, живописать он не умел.

(3)Но, например, он умел быть вожделенным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась мысль, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Время от времени у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Либо он даровал владельцам какую-нибудь небывалую свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девицам либо там есть хозяйка дома, он не забывал покупать цветочки. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек либо гвоздичек. (10)И он обычно приобретал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил.

(12)Если же у Серёги совсем не было средств ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда творил особую атмосферу не просто ужина либо чаепития, а вечера с живописцем.

(14)Единожды Серёге пришло в голову отметить Новый год в собственной квартире. (15)Средств у нас было малюсенько, и мы покупали то, что смогли. (16)Всё избирал владелец, и мне оставалось только дивиться, для чего, к примеру, нужны два 10-ка белоснежных картонных скатертей.

(17)Когда мы пришли к нему, он сказал:

(18)Мы назовём наш праздничек Картонный Новый год. (19)Подсобляй!

(20)Сам же снял со стенки великое зеркало.

(21)Это будет наш стол, заявил он. (22)Позже застелил всю комнату белоснежными скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, прекрасно разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орешки. (24)Расставил свечки, подготовил музыку.

(25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

(26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, занервничал, люди пробовали наладить свет.

(28)Вот это подарок! отрадно сказал Серёга. (29)Зажжём свечки!

(30)Это был, окончательно, наихороший Новый год в моей жизни. (31)Без телека, музыки, обжорства. (32)Мы посиживали у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, собеседовали. (33)Свечки горели, и мы ощущали себя долею необычной, но красивой картины, спектакля и книги вкупе, которую Серёга никогда не напишет.

Читайте также: