Из пламя и света рожденное слово сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Тема: - Лирика М. Ю. Лермонтова "Из пламя и света рожденное слово"

Жизнь М. Ю. Лермонтова была "мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на

грозовом небе". Как мало жил, но как много успел! Сколько чудных творений оставил

великий поэт нам в наследие. Мы и сейчас восхищаемся его талантом, его "свободным

и смелым даром", его силой и энергией.

Лермонтов был молод, но глубоко понимал смысл жизни, смысл поэзии, горячо любил Родину и русский народ. Кажется: ну что мог он познать за свою короткую жизнь? Однако познал, и не мало. Уже юношеские его тетради полны размышлений о жизни, о смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом.


Редеют бледные туманы

Над бездной смерти роковой

И вновь стоят передо мной

Веков протекших "великаны".


Бог воистину дал этому человеку необыкновенный дар: Его душа уже выросла и окрепла, когда сам он был еще простым юнцом, казалось бы ничего не смыслящим в жизни.

Но Лермонтов уже понимал, что поэзия несет его высокое предназначение, ". глаголом жги сердца людей," - призывал Пушкин. И молодой поэт страстно следовал этому

призыву. Как и Пушкин, ,на столь сложном пути, он встречает непонимание толпы, равнодупше и холодность света. Но вера в поэзию не покидает Лермонтова. "Из пламя и света рожденное слово" вызывает в нем не только "волнение", но и порыв души "навстречу" этому слову. И для самого поэта творчество, несмотря на его могущественность, становится спасительным освобождением от страданий, - путем к гармонии и успокоению.

Поэтому лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпою, знает счастье:


И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи,

Завет предвечного храня

Мне тварь покорна там земная,

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.


Он, читающий "в очах людей. страницы злобы и порока", несмотря на жестокость и

несправедливость толпы, не теряет веру в гармонию как основу мира, он спасается от

отчаянья уединением, удовлетворившись общением с природой и разговором со звездами.

Лермонтов и сам не раз чувствовал себя "умирающим гладиатором", забавляющим равнодушную толпу. "Как часто пестрою толпою окружен", хотел бы он уйти от этой суеты и мишуры света. Но презрение к обществу и одиночество немилы поэту. Он не хочет разрывать всех связей с людьми, ибо понимает, что его долг, долг поэта, - донести

своим творчеством истину до этих "бестрепетных", "бездушных" масок, заменить их

окаменелые сердца на "угль, пылающий огнем".


Но скоро сей порыв чудесный

Слабел в груди его младой,

И утомленный и немой,

Он забывал огонь небесный.


Но каждый раз, встречая стену непонимания, пыл молодого поэта угасал. Теперь какое-то

серое равнодушие заполнило его душу:


Уж не жажду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Желанья! . что пользы напрасно и вечно желать?

Любить. но кого же?

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа.

И радость, и муки, и все там ничтожно.

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка.


Вот такое страшное разочарование постигло поэта: нет смысла жить, нет смысла творить.


Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но Лермонтов не остается таким пассивным надолго. Его душа возмущена тем, что поэт

утратил свое предназначение. Поэзия не имеет права прекращаться, она должна

существовать. И я считаю, что вопрос, который Лермонтов с отчаяньем задает в последней строфе стихотворения "Поэт" (1838 г), по сути является риторическим, не


Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк.

. Из золотых ножен вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?


Эти слова, пронизанные отчаяньем и горестью за русского поэта, как бы переливаются в


Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполни волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.


Лермонтов понимал значение поэзии, понимал насколько оно велико и потому его душа страстно летит навстречу "из пламя и света рожденному слову". Он не уходит в пустыню, он борется, ищет этой борьбы:

- Так жизнь скучна, когда боренья нет! - восклицает он, -Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал, как тень великого героя, и понять, я не могу, что значит отдыхать. . И все боюсь, что не успею совершить чего-то!


Но он успел! Его поэзия внесла огромный вклад в русскую литературу. Через всю жизнь проносим мы в душе его образ – Образ человека грустного, строгого, нежного, властного,

вильного, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого и задумчивого,

наделенного могучими страстями и проницательным умом. Поэта гениального и

Из пламя и света рожденное слово

Мы изучаем - Из пламя и света рожденное слово. Подсказки школьнику

Опыт современной интерпретации лирики М. Ю. Лермонтова

Из великих русских поэтов XIX века Лермонтов до сих пор остается наиболее загадочным, темным, спорным. И сегодня сохраняют свою актуальность слова, сказанные одним из исследователей в начале прошлого века: Лермонтов все еще спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества (Я не унижусь пред тобою…) и другие;

сушковский около десяти стихотворений, созданных в основном в 1830 году и посвященных Екатерине Александровне Сушковой (1812-1868): К Сушковой, Нищий, Стансы, Ночь и другие;

стихотворения, посвященные Варваре Александровне Лопухиной (1815-1851), младшей сестре друга поэта Алексея Лопухина (понятие лопухинский цикл в лермонтоведении не привилось): К (Мы случайно сведены судьбою…), Она не гордой красотою…, Молитва (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…), Расстались мы, но твой портрет… и другие;

стихотворения, по предположению Э. Найдича, обращенные к Прасковье Арсеньевне Бартеневой (1811-1872), певице, с 1835 года камер-фрейлине и придворной солистке: Она поет и звуки тают…, Как небеса твой взор блистает…, Слышу ли голос твой….

Многие стихи первых двух циклов можно отнести к демонической линии в лирике Лермонтова. В них поэт выступает певцом мести.

Мщение за отвергнутую или обманутую любовь автор рисует как неодолимую и равную самой любви страсть, как силу, которой герой не может противостоять; мщение оказывается в ряду таких высоких ценностей, как свобода и любовь, и часто определяет поступки героя.

Иными чувствами высокими, светлыми, глубоко человечными проникнуты стихотворения третьего цикла, в которых одухотворенная, нежная и дружеская любовь не омрачена низкими чувствами, а в Молитве (1837), проникнутой интонацией просветленного и бескорыстного чувства, выражена мольба не о себе о счастье любимой. Ангельская любовь любовь как преклонение, восхищение, обожествление отражена в стихах четвертого цикла.

В отличие от ранней лирики, в зрелом творчестве Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадежная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало (Ребенку, Валерик, На севере диком стоит одиноко…, Утес, Нет, не тебя так пылко я люблю…).

В теме Родины, проходящей через все творчество Лермонтова, можно выделить несколько граней: романтический образ родины Детства, Как утраченного рая, как земли, давшей жизнь (1830 год. Июня 15-го; Я видел тень блаженства…, 1831; Как часто пестрою толпою окружен…, 1840); образ России Исторической (Новгород, 1830; Поле Бородина, 1830; Два великана, 1832; Бородино, 1837); образ современного Государства, самодержавно-крепостнической империи (Жалобы турка, 1829; Прощай, немытая Россия…, 1841); поэтический образ Страны, русской природы и народной жизни (Родина, 1841).

Ключевой и самой сложной в лирике Лермонтова является тема Поэта и поэзии тема, требующая отдельного исследования.


Задание 3 № 2174

3.2. Каков лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Есть речи — значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Как полны их звуки

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

М. Ю. Лермонтов


Задание 4 № 2209

Как полны их звуки

В них слезы разлуки, В них трепет свиданья.

Стихотворение Фета проникнуто той же мыслью: поэту дано

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Как полны их звуки

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы

1. Соответствие ответа заданию

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2

И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствуют логические, речевые ошибки2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Из пламя и света рожденное слово… Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841) Ты н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Из пламя и света рожденное слово… Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841) Ты н.

Из пламя и света рожденное слово… Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841) Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил! И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах! Брюсов В 6–7 мая 1900 Из пламя и света рожденное слово…

Творчество Лермонтова выразило переходный момент в развитии русского общества.

Творчество Лермонтова выразило переходный момент в развитии русского общества от периода дворянской революционности к периоду разночинно-демократическому. Пушкин и Лермонтов — представители того направления литературы, в котором выразилось размышление, сомнение, отрицание. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова,— 14 декабря 1825 года. Пушкин начинал свой творческий путь на волне общественно-политического подъема, когда создавались тайные революционные общества, надежды которых разделял и он; Лермонтов вошел в литературу, когда эти надежды были разрушены.

Отсюда: а) различное общее настроение поэзии (оптимизм поэзии Пушкина, безотр.

б) как писатель-реалист Лермонтов выразил то же решительное неприятие совреме.

Тема одиночества Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном чере.

Тема судьбы поколения «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных во.

Тема любви в лирике Лермонтова . Во-первых, герой пребывает не только в любов.

Тема любви в лирике Лермонтова . Во-первых, герой пребывает не только в любовных переживаниях, но и в философских рассуждениях, задумываясь над чувствами вообще. Во-вторых, героини стихотворений характеризуются по-разному, то есть они не абстрактные образы,а имеют индивидуальные черты. В-третьих, поэты-предшественники (исключением был лишь А. С. Пушкин) сосредотачивались внутри одной темы — любовной. Лермонтов же обогащает её, расширяет повествование внешними обстоятельствами, а роль лирического героя больше не сводится к роли носителя любовных чувств. Отражение темы любви в творчестве Лермонтова во многом обусловлено автобиографизмом и стремлением к циклизации. Тема любви сопряжена с темой разлуки. Возлюбленная понимается поэтом как центр жизни, а если любви нет, либо же она не взаимна, то и смысла жизни нет. Лермонтова можно назвать новатором любовной лирики по нескольким причинам.

Тема поэта и поэзии Тема традиционна, возникает как продолжение пушкинской тр.

Дайте цитатную характеристику лирическому герою Лермонтова. характеристика ци.

Дайте цитатную характеристику лирическому герою Лермонтова. характеристика цитата-подтверждение Романтичен Его идеал - свобода Противостоит толпе Разочарованв жизни Чуток к природе Враждебен к власти Мятежен, демоничен Стремится к Богу, к небу

Сочинение-рассуждение по лирике М. Ю. Лермонтова Рассмотрим план сочинения-р.


Краткое описание документа:

Презентация построена как обзор лирики Лермонтова как поэта безвременья 30-х годов XIX века.

Необходимые стихотворения распределены по темам.

Упор сделан на особенностях лирики этого замечательного поэта.

Вопросы к стихотворениям составлены так, чтобы ученики по ним могли данные стихотворения проанализировать.

Предложен план сочинения-рассуждения по лирике Лермонтова – сравнительный анализ двух стихотворений одного автора.

Читайте также: