Из пламя и света рожденное слово сочинение
Обновлено: 30.06.2024
Тема: - Лирика М. Ю. Лермонтова "Из пламя и света рожденное слово"
Жизнь М. Ю. Лермонтова была "мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на
грозовом небе". Как мало жил, но как много успел! Сколько чудных творений оставил
великий поэт нам в наследие. Мы и сейчас восхищаемся его талантом, его "свободным
и смелым даром", его силой и энергией.
Лермонтов был молод, но глубоко понимал смысл жизни, смысл поэзии, горячо любил Родину и русский народ. Кажется: ну что мог он познать за свою короткую жизнь? Однако познал, и не мало. Уже юношеские его тетради полны размышлений о жизни, о смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом.
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой
И вновь стоят передо мной
Веков протекших "великаны".
Бог воистину дал этому человеку необыкновенный дар: Его душа уже выросла и окрепла, когда сам он был еще простым юнцом, казалось бы ничего не смыслящим в жизни.
Но Лермонтов уже понимал, что поэзия несет его высокое предназначение, ". глаголом жги сердца людей," - призывал Пушкин. И молодой поэт страстно следовал этому
призыву. Как и Пушкин, ,на столь сложном пути, он встречает непонимание толпы, равнодупше и холодность света. Но вера в поэзию не покидает Лермонтова. "Из пламя и света рожденное слово" вызывает в нем не только "волнение", но и порыв души "навстречу" этому слову. И для самого поэта творчество, несмотря на его могущественность, становится спасительным освобождением от страданий, - путем к гармонии и успокоению.
Поэтому лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпою, знает счастье:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи,
Завет предвечного храня
Мне тварь покорна там земная,
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Он, читающий "в очах людей. страницы злобы и порока", несмотря на жестокость и
несправедливость толпы, не теряет веру в гармонию как основу мира, он спасается от
отчаянья уединением, удовлетворившись общением с природой и разговором со звездами.
Лермонтов и сам не раз чувствовал себя "умирающим гладиатором", забавляющим равнодушную толпу. "Как часто пестрою толпою окружен", хотел бы он уйти от этой суеты и мишуры света. Но презрение к обществу и одиночество немилы поэту. Он не хочет разрывать всех связей с людьми, ибо понимает, что его долг, долг поэта, - донести
своим творчеством истину до этих "бестрепетных", "бездушных" масок, заменить их
окаменелые сердца на "угль, пылающий огнем".
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой,
Он забывал огонь небесный.
Но каждый раз, встречая стену непонимания, пыл молодого поэта угасал. Теперь какое-то
серое равнодушие заполнило его душу:
Уж не жажду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Желанья! . что пользы напрасно и вечно желать?
Любить. но кого же?
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа.
И радость, и муки, и все там ничтожно.
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка.
Вот такое страшное разочарование постигло поэта: нет смысла жить, нет смысла творить.
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но Лермонтов не остается таким пассивным надолго. Его душа возмущена тем, что поэт
утратил свое предназначение. Поэзия не имеет права прекращаться, она должна
существовать. И я считаю, что вопрос, который Лермонтов с отчаяньем задает в последней строфе стихотворения "Поэт" (1838 г), по сути является риторическим, не
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк.
. Из золотых ножен вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
Эти слова, пронизанные отчаяньем и горестью за русского поэта, как бы переливаются в
Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
Исполни волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтов понимал значение поэзии, понимал насколько оно велико и потому его душа страстно летит навстречу "из пламя и света рожденному слову". Он не уходит в пустыню, он борется, ищет этой борьбы:
- Так жизнь скучна, когда боренья нет! - восклицает он, -Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал, как тень великого героя, и понять, я не могу, что значит отдыхать. . И все боюсь, что не успею совершить чего-то!
Но он успел! Его поэзия внесла огромный вклад в русскую литературу. Через всю жизнь проносим мы в душе его образ – Образ человека грустного, строгого, нежного, властного,
вильного, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого и задумчивого,
наделенного могучими страстями и проницательным умом. Поэта гениального и
Мы изучаем - Из пламя и света рожденное слово. Подсказки школьнику
Опыт современной интерпретации лирики М. Ю. Лермонтова
Из великих русских поэтов XIX века Лермонтов до сих пор остается наиболее загадочным, темным, спорным. И сегодня сохраняют свою актуальность слова, сказанные одним из исследователей в начале прошлого века: Лермонтов все еще спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества (Я не унижусь пред тобою…) и другие;
сушковский около десяти стихотворений, созданных в основном в 1830 году и посвященных Екатерине Александровне Сушковой (1812-1868): К Сушковой, Нищий, Стансы, Ночь и другие;
стихотворения, посвященные Варваре Александровне Лопухиной (1815-1851), младшей сестре друга поэта Алексея Лопухина (понятие лопухинский цикл в лермонтоведении не привилось): К (Мы случайно сведены судьбою…), Она не гордой красотою…, Молитва (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…), Расстались мы, но твой портрет… и другие;
стихотворения, по предположению Э. Найдича, обращенные к Прасковье Арсеньевне Бартеневой (1811-1872), певице, с 1835 года камер-фрейлине и придворной солистке: Она поет и звуки тают…, Как небеса твой взор блистает…, Слышу ли голос твой….
Многие стихи первых двух циклов можно отнести к демонической линии в лирике Лермонтова. В них поэт выступает певцом мести.
Мщение за отвергнутую или обманутую любовь автор рисует как неодолимую и равную самой любви страсть, как силу, которой герой не может противостоять; мщение оказывается в ряду таких высоких ценностей, как свобода и любовь, и часто определяет поступки героя.
Иными чувствами высокими, светлыми, глубоко человечными проникнуты стихотворения третьего цикла, в которых одухотворенная, нежная и дружеская любовь не омрачена низкими чувствами, а в Молитве (1837), проникнутой интонацией просветленного и бескорыстного чувства, выражена мольба не о себе о счастье любимой. Ангельская любовь любовь как преклонение, восхищение, обожествление отражена в стихах четвертого цикла.
В отличие от ранней лирики, в зрелом творчестве Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадежная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало (Ребенку, Валерик, На севере диком стоит одиноко…, Утес, Нет, не тебя так пылко я люблю…).
В теме Родины, проходящей через все творчество Лермонтова, можно выделить несколько граней: романтический образ родины Детства, Как утраченного рая, как земли, давшей жизнь (1830 год. Июня 15-го; Я видел тень блаженства…, 1831; Как часто пестрою толпою окружен…, 1840); образ России Исторической (Новгород, 1830; Поле Бородина, 1830; Два великана, 1832; Бородино, 1837); образ современного Государства, самодержавно-крепостнической империи (Жалобы турка, 1829; Прощай, немытая Россия…, 1841); поэтический образ Страны, русской природы и народной жизни (Родина, 1841).
Ключевой и самой сложной в лирике Лермонтова является тема Поэта и поэзии тема, требующая отдельного исследования.
Задание 3 № 2174
3.2. Каков лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Как полны их звуки
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
М. Ю. Лермонтов
Задание 4 № 2209
Как полны их звуки
В них слезы разлуки, В них трепет свиданья.
Стихотворение Фета проникнуто той же мыслью: поэту дано
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Как полны их звуки
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Из пламя и света рожденное слово… Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841) Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил! И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах! Брюсов В 6–7 мая 1900 Из пламя и света рожденное слово…
Творчество Лермонтова выразило переходный момент в развитии русского общества от периода дворянской революционности к периоду разночинно-демократическому. Пушкин и Лермонтов — представители того направления литературы, в котором выразилось размышление, сомнение, отрицание. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова,— 14 декабря 1825 года. Пушкин начинал свой творческий путь на волне общественно-политического подъема, когда создавались тайные революционные общества, надежды которых разделял и он; Лермонтов вошел в литературу, когда эти надежды были разрушены.
Тема любви в лирике Лермонтова . Во-первых, герой пребывает не только в любовных переживаниях, но и в философских рассуждениях, задумываясь над чувствами вообще. Во-вторых, героини стихотворений характеризуются по-разному, то есть они не абстрактные образы,а имеют индивидуальные черты. В-третьих, поэты-предшественники (исключением был лишь А. С. Пушкин) сосредотачивались внутри одной темы — любовной. Лермонтов же обогащает её, расширяет повествование внешними обстоятельствами, а роль лирического героя больше не сводится к роли носителя любовных чувств. Отражение темы любви в творчестве Лермонтова во многом обусловлено автобиографизмом и стремлением к циклизации. Тема любви сопряжена с темой разлуки. Возлюбленная понимается поэтом как центр жизни, а если любви нет, либо же она не взаимна, то и смысла жизни нет. Лермонтова можно назвать новатором любовной лирики по нескольким причинам.
Дайте цитатную характеристику лирическому герою Лермонтова. характеристика цитата-подтверждение Романтичен Его идеал - свобода Противостоит толпе Разочарованв жизни Чуток к природе Враждебен к власти Мятежен, демоничен Стремится к Богу, к небу
Краткое описание документа:
Презентация построена как обзор лирики Лермонтова как поэта безвременья 30-х годов XIX века.
Необходимые стихотворения распределены по темам.
Упор сделан на особенностях лирики этого замечательного поэта.
Вопросы к стихотворениям составлены так, чтобы ученики по ним могли данные стихотворения проанализировать.
Предложен план сочинения-рассуждения по лирике Лермонтова – сравнительный анализ двух стихотворений одного автора.
Читайте также: