Что толкает раскольникова на убийство старухи процентщицы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.


Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть "материал" для великих

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

Неприязнь к старухе-процентщице

  • злая, жестокая и жадная женщина
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю
  • Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время ("завтра в 7 часов вечера"). угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть "зацикленности" на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.



Раскольников после преступления

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является "Наполеоном" и не способен ценой преступления строить "светлое будущее". Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

Главным героем данного произведения является Родион Раскольников, человек принадлежащий к низшему, бедному сословию. Он красив, умён, добр, но из-за нехватки средств Родиону пришлось покинуть университет и кое- как сводить концы с концами. Он зарабатывал на жизнь репетиторством, но вскоре он прекратил эту деятельность и единственным источником существования были деньги, которые присылала из дома мать. У Родиона нет ни знакомых, ни друзей, которые помогли бы ему в трудную минуту. И это состояние души довело главного героя до сумасшествия.

Жертвой ответа на вопрос становиться вредная старуха-процентщица, которая не давала жизнь никому, особенно своей сестре Елизавете, которую Раскольников по случайности убивает в тот злополучный день. Родион был уверен, что убив старуху он освободит мир от плохого человека, что те деньги, которые он возьмёт у неё пойдут на доброе дело. Но убив отнимает, что убил самого себя. Что переступил через все законы. Но всё же этот поступок не отнял у Родиона природную отзывчивость, доброту и совершенно никак не ожесточило. Скорее наоборот, молодой человек понял, что сбился с пути истинного, совершив страшный грех по своей глупости.

Отвечая на вопрос поставленный в самом начале можно сказать, что старуха умерла из-за глупой идеи бедного мальчика, который считал что сможет изменить мир к лучшему. Автор любит главного героя, но в тоже время осуждает за поступок. И всё же в конце романа главный герой встаёт на путь истинный.

Сочинение 2

Раскольников жил в Питере и был достаточно беден для студента, поэтому вынужден снимать убогую комнатку и брать для этого деньги у старой процентщицы. Алена Ивановна, следовало б заметить, была мало того, что женщиной не самой приятной наружности, но при этом жадной скрягой. Она не за что не желала ждать и постоянно требовала что-то от нищенствующего студента.

Убил. И сразу после этого начались проблемы с психическим здоровьем. Постоянные обмороки, трясучки, нездоровый цвет лица даже и не думал покидать Родиона. Таким образом, Достоевский показывает читателю, что Раскольников не Сверхчеловек. Но герой был упрямым и поэтому до конца остался верен себе, что совершил правильный поступок, на благо всего общества, убрав, как биологический мусор, старуху-процентщицу.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему Раскольников убил старуху-процентщицу

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистического, модернистского стиля с сатирической трагедией, основной темой которой является изображение смещенного, воспаленного

Когда в жизни человека наступает определенный момент он задумывается, а какие качества в людях его привлекают больше всего? Я тоже об этом задумываюсь, какие же люди мне нравятся?

Николай Алексеевич Некрасов, является автором произведения Кому на Руси жить хорошо. Произведение было опубликовано в печать свыше 140 лет назад. В нём описывается, насколько была тяжела жизнь

Татьяна одна из второстепенных героинь рассказа Тургенева "Му Му". Автором она представлена 28 летней прачкой, которая не покладая рук трудится у одной из московских барынь

Читатель замечает, что Раскольников никак не мог передумать и остановиться. Из-за своего одиночества и отрешенности герой был погружён в свои мысли и зациклился на них. Философия Раскольникова овладела его разумом и чувствами. Как только настаёт подходящий момент, персонаж осуществляет задуманное.

Раскольников желал почувствовать себя всемогущим. И за это желание он расплатился ужасными страданиями. Герой наказан приступами страха, ужаса, кошмарных снов. Однако он признает лишь свою обыкновенность и признается в содеянном без раскаяния. Истину он познал только на каторге, изучив Библию и разобравшись в себе.

Таким образом, Раскольников решился на убийство старухи, потому что на то было много причин. Среди них можно отметить нищенское существование, замужество сестры по расчёту, презрение к Алене Ивановне и подобным ей людям, отсутствие жизненного опыта, одиночество, ипохондрию. Федор Михайлович осуждает поступок героя. Ведь, по мнению писателя, какими бы ни были мотивы содеянного, они не могут оправдать убийство.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 27.06.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 19.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 19.04.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Предпосылки совершения преступления

Предпосылки преступления задаются с первых же страниц романа, хотя автор пока не обрисовывает причины. В первой же сцене описывается страх главного героя за приметную шляпу, когда он хочет заложить часы процентщице, его посещают мысли о некоем страшном событии, которое скоро произойдет. Подталкивают Раскольникова к совершению преступления внешние события: сначала он слышит разговор студента и офицера именно про эту процентщицу, потом узнает, что старуха в определенное время остается одна, ее сестры не будет.

Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей. Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту. Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица.

Теория Раскольникова

Со следователем Порфирием Петровичем Родион Раскольников

О действительных мотивах преступления читатель узнает уже после убийства, из разговора героя со следователем Порфирием Петровичем. Родион Раскольников озвучивает мысль, которая будет лейтмотивом проходить через всю идейную и сюжетную канву романа:

  • есть люди обыкновенные, расходный материал;
  • и люди выдающиеся, чья воля, ум и, главное, стремление к высшему благу для всех дают им исключительное право преступать все законы: моральные, религиозные и человеческие.

Люди обыкновенные живут только для биологической функции — плодиться, люди же высшего разряда двигают вперед все сферы человеческой жизни и посему наделены правом определять для себя сами границы дозволенного.

Подготовка к преступлению и внутреннее состояние героя

Когда Раскольников начинает готовиться к убийству, его останавливают не сомнения в своей теории, а инстинктивный страх перед умерщвлением живого существа. В этом плане значимым является первый сон героя, в котором он видит убийство лошади. Его чувства подсказывают, что это зло независимо от обстоятельств.

Подготовка Раскольникова к убийству

Подготовка Раскольникова к преступлению выглядит внешне продуманной и спокойной — он пришивает петлю к изнанке пальто, заранее готовит фальшивый заклад. Однако его спокойствие рушится, как только он не обнаруживает топора на привычном месте, что косвенно показывает, как трудно ему покушаться на жизнь человека и сколько внутренних терзаний он испытывает.

Анализ эпизода убийства, позиция героя и автора

Убийство старухи в таком контексте отвечает на важный для читателя вопрос о том, что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы:

  • во-первых, пытается утвердиться в своем праве на исключительность, избранность;
  • во-вторых, хочет совершить благое дело для людей, избавив его от такого общественного паразита, как эта процентщица.

Однако автор посредством сюжетных поворотов дает понять читателю, что герой заблуждается в своей теории. Сначала некстати возвращается Лизавета, которую Раскольников не собирался убивать, потом его под угрозу разоблачения ставит случайный посетитель старухи.

Раскольников планирует убийство процентщицы

Планируя убийство, Раскольников приходит к выводу, что многие преступники выдавали себя из-за того, что действовали в помрачении рассудка, теряя волю и способность рассуждать. Главный герой уверен, что ему это не грозит, так как на преступление его толкает высшая идея, а не низменные мотивы обогащения.

Старуха, хоть и показана как персонаж абсолютно отрицательный, описывается как обычная бабушка. Читатель в самом начале романа узнает, как ее зовут, описана ее заурядная внешность — тощая намасленная косичка, морщинистая шея, маленький рост, и благодаря этому персонаж воспринимается как живой человек, а не воплощение абсолютного зла.

Вся сцена пронизана ощущением безумия, ирреальности и неправильности происходящего. Торжества высшего существа Раскольников не ощущает, нет хладнокровия, нет четкого следования плану. Мало того, о своей идее он и не вспоминает в сцене убийства. Примечательно, что Раскольников бьет старуху обухом топора, а не острием, лезвие направлено на него во время совершения преступления, что символично — Раскольников убивает себя внутренне, о чем он и говорит Соне, когда впервые признается в убийстве, восклицает, что он себя убил, а не процентщицу.

Убийство Лизаветы

Отдельно стоит сказать об убийстве Лизаветы. Она изначально описывается как доброе и кроткое существо, об этом говорят и случайные прохожие в торговых рядах, встреченные Раскольниковым. Ее убийство похоже на заклание жертвенного агнца: женщина даже не закрыла себя рукой, защищаясь от топора, безропотно приняла свою долю. Устранение Лизаветы как случайной жертвы перечеркивает теорию Раскольникова и утверждает недопустимость какого бы то ни было убийства.

Анализ эпизода убийства подтверждает две мысли. Раскольников убивает старуху-процентщицу, чтобы подтвердить свою теорию о людях обыкновенных и исключительных и доказать себе, что он именно исключительный. Для него это тест, проверка своих способностей. И сам автор посредством художественно выразительных средств уже в 6-й главе опровергает теорию главного героя.

О несостоятельности теории главного героя говорит и то, что награбленное им так и не используется, убийца прячет все под камнем и ни на какое благое дело не использует.

Кроме того, сцена преступления в романе показана как грязное дело: детально описывается убитая, то, как преступник отмывает топор и сапоги от крови. Несмотря на предосторожности, кровь остается на изнаночной стороне его пальто, это символично показывает, что убийство запятнало душу Раскольникова и оставило на нем неизгладимый след.

Чтобы понять Родиона, вспомним о его жизни. Бывший студент юридического факультета Родион Раскольников живет впроголодь и пытается найти хоть какие-нибудь деньги, ведь ему нечем платить за квартиру. В очередной раз он решает пойти к старухе-процентщице Алене Ивановне, чтобы заложить отцовские серебряные часы. В голове героя уже полтора месяца зреют мысли об убийстве. Раскольников обещает старухе вскоре вернутся вновь, невыносимое чувство отвращения заводит героя в распивочную. Там он знакомится с Мармеладовым и находит в его обществе оправдание своей теории: пока бедняки мучаются, старуха-процентщица высасывает из них последние капли крови.

Сама судьба толкала юношу на это дело. Однажды Раскольников размышляет о жизни и о предстоящем преступлении и случайно слышит разговор офицера со студентом, о том, что такая вошь как старуха-процентщица не заслуживает жизни. Вот бы кто-нибудь ее убил, а деньги можно раздать бедным. Он понял, что сама судьба толкает его на этот шаг. Однако после преступления он так и не роздал деньги, так и не смог сделать шаг навстречу величию, как намеривался.

Напротив, он паникует и нервничает. Родион в панике, боясь внезапного обыска он берет все украденные вещи и прячет их под камень в безлюдном дворе. После студент идет к своему приятелю Разумихину, сам не зная зачем. Тот тоже решает, что его друг сильно болен. И вправду, Родион заболел от постоянной внутренней боли. Возвращаясь домой, Родион чуть не попадает под колеса. В квартире он впадает в забытье, то и дело просыпается и засыпает, а под утро и вовсе теряет сознание. Так он понял, что тест на сверхчеловека он не прошел. Именно этот тест и был главной целью героя.

Окончательный ответ читатель узнает лишь из диалога Сони и Родиона. Только перед нею герой смог раскрыться и завершить мучительный самоанализ. Итог был ужасен: юноша не каялся, а жалел, что не смог перешагнуть через труп. Однако в эпилоге он все же смог открыть душу для Бога и новой жизни.

Читайте также: