Сочинение про мухтара ауэзова
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Путь Мухтара Ауэзова к Абаю
(к 120-летию со дня рождения писателя)
(Попытка проследить историю творческих исканий писателя и пути к созданию романа-эпопеи о великом казахском классике в связи с предстоящим юбилеем М.Ауэзова).
Современная казахская литература более чем за полувековой период своей истории встала в один ряд с передовыми литературами, внесла весомый вклад в мировое художественное мышление.
Исторически решающую роль в становлении абаеведения как подлинно научной дисциплины сыграл писатель-академик Мухтар Омарханович Ауэзов, приложивший неимоверные усилия к тому, чтобы творчество великого поэта—гуманиста органически влилось в сокровищницу мировой культуры.
Сочинения Мухтара Ауэзова, и особенно его научные исследования, посвященные творчеству великого Абая, его высокохудожественное эпическое полотно - роман "Путь Абая" стали своеобразным мостом между прошлым и настоящим в духовной жизни народа; это своего рода связующее звено культурных традиций. Благодаря титаническому труду М.Ауззова, создавшего неоценимое научно—теоретическое и художественное наследие, у нас есть оружие творческого дерзания, при помощи которого можно познавать глубокий смысл и секреты мастерства абаевской поэзии.
Мухтар Ауэзов — человек поистине великого многогранного дарования. Его художественное мышление, многолетние непрерывные научные исследования заостряют внимание учёных на насущных и благородных задачах науки и искусства.
Каждый талантливый писатель относится к своей излюбленной теме как к исповеди души и беззаветно разрабатывает её в течение многих лет. Итогом таких творческих поисков М.Ауэзова стала эпопея "Путь Абая". Основой и живым духовным источником для автора явились жизнь и творчество Абая, кропотливое изучение материалов его эпохи, которым он занимался почти всю жизнь. "Путь Абая" был задуман и осуществлён М.О.Ауэзовым в двояком плане: это и труд исследователя, и художественное произведение. В результате упорного, неустанного труда М.О.Ауэзова абаеведение обогатилось новыми идеями и важными выводами, а в литературной сокровищнице появилось замечательное произведение о жизни и деятельности великого казахского поэта. Сам М. Ауэзов, глубоко осознавший процесс диалектического развития творческой личности, впоследствии писал: ". Создание художественного произведения на историческую тему требует от писателя прежде всего терпеливого труда исследовательского характера. Я начал с составления дополненной биографии Абая. Я собрал значительный материал, который обязательно должен был войти в будущий роман. Я утвердился во мнении, что эти две стороны одной работы должны взаимно подкреплять друг друга и тем самым восполнить пробелы в абаеведении".
Роман-эпопея "Путь Абая" завоевал мировую славу. Глубокое понимание
природы этого шедевра словесного искусства, с одной стороны, предполагает изучение научных трудов М.Ауззова, отражающих творческий облик великого Абая.
М. Ауэзов в начале 20-х годов с сознанием большого гражданского долга начал изучение произведений великого поэта и приступил к созданию его научной биографии. Он раньше других понял необходимость проведения тщательной источниковедческой и текстологической работы. В 1924 г. он составляет и готовит к изданию Полное Собрание Сочинений поэта. Необходимо было подвергнуть тщательному текстологическому анализу взятые за первооснову стихотворения Абая, записанные Мурсеитом Бикейулы, а также значительное число произведений, которые сохранились в памяти многих людей и были записаны позже. Они не были известны широким слоям народа, хотя девушки из аула Абая увозили с собой переписанные стихи как свадебный подарок. Следовало учесть, что стихотворения, которые в устной форме распространялись в народе, неизбежно подвергались изменениям и добавлениям. Значительный источниковедческий материал, собранный М.Ауэзовым, служил надёжной основой для текстологических исследований и для установления канонических текстов. Таким образом, учёный ещё при составлении первого Полного Собрания Сочинений Абая одним из первых в республике активно разрабатывал источниковедение и текстологию текстов Абая, стремился вести текстологическую работу.
Мухтар Омарханович Ауэзов в течение многих лет разыскивал и анализировал различные источники, стремился вникнуть в эпоху Абая. Ему предстояло установить созвучие правды жизни, изображённой поэтом, с передовыми веяниями времени. Исследователь не впадал в отчаяние при полном отсутствии архивных данных. Он принялся за изучение немногочисленных письменных источников, записывал устные рассказы и воспоминания бывалых и талантливых людей, являющихся как бы "живым архивом", хранилищем народной мудрости. У них же он записывал и сохранившиеся в памяти бесценные строки Абая. Учитывая это, писатель при сборе стихотворений поэта, их анализе стремился использовать наиболее полно всевозможные источники и многообразные, неповторимые формы бытования творческого наследия великого поэта в тот период. В трудах учёного, в основном, можно наметить четыре направления, которые позволяют соединить воедино разлившееся в народной среде поэтическое творчество Абая. Этот плодотворный путь, учитывающий историческое своеобразие сохранения различных источников о поэте и его творчестве, сыграл огромную роль в определении канонических текстов произведений поэта и в их изучении. Поэтому и это направление поисков М. Ауэзова следует учитывать и в дальнейшем, при изучении истории казахской литературы. М. Ауэзов с огромным вниманием относился к рукописным источникам, т. к. автографы первоначальных текстов стихотворений Абая не сохранились. Исследователь проводил всю текстологическую работу —
Исторически сложившаяся традиция устной передачи и распространения в народе сказок, рассказов, мудрых назиданий, больших эпических полотен и в отношении творчества Абая сыграла свою положительную роль. Хотя письменная литература казахского народа частично распространялась через печать уже с начала XIV в., но стихотворения великого поэта по неизвестным причинам не были опубликованы. И всё же они получили довольно широкую популярность во многих уголках Казахстана в устной форме, о чём свидетельствует ряд русских ориенталистов.
Как известно, Абай был и поэтом, и композитором. Следует сразу отметить, что наиболее распространялись в народе произведения поэта, которые были положены на музыку. В этом, как видно по найденным источникам, большую роль сыграли люди, близкие к кругу поэта: Муха ' , Алмагамбет, Мухамеджан, жена поэта Айгерим. Они были знатоками поэзии Абая и талантливыми певцами. Многие из произведений поэта стали народными песнями, которые широко распевались молодежью, они неизменно звучали на тоях, игрищах и других празднествах в степи, что нашло свое художественное воплощение в "Пути Абая".
В основе научных поисков М.Ауззова по истории создания и распространения песен Абая, его многотомной эпопеи одна и та же жизнь. Конкретное свидетельство этого: поэты и певцы — окружение Абая, сохранили в памяти и передали потомкам как ценнейшее наследие значительную часть его творческого наследия, не позволив тем самым им бесследно исчезнуть из культурного арсенала народа. Они внесли ценнейший
вклад в сокровищницу духовной культуры народа, так как подарили потомкам произведения, которых не было в рукописи Мурсеита. Если М.Ауэзов вовремя бы не взялся за это дело, если бы он не развернул поистине титаническую собирательскую и исследовательскую работу, то судьбы многих абаевских стихотворений имели бы трагический конец. Они могли бы исчезнуть навсегда. Оживить их и подарить народу, сделать бессмертными смогли представители абаевской поэтической плеяды. Они "оживили" 1086 стихотворных строк великого поэта, что составляет почти третью часть его творческого наследия. Это следствие устно поэтической традиции сохранения и распространения лучших произведений акынов — традиции, которая издавна присуща культуре народа.
Стихотворения Абая попадали в печать ещё одним оригинальным образом. На их основе в народе отдельными певцами и поэтами создавались новые варианты его стихотворений и песен, которые затем записывались. Об этом свидетельствует, например, рукопись книги "Хикаят", найденная в 1947 году в городе Акмолинске. Два стихотворения из 17 в сборнике имеют отдалённое сходство с произведениями Абая, но оба они подписаны чужим именем. По содержанию и форме они похожи на абаевские. И Ауззов, который, очевидно, знал о подобных фактах переработки, настоятельно советовал искать сведения и источники о стихотворениях поэта не только в аулах тобыктинцев в Семипалатинской области, но и в соседних областях — Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской и Омской.
До последних дней жизни Мухтар Омарханович занимался собиранием произведений поэта, которые в устной форме бытовали в народе. Он стремился проникнуть в тайны переработки их текстов.
В дело изучения творческого наследия Абая М.О.Ауэзов включился в 20-х годах. К этому времени он был известен своими талантливыми художественными произведениями и рядом научных трудов по истории казахской литературы. Поэтому его приход в абаеведение был воспринят как пополнение рядов знатоков жизни и творчества поэта, перспективным исследователем, у которого уже тогда были далеко идущие планы. М.Ауэзов в тот период выделялся среди литераторов благодаря рано проявившемуся дарованию. Его глубокие и серьёзные исследования по истории казахской литературы были замечены и должным образом оценены руководством республики. Так, в официальном письме Семипалатинского губ. исполкома в адрес Ленинградского университета от 20 июня 1925 г. можно прочитать: ". Ауззов, благодаря проявленному им интересу к киргизскому литературному творчеству и своим самостоятельным исследованиям в данной области, является единственным кандидатом в качестве лектора киргизской литературы в техникуме".
В 1942 году, в самый тяжёлый год военных испытаний, вышла в свет на казахском языке первая книга романа "Абай" Мухтара Ауззова. Она раскрыла перед читателем образ Абая — юноши, процесс формирования личности
любимого поэта казахского народа и яркие картины жизни казахской степи в прошлом столетии. Не прошло после того и пяти лет, как вышла вторая книга этого романа, показывающая становление поэтической фигуры Абая и сложный процесс перехода его на сторону народных масс. Несмотря на военные лишения и трудности, рождение нового замечательного произведения было горячо встречено казахской общественностью. Переведённый вскоре на русский язык роман "Абай" нашёл путь к сердцу миллионов читателей.
Взыскательные ценители искусства высокой правды по достоинству оценили это весенней свежести произведение казахской литературы, и оно в 1948 году было удостоено Государственной премии 1-ой степени. Через 10 лет написаны еще две книги эпопеи, названные "Путь Абая". Таким образом, закончен многолетний труд выдающегося казахского писателя - четырёхтомный цикл романов о великом поэте-демократе Абае Кунанбаеве ("Абай" и "Путь Абая"), который в 1959 году под общим названием "Путь Абая" удостоен Ленинской премии.
Это поистине великий труд, явившийся плодом не только большого таланта, мужавшего от книги к книге, но и большого писательского подвига, стоившего автору мучительных поисков и дерзаний, кропотливой работы и глубоких творческих размышлений в течение пятнадцати лет.
Создание такой замечательной эпопеи в казахской литературе, которая сорок лет назад вообще не знала ещё настоящего романа, - знаменательное событие, исполненное особого, неоценимо важного историко-литературного значения.
Трудно переоценить это значение. Оно состоит не только в том, что Ауззов увековечил великого казахского поэта, создав его величавый, полный жизненной правды образ, и не только в том, что он дал энциклопедию бытия казахского народа на протяжении полувека. Значение эпопеи заключается в том, что она стала подлинно народным произведением, в котором с большим проникновением прослежены глубочайшие процессы формирования казахского национального характера и обнаружены, как золотые жилы в кряжах, те богатые духовные силы, которые всегда жили в народе и стали залогом его светлого будущего. Стоит прочесть эпилог романа, вслушаться в последнюю песнь Айгерим и в прощальную клятву Дармена у могилы Абая, охватить мысленным взором собравшиеся там народные массы, вглядеться в лица учеников и поклонников великого певца, и каждый, даже неискушенный читатель, почувствует могучую силу пробуждающегося для исторических деяний народа. Очень высоко оценили работу М.Ауззова всемирно известные писатели: М.Шолохов, Луи Арагон и другие.
Представим себе образ взмывающего в небо большого орла. Его могучие крылья распахнуты на полутораметровую ширину, и упругие перья их свистят, как туго натянутая тетива. Он разрезает воздушную толщь крепкой грудью и, стремительно делая круги, поднимается все выше и выше - и нет вокруг живого существа, которое могло бы состязаться с ним в покорении высоты,
откуда открывается весь безбрежный травяной океан. Только он, житель неба, может смотреть, не мигая, на слепящее, достигшее зенита солнце. Его магические зоркие зрачки с невероятной выси видят не только всадника или пешехода, но и все живое в степи, вплоть до мелкой пичужки, до росяной былинки.
Взлетев выше снежных вершин, он повисает в синем пространстве и рассыпает оттуда гортанный клёкот, оповещая степные пределы; всё вижу, всё знаю, обо всем догадываюсь. Орлиное зрение, как счастье, встречается и у редчайшего из людей, и тогда этот человек видит современников своих, молодых и старых, их прошлое, настоящее, будущее, и если, случается, берёт перо в руки, то из-под пера выходят книги мудрые и прекрасные, обогащающие ум и сердце, открывающие бескрайние горизонты.
Таким по-орлиному дальнозорким был на древней земле казахов мастер человековедения, гранильщик алмазных слов, писатель МУХТАР АУЭЗОВ.
Мухтар Омарханович Ауэзов родился в Семипалатинской области в семье кочевника-казаха. Его первым учителем стал дед Ауэз, учивший мальчика грамоте по рукописному сборнику стихов великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Через переводы Абая Мухтар впервые узнал никогда не слыханные им дотоле имена русских классиков – Пушкина, Лермонтова, Крылова – и героев их произведений.
Выросший в семье, где любили и почитали Абая, Ауэзов посвятил много лет изучению его жизни и творчества. В казахской кочевой степи, где жил Абай,
до революции почти не было грамотных людей, поэтому сведения о поэте и тексты его стихов Мухтар Ауэзов по крупицам собирал у современников Абая. Он написал его научную биографию, издал его стихи и философские изречения, уже зрелым писателем создал роман-эпопею в двух книгах под общим названием “Путь Абая”.
В этом романе при всей его исторической достоверности образ главного героя не просто литературный портрет, а обобщенный характер общественного деятеля, посвятившего жизнь борьбе за освобождение своего народа от гнета баев-феодалов и невежественного духовенства, борьбе за приобщение казахов к русской
демократической культуре. Роман-эпопею Ауэзова не случайно называют энциклопедией жизни казахской кочевой степи XIX в.
Он дает сведения об истории, экономике, этнографии, фольклоре края. Обе книги удостоены премий: Человекской премии – “Путь Абая” и Государственной премии – “Абай”. Они переведены на десятки языков и заслужили мировую известность.
В 1917 г. двадцатилетний Мухтар Ауэзов написал пьесу “Енлик-Кебек” (до этого казахи не знали ни драматургии, ни театра).
В этом произведении автор объявил непримиримую войну старому общественному строю, власти богатого бая-патриарха. Бай-угнетатель считался старшим родичем – “отцом” всех многочисленных членов родового объединения, даже если они были неимущие или батраки; ему все были обязаны беспрекословно подчиняться. Разоблачению бая, эксплуататора и насильника, посвящен и первый рассказ Мухтара Ауэзова “Сиротская доля”, написанный им после поездки по Семипалатинской области.
В большинстве ранних произведений писателя звучит тема раскрепощения женщины (“Кто виноват?”, “В тени прошлого”, “Красавица в трауре”). Особое место в его творчестве занимают образы русских революционеров, помогавших героям Мухтара Ауэзова найти свое место в борьбе с угнетателями. И в последнем, напечатанном уже посмертно произведении Ауэзова “Племя младое”, посвященном нашей современности, борьбу за новую жизнь против пережитков патриархальности возглавляет русский коммунист.
В 1928 г. Ауэзов окончил историко-филологический факультет Человекградского университета, а затем аспирантуру при Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте. Он преподавал в вузах, занимался научной работой. Им создан первый курс истории казахской литературы и курс абаеведения, опубликовано первое научное исследование киргизского эпоса “Манас”.
Мухтар Ауэзов был избран академиком Академии наук Казахской РЕСПУБЛИКИ.
Он вел большую литературоведческую работу. В 30-е годы Мухтар Ауэзов много внимания уделяет драматургии. Об этом красноречиво говорят его труды – двадцать пьес, оригинальных и переводных. Наиболее значительные из них – драма “Зарницы” о восстании казахов в 1916 г. против царизма и поэма “Абай”, написанная в соавторстве с русским писателем Л.
Соболевым. Пьесы Ауэзова, так же как и его проза, сыграли большую роль в развитии реализма в казахской литературе. Художник широких интернациональных взглядов, всю жизнь изучавший русскую и мировую классику, образы фольклора многих народов нашей страны, Ауэзов боролся за высокую идейность и мастерство всего советского многонационального искусства.
Творческая и общественная деятельность Ауэзова, академика, депутата Верховного Совета Казахской РЕСПУБЛИКИ, активно работавшего в Советском комитете защиты мира, в Президиуме Союза писателей РОСИИИ и Комитете по Человекским премиям, была посвящена сближению и взаимообогащению культур Востока и Запада, укреплению дружбы всего трудового человечества.
1. Творческий путь
Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября в урочище Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауэз — люди культурные, высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи. Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз.Он был неистощимым рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая.
После окончания городского училища (1915) М. Ауэзов поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь начинается его знакомство с русской и зарубежной классикой. В это же время Ауэзов пишет небольшие рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться.
В 1928 году М. Ауэзов окончил филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру при университете в Ташкенте. С 30-х годов начинается плодотворная деятельность писателя-профессионала. М. О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь.
Мухтар Ауэзов, не отказываясь от фольклорных принципов изображения, принес в родную литературу новые принципы изображения жизни, уже открытые европейской литературой. Прозу молодого писателя отличают необычайная глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 20-х годов — не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа, его стремление к свободе. Писатель осуждает родовые распри, противопоставляя им единство и сплоченность народа.
Я вырастил пса из щенка —
Он ногу мне прокусил.
Обучил я когда-то стрелка.
И он меня чуть не убил.
В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного героя, мечты которого бы сбылись. Если герой вступает в борьбу, он ничего не может добиться, кроме страданий. Пока существует враждебный для человека строй, не будет справедливости.
М. Ауэзов мастерски показал, как влияет на судьбы людей классовая борьба в феодальном казахском ауле. Безжалостный гнет меняет облик бедняка, от природы тихого и скромного. Бактыгул ожесточается, становится на скользкий путь. Он связывается с богачем Жарасбаем.
М. Ауэзов внес значительный вклад в современную казахскую прозу. Писатель создал новые средства психологического анализа, глубоко проник во внутренний мир человека, вскрыл связи между судьбой личности и типичными обстоятельствами.
М. Ауэзов создает многочисленные публицистические и литературно-критические статьи. Ему принадлежат также очерки, где писатель показывает героизм советских людей на войне и в тылу. Он поднимаетсвой голос в защиту мира, клеймя фашистских захватчиков.
Постепенно главное место в творческой и научно-исследовательской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать великий Абай. Ему писатель посвящает трагедию (первый вариант—совместно с Л. Соболевым), либретто для оперы, киносценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументальную четырехтомную эпопею.
У костра памяти народной.
Неоценимую помощь, по признанию самого М. Ауэзова, оказали ему русские и западноевропейские исторические романы.
Первая книга романа (1942) посвящена юности Абая, вторая (1947)—становлению Абая-поэта. Они охватывают события 27 лет. Третья (1952) и четвертая (1956) книги посвящены последним двадцати годам жизни поэта.
Центральная тема романа - путь казахского народа из тьмы средневековья к общерусскому революционному движению. Раскрывается она новаторски, своеобразно, через изображение пути поэта к народу, через становление художника как властителя дум трудовых масс, борца за их свободу и счастье.
Междоусобицы феодалов, потрясавшие старые казахские аулы и приносившие бесчисленные бедствия простым людям, классовая борьба двух враждебных лагерей феодально-патриархальных родов, истоки дружбы двух братских народов—русских и казахов, взаимосвязь их культур, обогащение национальных литератур в процессе творческого взаимодействия—таковы важнейшие общественные проблемы эпопеи М. Ауэзова.
Писатель изображает реальное историческое лицо—Абая, в котором сосредоточились типические черты казахского национального характера и вокруг которого скрестились противоречия переломного периода в истории казахов.
В романе-эпопее создана богатейшая галерея образов различных слоев казахского общества второй половины XIX века — бесправных женщин, аульной молодежи, властителей-феодалов, мастеров устного творчества, молодой интеллигенции, ссыльных революционеров и царских чиновников,— несущие большую смысловую, идейно-эстетическую нагрузку.
Разнообразие характеров в сочетании с изображением напряженной идейной борьбы и жестоких столкновений общественных групп, живописными картинами родной природы и быта создают неповторимую по красочности и богатству панораму жизни казахского народа XIX века в динамике ее исторического развития.
Центральный герой эпопеи - творческая личность, великий поэт, философ и гуманист. Абай показан в многосторонней, глубочайшей связи с эпохой, с народом.
Стилистическое многообразие романа органически связано с образом главного героя, с теми проблемами, которые ему приходится решать. Поэт-мыслитель то погружен в размышления о самых сложнейших проблемах жизни - о ее смысле, о настоящем и будущем, о судьбе народа,— то взволнованно, публицистически страстно выступает в защиту обездоленных, то с тихой грустью созерцает увядающие степные дали, думает о надвигающейся старости, то с восторгом взирает на буйство цветов и красок весны в родных Чингизских горах. Органическое сочетание лирической взволнованности и эпической широты определяет своеобразие стиля ауэзовской эпопеи.
Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умудренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа. Каждый раз, когда ему трудно, на помощь приходит Абай.
Другую сторону деятельности Абая — идейного вождя и руководителя активной, боевой части казахских трудящихся— характеризует дружба с Базаралы. Абай сыграл огромную роль в формировании взглядов Базаралы—этого степного орла, храброго человека, способного на большие дела. Абай всегда в окружении молодежи. Тут и его сыновья, высокоодаренные юноши — Абиш, Магаш, тут литературная поросль—Дармен, тут Макен, Салиха, Керимбала, ждущие его помощи, здесь и разлученные влюбленные.
В центре внимания автора - внутренний мир Абая. Ауэзов прослеживает тончайшие переживания, еле заметные изменения в психологии героя. Перед нашим взором проходит почти полувековая жизнь, полная напряжения, исканий великого поэта и человека.
Чуткость и впечатлительность - одна из главных черт Абая. В течение полувека он пережил немало радостей и горя, людской подлости и обмана, гибель близких, поднялся на вершину всенародной славы, но везде и всюду в его многогранной и богатой личности был виден тот чуткий и отзывчивый мальчуган, который получил первый урок жизни у подножья Кара-Шоки. Вся дальнейшая жизнь Абая, все его поступки как бы предопределены этими трагическими событиями, которые заставили Абая остро осознать свое место в жизни, иными глазами посмотреть на отца и вырваться из его цепких когтей. Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. И если бы не то кровавое событие, вряд ли состоялся бы последний разговор между отцом и сыном, психологически точно и убедительно раскрывающий масштабность и глубину их характеров:
— Первое - ты не умеешь различать, что дорого, а что настоящая мелочь. Не ценишь того, что имеешь. Расточаешь свои сокровища безрассудно. Ты слишком доступен и прост, как озеро с пологими берегами. А такую воду и собаки лакают, и скот ногами мутит. Второе - ты не умеешь разбираться в друзьях и врагах и относиться к врагам как враг, а к друзьям как друг. Ты ничего не таишь в себе. Человек, ведущий за собой народ, не может быть таким.Он не сумеет держать народ в руках. Третье - ты начинаешь льнуть к русским. Твоя душа уходит к ним, и ты не считаешься с тем, что каждый мусульман вин станет чуждаться тебя,— сказал Кунанбай.
Абай сразу понял, куда отец направил удар,— этими словами он разил самую заветную мечту сына. Им овладело волнение.
Здесь сталкиваются противоположные взгляды на жизнь, две философии.
Величие и мощь автора романа заключаются в том, что его роман-эпопея представляет единый ансамбль эпизодов, вскрывающих самые глубочайшие пласты жизни.
По своему редкому мужеству и неукротимости духа Даркем-баю не уступает Базаралы. Это степной бунтарь-одиночка. Дерзко, с бесшабашной удалью под покровом ночи мстит он богачам за унижения и оскорбления. Он проходит сквозь бесконечные преследования, попадает на каторгу. В конце концов, путь Базаралы пересекается с путем Абая, и он начинает служить людям.
Таким образом, Мухтар Ауэзов один из величайших людей всех времен, который написал множество произведений, одним из которых является эпопея о великом Абае Кунанбаеве.
Список использованной литературы.
1. Смирнова Н. Казахская литература. Учебник для 9-10 классов. – Алма-Ата, 1977г.
Мухтар Ауэзов (Мұхтар Әуезов), жизнь и творчество которого неразрывно связаны с формированием казахской национальной литературы, прожил сложную, полную борьбы, жизнь. Узнайте биографию талантливого казахстанца, прочтите о творческом наследии, которое он оставил потомкам.
Мухтар Ауэзов: биография писателя
Писатель родился во времена, когда казахстанские территории находились под властью Российской империи, — в 1897 году. Малая родина Ауэзова — урочище Шынгыстау (Восточно-Казахстанская область).
Его краткая биография такова:
Начало пути
Мальчик рано остался сиротой. Первым покинул этот мир отец (1900), а через 12 лет умерла мать Мухтара. Воспитанием и образованием подростка занялся дядя Касымбек:
- устроил племянника в медресе;
- затем было русское училище в Семипалатинске;
- позже Мухтар получил начальное педагогическое образование.
В 1919 году Мухтар Ауэзов вступает в большевистскую партию. Казаха назначают на руководящие должности. Краткая биография этих лет связана с работой:
Писательская и научная карьеры
Мухтар Ауэзов (крайний справа) в кругу друзей: YouTube/МТРК МИР В Республике Казахстан
На следующий год Мухтар переходит в Ленинградский (ныне — Санкт-Петербургский) государственный университет на кафедру литературы и языка факультета социальных наук. В 1928 году писатель получает диплом и возвращается в Ташкент, где поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета.
Годы жизни Мухтара Ауэзова этого периода были омрачены очередным витком репрессий. Власть преследовала представителей национально сознательной интеллигенции. Каток репрессий снова прошелся по казахской элите. Мухтара Ауэзова обвинили в причастности к оппозиционной организации. Больше двух лет он находился под следствием. Приговор — условное лишение свободы сроком на три года.
После освобождения Мухтар Ауэзов преподавал, изучал наследие Абая. Результат трудов — сборник стихотворений. Готовил писатель и исследователь к выпуску научное издание трудов казахского философа и просветителя. Национальный театр с успехом ставил пьесы Ауэзова.
Преследование властями
Органы НКВД препятствовали изданию его произведений, изымали опубликованные выдающиеся труды писателя из магазинов и библиотечных фондов. Вскоре автора вынуждают уехать.
После переезда в Москву талантливый патриот-казах сотрудничает с писателем Леонидом Соболевым. Результаты творческого тандема:
В 1941 году Ауэзов Мухтар возвращается в Казахстан. Спустя пять лет становится профессором, доктором филологических наук, академиком АН КазССР.
Вскоре Ауэзов возвращается на Родину, где:
- его восстанавливают во всех должностях;
- дважды избирают в республиканский Верховный Совет;
- он сотрудничает с писательскими организациями;
- становится делегатом зарубежных поездок.
Семья и дети
Слова Мухтара Ауэзова: Nur.kz
Автор бессмертных произведений состоял в трех официальных и одном гражданском браке:
- В первом браке с юной Райхан родилась дочь Мугамиле, которая после развода осталась с отцом.
- Второй женой стала внучка Абая Камила Магауиякызы (детей нет).
- От третьего официального брака с Валентиной Кузьминой у Мухтара родилась дочь Лейла и сын Ернар.
- В гражданском браке с Фатимой Габитовой родился сын Мурат.
В 1961 году литератор тяжело заболел, лечился в Москве, но не смог перенести сложную операцию и умер, не дожив до 65 лет.
Мухтар Ауэзов: произведения
При жизни писателя его творческий труд расценивался исключительно с позиции коммунистических догматов. Его произведения относили к социалистическому реализму.
Однако рамки этого метода не раскрывали стилистическое и жанровое богатство его прозы и драматургии. Сейчас их оценивают по-новому: творческое наследие Ауэзова — заметное явление мирового литературного процесса.
Произведения Мухтара Ауэзова: YouTube/ww ww1
Он создал более 20 пьес, множество рассказов, повести, романы, стихи. Уже в ранних произведениях 1920-х годов раскрыта тема духовного пробуждения народа, осуждения родовых распрей, звучит идея сплочения. Итак:
Первые произведения
Талант и глубина восприятия писателем жизни проявились в первых рассказах:
Цитата Мухтара Ауэзова: Nur.kz
- Это прежде всего натуралистичность: жизнь казахского народа на рубеже веков в произведении талантливого писателя изображена такой, какой она была на самом деле.
- Это военный роман: в нем есть батальные сцены, отображена кровавая реальность того времени.
- Присутствует в великом труде и приключенческий аспект, который прослеживается в сложных переплетениях линий жизни героев. Писатель проникает в психологию отношений разных поколений, рассматривает проблему вечного противостояния старого и нового.
- Это еще и захватывающий роман о романтических отношениях, есть в нем и мифические предания.
По мнению исследователей, такое исследование — шаг к международному признанию казахской литературы. В Казахстане и далеко за пределами Казахстана знают его мудрые высказывания: главный труд Мухтара Омархановича Ауэзова (тетралогия) переведен на 20 языков мира.
Писатель Мухтар Ауэзов: YouTube/qulaq sal
Память о Мухтаре Ауэзове
В современном Казахстане чтут память писателя. Именем Мухтара Ауэзова названы улицы, учебные (Южно-Казахстанский университет) и научные учреждения. Имя великого казахстанца носит алматинский академический театр драмы. В горах Тянь-Шаня одну из вершин покорители назвали в честь знаменитого основоположника современной казахстанской литературы. Бронзовые и гранитные памятники писателю возведены на Родине и в столицах других стран.
Так кто такой Мухтар Ауэзов для нынешних и грядущих поколений? Это один из самых достойных сыновей Казахстана, мыслитель, впитавший и переосмысливший мудрость, традиции и творчество своего народа.
Выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик АН Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957).
АУЭЗОВ Мухтар Омарханович (28.09.1897 г. — 27.06.1961 г.) — выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957).
В 1918 г. родилась его старшая дочь Мугалима, в 1919 г. — сын Шокан, который умер от тифа.
В 1919 г. окончил Семипалатинскую учительскую семинарию. С 1919 г. Мухтар — сотрудник казахского отделения Семипалатинского губернского революционного комитета. С февраля 1920 г. — заведующий отделением Семипалатинского губернского революционного комитета.
В 1921—1922 гг. Ауэзов критикует политику репрессий казахской интеллигенции и экономического давления Москвы. 7 марта 1922 г. вместе с членом ЦИК Казахской АССР Смагулом Садуакасовым выражают протест большевистской политике и вручают представителю Центрального Комитета РКП (б) В. Г. Юдовскому письмо, в котором излагались политические, экономические и социальные требования. Главные из них — о национальной независимости, ликвидации голода, возвращении конфискованных земель казахам, вовлечении казахов в производство, об объявлении казахского языка государственным языком, о развитии национального просвещения, науки и печати — были рассмотрены на заседаниях президиума Казахского обкома РКП (б).
В 1923 г. исключен из рядов РКП(б). В этом же году поступил в Лeнинградский государственный университет на филологический факультет.
В 1925 г. возвращается в Ленинград и продолжает учебу. В 1926 г. организовывал научную экспедицию в Семипалатинск по изучению казахского фольклорного наследия, пишет пьесу „Карагөз“.
В 1927 г. выходит книга „Әдебиет тарихы монографиясы“.
В Ленинграде Ауэзов женится на Валентине Николаевне Кузьминой. В 1927 г. у них родился сын Елдес (умер в возрасте 2 лет), затем дочь Ляйля (1929).
В 1927—1929 гг. публикует 20-томный полный сборник рукописей Абая.
В январе 1928 г. пишет роман „Қилы заман“ („Лихие годы“), а в феврале пьесу „Хан Кене“.
В 1928 г. поступает в аспирантуру САГУ в Ташкенте. Во время учебы в аспирантуре, летом, путешествуя по кыргызским степям, изучает и записывает эпос „Манас“.
1929—1930 гг. посвящает себя научной работе и вопросам миграции.
16 сентября 1930 г. арестован органами ОГПУ. Ему предъявляется ряд обвинений, среди которых — организация подпольной борьбы против советской власти и участие в подготовке вооруженного восстания для ее свержения; выступление против конфискации имущества богатых; формирование национал-буржуазной организации „Алқа“; написание произведений, восхваляющих дореволюционную жизнь и быт казахского народа.
Находился под следствием 2 года. В апреле 1932 г. вынесено решение об условном лишении свободы сроком на три года.
10 мая 1932 г. Ауэзова заставили выступить в „Открытом письме“ через газету „Социалды Қазақстан“ и „Казахстанская правда“ с заявлением об отказе от своих произведений „Карагөз“, „Енлик-Кебек“, „Хан Кене“, „Қилы заман“ и научно-исследовательских трудов по истории казахской литературы.
Ауэзов устраивается на временную работу учителем казахского языка и литературы в Казахский сельско-хозяйственный институт, по совместительству — заведующим литературного отделения Казахского драматического театра.
С сентября 1932 г. Ауэзов — старший преподаватель, профессор Казахского педагогического института. Пишет пьесы, прозу (рассказы, повести) „Октябрь үшін“ (1932), „Айман — Шолпан“ (1933), „Тартыс“ (1933), „Плечом к плечу“ („Білікке білек“, 1934), „Три дня“ („Үш кун“, 1934),„Превращения Хасена“ („Қасеннің құбылыстары“, 1934), „Түнгі сарын“ (1934), „Тас тулек“ (1935), „Ақан — Зайра“ (1935), „Следы“ („Іздер“ 1935), „Крутизна“ („Шатқалаң“, 1935), „Песок и Аскар“ („Құм мен Асқар“ 1935), „Тастүлек“ (1935), „Ескілік көлеңкесінде“ („В тенях прошлого“ 1935). „Қараш-Қараш“ (1936).
В 1943 г. Ауэзов — научный сотрудник научно-исследовательского Института языка, литературы и истории, профессор кафедры казахской литературы Казахского Государственного Университета, где преподает до конца своих дней.
В 1953 г. под угрозой ареста вынужден уехать в Москву. В защиту Ауэзова выступили российские писатели — члены Союза писателей СССР — А.Фадеев, К.Симонов, В.Кожевников, Н.Тихонов.
В 1955 — 1957 гг. издается Полное собрание сочинений Ауэзова в 6-томах.
В 1955 г. избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР, становится почетным гостем съезда писателей ГДР в Берлине, совершает 40-дневную поездку в Индию.
В 1956 г. награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени, в 1957 г. орденом Ленина. В городах Алматы и Москва проводятся юбилейные торжества по случаю 60-летия писателя.
В 1957 — 1961 гг. заведующий отделением устной народной литературы Института языка и литературы Академии Наук Казахской ССР.
Ауэзов скончался 27 июня 1961 г. в Москве во время операции.
Похоронен 1 июля на центральном кладбище в городе Алматы.
Именем Ауэзова названы Институт литературы и искусства, Казахский академический театр драмы, улицы и школы в городах Алматы, Астана, Семипалатинск и др. В Алматы создан дом-музей Ауэзову.
Изучению жизни и творческого наследия Ауэзова посвящены труды художников и скульпторов К. Телжанова, М. Кенбаева, С. Мамбеева, Е. Сидоркина, Е. Вучетича, Н. Нурмухамбетова и других. Писателю установлены памятники во всех регионах республики. На Казахском телевидении снят 12-серийный фильм о великом писателе (автор А.Тойбаева).
Сочинения Ауэзова неоднократно переиздавались и переводились на многие языки мира.
По решению ЮНЕСКО в 1997 г. во всем мире праздновалось 100-летие со дня рождения Ауэзова.
Читайте также: