Сочинение про мухтара ауэзова

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Путь Мухтара Ауэзова к Абаю

(к 120-летию со дня рождения писателя)

(Попытка проследить историю творческих исканий писателя и пути к созданию романа-эпопеи о великом казахском классике в связи с предстоящим юбилеем М.Ауэзова).

Современная казахская литература более чем за полувековой пе­риод своей истории встала в один ряд с передовыми литературами, внесла весомый вклад в мировое художественное мышление.

Исторически решающую роль в становлении абаеведения как под­линно научной дисциплины сыграл писатель-академик Мухтар Омарханович Ауэзов, приложивший неимоверные усилия к тому, чтобы творчество великого поэта—гуманиста органически влилось в сокровищницу мировой культуры.

Сочинения Мухтара Ауэзова, и особенно его научные исследования, посвященные творчеству великого Абая, его высокохудожествен­ное эпическое полотно - роман "Путь Абая" стали своеобразным мостом между прошлым и настоящим в духовной жизни народа; это своего рода связующее звено культурных традиций. Благодаря титаническому труду М.Ауззова, создавшего неоценимое научно—теоретическое и художественное наследие, у нас есть оружие творческого дерзания, при помощи которого можно познавать глубокий смысл и секреты мастерства абаевской поэзии.

Мухтар Ауэзов — человек поистине великого многогранного дарования. Его художественное мышление, многолетние непрерывные научные исследования заостряют внимание учёных на насущных и благородных задачах науки и искусства.

Каждый талантливый писатель относится к своей излюбленной теме как к исповеди души и беззаветно разрабатывает её в течение многих лет. Итогом таких творческих поисков М.Ауэзова стала эпопея "Путь Абая". Основой и живым духовным источником для автора явились жизнь и творчество Абая, кропотливое изучение материалов его эпохи, которым он занимался почти всю жизнь. "Путь Абая" был задуман и осуществлён М.О.Ауэзовым в двояком плане: это и труд исследователя, и художественное произведение. В результате упорного, неустанного труда М.О.Ауэзова абаеведение обогатилось новыми идеями и важными выводами, а в литературной сокровищнице появилось замечательное произведение о жизни и деятельности великого казахского поэта. Сам М. Ауэзов, глубоко осознавший процесс диалектического развития творческой личности, впоследствии писал: ". Создание художественного произведения на историческую тему требует от писателя прежде всего терпеливого труда исследовательского характера. Я начал с составления дополненной биографии Абая. Я собрал значительный материал, который обязательно должен был войти в будущий роман. Я утвердился во мнении, что эти две стороны одной работы должны взаимно подкреплять друг друга и тем самым восполнить пробелы в абаеведении".

Роман-эпопея "Путь Абая" завоевал мировую славу. Глубокое понимание

природы этого шедевра словесного искусства, с одной стороны, предполагает изучение научных трудов М.Ауззова, отражающих творческий облик великого Абая.

М. Ауэзов в начале 20-х годов с сознанием большого гражданского долга начал изучение произведений великого поэта и приступил к созданию его научной биографии. Он раньше других понял необходимость проведения тщательной источниковедческой и текстологической работы. В 1924 г. он составляет и готовит к изданию Полное Собрание Сочинений поэта. Необходимо было подвергнуть тщательному текстологическому анализу взятые за первооснову стихотворения Абая, записанные Мурсеитом Бикейулы, а также значительное число произведений, которые сохранились в памяти многих людей и были записаны позже. Они не были известны широким слоям народа, хотя девушки из аула Абая увозили с собой переписанные стихи как свадебный подарок. Следовало учесть, что стихотворения, которые в устной форме распространялись в народе, неизбежно подвергались изменениям и добавлениям. Значительный источниковедческий материал, собранный М.Ауэзовым, служил надёжной основой для текстологических исследований и для установления канонических текстов. Таким образом, учёный ещё при составлении первого Полного Собрания Сочинений Абая одним из первых в республике активно разрабатывал источниковедение и текстологию текстов Абая, стремился вести текстологическую работу.

Мухтар Омарханович Ауэзов в течение многих лет разыскивал и анализировал различные источники, стремился вникнуть в эпоху Абая. Ему предстояло установить созвучие правды жизни, изображённой поэтом, с передовыми веяниями времени. Исследователь не впадал в отчаяние при полном отсутствии архивных данных. Он принялся за изучение немногочисленных письменных источников, записывал устные рассказы и воспоминания бывалых и талантливых людей, являющихся как бы "живым архивом", хранилищем народной мудрости. У них же он записывал и сохранившиеся в памяти бесценные строки Абая. Учитывая это, писатель при сборе стихотворений поэта, их анализе стремился использовать наиболее полно всевозможные источники и многообразные, неповторимые формы бытования творческого наследия великого поэта в тот период. В трудах учёного, в основном, можно наметить четыре направления, которые позволяют соединить воедино разлившееся в народной среде поэтическое творчество Абая. Этот плодотворный путь, учитывающий историческое своеобразие сохранения различных источников о поэте и его творчестве, сыграл огромную роль в определении канонических текстов произведений поэта и в их изучении. Поэтому и это направление поисков М. Ауэзова следует учитывать и в дальнейшем, при изучении истории казахской литературы. М. Ауэзов с огромным вниманием относился к рукописным источникам, т. к. автографы первоначальных текстов стихотворений Абая не сохранились. Исследователь проводил всю текстологическую работу —

Исторически сложившаяся традиция устной передачи и распространения в народе сказок, рассказов, мудрых назиданий, больших эпических полотен и в отношении творчества Абая сыграла свою положительную роль. Хотя письменная литература казахского народа частично распространялась через печать уже с начала XIV в., но стихотворения великого поэта по неизвестным причинам не были опубликованы. И всё же они получили довольно широкую популярность во многих уголках Казахстана в устной форме, о чём свидетельствует ряд русских ориенталистов.

Как известно, Абай был и поэтом, и композитором. Следует сразу отметить, что наиболее распространялись в народе произведения поэта, которые были положены на музыку. В этом, как видно по найденным источникам, большую роль сыграли люди, близкие к кругу поэта: Муха ' , Алмагамбет, Мухамеджан, жена поэта Айгерим. Они были знатоками поэзии Абая и талантливыми певцами. Многие из произведений поэта стали народными песнями, которые широко распевались молодежью, они неизменно звучали на тоях, игрищах и других празднествах в степи, что нашло свое художественное воплощение в "Пути Абая".

В основе научных поисков М.Ауззова по истории создания и распространения песен Абая, его многотомной эпопеи одна и та же жизнь. Конкретное свидетельство этого: поэты и певцы — окружение Абая, сохранили в памяти и передали потомкам как ценнейшее наследие значительную часть его творческого наследия, не позволив тем самым им бесследно исчезнуть из культурного арсенала народа. Они внесли ценнейший

вклад в сокровищницу духовной культуры народа, так как подарили потомкам произведения, которых не было в рукописи Мурсеита. Если М.Ауэзов вовремя бы не взялся за это дело, если бы он не развернул поистине титаническую собирательскую и исследовательскую работу, то судьбы многих абаевских стихотворений имели бы трагический конец. Они могли бы исчезнуть навсегда. Оживить их и подарить народу, сделать бессмертными смогли представители абаевской поэтической плеяды. Они "оживили" 1086 стихотворных строк великого поэта, что составляет почти третью часть его творческого наследия. Это следствие устно поэтической традиции сохранения и распространения лучших произведений акынов — традиции, которая издавна присуща культуре народа.

Стихотворения Абая попадали в печать ещё одним оригинальным образом. На их основе в народе отдельными певцами и поэтами создавались новые варианты его стихотворений и песен, которые затем записывались. Об этом свидетельствует, например, рукопись книги "Хикаят", найденная в 1947 году в городе Акмолинске. Два стихотворения из 17 в сборнике имеют отдалённое сходство с произведениями Абая, но оба они подписаны чужим именем. По содержанию и форме они похожи на абаевские. И Ауззов, который, очевидно, знал о подобных фактах переработки, настоятельно советовал искать сведения и источники о стихотворениях поэта не только в аулах тобыктинцев в Семипалатинской области, но и в соседних областях — Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской и Омской.

До последних дней жизни Мухтар Омарханович занимался собиранием произведений поэта, которые в устной форме бытовали в народе. Он стремился проникнуть в тайны переработки их текстов.

В дело изучения творческого наследия Абая М.О.Ауэзов включился в 20-х годах. К этому времени он был известен своими талантливыми художественными произведениями и рядом научных трудов по истории казахской литературы. Поэтому его приход в абаеведение был воспринят как пополнение рядов знатоков жизни и творчества поэта, перспективным исследователем, у которого уже тогда были далеко идущие планы. М.Ауэзов в тот период выделялся среди литераторов благодаря рано проявившемуся дарованию. Его глубокие и серьёзные исследования по истории казахской литературы были замечены и должным образом оценены руководством республики. Так, в официальном письме Семипалатинского губ. исполкома в адрес Ленинградского университета от 20 июня 1925 г. можно прочитать: ". Ауззов, благодаря проявленному им интересу к киргизскому литературному творчеству и своим самостоятельным исследованиям в данной области, является единственным кандидатом в качестве лектора киргизской литературы в техникуме".

В 1942 году, в самый тяжёлый год военных испытаний, вышла в свет на казахском языке первая книга романа "Абай" Мухтара Ауззова. Она раскрыла перед читателем образ Абая — юноши, процесс формирования личности

любимого поэта казахского народа и яркие картины жизни казахской степи в прошлом столетии. Не прошло после того и пяти лет, как вышла вторая книга этого романа, показывающая становление поэтической фигуры Абая и сложный процесс перехода его на сторону народных масс. Несмотря на военные лишения и трудности, рождение нового замечательного произведения было горячо встречено казахской общественностью. Переведённый вскоре на русский язык роман "Абай" нашёл путь к сердцу миллионов читателей.

Взыскательные ценители искусства высокой правды по достоинству оценили это весенней свежести произведение казахской литературы, и оно в 1948 году было удостоено Государственной премии 1-ой степени. Через 10 лет написаны еще две книги эпопеи, названные "Путь Абая". Таким образом, закончен многолетний труд выдающегося казахского писателя - четырёхтомный цикл романов о великом поэте-демократе Абае Кунанбаеве ("Абай" и "Путь Абая"), который в 1959 году под общим названием "Путь Абая" удостоен Ленинской премии.

Это поистине великий труд, явившийся плодом не только большого таланта, мужавшего от книги к книге, но и большого писательского подвига, стоившего автору мучительных поисков и дерзаний, кропотливой работы и глубоких творческих размышлений в течение пятнадцати лет.

Создание такой замечательной эпопеи в казахской литературе, которая сорок лет назад вообще не знала ещё настоящего романа, - знаменательное событие, исполненное особого, неоценимо важного историко-литературного значения.

Трудно переоценить это значение. Оно состоит не только в том, что Ауззов увековечил великого казахского поэта, создав его величавый, полный жизненной правды образ, и не только в том, что он дал энциклопедию бытия казахского народа на протяжении полувека. Значение эпопеи заключается в том, что она стала подлинно народным произведением, в котором с большим проникновением прослежены глубочайшие процессы формирования казахского национального характера и обнаружены, как золотые жилы в кряжах, те богатые духовные силы, которые всегда жили в народе и стали залогом его светлого будущего. Стоит прочесть эпилог романа, вслушаться в последнюю песнь Айгерим и в прощальную клятву Дармена у могилы Абая, охватить мысленным взором собравшиеся там народные массы, вглядеться в лица учеников и поклонников великого певца, и каждый, даже неискушенный читатель, почувствует могучую силу пробуждающегося для исторических деяний народа. Очень высоко оценили работу М.Ауззова всемирно известные писатели: М.Шолохов, Луи Арагон и другие.

Представим себе образ взмывающего в небо большого орла. Его могучие крылья распахнуты на полутораметровую ширину, и упругие перья их свистят, как туго натянутая тетива. Он разрезает воздушную толщь крепкой грудью и, стремительно делая круги, поднимается все выше и выше - и нет вокруг живого существа, которое могло бы состязаться с ним в покорении высоты,

откуда открывается весь безбрежный травяной океан. Только он, житель неба, может смотреть, не мигая, на слепящее, достигшее зенита солнце. Его магические зоркие зрачки с невероятной выси видят не только всадника или пешехода, но и все живое в степи, вплоть до мелкой пичужки, до росяной былинки.

Взлетев выше снежных вершин, он повисает в синем пространстве и рассыпает оттуда гортанный клёкот, оповещая степные пределы; всё вижу, всё знаю, обо всем догадываюсь. Орлиное зрение, как счастье, встречается и у редчайшего из людей, и тогда этот человек видит современников своих, молодых и старых, их прошлое, настоящее, будущее, и если, случается, берёт перо в руки, то из-под пера выходят книги мудрые и прекрасные, обогащающие ум и сердце, открывающие бескрайние горизонты.

Таким по-орлиному дальнозорким был на древней земле казахов мастер человековедения, гранильщик алмазных слов, писатель МУХТАР АУЭЗОВ.

Мухтар Омарханович Ауэзов родился в Семипалатинской области в семье кочевника-казаха. Его первым учителем стал дед Ауэз, учивший мальчика грамоте по рукописному сборнику стихов великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Через переводы Абая Мухтар впервые узнал никогда не слыханные им дотоле имена русских классиков – Пушкина, Лермонтова, Крылова – и героев их произведений.

Выросший в семье, где любили и почитали Абая, Ауэзов посвятил много лет изучению его жизни и творчества. В казахской кочевой степи, где жил Абай,

до революции почти не было грамотных людей, поэтому сведения о поэте и тексты его стихов Мухтар Ауэзов по крупицам собирал у современников Абая. Он написал его научную биографию, издал его стихи и философские изречения, уже зрелым писателем создал роман-эпопею в двух книгах под общим названием “Путь Абая”.

В этом романе при всей его исторической достоверности образ главного героя не просто литературный портрет, а обобщенный характер общественного деятеля, посвятившего жизнь борьбе за освобождение своего народа от гнета баев-феодалов и невежественного духовенства, борьбе за приобщение казахов к русской

демократической культуре. Роман-эпопею Ауэзова не случайно называют энциклопедией жизни казахской кочевой степи XIX в.

Он дает сведения об истории, экономике, этнографии, фольклоре края. Обе книги удостоены премий: Человекской премии – “Путь Абая” и Государственной премии – “Абай”. Они переведены на десятки языков и заслужили мировую известность.

В 1917 г. двадцатилетний Мухтар Ауэзов написал пьесу “Енлик-Кебек” (до этого казахи не знали ни драматургии, ни театра).

В этом произведении автор объявил непримиримую войну старому общественному строю, власти богатого бая-патриарха. Бай-угнетатель считался старшим родичем – “отцом” всех многочисленных членов родового объединения, даже если они были неимущие или батраки; ему все были обязаны беспрекословно подчиняться. Разоблачению бая, эксплуататора и насильника, посвящен и первый рассказ Мухтара Ауэзова “Сиротская доля”, написанный им после поездки по Семипалатинской области.

В большинстве ранних произведений писателя звучит тема раскрепощения женщины (“Кто виноват?”, “В тени прошлого”, “Красавица в трауре”). Особое место в его творчестве занимают образы русских революционеров, помогавших героям Мухтара Ауэзова найти свое место в борьбе с угнетателями. И в последнем, напечатанном уже посмертно произведении Ауэзова “Племя младое”, посвященном нашей современности, борьбу за новую жизнь против пережитков патриархальности возглавляет русский коммунист.

В 1928 г. Ауэзов окончил историко-филологический факультет Человекградского университета, а затем аспирантуру при Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте. Он преподавал в вузах, занимался научной работой. Им создан первый курс истории казахской литературы и курс абаеведения, опубликовано первое научное исследование киргизского эпоса “Манас”.

Мухтар Ауэзов был избран академиком Академии наук Казахской РЕСПУБЛИКИ.

Он вел большую литературоведческую работу. В 30-е годы Мухтар Ауэзов много внимания уделяет драматургии. Об этом красноречиво говорят его труды – двадцать пьес, оригинальных и переводных. Наиболее значительные из них – драма “Зарницы” о восстании казахов в 1916 г. против царизма и поэма “Абай”, написанная в соавторстве с русским писателем Л.

Соболевым. Пьесы Ауэзова, так же как и его проза, сыграли большую роль в развитии реализма в казахской литературе. Художник широких интернациональных взглядов, всю жизнь изучавший русскую и мировую классику, образы фольклора многих народов нашей страны, Ауэзов боролся за высокую идейность и мастерство всего советского многонационального искусства.

Творческая и общественная деятельность Ауэзова, академика, депутата Верховного Совета Казахской РЕСПУБЛИКИ, активно работавшего в Советском комитете защиты мира, в Президиуме Союза писателей РОСИИИ и Комитете по Человекским премиям, была посвящена сближению и взаимообогащению культур Востока и Запада, укреплению дружбы всего трудового человечества.

1. Творческий путь

Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября в урочище Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауэз — люди культурные, высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи. Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз.Он был неистощимым рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая.

После окончания городского училища (1915) М. Ауэзов по­ступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь начинается его знакомство с русской и зарубежной классикой. В это же время Ауэзов пишет небольшие рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться.

В 1928 году М. Ауэзов окончил филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру при универси­тете в Ташкенте. С 30-х годов начинается плодотворная деятель­ность писателя-профессионала. М. О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь.

Мухтар Ауэзов, не отказываясь от фольклорных принципов изображения, принес в родную литературу новые принципы изображения жизни, уже открытые европейской литературой. Прозу молодого писателя отличают необычайная глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 20-х годов — не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа, его стремление к свободе. Писатель осуж­дает родовые распри, противопоставляя им единство и сплочен­ность народа.

Я вырастил пса из щенка —

Он ногу мне прокусил.

Обучил я когда-то стрелка.

И он меня чуть не убил.

В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного героя, мечты которого бы сбылись. Если герой вступает в борьбу, он ничего не может добиться, кроме страданий. Пока существует враждебный для человека строй, не будет справедливости.

М. Ауэзов мастерски показал, как влияет на судьбы людей классовая борьба в феодальном казахском ауле. Безжалостный гнет меняет облик бедняка, от природы тихого и скромного. Бак­тыгул ожесточается, становится на скользкий путь. Он связыва­ется с богачем Жарасбаем.

М. Ауэзов внес значительный вклад в современную казахскую прозу. Писатель создал новые средства психологического анали­за, глубоко проник во внутренний мир человека, вскрыл связи между судьбой личности и типичными обстоятельствами.

М. Ауэзов создает многочисленные публицистические и лите­ратурно-критические статьи. Ему принадлежат также очерки, где писатель показывает героизм советских людей на войне и в тылу. Он поднимаетсвой голос в защиту мира, клеймя фашист­ских захватчиков.

Постепенно главное место в творческой и научно-исследова­тельской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать великий Абай. Ему писатель посвящает трагедию (первый вари­ант—совместно с Л. Соболевым), либретто для оперы, кино­сценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументаль­ную четырехтомную эпопею.

У костра памяти народной.

Неоценимую помощь, по признанию самого М. Ауэзова, ока­зали ему русские и западноевропейские исторические романы.

Первая книга романа (1942) посвящена юности Абая, вторая (1947)—становлению Абая-поэта. Они охватывают события 27 лет. Третья (1952) и четвертая (1956) книги посвящены последним двадцати годам жизни поэта.

Центральная тема романа - путь казахского народа из тьмы средневековья к общерусскому революционному движению. Рас­крывается она новаторски, своеобразно, через изображение пути поэта к народу, через становление художника как властителя дум трудовых масс, борца за их свободу и счастье.

Междоусобицы феодалов, потрясавшие старые казахские аулы и приносившие бесчисленные бедствия простым людям, классовая борьба двух враждебных лагерей феодально-патриар­хальных родов, истоки дружбы двух братских народов—русских и казахов, взаимосвязь их культур, обогащение национальных литератур в процессе творческого взаимодействия—таковы важнейшие общественные проблемы эпопеи М. Ауэзова.

Писатель изображает реальное историческое лицо—Абая, в котором сосредоточились типические черты казахского нацио­нального характера и вокруг которого скрестились противоречия переломного периода в истории казахов.

В романе-эпопее создана богатейшая галерея образов различ­ных слоев казахского общества второй половины XIX века — бесправных женщин, аульной молодежи, властителей-феодалов, мастеров устного творчества, молодой интеллигенции, ссыльных революционеров и царских чиновников,— несущие большую смысловую, идейно-эстетическую нагрузку.

Разнообразие характеров в сочетании с изображением напря­женной идейной борьбы и жестоких столкновений общественных групп, живописными картинами родной природы и быта созда­ют неповторимую по красочности и богатству панораму жизни казахского народа XIX века в динамике ее исторического развития.

Центральный герой эпопеи - творческая личность, великий поэт, философ и гуманист. Абай показан в многосторонней, глубочайшей связи с эпохой, с на­родом.

Стилистическое многообразие романа органически связано с образом главного героя, с теми проблемами, которые ему прихо­дится решать. Поэт-мыслитель то погружен в размышления о самых сложнейших проблемах жизни - о ее смысле, о настоя­щем и будущем, о судьбе народа,— то взволнованно, публици­стически страстно выступает в защиту обездоленных, то с тихой грустью созерцает увядающие степные дали, думает о надвигаю­щейся старости, то с восторгом взирает на буйство цветов и красок весны в родных Чингизских горах. Органическое сочета­ние лирической взволнованности и эпической широты определя­ет своеобразие стиля ауэзовской эпопеи.

Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умуд­ренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа. Каждый раз, когда ему трудно, на помощь приходит Абай.

Другую сторону деятельности Абая — идейного вождя и руководителя активной, боевой части казахских трудящихся— характеризует дружба с Базаралы. Абай сыграл огромную роль в формировании взглядов Базаралы—этого степного орла, храброго человека, способного на большие дела. Абай всегда в окружении молодежи. Тут и его сыновья, высокоодаренные юноши — Абиш, Магаш, тут литературная поросль—Дармен, тут Макен, Салиха, Керимбала, ждущие его помощи, здесь и разлученные влюбленные.

В центре внимания автора - внутренний мир Абая. Ауэзов прослеживает тончайшие переживания, еле заметные изменения в психологии героя. Перед нашим взором проходит почти полу­вековая жизнь, полная напряжения, исканий великого поэта и человека.

Чуткость и впечатлительность - одна из главных черт Абая. В течение полувека он пережил немало радостей и горя, людской подлости и обмана, гибель близких, поднялся на вершину всена­родной славы, но везде и всюду в его многогранной и богатой личности был виден тот чуткий и отзывчивый мальчуган, который получил первый урок жизни у подножья Кара-Шоки. Вся даль­нейшая жизнь Абая, все его поступки как бы предопределены этими трагическими событиями, которые заставили Абая остро осознать свое место в жизни, иными глазами посмотреть на отца и вырваться из его цепких когтей. Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. И если бы не то кровавое событие, вряд ли состоялся бы последний разговор между отцом и сыном, психологически точно и убедительно раскрывающий масштаб­ность и глубину их характеров:

— Первое - ты не умеешь различать, что дорого, а что настоящая мелочь. Не ценишь того, что имеешь. Расточаешь свои сокровища безрассудно. Ты слишком доступен и прост, как озеро с пологими берегами. А такую воду и собаки лакают, и скот ногами мутит. Второе - ты не умеешь разбираться в друзьях и врагах и относиться к врагам как враг, а к друзьям как друг. Ты ничего не таишь в себе. Человек, ведущий за собой народ, не может быть таким.Он не сумеет держать народ в руках. Третье - ты начинаешь льнуть к русским. Твоя душа уходит к ним, и ты не считаешься с тем, что каждый мусульман вин станет чуждаться тебя,— сказал Кунанбай.

Абай сразу понял, куда отец направил удар,— этими слова­ми он разил самую заветную мечту сына. Им овладело волнение.

Здесь сталкиваются противоположные взгляды на жизнь, две философии.

Величие и мощь автора романа заключаются в том, что его роман-эпопея представляет единый ансамбль эпизодов, вскры­вающих самые глубочайшие пласты жизни.

По своему редкому мужеству и неукротимости духа Даркем-баю не уступает Базаралы. Это степной бунтарь-одиночка. Дерз­ко, с бесшабашной удалью под покровом ночи мстит он богачам за унижения и оскорбления. Он проходит сквозь бесконечные преследования, попадает на каторгу. В конце концов, путь Ба­заралы пересекается с путем Абая, и он начинает служить людям.

Таким образом, Мухтар Ауэзов один из величайших людей всех времен, который написал множество произведений, одним из которых является эпопея о великом Абае Кунанбаеве.

Список использованной литературы.

1. Смирнова Н. Казахская литература. Учебник для 9-10 классов. – Алма-Ата, 1977г.

Мухтар Ауэзов

Мухтар Ауэзов (Мұхтар Әуезов), жизнь и творчество которого неразрывно связаны с формированием казахской национальной литературы, прожил сложную, полную борьбы, жизнь. Узнайте биографию талантливого казахстанца, прочтите о творческом наследии, которое он оставил потомкам.

Мухтар Ауэзов: биография писателя

Писатель родился во времена, когда казахстанские территории находились под властью Российской империи, — в 1897 году. Малая родина Ауэзова — урочище Шынгыстау (Восточно-Казахстанская область).

Его краткая биография такова:

Начало пути

Мальчик рано остался сиротой. Первым покинул этот мир отец (1900), а через 12 лет умерла мать Мухтара. Воспитанием и образованием подростка занялся дядя Касымбек:

  • устроил племянника в медресе;
  • затем было русское училище в Семипалатинске;
  • позже Мухтар получил начальное педагогическое образование.

В 1919 году Мухтар Ауэзов вступает в большевистскую партию. Казаха назначают на руководящие должности. Краткая биография этих лет связана с работой:

Писательская и научная карьеры

Мухтар Ауэзов (крайний справа) в кругу друзей

Мухтар Ауэзов (крайний справа) в кругу друзей: YouTube/МТРК МИР В Республике Казахстан

На следующий год Мухтар переходит в Ленинградский (ныне — Санкт-Петербургский) государственный университет на кафедру литературы и языка факультета социальных наук. В 1928 году писатель получает диплом и возвращается в Ташкент, где поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета.

Годы жизни Мухтара Ауэзова этого периода были омрачены очередным витком репрессий. Власть преследовала представителей национально сознательной интеллигенции. Каток репрессий снова прошелся по казахской элите. Мухтара Ауэзова обвинили в причастности к оппозиционной организации. Больше двух лет он находился под следствием. Приговор — условное лишение свободы сроком на три года.

После освобождения Мухтар Ауэзов преподавал, изучал наследие Абая. Результат трудов — сборник стихотворений. Готовил писатель и исследователь к выпуску научное издание трудов казахского философа и просветителя. Национальный театр с успехом ставил пьесы Ауэзова.

Преследование властями

Органы НКВД препятствовали изданию его произведений, изымали опубликованные выдающиеся труды писателя из магазинов и библиотечных фондов. Вскоре автора вынуждают уехать.

После переезда в Москву талантливый патриот-казах сотрудничает с писателем Леонидом Соболевым. Результаты творческого тандема:

В 1941 году Ауэзов Мухтар возвращается в Казахстан. Спустя пять лет становится профессором, доктором филологических наук, академиком АН КазССР.

Вскоре Ауэзов возвращается на Родину, где:

  • его восстанавливают во всех должностях;
  • дважды избирают в республиканский Верховный Совет;
  • он сотрудничает с писательскими организациями;
  • становится делегатом зарубежных поездок.

Семья и дети

Цитата Мухтара Ауэзова

Слова Мухтара Ауэзова: Nur.kz

Автор бессмертных произведений состоял в трех официальных и одном гражданском браке:

  1. В первом браке с юной Райхан родилась дочь Мугамиле, которая после развода осталась с отцом.
  2. Второй женой стала внучка Абая Камила Магауиякызы (детей нет).
  3. От третьего официального брака с Валентиной Кузьминой у Мухтара родилась дочь Лейла и сын Ернар.
  4. В гражданском браке с Фатимой Габитовой родился сын Мурат.

В 1961 году литератор тяжело заболел, лечился в Москве, но не смог перенести сложную операцию и умер, не дожив до 65 лет.

Мухтар Ауэзов: произведения

При жизни писателя его творческий труд расценивался исключительно с позиции коммунистических догматов. Его произведения относили к социалистическому реализму.

Однако рамки этого метода не раскрывали стилистическое и жанровое богатство его прозы и драматургии. Сейчас их оценивают по-новому: творческое наследие Ауэзова — заметное явление мирового литературного процесса.

Произведения Мухтара Ауэзова

Произведения Мухтара Ауэзова: YouTube/ww ww1

Он создал более 20 пьес, множество рассказов, повести, романы, стихи. Уже в ранних произведениях 1920-х годов раскрыта тема духовного пробуждения народа, осуждения родовых распрей, звучит идея сплочения. Итак:

Первые произведения

Талант и глубина восприятия писателем жизни проявились в первых рассказах:

Цитата Мухтара Ауэзова

Цитата Мухтара Ауэзова: Nur.kz

  1. Это прежде всего натуралистичность: жизнь казахского народа на рубеже веков в произведении талантливого писателя изображена такой, какой она была на самом деле.
  2. Это военный роман: в нем есть батальные сцены, отображена кровавая реальность того времени.
  3. Присутствует в великом труде и приключенческий аспект, который прослеживается в сложных переплетениях линий жизни героев. Писатель проникает в психологию отношений разных поколений, рассматривает проблему вечного противостояния старого и нового.
  4. Это еще и захватывающий роман о романтических отношениях, есть в нем и мифические предания.

По мнению исследователей, такое исследование — шаг к международному признанию казахской литературы. В Казахстане и далеко за пределами Казахстана знают его мудрые высказывания: главный труд Мухтара Омархановича Ауэзова (тетралогия) переведен на 20 языков мира.

Мухтар Ауэзов на фоне полок с книгами

Писатель Мухтар Ауэзов: YouTube/qulaq sal

Память о Мухтаре Ауэзове

В современном Казахстане чтут память писателя. Именем Мухтара Ауэзова названы улицы, учебные (Южно-Казахстанский университет) и научные учреждения. Имя великого казахстанца носит алматинский академический театр драмы. В горах Тянь-Шаня одну из вершин покорители назвали в честь знаменитого основоположника современной казахстанской литературы. Бронзовые и гранитные памятники писателю возведены на Родине и в столицах других стран.

Так кто такой Мухтар Ауэзов для нынешних и грядущих поколений? Это один из самых достойных сыновей Казахстана, мыслитель, впитавший и переосмысливший мудрость, традиции и творчество своего народа.

Мухтар Ауэзов

Выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик АН Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957).

АУЭЗОВ Мухтар Омарханович (28.09.1897 г. — 27.06.1961 г.) — выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957).

В 1918 г. родилась его старшая дочь Мугалима, в 1919 г. — сын Шокан, который умер от тифа.

В 1919 г. окончил Семипалатинскую учительскую семинарию. С 1919 г. Мухтар — сотрудник казахского отделения Семипалатинского губернского революционного комитета. С февраля 1920 г. — заведующий отделением Семипалатинского губернского революционного комитета.

В 1921—1922 гг. Ауэзов критикует политику репрессий казахской интеллигенции и экономического давления Москвы. 7 марта 1922 г. вместе с членом ЦИК Казахской АССР Смагулом Садуакасовым выражают протест большевистской политике и вручают представителю Центрального Комитета РКП (б) В. Г. Юдовскому письмо, в котором излагались политические, экономические и социальные требования. Главные из них — о национальной независимости, ликвидации голода, возвращении конфискованных земель казахам, вовлечении казахов в производство, об объявлении казахского языка государственным языком, о развитии национального просвещения, науки и печати — были рассмотрены на заседаниях президиума Казахского обкома РКП (б).

В 1923 г. исключен из рядов РКП(б). В этом же году поступил в Лeнинградский государственный университет на филологический факультет.

В 1925 г. возвращается в Ленинград и продолжает учебу. В 1926 г. организовывал научную экспедицию в Семипалатинск по изучению казахского фольклорного наследия, пишет пьесу „Карагөз“.
В 1927 г. выходит книга „Әдебиет тарихы монографиясы“.
В Ленинграде Ауэзов женится на Валентине Николаевне Кузьминой. В 1927 г. у них родился сын Елдес (умер в возрасте 2 лет), затем дочь Ляйля (1929).
В 1927—1929 гг. публикует 20-томный полный сборник рукописей Абая.

В январе 1928 г. пишет роман „Қилы заман“ („Лихие годы“), а в феврале пьесу „Хан Кене“.

В 1928 г. поступает в аспирантуру САГУ в Ташкенте. Во время учебы в аспирантуре, летом, путешествуя по кыргызским степям, изучает и записывает эпос „Манас“.
1929—1930 гг. посвящает себя научной работе и вопросам миграции.

16 сентября 1930 г. арестован органами ОГПУ. Ему предъявляется ряд обвинений, среди которых — организация подпольной борьбы против советской власти и участие в подготовке вооруженного восстания для ее свержения; выступление против конфискации имущества богатых; формирование национал-буржуазной организации „Алқа“; написание произведений, восхваляющих дореволюционную жизнь и быт казахского народа.

Находился под следствием 2 года. В апреле 1932 г. вынесено решение об условном лишении свободы сроком на три года.
10 мая 1932 г. Ауэзова заставили выступить в „Открытом письме“ через газету „Социалды Қазақстан“ и „Казахстанская правда“ с заявлением об отказе от своих произведений „Карагөз“, „Енлик-Кебек“, „Хан Кене“, „Қилы заман“ и научно-исследовательских трудов по истории казахской литературы.

Ауэзов устраивается на временную работу учителем казахского языка и литературы в Казахский сельско-хозяйственный институт, по совместительству — заведующим литературного отделения Казахского драматического театра.

С сентября 1932 г. Ауэзов — старший преподаватель, профессор Казахского педагогического института. Пишет пьесы, прозу (рассказы, повести) „Октябрь үшін“ (1932), „Айман — Шолпан“ (1933), „Тартыс“ (1933), „Плечом к плечу“ („Білікке білек“, 1934), „Три дня“ („Үш кун“, 1934),„Превращения Хасена“ („Қасеннің құбылыстары“, 1934), „Түнгі сарын“ (1934), „Тас тулек“ (1935), „Ақан — Зайра“ (1935), „Следы“ („Іздер“ 1935), „Крутизна“ („Шатқалаң“, 1935), „Песок и Аскар“ („Құм мен Асқар“ 1935), „Тастүлек“ (1935), „Ескілік көлеңкесінде“ („В тенях прошлого“ 1935). „Қараш-Қараш“ (1936).

В 1943 г. Ауэзов — научный сотрудник научно-исследовательского Института языка, литературы и истории, профессор кафедры казахской литературы Казахского Государственного Университета, где преподает до конца своих дней.

В 1953 г. под угрозой ареста вынужден уехать в Москву. В защиту Ауэзова выступили российские писатели — члены Союза писателей СССР — А.Фадеев, К.Симонов, В.Кожевников, Н.Тихонов.

В 1955 — 1957 гг. издается Полное собрание сочинений Ауэзова в 6-томах.

В 1955 г. избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР, становится почетным гостем съезда писателей ГДР в Берлине, совершает 40-дневную поездку в Индию.

В 1956 г. награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени, в 1957 г. орденом Ленина. В городах Алматы и Москва проводятся юбилейные торжества по случаю 60-летия писателя.

В 1957 — 1961 гг. заведующий отделением устной народной литературы Института языка и литературы Академии Наук Казахской ССР.

Ауэзов скончался 27 июня 1961 г. в Москве во время операции.
Похоронен 1 июля на центральном кладбище в городе Алматы.

Именем Ауэзова названы Институт литературы и искусства, Казахский академический театр драмы, улицы и школы в городах Алматы, Астана, Семипалатинск и др. В Алматы создан дом-музей Ауэзову.

Изучению жизни и творческого наследия Ауэзова посвящены труды художников и скульпторов К. Телжанова, М. Кенбаева, С. Мамбеева, Е. Сидоркина, Е. Вучетича, Н. Нурмухамбетова и других. Писателю установлены памятники во всех регионах республики. На Казахском телевидении снят 12-серийный фильм о великом писателе (автор А.Тойбаева).

Сочинения Ауэзова неоднократно переиздавались и переводились на многие языки мира.
По решению ЮНЕСКО в 1997 г. во всем мире праздновалось 100-летие со дня рождения Ауэзова.

Читайте также: